код администратора доходов бюджета в платежном поручении

Какой код вида дохода ставить в платёжном поручении

При перечислении выплат сотрудникам в платежке нужно указать код дохода. Рассказываем, что это, зачем нужно и какие коды выбрать для разных перечислений

код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Смотреть фото код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Смотреть картинку код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Картинка про код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Фото код администратора доходов бюджета в платежном поручении

Виктория Губина

Бухгалтер Тинькофф Бизнеса

Компании и ИП, которые перечисляют сотрудникам зарплату и делают другие выплаты физлицам, должны указывать в платежном поручении код дохода. Их всего три. Рассказываем, зачем они нужны, какой код ставить в разных ситуациях и что будет, если неправильно указать код в платежном поручении.

Зачем нужны коды вида дохода

Чтобы перечислить сотрудникам зарплату или другие выплаты, компания или ИП оформляет платежное поручение и отправляет его в банк. Банк по этому документу перечисляет деньги на счета сотрудников.

С 2020 года при перечислении денег физлицам в платежном поручении нужно писать новый реквизит — код вида дохода. Его ставят в платежках, чтобы показать банку, с каких доходов физлица нельзя удерживать долги, которые он обязан выплатить по решению суда.

Разберемся на примере, как это происходит.

Ирина заняла у Натальи деньги под расписку и не отдает их. Наталья подала в суд и выиграла процесс. Ирина не может отдать долг сразу, и суд решил взыскать долг частями с ее доходов. Для этого нужен исполнительный лист — документ, который подтверждает, что ответчик должен выполнить решение суда. На основании этого документа судебные приставы смогут взыскать долг.

Взыскать задолженность по исполнительному листу можно двумя способами:

Есть доходы, с которых нельзя частично или совсем списывать задолженности по исполнительным листам: например, алименты, пособия не ребенка, выплаты чрезвычайных ситуаций и другие. Кроме того иногда на счет приходят деньги, которые не относятся к доходам человека: командировочные, подотчетные деньги, которые выдали авансом на рабочие задачи и другое.

Если деньги на банковском счете физлица обезличены, для банка они — единая масса, из которой он должен списать сумму по исполнительному листу. И возникали ситуации, когда банки списывали со счета должника деньги, которые по закону не имели права трогать.

Теперь благодаря кодам вида выплаты банк может отделить суммы, с которых нельзя списывать долги или штрафы, от всех денег, находящихся на счете должника.

В нашем примере так: если на счет Ирины поступит зарплата, банк удержит с нее взыскание, а вот с пособия на ребенка — нет.

Как определить код дохода

В реквизите 20 «Наз. пл.» платежного поручения при расчете с физлицами нужно проставить один из трех кодов платежа: «1», «2» или «3». Для некоторых видов доходов ставить код не нужно.

Код 1. Цифру 1 ставят, когда перечисляют зарплату или другой доход, удержания с которого ограничены. Например, при выплате премии, отпускных, больничных, матпомощи, дивидендов или при оплате работ и услуг по договору ГПХ и самозанятым.

В таблице собрали примеры — сколько можно удерживать из зарплаты сотрудника в разных ситуациях.

Сколько можно удержать из зарплатыПример
20% — общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы.Допустим, у Иванова зарплата 50 000 ₽. На работе по его вине сломался станок, и Иванов должен вернуть работодателю его стоимость. Ежемесячно компания будет удерживать из зарплаты Иванова не больше 20%, то есть максимум 10 000 ₽.
50% — если в компанию поступили несколько исполнительных листов на одного сотрудника.Если Иванову на работу поступили несколько исполнительных листов — например, по уплате ущерба другой компании и по уплате штрафа за нарушение правил дорожного движения, — ежемесячно компания имеет право удерживать по этим листам не более 50% зарплаты, то есть, максимум 25 000 ₽.
70% — удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением.К примеру, Иванову поступил еще один исполнительный лист на уплату алиментов. Теперь компания может взыскать из его зарплаты сумму по трем исполнительным листам, но не более 70% — максимально 35 000 ₽.

Код 2. Цифру 2 ставят при перечислении доходов, с которых нельзя удерживать долги. Например, при выплате командировочных, детских пособий, алиментов, компенсаций при переезде по работе в другую местность.

Код 3. Цифру 3 используют при перечислении денег за возмещения вреда здоровью, выплат компенсации из бюджета тем, кто пострадал в результате радиационных и техногенных катастроф. В большинстве случаев с них нельзя удерживать долги по исполнительным листам.

Есть исключения: с таких выплат можно удерживать алименты и возмещение в связи со смертью кормильца.

Код не проставляется. Поле остается пустым при переводе денег, которые не относятся к доходам и с которых нельзя списывать долги.

Например, сотруднику перечисляют подотчетные деньги, компенсируют расходы на покупку чего-либо для компании, возвращают или выдают заем.

Чтобы было понятнее, мы собрали выплаты в таблицу:

КодВид выплатыПример выплаты
1Выплаты, по которым есть ограничение размера удержанияЗарплата, аванс, премия, компенсация за неиспользованный отпуск, отпускные, оплата больничного, вознаграждение по договору ГПХ
2Выплаты, с которых нельзя удерживать долгиПособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком, алименты, надбавки за вахтовый метод работы
3Выплаты, с которых можно удерживать только алименты несовершеннолетним и возмещение вреда в связи со смертью кормильцаВозмещение вреда здоровью, выплаты пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф
Не ставитсяВ остальных случаяхПодотчетные деньги, возврат кредита или займа

Как заполнять платежные поручения по новым правилам

Код дохода не единственное изменение, которое вступило в силу в 2020 году. Теперь все компании и ИП, кто платит физическим лицам, должны заполнять платежку по определенным правилам:

Сумму взыскания — в назначение платежа. Если в компанию поступил исполнительный лист на сотрудника, сумму взыскания нужно указать в платежном поручении при начислении зарплаты.

Ее указывают в реквизите 24 «Назначение платежа» так:

Например, сумма взыскания — 15 000 ₽. Запись будет выглядеть: //ВЗС//15000-00//.

Код дохода — в поле 20. Когда компания платит зарплату работникам, вознаграждение по договору или совершает любой другой перевод физическому лицу, нужно указывать код вида дохода в платежном поручении. Его указывают в поле 20 «Назначение платежа кодовое», а в платежке — «Наз. пл.».

Платежка с удержанием долга с зарплаты сотрудника будет выглядеть так:

Компания платит нескольким сотрудникам — общая платежка и реестр платежей. Если компания или ИП платит зарплату сразу нескольким сотрудникам, надо создать платежку на общую сумму всех выплат.

К общей платежке оформляют реестр платежей. В нем указывают лицевые счета сотрудников, удержанные суммы и суммы к выплате. Банк по реестру сам распределит деньги по лицевым счетам сотрудников.

Как выбрать правильный код в разных ситуациях

Разберем, как ставить код при заполнении платежных поручений на примере некоторых выплат.

Сначала нужно проверить, является ли выплата доходом физлица. Например, зарплата, премия, компенсация при увольнении — это доход сотрудника, нужно поставить код 1.

Если выплата доходом не является — например, пособие по беременности и родам, — то проверяем ее в списке выплат, с которых нельзя списывать долги, — в ст. 101 Закона № 229-ФЗ. Если такая выплата есть в списке, ставим код для банка. Если выплаты в списке нет — код не ставим.

Разберем на примерах.

Перечисление по договорам ГПХ. Например, компания арендует у физлица небольшой склад и перечисляет ему арендную плату. Такая выплата — доход физлица. Значит, при перечислении денег нужно указать код 1.

Перечисление по договорам займа. Компания заняла деньги под проценты у своего учредителя и ежемесячно возвращает долг с процентами. Проценты по договору займа — это доход физлица-займодавца. Значит, в платежке нужно поставить код 1.

Перечисление командировочных. Сумма командировочных включает разные выплаты: суточные, аванс на предстоящие расходы и возмещение уже понесенных работником затрат на покупку билетов и проживание.

Суточные и компенсация уже понесенных затрат — это не доход физлица. Значит, смотрим ст. 101 Закона 229-ФЗ: в ней есть компенсационные выплаты, к которым как раз относятся суточные и компенсация понесенных расходов. Поэтому при их перечислении следует проставить код 2.

А вот при перечислении сотруднику аванса на расходы в командировке, то есть подотчета, никакого кода ставить не нужно, потому что это не доход физлица, а подотчетные деньги компании.

Выплата компенсации за использование собственного автомобиля. Региональный менеджер ездит к клиентам на личном автомобиле, а компания ежемесячно перечисляет сумму амортизации и деньги на топливо — это компенсация за использование работником собственного автотранспорта в рабочих целях. Она не относится к доходам физлица, но и в ст. 101 закона 229-ФЗ она не упоминается, там говорится лишь о компенсации в связи с изнашиванием принадлежащего работнику инструмента.

Авто нельзя приравнять к инструменту, поэтому при перечислении компенсации в платежке никакой код указывать не нужно.

Если сотрудник пользуется своим смартфоном или ноутбуком для работы, а компания ему за это доплачивает, то при перечислении такой компенсации в поле 20 следует поставить цифру 2. Это будет компенсационной выплатой.

Что будет, если неправильно указать код дохода

Какой-либо ответственности для компаний, ИП и их должностных лиц за неправильное указание кода вида доходов нет. Но ошибка в платежном поручении может привести к тому, что банк неверно спишет суммы с должников — например, взыщет долг с алиментов на ребенка. Ответственность за это будет на компании, потому что банк не проверяет, правильно ли заполнен код платежного поручения.

Если отправитель обнаружил, что неправильно указал взысканную сумму или код вида дохода, он может отозвать платежку. На это есть 2 дня, если перевод в пределах одного региона, и 5 дней — по территории всей России. У банка могут быть свои сроки, нужно смотреть банковский договор обслуживания.

Источник

КБК в платежном поручении в 2021 году

код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Смотреть фото код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Смотреть картинку код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Картинка про код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Фото код администратора доходов бюджета в платежном поручении

КБК в платежном поручении — важнейший реквизит. В нашей статье мы расскажем, какими актуальными правовыми актами регулируется использование КБК в России и других странах, а также о некоторых особенностях практики его применения в РФ.

Что такое КБК?

КБК, или код бюджетной классификации, — это основной цифровой идентификатор источника доходов или расходов государственного бюджета РФ и ряда других стран.

Таким образом, есть два основных типа КБК:

Но в практике деятельности российских бухгалтеров термин «код бюджетной классификации» чаще всего употребляется в контексте первой категории, то есть доходов бюджета. Это вполне логично: бухгалтеры принимают непосредственное участие в пополнении государственной казны, направляя туда налоги и сборы.

Впервые понятие КБК применительно к доходам бюджета было закреплено на законодательном уровне в положениях Бюджетного кодекса РФ (в его редакции от 23.12.2004). Тогда в БК РФ появился такой термин, как «код администратора поступлений». Впоследствии в процессе законотворчества он трансформировался в код классификации доходов, а затем в код бюджетной классификации.

По задумке российского законодателя каждое поступление денежных средств в казну должно сопровождаться информационным сообщением, в соответствии с которым ведомства, получившие денежные средства, обязаны их распределять. Таким информационным сообщением призван быть как раз таки КБК. Законодатель предписывает налогоплательщикам в обязательном порядке указывать код бюджетной классификации в платежных поручениях на перечисление налогов и сборов.

КБК российского образца — 20-значный. Чуть позже мы подробно рассмотрим его структуру.

Какие законы РФ регулируют использование КБК на 2020-2021 годы в платежном поручении?

Перечень КБК, которые коррелируют с тем или иным налогом или сбором, зафиксирован в приказе Минфина России «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» от 06.06.2019 № 85н.

Утвержденный КБК может не меняться в течение довольно длительного периода, но и противоположные примеры наблюдаются регулярно. Практически каждый год законодатель вносит в КБК корректировки, а также выпускает необходимые разъяснения по новым КБК.

Все указанные НПА, а также те, которые их дополняют, так или иначе издаются с целью реализации положений Бюджетного кодекса РФ.

В каком же именно виде должны фиксироваться КБК, в том числе КБК в 2020-2021 годах?

Структура КБК

Исходя из текущих требований законодательства РФ, соответствующие коды должны быть в платежных поручениях 20-значными. КБК 2020-2021 годов представлены 8 блоками цифр.

В 1-м блоке — 3 цифры. Они обозначают администратора дохода бюджета РФ. Например, ФНС обозначается цифрами 182, ФСС — 393, ФТС — 153.

Во 2-м блоке — 1 цифра. Она обозначает группу поступлений.

В 3-м блоке — 2 цифры. С их помощью фиксируется конкретная разновидность поступлений в бюджет. Таковыми могут быть, в частности:

В 4-м и 5-м блоках (иногда они рассматриваются как один) — по 2 и 3 цифры соответственно. Они означают статьи, а также подстатьи доходов.

В 6-м блоке — 2 цифры. С их помощью обозначается уровень бюджета, в который перечисляется налог.

В 7-м блоке — 4 цифры. Они определяют текущий статус платежного обязательства (налог, пеня, взыскание и т.д.).

В 8-м блоке — 3 цифры. В них определяется, к какой экономической категории относится то или иное поступление в бюджет. Так, если речь идет о налогах, то основными экономическими категориями будут:

Блоки 2–6 КБК также могут рассматриваться в рамках единой категории «вид доходов».

КБК 2020-2021 годов: что нового?

Какие принципиальные законодательные нововведения в части регулирования КБК в 2021 году вступили в силу?

Как мы уже говорили выше, сменился регулирующий коды НПА. Несмотря на эту замену, КБК на 2021 год по налогам и взносам по сравнению с 2020 годом не изменились. Но их перечень был расширен — введены новые КБК для штрафов по первой части Налогового кодекса, в том числе:

Раньше все эти платежи шли на единый КБК — 18211603010016000140.

Кроме этого, обновлены КБК для административных штрафов, налагаемых в соответствии с главой 15 КоАП РФ, в т. ч.:

Обратиите внимание! В 2021 году произошли изменения в заполнении банковских реквизитов в платежных поручениях на уплату налогов. С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 переходный. Т.е. платежки пройдут как со старыми так и с новыми реквизитами.

В каких случаях КБК предопределяет отнесение платежа к невыясненным?

Один из критериев отнесения того или иного платежа к невыясненным является отсутствие в платежном поручении КБК, указание некорректного либо недействующего КБК (п. 2.5.5 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). При этом предполагается, что ответственность за указание корректного КБК полностью лежит на налогоплательщике, поскольку данные КБК публикуются в нормативных актах. Если фирма указала некорректный КБК, вследствие чего платеж не дошел по назначению, желательно направить в ФНС заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Полезно будет рассмотреть, к каким правовым последствиям в принципе может привести некорректное указание налогоплательщиком в платежном поручении КБК в 2020-2021 годах.

Критично ли указание неверного КБК в платежке?

Следует отметить, что КБК в 2020-2021 годах не могут предопределить, в частности, отказ банка или Федерального казначейства в зачислении денежных средств на счета ведомств, администрирующих тот или иной вид бюджетных поступлений.

Причинами, которые могут повлечь подобные последствия, в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:

С 2019 года при обнаружении ошибок в номере счета казначейства можно не уплачивать налог с пенями, а подать заявление об уточнении платежа.

В свою очередь, в соответствии с подп. 4 п. 7 ст. 26.1 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (он регулирует уплату в бюджет страховых взносов от несчастных случаев) неверный КБК 2020-2021 уже может быть причиной неперечисления денежных средств на счета ведомств, которые администрируют соответствующие доходы бюджета.

Таким образом, ФНС не имеет формального права не зачесть платеж, в котором указан некорректный КБК либо не указан вовсе (и как следствие, признать обязательства налогоплательщика перед бюджетном невыполненными, наложить штрафы и пени), а страховой фонд имеет.

Однако налогоплательщики активно оспаривают подобные действия государственных ведомств в судах. Предметом иска в данном случае становится требование признать действия ФНС либо социального фонда по выявлению недоимок, а также начислению штрафов и пеней по ним неправомерными. Налоговики, таким образом, иногда решаются наложить на плательщиков те или иные санкции, хотя НК РФ, как мы отметили выше, не дает им на то формального права.

Судебная практика свидетельствует, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, составляемых как в отношении ФНС, так и страховых фондов, арбитры обычно встают на сторону истца.

Изучим некоторые примечательные арбитражные дела, касающиеся споров между налогоплательщиками и государством в части оценки качества платежной дисциплины первых в отношении обязательств перед бюджетом.

Арбитражная практика: старый или неправильный КБК по налогу — пеней не будет

Интересен прецедент с участием налогоплательщика и ФНС, которая начислила пени за налог, уплаченный по устаревшему КБК, то есть по когда-то включенному в перечень Минфина, но впоследствии замененному другим.

В постановлении ФАС Центрального округа от 08.10.2013 по делу № А14-18051/2012 суд рассмотрел иск предпринимателя, уплатившего в 2011 году УСН по старому КБК. ФНС посчитала это нарушением обязательства ИП по перечислению налога, зафиксировала недоимку и начислила пени. Впоследствии ФНС зачла платежи, попавшие на счета ведомства по ошибочному КБК, в счет текущих налогов, однако направила ИП требование об уплате пеней.

Суд в трех инстанциях признал действия ФНС незаконными и аннулировал пени. Арбитраж установил, что в соответствии с положениями ст. 45 НК РФ (в редакции, актуальной для рассматриваемого периода) обязанность плательщика по перечислению налога в казну считается неисполненной только в том случае, если в платежке указаны некорректные реквизиты Федерального казначейства и название банка получателя. Кассация, в частности, указала, что неверное указание предпринимателем КБК не может быть поводом для того, чтобы считать его уклонившимся от уплаты налога, поскольку соответствующая сумма была перечислена в бюджетную систему РФ.

По похожей ситуации в пользу налогоплательщика вынесено постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-6154/2016 по делу № А40-168537/2015 в отношении оплаты за патент, осуществленной ИП в срок, но по неверно указанному КБК. ИФНС сочла, что сроком уплаты должна считаться дата подачи заявления об уточнении реквизитов, выходившая за пределы срока, отведенного для оплаты патента, но несколько судебных инстанций эту позицию не поддержали.

Схожие выводы есть также в постановлениях АС Поволжского округа от 06.06.2018 по делу № А65-32834/2017, АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 по делу № А82-5449/2017 и др.

Таким образом, если в платежном поручении вместо КБК 2020-2021 годов компания указала устаревший или неправильный, то доказать, что налог был уплачен и недоимка по налогу отсутствует, можно, опираясь на решение по вышеуказанному арбитражному делу. Дополнительным аргументом в защиту налогоплательщика в случае неправильного применения КБК в 2020-2021 годах могут также послужить письма Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 и от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@.

Итоги

В 2021 году КБК стали регулироваться новым НПА Минфина. Однако каких-то масштабных изменений в кодах из-за этого не последовало. Внимательными нужно быть тем, кто уплачивает некоторые налоговые штрафы: для них введены новые КБК. В остальном же все осталось по-прежнему. И ошибки, допущенные при указании КБК, все так же приводят к отнесению платежа к невыясненным и влекут необходимость его уточнения.

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Источник

Заполняем поле 104 в платежном поручении (нюансы)

код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Смотреть фото код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Смотреть картинку код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Картинка про код администратора доходов бюджета в платежном поручении. Фото код администратора доходов бюджета в платежном поручении

Что указывается в поле 104

В поле 104 платежного поручения может фиксироваться:

Применение 2-й нормы актуально в случаях, когда платеж зачисляется на балансовый счет:

Таким образом, чаще всего в поле 104 указывается именно КБК. Он должен быть корректным. Прежде всего, с точки зрения структуры.

Какие КБК указывать в платежном поручении на уплату налогов и страховых взносов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

КБК — основной вид данных в поле 104. Как он должен выглядеть

КБК, фиксируемые в поле 104, должны быть:

Если привести в соответствующем реквизите платежки КБК иной структуры, поле будет считаться заполненным неверно.

Правовые последствия указания неверного КБК рассмотрим чуть позже, а пока изучим основные источники права, в которых утверждаются коды бюджетной классификации.

В каких источниках права утверждаются КБК

Главный источник права, в положениях которого утверждаются (а также с разной периодичностью меняются) КБК, — соответствующий приказ Минфина России. Данный НПА формируется в целях исполнения положений Бюджетного кодекса РФ в части регулирования классификации доходов и расходов национального бюджета государства.

Однако КБК, зафиксированные в приказе Миинфина, в большинстве случаев представлены не в том виде, в котором их следует указывать в поле 104. Более того, систематизация КБК в ряде случаев довольно сложна для восприятия. В связи с этим сведения очень часто требуют дополнительного разъяснения ведомствами, которые администрируют тот или иной вид платежа в бюджет.

Изучим, каким образом подобные задачи решаются органами, контролирующими выполнение наиболее распространенных финансовых обязательств перед бюджетом РФ, а именно уплату налогов и страховых взносов.

НПА по КБК для налогов и страховых взносов

ФНС России периодически систематизирует нормы приказа, в котором утверждаются КБК, принимая различные подзаконные правовые акты и предметно разъясняя нюансы применения этих кодов при уплате налогов, а с 2017 года – и страховых взносов.

Передача с 2017 года основного объема страховых взносов (исключением стали платежи на страхование от несчастных случаев, оставшиеся в ведении ФСС) под контроль налоговых органов привела к необходимости не только появления новых КБК, отвечающих страховым взносам, начисляемым по новым правилам, но и введения переходных КБК, предназначенных для оплаты взносов, начисленных до наступления 2017 года, а оплачиваемых уже в нем.

Обратите внимание! В 2021 году произошли изменения в заполнении банковских реквизитов в платежных поручениях на уплату налогов. С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Все подробности см. в этом материале. А с 01.10.2021 есть изменения в заполнении полей 101, 106, 108 и 109.

Существует ли корреляция КБК с другими реквизитами платежки

В общем случае прямой зависимости между КБК и иными реквизитами платежного поручения законодатель не устанавливает. Однако НПА, предписывающие налогоплательщикам соотносить указание КБК с другими полями платежных поручений, издаваться все же могут.

Так, Минфин России в письме от 16.01.2015 № 02-08-10/800 фиксирует зависимость между КБК и реквизитом 101 — показателем статуса плательщика в отношении налога на прибыль и земельного налога для юридических и физлиц. В этом письме указано, в частности, что организациям, являющимся участниками консолидированных групп налогоплательщиков (или КГН), недопустимо указывать статусы, отличные от 21 и 22, при составлении платежек с КБК:

В свою очередь, налогоплательщики, не зарегистрированные как участники КГН, не могут использовать статусы 21 и 22 при использовании КБК, установленных для налога на прибыль в федеральный или региональный бюджеты.

Пренебрегать получением данных о корректном КБК не стоит. При неверном указании соответствующего реквизита в поле 104 могут возникнуть весьма нежелательные с точки зрения финансового положения фирмы последствия. Какими они могут быть?

Последствия неверного указания КБК налогоплательщиком

Если налогоплательщик зафиксирует в платежке некорректный КБК, это может привести к следующим правовым последствиям:

Таким образом, сумма, которую перечисляет со своего расчетного счета налогоплательщик, как правило, все-таки попадает в бюджет, даже если КБК указан неверно. Если точнее, она поступает на счета Федерального казначейства, откуда затем распределяется по адресатам.

Однако в ряде случаев может возникнуть необходимость содействовать казначейству в ее перенаправлении в компетентную государственную структуру либо в бюджет соответствующего уровня (письмо Минфина России от 29.03.2012 № 03-02-08/31). Сделать это можно, направив в орган, администрирующий платеж (ФНС либо ФСС), заявление об уточнении реквизитов платежки. В каком порядке осуществлять подобные обращения, расскажем чуть позже.

А пока попытаемся ответить на вопрос, стоит ли опасаться начисления пеней и штрафов со стороны государства в случае, если денежные средства, внесенные в бюджет, вследствие ошибок при указании КБК попадут не по адресу?

Прецеденты, свидетельствующие о том, что госструктуры охотно штрафуют невнимательных налогоплательщиков, встречаются регулярно. Однако если фирма решится подать на государственные органы, администрирующие платежи и наложившие санкции за неверный КБК, в суд, то с высокой вероятностью выиграет дело.

Может ли ФНС начислить пени и штрафы за уплату налога по неверному КБК

В большинстве случаев суды, основываясь на буквальном толковании норм, в частности, п. 3 ст. 45 НК РФ, признают взыскание штрафов и пеней незаконным, если плательщик фактически перевел необходимую сумму в бюджет, пусть и с неточным КБК.

Так, в рамках арбитражного дела № А32-31731/2012 индивидуальный предприниматель заполнил платежное поручение на уплату УСН, однако привел в нем КБК, который на момент платежа уже не действовал. При этом в поручении было указано, что денежные средства перечисляются за 4-й квартал 2010 года.

Предприниматель направил в ФНС заявление, в котором попросил перенаправить денежные средства на актуальный КБК. ФНС выполнила данную просьбу, но одновременно наложила на ИП санкции за ненадлежащее исполнение законных обязательств по уплате УСН в виде пеней, величина которых составила более 70 000 руб. ИП обратился в суд, намереваясь признать соответствующее требование ФНС недействительным.

Суд в 3 инстанциях встал на сторону ИП. Так, например, кассационная инстанция отметила, что в соответствии с п. 4 ст. 45 НК РФ обязательства по уплате налога могут быть признаны невыполненными, только если налогоплательщик некорректно укажет счет Федерального казначейства, а также название банка получателя платежа. В то время как о КБК в положениях п. 4 ст. 45 НК РФ ничего не сказано.

Суды также отметили, что в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ налоговые органы обязаны принимать от плательщиков заявления и корректировать распределение денежных средств, перечисленных в бюджет. При этом решение об уточнении соответствующего платежа ФНС должна принять на день фактического перечисления налога в бюджет.

Получается, что значимых правовых последствий вследствие неверного указания КБК в налоговой платежке, способных негативным образом отразиться на финансовом положении фирмы, законодательство РФ не предусматривает. Самое главное — в разумные сроки (какие именно, в текущих законах, однако, не сказано) направить в ведомство, администрирующее платеж, необходимые разъяснения. Если к моменту обнаружения ошибки в КБК государство начислит штраф или пени, это можно будет оспорить в суде.

Таким образом, некорректный КБК при уплате налогов не критичен. Но при условии, что будет верно указан ключевой реквизит платежного поручения — счет получателя. Данной позиции придерживается Минфин России в письме от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27997.

Узнать актуальные КБК по УСН, а также ознакомиться с иными нюансами уплаты данного налога вы можете в статье «Авансовые платежи по УСН: расчет, сроки уплаты, КБК».

Последствия неверного указания КБК при регистрации фирмы

Необходимость указывать КБК может возникать не только у действующих, но и у будущих организаций или ИП. Так, при государственной регистрации ИП или юрлица требуется уплатить госпошлину. Соответствующее платежное поручение будет включать поле 104, в котором должен быть указан корректный КБК, а именно:

Если фирма ошибется в КБК, это может послужить поводом для отказа государственного органа в регистрации бизнеса. Такой вывод можно сделать исходя из правовой аналогии с постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2015 по делу № А50-13783/2014. В нем суд установил, что платежное поручение с неверным КБК не позволяет удостовериться, что денежные средства ушли именно на регистрацию фирмы.

Пошлину, перечисленную в бюджет по неверному КБК, впоследствии можно вернуть. Для этого налогоплательщик должен представить в регистрирующее ведомство доказательства того, что соответствующие денежные средства были зачислены на счета Федерального казначейства (письмо Минфина России от 30.06.2010 № 03-05-06-03/83). Также ее можно зачесть, но при условии, что она будет направлена на то же регистрационное действие, которое не удалось осуществить в 1-й раз.

Указан неверный КБК. В какое ведомство направлять заявление об уточнении

Рассмотрим порядок действий налогоплательщика по исправлению соответствующей ошибки в случае указания в платежном поручении неверного КБК.

Куда нужно обращаться, обнаружив ошибку в платежке, в частности при указании КБК, с заявлением об уточнении перевода? Возможны 2 варианта:

Ознакомиться с образцом заявления об уточнении платежа в ФНС вы можете в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

1-й вариант подходит для тех случаев, когда в платежке был приведен совершенно некорректный КБК либо, например, не указан вовсе. Если в поручении зафиксирован орган, в который направлялся платеж, то обращаться с просьбой скорректировать платеж нужно именно туда (п. 7 ст. 45 НК РФ).

В свою очередь, если плательщик ошибся с КБК, но указал тот, который соответствует одному из действующих налогов, взносов или сборов, может возникнуть необходимость обращаться с целью корректировки именно в то ведомство, которое администрирует платеж по данному КБК.

Так, в рамках арбитражного дела № А40-1065/14 истец предпринял попытку восстановить свое право на возврат переплаты в бюджет по страховым взносам, которая возникла вследствие указания в соответствующих платежных поручениях КБК по налогам. То есть платеж, с одной стороны, был предназначен ПФР, но КБК были указаны те, которые предполагают перевод средств в ФНС по налогу.

В итоге денежные средства попали в Федеральном казначействе в разряд невыясненных. Фирме пришлось уплатить взносы в ПФР повторно, однако суммы, которые соответствовали «налоговым» КБК, плательщик решил вернуть.

Компания обратилась в ИФНС с заявлением о возврате соответствующего платежа. Однако налоговики отказались его принимать, отправив заявителя в ПФР. Сразу обратиться в ПФР налогоплательщик не смог. К моменту обращения фирмы в фонд истекли 3 года, в течение которых можно было по закону вернуть переплату. В результате ПФР отказал налогоплательщику в возмещении денежных средств.

Суды 1-й и 2-й инстанций подтвердили позицию ПФР. Однако кассационная инстанция — Арбитражный суд Московского округа — в постановлении от 27.05.2015 № Ф05-5994/2015 вынесла иное решение.

Кассация указала, что согласно ст. 160.1 БК РФ полномочия в части принятия решений о возврате переплат возложены на администратора доходов. Поскольку в платежном поручении по страховым фондам, которое составил истец, был указан «налоговый» КБК, суд посчитал, что именно ФНС должна была стать администратором соответствующего дохода. В связи с этим налоговики не должны были отказывать плательщику в возврате ошибочно переведенных денежных средств.

В результате арбитраж установил, что 3-летний срок возврата платежа истцом пропущен не был, и предписал ФНС выплатить налогоплательщику излишние платежи.

Итоги

Поле 104 в платежном поручении предназначено для указания значения кода бюджетной классификации либо цифры 0, если платеж не имеет КБК. Ошибка в этом коде не приводит к признанию платежа неуплаченным, но требует его уточнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *