Как правильно выпрессовывать крестовины кардана
Съемник крестовин
Съемник крестовин чаще всего используется автолюбителями для выпрессовки и замены крестовины карданного вала. Произвести такую процедуру можно и с помощью молотка, но тогда можно повредить как кардан так и саму крестовину. Поэтому рассмотрим как демонтировать крестовину более гуманным и простым способом применив это приспособление.
Что такое съемник крестовин и зачем он нужен
Съемник крестовин карданных валов – это инструмент, который используют для демонтирования различных деталей и узлов (шкивов, шестерен, втулок, колес, муфт, подшипников), которые имеют посадку с натягом. Данный инструмент состоит из двух опорных пластин, двух стяжек, двух гаек, двух отрезков трубы и болта. Как правило, его изготавливают из конструкционной стали.
Съемник крестовин карданного вала может без лишних усилий извлечь подшипники из их вилок, при этом не повредив соседние детали. Также съемник может выступать, как приспособление для ремонта карданного шарнира, поскольку шарниры карданной передачи служат в среднем 70-80 тыс.км, за это время они в достаточной мере изнашиваются и требуют замены. Съемник в этом случае помогает продлить срок работы. В этом случае необходимо знать, что шипы крестовины более интенсивно изнашиваются только с одной стороны. Поэтому при снятии шарнира, необходимо сделать соответствующие пометки, промыть и смазать его детали, а затем вновь собрать и установить, при этом повернув крестовину на 180°С вокруг одной из осей относительно прежнего положения, в этом случае основная нагрузка при работе будет приходиться на менее изношенную сторону. В результате этого такой шарнир прослужит еще не одну тысячу километров.
Виды съемников
Для разных задач и конкретных ситуаций могут использоваться съемники определенных конструкций. Поэтому чтобы разобраться какой съемник крестовин лучше использовать необходимо разобраться с его разновидностями и назначением.
Существует несколько видов съемников:
1.Гидравлические – они предназначены для демонтажа различных деталей и узлов (шкивы, шестерни, втулки), имеющих посадку с натягом. В данной категории чаще всего используют приспособления с такими типами конструкции:
2.Механические используют для демонтажа деталей, которые установлены с натягом, в том случае, когда для их снятия нужны незначительные усилия. Механизм фиксации захватов съемника позволяет корректировать или изменять точки захвата простым вращением гайки фиксации.
3.«Хомуты», используются для демонтажа шестерен, подшипников, колес, муфт, крыльчаток, шкивов и других деталей, посаженных с натягом, которые могут быть повреждены при снятии обычными съемниками. Конструкция хомута обеспечивает надежный захват только в том случае, когда форма детали не позволяет использовать обычный съемник.
4.Съемник крестовин универсальный — предназначен для демонтажа деталей, установленных с натягом, таких как шестерни, колеса, муфты, крыльчатки, а также тонкостенных и установленных в отверстия деталей (обойм, подшипников), которые могут быть повреждены при снятии обычными съемниками. Универсальный съемник является уникальной комбинацией съемника — «хомута», съемника с комбинированным (внешним/внутренним) захватом и домкрата с полым штоком, который может сниматься и использоваться отдельно.
Так как это самые продаваемые съемники рассмотрим их виды:
Также существуют конструкции съемников для внутреннего и внешнего захвата детали.Стоимость на съемники крестовин всех видов варьируется от 500-7900 рублей. В представленном видео, вы сможете ознакомиться со способами применения съемника.
Использование съемника для снятия и установки крестовины карданного вала
Как пользоваться съемником
Как упоминалось ранее съемник можно использовать для замены крестовины карданного вала. Поэтому далее более подробно рассмотрим этапы снятия крестовины.
Пошаговая инструкция по снятию крестовины:
Данная инструкция поможет автомобилистам не только сэкономить, но и получить необходимые навыки для работы. Потому что на сегодняшний день стоимость услуг по ремонту автомобилей слишком велика, а ведь не каждый может себе позволить проводить обслуживания автомобиля в автосервисе. Имея такое приспособление, как съемник крестовин карданных валов, справится с процедурой замены крестовины или ремонта самого кардана, будет намного проще и своими руками.
Но а если в вашем гараже нет такой штуки, но есть энтузиазм, со смастерить такой съёмник можно даже своими руками сэкономив рублей 500 на приобретение магазинного варианта.
Как сделать съемник крестовин самому
Если посадка крестовины с натягом 0,005-0,038 мм, то ударным способом уже не разобрать без порчи деталей. В этом случае будет необходима выпрессовка, но если детали подвергались коррозии, то этот процесс окажется достаточно сложным. Чтобы облегчить задачу по замене крестовины такое приспособление можно не только купить, но и сделать своими руками.
Для того, чтобы изготовить приспособление для выпрессовки крестовин карданных валов необходимо будет вырезать скобу из листового металла толщиной 16 мм, а затем приварить к ней гайки с резьбой М22 (можно будет заказать у токаря). Также для изготовления нужен винт с резьбой, вороток и гайки воротка. Другие детали, такие как: силовой винт и резьбовые детали, можно выточить из прочной стали. Хотя это получится совсем уж магазинный вариант съемника крестовин. Есть способы сделать попроще — использовав просто два мощных болта и приварить гайки к пластине.
С помощью приспособления, необходимо понемногу откручивать винт 1, а закручивая винт 5 постепенно запрессовывать подшипник в вилку шарнира. И когда подшипник, постепенно продвигаясь в отверстии проушины, освободит канавку стопорного кольца, то запрессовку следует прекратить и установить в канавку помеченное стопорное кольцо. Далее, прижимая крестовину к уже запрессованному подшипнику, следует перевернуть вилку шарнира на 180 градусов. Таким же способом запрессовываем второй подшипник и еще дважды повторяем эту работу на другой вилке карданного шарнира.
Также есть другой способ изготовления приспособления, но для этого вам понадобиться полуавтоматическая сварка и обратный молоток.
К гайке нужно приварить болт, для этого заправляем его болгаркой так, чтобы был острый кончик, капаем сварку на стаканчик крестовины и привариваем болт. Затем вкручиваем обратный молоток и выбиваем с крестовины гайку. Такой способ удобен при условии, что есть полуавтомат. Есть еще другие способы, например выпиливание крестовины болгаркой, но потом таким же способом нужно выбивать гайку.
Съемник крестовин имеет много плюсов, самым главным отличием и преимуществом использования съемника является отсутствие повреждений на соседних деталях. Также еще одним плюсом является экономия времени при выполнении операций, потому что при использовании съемника все действия выполняются гораздо быстрее, чем при применении подручных средств.
Замена крестовины карданного вала
Замена выжимного подшипника
Замена крестовины карданного вала – это один из несложных видов ремонта трансмиссии на любой модели авто. Выполнение замены требуется не только при крайней необходимости, то есть при износе или поломке детали, но и в рамках планового ТО. Каждый автомобилист при желании сможет самостоятельно заменить крестовину кардана в условиях гаража. Но как правильно определить необходимость ремонта, что нужно для работы и как заменить крестовину карданного вала своими руками – обо всем этом и пойдет речь в данной статье.
Устройство кардана
Кардан или карданный вал – это элемент трансмиссии авто, передающий крутящий момент к мосту от КПП. Устанавливается на машины с полноприводной или заднеприводной компоновкой. Первые описания устройства были датированы еще 16 веком, но если говорить о применении карданного вала на практике, то произошло это намного позже.
Устройство карданного вала
В конструкцию карданного вала входят такие элементы:
Обратите внимание! Механики часто называют карданный вал «промежуточным звеном», поскольку он служит для передачи крутящего момента к редуктору моста (переднего или заднего).
Крестовина: устройство и функции
Это крестообразная деталь, отвечающая за соосность вращающихся элементов карданной передачи. Состоит крестовина из:
Крестовина изготавливается из прочной легированной стали, что делает ее очень прочной. За счет этого деталь уменьшает динамические колебания, которые возникают в ходовой части автомобиля во время движения.
Крестовина карданного вала
Признаки неисправности
Основная часть неисправностей крестовины кардана заключается в износе или заклинивании детали. При подобных разрушениях требуется замена элемента. К наиболее частым признакам относятся стуки, вибрации и появление звука скрежета металла. Рассмотрим каждый из признаков отдельно.
Признаки неисправности крестовины кардана
Постукивание
Водитель может слышать характерные стуки при трогании с места. Это говорит о выходе из строя крестовины (износ подшипников, шлицов или ослабленное крепление элемента). Также постукивание может возникнуть из-за отделения элементов подвески авто.
Утечка
Появление следов смазочной жидкости в области крестовины свидетельствует об утечке, вызванной поломкой заднего уплотнителя. Как показывает практика, следы смазки часто появляются после длительных поездок.
Следы жидкости в области карданной вилки
Появление вибрации
Ощущение вибрации в области карданного вала, вызванные выходом из строя подшипника, загрязнением или деформированием кардана, также требуют незамедлительной диагностики крестовины.
Вибрация карданного вала после замены крестовин
На заметку! Спровоцировать появление вибрации могу и другие фактор, например, неправильная балансировка или выход из строя задней втулки КПП.
Скрежет металла
При разгоне неисправность крестовины может проявляться в виде звука, который сильно напоминает скрежет металла. Наиболее вероятная причина скрежета – износ подшипника. При появлении характерного звука нужно провести диагностику карданной передачи.
Скрежет металла в районе крестовины
Причины поломки крестовины
Несмотря на прочность материалов, крестовина со временем может выходить из строя. Рассмотрим основные причины неисправностей:
Правильная эксплуатация автомобиля и выполнение рекомендаций профессионалов позволит продлить срок службы крестовины до 400-500 тыс. км. Но с учетом качества наших дорог сделать это достаточно трудно.
Причины неисправности крестовины кардана
Инструменты и материалы
Для замены крестовины кардана нужно позаботиться о подготовке некоторых инструментов. К ним относятся:
Обратите внимание! При замене крестовины желательно также заменить все крепежные элементы, так как они могут сильно заржаветь.
Приступая к работе
Для ремонтных работ машину нужно поставить на смотровую яму – это существенно облегчит демонтаж карданного вала. Стоит отметить, что при наличии специального съемника заменить крестовину можно и без снятия кардана, но большинство мастеров предпочитают выполнять ремонтные работу на уже снятой детали. Условно замену крестовины можно разделить на три этапа: демонтаж кардана, замена детали и, непосредственно, установка карданного вала. Ниже детально описаны все эти процессы.
Замена крестовины карданного вала
Демонтаж карданного вала
Все работы должны выполняться на зафиксированном автомобиле, поэтому его необходимо поставить на ручной тормоз. Как только машина будет на подъемнике или смотровой яме, можно приступать к снятию кардана.
Шаг 1. Снимите болты крепления кардана. Всего их 4 штуки.
Снятие болтов крепления кардана
Шаг 2. Придерживайте пальцем болт с другой стороны, чтобы он не прокручивался.
Выкручивания крепежного элемента
Шаг 3. Открутите остальные крепежные болты.
Выкручивание остальных крепежных элементов
Шаг 4. Аккуратно снимите карданный вал в месте крепления к мосту.
Демонтаж карданного вала
Шаг 5. Открутите два болта крепления подвесного подшипника.
Откручивание подвесного подшипника
Шаг 6. Добраться до второго крепежного элемента довольно трудно, поэтому если он заржавел, то перед выкручиванием желательно обработать поверхность WD-40.
Второй болт крепления подшипника
Шаг 7. Демонтируйте карданный вал.
Снятие карданного вала
Шаг 8. Обмотайте шлицевую часть кардана чистой тряпкой, чтобы защитить ее от грязи.
Защитите шлицевую часть кардана тряпкой
Шаг 9. Очистьте поверхность кардана от грязи и пыли с помощью металлической щетки. После этого можно приступать к замене крестообразного элемента.
Очистка поверхности кардана
Замена крестовины
После снятия и тщательной очистки карданного вала можно менять крестообразную деталь. Ниже приведена пошаговая инструкция, облегчающая и без того несложный процесс.
Шаг 1. Ударьте по каждой из сторон крестовины трубой или зубилом.
Выбивание крестовины специальной трубкой
Шаг 2. Извлеките стопорное кольцо при помощи тонкогубцев.
Снятие стопорного кольца
Шаг 3. Используйте отвертку, чтобы снять стопорное кольцо.
Применение отвертки для демонтажа стопорного кольца
Шаг 4. Выпрессуйте старые чашечки с помощью специальной оправкой.
Выпрессовывание чашечек крестовины
Шаг 5. Не стесняйтесь использовать молоток, чтобы извлечь чашечки.
Извлечение чашечек крестовины
Шаг 6. Выбейте крестовину из места крепления.
Выбивание крестовины с крепежного места
Шаг 7. Очистьте вилку карданного вала жесткой металлической щеткой, удалив тем самым скопившуюся грязь.
Чистка вилки карданного вала
Шаг 8. Почистьте канавки маленькой тонкой отверткой.
Очистка канавок вилки при помощи отвертки
Шаг 9. Смажьте посадочные места чашечек. Наносить смазку можно пальцами.
Смазывание посадочных мест чашечек
Шаг 10. Распечатайте новую крестовину и установите ее на место, предварительно сняв все чашечки.
Примерка новой крестовины
Шаг 11. Поставьте чашечку и аккуратно забейте ее молотком.
Установка новых чашечек
Шаг 12. Вставьте стопорные кольца. На данном этапе также используйте тонкогубцы.
Монтаж стопорных колец
Шаг 13. Установите вилку карданного вала.
Установка вилки карданного вала
Шаг 14. Установите оставшиеся чашечки и зафиксируйте их стопорными кольцами.
Установка остальных чашечек
Шаг 15. После установки крестовины проверьте ее работоспособность, поворачивая в разные стороны. Деталь должна двигаться равномерно.
Проверка работоспособности крестообразной детали
Шаг 16. Если одна из сторон двигается трудно – ослабьте чашечки с помощью оправки. После этого проверьте работу крестовины снова.
Регулировка хода крестовины
Шаг 17. Проверьте подвесной подшипник путем вращения. Если при этом никакого шума не возникает, то деталь полностью исправна.
Проверка подвесного подшипника
Шаг 18. Перед заменой средней крестовины сделайте отметки мелом на кардане с полукарданом, чтобы не перепутать эти места. Кардан с полукарданом балансируются.
Нанесение отметки на кардане с полукарданом
Шаг 19. Повторите все вышеперечисленные действия для снятия и замены средней крестовины.
Снятие и замена средней крестовины
Шаг 20. С работами по замене крестовин кардана покончено.
Замена крестовины карданного вала окончена
Установка кардана
На замене крестовин работу еще нельзя назвать завершенной, ведь демонтированный карданный вал нужно еще поставить на место.
Шаг 1. Шлицевую часть кардана обильно смажьте нигролом. Это отличная смазочная смесь, которая не будет прикипать в процессе эксплуатации авто.
Смазывание шлицевой части кардана
На заметку! Некоторые автомобилисты рекомендуют использовать для смазки отработку, так как за нее не нужно платить. Но со временем она прикипает к поверхности детали.
Шаг 2. Подключите шлиц карданного вала с КПП. Внимательно следите за тем, чтобы до момента соединения смазанная часть детали не контактировала со сторонними предметами.
Подключение карданного вала к КПП
Шаг 3. Медленно проворачивайте кардан, чтобы все отверстия совпали.
Проворачивание кардана для совпадения отверстий
Шаг 4. Вставьте крепежные болты в отверстия.
Установка крепежных элементов
Шаг 5. Закрутите болты. При необходимости придерживайте крепежные элементы пальцами или вторым ключом.
Закручивание карданного вала
Шаг 6. Зафиксируйте подвесной подшипник. Чтобы последующие ремонтные работы были несложными, все крепежные элементы нужно смазать перед закручиванием. Как только подвесной будет установлен, процесс замены крестообразной детали можно считать оконченным.
Фиксация подвесного подшипника
Рекомендации по выбор крестовины
Нельзя выбирать крестовину, полагаясь только на ее стоимость. Существует много факторов, которые нужно учитывать при выборе детали, ведь крестовина постоянно работает в интенсивном режиме. Чтобы уберечь себя от покупки некачественной детали, можно проверить ее даже в самом магазине запчастей.
Таблица. Проверка крестовины карданного вала.
Шаги, фото | Описание действий |
---|---|
| Возьмите с собой небольшое зеркало. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на его поверхности поместилась крестовина. |
| Положите крестообразную деталь на зеркало. |
| По очереди нажимайте на противоположные чашки. При этом никакого люфта и стуков не должно быть. |
| Переверните крестовину и повторите процедуру. |
| Плавно покрутите каждую из чашек. Вращение должно быть равномерным и без закусываний. |
| После прокручивания положите крестовину снова на зеркало и поочередно нажимайте на чашечки. |
| Если крестовина лежит на зеркале всей плоскостью, то при покупке к ней не должно быть никаких претензий. |
Зеркало используется для проверки крестовины из-за своей идеально ровной поверхности. К тому же его несложно взять с собой в магазин автозапчастей и проверить понравившуюся деталь.
Выбор крестовины карданного вала