Как правильно вставать на пуанты
Как балерины удерживаются на пуантах
Я думаю, каждый из нас хоть раз, да задавался этими вопросами. Балет — он такой. загадочный, влекущий, со своими секретами, которые обывателю очень интересны. Почти все маленькие девочки мечтают стать балеринами. И первое, что они пытаются сделать — встать на носочки, а то и вовсе на кончики пальцев. И у них это не получается. А уж взрослым этот фокус и подавно не удастся.
Вот и остаётся нам, «простым людям», лишь восхищаться тем, как грациозно балерины смотрятся, стоя на одной ножке. Восхищаться и вновь думать: ну как они это делают? А на самом деле — всё легко объясняется.
Во-первых, удержаться балеринам помогает апломб — умение сохранять равновесие. Но как этот самый апломб достигается? В первую очередь за счет подтянутости всех ножных мышц. Вы никогда не увидите балерину, стоящую «на пальцах» с расслабленным коленом. Оно должно быть максимально подтянуто, как, впрочем, и остальные мышцы. Без этого не получится оси, которая и помогает сохранять то самое равновесие.
Но больше всего, я думаю, зрителей интересует ступня балерины. Ведь разве можно устоять на пальцах? И какой же при этом должен ощущаться дискомфорт!
Тут два ключевых момента. Первый — это наличие подъема — изгиба стопы, позволяющего ставить ступню в максимально вертикальное положение и тем самым продолжить линию той самой оси. Разрабатывать подъем будущие балерины начинают с первых дней обучения танцевальному искусству.
Второй момент — строение пуант. Именно в них и кроется секрет танца «на пальцах». Да, кстати, «на пальцах» — повседневный балетный термин, обозначающий танец в пуантах. Но на самом деле опираются балерины совсем на другую часть ступни. Посмотрим, как же устроена балетная туфелька.
Жесткая стелька — одна из важнейших частей пуант. Именно она не дает ноге выгнуться больше, чем позволяет подъем. Это минимизирует риск травм.
Попробуйте встать на пальцы. Ваш подъем сразу завалится вперед, что под весом тела может привести к травме. Так вот, стелька — это своеобразный «предохранитель».
Туфелька со сломанной стелькой
Но больше нам интересна другая деталь пуант — коробочка. Это жёсткая часть туфли, крепко обхватывающая часть ступни. Коробочка не позволяет «проскользнуть» пальцам слишком глубоко. Они должны быть прямыми и не «искривляться» в туфле.
И, конечно же, такое положение пальцев означает, что балерина опирается НЕ на них. Ну невозможно же танцевать «на ногтях», верно?
На самом деле, когда балерина встаёт «на пальцы», всю нагрузку на себя берет вальгусная часть стопы. Давление приходится именно на нее. Вспомните, когда вы покупаете новую обувь, то какое-то время неразношенная кожа как бы держит ступню и не даёт ей «продвинуться» к кончику туфли.
Вальгусная часть стопы
Со временем обувь разнашивается, и стопа уходит вперёд. В балете такое исключено. Более того — травмоопасно. Именно поэтому коробочка — чрезвычайно прочная и совершенно не эластичная часть туфли. Однако пальцы в ней только лишь аккуратно располагаются, но ни в коем случае не «держат» тело балерины.
И, наконец, ещё одна важная деталь — пятак. Это кончик туфли. Как видите, пятак — плоский и относительно немаленький по площади. И это ещё один немаловажный фактор, помогающий балерине «устоять» в пуантах.
Вот и получается, что секрет — в устройстве балетной туфельки. Но в то же время в туфельку эту можно одевать лишь «правильно» подготовленную ступню.
Дотянуться до мечты: как научиться самостоятельно стоять на пуантах?
Как стоять на пуантах, задумываются начинающие балерины и зрители балетных постановок. Порхающим на сцене танцовщицам, кажется, все дается с легкостью. На самом деле за снятой театральной обувью скрываются кровавые мозоли, растяжения, травмы щиколотки. Профессионалы не рекомендуют самостоятельно овладевать практикой стояния на пуантах, ведь даже начинающих учениц балетных школ готовят к этому в течение целого года.
Научиться стоять на пуантах: реально или нет?
Человеку без профессиональной подготовки встать на носочки бывает трудно. Если за плечами опыт посещения студии художественной гимнастики с многочасовым стоянием на носках или академического танца – шансы на благополучный результат возрастают. Но есть нюансы.
Можно подготовить ноги к пуантам самостоятельно. Придется придерживаться графика тренировок. Здесь важны систематичность и осторожность.
Как правильно стоять на пуантах?
Разрабатывать стопу нужно долго, должны быть сильные икроножные мышцы. Правильно стать на пуанты – значит, встать на носок. Многое зависит и от подъема стопы. Девушки, умеющие ходить на высоких каблуках, с этой проблемой встречаются реже.
Помочь в подготовке мышц могут упражнения.
Красота и легкость движений придут со временем, когда отступит легкая боль. Важно не спеша выполнять упражнения и только после разогрева мышц.
Как стоит нога в пуантах?
Грациозная походка в пуантах – не самоцель, на смену стоянию в балетной обуви придут прыжки, танцевальные движения. Для них пригодится грациозность и легкость всего тела. Именно поэтому тренировки нужно посвящать не только разработке мышц ног, а всего тела.
И не последнюю роль играет балетная обувь. Ее стоимость и уход за ней лучше тоже уточнить у преподавателя классических танцев.
Сегодня читают
Комментарии
«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна
Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Грани Танца
Танцевальный блог
Как подготовится к пуантам?
Занимаешься балетом всерьез и мечтаешь приблизить тот заветный день, когда оденешь пуанты и выпорхнешь на сцену «…блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена…»? Да, и кто из танцоров не мечтает? Так или иначе, но мечты сбываются, хотя бы частично. Подготовить ногу к пуантам можно с помощью специальных упражнений, при условии, что тебе не меньше 10 лет и хотя бы год ты профессионально занимаешься классической хореографией. Пальцевая техника — дело сложное и требует правильно поставленного корпуса, укрепленных усердной работой мышц ног и спины. Данные упражнения помогут тебе проработать те маленькие «труднодоступные» связки и мышцы свода стопы, от которых зависит устойчивость на пуантах.
Для пуантов крайне важен крепкий свод стопы и правильное его положение во время движений (у палки, на середине, во время прыжков). Чтобы сделать первый «вскок» на пальцы придется потрудиться. Перед началом выполнения этих упражнений разогрейся, так же не помешает растянуть мышцы.
1. Стенка
Подойди вплотную к стене, встань на полупальцы. Следи за тем, чтобы пятка была прижата к стене. Затем старайся постепенно дотянуть колено, пятка при этом не должна «уезжать» от опоры. С вытянутым коленом надо простоять до 3-5 мин. с каждой ноги. Напряжение должно ощущаться в области подъема стопы и ахиллова сухожилия.
2. Закачка ног
У станка или другой опоры. Выполняем battements tendus крестом. Каждый раз открывая ногу, приводи ее на полупалец и затем только возвращай обратно. Фиксируй положение «полупалец» — чувствуй, что подушечи пальцев плотно лежат на полу. Проделываем крестом по 16 раз.
3. Проработка sauté
Чистота исполнения этого прыжка формирует правильное положение свода стопы. Чистота исполнения зависит от правильности поставленного корпуса — копчик опущен, ребра закрыты, тазобедренный сустав максимально развернут. Во время толчка нужно чувствовать мизинец и средний палец стопы (не заваливаться на большие пальцы). В воздухе — вытягивать стопы, дотягивать пальцы и на «принятии» максимально эластично приземлиться в plie с носков на полную стопу. Достаточно проделать от 16 до 32 правильных прыжков.
4. Упражнения с резинкой
Помести резинку на подушечки пальцев (не на сами пальцы, иначе она будет соскальзывать) и потяни на себя. В то же время напрягай свод стопы и пальцев, как бы сопротивляясь резинке. Вернись в исходное положение. Проделай в медленном темпе 16 раз, повтори с другой ноги.
Затем вытяни подъем, продолжая тянуть резинкой стопу на себя. Проделай 16 раз и поменяй ногу. С непривычки от этого упражнения первое время может сводить стопы, но это только поначалу, так что — не переживай и продолжай над собой работать.
Резинка в горизонтальной плоскости
Это упражнение поможет проработать ленивые связки. Захвати резинкой стопу как показано на фотографии и потяни внутрь (стопа должна выглядеть «косолапой»). Затем, сохраняя натяжение, оказывай сопротивление резинке, как и в предыдущем упражнении.
Работая с резинкой, следи за тем, чтобы стопа не расслаблялась, иначе не произойдет нужного напряжения мышц. Проделывай медленно и старательно, повтори 16 раз.
5. Растяжка ахилла
Для работы на пуантах нужен крепкий разработанный ахилл. Следующее упражнение — лучший в этом помощник. Встань на скамейку или стул, держись руками за стену. На опоре должны находиться только подушечки стоп и пальцы.
Сперва максимально растяни ахилл, опуская пятку как можно ниже. Подождав несколько секунд, сделай releve и вытяни опорную ногу. Сделай 16-32 подхода.
6. Releve
Releve — это базовое движение, необходимое для подготовки к паунтам. Но требуется абсолютная чистота выполнения. На полу плотно лежат и мизинец и средний палец стопы, вытягиваться наверх следует от макушки и в крайнем вытянутом положении продолжать чувствовать мизинец и средний палец прижатыми к полу. В медленном темпе, тщательно выполняй до 32 releve.
Итак, повторюсь, что впервые на пуанты вставать можно только под присмотром педагога, при условии, что твой корпус уже поставлен и мышцы ног подготовлены. Если так, то упражнения тебе помогут обрести большую устойчивость и чувствовать себя на пальцах намного легче и приятней.
Если статья тебе понравилась и ты хочешь больше информации на эту тему — пиши в комментариях и делись с друзьями!
Как правильно вставать на пуанты
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Про пуанты. Пара вопросов
Солистка балета за спектакль тратит пары 3 пуант (по слухам, не знаю, как на самом деле, но одних точно не хватит). Они не долговечны: жесткость коробочки и стельки под нагрузкой начинает уменьшаться, а это значит, что стоять на пальцах становится сложнее. Иногда стелька просто ломается. Профессионалы меняют пуанты и балетки часто, любителю это не грозит. Хотя сегодя появились долговечные пуанты фирмы Gaynor Minden (и не только они осваивают эту технологию), производители пишут что они высокотехнологичные, но тут другая проблема: не ломаются, не разнашиваются, просто наружный материал приходит в полную негодность (стоят в 2-3 раза дороже обуви от Grishko, R-Class или Bloch).
Все зависит от интенсивности занятий, но первой пары вам хватит на год, не меньше. Другое дело, что появляется желание пробовать все новые и новые модели 🙂
Пришивают конечно руками, ниткой и иголкой, затем обрезают по длине и оплавляют (иногде обрабатывают срез лаком или клеем), чтобы не торчали и не крошились. Опционально пришивается резинка, которая держит пятку и затягивается шнурок.
Теперь их можно закрепить на ноге. Но это еще не все: если говорить о профессионалах и опытных любителях, они готовят пуанты тщательнее.
С пятака иногда срезают верхнюю ткань, обшивают нитками по периметру или приклеивают кожаную накладку, оббивают молотком, чтобы убрать углы.
Стельку гнут, в особенности в районе пятки, иногда отрывают в верхней части от подошвы (я так понимаю для более эстетичного вида на полупальцах), придают ей форму и просто размягчают по себя.
Некоторые профессионалы особым образом размачивают пуанты, или канифолят внутри или… в общем у каждого свой ритуал, но любителю до них, как до Захаровой…
А теперь уже можно?
Теперь одевать пуанты тоже рановато. Это будет выглядеть так, хотя должно иначе.
Кроме растягивания подъема его нужно еще и качать. Мышца эта развита у обычного человека оооочень слабо. Есть танцевальные упражнения Plie и Releve.
Повторите 1000 раз.
И здесь еще важно не забыть накачать пальцы. Да-да, те самые пальцы ног, которыми здоровый вменяемый человек ничего не делает, а вот футболисты, например, их тренируют. Чего только для этого не делают: отжимаются на них, пододвигают грузы, ходят по ступенькам, качают эспандером.
Как и в любых занятиях 10’000 часов сделают вас экспертом. Качайте и тяните, тяните и качайте… Хорошие балетный ноги для нормального непосвященного челоека выглядят мягко говоря по-уродски.
Но простым сметрным это, конечно, не грозит 🙂
А это вообще безопасно?
Скажу одно, ходить на каблуках вреднее, чем стоять на пуантах. Конечно, все нужно в меру: от постоянной опоры на плюсневые кости им тоже можт стать немного не хорошо. Но от занятий 1-2 раза в неделю ничего вам не сделается. На каблуках по 8-10 часов люди ходят и стоят.
Есть еще слухи про чернеющие ногти, ест рассказы про стертые в кровь ноги. Ну, во-перых, от часовых занятий (врятли у любителя хватит сил на большее), ничего вам не сделает, а за ногами (как за любым инструментов) нужно и важно ухаживать. Наибольший дискомфорт доставляет то, что стопа плотно зажата в коробочке, отсюда и мозоли.
А мужчины танцуют на пуантах?
Для начала открою секрет, слова “балерун”, как ислова “лОжить”, не существует: есть танцор, артист балета. И да, мужчины танцуют на пуантах, но в основном это комедийно-пародийные партии, типа сестер Золушки. Мужские икры и так достаточно длинные, тогда как у женщин для их визуального удлинения и служат пуанты.
Как правильно вставать на пуанты
Балерина неизменно ассоциируется с пуантами или, как их еще называют, «пальцевыми туфлями».
В хореографических училищах девочек начинают учить вставать на пуанты с 10 лет. Это связано с тем, что до этого возраста детские ножки должны окрепнуть и пройти подготовку, прежде чем знакомится с пальцевой техникой. Бывает, конечно, что совсем маленькие девочки уже достаточно уверенно танцуют на пальцах, но это в том случае, когда связки ребенка уже достаточно укреплены. Если ребенок начинает рано вставать на пальцы, будучи при этом не готовым, то это чревато ранними травмами и деформацией стопы. Однако, каждой маленькой балеринке хочется побыстрее встать на пуанты.
С самого раннего детства мы с мамой ходили на балет. Танцами я начала заниматься в 4-е года и хорошо представляла себе, что такое танец. Но, смотря на порхающих балерин, я воспринимала их как марионеток, без боли и пота выделывающих на сцене невероятной сложности па. Я знала, что балерины живые люди, но та легкость, с какой им удавалось танцевать в пуантах, поражала меня и возносила их в ранг богинь. Намного позже, в хореографическом училище нам объявили, что и мы, наконец, будем учиться стоять на пуантах. Эта формулировка меня смутила. Только «стоять», а когда же мы будем танцевать, как настоящие балерины? Хотелось сразу выпорхнуть на сцену и проделать ряд сложнейших pas de burre. Первые пуанты мне достались от сестры, но сели не по ноге. Пришлось разорить семейный бюджет и купить новые (стоили они как хорошие туфли «для жизни»).
Лана ( основатель и педагог студии «Русская Балетная Компания», закончила Пермское Государственное Хореографическое училище, артистка балета): «Мои первые пуанты были, скорее всего куплены старшей сестрой, тоже балериной. Не помню, какие ощущения у меня были, когда я встала на них в первый раз, но помню что все мы, ученицы хореографического училища, еще до того, как нас официально начинали учить стоять на пуантах, надевали их и стремились самостоятельно освоить. Папа одной из учениц был фотографом, и его пригласили в наш класс на фотосессию. Надо ли говорить, что все девочки, имевшие пуанты, фотографировались, стоя на них. К классу четвертому я научилась твердо стоять на ногах, но все равно, танцевать в пальцевых туфлях было для меня сопряжено со страхом. Только уже к старшим классам страх ушел и появилась уверенность».
Клавдия (артистка балета, педагог, закончила Пермское Государственное Хореографическое училище): «Мои первые пуанты мы выбирали вместе с мамой. Почему-то нам продали пару, где стелька была пластиковая, что не подходит для начинающих, т.к. она слишком жесткая. Пытаясь ее размять, я стельку сломала под пяткой, причем, только на одном пуанте. Купить новую пару возможности не было. Так и приходилось мучиться в жестких пуантах, да еще и с подломанной стелькой, которая врезалась в пятку при каждом движении. Было трудно и не комфортно. Зато теперь у меня сильные голеностопы».
Татьяна (педагог студии, артистка балета, закончила Пермское Государственное Хореографическое училище): «Мои первые пуанты марки Кибанов, были куплены в мастерской при училище. Не помню, какие эмоции были у меня, когда в первый раз на них встала, но помню, что уверенность в танце появилась только к 4-му классу, когда уроки в пуантах стали частым явлением в училище».
Наташа (хореограф-балетмейстер, артистка балета): «Я училась у своей мамы, поэтому на пуанты встала очень рано, в 4-е годика. Первые мои пуанты были мамины, из Большого театра (там был свой собственный цех по изготовлению балетных туфель), а мои личные мне купили в каком-то магазине. Тогда еще только начинали продавать их, 31 размер. Наверное лет 6-7 было. Я начала танцевать в пуантах очень рано, пальцевые туфли мне очень нравились. Я мучила бабушку бесконечными концертами. Сейчас больше люблю ту хореографию, где нет пуант, тогда чувствую себя свободнее и стихия танца полностью меня поглощает, хотя ничто так не приводит в форму, как танцы в пуантах. После перерыва стоит только порепетировать «Лебединое озеро», и ты снова в форме».