линь пусковой для чего
Спасательные плоты
Спасательный плот − это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.
Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).
Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.
Дополнительный спасательный плот на судне
Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.
По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.
Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН – плот спасательный надувной).
Надувной спасательный плот
Основными элементами спасательного плота являются:
камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);
днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.
Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.
Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.
Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым.
Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.
На тенте должно быть:
по меньшей мере, одно смотровое окно;
устройство для сбора дождевой воды;
устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;
полосы из белого световозвращающего материала.
На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выключателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.
По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.
Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами,помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка.
Входы,не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж- няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.
На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.
Карманы выполняют две функции:
обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу.
Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.
Пусковой клапан спасательного плота
Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя.
При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в течение 1 – 3 минут.
Пусковой линь имеет двойное назначение:
используется для открытия клапана на баллоне с газом;
используется для удержания плота на воде у борта судна.
Длина пускового линя не менее 15 метров.
Установка плота спасательного надувного (ПСН)
Установка плота спасательного надувного (ПСН)
На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.
Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота. Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.
Схема крепления ПСН к судну:
1 – найтов; 2 – глаголь-гак; 3 – пусковой линь; 4 – гидростат; 5 – слабое звено; 6 − бандажная лента
Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°. Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов − ручной и автоматический.
Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри,удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом.
В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.
Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат − устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров. По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.
Гидростат режущего типа
Гидростат разобщающего типа
Гидростат разобщающего типа
Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.
Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.
Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.
Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата,что приведет к освобождению плота от найтовов.
Гидростат разобщающего типа
При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера.
Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.
Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя.
Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения.
Поэтому при ручной отдаче первое,что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.
Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.
Спуск плота спасательного надувного (ПСН) на воду
Спуск плота спасательного надувного (ПСН) на воду
Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.
Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.
Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.
Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:
вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;
вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь.
Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение.
Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны.
В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот:
переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим;
можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность,что в нем нет людей;
можно спуститься по штормтрапу;
можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;
можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;
помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).
После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде,но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:
выбрать плавучий якорь;
подтянуть водяные карманы;
использовать весла из аварийного запаса.
В спасательном плоту и на воде
Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.
Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:
образование воронки при погружении судна под воду;
возможность взрыва при пожаре;
всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;
возможность заваливания судна на борт.
После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:
равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;
более рационально использовать средства сигнализации;
более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ(несение вахты, ловля рыбы и т.п.).
Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.
Снабжение спасательного плота
Снабжение спасательного плота
средства осушения: плавучий черпак и 2 губки;
2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы;
ручной насос или меха для подкачки плота;
питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;
пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
аптечка первой помощи;
таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
по одному гигиеническому пакету на человека;
теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.
радиолокационный маяк – ответчик (SART);
УКВ переносная радиостанция;
4 красные парашютные ракеты;
6 красных фальшфейеров;
2 плавучие дымовые шашки;
электрический водонепроницаемый фонарь;
сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток;
Линь пусковой для чего
Откровенный разговор о спасательных плотах Евгений Богаченко 43 15798
Когда готовишься к первому контракту в должности помощника капитана, то в голове возникает много вопросов, а в душе зарождается неуверенность в собственных силах и знаниях. Как проводить тревоги на судне? Что делать с плотами? Когда и что проверять?
Давайте договоримся, что мы рассматриваем ситуацию, когда в ходе учебной тревоги нам нужно рассказать о плотах. Если хотите тревогу провести интересно, нужно сделать так, чтобы люди встрепенулись и оживились. Это трудно. Для этого нужно использовать всё: от жестов до интонации. И, конечно же, нужно задавать вопросы. Так как человек начинает думать и даже если говорит неправильно и другие с ним соглашаются, то никто не должен это высмеивать. Просто нужно дать правильный ответ. Сейчас поймете о чем я.
Life rafts (можно встретить, что пишут слитно) или спасательные плоты до сих пор являются туманной темой. Хотя вроде всё понятно и многие уверенны, что они знают всё. Но зачастую это ошибочная уверенность. Начнем со стандартной ситуации – нужно привести в действие плот. Т.е. спустить его на воду и надуть.
Вот так могут ответить и рассказать почти все. Теперь вопросы! Сколько нужно тянуть линь? Зачем пусковой линь привязывать к жесткости на палубе? Для чего нужен гидростат? Где находится слабое звено?
Начнем с вопроса: Сколько тянуть линь? На каждом плоту есть наклейка с указанием его характеристик. Среди них Вы найдете, на сколько людей рассчитан плот (Persons) и какова дина линя (Length of painter). А для чего это нужно? В нашем примере (картинки ниже) Вы видите, что длина линя 36 метров. Значит нужно быть готовым выбирать слабину в 36 метров. А поверьте, когда судно терпит бедствие, у человека соответственно стресс, каждая секунда замирает. И тут вывалив плот, тянешь-тянешь за линь, а плот не надувается. И уже сомнения, может, что-то делаешь не так? Нужно быть готовым тянуть указанную на плоте длину линя. И быть готовым к этому заранее.
Где же находится слабое звено? Здесь можно услышать кучу противоречий: на самом лине, метр от конца; на конце, который активирует систему газонаполнения; на гидростате. Но четкости в ответах нет.
Как и нет объяснения, зачем тогда привязывать пусковой линь к жесткости? Сама суть привязывания заключается в том, чтобы «заблокировать» слабое звено, т.е. предотвратить потерю плота. Как это может быть? Дело в том, что зачастую судно терпит бедствие в плохую погоду (большая волна и сильный ветер). Плот в надутом состоянии обладает большой парусностью. Таким образом, под действием сил стихии плот может вырвать со слабого звена.
И раз уж мы упомянули стихию, то нужно сказать, что спасенные моряки отмечают общую ошибку. Чтобы сделать резкий рывок и активировать систему газонаполнения, человек обматывает линь вокруг руки, делая петлю вокруг запястья. Согласитесь, что так сделать рывок гораздо легче. Только плот резко раскрывается из капсулы и быстро наполняется. Так его легко подхватывает волна или ветер и повреждает человеку запястье: от глубоких ран до сильных вывихов.
Для чего нужно гидростатическое устройство (гидростат) и где именно слабое звено?
Сам плот обладает положительной плавучестью, и конец его пускового линя ещё закреплен к красному звену (грубо говоря, всё ещё жестко закреплен).
Плот всплывает до тех пор, пока под натяжением не активируется система газонаполнения. Здесь включаем мозг и задаем вопрос: что заменяет резкий рывок? Именно давление, которое вытесняет плот из воды. Значит всё 36 метров (в данном примере) должны быть уже снаружи плота и вытравливались по мере того, как судно тонуло.
Теперь включаем логику. Если судно затонуло на глубине в 20 метров. То плот отдастся на глубине 4 метра, но не активируется, так как будет плавать на поверхности воды. Нет силы, которая бы заменила резкий рывок. Т.е. нужно подплыть и вытянуть весь оставшийся линь и активировать самому систему газонаполнения. Теперь, думаю, всё стало на свои места.
Возвращаемся к слабому звену. То красное звено, за которое крепится конец пускового линя плота и есть слабое звено. Но тут уже добавлю от себя. Не само красное звено, а соединения красного с черным. Именно здесь произойдет разлом пластмассы (так как веревка уже разрезана), когда надутый плот будет вытесняться из воды.
И как вывод – небольшая справка по требованиям касательно спасательных плотов.
Согласно SOLAS Chapter III Reg 20 плоты должны проходить сервис каждые 12 месяцев.
Сами же гидростаты имеют срок годности 2 года. Это тоже нужно держать под контролем, так как это Ваша ответственность, а не сервиса.
И обязательно помните о том, что если у Вас есть плоты, которые спускаются на воду плот-балкой (davit-launched liferafts), то Вы попадаете под требования SOLAS Reg 19.4.3. И должны делать тренинг с объяснением, как пользоваться данной системой не реже, чем раз в 4 месяца. А звучит это так: On-board training in the use of davit-launched liferafts shall take place at intervals of not more than 4 months on every ship fitted with such appliances. Whenever practicable this shall include the inflation and lowering of a liferaft. This liferaft may be a special liferaft intended for training purposes only, which is not part of the ship’s life-saving equipment; such a special liferaft shall be conspicuously marked.
Отдельная благодарность Максиму Черненко за предоставленные фотографии. И благодарность всем тем, кто захочет поделиться опытом и дополнить в комментариях данную статью.
Пусковой линь (фалинь)
Пусковой линь имеет двойное назначение:
1. Используется для открытия клапана на баллоне с газом (отсюда его название «пусковой линь);
2. Используется для удержания плота на воде у борта судна (отсюда его название «фалинь»).
Длина фалиня составляет не менее 10 м плюс расстояние от места установки до воды при наименьшей осадке, но не менее 15 м в любом случае.
Разрывная прочность фалиня зависит от вместимости плота: чем больше вместимость, тем больше его масса и больше парусность, а следовательно, больше должна быть прочность фалиня для удержания плота у борта судна:
Вместимость спасательного плота, чел. | Прочность фалиня, кН |
до 9 | не менее 7,5 |
9-25 | не менее 10 |
более 25 | не менее 15 |
Сигнальный огонь
На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Аварийное освещение
Внутри плота устанавливается электролампочка, включающаяся автоматически при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Доступ на плот
На плотах вместимостью более 8 человек должно делаться не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов.
Каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован закрытием, которое может легко открываться и закрываться изнутри и снаружи. Закрытия должны обеспечивать достаточную вентиляцию при исключении проникновения воды, ветра и холода.
По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.
Если плот предназначен для спуска при помощи плотбалки, то у входа со стороны посадочной палубы посадочной площадки не должно быть.
Балластная система
На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 с после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.
Карманы выполняют две функции:
· С одной стороны, они обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится наводе без людей;
· С другой стороны, раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.
Система автоматического надувания
Для надувания плота к его днищу крепится баллон с газом, закрытый специальным «пусковым клапаном»,который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя (фалиня). При открытии пускового клапана газ направляется к отсекам по шлангам высокого давления.
Подключение шлангов к отсекам делается через невозвратные клапаны, предотвращающие утечку газа, если один из отсеков окажетсяповрежденным.
Аварийное снабжение
Средства, обеспечивающие эксплуатацию:
· 2 плавучих гребка (весла);
· средства осушения; плавучий черпак (два черпака для плотов
вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;
· 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, авторой является запасным;
Сразу после раскрытия ПСН сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
На плотах, спускаемых при помощи плотбалки, прикрепленный якорь раскрывается только вручную.
Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.
· спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;
· ремонтный комплект для заделки проколов;
Винтовые пробки используются для временной быстрой заделки небольших повреждений.
Зажим делается из двух круглых (овальных) пластин с эластичными накладками. Внутренняя пластина может перемещаться вдоль пальца внешней пластины.
Для заделки повреждения пластины разводят, и продевают таким образом, чтобы они оказались с разных сторон отверстия. Затем пластины соединяют, фиксируя гайкой.
Рис. Средства для заделки повреждений: а) пробка; б) зажим
Комплектация средств для заделки повреждений Кодексом не устанавливается, поэтому у разных производителей комплектация может различаться.
Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений,
· ручной насос или меха для подкачки плота.
Средства сигнализации:
· радиолокационный отражатель или радиолокационный ответчик;
· 4 красные парашютные ракеты;
· 6 красных фальшфейеров;
· 2 плавучие дымовые шашки;
· электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачисигналов по азбуке Морзе;
· сигнальное зеркало (гелиограф);
· таблица спасательных сигналов
Питьевая водаконсервированная из расчета 1.5 л на человека.
Плот может комплектоваться опреснителем ручного действия. В этом случае запас воды может быть уменьшен на 0.5 л/чел, при наличии химического опреснителя и на 1 л/чел, при наличии вакуумного опреснителя, если опреснитель в состоянии произвести общее количество воды в течение двух дней.
Пищевой рациониз расчета 10 000 кДж на человека.
· аптечка первой помощи;
· таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене
48 ч на человека;
• по одному гигиеническому пакету на человека.
Рыболовные принадлежности.
Теплозащитные средствав количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц.
Инструкцияпо сохранению жизни на спасательных плотах.
В случае если снабжение спасательного плота соответствует перечню, установленному Международным кодексом по спасательным средствам, то плот маркируется надписью «SOLAS A PACK.
Если снабжение плота сокращено в допустимых Кодексом пределах, то плот маркируется надписью «SOLAS В PACK».