лиможская эмаль это что

Лиможская эмаль

Средневековое искусство периода готики знаменито использованием цветных эмалей. Достигшее своего развития в произведениях лиможских эмальеров ювелирное искусство вторит витражной живописи готических храмов.

С XII века французский Лимож стал ведущим городом по производству церковной утвари украшенной цветной эмалью. Лиможские эмали «Opus Lemovicense» («лиможскую работу») XII — XV веков изготавливались по принципу выемчатой техники. Углубления, создаваемые штихелем в металле, заполнялись стеклянными эмалями, таким образом, цветной фрагмент заключался в толщу металлического основания.

Еще со времен эмальеров Мааса, лиможские ювелиры использовали корнуэльское олово для придания стеклянным краскам непрозрачности и тоновой растяжки. Знаменитый глубокий синий тон лиможских эмалей достигался благодаря использованию испанского красителя сафра или цаффера состоящего из смеси руды богатой окисью кобальта и натрия.

Для мастеров лиможской эмали было характерно покрывать большие поверхности цветной эмалью, но в практике встречались и отдельно вырезанные фрагменты-выемки под эмаль. Наиболее характерно частичное заполнение в ранних работах эмальеров, а также в ювелирных изделиях.

Все искусство средневековья пропитано любовью к цвету, использование эмали этому подтверждение. Как и витражная живопись, использование эмали придавало произведениям и ювелирным украшениям торжественность, нарядный колорит, а также праздничность, которая пришла на смену романскому военному мироощущению.

Большинство готических изделий ДПИ связано с религиозной утварью. Эмалью покрывались шкатулки для реликвий, триптихи, образа, алтари и другая церковная утварь.

Процессионный крест

К периоду выемчатой готической эмали можно отнести процессионный крест. Деревянный крест из коллекции А.П. Базилевского в настоящее время находящийся в Эрмитаже, датируется первой четвертью XIII века и относится к искусству Франции. Выполнен в технике ковки, чеканки, резьбы с применением гравировки, эмалировки и золочения. Крест покрыт пластинами металла и расписан цветной выемчатой эмалью. Глубокий синий фон покрывает всю реликвию, и отсылает к наиболее часто используемым, синим лиможским эмалям. В примере данного креста хорошо заметна техника лиможских мастеров, в которой эмалью покрывалась практически вся плоскость пластины. Рельефное изображение Христа, Богоматери и апостола Иоанна чеканены. Фигура Христа более детализирована и украшена голубой эмалью. Изображение Богоматери и апостола условны, а графическая строгость фигур напоминает скульптурные группы соборов в Реймсе и Париже.

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

Подобный крест в данной технике можно наблюдать и в работе мастеров Германии. Распятие Христово с Евангельскими сценами относится к XII веку, изготовлено из дерева, меди, с применением техники гравировки, золочения, эмалирования. Немецкая готика развивалась под влиянием французского искусства, однако в декоративном оформлении получила самостоятельное начало, самобытное и оригинальное развитие. Немецкое искусство долгое время находилось под влиянием противоречивых противостояний феодального строя, именно это определило драматичность и повышенную экспрессивность искусства. Особенно сильно это проявлялось в скульптурном оформлении храмов, а так же в декоративно-прикладном искусстве, где сплетались мистика, средневековый реализм и восторженная экзальтация. Характерными чертами немецкой готики были наивность, гипертрофированность, гротескная «уродливость», отсутствие гармонии.

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

К светским произведениям искусства лиможских эмальеров относится прямоугольный медальон XIII века используемый как украшение для одежды. Мастера стилизуют растительный мотив при помощи тончайших золотых перегородок с заполнением синими, красными, белыми и другими непрозрачными эмалями. Данная подвеска предположительно имеет отношение к известному парижскому эмальеру, ювелиру короля Филиппа Гийому Жюльену.

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

Ларцы-реликварии

Среди всего разнообразия религиозных изделий лиможских эмальеров особо выделялись ларцы-реликварии выполненные в прямоугольной форме с остроконечным завершениям, повторяющим конструкцию кровель французских готических соборов. Ларцы украшались эмалью чаще всего характерного голубого цвета с заполнением по всей поверхности металлических пластин. Ларцы своими формами олицетворяли прототип храма, в который помещали реликвию. В качестве украшений выбирались рельефные или плоские фигуры святых, золоченые или полностью выполненные из золота, цветочные мотивы с повторяющимся раппортом. Верхушки ларцов украшались декоративными деталями по типу готических пинаклей и аркад, а также круглыми цветными элементами, отсылающими к витражным окнам называемыми «розами».

Такое большое количество религиозных предметов производимых в Лиможе происходило в результате того, что город находился на пути поломничества к гробу св. Иакова и мощам св. Марциала. А в самом Лиможе – крупном центре религиозной жизни находилось огромное количество церквей с содержащимися святынями и атрибутами церковной жизни.

Источник

Лиможская эмаль

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

Полезное

Смотреть что такое «Лиможская эмаль» в других словарях:

Лиможская эмаль — французские изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож. Расцвет производства лиможской эмали последняя четверть XV вторая половина XVI вв. Для так называемой старой школы (последняя четверть XV первая… … Художественная энциклопедия

ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ — французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства сер. 15 сер. 17 вв.); складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен) … Большой Энциклопедический словарь

Лиможская эмаль — французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства последняя четверть XV вторая половина XVI вв.); складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен). * *… … Энциклопедический словарь

ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве) — ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника… … Энциклопедический словарь

Эмаль — I Эмаль (франц. email, от франкск., smeltan плавить) стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) … Большая советская энциклопедия

Эмаль — I (франц. émail, итальянск, smalto, немецк. Schmelz, средневек. латинск. smaltum, от верхненемецк. глагола smelzan плавить, русск. финифть) стекловидное легкоплавкое вещество, наносимое на металлические предметы для предохранения их от окисления… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эмаль — (др. рус. финифть) одна из ювелирных техник, а также само изделие, украшенное Э. декоративным покрытием поверхности худож. изделий из металла стекловидной массой. Техника Э. может быть холодной (без обжига) или горячей (окрашенная окислами… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ювелирное искусство — вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… … Энциклопедический словарь

Ювелирное изделие — Современный браслет с опалом … Википедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Источник

Декор интерьера. История лиможских эмалей

На берегу реки Вьенны, в центральной части Франции расположен город Лимож. В эпоху Возрождения он приобрел общеевропейскую известность как крупнейший центр производства расписных эмалей. Еще в средние века, лиможские мастера славились изготовлением так называемых выемчатых эмалей. В то время, они производились в Германии и Лотарингии, однако именно Лимож был основным поставщиком подобного рода изделий в страны Европы. Украшенные предметы церковного обихода вывозились в Испанию, Италию, Англию и на территорию Руси. К концу XIV века на процветающий город обрушились бедствия эпидемия чумы, затем Столетняя война, приведшие его почти к полному разрушению. Тем не менее, производство выемчатых эмалей не прекратилось, оно угасло лишь к началу XV века.

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

Лиможская эмаль с иллюстрацией повествования о Т.Бекете. XII век.

Новый расцвет Лиможа как места производства декора для интерьера был связан с зарождением и развитием другой техники эмальерного дела. Время меняет вкусы. Сильное влияние на французское декоративно — прикладное искусство стали оказывать художники и ювелиры Италии. То было время Ренессанса. Чтобы вернуть главенствующее положение, мастера Лиможа должны были поднять мастерство на качественно новый уровень. Так появились расписные эмали. Процесс их изготовления нельзя назвать усовершенствованием техники выемчатых эмалей. Возникли принципиально новые приемы обработки. Но дело не только в них. Обе техники отличаются друг от друга по самой художественной сути. Эмали выемчатые представляли собой упрощенное подражание восточным перегородчатым. На толстой медной пластинке с помощью инструмента, напоминавшего долото, мастер выбивал небольшие углубления выемки, которые потом заполнял эмалью. Оставшиеся на поверхности перегородки из меди покрывались золотом и полировались. Медные заготовки изделий изготовлялись на месте, а те, которые требовали выбивной работы, имели право делать только золотых и серебряных дел мастера. Поэтому эмальеры XV — XVI веков принадлежали к этому цеху ремесленников. Только в 1566 году, во время расцвета производства, они объединились в самостоятельную корпорацию. Тогда же стал общепринятым и термин эмальер.

Массовый характер производства эмалей для интерьерного декора требовал значительного количества меди. Но в окрестностях Лиможа ее не добывали, ближайшие месторождения находились за пределами Франции, в северной Испании. Предполагается, что именно оттуда привозили медь. Изделия лиможских умельцев высоко ценились в Испании. Не случайно, когда в XIX веке эмали привлекли к себе пристальное внимание коллекционеров, огромное количество произведений оказалось именно в этой стране. Эмаль стекловидное, легкоплавкое вещество, которое наносили на металлические изделия.

Прозрачный сплав окрашивали в разнообразные цвета солями металлов. Одну из сторон медной заготовки покрывали белой эмалью, а другую, чтобы она при обжиге не теряла форму, густым слоем так называемой контрэмали зеленовато-серого или бурого цвета. На белую поверхность черной краской наносился рисунок, затем изделие подвергали обжигу. Получившееся изображение напоминало гравюру на дереве. Его раскрашивали прозрачными составами различных цветов. Некоторые детали покрывали непрозрачными эмальными красками как правило, для изображения человека. Это требовало различной степени обжига. Поэтому изделие приходилось обжигать по многу раз в зависимости от количества и свойств употребляемых красок. На последнем этапе, мастер покрывал золотом отдельные элементы изображения: волосы, складки одежд, надписи и узоры на тканях, контуры зданий. Для того, чтобы эмали получались более красочными, на них рельефно наносили крупные капли разноцветных красок, под которые подкладывали кусочки золотой или серебряной фольги. Это создавало сложную игру света, и эмали казались усыпанными драгоценными камнями.

В конце XIX века, интерес к лиможским эмалям, как средству декорирования интерьера, возрос. Многие коллекции Европы насчитывали уже десятки украшений. Но лишь на некоторых стояли имена авторов. В 1921 году французский исследователь М. де Вассело доказал, что все известные произведения эмальерного искусства изготовлены шестью мастерскими. Он дал им условные названия: мастерская Монверни, Орлеанского триптиха, Нардона Пенико, Высокого Чела, Триптиха Людовика XII, Жана I Пенико.

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

Триптих с изображением бичевания Христа, распятия и положения во гроб. Конец XV века. Мастерская Монверни.

Произведения художников лиможцев относят к двум школам: Старой и Новой. Старая школа охватывает период со второй половины XV по первую четверть XVI века. Характер искусства ее мастеров целиком определялся церковью. Это были предметы религиозного культа: пластинки, складни,триптихи на евангельские сюжеты. В Старой школе, в свою очередь, существовало два течения. В одном из них придерживались традиций, идущих еще от готического искусства. Сюда можно отнести работы мастерских Монверни, Орлеанского триптиха и Нардона Пенико. Мастерская Монверни получила название по надписи на одной из пластин. На эмалях часто воспроизводились сцены из жизни святых, особенно Марциала и Валерии покровителей Лиможа. Из евангельских сюжетов мастера выбирали наиболее драматические эпизоды, стремясь передать сильные человеческие чувства и переживания. Позы и жесты персонажей не отличаются изяществом и благородством. Мрачные краски создают ощущение напряженности. В рисунке и колорите с большой силой проявилась творческая индивидуальность художников.

Произведения другой мастерской Орлеанского триптиха (названа так по складню, хранящемуся в городе Орлеане) почти не отличаются по манере от изделий круга Монверни. Здесь заметен переход к более тонкой трактовке образов. Первый поворот в сторону новых художественных веяний, шедших из Италии, ощутим в работах Нардона Пенико. Он был родоначальником целой семьи лиможских эмальеров. Мастерская Высокого Чела относится ко второму течению Старой школы, которая также испытала влияние итальянских мастеров. Свое название она получила от своеобразного приема передачи лиц с неестественно высокими выпуклыми лбами. На эмалях впервые появляются фоны в виде архитектуры, характерной для Италии эпохи Ренессанса. На одном из изделий художник изобразил маленькую фигурку обнаженного младенца путти. Последним представителем Старой школы был Жан I Пенико, младший брат Нардона Пенико. Его творчество относится к первой трети XVI века. Известно восемь подписанных им работ. Мастер отказался от старых традиций он облачал своих героев в современные одежды и придавал им изящные светские позы.

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

Пластинка с изображением поклонения волхвов. I половина XVI века. Мастерская Жана I Пенико.

К 1530 году, в эмальерном деле, под влиянием традиций Возрождения, обозначились изменения. Оно повлияло на творчество и умельцев из Лиможа. Вместо предметов церковного обихода они начинают украшать столовую посуду и другие предметы интерьерного декора. Именно этим прекрасным произведениям Лимож и обязан широкой известностью. Складни стали изготовляться редко и только по специальным заказам. Представители новой традиции расширили тематику росписей, обратившись к мифологическим сюжетам. Появились изделия с изображениями аллегорий времен года, а несколько позже и бытовых сцен. Большую роль в декоративном убранстве играл орнамент, в создании которого лиможские мастера достигли исключительного совершенства.

Тогда же возникла и новая техника живописи по меди — гризайльная. Пластину покрывали толстым слоем черной или темно-синей эмальной краски и обжигали. Затем, темный слой покрывался прозрачной белой пленкой. На него наносили контуры рисунка, а всю лишнюю эмаль соскабливали лопаточкой. Изображение смотрелось светлым силуэтом на темном фоне. Закрепив его обжигом, мастер начинал роспись. Краску накладывали слоями различной толщины; в некоторых местах так тонко, что просвечивал нижний темный слой. Это позволяло передавать тончайшие полутона. Гризайли требовали значительно меньшего количества обжигов, что существенно облегчало работу мастеров. Упрощение техники, выбор разнообразных сюжетов значительно расширили художественные возможности эмальеров. Гризайль прославила лиможских виртуозов XVI века.

Большой популярностью пользовалась декоративная посуда, украшенная эмалью. Ее бережно хранили в открытых буфетах дрессуарах, так как красочный слой на изделиях был настолько тонок, что исключал возможность пользования ею в быту. Кроме посуды, в Лиможе изготовляли и другие вещи, например шкатулки с эмалевыми вставками. Большое распространение получили декоративные тарелки с изображением аллегорий двенадцати месяцев, богов Олимпа. Иногда, по особым заказам создавались эмали, иллюстрирующие литературные произведения. Так, известны блюда с изображением сцен похода аргонавтов и истории Психеи. Среди мастеров Новой школы можно вновь встретить уже знакомое имя Пенико. Это глава школы Жан II. Его считают сыном Нардона Пенико. Известно, что он родился около 1530 года, прожил почти 80 лет и был первым художником Возрождения в Лиможе. В творчестве этого мастера обнаруживается влияние искусства Микеланджело и его школы. Именно Жан II Пенико вместе со знаменитым собратом Леонаром Лимозеном был приглашен в Бордо для изготовления декораций, заказанных по случаю въезда в город королевы Екатерины Медичи и короля Карла IX. Большинство работ Жана II Пенико представляют собой отдельные пластины. Эти традиционные изделия лиможских мастеров благодаря его виртуозному мастерству стали интереснейшими образцами декоративно — прикладного искусства. Посуда его изготовления встречается редко. Он в совершенстве владел как гризайлью, так и полихромной техникой. Но если уровень последней был высоким еще в XV — XVI веках, то гризайли обязаны триумфом именно Жану II Пенико.

Во второй трети XVI века завоевывает признание творчество талантливейших мастеров эмальерного искусства Леонара Лимозена и Пьера Реймона. Лимозен типичный представитель эпохи Возрождения. Он обладал широкими познаниями в различных областях науки; соединял в себе дарования живописца, гравера. В 1548 году получил должность придворного эмальера и много лет прожил при королевском дворе. Наибольшую славу Лимозену снискала портретная живопись по эмали. В настоящее время известно более 125 изображений его современников. Исполненные на овальных пластинах, они вставлялись в резные рамки из дерева. Помимо художественной, они имеют историческую ценность, донося до нас облик людей того времени. Уступая Лимозену по силе дарования, Реймон обладал необычайной творческой продуктивностью. Множество сохранившихся работ мастера наводит на мысль о том, что он стоял во главе крупной художественной мастерской, где изготовлялась преимущественно посуда, расписанная в технике гризайли. Искусный и тонкий рисовальщик, Реймон находился под влиянием искусства А.Дюрера, особенно его гравюр. Это выразилось в удивительной гармонии, четкости композиционных построений, совершенстве линий, характерных для периода творческой зрелости мастера. Но, поздние его произведения утрачивают легкость. На смену радующему глаз изяществу приходит излишне вычурный рисунок. Последние работы П.Реймона, несмотря на использование розовой эмали и золота, холодны и излишне контрастны по колориту.

лиможская эмаль это что. Смотреть фото лиможская эмаль это что. Смотреть картинку лиможская эмаль это что. Картинка про лиможская эмаль это что. Фото лиможская эмаль это что

Пластинка с аллегорическим изображением месяца мая. III четверть XVI века. П.Куртейс.

Его современник Пьер Куртейс создавал произведения, предназначавшиеся для украшения архитектурных сооружений. Талантливый мастер занял одно из самых почетных мест среди лиможских эмальеров. Ни до, ни после него эмали столь крупных размеров не создавались. Во второй половине XVI века в Лиможе работала семья художников по эмали по фамилии Кур. К ней принадлежала и единственная известная женщина-эмальер Сюзанна Кур. Эти мастера вернулись к живописи разноцветными эмалями, вновь начав применять серебряную и золотую фольгу. Но их изделия все же уступают работам лиможских мастеров предшествующего периода. Рисунок стал утяжеленным, композиция утратила ясность. Снижение художественного уровня изделий привело к тому, что производство эмалей перестало существовать как самостоятельная отрасль декоративно — прикладного искусства. С середины XVII века живописью по эмали стали заниматься лишь золотых дел мастера и миниатюристы.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Лиможские эмали» Е.Шликевича, М.1984 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *