Как правильно ездить на камазе
Как правильно ездить на камазе
ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
При правильном вождении автомобиля увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива, повышается эффективность использования автомобиля (автопоезда) и срок его службы
Перед началом движения прогрейте двигатель.
Начинайте движение только после того, как прекратит работать звуковой сигнализатор (зуммер) и погаснут сигнальные лампы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.
При трогании с места нагруженного автомобиля включите первую передачу.
Переключайте передачу плавно и обязательно выключив сцепление, при этом рекомендуется кратковременно задержатъ рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению
рычага, не включайте передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора Если же не удается включить передачу при трогании с места, вторично выключите сцепление и снова включите передачу.
Рекомендуется следующий порядок переключения передач при разгоне автомобиля:
на дорогах с твердым покрытием. 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В
в тяжелых дорожных условиях. 1Н-2Н-3Н-4Н-4В-5Н-5В
При выборе момента переключения передач контролируйте частоту вращения коленчатого вала по тахометру.
Ниже приведены рекомендации по выбору частоты вращения коленчатого вала для переключения передач при разгоне автомобиля. Выполнение этих рекомендаций обеспечит работу двигателя в наиболее экономичном режиме.
1. В тяжелых дорожных условиях или при движении на подъеме перед переключением с низших (первая и вторая) передач рекомендуется повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2600 об/мин. После переключения частота вращения должна быть не менее 1800 об/мин.
2. Во время движения автомобиля на горизонтальном участке дороги с хорошим покрытием следует повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя на промежуточных передачах не более чем до 2300 об/мин.
3. Во время движения автомобиля в условиях малого дорожного сопротивления (движение под уклон на дороге с хорошим покрытием) максимальная частота вращения коленчатого вала на всех передачах не должна превышать 2000 об/мин.
4. При движении по магистралям обязательно следует использовать самую высшую передачу. При этом необходимо помнить, что движение с частотой вращения коленчатого вала более 2200 об/мин (что на передаче 5 В соответствует скорости автомобиля 70 км/ч) неэкономично.
После движения накатом (по инерции, с выключенной передачей) нажмите на педаль подачи топлива для выравнивания угловых скоростей ведущего и ведомого валов коробки передач, затем включите нужную передачу.
На низшую передачу следует переходить заблаговременно, не допуская перегрузки двигателя.
При переходе с высших передач на низшие должно применяться двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую этот способ переключения обязателен.
Передачу заднего хода нужно включать только после полной остановки автомобиля.
При движении не следует постоянно держать ногу на педали сцепления.
Перегрузка автомобиля приводит к преждевременному выходу из строя шин, механизмов рулевого управления, деталей трансмиссии, увеличивает расход топлива и усложняет вождение. Полные массы автомобиля и автопоезда не должны превышать установленных норм.
При маневрировании необходимо учитывать, что во время поворотов прицеп автопоезда смещается к центру поворота. При движении с прицепом (полуприцепом) следует обратить особое внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей седельно-сцепного и тягово-сцепного устройств.
Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Торможение автомобиля рекомендуется осуществлять плавно, не допуская скольжения колес, так как это приводит к повышенному износу протектора тин и увеличивает тормозной путь автомобиля.
При значительном снижении давления воздуха в контуре III пневмопривода тормозных механизмов (менее 540 кПа (5,5 кгс/см2)) автомобиль автоматически затормаживается. Если это произойдет в местах, не допускающих остановки (перекресток, железнодорожный переезд), нажмите кнопку “Аварийное растормаживание” и, не отпуская ее, на малой скорости выведите автомобиль из опасной зоны.
Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки для предотвращения скатывания автопоезда нужно включить стояночную тормозную систему и подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.
При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, немедленно должна быть включена система аварийной сигнализации и остановлен автомобиль для устранения неисправностей.
При движении на уклонах необходимо соблюдать определенные правила. Короткие подъемы на хороших дорогах должны преодолеваться с использованием запаса скорости. При преодолении крутых и затяжных подъемов передачи делителя и коробки передач надо выбирать с учетом нагрузки автомобиля, длины и крутизны подъема, не допуская чрезмерного снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя (стрелка тахометра должна находиться в “зеленом поле” шкалы). По возможности нужно использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.
При движении на спусках накатом категорически запрещается выключать двигатель, так как при этом не работают рулевой гидроусилитель и компрессор пневматического привода тормозных систем автомобиля.
Для замедления движения на спуске нужно пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сйепление и не переключать передач.
При движении по скользким и обледенелым дорогам следует тормозить запасной или вспомогательной тормозными системами; при этом в первую очередь срабатывают тормозные механизмы прицепа (полуприцепа). В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочей тормозной системой при включенном сцеплении. При торможении нельзя допускать скольжения колес.
В случае заноса нельзя выключать сцепление, надо плавно уменьшать подачу топлива, рулевое колесо поворачивать в сторону заноса.
Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательны.
Перед троганием с места на скользком участке дороги нужно заблокировать межосевой дифференциал рычагом, расположенным на панели приборов. При этом загорается контрольная лампа и горит все время, пока дифференциал заблокирован. После прохождения скользкого участка дороги следует нажать на педаль сцепления до упора и немедленно разблокировать дифференциал.
Если автомобиль забуксовал, надо затормозить автомобиль, заблокировать дифференциал, включить вторую передачу и при наименьшей частоте вращения коленчатого вала двигателя (такой, чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления.
Нельзя блокировать дифференциал в момент буксования колес.
На автомобилях можно использовать цепи противоскольжения. их надевают на наружные колеса ведущих мостов автомобиля с обеих сторон. Для удобства монтажа цепей в проставочных кольцах колес имеются окна.
При движении по колее нельзя удержать более 15 с рулевое колесо, повернутым до упора в крайнее положение (для вывода управляемых колес из колеи).
При движении во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости рекомендуется пользоваться противотуманными фарами, которые включаются клавишей.
При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.
Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем категорически запрещается.
При разрыве шлангов насоса гидроусилителя надо выполнить следующее:
— соедините шлангом идущие от насоса трубки высокого и низкого давления и, если можно, включить радиатор для охлаждения масла;
— закрыть нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя;
— долить в бачок насоса масло до уровня указателя (допускается временное использование масла, применяемого для двигателя, с последующей заменой его при первой возможности);
— при движении автомобиля поддерживать режим работы двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала и наблюдать за температурой масла в бачке; при температуре масла выше 100 °С остановиться и дать маслу остыть.
Как правильно ездить на камазе
ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
При правильном вождении автомобиля увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива, повышается эффективность использования автомобиля (автопоезда) и срок его службы
Перед началом движения прогрейте двигатель.
Начинайте движение только после того, как прекратит работать звуковой сигнализатор (зуммер) и погаснут сигнальные лампы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.
При трогании с места нагруженного автомобиля включите первую передачу.
Переключайте передачу плавно и обязательно выключив сцепление, при этом рекомендуется кратковременно задержатъ рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению
рычага, не включайте передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора Если же не удается включить передачу при трогании с места, вторично выключите сцепление и снова включите передачу.
Рекомендуется следующий порядок переключения передач при разгоне автомобиля:
на дорогах с твердым покрытием. 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В
в тяжелых дорожных условиях. 1Н-2Н-3Н-4Н-4В-5Н-5В
При выборе момента переключения передач контролируйте частоту вращения коленчатого вала по тахометру.
Ниже приведены рекомендации по выбору частоты вращения коленчатого вала для переключения передач при разгоне автомобиля. Выполнение этих рекомендаций обеспечит работу двигателя в наиболее экономичном режиме.
1. В тяжелых дорожных условиях или при движении на подъеме перед переключением с низших (первая и вторая) передач рекомендуется повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2600 об/мин. После переключения частота вращения должна быть не менее 1800 об/мин.
2. Во время движения автомобиля на горизонтальном участке дороги с хорошим покрытием следует повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя на промежуточных передачах не более чем до 2300 об/мин.
3. Во время движения автомобиля в условиях малого дорожного сопротивления (движение под уклон на дороге с хорошим покрытием) максимальная частота вращения коленчатого вала на всех передачах не должна превышать 2000 об/мин.
4. При движении по магистралям обязательно следует использовать самую высшую передачу. При этом необходимо помнить, что движение с частотой вращения коленчатого вала более 2200 об/мин (что на передаче 5 В соответствует скорости автомобиля 70 км/ч) неэкономично.
После движения накатом (по инерции, с выключенной передачей) нажмите на педаль подачи топлива для выравнивания угловых скоростей ведущего и ведомого валов коробки передач, затем включите нужную передачу.
На низшую передачу следует переходить заблаговременно, не допуская перегрузки двигателя.
При переходе с высших передач на низшие должно применяться двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую этот способ переключения обязателен.
Передачу заднего хода нужно включать только после полной остановки автомобиля.
При движении не следует постоянно держать ногу на педали сцепления.
Перегрузка автомобиля приводит к преждевременному выходу из строя шин, механизмов рулевого управления, деталей трансмиссии, увеличивает расход топлива и усложняет вождение. Полные массы автомобиля и автопоезда не должны превышать установленных норм.
При маневрировании необходимо учитывать, что во время поворотов прицеп автопоезда смещается к центру поворота. При движении с прицепом (полуприцепом) следует обратить особое внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей седельно-сцепного и тягово-сцепного устройств.
Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Торможение автомобиля рекомендуется осуществлять плавно, не допуская скольжения колес, так как это приводит к повышенному износу протектора тин и увеличивает тормозной путь автомобиля.
При значительном снижении давления воздуха в контуре III пневмопривода тормозных механизмов (менее 540 кПа (5,5 кгс/см2)) автомобиль автоматически затормаживается. Если это произойдет в местах, не допускающих остановки (перекресток, железнодорожный переезд), нажмите кнопку “Аварийное растормаживание” и, не отпуская ее, на малой скорости выведите автомобиль из опасной зоны.
Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки для предотвращения скатывания автопоезда нужно включить стояночную тормозную систему и подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.
При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, немедленно должна быть включена система аварийной сигнализации и остановлен автомобиль для устранения неисправностей.
При движении на уклонах необходимо соблюдать определенные правила. Короткие подъемы на хороших дорогах должны преодолеваться с использованием запаса скорости. При преодолении крутых и затяжных подъемов передачи делителя и коробки передач надо выбирать с учетом нагрузки автомобиля, длины и крутизны подъема, не допуская чрезмерного снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя (стрелка тахометра должна находиться в “зеленом поле” шкалы). По возможности нужно использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.
При движении на спусках накатом категорически запрещается выключать двигатель, так как при этом не работают рулевой гидроусилитель и компрессор пневматического привода тормозных систем автомобиля.
Для замедления движения на спуске нужно пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сйепление и не переключать передач.
При движении по скользким и обледенелым дорогам следует тормозить запасной или вспомогательной тормозными системами; при этом в первую очередь срабатывают тормозные механизмы прицепа (полуприцепа). В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочей тормозной системой при включенном сцеплении. При торможении нельзя допускать скольжения колес.
В случае заноса нельзя выключать сцепление, надо плавно уменьшать подачу топлива, рулевое колесо поворачивать в сторону заноса.
Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательны.
Перед троганием с места на скользком участке дороги нужно заблокировать межосевой дифференциал рычагом, расположенным на панели приборов. При этом загорается контрольная лампа и горит все время, пока дифференциал заблокирован. После прохождения скользкого участка дороги следует нажать на педаль сцепления до упора и немедленно разблокировать дифференциал.
Если автомобиль забуксовал, надо затормозить автомобиль, заблокировать дифференциал, включить вторую передачу и при наименьшей частоте вращения коленчатого вала двигателя (такой, чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления.
Нельзя блокировать дифференциал в момент буксования колес.
На автомобилях можно использовать цепи противоскольжения. их надевают на наружные колеса ведущих мостов автомобиля с обеих сторон. Для удобства монтажа цепей в проставочных кольцах колес имеются окна.
При движении по колее нельзя удержать более 15 с рулевое колесо, повернутым до упора в крайнее положение (для вывода управляемых колес из колеи).
При движении во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости рекомендуется пользоваться противотуманными фарами, которые включаются клавишей.
При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.
Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем категорически запрещается.
При разрыве шлангов насоса гидроусилителя надо выполнить следующее:
— соедините шлангом идущие от насоса трубки высокого и низкого давления и, если можно, включить радиатор для охлаждения масла;
— закрыть нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя;
— долить в бачок насоса масло до уровня указателя (допускается временное использование масла, применяемого для двигателя, с последующей заменой его при первой возможности);
— при движении автомобиля поддерживать режим работы двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала и наблюдать за температурой масла в бачке; при температуре масла выше 100 °С остановиться и дать маслу остыть.
Управление КамАЗом — Переключение передач на самосвале
На первый взгляд, управление КамАЗом схоже с ездой на легковом автомобиле. Принцип работы, как на классическом транспорте, однако, некоторые особенности, вызывают осложнения у непосвященного пользователя.
Полное представление о том, как правильно управлять и ездить на КамАЗе получаешь, разобравшись в специфике переключения передач. Дело в том, что к каждому тяжёлому автомобилю надо найти подход в вопросе манипуляции коробкой и КамАЗ не исключение. С целью достичь нужного скоростного режима при перевозке груза, трансмиссия КамАЗ часто эксплуатируется на пониженной передаче. Полученные навыки, знания и опыт работы с коробкой — залог успеха дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
Описание используемых коробок
Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.
Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей. Делитель, если надо, включает скорости пониженного диапазона, как следствие, у автомобиля появляется в два раза больше передач.
Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.
Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.
Принцип работы
Автомобили КамАЗ, как правило, оснащены механическими коробками передач. Управляется механизм классическим способом, нажатием на педаль сцепления и перемещением кулисы в необходимое положение. Особенностью трансмиссии — пониженный (Н) и повышенный (В) режим работы. Такая способность минимизирует нагрузку на силовой агрегат. Характерно, что для этого используется делитель, выполняющий роль редуктора, увеличивающего передаточные отношения трансмиссии. На некоторых автомобилях при переходе с повышенной передачи на пониженную не используют кулису. Для этих целей применяют специальный переключатель и педаль сцепления. Передача переключается автоматически, верхнее положение рычага характерно для загруженной машины, нижнее положение используют при движении пустого транспорта. Об особенностях управления автомобилем указывают в инструкции к коробке передач, которой укомплектовываются изделия. Так же можете прочитать про Как отрегулировать сцепление на КамАЗ.
Старт
Что бы знать, как правильно управлять КамАЗ самосвал, разбираются в схеме переключения передач. Как и в стандартном варианте, манипуляции проходят с применением педали сцепления.
Главная особенность начала движения на КамАЗ, плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач. В случае, когда самосвал сильно загружен, или движение проходит в сложных условиях, первые 4-ре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В). Манипуляции проводятся при достижении необходимых оборотов коленчатого вала. Непосредственно при старте на 1-й передаче, обороты вала достигают 7000мин-1, переход на 2-ю передачу делается при достижении 3000мин-1 оборотов. Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.
Схема переключения передач
Разобраться в принципе переключения передач не составляет труда, особенности зависят от модели.
Коробка КамАЗ 15
Такая трансмиссия устанавливается на автомобили КамАЗ-55111, КамАЗ-43118 и другие модели. Что бы разогнать автомобиль до необходимой скорости, используется схема: 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В. Такая схема даёт нормально работать коробке при условии, что соблюдаются правила эксплуатации механизма:
Схема переключения КамАЗ:
Коробка КамАЗ 16 и ZF
Этот вид трансмиссии используется на автомобилях КамАЗ-65115, а так же полно приводных КамАЗ-43150 КамАЗ-4310 и др. Особенность механизма в автоматическом переключении повышенного и пониженного режима. Это означает, что при переключении с передачи 4 на передачу 5 повышенный режим активируется автоматически. Наоборот, переключение с передачи 5 на передачу 4 автоматически активирует пониженный режим. О выполнении переключения сигнализирует индикатор на панели приборов.
Схема переключения ZF 9S109:
Некоторые модели коробок ZF, например, 9S109, со вспомогательной передачей «C». Режим предназначен для передвижения и манёвра в сложных условиях (снег, лёд, грязь).
Советы по управлению
На безопасность движения влияет много факторов: техническое состояние транспортного средства, на каком топливе ездит КамАЗ, квалификация водителя и др. Внимание уделяют внешним условиям, поскольку они подвержены изменениям.
Управление при подъёме на склон
Заезд на склон, сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет трансмиссию работать с большей отдачей и легче преодолеть препятствие.
КамАЗ, управление на оледенелой дороге:
Выбор правильного режима переключения передач, аспект нормальной эксплуатации авто, от которого зависит работоспособность силовой установки, а так же узлов и механизмов агрегата.
Управление при спуске
Двигаясь на автомобиле КамАЗ на спуске, учтите, что ни в коем случае нельзя выключать двигатель. Водители применяют такой способ, что бы сэкономить топливо. Однако, действуя подобным образом, прекращает работу усилитель, что блокирует рулевое управление. Такое явление приведёт к аварийной ситуации, последствия которой непредсказуемы.
Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.
Управление на оледенелой дороге
Особенность езды по оледенелым маршрутам — использование цепей на колёсах машины. Меры позволят увеличить коэффициент сцепления с дорогой.
Экстренное торможение использовать не желательно, поскольку это приведёт к заносу и неконтролируемому движению. При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.
Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины
Грузовые автомобили, соответствующие стандартам Евро 4-6, используют метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бачок заливается мочевина, которая впоследствии впрыскивается в выхлопную систему.
В нашей стране применение такого материала граничит с трудностями:
КамАЗ, жидкость для системы SCR (мочевина):
Постоянно эксплуатировать автомобиль без мочевины не желательно, поскольку это приведёт к выходу из строя насоса, перекачивающего материал. Отключить систему нейтрализации можно на программном уровне, либо обратившись к электрику, который сделает гидролиз в катализаторе не возможным.