Как правильно говорить звук ш

Постановка шипящих звуков: способы и приемы постановки шипящих звуков у детей

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Нарушение произношения шипящих чаще всего проявляется в следующих вариантах:

Почему возникают проблемы с произношением шипящих?

Речь в целом зависит от нормального функционирования следующих органов и систем:

При этом главными «опорами» развития речи являются полноценный слух и нормальная работа ЦНС.

Неправильное произношение шипящих звуков может быть обусловлено неверным поведением родителей:

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Правильное артикуляционное положение при произношении шипящих звуков

При правильной артикуляции звуков Ш и Ж, артикуляционные органы занимают следующее положение:

Артикуляционная гимнастика при постановке шипящих

Постановка Ш и других шипящих звуков проводится поэтапно. Чтобы эффект был действительно существенным, заниматься нужно на регулярной основе.

Артикуляционная гимнастика – это одна из предварительных подготовительных мер. На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т.д.

Далее переходят к более сложным упражнениям:

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика также является частью подготовки к постановке шипящих звуков, которая позволяет сформировать необходимую базу. Чтобы заинтересовать ребенка, можно привлечь его к подготовке таких упражнений: вырезать вместе с ним полоски бумаги, разноцветные осенние листики и т.д.

Для примера приведем несколько упражнений:

Постановка шипящих звуков по подражанию

Эффективность этого метода объясняется тем, что для детей характерно подражание действий взрослых.

Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.

Постановка шипящих от других звуков

Данный способ подходит для тех детей, у которых сформировано правильное произношение других звуков, от которых можно поставить Ш и другие шипящие:

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Закрепление произношения

Следующим этапом после постановки звука является автоматизация. Начальный этап – это проговаривание шипящих в слогах (на примере Ш):

Закрепляем открытие и закрытие слоги в связках с другими фонемами (шут, штат).

Затем проводится автоматизация шипящих звуков в начале, конце и середине слова. Далее переходим к автоматизации звуков в простых предложениях, текстах, постепенно вводя автоматизируемый звук в повседневную речь.

Можно использовать различные игры на автоматизацию. К примеру, «Помоги змейке попасть домой». Рисуем лабиринт, на одном конце которого изображаем змейку, а на другом – нору (ее дом). Ребенок должен пальцем провести по лабиринту, направляясь от змейки к ее норе, издавая при этом «ш-ш-ш-ш» (как шипит змея).

Источник

Как правильно говорить звук ш

Дефекты речи являются очень распространенной проблемой среди маленьких детей.

Бесплатные занятия с логопедом

Дефекты речи являются очень распространенной проблемой среди маленьких детей. Они могут активно болтать, но при этом не выговаривать некоторые звуки. Данная статья расскажет причины нарушения речи у детей и как научить ребенка говорить букву Ш в 5 лет.

ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Логопеды разделяют все причины неправильного произношения на две группы: физиологические и ошибки со стороны взрослых. К первой группе причин относятся следующие:

— неразвитость речевого аппарата;

— неправильно сформированный прикус, чаще всего это происходит при длительном использовании пустышки;

— анатомические особенности ротовой полости, например, короткая уздечка или высокое небо;

— болезни ротовой полости;

— проблемы с фонематическим слухом – ребенок не слышит и не воспринимает некоторые звуки.

Одной из самых распространенных причин речевых дефектов у детей являются факторы второй группы. К ней можно отнести неправильное произношение Ш (у взрослых, которые шепелявят) и «сюсюканье» окружающих. Искажение голоса и некоторых слов взрослыми приводит к тому, что кроха запоминает неправильные звуки и в дальнейшем наследует в своем разговоре. Чтобы не допустить это, нужно с самого рождения разговаривать с малышом четко и понятно, а как только он начинает болтать – сразу исправлять оговорки, иначе с возрастом сделать это будет труднее.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Ш

Чистота произносимого звука напрямую зависит от правильного расположения языка и губ во время произношения. Артикуляция звука Ш состоит в следующем:

— губы вытянуты в форму трубочки;

— зубы зажаты или максимально сближены;

— кончик языка поднят к твердому небу, но не касается его;

— язык по бокам плотно прижат к зубам верхней челюсти;

— воздушный поток должен пройти по центру языка;

— мягкое небо слегка приподнято и перегораживает носовые проходы;

— голосовые связки должны быть в разомкнутом состоянии.

Артикуляция произношения шипящих звуков достаточно сложная, не всегда родители могут сделать это без помощи специалистов. Поэтому лучше проконсультироваться у квалифицированного логопеда.

ПРОВЕРКА ПРОИЗНОШЕНИЯ

Родители, которые ежедневно слышат ребенка, привыкают к его лепету и часто не замечают логопедических проблем. Иногда на речевые дефекты указывают воспитатели детского сада, педагоги начальной школы или просто люди, которые впервые услышали разговор ребенка. Существует два способа, позволяющих в домашних условиях выявить нарушения произношения звука Ш:

1. наблюдение за ребенком. Этот метод занимает много времени и требует внимательности от родителей;

2. упражнения на произношение звука Ш. Простые задания помогут мамам и папам понять, есть ли у их ребенка проблемы с произношением.

Логопеды советуют такие упражнения для диагностики проблемы:

— «Змейка» – малыш должен сымитировать шипение змеи (ш-ш-ш-ш-ш);

ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ДОПУСКАЮТ МАЛЫШИ

Несмотря на то, что звук Ш является глухим согласным, он произносится четко и звонко. Дети в младшем дошкольном возрасте по-разному могут коверкать этот звук. Специалисты в области логопедии выделяют следующие распространенные ошибки в речи детей:

— межзубное произношение – ребенок шепелявит из-за сильно выдвинутого вперед языка, слышится Ф вместо Ш;

— носовое произношение – малыш поднимет заднюю часть языка в твердому небу из-за чего воздушный поток проходит в образовавшуюся щель, слышится Х вместо Ш;

— прохождение воздушной струи в щель между зубами и щекой, из-за этого вместо Ш слышно хлюпанье;

— замена Ш на другие звуки, чаще всего это С, Т и мягкая Ш.
Также логопеды отмечают такое отклонение, как чистое произношение звука Ш при неправильной артикуляции. Взрослые должны отследить, как их чадо извлекает данный звук, и принять меры по исправлению речевых дефектов.

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ СЛОЖНО ВЫГОВАРИВАЕМЫХ ЗВУКОВ

Для быстрой и эффективной постановки звука Ш занятия с ребенком должны состоять из таких этапов:

— артикуляционная гимнастика. На первом занятии нужно показать крохе, какие органы задействованы в речевом аппарате. Нужно его усадить перед зеркалом и дать внимательно рассмотреть язык, губы, небо и щеки. Чтобы артикуляционный аппарат был натренирован и готовым к выполнению упражнений, нужно сделать специальную разминку: напряженным языком нужно медленно поводить по небу, затем провести по губам и зубам, а потом высунуть язык как можно дальше и улыбнуться;

— постановка речевого дыхания – звук Ш нужно произносить на выдохе, при этом нужно выдохнуть определенное количество воздуха. Научить контролировать количество выдыхаемого воздуха помогут игры с надуванием воздушных шаров, мыльных пузырей, использование свистков и т.д.;

— постановка звука Ш – выполнение простых забавных упражнений, которые понравятся ребенку и помогут ему произнести шипящий звук;

— закрепление поставленного звука – чтение и запоминание детских стишков и скороговорок на поставленный звук.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Ш

Логопеды предлагают детям, которые не могут произносить звук Ш, упражнения такого содержания:

Эти нехитрые упражнения можно выполнять в домашних условиях. Но чтобы достичь успехов и поставить ребенку правильное произношение, необходимо время и терпение взрослых. Во время занятий нельзя перенапрягать ребенка, иначе у него пропадет все желание трудиться. Упражнения можно делать с перерывами, отвлекаясь на игры.
Не стоит забывать о мелкой моторике малыша, ведь ее развитие положительно влияет на развитие речи. В занятиях можно использовать мелкие предметы, например, разноцветны бусины, пуговицы, прищепки и т.д. Эту мелочевку можно перебирать пальчиками во время чтения стишков или разучивания скороговорок.

Специалисты отмечают, что все методы постановки звуков будут эффективными при полной сконцентрированности ребенка. Его не должны отвлекать игрушки, работающий телевизор или другие люди. Категорически нельзя говорить ребенку, что он плохо делает задания и у него не получается. Только поддержка и помощь взрослых помогут малышу научиться ребенка говорить букву Ш в 6 лет.

НУЖНО ЛИ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

Независимо от того, какие дефекты речи наблюдаются у ребенка, нужно проконсультироваться с логопедом перед тем, как делать упражнения на постановку звуков в домашних условиях. Только специалист может правильно определить причины неправильного произношения и подобрать оптимальный метод его преодоления. Если причина речевых дефектов кроется в физиологических особенностях, то только доктор может дать направление на подрезание уздечки или назначить упражнение на исправление прикуса.

Если после первой консультации и длительного выполнения в домашних условиях упражнений на постановку звука Ш результат не получен, то нужно повторно обратиться к специалисту, возможно потребуется проводить занятия с логопедом несколько раз в неделю.

Источник

Как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву Ш?

Чаще всего, сетуя о неправильном произношении, родители говорят о неумении своего чада произносить ту или иную букву. На самом деле речь должна идти о произношении звука, ведь буква – это лишь графическое изображение произносимых звуков. Но в любом случае налицо логопедическая проблема, которую нужно исправить. Довольно часто дети не выговаривают сложные звуки, к числу которых относится [ш]. Тем не менее, научить своего ребенка правильно говорить трудную букву Ш может практически любой родитель.

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Дефекты произношения

Неверное воспроизведение шипящих звуков, в том числе [ш], может быть вызвано разными отклонениями в артикуляции, поэтому звук может искажаться в ту или иную сторону.

Существует две разновидности речевых дефектов: сигматизм и парасигматизм.

При сигматизме сам [ш] произносится с дефектом, при парасигматизме – заменяется другими звуками.

Сигматизм при произношении [ш]:

Парасигматизм при воспроизведении звука [ш]:

Во всех этих случаях налицо нарушения артикуляции, когда язык, губы и зубы занимают неверные позиции при произношении. Поэтому задача родителей во время игровых занятий исправить эти ошибки ребенка.

Иногда звук [ш] полностью отсутствует в речи малыша – он просто пропускается (шапка – «апка», паштет – «патет»). При этом нужно «с нуля» учить ребенка правильной артикуляции.

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Причины неправильной артикуляции

Основная причина проблем с буквой Ш, как и при произнесении многих других звуков, это различные физиологические особенности органов артикуляции:

Однако нередки случаи, когда искажение произношения у детей вызвано другими факторами.

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Учимся «шипеть»

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Ш правильно, для начала нужно подготовить его артикуляционный аппарат – то есть помочь освоить нужное положение губ, языка, зубов, научить правильной подаче воздуха. Этому помогут следующие игры-упражнения, успешно применяющиеся в логопедии:

Подробно выполнение этих упражнений описано в этой статье.

Звучание [ш] более всего напоминает шипение змеи. Поэтому в процессе занятий не акцентируйте внимание малыша на произношении фонемы, а объясните ему, что он учится шипеть, как змейка. Для визуализации этого упражнения используйте простые картинки с изображением змеи. Пусть ребенок проведет пальчиком от хвоста до головы змеи на картинке и в это время шипит. Попросите его помочь змейке спеть ее шипящую песенку: «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш».

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Так вы снимете психологическое напряжение: ребенок не осваивает чего-то обязательного и трудного, а просто играет с вами. Он не будет напрягаться и «лезть из кожи», чтобы вам понравился результат. В итоге говорить упрямую букву он научится гораздо быстрее.

Для правильной постановки выдоха можно воспользоваться следующей игрой. На кончик носа малышу кладется маленький, легкий кусочек ватки. Улыбнувшись, ребенок кладет свой широкий язычок так, чтобы накрыть им верхнюю губу. При этом боковые края его прижимаются сверху к коренным зубам, а посередине его должна остаться щелочка. Если малыш подует в таком положении на ватку, она поднимется вверх. Собственно, так нужно выдыхать и при произнесении шипящих, только язык будет располагаться за зубами.

Если у дошкольника нарушен фонематический слух, и он, например, не различает в речи [ж] и [ш], нужно выработать навык дифференцирования этих звуков. Здесь подойдут речевые игры, где малыш должен подать знак, что он услышал звук [ш] или [ж] (хлопнул, топнул, поднял руку). Слова нужно подбирать так, чтобы нужный звук занимал разные позиции: в начале, середине, конце слова. Ребенок хлопает, услышав звук [ш], и, скажем, топает, услышав [ж].

Можно просить малыша назвать разные предметы, «содержащие» букву Ш, – это могут быть игрушки, одежда, инструменты и т. д.

Пусть называет уменьшительно-ласкательные формы слов, в которых появляется звук [ш]. Взрослый называет слово – малыш его преобразует («солнце – солнышко», «зима – зимушка», «хозяйка – хозяюшка»).

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш

Как поставить звук?

После таких игр можно заняться постановкой звука [ш]. В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков [т] или [с] (иногда – звука [р], но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).

Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:

То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».

Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения:

При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.
Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш
Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш
Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш
Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш
Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш
Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук [ш], стоящий в начале слова, в середине, в конце.

Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками [с] или [тс].

Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.

Как правильно говорить звук ш. Смотреть фото Как правильно говорить звук ш. Смотреть картинку Как правильно говорить звук ш. Картинка про Как правильно говорить звук ш. Фото Как правильно говорить звук ш
Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.

Источник

Правильная постановка звука Ш

Неправильное произношение шипящей группы звуков – одно из распространенных нарушений. В норме ребенок должен усвоить их артикуляцию в 3-4 года. Искаженное произношение Ш может быть признаком речевого расстройства. Поэтому необходима консультация логопеда, чтобы он определил причину и составил план коррекционной работы.

Произношение Ш в норме

Этот звук является базовым в шипящей группе. Освоив его артикуляцию, ребенок легко научится правильно произносить и другие звуки из этой группы. Губы принимают положение «рупора»: их немного выдвигают вперед так, чтобы получилась форма «окошка». Во время произношения звука зубы должны быть сомкнуты.

Язык должен находиться в положении «чашечки»: кончик за верхними зубами, а его боковые стороны плотно прижаты к зубам. Это позволяет направить выдыхаемую струю посередине. Если все сделано правильно, то она получится широкой и теплой. Голосовые связки разомкнуты, поэтому Ш – глухой согласный.

Разновидности и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:

В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.

Логопедическая диагностика

Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект. При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:

При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).

При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.

Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:

Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет. Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:

Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно. Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания.

При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков. Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других. Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).

Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.

Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:

По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

Прежде чем переходить к постановке звука формируют нужный артикуляционный уклад и тренируют силу и длительность выдоха. Чтобы произносить шипящие правильно, ребенка учат делать язык широким и поднимать его. Главное упражнение в комплексе – «Чашечка». Именно такое положение составляет основу правильной артикуляции шипящих.

Приступать к его выполнению можно при сформированном умении делать и удерживать язык широким.

Вначале на занятиях формируют умение расслаблять язык. Для этого выполняют похлопывающие движения губами или слегка покусывают их зубами – это варианты самомассажа. Тренируются также в удержании языка в таком положении в течение некоторого времени. Если возникают трудности с его подъемом, подбирают упражнения для отработки верхнего положения («Лошадка», «Грибок», «Почисти верхние зубы» и другие аналогичные задания).

После того как у ребенка получается все вышеперечисленное, приступают к выполнению упражнения «Чашечка». Ребенок поднимает кончик и боковые края языка и удерживает их в таком положении. Для повышения эффекта в «Чашечку» можно налить немного воды, чтобы малыш пытался ее удержать.

Также рекомендуют другие упражнения:

Перечисленные задания направлены не только на выработку длительного выдоха, но и формируют умение расслаблять язык, делать его широким и в таком состоянии поднимать и удерживать за зубами. Когда логопед видит, что ребенок может удерживать нужные артикуляционные позы, он приступает к постановке Ш. Если движения недостаточно сформированы, а мышцы языка не укреплены, то зафиксировать правильное положение ребенок не сможет, а звук будет произносить только с механической помощью. Поэтому подготовительный этап является обязательным в коррекционной работе.

Описанные упражнения для шипящих также используют и для коррекции произношения сонорной группы звуков, потому что при их произнесении язык также принимает верхнее положение.

Вариант постановки при отсутствии звука

Если у ребенка в речи отсутствует Ш, и он не использует другие фонемы вместо него, то основной упор делают на артикуляционную гимнастику, а именно формирование подъема широкого языка. Когда упражнение «Чашечка» выполняется правильно, логопед приступает к постановке звука.

Он просит ребенка сделать «Чашечку» и спрятать язык за зубы. Далее логопед объясняет, что нужно подуть на язык и тогда получится Ш. Если ребенок произносит Х, то четкое звучание шипящего не получится. Для удобства предлагают произносить С, только язык находится за верхними зубами. Чтобы выработать правильное произношение, нужно его повторять многократно. Для повышения эффективности занятий логопед использует дидактические игры.

Постановка Ш при искаженном произношении

От разновидности сигматизма зависит способ постановки. У каждой из них свои причины, поэтому логопед подбирает приемы для их коррекции:

Если имеются нарушения тонуса мышц языка, назначают курс логопедического массажа. Его выполняют зондами (для этого нужно пройти специальное обучение) или пальцами в стерильных одноразовых перчатках. Но вместе с массажем нужно делать артикуляционную гимнастику. Тогда подготовка органов артикуляции к постановке Ш будет эффективнее.

Звук Ш является основным в своей группе. Поэтому, исправив его произношение, легко поставить другие шипящие. Только нужно обязательно объяснять разницу в артикуляции, чтобы ребенок не смешивал их в речи. Заниматься постановкой других шипящих звуков нужно тогда, когда будет пройден этап автоматизации звука Ш в речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *