Как правило предполагает некоторую воображаемую обстановку

Как правило предполагает некоторую воображаемую обстановку

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.

Ответ: форма государства.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре

1) сложность используемых форм

2) стремление авторов к воплощению собственных идей

3) развлекательный характер

4) ярко выраженная коммерческая направленность

5) духовный аристократизм

6) требование специальной подготовки для понимания

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям — нет, неверно, здесь регресс.

3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей — да, верно.

4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека — да, верно.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой — нет, неверно, открытую.

Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку

Б) направленность на достижение практически полезного результата

В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений

Г) процесс установления и развития контактов между людьми

Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Б) направленность на достижение практически полезного результата — труд.

В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений — учение.

Г) процесс установления и развития контактов между людьми — общение.

Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией — общение.

Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) описание наблюдаемых явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) объяснение существующих взаимосвязей

4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

5) фиксация обобщений в виде законов

6) получение количественных данных об изучаемом объекте

1) описание наблюдаемых явлений — да, верно.

2) выдвижение и обоснование гипотез — нет, неверно.

3) объяснение существующих взаимосвязей — нет, неверно.

4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений — да, верно.

5) фиксация обобщений в виде законов — нет, неверно.

6) получение количественных данных об изучаемом объекте — да, верно.

Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики.

2) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.

3) Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.

4) Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.

5) К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.

2) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами — нет, неверно, традициями и обычаями.

3) Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни — да, верно, свобода выбора — один из основных признаков.

4) Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль — да, верно.

5) К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование — да, верно, свобода — один из основных признаков.

Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИВИДЫ (ФОРМЫ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) налог на доходы физических лиц

В) транспортный налог

Г) государственная пошлина

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

К федеральным налогам и сборам относятся (13 ст. НК РФ):

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

К региональным налогам относятся (14 ст. НК РФ):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся (15 ст. НК РФ):

2) налог на имущество физических лиц;

А) налог на доходы физических лиц — федеральные.

Б) акцизы — федеральные.

В) транспортный налог — региональные.

Г) государственная пошлина — федеральные.

Д) земельный налог — местные.

Фирма Y — ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

2) издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры

3) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам

4) арендная плата за помещение ателье

5) оплата потреблённой электроэнергии

6) страховые взносы

2) издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры — да, верно.

3) издержки на выплату сдельной заработной платы работникам — да, верно.

4) арендная плата за помещение ателье — нет, неверно.

5) оплата потреблённой электроэнергии — да, верно.

6) страховые взносы — нет, неверно.

На рисунке отражено изменение предложения стульев на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (P — цена, Q — количество). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение стоимости материалов для обивки стульев

2) рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья

3) уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев

4) уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели

5) рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели

1) увеличение стоимости материалов для обивки стульев — нет, неверно.

2) рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья — нет, неверно. Это приведет к росту издержек, как следствие падению предложения.

3) уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев — да, верно.

4) уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели — да, верно.

5) рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели — нет, неверно.

Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.

2) Один из критериев дифференциации социальных групп — доход.

3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.

4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.

5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

2) Один из критериев дифференциации социальных групп — доход — да, верно.

3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества — нет, неверно, нет такого критерия.

4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность — да, верно.

5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти — да, верно.

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?»

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы.

3) В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы.

4) В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней.

5) Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы — нет, неверно, не равны, Z больше 20%, Y меньше.

3) В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы — да, верно.

4) В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней — да, верно, примерно по 15%.

5) Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y — нет, неверно.

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.

2) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

3) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности.

4) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.

5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

2) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей — нет, неверно, не любого.

3) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности — да, верно.

4) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития — нет, неверно, это к внутренним относится.

5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов — да, верно.

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫВИДЫ НАЛОГОВ
И СБОРОВ В РФ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами

Б) федеральные фонды регионального развития

В) осуществление мер по борьбе с катастрофами

Г) судоустройство, прокуратура

Д) федеральная государственная собственность и управление ею

1) только федеральный центр

2) совместно федеральный центр и субъекты РФ

ВОПРОСЫСУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

В ведении федерального центра находятся внешняя политика и международные отношения, заключение международных договоров, внешнеэкономические отношения, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Федеральное законодательство, устройство федеральной власти, функционирование России как единой территориально-политической системы находятся в исключительной компетенции центра. При этом регионы имеют свои полномочия, позволяющие конкретизировать параметры региональной государственной власти и местного самоуправления в зависимости от региональной специфики.

В ведении федерации находится принятие и изменение российской конституции и федеральных законов. Федеральный центр устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, определяет порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти. В его ведении — федеральная государственная служба. Именно центр отвечает за федеративное устройство и территорию России (что подразумевает сохранение федерализма и территориальной целостности).

Вопросы российского гражданства также находятся в исключительном ведении федерации (что исключает серьезную постановку вопроса о гражданстве отдельных республик, если с этим не согласится центр)».

В ведении центра находятся и такие вопросы, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. Однако часть этих полномочий, связанных с непосредственной защитой гражданских прав, имеет отношение к регионам. В сферу совместного ведения входит защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. К совместному ведению также относится защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В сфере совместного ведения находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На практике это значит, что регионы имеют возможность правового регулирования региональной государственной власти и системы местного самоуправления, при том, что общие принципы их организации (общефедеральные стандарты) могут быть установлены с помощью федеральных законов.

В сферу совместного ведения также включено обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов конституции и федеральным законам. Вопросы приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным решаются и на региональном уровне, поскольку именно регионы должны привести свои нормативные акты в должное соответствие.

Особенностью России является высокая степень централизации судебной власти и прокурорского надзора, а также ряда связанных с ними сфер законодательства.

В соответствии с Конституцией в компетенции центра находятся судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.

К сфере совместного ведения отнесены административное и административно-процессуальное законодательство, адвокатура и нотариат. Важным способом влияния регионов является отнесение к сфере совместного ведения кадров судебных и правоохранительных органов, что на практике предполагает те или иные формы согласования назначений.

Инфраструктура и стратегические вопросы экономики. Федеральный центр оставляет за собой принципиально важные с точки зре ния общенациональных интересов объекты инфраструктуры, энергетики и т. п.

В то же время используемая в Конституции постановка вопроса делает возможным создание региональных систем транспорта, связи и иной инфраструктуры, которые, соответственно, оказываются в ведении регионов.

Наиболее сложным и потенциально конфликтным вопросом является разграничение полномочий в сфере экономики и в социальной сфере.

К исключительному ведению федерального центра относится создание наиболее общих «правил игры» в экономике и управление федеральными экономическими активами: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; федеральная государственная собственность и управление ею; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

К совместному ведению отнесены следующие вопросы: разграничение государственной собственности (что предполагает наличие региональной государственной собственности наряду с федеральной государствен ной собственностью); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; законодательство об охране окружающей среды, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, охрана памятников истории и культуры; трудовое законодательство; жилищное законодательство; социальная защита, включая социальное обеспечение; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; семейное законодательство, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Особенностью современного российского законодательства является продолжающаяся конкретизация полномочий, входящих в сферу совместного ведения. С этой сферой связаны основные конфликты. В ситуации слабого регионального влияния на федеральном уровне федеральный центр проводил с начала 2000-х гг. политику конкретизации и перераспределения полномочий в сфере совместного ведения в свою пользу.

Ярким примером стала отмена в 2004 г. «правила двух ключей», присутствовавшего в прежней редакции федерального закона «О недрах». В соответствии с законом лицензия на добычу полезных ископаемых ранее подписывалась на федеральном уровне и главой региональной исполнительной власти (поскольку законодательство о недрах находится в сфере совместного ведения). В результате отмены «правила двух ключей» участие региональных властей в лицензировании добычи ценных полезных ископаемых (углеводородное сырье, металлические руды) стало очень ограниченным (решение принимается на федеральном уровне, региональные представители входят в состав государственной комиссии), и их основные полномочия свелись к лицензированию добычи общераспространенных полезных ископаемых (месторождения строительных материалов и т. п.).

Некоторые региональные лидеры в этой ситуации считают необходимым отказаться от сферы совместного ведения и четко определить, какие полномочия относятся к федеральным, а какие — к региональным (с такими предложениями, в частности, выступал президент Татарстана М. Шаймиев). Конфликты, связанные с фактическим переделом сферы совместного ведения и ущемлением региональных интересов, могут привести в перспективе к принципиальному изменению ситуации в случае конституционной реформы. Одним из возможных выходов может стать переход к установочному принципу по индийскому образцу. При сохранении либерального принципа может быть использован вариант, не предполагающий наличия сферы совместного ведения, но с расширением и детализацией полномочий федерального центра за счет тех полномочий, которые уже фактически относятся к его ведению в рамках предусмотренного конституцией совместного ведения.

Другой важной тенденцией является фактический раздел сферы совместного ведения на две части в соответствии с поправками к закону «Об общих принципах. », принятыми в июле 2003 г. Причиной для такого раздела стало введение принципов финансирования предметов ведения. Закон делит предметы совместного ведения на те, которые финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, и те, которые самостоятельно финансируются регионами. К числу самостоятельно финансируемых регионами отнесен 41 предмет. Все остальные предметы совместного ведения финансируются из федерального бюджета. В 2004 г. было проведено изменение и уточнение данного законодательства. Определенная централизация полномочий произошла во второй половине 2004 г. в связи с принятием федерального закона № 122 (который принято называть законом о «монетизации льгот»).

В 2005 г. наметилась обратная тенденция: отдельные федеральные чиновники при поддержке региональных лидеров стали выступать за передачу некоторых «частных» экономических полномочий региональным властям. В инициативах представителя президента в Южном федеральном округе Д. Козака речь шла о передаче регионам 48 из 58 функций, исполняемых федеральными структурами на местах, с одновременной передачей необходимых субвенций из федерального бюджета. В частности, говорилось об управлении недрами, водными и лесными ресурсами, землеустройством, контроле, надзоре и государственных услугах в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологическом надзоре, содержании и эксплуатации федеральных автодорог и др. При таком подходе за федеральным центром остались бы на региональном уровне только силовые структуры, территориальные управления Центробанка, почтовая служба.

В целом практика «тонкой настройки» отношений между центром и регионами через перераспределение полномочий в сфере совместного ведения может быть постоянной. Можно привести два важных примера из законодательной практики одного только 2004 г.

• В 2004 г. многие детали разграничения конкретных полномочий между центром и регионами были уточнены или изменены с помощью закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о «монетизации льгот» № 122-ФЗ).

• В самом конце 2004 г. был принят закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».

В продолжение этой тенденции в 2005 г. рабочая группа Госсовета представила доклад «О совершенствовании механизма федеративных отношений». В частности, в нем были перечислены конкретные полномочия, которые предлагалось закрепить за субъектами федерации (список более ста полномочий). Далее, в конце 2005 г. был принят федеральный закон, который передал регионам длинный список полномочий.

Таким образом, процесс перераспределения полномочий между центром и регионами, а также формулирования новых полномочий (и их отнесения к тому или иному уровню власти) в процессе совершенствования российского законодательства может быть постоянным.

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами —совместно федеральный центр и субъекты РФ.

Б) федеральные фонды регионального развития — только федеральный центр.

В) осуществление мер по борьбе с катастрофами — совместно федеральный центр и субъекты РФ.

Г) судоустройство, прокуратура — только федеральный центр.

Д) федеральная государственная собственность и управление ею — только федеральный центр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *