Как правильно глушить в волейболе
Механизм удара
ДВОРЕЦ СПОРТА в Лужниках. На арене у сетки сражаются сборные Москвы и Латвии. Нил Фасахов и я прыгаем, блокируя рижанина Вейскопса. Мяч, посланный мощным ударом латвийского спортсмена, попадает в наши ладони, и тут же Фасахов вскрикивает от боли — у него сломан мизинец.
Одесса. Чемпионат страны. На площадке — команды ЦСКА и одесский «Буревестник». Мяч у армейцев. Мондзолевский пасует Коваленко, который в прыжке у сетки делает замах. Мяч попадает в голову одесситу Титарчуку и отскакивает далеко на балкон к зрителям. Титарчук от удара падает, как при нокдауне в боксе.
Подобные эпизоды, конечно, редки. Но в современном волейболе удары многих нападающих настолько сильны, что их называют пушечными. В то же время точность таких ударов можно считать образцовой.
Любителей волейбола особенно интересует секрет именно таких ударов, сильных, точных.
«В чем сила удара?»«Как развить резкость нападающего удара?» «Прыгая для нападающего удара, я никак не могу ударить по мячу в высшей точке. Что мне делать?»
Многообразие нападающих ударов безгранично: по далеким и близким от сетки мячам, с краев сетки и в центре, поверх блока, от блока и в обвод его, «по ходу» и с «переводом», с прострельных, коротких и взвешенных передач, удары «крюком», прямые, обманные и многие другие.
Удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Поэтому остановлюсь только на основных моментах практического характера.
«Исходя из своего опыта, я могу сказать, что прямой и боковой удары являются основными в игре, остальные же разновидности нападающего удара — вспомогательные», — так справедливо считал Рева.
Поэтому целесообразно прежде всего научиться техническому исполнению наиболее типичных ударов.
Во время прыжка энергичное маховое движение обеими руками способствует взлету. Сразу же после этого волейболист отводит бьющую руку назад. С замахом нельзя опаздывать. Особенно при короткой передаче, когда мяч появляется над сеткой низко и неожиданно. Чуть опоздаете вынести руку для удара, и придется бить низко над сеткой, ограничивая себе выбор направления и характер удара.
Кое-кто рекомендует при замахе заносить руку чуть ли не за голову. По моему мнению, замах должен быть коротким. А такой авторитетный специалист волейбола, как мастер спорта Валентин Филиппов, писал: «Большой по амплитуде замах выдает намерения нападающего, позволяет заранее определить направление удара, не говоря уж о том, что при таком замахе игроку трудно изменить первоначальное намерение. Большой замах ограничивает возможности применять удары с низких передач, а такие удары довольно часты в игре».
«Куда смотреть нападающему в момент прыжка?» — интересуются молодые волейболисты. Отвечаю: только на мяч! Действия же блокирующих и пространство над сеткой следует по возможности контролировать периферическим зрением, а иногда просто интуитивно.
«Бывают такие ситуации у сетки, когда послать мяч на сторону противника прямым ударом невозможно, — писал Константин Рева. — Если нападающий, не рассчитав разбега, оказался под мячом или впереди него или если мяч находится далеко от сетки, тогда сама обстайовка подсказывает необходимость применить именно боковой удар».
При втором варианте нападающий, прыгая, несколько отклоняется в сторону, противоположную направлению предполагаемого удара. Бьющая рука при этом идет вниз, а сам замах является как бы продолжением наклона корпуса. Затем волейболист энергично выпрямляется, кисть руки по дуге посылает к мячу. Другую руку в это время двигает по-иному — сначала вверх, а потом, помогая выпрямлению корпуса, вниз. Движения рук, туловища и направление удара — все это в одной плоскости. Большой специалист такого удара— мастер спорта Герман Смольянинов.
Рассказанное мною выглядит, конечно, схематично. Ведь биомеханика нападающего удара — предмет специальной большой темы. Рассчитывать на то, что новичку на первых же порах игры у сетки удастся технически грамотно осущеставлять нападающие удары, было бы наивным. Путь к мастерству атаки трудный и долгий. Этот путь пролегает через годы тренировок, упорства, трудолюбия. Не гонитесь с первых занятий за силой удара — со временем она придет. Самое важное — понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее определяйте его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение.
Очень важно с самого начала учиться играть одинаково свободно и той и другой рукой. У «двуруких» нападающих более широкий диапазон действий над сеткой. Блокировать их удары гораздо труднее. Не случайно мастера ударов любой рукой Рева, Фасахов, Во- скобойников атаковали весьма результативно.
Тактика игры в нападении — атаковать ли с первых передач или с распасовки выходящим вперед тыловым игроком, после простой раскидки мяча у сетки или путем сложной комбинации — определяется для себя каждой конкретной командой. Тренер вместе с игроками настойчиво наигрывает наиболее выгодные для команды варианты атак.
Молодежь зачастую слепо копирует игру ведущих команд. Простое подражание редко себя оправдывает. Во-первых, копия всегда бледнее оригинала, а во-вторых, желание подражать тактике первоклассных команд зачастую не подкрепляется достаточно высокой технической оснащенностью, а потому и не дает хороших плодов.
Каждому нападающему советую в индивидуальной игре взять себе за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации. Крайне важно играть без грубых ошибок (удары в аут и сетку) в конце партии и при равном счете, когда команде остро необходимо опередить противника. Результативная игра в нападении приобретает тут особую значимость. Здесь как раз полезны наиболее действенные формы атаки — удары выше блока, резкие «косые» удары по ходу, сильные удары в ладони блокирующих с расчетом отскока мяча в аут, неожиданные тихие обманные удары.
Техника нападающего удара в волейболе
Если не разбираться в волейболе, то атаки выглядят чем-то очень простым. Спортсмены будто бы просто подпрыгивают и бьют по мячу. В действительности техника нападающего удара в волейболе включает в себя несколько элементов, в том числе высокий прыжок, и чтобы хорошо играть, все их нужно отработать. Успех команды в игре зависит именно от атак, без них на площадке делать нечего. В этой статье мы подробно разберем технику атакующего удара и другие особенности хорошей атаки. Здесь приведены распространенные ошибки начинающих волейболистов, а также упражнения для отработки нужных навыков.
Роли на площадке
Волейболист первого темпа находится под сеткой и пасует нападающим второй или четвертой зоны. Блокирующий по центру обозначается цифрой 3. Он может получать пасы на удары, к нему приходят не сильные и невысокие.
Главные нападающие находятся во втором темпе, их называют доигровщики, обозначены цифрами 2 и 4. Их назначение — противостоять блокам оппонентов и забивать мяч. От них атака в волейболе идет во все зоны за исключением шестой, так как там расположен главный защитник.
Один из игроков не будет нападать и блокировать удары, это либеро. Узнать о его задачах ты можешь из статьи “Основные задачи и качества на позиции либеро в волейболе”.
Как правильно бить в волейболе?
Так как основными нападающими являются доигровщики, технику стоит рассматривать на их примере. На схеме отображена разметка на волейбольной площадке.
Это очень динамичный вид спорта, ситуация на площадке меняется каждое мгновение. Из-за этого у игроков не всегда получается действовать технически идеально. Однако, всегда нужно стремиться действовать в соответствии с предусмотренной техникой выполнения нападающего удара в волейболе:
Для идеального выполнения этих предшествующих удару действий потребуются сопутствующие навыки. Особенное внимание уделяется тренировке разбега, в волейболе также необходимо боковое зрение. Если смотреть только на мяч, то ты не увидишь, как группируются на своей стороне оппоненты, и не узнаешь, где образуется слабое место, куда нужно бить. Внимательно следи за блокирующим, он может повести себя по-разному. Возможные варианты его действий ты найдешь в статье “Техника блокирования мяча в волейболе”.
Подобно разбираем сам удар:
Со временем ты на практике поймешь, как научиться бить в волейболе, чтобы мяч шел в нужном направлении, а не в аут. Наработка удара — процесс трудоемкий, он может продолжаться несколько лет, и даже после постановки техника будет нуждаться в коррекции.
После того, как будет поставлена техника, приступай к тренировке силы нападающего удара в волейболе. Регулярно упражняйся, уделяя больше внимание характеристикам, которые нужно подтянуть: силе, меткости и быстроте реакции.
Ошибки новичков
Анализируй свои действия на предмет ошибок:
Техника нападающего удара в волейболе отрабатывается в парах. К мастерству ведет только одна дорога, и она состоит из практики.
Методика обучения технике нападающего удара в волейболе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 2»
На тему: «Методика обучения технике нападающего удара в волейболе»
Техника выполнения нападающего удара
Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов
Методика обучения нападающему удару в волейболе
Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Обращение к специальной литературе показало, что вопросы методики обучения и совершенствования нападающего удара рассмотрены достаточно полно. Это в первую очередь исследования А.В. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н.Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и других. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования нападающего удара во многом адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Таким образом, в затронутой проблеме можно выделить ряд противоречий между:
— необходимостью целенаправленного обучения и совершенствования нападающего удара и недостаточной разработанности данной методики в теории и практике подготовки у юных волейболистов;
— потребностью использования специфических упражнений в тренировке юных волейболистов и увлечением средств и методов, характерных для подготовленных (квалифицированных) спортсменов.
Выделенная проблема и противоречия позволили сформулировать гипотезу исследования: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе адаптированных упражнений для совершенствования нападающего удара у юных волейболистов позволит повысить качество и эффективность данного игрового приема.
Объект исследования: обучение нападающему удару в волейболе.
Предмет исследования: методика обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.
Определенные гипотеза, объект и предмет исследования позволили сформулировать цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.
Техника выполнения нападающего удара
Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностыю, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях.
Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча.
Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.
Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.
В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два«ступающих» шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой.
Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.
При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.
Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300—500 кг). Эта сила образуется благодаря стопорящему движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырехглавая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необходима для выпрямленного положения конечности и поддержания стопы в стопорящем шаге при напрыгивании.
Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах.
Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение.
Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.
В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голени, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусухожильная, полуперепончатая и двуглавая) разгибают туловище.
В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору (к мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые).
Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрывным»характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.
Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2–3см.
Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах в пределах 100—115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных волейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120—130°.
Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80—90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут проявлять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыжка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ.
Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач(полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй передаче мяча.
При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.
Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.
Замах правой руки для удара выполняется сразу после окончания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначительно сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибается в поясничной части позвоночника.
Все эти движения создают необходимые условия для натяжения больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для энергичного сокращения при ударе по мячу.
При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила удара увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости»соприкосновения руки с мячом. Увеличение амплитуды обеспечивается более значительным сгибанием руки в локтевом суставе при замахе, а жесткость соприкосновения руки с мячом — напряжением пястной и запястной частей кисти.
Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.
Современными исследованиями установлено, что наибольшая точность полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160—170° между рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.
Техника прямого нападающего удара
В технике прямого нападающего удара по ходу разбега важным является напрыгивание в последнем шаге разбега, когда левая нога волейболиста, незначительно согнутая в коленном суставе, ставится на поверхность площадки с пятки. Такая постановка стопы способствует стопорящему движению, которое необходимо для перевода горизонтальной скорости разбега в вертикальную при отталкивании. Максимально увеличивая скорость при напрыгивании, игрок сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах опускает ОЦТ вниз, при этом правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед и ставится рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед-вверх отводятся назад-вниз.
Фаза отталкивания от опоры начинается с маховых движений рук еще до активного разгибания ног в момент приставки правой стопы к левой. При этом ОЦТ вследствие увеличения угла сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах продолжает смещаться вниз и оказывается вынесенным за опору.
Снижение ОЦТ вниз и смещение его за опору позволяют значительно увеличить его путь во время преодолевающей работы мышц ног, что способствует достижению большей величины вертикальной скорости движения тела в заключительной микрофазе отталкивания.
Активное разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, а также энергичное сгибание стопы осуществляется за счет взрывной работы мышц этих звеньев и завершается упругим отталкиванием стоп от поверхности площадки.
В начале безопорной фазы туловище и ноги игрока выпрямлены, левая рука после махового движения прекращает смещение вперед-вверх, а правая, согнутая в локтевом суставе, продолжает отводиться назад. Тело волейболиста в результате силы толчка вверх и инерции горизонтальной скорости разбега перемещается вперед-вверх.
При дальнейшем подъеме туловище игрока прогибается в поясничной части позвоночника, правое плечо и рука отводятся назад и в сторону, левая, согнутая в локтевом суставе, смещается вниз, ноги сгибаются в коленных суставах.
В результате всех этих движений мышцы плечевого пояса, груди и живота хорошо растягиваются, создавая необходимые условия для концентрации усилий в ударном движении.
Удар по мячу производится в высшей точке прыжка. В результате энергичного сокращения больших мышечных групп груди и живота туловище волейболиста разгибается в поясничной части позвоночника, а ноги — в коленных суставах, правое плечо смещается вперед-вверх, а правая рука, разгибаясь в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу. При ударе происходит обгон дистальных частей руки: плечо обгоняет плечевой сустав, локтевой сустав обгоняет плечо и кисть — предплечье. Угол между плечом и предплечьем в момент удара составляет приблизительно 140—150°. Подобное захлестывающее движение руки в сочетании с разгибанием туловища и «навалом»правого плеча способствует значительному наращиванию силы в момент удара.
После удара по мячу (заключительная фаза) тело игрока по дуге опускается вперед-вниз. Волейболист приземляется в 1—1,5 метрах от места отталкивания на согнутые в коленных суставах ноги, туловище игрока несколько наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, находятся на уровне пояса.
При выполнении прямого нападающего удара с переводом вправо волейболист, отталкиваясь от опоры, поворачивает туловище влево. В фазе удара игрок разворачивает руку несколько кнаружи и резким движением кисти в этом же направлении переводит мяч вправо. Туловище при ударе подается несколько впереди влево (в результате закручивания, полученного при отталкивании от опоры), что способствует увеличению его силы. Кисть ударяет по верхней левой стороне мяча [15].
В настоящее время в современном волейболе чаще говорят о переводах
Техника бокового нападающего удара
Первая фаза (разбег) техники бокового нападающего удара аналогична по своей структуре этой же фазе прямого нападающего удара. Вторая фаза (отталкивание от опоры) характерна тем, что стопы перед отталкиванием всегда располагаются параллельно сетке. При этом левая рука волейболиста выполняет маховое движение с более широкой амплитудой, чем при прямом нападающем ударе. При этом она выпрямляется не на уровне головы, а значительно выше. Увеличение амплитуды махового движения левой руки здесь является необходимым, так как маховое движение правой руки весьма ограничено и заканчивается смещением ее до уровня пояса, то есть значительно ниже, чем при прямом нападающем ударе.
В момент прекращения смещения левой руки вперед-вверх правая рука, согнутая в локтевом суставе, начинает выпрямляться и отводиться в сторону и несколько вниз одновременно со смещением левой руки по дуге вниз.
В этом положении безопорной фазы в результате отведения правого плеча и руки, а также сгибания ног в коленных суставах мышцы передней поверхности туловища растягиваются, игрок подготавливается к непосредственному нанесению удара по мячу.
Ударное движение начинается энергичным баллистическим движением правой руки по дуге через сторону вверх с одновременным поворотом правого плеча и всего туловища вправо, а также разгибанием ног в коленных суставах. Левая рука, продолжая смещаться вниз, сгибается в локтевом суставе. В момент удара мышцы левой части туловища резко сокращаются, в результате чего создаются условия для мощного наращивания усилий в ударном движении.
В то же время рядом автором уточняется, что игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще отталкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой.
Эта последовательность нужна не только для правильной координации – взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании)рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.
В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную мерув высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос йог вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.
Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте – это не ошибка. Главное – не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения.
Таким образом, первым шагом при трехшажной работе определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг – напрыгивание – необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2-3 м и более.
Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлыстообразное движение бьющей руки.
Одним из аспектов успешности нападающего удара является отталкивание. Так было установлено, что наиболее рациональным при отталкивании является параллельная постановка cтоп или постановка стоп слегка повернутыми носками внутрь.
Однако принципиально важным остается тот факт, что современный волейболист является высокорослым (на Олимпийских играх в Пекине средний рост мужской команды России составил 203 см, а женской — 187,9 см). Как свидетельствуют данные Р.Н. Дорохова (1994), Р.И. Тамбовцевой (1999),высокорослые игроки отстают в развитии силовых и скоростно-силовых качеств, которые обуславливают отталкивание при выполнении нападающего удара.
Результаты проведенных специальных наблюдений за волейболистами — участниками чемпионатов России и экспресс-анализ полученных данных дали возможность зафиксировать новый вариант постановки стоп в отталкивании, при котором левая нога (толчковая) ставится почти параллельно сетке, а правая (стопорящая) — перпендикулярно к левой. Этот вид постановки стоп был оценен как перпендикулярный. В количественном выражении это составило47% от общего числа выполненных нападающих ударов волейболистами различной квалификации.
В своих исследованиях С.В. Легоньков и В.В. Ермаков изучили структуру разбега и отталкивания, а также эффективность нападающих ударов в зависимости от варианта постановки стоп. Ими установлено, что при выполнении отталкивания с параллельной и перпендикулярной постановкой стоп динамические опорные реакции характеризуются вертикальными и горизонтальными составляющими, в которых они выделили первый и второй пики усилий.
Факторный анализ позволил выявить ученым ведущие факторы, которые легли в основу методики подбора эффективных средств для формирования техники и физической подготовленности: первый фактор — эффективности динамических опорных реакций и морфофизических характеристик нападающего удара при отталкивании с параллельной постановкой стоп на опору (76 характеристик с общей суммой дисперсии 35%); второй фактор — эффективности динамических опорных реакций нападающего удара с перпендикулярной постановкой стоп (56 характеристик с общей суммой дисперсии 25%); третий фактор — эффективности динамических опорных реакций нападающего удара с постановкой стоп носками во внутрь (50характеристик с общей суммой дисперсии 22%); четвертый фактор — времени достижения максимальных усилий в нападающем ударе при различных вариантах постановки стоп на опору (12 характеристик с общей суммой дисперсии 8%).Следовательно, в методике обучения двигательным действиям особое внимание следует уделять развитию компонентов первого фактора, определяющего эффективность нападающего удара.
Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов
Специфика волейбола, выражающаяся в удержании мяча в воздухе в течение длительного времени посредством технических приемов, выполняемых без задержек, причем, оцениваемых судьями экспертно, позволяет отнести волейбол к технически сложным играм. Эмоциональная привлекательность, доступность и простота оборудования (сетка и мяч), отчасти позволяют компенсировать сложность в обучении, сохраняя интерес к волейболу [10;11].
Основные проблемы, связанные с обучением технике выполнения игровых элементов, в самом общем виде можно сформулировать следующим образом. Как научить игровому элементу:
Научение без ошибок, является необходимым условием быстрого обучения (на исправление ошибок у преподавателя уходит времени намного больше, чем на освоение игрового элемента), но недостаточным, ибо желание избежать ошибок часто приводит к многократному повторению уже освоенных упражнений. Этому способствует неумение отделить грубые ошибки от мелких погрешностей и недочетов в технике, которые на эффективность игровых действий влияют незначительно.
Результаты наблюдения за работой тренеров детских спортивных школ г. Воронежа позволяют сделать следующий вывод: основной причиной тормозящей эффективное и быстрое овладение техникой является излишне большое количество повторений в упражнениях. Основанием для этого утверждения служат законы психофизиологии, детерминирующие объем, устойчивость и интенсивность внимания обучающихся, а также особенности влияния последствий тормозных процессов на формирование двигательного навыка.
Именно «лишние» десятки (а иногда и сотни) повторений на этапе обучения замедляют процесс дифференциации возбуждения в двигательных зонах коры головного мозга. Традиционная формула«количество переходит в качество» не работает в данной ситуации, поскольку для обучения существенно количество «правильных» движений, а не общее количество повторений. Кроме того, двигательная память намного быстрее схватывает то, что осознано, а компоненты движения, находящиеся вне поля внимания игрока, фиксируются рефлекторно по принципу «как удобно», вместо «как выгодно».
Анализ режимов тренировки ведущих детских тренеров России позволяет определить следующие требования, являющиеся реализацией принципов доступности и постепенности в обучении.
Упражнение мгновенно прекращается, если игрок перестает контролировать движение. Это количество, по мнению спортивных психологов, для сложных движений равняется 1-2 повторениям, для движений средней сложности оно равно 3-10 повторениям и для простых движений не превышает 30-ти.
Упражнение не должно применяться в обучении, если игрок не может выполнить предлагаемое движение со второй, максимум с третьей попытки. Создание правильного представления необходимо, но недостаточно, потому что у игрока может просто не хватать двигательной базы для освоения приема. Движение расчленяется на доступные элементы. От тренера здесь требуется умение правильно подобрать подводящие упражнения, исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Система многочисленных имитационных упражнений и упражнений в упрощенных условиях — необходимый компонент эффективного обучения технике.
Обилие упражнений не должно заслонять игроку задачу, стоящую при обучении. Упражнений может быть несколько десятков, но все они должны быть подчинены одной задаче, стоящей в тренировке. Пример: при обучении верхней передаче задачей первостепенной важности является правильное положение пальцев и кистей на мяче во всех трех фазах передачи. Эта проблема решается путем сосредоточения на положении пальцев и кистей при выполнении одиночных передач и множества коротких серий в разнообразных условиях, исключающих отвлечения на другие звенья (близко с полом и стеной, не глядя, сидя, лежа и т.д.).
Уже несколько десятилетий назад разработана концепция опоры на идеомоторные представления в обучении двигательным действиям, защищены диссертации на эту тему, но, как и прежде, большинство тренеров при обучении технике опираются на создание внешней кинематической схемы. Опора на ощущения позволяет избавиться от лишних напряжений, которые даже при правильной структуре движения снижают точность и эффективность обработки мяча. Высокоэффективным в этом случае является выполнение упражнений без зрительного контроля, повышающее точность движений, улучшающее «мышечное чувство» и «чувство мяча», снижая в итоге количество технических ошибок.
Полностью избежать ошибок при освоении движения не удается никому. Более того, в обучении без них не обойтись, поскольку они являются индикатором уровня сложности применяемого упражнения. Главная опасность при этом — выполнение движения с количеством ошибок, превышающим некоторый индивидуальный порог, за которым возможно создание нерационального динамического стереотипа. Задание необходимо усложнять до появления редких, единичных ошибок, которые игрок пытается устранить, приводя движение в соответствие с моделью технического элемента (или его компонента) на данном этапе (принцип оптимальной трудности). Важнейшим фактором успеха в этом процессе является диагностика и дифференцирование ошибок, которые можно назвать краеугольным камнем методического мастерства спортивного педагога. Опытный тренер усложняет упражнение шаг за шагом до появления ошибок (ценность опыта в том и состоит, чтобы остановиться за один шаг до появления ошибки) и затем устраняет основные недостатки в структуре движения, игнорируя второстепенные[33].
Важно научить игрока тому, чтобы он сам мог регулировать параметры выполнения упражнения (скорость и дальность перемещения, расстояние до мяча, сила ударов и т.д.), исходя из принципов доступности, оптимальной трудности и сознательного выполнения упражнений. В таком сближении менталитета игрока и тренера кроется успех самостоятельной работы спортсмена и его состоятельности в спорте, как личности.
Техническая подготовка – это процесс обучения волейболиста технике движений и действиям, служащим средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться во взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование [13; 31].
Основными задачами технической подготовленности являются:
1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранения этих ошибок.
4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создания определенных трудностей при выполнении технических приемов.
5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.
Техническая подготовка – это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа: начальное обучение технике игры и ее дальнейшее совершенствование.
Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):
1. Терминологически правильно назвать прием.
2. Показать прием(тренер сам его демонстрирует или с помощью слайдов, плакатов, видеотехники).
3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).
4. Сделать попытку практического выполнения приема – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.
5. Выполнить упражнение с мячами и партнером в самых простых условиях.
6. Отработать на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.
7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложнить (увеличить количество мячей, партнеров, дополнительных заданий и т. д.).
8. Выполнить технический прием (приемы) в условиях, приближенных к игре.
Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же при их возникновении. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.
По мнению многих авторов, типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются следующие:
а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;
в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;
г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;
д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;
е) спортсмен мало соревнуется, поэтому нет стабилизации техники приемов.
Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приемы их исправления:
– ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;
– создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;
– правильное прочувствование движений с помощью тренера;
– избирательные упражнения в отдельных компонентах приема(сложное объяснение, видеозапись, плакаты и др.).
Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.
Техническая и тактическая подготовка условно может быть подразделена на начальную (обучение технике движений) и подготовку, связанную с совершенствованием технико-тактического мастерства. При этом можно отметить, что овладение техникой игры и совершенствование технического мастерства идут параллельно с развитием физических способностей волейболиста.
Кроме того, положительно сказывается на обучении и контроль неоднозначных по своей структуре движений (прием свободно падающего мяча от нападающего удара).
Предпочтительным условием каждого занятия по разучиванию является применение «новинок» в изменяющихся условиях игровой обстановки.
В практике обучения техническим приемам волейбола широко нашло применение алгоритмов. Данный вид программированного обучения предполагает последовательное решение дидактических задач по овладению основными способами техники в течение длительного времени, необходимого для прочного усвоения изучаемого двигательного действия. При этом переход к овладению новым способом техники предполагается возможным только при хорошем усвоении техники материала. Следует подчеркнуть, что сложные в координационном отношении навыки приобретаются с помощью подготовительных и подводящих упражнений. Менее сложные навыки разучиваются посредствам соревновательных упражнений, сначала в относительно стандартизированных, а затем в изменяющихся условиях.
Организация занимающихся зависит от задач, которые поставлены в тренировочном занятии. Когда оно полностью посвящено физической подготовке, то должно быть достаточное количество оборудования и инвентаря. Тогда занятие пройдет продуктивно, с оптимальной интенсивностью.
В занятии, направленном на техническую или тактическую подготовку, общеразвивающие и подготовительные упражнения необходимо концентрировать вокруг изучаемых приемов. При этом в подготовительной части все волейболисты выполняют упражнения в определенной последовательности с определенной нагрузкой (при индивидуальном подходе). Упражнения, направленные на физическую подготовку, в основную часть включаются наряду с упражнениями по технике и тактике для развития необходимых качеств и поддержания на оптимальном уровне тренировочной нагрузки. Для этого используют главным образом индивидуальные упражнения в парах, применяя специальные тренажеры, оборудование и инвентарь.
При совершенствовании навыков в зависимости от игровых функций одни волейболисты, например связующие, выполняют упражнения у сетки, другие – нападающие – с набивными мячами, на тренажерах и т. п.; затем нападающие идут к сетке.
К средствам тренировки волейболиста относятся физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы. Физические упражнения многообразны и их выбор определяется задачами, которые необходимо решать в процессе тренировки.
Физические упражнения способствуют улучшению всех физических качеств – силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости, а также совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышению устойчивости организма к простудным заболеваниям, улучшению работоспособности и процесса восстановления после нагрузок. Все упражнения оказывают влияние на различные физические качества в большей или меньшей степени, а также на навыки выполнения технико-тактических упражнений.
Упражнения, применяемые на занятиях волейболом, могут быть условно разделены на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостное двигательное действие, составляющее предмет игры в волейбол и выполняемое в полном соответствии с правилами игры. Эти упражнения характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств в условиях постоянной и внезапной смены игровой ситуации.
Специально-подготовительные упражнения характеризуются сходством с соревновательными по кинематическим и динамическим характеристикам движений; механизму энергообеспечения; структурной работе мышц.
Общеподготовительные упражнения направлены в основном на общую подготовку волейболиста. К ним относятся самые разнообразные упражнения, которые могут приближаться по своему воздействию к специально-подготовительнымили существенно отличаться от них. С помощью этих упражнений решаются задачи всестороннего развития основных двигательных качеств, а также избирательного воздействия на них.
Все упражнения, применяемые в тренировке волейболистов, могут быть разделены на специфические и неспецифические. К специфическим относятся упражнения, связанные с волейболом, игровой деятельностью. К неспецифическим относятся упражнения, которые напрямую не связаны с волейболом.
Методы обучения и тренировки волейболиста разнообразны и имеют важное значение для поддержания здоровья, развития физических качеств, овладения двигательными навыками и их совершенствования.
В построении обучения и тренировках надо использовать разнообразные методы, учитывая особенности занимающихся, их возраст, подготовленность, а также условия проведения занятий.
В зависимости от задач и конкретных условий предпочтение отдается тем или иным методам. В процессе обучения и тренировки используют следующие группы методов:
1. Наглядные: показ упражнения тренером, на схеме, макете, просмотр видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, рисунков, просмотр соревнований, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях, а также звуковая и световая информация.
2. Словесные: основаны на использовании слова как средства воздействия на обучаемых и включают рассказ, беседу, объяснение, указание, убеждение, замечания, лекцию, доклад, описание, разбор, задание, команды, подсчет и оценку.
3. Практические: метод упражнения, повторный, переменный, сопряженный, интервальный, непрерывный, контрольный, игровой, соревновательный. Известны еще методы, которые используются для решения конкретных задач(например, метод электростимуляции, метод отягощения, метод усложнения внешней обстановки, метод выполнения упражнения до отказа и др).
В группах, где основная задача – укрепление здоровья, повышение работоспособности, все перечисленные методы имеют свое место и широко используются неравномерно, предпочтение отдается игровому, соревновательному, непрерывному и повторному.
Показ важен тем, что дает возможность получить точное представление об упражнении. К показу предъявляется ряд требований. Тренер должен выбирать место так, чтобы он был хорошо виден всем. Демонстрировать прием надо неторопливо, четко и сосредоточить внимание занимающихся на основных деталях. Следует также указывать на типичные, наиболее часто встречающиеся ошибки в исполнении данного технического приема.
Показ, как правило, всегда сопровождается объяснением, что помогает более четко представить изучаемый технический прием. С помощью наглядных и словесных методов создается общее представление об изучаемом приеме или упражнении. Для того чтобы овладеть техникой и тактикой игры, всем широким многообразием приемов, используемых в игре, необходимо использовать практические методы. Все они включают в себя отдельные составные части или приемы, совокупность которых и представляет собой метод в его целостности. Например, метод многократного повторения движений включает следующие приемы:
в) повторение упражнения вплоть до образования автоматического навыка;
г) выполнение приема в усложненных условиях.
И все другие используемые методы можно разложить подобным образом. На этапе предварительного обучения при освоении игры у занимающихся формируются конкретные двигательные навыки, которые изучают в соответствии со стадиями формирования двигательного навыка. При разучивании приема должна соблюдаться такая последовательность:
а) ознакомление с приемом;
б) разучивание приема в упрощенных условиях;
в) совершенствование приема в условиях, близких к игровым;
г) закрепление приема в игре.
Таким образом, эффективность технических действий в волейболе является вариативным фактором, определяющим результат игры. По этой причине основное внимание преподавателя при обучении игре в волейбол должно быть направлено на техническую подготовку занимающихся.
В начале обучения игрок должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью, обычно, является преподаватель, или спортсмен достаточно высокой квалификации. Для воспроизведения модели, игроку важно иметь точное мысленное представление, образ движения. Для преподавателя существенно важно на этой стадии сосредоточить внимание занимающихся на основных элементах движения.
Кроме требований к модели движения, важна диагностика ошибок, неизбежно возникающих в процессе обучения, и методически правильный подбор средств для своевременной коррекции движения. Это означает соблюдение базовых принципов в позиционировании, направлении перемещений, динамики и временных характеристик, порядке выполнения отдельных элементов и т.д., для того, чтобы занимающийся имел правильное ощущение требуемого движения.
На стадии освоения движения, требования задач постепенно приближаются к реальным условиям выполнения движения.
Преподаватель постепенно повышает требования к занимающимся, одновременно поддерживая необходимый уровень качества исполнения. Не рекомендуется усложнять упражнения до тех пор, пока игрок не выполнит требования в предыдущем упражнении. Выбор упражнений и их порядок должны стимулировать рост технического мастерства, а не только поддерживать существующий уровень навыков. Постепенность в повышении трудности задач, ставящихся перед игроками, должна быть, как в двигательном плане, так ив плане восприятия.
Методика обучения нападающему удару в волейболе
Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.
Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч.
После освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч.
Требования к технике прямого нападающего удара по ходу:
1.Разбег обычно выполняется в два-три шага.
2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага – с разноименной с бьющей рукой ноги.
З.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди — внизу.
5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги: правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую ногу.
6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед — вверх, описывая дуги.
7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.
8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.
9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.
10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.
11.Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
12.Удар начинается с движения плеча вперед.
13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.
14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной
15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.
16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз.
При выполнении нападающего удара возможны ошибки:
Ошибки при разбеге:
1. Недостаточная длина разбега.
2. При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.
3. При ударе из 2-ой зоны косой разбег.
4. Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.
5. Низкая скорость разбега.
6. Не хватает скоростных качеств.
7. Количество шагов не соответствует расстоянию.
10.Руки на старте опущены.
11.Размахивание или скрещивание рук приразбеге. Подготовительная фаза:
12.Нет вращения рук.
13.Вращение излишне согнутыми руками.
14.Высокое вращение рук.
15.Вращение прямыми руками.
16.Напрыгивание на две ноги одновременно.
17.Напрыгивание на носки.
18.Недостаточное стопорение правой ногой(короткий шаг) для правшей.
19.Левая нога приставляется поздно.
20.Левая нога ставится далеко вперед.
22.Излишне высокое напрыгивание.
25.Прыжок не в полную силу.
26.Не хватает прыгучести.
27.Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются).
28.Низкая скорость взмаха руками.
29.Прогиб в пояснице.
30.Корпус завален влево.
31.Поворот боком к сетке.
32.Рука не зафиксирована в замахе.
33.Рука завалена влево.
36.Кисть не закреплена при замахе.
39.Не отведен большой палец.
40.При ударе нет посыла локтя вверх.
41.Удар согнутой рукой.
42.Не дорабатывает предплечье.
43.Не дорабатывает кисть.
44.Излишний уход руки назад после удара.
45.Излишний уход руки влево после удара.45. Недостаточная скорость руки при ударе.
49. При обманном ударе нет имитации замаха.
50.При обманном ударе опускается локоть.
51.При обманном ударе заброшена кисть.
52.При обманном ударе расслаблены пальцы.
53.При обманном ударе излишнее сопровождение.
56.Потеря высоты удара при переводе.
57.При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.
58.При ударе выше блока недостаточный накат.
59.Удар через сильнейшего блокирующего игрока.
60.Необоснованная попытка«чисто» обвести блок.
61.Удар в зону сильнейшего защитника.
62.Удар в защитника.
63.Перевод в линию с узкой передачи.
64.Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).
66.Нападение без плана.
67.Нападение без учета обстановки.
68.Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.
69.Необоснованный риск при выборе нападающих действий.
70.Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.
71.При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.
72.Приземление на одну ногу.
74.Игрок не готов к следующим действиям.
Подводящие упражнения для нападающего удара:
Обучение разбегу и прыжку:
1. Одиночные и серийные взмахи руками на месте.
2. Прыжок на месте с взмахом рук.
3. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.
4. Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук.
5. Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке.
6. Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке
7.Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку
— с низкого подбрасывания преподавателя(партнера) «в темп».
— с высокого подбрасывания преподавателя (партнера).
— с собственного набрасывания.
Обучение ударному движению:
8.Правая рука в положении замаха, левая рука впереди науровне лица.
Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.
9.Взмах руками и постановка руки взамах:
10.Из положения замаха выполнить нападающий удар:
— по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки
— по мячу в левой руке
— без мяча с опусканием руки
— пол — стена после подбрасывания
Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:
12.Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.
— с низкого набрасывания преподавателя(партнера) «в темп»
— с высокого набрасывания преподавателя(партнера)
— с собственного набрасывания
Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:
— следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными;
— обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далеких от сетки;
— тактику нападения с первых передач и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков. При розыгрыше мячей с подачи этот прием выгоден в тех случаях, когда соперник применяет несложные подачи;
— откидка не должна быть высокой, так как блокирующие вторично успеют выпрыгнуть на блок.