Как правильно говорить нет ребенку
Содержание
Вседозволенность и отсутствие каких-либо правил в жизни ребёнка способствуют тому, что в будущем он рискует стать самоуверенным человеком. Но самоуверенность в данном контексте идёт далеко не на пользу. Человек бессознательно преподносит себя как всесильного: берёт на себя слишком много, оценивает свои способности слишком высоко, даёт обещания, которые не может выполнить, и часто пытается всем помочь.
Дети, не знавшие ограничений, столкнутся с ними во взрослой жизни, но воспринимать их будут болезненно. Дело в том, что уверенность, в отличие от самоуверенности, включает в себя здоровую самокритичность, умение оценивать собственные поступки и брать на себя ответственность. Именно поэтому разумные ограничения и запреты ребёнку полезны.
Какое значение имеет слово «нельзя»
В возрасте 6–8 месяцев малыш слышит своё первое «нельзя». Родители уже не могут контролировать все действия ребёнка, который научился ползать и активно исследовать обстановку. Поэтому они вынуждены говорить «нет». Однако запрещать стоит только в случае, когда действие угрожает его безопасности или безопасности окружающих. После трёх лет, когда малыш уже понимает разницу между рисованием в альбоме и на обоях, запреты можно конкретизировать.
От количества запретов зависит личность ребёнка в будущем. Безусловно, ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка, но злоупотреблять ими не стоит.
Источник: giphy.com
Для чего нужны запреты
Правила играют важную роль в развитии ребёнка, так как он постоянно сталкивается с чем-то новым в окружающем мире и нуждается в структурировании информации. Ограничения вносят в мир ребёнка надёжность и стабильность. И родителям необходимо запрещать детям делать некоторые вещи, чтобы со временем они могли запрещать их себе сами, научились отвечать за свои поступки и привыкли к самоконтролю.
Существует мнение, что запреты ограничивают свободу. Но вряд ли кому-то понравился бы мир, в котором повсеместная вседозволенность — это норма. Люди свободны как раз благодаря тому, что знакомы с правилами, по которым строится жизнь в обществе. Ведь запреты помогают регулировать отношения между людьми в обществе, помогают мирно существовать и общаться.
Как правильно запрещать
Не запрещать слишком много
Можно запрещать ребёнку играть в компьютер, пользоваться смартфоном, общаться с нежелательными друзьями или гулять без взрослых. Но следует помнить, что такие запреты только разжигают желание. Будучи совершеннолетним, ребёнок с лихвой обеспечит себе всё то, чего был лишён в детстве.
Если же речь идёт о действительно рискованных вещах — алкоголе, курении или запрещённых веществах, — надо не запрещать, а учить, как противостоять искушению и эффективно отвечать тем, кто предлагает попробовать всё это.
Запрещая ребёнку, запрещать и себе
Нарушая запреты, дети иногда просто копируют поведение взрослых, которые говорят одно, а делают другое. Фундаментом воспитания как раз является родительский пример. Если папа запрещает смотреть мультики больше 30 минут, а сам не отрывается от телевизора, ребёнок будет бунтовать — открыто или тайно. Дети гораздо лучше воспринимают форму «мы этого не делаем», чем «тебе нельзя».
Избегать запретов на эмоциях
Всегда стоит помнить, что запреты должны быть правилами, а никак не произволом или выплеском эмоций. Например, ребёнок увлечённо играет, покрывая всю квартиру игрушками: здесь у него космостанция, там база инопланетян, а тут стоянка кораблей. Родитель может любоваться плодами воображения малыша и давать только один запрет: оставлять все игрушки на полу на ночь, не убрав их на место. Но в какой-то день родитель приходит с работы уставшим и наступает на какую-то игрушку. Тут сразу же начинаются крики и обвинения в сторону ребёнка, что вокруг бардак, все игрушки надо собрать немедленно и вообще ему можно играть только в одном углу своей комнаты. Это не запрет, это — эмоциональный всплеск.
Справляться с раздражением лучше без ребёнка. Затем, успокоившись, подумать, что именно надо запретить, насколько это важно для членов семьи и ребёнка, и только потом вводить новое правило.
Источник: giphy.com
Доступно объяснять запрет
Маленькие дети не могут понять некоторых правил. Поэтому следует несколько раз дать упрощённые объяснения и удерживать от опасных вещей силой. Например, ребёнок не понимает, почему нельзя играть с розеткой в стене. Можно объяснить, что в розетке есть электричество — такой своеобразный огонь, который делает очень больно. С возрастом малыш сам всё поймёт. В дальнейшем следует просто кратко напоминать, что «так мы не делаем».
Что нельзя запрещать детям
Проявлять свои чувства и эмоции
Дети переживают всё более эмоционально, чем взрослые. Поэтому если ребёнку грустно и он плачет, не надо стыдить его за это. Важно помочь ребёнку разобраться в чувствах. Таким образом, в будущем он не будет держать в себе свои переживания, а сможет прямо говорить о них с близкими людьми.
Источник: giphy.com
Задавать вопросы
Нет ничего плохого в том, что ребёнок постоянно задаёт вопросы. Он развивается, взрослеет, познаёт окружающий мир. Если не хочется, чтобы у малыша пропал интерес к познанию и снизилась самооценка, то от фраз вроде «Замолчи, не приставай с вопросами» стоит отказаться.
Делать что-то самостоятельно
Личное пространство нужно как взрослым, так и детям. Поэтому если ребёнку хочется сделать что-то самостоятельно без участия родителя, пусть делает. Запрет на деятельность без присмотра обесценивает самостоятельные открытия. Как итог — ребёнок вырастает в безынициативного человека.
Распоряжаться собственными вещами
У ребёнка есть полное право распоряжаться своими вещами так, как ему угодно. Можно подсказать малышу, как лучше использовать их, но в итоге выбор всё равно остаётся за ним.
Источник: giphy.com
Отказывать
У ребёнка есть своё мнение, и он такой же полноправный член семьи, а не подчинённый. Когда родители запрещают ребёнку говорить взрослым «нет», они нарушают его личностные права. Лучше найти способ договориться или объяснить, почему ребёнку надо сделать то, что ему не хочется.
Бояться
Бояться — нормально. Взрослея, все дети чего-то боятся: темноты, стоматолога, незнакомого родственника, животных и так далее. Родителям следует поддерживать и подбадривать малыша в ситуациях, когда он напуган. Но не стоит говорить «Не бойся!», «Давай, смелее!», а лучше сказать: «Давай вместе!»
Источник: giphy.com
Иметь секреты
Чтобы ребёнок продолжал доверять родителям, не стоит рассказывать другим родственникам или друзьям тайны, которыми он поделился. Также не стоит читать личные дневники, а уж если получилось так, что пару страниц вы всё-таки прочитали, ни в коем случае не ругайте ребёнка за написанное. Это его секреты, и за них нельзя наказывать. Если же показалось, что у ребёнка какие-то проблемы, лучше попробовать издалека начать говорить с ним о том, что происходит в школе, во дворе, в семье.
Злиться или завидовать
Чем младше ребёнок, тем меньше у него сформирована сила воли (или совсем не сформирована). Нельзя называть негативные эмоции, который проявляет ребёнок, плохими. Лучше научите ваше чадо адекватно проявлять те самые эмоции.
Источник: giphy.com
Ошибаться
Ошибки — это опыт. Ошибаться свойственно всем: и взрослым, и детям. Но именно от реакции родителей на промахи своих детей будет зависеть, каким именно окажется этот опыт: позитивным или таким, что будет страшно ошибаться снова.
Не доедать
Классическая ошибка родителей — заставлять доедать, даже если ребёнок говорит, что наелся. Но лучше сделать так, чтобы ребёнок успел проголодаться. Например, обеспечить ему активную прогулку.
Источник: giphy.com
Как работать с негативной реакцией на запрет
Существует несколько видов детских реакций на запреты:
Плач, злость, протест. Эта реакция естественна для ребёнка, который не получил то, что хотел. Родителям необходимо выдерживать такие реакции и правильно реагировать на них. К примеру, можно сказать ребёнку: «Я понимаю, что ты огорчён из-за того, что…» Обозначение и принятие чувств ребёнка поможет ему легче перенести запрет.
Источник: giphy.com
Манипуляция. С помощью неё ребёнок пытается добиться желаемого обходными путями, уговорами или шантажом. Поддаваться на провокации не стоит, иначе эта модель поведения закрепится у ребёнка как успешная.
Какой бы ни была реакция малыша на запрет, нельзя оставлять его со своими переживаниями наедине, если он сам этого не хочет. Маленького ребёнка следует отвлечь, переведя его внимание на что-то другое. С детьми постарше можно и нужно договариваться: сначала объяснить ребёнку причину запрета и затем, если возможно, предложить альтернативу.
Источник: giphy.com
Не забывайте поощрять ребёнка за хорошее поведение. Положительная мотивация гораздо эффективнее негативной. И речь здесь вовсе не о подарках. Помните, если малыш принял отказ и подчинился, то это определённый акт доброй воли с его стороны, который необходимо закрепить соответствующим актом доброй воли со стороны родителя.
Как правильно говорить ребенку «нет»
Ребенок каждый день познает мир, и на этом пути он не раз будет сталкиваться с запретами. Одни ограничения необходимы для его же безопасности, другие — для того, чтобы научить успешно взаимодействовать с людьми. Редкий малыш спокойно относится к родительскому «нет» и не протестует в ответ. Как правильно устанавливать для детей запреты, которые будут соблюдаться? Прислушайтесь к советам психолога Светланы Пятницкой.
Универсальные правила запретов
Независимо от того, что и почему вы запрещаете, соблюдайте эти важные правила.
Учитывайте возраст ребенка. Достаточно ли он взрослый, чтобы понимать и соблюдать ваши «Нет»? Запреты и ограничения в игре, например «Не садись в песочнице», «Не пачкай руки!», «Не лезь на высокую горку» для детей до семи лет трудновыполнимы и тормозят их активность, пагубно влияя на развитие.
Не запрещайте все подряд. Ребенок не понимает иерархии того, что вы ему не разрешаете. Проведите «ревизию»: какие запреты можно снять, а каких избежать, заменив их на одно слово: «Опасно!».
Дайте альтернативу: «Нельзя рвать мамин журнал, а рекламу из почтового ящика — можно».
Запрет должен быть постоянным. Одни и те же вещи не должны то дозволяться, то ограничиваться в зависимости от вашего настроения или других условий.
Исключайте заигрывания. Запреты должны быть однозначными, а не принимать такую «игривую» форму: «Может быть, не стоит бить маму?».
Упражнение «Светофор»
Я предлагаю родителям выполнить практическое упражнение. Распечатайте нарисованный светофор, закрасьте сектора в нужные цвета и впишите в них правила поведения для ребенка в вашем доме.
Красный цвет: жесткие указания, которые выполняются при любых обстоятельствах. Это то, что может быть опасным для жизни и здоровья самого ребенка и окружающих его людей и живых существ, причинить вред малышу и другим. Например: не играть у дороги. Сюда так же относятся запреты, связанные с семейными традициями и социальными нормами: не начинать ужинать, пока все не сели за стол, не трогать чужие вещи без спроса.
Желтый: правила, которые выполняются при особых обстоятельствах.
Зеленый: то, что не запрещено, а значит, автоматически становится можно, разрешается.
Запретов не должно быть много, иначе они не воспринимаются ребенком. Создавайте для детей такие условия, в которых им будет проще вести себя «хорошо». Например: ставьте заглушки для розеток, убирайте на безопасное расстояние электроприборы, крепите крючки для полотенец и верхней одежды достаточно низко, чтобы ребенок мог до них достать, храните документы, ценные и дорогие сердцу вещи в недоступном месте, и так далее.
Определитесь, что именно в поведении ваших детей вас беспокоит, а затем подумайте над тем, что вы можете изменить, чтобы ребенку было легче поступать «правильно». Это творческая задача, заставляющая мыслить нестандартно. Нужно совсем немного времени, чтобы помочь ребенку добиться успеха и облегчить жизнь всей семье.
Поработайте с этим «светофором». Переведите некоторые запреты из красной категории в желтую: в будни нельзя, а в выходные можно. Например: в начале прогулки в лужу нельзя, а перед уходом домой — можно; в будни смотрим мультфильмы 15 минут, в выходные уже — 30.
Введите систему поощрений. Поощряйте то, что нравится, и игнорируйте то, что не нравится. Все члены семьи, принимающие участие в воспитании ребенка, должны действовать согласованно. Создайте «Светофор» все вместе, повесьте на видное место, чтобы бабушка знала, что конфеты в вашей семье можно только по праздникам.
Что ребенку дает свобода
Ребенок будто пружина: ему хочется бегать, бесцельно слоняться, делать что угодно, лишь бы не сидеть без движений. Может возникнуть вероятность, что вырастет упрямый человек, который идет напролом, забывая, что его права кончаются там, где начинаются права других.
Малыш может думать и так: «Я, наверное, что-то не то хочу. Мама лучше меня знает, что мне нужно». И тогда есть риск, что ребенок вырастет безынициативным, таким, которому проще уступить, чтобы не расстраивать, не вступать в конфликт. Он будет ориентироваться на окружение, ведь оно лучше знает, что ему полезно.
Очевидно, должна быть «золотая середина». Задача родителей — научить ребенка самостоятельности, умению предполагать последствия своих поступков. В соответствии с возрастом ребенка важно предоставлять право выбора, инициативы: если у него замерзнут руки, пусть сам попросит перчатки.
Помните о том, что игра — ведущая деятельность дошкольника. Через нее регулируйте поведение. Вспомните отечественный фильм «Джентльмены удачи», где герой Леонова говорит детям, которые не хотят есть: «Возьмите в руки космические ложки и подкрепитесь основательно: ракета до обеда на землю не вернется».
Что делать, если ребенок нарушает запреты
Если все-таки ребенок нарушил правило из красного спектра светофора и наказания нельзя избежать, руководствуйтесь этими правилами.
1. Наказывать ребенка следует сразу после проступка, когда он успокоился.
2. Наказание должно быть адекватно проступку.
3. Наказывать нужно один раз. Нельзя постоянно припоминать: «А помнишь, как ты бабушке нагрубила?». Старайтесь исключить из речи фразы: «Вот ты вечно…», «Ты всегда…». Если вы постоянно так говорите, значит, ребенок хочет донести таким своим поведением какую-то мысль до вас. То есть в вашей семье есть какая-то проблема.
4. Объясните сыну или дочери, за что они наказаны. Выскажите это в доступной форме: если ваша речь будет длиться больше минуты, дети могут вас и не услышать.
Важно помнить о таких понятиях, как безусловная любовь и условное отношение. Первое — это принятие ребенка со всеми его минусами и плюсами. Условное отношение мы демонстрируем к конкретному поступку. Например: «Ты — моя любимая дочка, но сейчас совершила недопустимый поступок: мучила котенка».
5. Расскажите о том, как надо было сделать. Смоделируйте благоприятное поведение, чтобы в следующий раз ребенок знал, как ему поступать в подобной ситуации.
Кризис установления личных границ
На третьем году жизни мы можем наблюдать вполне закономерное исследование ребенком родительских реакций. Малыш исследует мир, и первое, что он хочет сделать, — узнать, что можно, а что нет. Допустим, он говорит: «Я надену штаны сам!». Смотрит на реакцию и думает: «Что делает мама? Мама хочет мне помочь! Но я все равно буду стараться! Что делает мама? Она против, потому что опаздывает на работу. А я вырву у нее штаны и снова буду сам их надевать! Что делает мама? Ой, кажется, перестарался, хватит!».
И так происходит множество раз в течение дня, по самым разным поводам. Для родителей все это ужасно утомительно, иногда им кажется, что ребенок делает это назло. Но это не капризы, а исследование наших реакций! И если мы будем непоколебимы и последовательны, то со временем ребенок будет четко представлять, что можно, а чего нельзя себе позволить в общении с мамой, папой, бабушкой и другими людьми.
Как сказать ребенку «нет» – 5 основных правил
«Мамочка, мамочка, купи, купи, купи. Пожалуйста!», – такие слова много раз слышала каждая мама. Если речь идёт, к примеру, о конфете или булочке, это ничего, но когда ребёнок настойчиво просит дорогую игрушку, дело обстоит совсем иначе. Как отказать сыну или дочке, как сказать им «нет»? Необходимо проявлять твёрдость, чтобы отказать своему ребёнку. Если дети почувствуют вашу слабину, они тут же воспользуются этим, чтобы добиться своего.
Чего только не придумают детишки для достижения своей цели – вначале в ход идут слёзы. Многие родители уступают малышам уже на этом этапе. Если это не помогло, дети используют другие способы – устраивают настоящую истерику, топают ногами, падают на пол и кричат.
Можно ли избежать подобного поведения детей, получивших отказ? Как научиться правильно говорить детям «нет»? Нужно взять на вооружение несколько правил, они обязательно помогут в воспитании ваших детей. Если вы станете применять их на практике, ребёнок постепенно научится спокойно воспринимать ваши отказы. Рассмотрим эти простые правила.
5 правил, благодаря которым вы научитесь говорить «нет» своим детям
Когда вам нужно отказать ребёнку в его просьбе, важно, чтобы ваше «нет» было аргументировано. Если сыну или дочери будет не ясна причина отказа, есть вероятность, что вам придётся уступить.
1. Продумайте аргументы и будьте тверды
Чтобы отказ был воспринят детьми серьёзно, вам стоит привести несколько аргументов, почему вы говорите «нет». Вы сами должны быть убеждены в своём решении отказать, иначе, почувствовав нерешительность в вашем голосе, ребёнок усилит давление. Помните, вам нельзя менять свою позицию на противоположную. Если сказано «нет», стойте на своём – говорить «да» вы уже не имеете права. Если вы нарушите это правило однажды, ребёнок в следующий раз не воспримет отказ всерьёз.
2. «Нет» – слово с особым смыслом
Слово «нет» должно приобрести в вашей семье особый смысл и ценность. Услышав его от родителей, ребёнок должен понимать – это не обсуждается, дальнейшие попытки что-то доказывать, просить или спорить бесполезны. Чтобы родительское «нет» приобрело для ребёнка такое значение, нужно постоянно прилагать усилия. Для начала перестаньте говорить его слишком часто, произносите его в исключительных случаях.
Приняв решение отказать детям в чём-то, подумайте, нельзя ли обойтись без запрета? Если вы постоянно запрещаете, говорите «нет» почти во всех ситуациях, то вскоре это слово перестанет действовать. Дети просто не станут воспринимать ваши отказы. Постарайтесь обходиться без них как можно чаще. Ведь вместо запрета иногда достаточно предостеречь ребёнка. Например, если малыш взял в руки ножницы для того чтобы вырезать что-то из бумаги, можно сказать: «Можешь повырезать фигурки, но будь осторожен, ножницы острые, ими легко пораниться». Попробуйте проанализировать самих себя – посчитайте, сколько раз за день вы могли бы обойтись без запретов?
3. В семье все имеют единое мнение
Ваш отказ ребёнку не должен быть никем отменён. Если вы не разрешили сыну или дочери взять какую-то вещь или отказали в покупке, будет правильно, если и другие члены семьи поступят так же. Рассмотрим такую ситуацию – ребёнок попросил папу купить новую машинку, но отец отказал. После этого малыш идёт к бабушке или к маме в надежде получить желаемое от них.
В этом случае родные должны поддержать отца, даже если они не считают отказ обоснованным. Здесь главное – сохранить единую позицию, что «нет» означает «нет». Если же мама и бабушка пойдут на поводу у ребёнка, тогда начнутся проблемы в воспитании. Папа в глазах сына или дочери станет плохим, а мама хорошей.
4. Не аргументируйте отказ в покупке дороговизной
Отказав малышу в покупке новой игрушки, на которую сейчас нет денег, не стоит объяснять ему, что она стоит очень дорого. Маленькие дети этого не поймут, у них таких понятий, как дорого и дешево, не существует. Лучше просто скажите «нет» или попытайтесь найти другое объяснение, почему вы не купите игрушку.
5. Договаривайтесь с детьми и избегайте провокаций
Даже с малышами почти всегда можно найти способ договориться, причём иногда сделать это намного проще, чем отказать. Если кроха попросил купить ему дорогую игрушку, а нужной суммы денег у вас нет, попробуйте договориться с ним о том, чтобы купить её позже. Почему бы не сказать так: «Сынок, я уже потратил почти все деньги, которые мы взяли с собой. Давай попросим дедушку Мороза, чтобы он подарил тебе этот конструктор на Новый год. А пока мы можем купить тебе вот эту машинку». Ребёнок в большинстве случаев ответит согласием, да и вам не придётся придумывать, какой подарок готовить к Новому году.
Родители часто сами создают ситуации, провоцирующие ребёнка, а ведь многих отказов можно было бы избежать. Если вы что-то не разрешаете детям, к примеру, кушать много сладостей, просто спрячьте их подальше, где ребёнок их не увидит. Старайтесь не ходить в магазин игрушек вместе с детьми, чтобы не провоцировать их. Поступая так, вам не придётся часто отказывать ребёнку в его просьбах.
Как правильно говорить ребенку “НЕЛЬЗЯ”
Ваш кроха растет. Его шаловливые ручки уже могут «наводить порядок» в самых неподходящих для этого местах. Для родителей это лишнее беспокойство, ведь кроха может не только испортить вещи, но и подвергнуть себя определенной опасности.
Как малыши воспринимают запреты
Любой ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. В случае запрета того или иного действия, возможно, последует реакция в виде слез или гнева. Это вполне нормально, так малыш выражает протест.
Ребенок еще не способен усваивать любые запреты с первого раза и может завтра сделать то же, что было нельзя сегодня. Это совсем не значит, что он действует вам назло, просто любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле.
Еще одна особенность восприятия запретов у детей – неспособность переносить ситуацию на аналогичную. Если вы запретили ему трогать микроволновку, это еще не значит, что он не подойдет к миксеру. Не думайте, что малыш решил вам «насолить». Такова особенность восприятия, так что наберитесь терпения.
Советы взрослым
Не злоупотребляйте запретными словами
Самая распространенная ошибка родителей – слишком большое число запретов. Постоянно слыша слово «нельзя», ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.
Не ставьте под угрозу интересы маленького исследователя. Позвольте ему вволю бегать на улице, трогать всевозможные предметы, гонять соседского кота. Любую одежду можно постирать, а руки с лицом вымыть.
Детишки в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот – на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно. В таких случаях старайтесь объяснить ребенку ситуацию без применения запретных слов или отвлеките игрой.
Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности крохи, а также агрессии относительно человека. Нельзя – это палец в розетке, ручки на горячей кастрюле, удары по стеклянным поверхностям, укусы или щипание людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома.
После достижения ребенком трехлетнего возраста он начинает понимать больше. Он уже способен понимать различие между альбомом для рисования и обоями в прихожей, поэтому теперь запреты можно конкретизировать. Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полочке и нельзя – если мама гладит вещи.
Объясняем причину
Любой ваш запрет должен обязательно сопровождаться объяснением причины. Детка должна уяснить, что действие на самом деле опасно, оно не является вашей прихотью.
Объясняя, используйте те слова, значение которых ребенок уже знает. Говорите на понятном ему языке. Кроме слов, важно также физическое восприятие каждого «нельзя». К примеру, можно дать малышу дотронуться до горячего чайника на плите, но тогда, когда степень его нагрева уже не будет угрожать ожогами нежной коже ребенка.
Альтернатива запретам
Наш русский язык недаром называют великим и могучим, а вы должны использовать это по полной программе. К любому «нельзя» постарайтесь подобрать свое «можно» и использовать его почаще. Например, нельзя трогать сковороду на плите, но можно взять половник со стола. Такие «можно» отвлекают ребенка от запретных вещей, одновременно не мешая ему развиваться и познавать мир.
Уже в этом возрасте у малыша должны быть свои вещи, аналогичные предметам взрослых. Тогда вам не придется запрещать что-либо, достаточно будет объяснить, какой молоток папин, а какой – Колин. Интерес к вашим вещам у крохи пропадет, да и важности прибавится.
Системный подход
Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе ребенок просто не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня стало вдруг доступным. Малыш может решить, что все «нельзя» зависят от настроения старших и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.
Такого же подхода должны придерживаться остальные члены семьи. Зачастую ведь случается, что у бабушки или папы можно то, чего мама не разрешает. А это негативно отражается на авторитете мамы. Вполне возможно, что в дальнейшем ребенок перестанет слышать ее «нельзя» и будет просить то же самое у других взрослых. Все запреты должны быть едиными, отменять их не стоит даже в случае слез и истерик.
В то же время можно проявлять некоторую гибкость. Можно разрешить ребенку немного больше, если он, например, болеет. Но в этом случае вы должны объяснить, что разрешение распространяется только на период болезни.
Избегайте провокационных моментов
Случается, что родители сами провоцируют детей на те или иные поступки. Например, ребенку неоднократно запрещали трогать папины бумаги, но как можно избежать искушения, если они постоянно лежат на столе и даже не убраны в ящик? Таких ситуаций масса.
Храните все важные документы в недоступном для ребенка месте, а еще лучше – под замком. То же самое касается любых ценных и хрупких вещей. Не искушайте малыша без надобности.
Отдельно хочется напомнить о правилах безопасности ребенка в доме. Оградите кроху от любых колющих и режущих предметов, острых углов, закройте доступ к розеткам, стеклам и зеркалам.
Запрещаем правильно
Постарайтесь, чтобы список запретов всегда был минимальным. Произносите слова «нельзя» и «нет» в крайне опасных ситуациях, а в другое время заменяйте их альтернативными «можно». Со временем вы увидите, что упрямство вашего ребенка уступит место послушанию.
Читаем по теме психологии и воспитания: