код да винчи в каких странах запрещен
РПЦ и Ватикан считают «Код да Винчи» ересью
Ватикан и Русская православная церковь выступили с резкой критикой в адрес романа американского писателя Дэна Брауна «Код Да Винчи». Иерархи высказывают серьезную обеспокоенность в связи с тем, что читатели могут воспринять сюжет романа как перессказ евангельской истории и отнестись к книге как к священному тексту. Архиепископ Генуи, кардинал Тарчизио Бертоне даже намерен провести в среду специальный семинар под названием «История, не подтверждаемая историей», передает ВВС.
В книге рассказывается о том, как гарвардский профессор, занимающийся историей религии и иконографией, вместе со своим помощником пытается разгадать закодированный смысл картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и раскрыть тайну Священного Грааля. В основу сюжета положена идея, что Церковь на протяжении веков скрывала от верующих, что Иисус Христос женился на блуднице Марии Магдалине и она родила ему ребенка.
Архиепископ Генуи, кардинал Тарчизио Бертоне стал первым представителем католической церкви, который высказался по поводу «Кода Да Винчи». «Книга продается везде. Ее все читают, и велика опасность, что многие поверят этим басням»- заявил кардинал. В среду он проведет семинар, на котором постарается помочь читателям увидеть, насколько книга лжива.
Книга Дэна Брауна вышла в США еще в марте 2003 года и с тех пор была переведена 44 языка. За два года были проданы 18 тысяч экземпляров романа. Прибыль автора составила порядка 270 миллионов долларов.
Роман до сих пор входит в десятку самых читаемых книг в США, Франции, Бразилии, Аргентине и Великобритании. Места, описанные в книге, по-прежнему привлекают множество туристов.
В настоящее время Браун пишет продолжение романа. О сроках окончания работы над книгой автор предпочитает не говорить.
Предполагается, что в 2006 году по книге будет снят фильм, в котором главные роли исполнят Том Хэнкс, Жан Рено и Одри Тоту. Sony Pictures приобрела права на фильм за шесть миллионов долларов.
«Код да Винчи»: скандал продолжается. На подходе следующий?
По сообщению Радио «Культура», в США «Код да Винчи» пока занимает лишь 13-е место. В Японии, по данным Ассошиэйтед Пресс, фильм принес 1,28 миллиарда иен (11,5 миллиона долларов) только за один уикэнд. За эти два дня «Код да Винчи» посмотрели около 930 000 зрителей – японские дистрибьюторы считают это необыкновенным успехом. Эксперты предсказывают, что фильм, в конечном счете, заработает на японском прокате 10 миллиардов иен (89,6 миллиона долларов).
Фильм сейчас демонстрируется на 863 экранах страны. Помимо собственно фильма, доход приносят и «сопутствующие» товары – например, в токийском музее сейчас проходит выставка, посвященная «Коду да Винчи», а туристическое агентство Nippon предлагает специальные путевки в Париж и Лондон.
Напомним, что в Иордании, Сирии, Ливане и Египте власти запретили прокат картины, в Тайланде цензоры постановили отрезать финальные 10 минут фильма, Римско-католическая церковь призвала верующих бойкотировать «оскорбляющий Христа» фильм, а глава индийских католиков в знак протеста объявил голодовку. Организаторы 59-го Международного Каннского кинофестиваля рискнули показать картину целиком, предварительно обеспечив «кодовым звездам» повышенные меры безопасности и, как выяснилось, не прогадали.
В Белоруссии фильм демонстрировался всего четыре дня. Несмотря на то что показы проходили при полном аншлаге и билеты бронировались заранее, «Код да Винчи» все-таки был снят с проката в связи «с неоднозначной реакцией верующих». По решению минского Киновидеопроката, вместо него в кинотеатрах показывают романтическую драму «Мемуары гейши». Министерство культуры и туризма Азербайджана также призвало кинотеатры приостановить показ фильма – с вечера 21 мая фильм не демонстрировался, сообщает газета «Труд».
Однако создатели фильма и компания-продюсер, совсем не собираются сдаваться. Более того, как сообщило Радио Эхо Москвы, компания «Сони Пикчерз» заявила о том, что хотела бы экранизировать еще один роман скандального писателя под названием «Ангелы и демоны». Во всяком случае, компания «Сони Пикчерз» надеется на долгосрочное сотрудничество с писателем.
Скандал вокруг «Кода да Винчи»
Скандал вокруг «Кода да Винчи»
Книга «Код да Винчи», написанная Дэном Брауном в 2003 году, сразу же оказалась в центре внимания миллионов читателей и вызвала беспокойство у иерархов католической церкви и рядовых верующих. Однако пик скандала пришелся на май 2006 года: после того, как на 59-м Каннском фестивале и по всему миру состоялась премьера одноименного фильма режиссера Рона Ховарда, она вызвала огромное количество дискуссий. Но эти дискуссии лишь подогрели интерес к опальной книге и сделали ее одним из самых продаваемых романов последнего десятилетия: за два года «Код да Винчи» был продан в количестве 18 млн экземпляров на 44 языках. Роман входит в первую десятку бестселлеров в США, Франции, Бразилии и Аргентине.
Есть книги, которые запоминаются навсегда. Это — великие произведения искусства, созданные мастерами. Трудно представить мировую литературу без трагедий Шекспира или комедий Мольера, без сонетов Петрарки или знаменитого «Дон Кихота» Сервантеса. «Код да Винчи» едва ли можно отнести к числу подобных шедевров. Причина скандальной известности этого романа заключается в крамольной (с точки зрения церкви) мысли о том, что Иисус Христос — «человек великий, но человек. А не Сын Божий! Даже не племянник». Впрочем, Дэн Браун и не претендует на роль классика нашего времени или нового толкователя Священного Писания. Да и версия, согласно которой Крааль — это символ, обозначающий прямых потомков Христа, существовала задолго до написания «Кода да Винчи». В чем же причина столь бурной реакции общества?
Позицию верующих вполне можно понять. Мало того, что Иисус Христос в книге выступает не столько Сыном Божьим, сколько человеком, имеющим жену и ребенка (хотя человеку светскому трудно понять, почему это обстоятельство умаляет славу Спасителя). Хуже другое: Римско-католическая церковь выглядит едва ли не преступной организацией, веками скрывавшей от верующих истину. Реакция Ватикана на выход книги оказалась вполне предсказуемой. Дэн Браун был причислен к противникам веры. А его ошибки поручили опровергнуть одному из иерархов Римско-католической церкви, архиепископу Генуэзскому кардиналу Тарчизио Бертоне.
Кардинал столкнулся с нелегкой задачей: ведь в книге Дэна Брауна упоминается множество реальных фактов, тесно переплетенных с вымыслом, и это, в сочетании с захватывающе изложенной теорией, создает впечатление достоверности. Поданным социологических опросов, «Код да Винчи» серьезно поколебал веру тысяч людей. После его прочтения две трети британцев уверены, что у Иисуса Христа был ребенок от Марии Магдалины. А консервативную католическую организацию «Опус Деи» каждый шестой считает сектой убийц.
Анализ текста романа и сопоставление его с историческими источниками и Священным Писанием выявили огромное число неточностей и противоречий. Специалисты Ватикана насчитали в нем около 600 исторических ошибок! Проанализировать их все в этой статье невозможно, но на некоторых стоит остановиться.
Ссылаясь на апокрифическое Евангелие от Филиппа, Дэн Браун утверждает, что Иисус и Мария Магдалина были мужем и женой. Мария Магдалина, которой Иисус доверил руководить Церковью, была отстранена Петром и бежала во Францию со своей дочерью, от которой пошла династия Меровингов. Но это Евангелие, дошедшее до наших дней в виде отдельных фрагментов, — не биография Иисуса, а набор символов и аллегорий. Объятие и поцелуй, о которых упоминает автор романа, во времена создания текста обозначали передачу Божественного дыхания посвященному. Эта аллегория встречается во многих гностических текстах, и не только по отношению к Марии Магдалине.
Еще один вымысел — заявление Брауна о том, что Иисус был назван Богом на Никейском соборе в 325 году в результате голосования. А император Константин повелел составить текст Нового Завета, из которого были исключены все евангелия, упоминавшие о человеческой сущности Иисуса и не подчеркивавшие его Божественное происхождение. Но Иисуса почитали как Бога задолго до Никейского собора! И подтверждение тому — не только канонические тексты евангелий, но и свидетельства вполне светских лиц. Римский писатель Плиний, например, в 112 году писал: «христиане имели привычку регулярно собираться перед рассветом. чтобы почитать Христа как Бога». Что же касается вопроса о канонических и неканонических евангелиях, то составление единого Символа веры и единой официальной христианской Библии были связаны с появлением в первые века христианства огромного количества ересей. Само же Священное Писание формировалось на протяжении примерно трех веков — так что роль Константина в этом процессе Дэн Браун, мягко говоря, преувеличил.
Немалое смущение вызвало и упоминание в романе Приората Сиона. По версии Брауна, это было тайное общество, созданное Годфруа де Буйоном в 1090 году, членами которого впоследствии были Леонардо да Винчи, Боттичелли, Ньютон, Виктор Гюго и Кокто. Реальный Приорат Сиона появился намного позже — 25 июня 1956 года. Что же касается организации «Опус Деи», это не монашеский орден, а организация мирян и приходских священников, пользующихся сегодня немалым влиянием в католическом мире. Она была основана в Мадриде 2 октября 1928 года испанским священником Хосемария (Хосе Мария) Эскрива де Балагер (1902–1975). В 1942 году она была утверждена папой Пием XII конституцией Provida Mater Ecclesia. В 1982 году папа Иоанн Павел II присвоил организации «Опус Деи» статус персональной прелатуры. Это вывело ее из-под юрисдикции епархиальных управлений. В настоящее время отделения организации «Опус Деи» функционируют в 87 странах мира.
Самым сложным является вопрос о Святом Граале. Относительно его сущности сегодня существует несколько версий. По общепризнанной, Святой Грааль — это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере. Позже они собрали в Грааль несколько капель крови распятого на кресте Спасителя. Иосиф Аримафейский сохранил Грааль и привез его в Британию, но впоследствии его след потерялся. Во времена Средневековья поиски Грааля были одним из самых распространенных рыцарских обетов.
Другие версии называют Грааль то священным камнем, связанным с тайной жизнью Иисуса Христа, то мистической реликвией, чудом уцелевшей во время потопа. А гипотеза, согласно которой Грааль — это представители династии Меровингов, основана на лингвистическом совпадении. Она предполагает, что Святой Грааль (от старофранцузского San Graal, San Greai) — на самом деле искаженное «царская кровь» (Sang Real). Сторонники этой версии существовали давно. И действительно считали Меровингов прямыми потомками Иисуса Христа, которые по праву крови намного выше всех земных царей. Но не будем забывать, что традиция божественного происхождения царствующих династий существовала в мире задолго до христианства. А крещение Меровингов и их подданных, по историческим данным, произошло лишь в 496 году.
Искажения, положенные в основу романа, многочисленны, но настолько интересны сами по себе, что их поиск оказался не менее захватывающим, чем сам роман. С момента выхода в свет «Кода да Винчи» появилось немало книг, буквально построчно разбирающих версию Дэна Брауна. Одни авторы ставили перед собой цель отделить истину от лжи, другие — непредвзято исследовать роман и отыскать в нем рациональное зерно. Самыми интересными считаются «Раскрывая код да Винчи» Даррелла Бока, «Взламывая код да Винчи. Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна» Саймона Кокса и «Расшифрованный код да Винчи. Открывая духовные секреты Семи Принципов Леонардо» Майкла Дж. Гелба. Дэн Браун, впрочем, нисколько не был огорчен скандалом вокруг своего романа: ведь из-за лавины дискуссий тираж «Кода да Винчи» вырос до астрономических величин.
Однако критикой со стороны духовенства дело не ограничилось. Дэна Брауна обвинили не только в безнравственности и нападках на христианскую веру, но и в банальном плагиате. В присвоении чужих идей Брауна обвинили сразу несколько авторов. Историки Майкл Бейджент и Ричард Лей подали на него в суд, утверждая, что именно их книга «Святая Кровь и Святой Грааль», изданная в 1982 году, легла в основу идеи «Кода да Винчи». Бейджент и Лей настаивали на том, что именно им принадлежит гипотеза, согласно которой Иисус Христос и Мария Магдалина имели детей. Браун не стал отрицать знакомства с книгой «Святая Кровь и Святой Грааль». Он даже открыто признал, что использовал ее при написании романа. Но сам факт обвинения в плагиате вызвал у писателя возмущение: «Я был потрясен заявлениями этих людей. Более того, я просто не понимаю, о чем они говорят, утверждая, что я якобы переписал их книгу». В итоге судьи не только не признали факт плагиата, но и обязали истцов выплатить почти два миллиона долларов судебных издержек. Это решение было, в принципе, вполне обоснованным: обвинять автора художественного произведения в том, что он воспользовался при написании исторического романа научным исследованием, по меньшей мере странно. Дэвид Хупер, специалист по авторскому праву, так прокомментировал решение суда: «Авторское право не распространяется на идеи. Если у вас нет чего-то вроде патента или торговой марки, у вас нет и монополии».
Но баснословные гонорары Брауна не давали покоя многим. И новая попытка отсудить у романиста часть прибыли не заставила себя долго ждать. На сей раз судебный процесс против автора скандального романа начал писатель Ник Пердью, автор книги «Дочь Бога». Пердью утверждал, что Браун украл у него идею о сексизме католической церкви, скрывающей от прихожан женскую природу Божественного. Он настаивал не только на выплате 150 миллионов долларов компенсации, но и на прекращении съемок фильма и продаж книги Брауна. Как и в случае с Бейджентом и Леем, суд постановил, что совпадения сюжетов и идей в данном случае не переходят пределов допустимого и не могут считаться плагиатом.
Но, пожалуй, дальше всех пошел ученый из Санкт-Петербурга, старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин. Его обвинение, изложенное пока только в интервью «Московскому комсомольцу», касается не отдельно взятой идеи, а книги в целом: «Я подарил идею «Кода да Винчи», начиная от названия и заканчивая всей информацией о Леонардо да Винчи, ну за исключением, естественно, катарской ереси, которую он зачем-то пристегнул туда». Исследование Аникина «Леонардо да Винчи, или Богословие в красках», основную идею которого о слиянии в образе Моны Лизы двух начал, мужского и женского, которое, как считает Аникин, позаимствовал Дэн Браун, вышло в 2000 году, так что формальный повод для обвинения в плагиате у российского ученого есть. Но, как показывает опыт двух предыдущих разбирательств, идеи принадлежат всем. Судя по тому, что новых публикаций на тему иска российского искусствоведа не последовало, обращаться в суд он раздумал. Или просто не нашел подходящей возможности.
Третий виток скандала обрушился на Дэна Брауна уже после выхода на экраны фильма «Код да Винчи» режиссера Рона Ховарда — лауреата «Оскара», снявшего «Игры разума» и «Нокдаун». Ховард видел в картине прежде всего лихо закрученный детективный сюжет, так что для него оказалось полной неожиданностью, например, то, что съемочную группу не пустили в Вестминстерское аббатство. Премьера «Кода да Винчи» состоялась на Каннском кинофестивале, и критики дали невысокую оценку этой ленте, несмотря на то, что главную роль в ней сыграл Том Хэнкс. Они объявили фильм «тяжелым и мрачным», «заумным и переполненным непонятными недоговоренностями» и «вздором самого высокого пошиба». Даже снимавшиеся в фильме актеры были не в восторге от картины и ее первоисточника. Например, Пэн Маккелен поначалу поддался очарованию романа: «Пока я читал книгу, я полностью во все верил.
Хитроумный Дэн Браун убедительно воздействовал на мое сознание. Но как только я отложил книгу, я подумал: “Ну и куча потенциальной околесицы”». Лишь исполнитель главной роли Том Хэнкс положительно отозвался о совместном творении Брауна и Ховарда: «Этот фильм может способствовать лучшему осознанию человеком самого себя. Это не документальный фильм. Речь не идет о фактах». Но далеко не все были склонны воспринимать экранизацию «Кода да Винчи» как безобидную версию (одну из многих!) событий, связанных с зарождением христианства.
Еще до выхода фильма на экраны кинотеатров в Индии развернулись акции протеста, а в Греции, России и Румынии — массовые демонстрации. Сирия, Иордания, Ливан, Египет и вовсе запретили прокат картины на своей территории. А иерархи христианской церкви — как католической, так и православной — призвали верующих отказаться от просмотра фильма и прочтения книги. Патриархия Грузии объявила: «Мы хотим сказать христианам, которых интересует мнение церкви: содержание книги входит в противоречие с христианством». А секретарь Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества священник Михаил Дудко отметил: «То, как в скандальной книге Дэна Брауна представлены евангельские события и христианская история, граничит с кощунством или даже переходит эту грань».
Не обошлось и без эксцессов. Скажем, в Москве несколько десятков представителей православных организаций накануне премьеры собрались у входа в кинотеатр с плакатами такого содержания: «“Код да Винчи”: покупаешь билет — продаешь Христа». А в Самаре районная прокуратура направила кинопрокатчикам предостережение о недопустимости демонстрации фильма «Код да Винчи», пригрозив привлечь руководителей кинотеатров к административной ответственности. Не остались в стороне и жители Украины: в Одессе около 200 человек приняли участие в крестном ходе, требуя запретить прокат этого фильма. А митрополит Одесский и Измаильский Агафангел наложил анафему на прокатчиков ленты.
Требования запретить показ «Кода да Винчи» прозвучали почти по всему миру. Но это не помешало его создателям только за первые три недели проката собрать почти 640 миллионов долларов. Скандал лишь добавил интереса к фильму, который при других условиях мог стать убыточным, так что многие считают, что накал страстей вокруг «Кода да Винчи» — всего лишь тщательно продуманная рекламная стратегия.
Сам автор скандальной книги и ее последующей экранной версии уверен: «Эта книга не направлена ни против чего. Это просто роман. Я написал эту книгу, чтобы попытаться побольше узнать о некоторых аспектах христианства, которые меня интересуют. Большинство христиан понимают мою позицию и относятся к книге как к развлекательной истории, которая стимулирует дискуссии на религиозные темы». Что ж, дискуссию Браун вызвал. И какую — общемирового масштаба. Попутно он стал самым высокооплачиваемым автором в мире. Что по сравнению с этим пошатнувшаяся вера тысяч людей?!
Скандал вокруг «Кода да Винчи» показал церкви, насколько не характерна для нашего времени слепая вера. И одновременно — насколько возросло невежество ее прихожан. Ведь одной из главных причин смущения умов стало элементарное незнание истории христианства и истории культуры. Но если потянуть за эту ниточку, то обнаружится целый клубок непростых вопросов. Незнание собственной религии во многих случаях вызвано вовсе не отсутствием интереса, а тем, что ее постулаты и язык часто непонятны современной пастве. С одной стороны, то, что сегодняшние христиане выполняют те же обряды и произносят те же молитвы, что и много веков назад, не позволяет разрастись множеству ересей. Но с другой — пропасть между ними и современностью увеличивается с каждым днем. Ведь традиция в религии преобладает над стремлением сделать религиозные тексты понятнее. А постановка этой проблемы кажется едва ли не кощунством.
Означает ли скандал вокруг «Кода да Винчи» закат христианства? Конечно, нет. В истории человечества не раз случались периоды, когда религия оказывалась в положении преследуемой. Так было и на заре христианства в Риме, и в годы строительства социализма в СССР. Привычка к безверию, откровенный атеизм во многом объясняются развитием науки: человек освоил области, которые на протяжении веков были тайной за семью печатями, и усомнился в необходимости Бога. Безусловно, костры инквизиции — это страшно. Но всеобщее неверие намного страшнее. Не случайно сохранилась народная мудрость: «Потерял деньги — ничего не потерял. Потерял здоровье — много потерял. Потерял веру — все потерял».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КОДА:[199]
КОДА:[199] Из археологии одну, по крайней мере, извлечем мораль, а именно, что все учебники нам лгут. Тому, что мы Историей зовем, на самом деле, вовсе нечем хвастать, лишь порождение всего дурного в нас — лишь наша доброта в веках
СКАНДАЛ ВОКРУГ ЛИШЕНИЯ ГЕННАДИЯ ГУДКОВА ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА
СКАНДАЛ ВОКРУГ ЛИШЕНИЯ ГЕННАДИЯ ГУДКОВА ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА («Эхо Москвы», 14 сентября 2012)А. Дурново: 15:16 в Москве, вот присоединился к нам Геннадий Гудков. Геннадий Владимирович, даже не знаю, как вас представлять теперь.Г. Гудков: Ну, так и представляйте: первый народный
Штрих-код да Винчи
Штрих-код да Винчи В начале Великого поста как-то особенно невесело наблюдать студентов или старших школьников, почитывающих в общественном транспорте Дэна Брауна.Уже четвертый год, как держится мода на квазиинтеллектуальный бестселлер «Код да Винчи», и все, увы нам,
Глава 22 КОДА: КОНВЕРГЕНЦИЯ
Глава 22 КОДА: КОНВЕРГЕНЦИЯ Прошлое отдаляется от нас все быстрее и быстрее. Оглядываясь назад, скажем, на вторую половину XX века, мы чувствуем, что многие эпизоды истории уже не трогают нас так сильно, как когда-то. Для поколения, которое сегодня приходит к власти, такие
Глава 30 КОДА: НЕВИДИМЫЕ КАНАЛЫ
Глава 30 КОДА: НЕВИДИМЫЕ КАНАЛЫ А теперь пора в очередной раз свести обсуждавшиеся нами выше явления в единую систему. До сих пор мы обсуждали три ключевые идеи.Первое. Мир переживает историческое изменение способа создания богатства, и это — составная часть рождения
Глава 36 КОДА: ПОСЛЕ УПАДКА
Глава 36 КОДА: ПОСЛЕ УПАДКА По всем стандартам материальное благосостояние большинства американцев сегодня гораздо лучше, чем было в 1950-е годы у их дедов, когда «новая экономика» делала первые шаги. В то время средняя американская семья почти пятую часть дохода тратила на
Синдром да Винчи
Синдром да Винчи Так в чем же дело? К сожалению, многие нынешние эстрадники, испорченные легкой телевизионной славой, страдают «синдромом да Винчи». Не путать с кодом да Винчи! Поясню свою мысль: великий Леонардо брался за все, и у него все получалось. Наши телеэстрадники
Кода Марио Варгас Льоса (т. н. «наследник Хемингуэя»): «Что значит быть достоверным писателем? Никто не станет спорить с тем, что художественный вымысел по определению есть обман, это реальность, которая таковой не является, только имитация реальности, и что любой роман –
Синдром да Винчи
Синдром да Винчи Так в чем же дело? К сожалению, многие нынешние эстрадники, испорченные легкой телевизионной славой, страдают «синдромом да Винчи». Не путать с кодом да Винчи! Поясню свою мысль: великий Леонардо брался за все, и у него все получалось. Наши телеэстрадники
ПОСЛАНИЕ ДА ВИНЧИ
ПОСЛАНИЕ ДА ВИНЧИ Что бесспорно в Леонардо?Когда крупнейшему художнику Двадцатого столетия Пабло Пикассо исполнилось восемьдесят, близкий друг Илья Эренбург послал ему приветствие, которое, как практически вся публицистика знаменитого писателя, поразило меня мудрой
Скандал вокруг книги Рушди «Сатанинские стихи»
Скандал вокруг книги Рушди «Сатанинские стихи» Ахмед Салман РушдиС четвертым романом этого английского писателя индийского происхождения, «Сатанинские стихи» («Шайтанские суры»), связан самый громкий литературный скандал современности. В настоящее время
Политика открытого кода
Политика открытого кода Угрозы в отношении новых технологий знания, связанные с коммерциализацией, стали появляться, как только программное обеспечение вышло за пределы лабораторий и университетов. Ричард Столлман покинул Artificial Intelligence Lab (MIT), чтобы начать
«Код да Винчи» как легкий способ от Христа отречься или за Христа пострадать
Звезда фильма «Код да Винчи» Том Хэнкс может рассчитывать на гонорар в 25 миллионов долларов за фильм.
(Entertainment Weekly [1] )
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
(Мк., 8:36)
На этом нездоровом фоне американский актёр Том Хэнкс долгое время выглядел достойно: никаких скандалов, никаких откровенно эпатирующих выходок. Примерный семьянин Хэнкс [2] приглянулся миллионам людей своей действительно отличной игрой, милым и спокойным лицом, обаятельными манерами.
Особого упоминания заслуживает фильм «Форрест Гамп» с его участием. Главный герой этой кинокартины – неуклюжий дурачок, бесконечно преданный своей матери и друзьям, верный до гроба подруге детства. Форрест ни в чём не ищет своей выгоды, всем помогает, всем сопереживает, ни над кем не возвышается, да и не пытается это делать. И Господь видимым образом благословляет его дела и поступки, Сам возвышает Форреста, подавая ему все видимые материальные блага, настоящих друзей и семейный очаг. Во многих православных семьях, весьма критично оценивающих современный кинематограф, «Форрест Гамп» вошёл в золотой фонд семейного кино. В дурачке из американской глубинки многие увидели близкий сердцу образ русского полуюродивого, глупого с точки зрения людей мирских и мудрого своим евангельским отношением к ближнему. И, как это часто бывает, многие стали отождествлять актёра Тома Хэнкса с его героем – Форрестом Гампом.
Когда в прессе стали появляться сообщения о том, что Том Хэнкс собирается принять Православие под влиянием своей второй жены Риты Уилсон, православные по всему миру близко к сердцу восприняли это. Нам казалось естественным именно такое продолжение истории Форреста Гампа.
Как видим, Том Хэнкс достаточно серьёзно воспринял новую для себя конфессию, включился в жизнь греческого прихода.
Но вернёмся к Тому Хэнксу. Интересно, что в октябре 2005 г. (как раз тогда, когда им был пожертвованы цветы для украшения солеи храма) Хэнкс уже вовсю снимался в фильме «Код да Винчи». Разумеется, об этом не могли не знать в его греческом приходе, но, как видно, полученные приходом деньги и известность актёра перевесили сам факт несомненного богохульства картины. Напомним в этой связи высказывание прп. Серафима о том, что «не всякие деньги Богу угодны».
Кто потворствовал кощунству?
По статистике сайта InOut.ru 24 мая 2006 г. (на момент написания этой статьи) 68 московских кинотеатров [14] устроили показ кощунственного фильма. Хочется спросить: что же, среди руководителей этих кинотеатров нет ни одного крещёного человека? Спросим подробнее:
Неужели среди этих людей не было ни одного крещёного человека? Неужели все они – сплошь иудеи и гностики (истинные авторы богохульной идеи, использованной Дэном Брауном)? Думаю, что нет. А раз так, то все те из них, кто, будучи крещёным, устраивал показы, продавал билеты, тиражировал диски и проч. и проч., – соучастники кощунства, как бы ни была мала их должность. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф., 5:10–11).
В Евангелии говорится, что «невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк., 17:1-2).
Многие из нас живут, забывая о Божиих заповедях, когда дело касается личной выгоды. Но рано или поздно наступают времена, когда свою веру надо подкреплять делами. И для многих из нас такое время настало. Каждый должен добросовестно исполнять свою работу, но лишь в той мере, в какой она не противоречит его христианской совести. Это тот случай, когда подобно Апостолам надо твёрдо сказать своим начальникам: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян, 4:19) И при необходимости за Христа пострадать.
«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк., 6:22).
Почему мы должны протестовать?
В детстве моим любимым писателем был Булгаков. Я практически наизусть знал его книги, в особенности, «Мастера и Маргариту». И именно из-за этой книги (ввиду её мнимой достоверности) я долгие годы не открывал Евангелия. Да и зачем было это делать, ведь роман так убедителен? Когда же я открыл Священное Писание, то был потрясён тем, что мой некогда любимый роман насквозь пропитан отвратительной ложью и клеветой на Спасителя мира, на Его святых Апостолов.
Поэтому когда я слышу о том, что надо подождать, что всё, дескать, забудется само собой, что не стоит разгребать эту вонючую кучу, мне хочется сказать: «подумайте о таких, каким был я»! Представьте, что многие никогда в жизни не откроют Евангелия и, тем более, книг по Истории Церкви. Подумайте о загубленных душах этих людей. Подумайте о том, что из-за нашей теплохладности этот фильм со временем покажут по телевидению, и его посмотрят уже те, кто лишён возможности ходить в кинотеатр, те, для кого «ящик» – истина в последней инстанции.
Кто-то скажет, что лишняя шумиха вокруг фильма лишь добавит ему зрителей. Пусть так. Но в том и состоит дьявольский замысел его продюсеров, что нас, христиан, фильм должен поставить перед выбором – смолчать перед унижением Господа и Бога нашего Иисуса Христа или же возмутиться духом и протестовать. И первый путь равносилен отступничеству.
Достаточно зайти на любой киношный сайт, чтобы составить среднее впечатление о тех, кто фильм посмотрел. Подавляющее большинство скажет, что «фильм плохой, потому что… книгу плохо экранизировали». Кто-то скажет, что «всё супер, а Хэнкс – милашка». Но если кто-то вдруг робко скажет, что фильм – кощунство, то уж тут большая часть на него накинется и заклюёт: «мы, дескать, сами верующие, ну и что тут такого, что у Христа были дети?»
Многие из посмотревших фильм заявили, что «не принимают событий фильма всерьёз», что, дескать, «на их мировоззрении этот фильм никак не скажется». Какая наивность и фантастическая самонадеянность! Не скажется сейчас, скажется через десять лет. Сколько ещё фильмов потребуется снять лгунам и проходимцам, чтобы изменить это драгоценное среднестатистическое «мировоззрение»?! Уже есть «Жизнь Брайана», «Последнее искушение Христа» и «Код да Винчи». На наших глазах богохульники пытаются создать свое «предание», радикально отличающееся от Церковного, настоящего Предания. Если мы будем молчать, воспринимая эту ложь спокойно, то уже наши дети примут её всерьёз.
И тогда станет актуальным то, о чём писал приснопамятный Старец Паисий Святогорец:
От чего да избавит нас Бог! И верю, что избавит, если каждый из нас, на своём месте, приложит максимум усилий, чтобы эту заразу остановить.