Как правильно высушить яблоню дерево
Столярная мастерская
Заметки об инструментах, приспособлениях и об изготовлении мебели
Сушка древесины яблони
Древесина у яблони твердая и тяжелая. Яблоня относится к сильноусыхающим породам. Коэффициент усушки: радиальный — 0,39; тангенциальный — 0,67; объемный — 1,08. Это выше, чем у твердолиственных пород. Древесина яблони трудно раскалывается, но прекрасно подходит для токарных работ, хорошо клеится. Средняя плотность древесины дикорастущих яблонь при влажности 12% — 700 кг/м3, окультуренных яблонь — до 650 кг/м3 и более подвержена биологическим поражениям, чем у дикорастущих. Яблоня относится к породам со средним показателем стойкости к биоповреждениям. Защитными составами ее древесина пропитывается удовлетворительно.
Процесс сушки древесины яблони требует тщательного подбора режима, так как она склонна к растрескиванию и короблению. Рекомендуется перед закладкой в сушильную камеру провести атмосферную сушку пиломатериалов в штабелях, защищенных от воздействия атмосферных явлений, до влажности 20-25%. При сушке следует применять мягкие режимы в сочетании с влаготеплообработкой.
На втором этапе сушки, после выравнивания, температуру можно повышать до 60°С, скорость подачи сушильного агента — до 1,2 м/с. Продолжительность сушки пиломатериалов толщиной 40 мм составляет 25-30 суток. Источник->
Целым поленом с вероятностью процентов 40 не поиметь трещин можно высушить яблоню, если, не снимая кору, промазать торцы ПВА или краской (масляной, эмалью, любой, устойчивой к влаге) и медленно сушить в глубокой тени без ветра, но с лёгким движением воздуха (в моём случае — сарай из горбыля в тени больших лип) пару лет. При любой попытке ускорить процесс трещины практически гарантированы. На прямослойных поленьях улучшить выход можно, поколов полено на несколько частей. Даже высушенная 4-5 лет древесина яблони при обработке и после неё может давать мелкие (и не очень) трещины (особенно взятая из комлевой свилеватой части), которые приходится заделывать. Источник->
пробывал сушить электротепловентилятором 9квт в «типа камере» из досок. непонравилось. электричества съедает немеренно, технология нарушена. доска при таком способе сохнет снаружи внутри остается напряжение. сейчас строю сушку небольшую в гаражных условиях на 4,5 куба с автономным отоплением на отработке с соблюдением технологии сушки и увлажнения. сушить надо обязательно с орошением водой в процессе сушки для снятия напряжения с доски. и не в коем случае не торопиться давать большую температуру так как происходит зажарка древесины снаружи а внутри все также напряжение. про технологии сушки очень много сказано в книгах да и на форуме. сегодня просто знаю многие сушилки в целях экономии времени и ресурса торопяться с сушкой дают сразу большую температуру и зажаривают доску снаружи. потом мастер в столярке берет распускает и получает сабли и прочие неприятности.
а варка в растворах в масле и прочих приблудах не внушает доверия. по крайней мере может и можно так высушить древесину только последующая обработка ее имеет очень много ограничений и непредсказуема (то есть я бы никогда не стал например клеить бы щит из такой древесины или покрывать потом ее лаками и прочими химическими составами), а также сушить таким образом можно только небольшие объемы (ну если конечно не располагаешь цехом с ваннами и тоннами соли масла и прочего). в принципе выше упоминался способ сушки электричеством жизнеспособен, пробывал потому что так. только это баловство да и опасно так сушить в плане пожароопасности и много не высушишь а электричества нажгешь столько что потом сосновая доска будет по цене экзотики. да и увлажнение доски как при контакте с электричеством осуществлять. поубивает всех током в один прекрасный момент. я остановился на печном отоплении. схем сушилки для себя можно более чем предостаточно подчеркнуть на форуме. а далее полет фантазии, голова и конечно же руки и навыки. Источник->
Сирень. Имел я дело с сиренью…(дальше все из лексикона грузчиков и сапожников).
Так вот.Взял я поленце сиреневое и распилил на части.Первое отшкурил и закрасил с торцов,второе не отшкуривал,но тоже закрасил.Третьему ничего не делал,а просто отнес в подвал.Деревце было строителями вывернуто с корнем(рядом копали котлован).Два первых поленца пустили трещины.Неошкуренное меньше.Поленце в подвале не потрескалось вообще.Два первых поленца перенес в подвал.Трескаться прекратили.Ошкуренное к тому времени очень уж треснуло вдоль,я его и расколол по этой трещине.Думаю,таким образом снялись напряжения.Во всяком случае трескаться прекратило.
Думаю,сирень нужно сушить в таких условиях когда влажность уменьшается постепенно.Вот подвал и есть такой средой.
Особенности сушки древесины плодовых пород
Древесина плодовых пород — это ценный материал, который может использоваться для строительства, но чаще задействуется для отделки, изготовления декоративных изделий и инструментов, так как обладает красивой текстурой.
Чтобы готовая вещь получилась не просто красивой, но и долговечной, особое внимание уделяется обработке материала. Существуют особенности сушки древесины плодовых пород, которые обязательно нужно учитывать, чтобы обработанная поверхность в последствие не имела дефектов.
Когда древесина плодовых деревьев высушена правильно, она очень прочна, не растрескивается, легко поддается обработке, резке, распиловке, полировке и шлифовке.
Как сушить древесину яблони
Древесина яблони — самый распространенный материал среди всех видов древесины плодовых деревьев. Это связано с широким распространением самого растения.
Перед тем как сушить древесину яблони, нужно создать правильные условия и подобрать температурный режим, который обеспечит сохранность структуры. После обработки ядро должно приобрести красно-коричневый оттенок и желто-розовую заболонь, лучи сердцевины должны быть малозаметными.
Древесина яблони является сильно усыхающей, тяжелой, твердой, обладает средней стойкостью к биологическим повреждениям, а также средней плотностью. Коэффициент усушки даже выше, чем у твердолиственной древесины.
Все это говорит о том, что сушить древесину яблони нужно в специальном режиме, чтобы избежать коробления и растрескивания.
Рекомендованная профессионалами просушка проходит по такой схеме:
Когда процесс проводится грамотно, он занимает 25-30 дней, что занимает немало времени. Но форсирование сушки древесины яблони приводит снижению качества.
Яблоня с ее красивой текстурой и замечательными свойствами используется преимущественно для создания:
Даже щепа и сучья нашли применение, они задействуются при копчении продуктов, чтобы придать им особую золотую корочку.
Как сушить древесину груши
Груша — втрое по распространенности плодовое дерево после яблони. Древесина груши при правильной просушке имеет мягкую текстуру, на месте спила слабо различимы сосуды, лучи и годовые кольца. Оттенок очень приятный, может варьироваться от розового до бурого, от желтого до красного, что зависит от возраста спиленного дерева и от того, как использовалась вещь, находилась ли под прямыми солнечными лучами.
Если сушить древесину груши правильно, она имеет высокую плотность, но при этом сохраняет гибкость, легко поддается покраске, шлифовке, полировке. Груша сильно усыхает, легко отдает влагу, при том, что в свежесрубленном состоянии имеет влажность 90-100%.
Процесс сушки древесины груши стоит проводить по такой схеме:
Сушка древесины груши в идеале занимает 20-25 дней, после чего можно начинать обработку. Наиболее этот материал востребован для изготовления:
Как сушить вишню и черешню
За особый розовый оттенок пользуется популярностью древесина вишни и черешни. В некоторых странах, в Германии в частности, эти деревья специально разводятся для получения древесины. В России промышленное разведение осуществляется в Краснодарском крае.
Особое отличие вишни и черешни — розовато-коричневый оттенок, который становится тем более глубоким и насыщенным, чем старше дерево, хорошо проступает красный цвет. Структура древесины однородная, волокна расположены прямо, хорошо видны годовые кольца. Мастера особенно ценят вишню за то, что при полировке даже без использования специальных составов она приобретает характерный глянцевый блеск.
Правильная сушка древесины плодовых пород вишни и черешни позволяет получить материал, который легко поддается обработке, резке, приобретает устойчивость к гниению.
Так как древесины черешни и вишни является малоусыхающей и практически не коробится, процесс сушки достаточно прост:
Сушка вишни или черешни обычно занимает около 30 дней. Именно столько нужно, чтобы получить действительно качественную древесину, из которой можно сделать:
Сушка других плодовых пород
Кроме яблони, груши и вишни широко используется древесины:
Особенности сушки древесины плодовых пород связаны с особенностями структуры, плотностью, влажностью, устойчивостью к биологическим агентам. В любом случае, для каждой породы условия индивидуальны, а грамотный процесс просушивания занимает от 20 до 40 дней.
Хотя для получения идеального результата оптимальна промышленная сушка, она возможна и в домашних условиях, если изучены особенности процесса, имеется профессиональный влагомер и подобраны хорошие сушилки.
Текст книги «Художественные работы по дереву»
Автор книги: Г. Федотов
Жанр: Хобби и Ремесла, Дом и Семья
Текущая страница: 7 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Наступило предлетье – третий и завершающий период весны. Белыми и розовыми кружевами оделись яблоневые сады. Почти одновременно с домашними яблонями зацветают в рощах и на опушках их дикие родственники. Яблоня – любимое в народе дерево, и не только за чудесные плоды, но и за ее особую неповторимую весеннюю красоту. И, быть может, за эту красоту почиталась яблоня у многих народов как символ весны, молодости и чистоты. Отдельные старые дикорастущие яблони считались священными деревьями, им поклонялись и приносили жертвы. Человек, срубивший такую священную яблоню, по представлениям древних, должен был неминуемо погибнуть. Тот, кто поднимал топор на живую яблоню, подвергался самому суровому осуждению у белорусов. Магическую силу приписывали даже отдельным веткам.
Яблоня – ядровая порода. Вокруг красно-коричневого ядра расположена желто-розовая широкая заболонь. В большинстве случаев ядро четко отделяется от заболони, прежде всего контрастной окраской.
Годичные слои яблони слегка извилистые и неодинаковые по ширине. Каждый годичный слой то сужается, то расширяется, образуя кольцо неправильной формы. Годичные слои благодаря узкой световой полоске, разграничивающей их, хорошо видны на всех разрезах, но особенно четкий текстурный рисунок на торцовом срезе.
У яблони очень узкие сердцевинные лучи и невооруженным глазом неразличимы.
Древесина яблони твердая, тяжелая и сильно усыхающая. Хотя высушить яблоневую древесину не так-то просто, но если уж удалось высушить, можно быть уверенным, что она не подведет. Изделия из хорошо высушенной древесины никогда не трескаются и не коробятся.
Ветки и корни шли на дрова, которые давали много тепла и горели без копоти. В Вяземском районе Смоленской области крестьяне и сейчас при копчении окорока предпочитают сжигать яблоневые сучья. Древесина яблони не имеет смолы, а поэтому не коптит и не образует густой сажи, которая может испортить все дело. На легком светлом дыму окорок становится золотистым, а чтобы он был духовитым, в конце копчения бросают в огонь можжевеловую ветку.
Древесина ствола тоже шла в дело. Ее ценили за высокую прочность и малую стираемость. Известно, что зубья деревянных грабель быстро истачиваются и ломаются, цепляясь за луговой дерн и кочки. Но срок службы зубьев можно продлить, если вырезать их из яблоневой древесины. Те же, кому часто приходится заниматься столярным делом, тоже предпочитают вырезать колодку рубанка из яблоневой древесины. Такая колодка, с глянцевитой гладкой подошвой, тяжела, прочна и может служить мастеру не один десяток лет.
Здоровая яблоневая древесина хороша для резных и токарных работ. Еще мастера древнего Новгорода точили и резали из нее очень прочную и красивую посуду. Режущие инструменты оставляют на древесине гладкий глянцевитый срез. На древесине можно выполнять очень тонкую резьбу, нанося очень четкие мельчайшие порезки. Это качество особенно ценно при работе над миниатюрной скульптурой.
Древесина яблони прекрасно шлифуется, полируется и поддается лощению. Пропитанная льняным маслом или натуральной олифой, она приобретает более высокую прочность и глубокий темно-коричневый цвет. Особенно прочны и тверды, как кость, небольшие изделия из яблоневой древесины, вываренные в масле или олифе.
Оригинальную текстуру имеет древесина яблонь, росших винтообразно, как бы ввинчиваясь своей кроной в воздух. Их свилеватая древесина очень прочна и красива. Но обрабатывать ее нужно очень осторожно. Срезая или скалывая древесину, необходимо постоянно следить за направлением волокон, чтобы не возникли случайные сколы и выбоины. Свилеватая древесина хорошо поддается распиливанию, поэтому из нее любители выпиливают дощечки, идущие на изготовление всевозможных декоративных коробочек и шкатулок. После шлифования и лощения на стенках изделий проявляется красивый волнистый рисунок. Подобный рисунок имеет древесина комлевой части ствола и корня.
Примерно в середине апреля в сухих и светлых местах – на вырубках, по ложбинам и лощинам, на склонах оврагов, на опушках лесов и в дубравах – зацветает лещина, или лесной орешник. Почти тогда же зацветает ольха. Но если ольха цветет как-то незаметно, то лещина всегда дает знать о своем цветении облаками золотистой пыльцы, которую время от времени поднимает над высоким кустарником набежавший весенний ветерок. И невольно бросаются в глаза крупные, похожие на лохматых желтых гусениц сережки. По подсчетам ученых, в каждой такой сережке содержится до четырех миллионов зернышек пыльцы. Этой безграничной щедростью в полную меру пользуются пчелы и шмели. Пчеловоды считают, что пыльца лещины оказывает оздоровляющее действие на пчел, ослабленных долгой зимовкой.
В разных областях России существовали особые приметы, которые служили сигналом к массовому сбору орехов. В одной из таких примет говорится: «Коль овсы зазеленели – и орехи поспели». В свою очередь, урожайные годы на орехи сулили урожай хлеба на будущий год. Но уже ранним летом, когда после буйного цветения на лещине появлялись завязи, крестьяне уверенно могли сказать: «Сильная завязь орехов – к урожаю проса и грозам».
На Руси 12 сентября считалось «ореховым днем». Примерно к этому дню окончательно наливается ядро орехов и буро-красным румянцем покрывается скорлупа. Начинается массовая заготовка орехов. Заготовкой орехов заняты не только люди. То тут, то там вздрагивают длинные гибкие ветви лещины. Среди кустов можно заметить сойку, поползня или кедровку. А внизу шуршанием сухой опавшей листвы выдают себя мыши. Людям не раз приходилось находить в мышиных гнездах кладовые с отборными ядреными орехами. А в старину на крымских базарах так называемые мышиные орехи, собранные в мышиных гнездах, продавались по более высокой цене, чем обычные.
У лесного орешника ценная древесина, но из-за малого диаметра ствола применение ее довольно ограниченно.
Лещина – заболонная порода. Цвет древесины белый с розоватым или светло-коричневым оттенком. На торце отчетливо различаются извилистые годичные слои, разграниченные узкими темными полосками поздней древесины.
Сердцевинные лучи у лещины узкие, но, сближаясь между собой, они образуют хорошо видные невооруженным глазом так называемые ложноширокие лучи в виде светлых полос. Если внимательно рассмотреть через лупу эти полосы, то можно заметить, что они состоят из отдельных очень тонких лучей, которые собраны в пучки. Ложноширокие лучи плотнее, чем окружающая древесина, поэтому они становятся более заметными после смачивания торца водой. Это свойство используют художники, намеренно выявляя паутинистый рисунок ложношироких лучей на торце в декоративных целях. При пропитывании торца жидкими красителями, например акварельными красками, древесина темнеет, в то время как сердцевинные лучи остаются светлыми.
Древесина лещины умеренно тяжелая, крепкая и плотная, умеренно вязкая и гибкая. Усыхает она незначительно, хорошо шлифуется, полируется, окрашивается и протравляется. Режущие инструменты чисто режут древесину во всех направлениях, а возникающие иногда сколы незначительны.
Древесина исстари применялась для мелких токарных, столярных и резных изделий. Из лещины вытачивают и вырезают шахматы, пеналы, карандаши, челноки для ручных ткацких станков, чубуки, рукоятки ножей, молотков и долот, трости. Еще в древнем Новгороде из толстых стволов лещины точили и долбили разнообразные сосуды и ковши.
Тонкие гибкие ветви лещины идут на плетение корзин, а более толстые – на изготовление обручей к бондарной посуде. Ценят гибкость орешника рыболовы, вырезая из него при случае легкие и надежные удилища.
Пережигая тонкие ветви лещины без доступа воздуха, художники изготовляют угольки для рисования. Из древесины выжигают промышленным способом уголь для бездымного пороха. Самые тонкие ветки и листья идут как веточный корм домашним животным. Веники из лещины егеря заготавливают для зимней подкормки диких животных. Опилки лещины применяются при очистке уксуса. Кора, содержащая около 8 % танинов, применяется для окраски тканей и дубления кожи.
Работа с деревом
Сушка древесины
Подсчитано, что живое дерево вместе со стволом, ветвями, корнями, корой и листьями на 65–85 % состоит из воды. Влага, доставляемая корнями из почвы, поддерживает жизнеспособность клеток растения. Но влага в природе нужна не только живому дереву, но и погибшему. Благодаря содержащейся в нем воде оно довольно быстро разрушается, превращаясь в естественное удобрение, необходимое живым растениям. Если бы этого не происходило, то многие леса земного шара были бы погребены под стволами и ветвями погибших деревьев.
Но вот древесина попадает в руки мастера-древодела, и содержащаяся в ней влага вместо положительной начинает играть отрицательную роль. Поверхность сырой древесины после точения, пиления и резания становится ворсистой и плохо поддается отделке. Ее очень трудно шлифовать, лаковые и красочные покрытия трескаются и осыпаются. После высыхания изделие коробится и покрывается глубокими трещинами. Они возникают в древесине из-за неравномерного высыхания различных ее слоев – верхние высыхают и уменьшаются в объеме гораздо быстрее, чем внутренние.
Древесина растрескивается по сердцевинным лучам. На торце треснувшего бревна или кряжа хорошо видно, что в основном все трещины идут в радиальном направлении и лишь отдельные незначительные трещины могут располагаться на границе годичных слоев. Чем сильнее усыхает древесина, тем многочисленнее и глубже возникающие в ней трещины. Мягкая и легкая древесина усыхает обычно меньше, чем твердая, плотная и тяжелая. К тому же мягкая древесина высыхает значительно быстрее, чем твердая, меньше коробится и растрескивается. По степени усушки древесину различных деревьев можно разделить на три группы: малоусыхающие – ель, можжевельник, ива, кедр, тополь; среднеусыхающие – вяз, груша, дуб, липа, ольха, осина, рябина и ясень; сильноусыхающие – береза, лиственница, яблоня, сирень и клен. Еще в глубокой древности человек заметил, что древесина только после удаления влаги из легко разрушающегося сырья превращается в прочный и долговечный материал. Из него строили жилища, изготовляли орудия труда и различную хозяйственную утварь. Но как высушить древесину, чтобы в ней не образовывались трещины?
На протяжении многих веков разрабатывали народные мастера свои приемы сушки древесины, поражающие порой неожиданностью и остроумием. Деревья сушили прямо в лесу или во дворе под навесом, в отапливаемом помещении, в русской печке, в земле, стружках, в зерне, вываривали, вымачивали в воде. Применяя тот или иной способ сушки, мастера обязательно учитывали породу дерева, его строение, твердость, плотность и размеры заготовок. Подбирая подходящий материал для заготовок, они знали, что свилеватая древесина с перекрученными древесными слоями меньше подвергается растрескиванию, чем прямослойная. Им было известно, что участок ствола дерева, расположенный ближе к корню, так называемый комель, имеет более прочную древесину, меньше поддающуюся растрескиванию, чем вся остальная часть ствола. Древесное сырье сушили также с учетом условий, в которых будет находиться готовое изделие. Например, для столярных работ древесину сушили более тщательно, чем для строительных.
Влага, находящаяся в древесине только что срубленного дерева, делится на капиллярную, или свободную, и коллоидно-связанную, или гигроскопическую. Гигроскопическая влага непосредственно входит в клетки древесины. Капиллярная влага, называемая народными мастерами лесной влагой, заполняет межклеточное пространство и каналы древесины. В процессе сушки вначале удаляется капиллярная влага, а затем гигроскопическая. В практике абсолютно сухая древесина не встречается.
В любой древесине содержится определенный процент влаги. Поэтому в деревообрабатывающем производстве при практическом определении степени влажности древесины принято указывать процентное содержание воды по отношению к 100 г условно абсолютно сухой древесины. Древесину только что срубленного дерева называют сырой. Она, как правило, имеет очень высокую степень влажности. Например, у ели и сосны она может доходить до 150 %. Влажность около 200 % имеет древесина, пролежавшая в воде. Ее называют мокрой. Древесину, содержащую 18–23 % влаги, называют полусухой. Это значит, что на 100 г абсолютно сухой древесины приходится 18–23 г воды. А древесина, весившая в абсолютно сухом состоянии 100 г, будет весить при указанной влажности уже 118–123 г. Воздушно-сухая древесина имеет влажность 12–18 %, а комнатно-сухая – 8–12 %. Обычно для художественных и столярных работ применяется древесина, имеющая влажность 8–12 %, а для плотницких – 12–18 %. Например, стул или стол нужно делать из комнатно-сухой древесины, а резные наличники из воздушно-сухой.
Как же сушат древесину, каким образом ее из сырья превращают в чудесный солнечный материал? Народные мастера заготавливали древесину на специально отведенных лесных участках, срубить дерево в лесу без разрешения считалось большим грехом и даже преступлением. Заготовку начинали поздней осенью, как только с деревьев упадет последний лист, и заканчивали с началом весеннего сокодвижения. В эту пору в стволах оцепеневших деревьев находится очень мало «лесной влаги». Поэтому они быстрее высыхают, меньше растрескиваются. Природа сама подсушивала древесину, а человек лишь досушивал ее одним из известных способов.
Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом. Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем раскряжевывали, то есть распиливали на бревна. В наше время таким способом заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает ее потери в пути.
Окоренные и подсохшие липовые кряжи, так называемые «лутошки», привозили домой и досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землей настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали досушивать на вольном воздухе.
Атмосферная сушка, или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно – от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой. Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить до воздушно-сухого состояния (12–18 % влажности).
Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со стволов деревьев твердых пород, например яблони, клена, кору не снимают совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания, торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры древесины, приготовляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой масляной краски.
Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях. В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатно-сухую влажность (8–12 %) и идет на столярные, токарные и резные работы. От трех суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере твердая древесина дуба, бука или вяза. Но и при камерной сушке появление трещин не исключено. Поэтому ученые постоянно ищут более совершенные и быстрые способы сушки древесины.
В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами помещается древесина. К электродам подается ток от высокочастотного генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее, чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твердых пород.
Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами еще в далеком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала прототипом современной сушильной камеры.
Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось, ее в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь. Чтобы жар не уходил из печи, ее закрывали заслонкой. Утром древесину вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.
Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали под, на который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку, дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи – в светло-шоколадный.
Вывариванием в пресной воде можно удалить лесную влагу из мягкой древесины липы, сосны, ольхи и других деревьев. Одновременно с освобождением от капиллярной влаги древесина становится намного мягче, чем в высушенном состоянии. Учитывая это, мастера-древоделы вырезали ложки и половники из распаренной древесины сразу же после извлечения ее из горячей воды.
Ложки и различная тонкостенная посуда, вырезанные из проваренной древесины, высыхают настолько быстро, что трещины не успевают появиться.
Вываривание древесины в соленой воде также предупреждает ее растрескивание. К тому же соль надежно защищает древесину от проникновения в нее гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов, которые выпускали корыта и долбленую посуду, готовые изделия из липы, осины и ивы проваривали в 25-процентном растворе поваренной соли.
Небольшие заготовки из твердой и мягкой древесины можно обработать и в домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают доверху соленой водой из расчета 4–5 столовых ложек поваренной соли на литр воды. Древесину варят на медленном огне в течение двух-трех часов, затем вынимают из соленой воды и сушат при комнатной температуре.
Вымачивание древесины в воде уменьшает возможность появления трещин при последующей сушке. В воде, предохраняющей древесину свежесрубленного дерева от гниения, хранили бревна в течение сезона. Нередко на дно ручья или реки (необходимо, чтобы вода была проточной) погружали дубовые бревна. Чтобы они не всплыли, к ним привязывали груз. Видимо, вымачивать древесину перед сушкой надоумил древоделов черный мореный дуб, который они поднимали иногда со дна лесных рек и ручьев. Пролежавший в воде десятки, а то и сотни лет, мореный дуб был твердым как камень, а при высыхании не покрывался трещинами.
Вываривание в масле и олифе небольших кусков твердой древесины не только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони, самшита, груши и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном, хлопковом, древесном (оливковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно шлифуется и полируется.
Сушка бревен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных областях. Например, узбекские резчики сушили древесину под навесом на открытом воздухе.
Бревна, предназначенные для сушки, ставили вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся в бревнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз, и сухая земля жадно впитывала ее.
В недалеком прошлом мастера практиковали сушку древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного дерева вытесывали вначале грубую заготовку. Затем ее зарывали в землю где-нибудь под навесом, чтобы даже редкий в Средней Азии дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево выдерживали несколько лет, но часто бывало достаточно всего одного года. Через определенный срок заготовку вырывали из земли и досушивали в помещении. Срок досушки определялся состоянием древесины, которое умели определять с большой точностью. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготовкой при легком постукивании по ней костяшками пальцев, давали опытному мастеру точную информацию о готовности древесины к дальнейшей обработке.
Мелкие заготовки твердой древесины можно высушить довольно быстро искусственным путем в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-коричневую окраску.
Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут заготовки, которые, в свою очередь, засыпают новым слоем сухого песка. Таким образом чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на под печи. Чем ближе он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдет сушка. Но при этом возникает опасность, что древесина начнет через некоторое время тлеть. В то же время, если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно. Оптимальное расстояние от огня до чугуна мастера определяют опытным путем. По мере высыхания древесины на участках, обращенных в сторону огня, постепенно возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет, который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно такого эффекта добиваются художники-древоделы, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и заготовками ставят в печь после протопки на ночь. Сушить древесину в песке можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые кастрюли, ведра.
Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю лесную влагу. Подготовленную таким способом древесину выдерживали при комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не боясь появления трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоенное живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее прорастало, оказавшись в земле.
Зарывание древесины в стружки – широко известный и надежный способ сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву. Сырые токарные детали токарь тут же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные. Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном перерыве в работе. Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура, они стали зарывать в нее дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали в проточной воде и сушили под навесом на открытом воздухе.
Следует сказать еще об одном оригинальном способе сушки древесины – сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол. В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая ее грань прилегала к цементному полу.
Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы, сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное русло.
Хорошо известно, что особенно трудно сушить бревна, кряжи и пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они растрескиваются почти до самой сердцевины. Бревна многих рубленых строений бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако все же можно встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.
Как удалось плотникам так хорошо высушить бревна? Оказывается, трещины на бревнах все-таки есть, только они скрыты от наших глаз. На каждое бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая бревна в срубе, плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твердую и склонную к сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины, благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.
Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник). Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что его масса становится в два раза меньше, но в основном оттого, что к перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина. Расколов половинник пополам, получают четвертину (по-старинному – «четвертак»). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при усыхании трещины. Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-резчики из Троице-Сергиевского посада Московской губернии. Они раскалывали липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через сердцевину. Возможно, этот технический прием, возникший из необходимости избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое решение многих резных игрушек.
Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоев, образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из клееного блока, текстура, наоборот, подчеркивает форму и делает ее более выразительной.