Как правильно дуть в саксофон
Обучение саксофон
Обучение саксофон. Как известно, для того чтобы извлечь музыкальные звуки из саксофона надо дуть в мундштук. Скорее всего, вы об этом уже знали… Ещё вы, конечно, знаете и то, что перед тем как дуть придется сделать вдох. Никаких откровений тут нет. Зато мы подошли к теме второго занятия обучения на саксофоне.
Урок 1.2 Дыхание при игре на саксофоне.
Чувствуется ваше нетерпение начать игру на саксофоне. Только без этой темы, без правильного дыхания никакой игры не получится. Так что, как говорится, просим отнестись с пониманием и вниманием.
Урок проводит Николай Годына.
У человека различают два типа дыхания:
При игре на духовых музыкальных инструментах используется только брюшное дыхание. Поэтому, игра на саксофоне потребует от вас навыка брюшного дыхания.
Чтобы понять что такое брюшное дыхание (дыхание «животом») положите одну руку на грудь, другую руку на живот. Сделайте вдох так, чтобы рука на животе пошла вперед. а рука на груди осталась на месте.
Если плечи поднимаются, вы дышите не правильно. Это признаки грудного дыхания. Дыхание в грудь более глубокое. При грудном дыхании расширяется вся грудная клетка. Объем легких значительно увеличивается. Требуется больше времени на вдох. Вдох получается долгим.
При игре на саксофоне используется брюшное дыхание
Дыхание в живот проводится за счет опускания диафрагмы в брюшную полость. Места там немного, объем легких увеличивается незначительно. Поэтому вдох получается достаточно короткий. Кроме того, на вдохе и выдохе при брюшном дыхании подключаются мышцы пресса. Это помогает вдох сделать резким и коротким, а выдох полностью регулируемым.
Обучение саксофон. Зачем вам зеркало при дыхании?
Для развития брюшного дыхания рекомендуется ежедневно выполнять довольно простое упражнение.
Разделите дыхание на три этапа:
Вначале упражнение выполняйте перед зеркалом. Наблюдайте, чтобы при вдохе рука на груди не двигалась вперед и плечи не поднимались вверх. Грудь и плечи должны оставаться на месте без движения.
Вдох делайте только до тех пор, пока рука на животе двигается вперед. Если вы продолжите вдыхать, когда рука остановилась, воздух пойдет в грудную часть легких. Это ошибка.
Выдох следует делать полностью. Если оставлять в легких воздух на выдохе, ухудшится циркуляция воздуха и через какое-то время дыхание собьется.
Чтобы понять правильно ли вы дышите, во-первых, проверяйте себя перед зеркалом как описано выше. Во-вторых, проверьте себя при помощи небольшой палки.
Обучение саксофон. Чем поможет небольшая палка?
Возьмите небольшую палку как на видео. С легким нажимом надо упереть палку в стену и в живот. Не усердствуйте с нажимом! Достаточно упереть так, чтобы палка не падала. Начните дышать. Палка не должна падать. Это упражнение позволит контролировать постоянное напряжение пресса при брюшном дыхании.
Можно лечь на пол и положить на живот несколько книг. Этот прием также помогает контролировать дышите ли вы животом — книги при дыхании должны подниматься и опускаться.
Тренировка брюшного дыхания лежа
Посмотрите как проводить тренировку брюшного дыхания при помощи книг в положении лежа.
Видео-урок ведет Мария Иванова от проекта Детская вокально-хореографическая школа народного искусства «Фолкдети»:
Обратите внимание, диафрагмальное (брюшное) дыхание это не эксклюзив саксофона. Такой тип дыхания используют все, кто играет на музыкальных духовых инструментах или занимается пением.
Тренировать брюшное дыхание следует до тех пор, пока оно не станет автоматическим.
Если вам кажется, что обучение саксофон можно начинать без тренировок дыхания, вам не продвинуться в игре. Ни за какие коврижки. Поэтому приступайте к тренировке дыхания немедленно.
Для лучшей мотивации послушайте, что говорит Петр Риттер — руководитель проекта «Уроки игры на саксофоне»:
Петр Риттер — руководитель проекта «Уроки игры на саксофоне»: Все новички задают один вопрос: «Хватит ли у меня объема легких, чтобы играть на саксофоне?»У многих начинающих сложилось мнение, что у саксофониста должна быть мощная «дыхалка». На самом деле это не так. Давайте вместе разберемся почему. Действительно техника дыхания это ключевая техника на саксофоне. Именно с помощью дыхания саксофонист управляет звуком.Физические усилия при игре на саксофоне небольшие. Эти усилия вполне сопоставимы с обыкновенным пением или с разговором. Значит, если вы можете петь или говорить, то вы вполне можете играть на саксофоне. На самом деле саксофонисту требуется не сильно дуть (выдыхать), а ровно. Поэтому так называемая «сила легких» не важна. Если при игре на саксофоне вы испытываете физические трудности, то возможны три варианта: Итак, любой, абсолютно любой человек, с любым размером легких и любой «дыхалкой» вполне может играть на саксофоне. |
В заключение занятия 2 еще одно видео о правильном дыхании саксофониста при игре. Видео всего две с половиной минуты. Посмотрите как делать выдох при тренировке диафрагмального дыхания.
Урок ведет саксофонист из Санкт-Петербурга Эдгар Шамов.
У Эдгара имеется статья о дыхании при игре на саксофоне и секретный прием для его развития:
Кто не готов проделать упражнение с эской, скоро у вас все получится. Через пару уроков дойдем и до неё.
Развитие исполнительского дыхания это работа на годы! Не рассчитывайте, что прочитав страницу текста на тему дыхания, вы уже все поняли и всему научились. Обучение на саксофоне так не дается.
Сейчас ваша задача другая — начать вырабатывать навык дыхания в живот — короткий быстрый вдох в живот и прессом выдавливаем ровную струю воздуха с атакой на выдохе.
Идем на третий урок:
Урок 1.3 Уроки саксофона. Как держать саксофон
Намного расслабиться позволит музыкальная пауза:
Секреты звукоизвлечения на саксофоне
И, распахнувши двери чудесам, –
Как влажный ветер, шевелящий дюну, —
Он, саксофон приблизивши к устам,
В раскрытый клюв легко и нежно дунул.
Я. Белинский
Игра на саксофоне, как и исполнительство на других духовых инструментах, является искусством сложным. Ведь саксофонисту необходимо во время игры координировать разнообразные действия зрения, слуха, памяти, двигательного аппарата, волевых и эмоциональных усилий.
Прежде чем извлечь звук на саксофоне, исполнителю необходимо взять мундштук в рот, особым образом сомкнуть и напрячь губы, затем произвести вдох и послать воздух в инструмент.
Дыхание саксофониста
Когда говорят о дыхании музыканта, играющего на духовом инструменте, то, прежде всего, имеют в виду его специфическое так называемое исполнительское дыхание, которое помимо своей основной функции – газообмена – выполняет еще одну – звукообразования. Исполнительское дыхание отличается от обычного, как правило, неравномерностью соотношения дыхательных фаз: вдох, как правило, берется музыкантом короткий, а выдох делается продолжительный.
Специфика игры на саксофоне требует от исполнителя не только свободного владения техникой профессионального дыхания, но и умения правильно согласовать его с работой губ, языка, пальцев.
Губы саксофониста
Не менее сложные и тонкие действия выполняют у саксофониста при игре губы, так называемый его амбушюр – мышечно-физиологический комплекс, состоящий из мышц лица, губ, челюсти. Особая же сложность работы губ заключается в управлении колебательным движением трости, а также в их способности быстро и точно менять напряжение в соответствии с высотой и силой извлекаемых звуков. Здесь саксофонисту, конечно, не обойтись без таких выработанных качеств амбушюра, как достаточная сила, гибкость и выносливость.
Роль языка при игре на саксофоне
В звукообразовании на саксофоне особая роль принадлежит и языку, который регулирует движение вдыхаемой струи воздуха в инструмент и обеспечивает возникновение звука. Технике языка саксофонист придает большое значение, так как она способствует получению разнообразных оттенков звучания, для чего исполнитель использует различные штрихи – приемы извлечения, ведения, окончания и соединения звуков. В нотной записи штрихи обозначаются особыми значками в виде точек, черточек, лиг, заостренных клиньев и т. п. или соответствующими словами, например, legato, tenuto, staccatissimo, secco и другими. Штрихи указывают исполнителю на степень четкости возникновения звука, так называемую атаку. Одни штрихи исполняются саксофонистом энергичным, но не подчеркнутым ударом языка. К такой группе относятся штрихи detache и tenuto. Другие штрихи имеют резкое, акцентированное начало звукоизвлечения, как, например, marcato и martele, или острое, отрывистое, как staccato. Для штрихов legato, non legato и portato характерны плавные, смягченные толчки языка.
Особую группу образуют комбинированные штрихи, которые сочетают в себе элементы различных штрихов. Они отличаются более сложным характером атаки звука. К ним относятся штрихи portamento, frullato, glissando.
Звуковая палитра саксофона обогащается и за счет применения vibrato – эффекта, возникающего вследствие изменения напряжения и давления губ на трость и силы выдыхаемой струи воздуха. Этот прием придает звучанию инструмента особую мягкость, теплоту и эмоциональную насыщенность, особенно при игре кантилены.
12 ШАГОВ К МЕЛОДИИ
Желание извлечь звук из саксофона, пожалуй, является одним из первых порывов каждого ученика при виде блестящего саксофона. Этот же вопрос будоражит совсем незнакомых людей, которые иногда напрямую задают вопрос: “А можно в него (саксофон) дунуть?” Возникает такое желание не только из любопытства, но и от того, с какой лёгкостью играют саксофонисты, какой при этом получается яркий и красивый звук. Но не только профессионалы, но и все ученики знают, что стоит за таким простым словосочетанием: “ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ НА САКСОФОНЕ”. При этом каждому из вас не стоит бояться этого словосочетания, а просто отнестись к нему более серьёзно и системно с самого начала обучения. Ведь от этого в конечном итоге зависит, как быстро вы освоите саксофон и так же быстро перейдёте к исполнению мелодий. Не хочу вас пугать, но именно от звукоизвлечения зависит, через какое время вы испытаете радость от звучания своего саксофона, держа его в руках и управляя процессом. Ведь если долго не получать отдачу от инструмента в виде звука, то совсем скоро саксофон окажется далеко на полке. И что самое обидное – не будет в этом ни вашей вины, ни вины самого инструмента. А чтобы этого с вами не произошло я открою некоторые секреты и помогу вам правильно расставить приоритеты, и системно подойти к серьёзному навыку под названием “Звукоизвлечение на саксофоне.” Вы узнаете из чего оно состоит, как им можно управлять и регулировать, чтобы раскрыть всю красоту инструмента, как в быстрых мелодиях, так и в медленных, в простых или сложных. Как можно владеть звуком от тёплого и мягкого до яркого и резкого, от тихого до громкого, от узкого и невыразительного до достойного и впечатляющего.
Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.
Сейчас я перечислю много составляющих, но с этого момента, уверен, у вас появится чёткая и яркая картина – как извлекать звук на саксофоне. Вернее, вы узнаете, что нельзя теперь отделять и разделять, а надо рассматривать в одном целом то, что вы осваиваете по отдельности. Я покажу ту цепочку, понимание которой и приводит к результату. Или не приводит, если ошибочно не уделять должного внимания главным компонентам звука.
О каждом из этих навыков снято тысячи роликов и написаны тысячи страниц. Вы все их знаете, но при этом, мало кто связывает вместе, например дыхание и амбушюр. Потому что амбушюр обычно связывается в голове каждого ученика с мундштуком, а мундштук с саксофоном. Именно поэтому и встречаются сплошь и рядом этот самый глупый в мире вопрос: “А какой надо купить мундштук, чтобы звук был красивый?” Сама постановка вопроса говорит о непонимании сути звука, его природы происхождения и зависимости от физиологических данных каждого. Итак, начнём с простого: дыхание, амбушюр, мундштук (тот, который вам подходит) и саксофон. Добавьте ваши индивидуальные особенности: рост, вес, строение нёба и гортани, губы, зубы, возраст – и у вас должны сложиться теперь другое видение того, откуда берётся звук на саксофоне. ДЫХАНИЕ – ЗВУК, АМБУШЮР – ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ, МУНДШТУК – ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ, и в целом – САКСОФОН – ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ. Для новичков всё это можно перефразировать и заменить одним словом после тире – РОЖДЕНИЕ ЗВУКА. Это главное.
Это потом вы будете думать о его плотности, продолжительности и выразительности. Но сначала надо, чтобы он из утиного кряканья превратился в звук. Если говорить совсем по-простому, то ваши соседи должны распознать, что вы играете на саксофоне, а не держите в руках неведомый доселе всему миру музыкальный инструмент. Мы не касаемся индивидуальных особенностей, а опираемся на то, что есть у каждого без исключения: диафрагма, лёгкие, губы, зубы и голова. Ибо без последнего некоторым совсем становится худо. Я сейчас не говорю про упорство, терпение и любовь к саксофону – это уже само по себе индивидуальные особенности каждого. То есть на первых парах думайте только об этом и не углубляйтесь в знания воздушных потоков мимо гортани, не забивайте голову камерами и порожками в мундштуках, моделями и материалами. Вам нужен звук и точка. Простой, банальный, саксофоновый. При этом, если вы займётесь только амбушюром и мундштуком без дыхания – провал. Если вы займётесь дыханием и амбушюром без правильно подобранного мундштука – провал, ну и т. д. Вроде получается замкнутый круг. Но это лишь для тех, кто не хочет и не привык во всё вникать и доводить начатое до конца. Но таким вы и не являетесь, если дочитали до этого момента. Ведь впереди вас ждёт ценная награда – это знание того, без чего не стоит брать в руки саксофон. Вперёд, друзья.
12 ШАГОВ К МЕЛОДИИ
Диафрагмальное дыхание на саксофоне – это базовый навык саксофониста, который с самого начала обучения определяет развитие и дальнейший рост каждого ученика. Кроме того, от того, как чётко и правильно вы овладеете дыханием на саксофоне, будет зависеть правильность и эффективность всех других навыков – читка нот, аппликатура саксофона, амбушюр и в конечном итоге – игра мелодий, импровизаций или соло. Почему же большинство учеников-самоучек так много времени уделяют всему, что касается обучения на саксофоне и при этом пропускают самое важное, и слишком поздно задаются главным вопросом – “Как правильно дышать при игре на саксофоне?” Почему этим вопросом не задаётся ваш горе-репетитор, к которому вы ходите безрезультатно вот уже полгода? Как случилось так, что зная о дыхании на саксофоне, многие проигнорировали его в самом начале пути, и из-за этого так и не научились играть мелодии, хотя все остальные навыки более менее получались нормально? Почему же многие зашли в тупик и бросили саксофон, так и не поняв, почему мелодия не играется и не звучит, почему случаются остановки в самый неподходящий момент? И как наконец с этим всем справиться раз и навсегда, быстро и без потерь? И если вы действительно хотите научиться играть мелодии на саксофоне, и наберётесь терпения, то в этой статье вы найдёте ответы на многие вопросы. А от этого зависит судьба вашего саксофона – ляжет он на полку или будет использован вами по назначению — вы будете играть красивые композиции под фонограмму и радовать себя и слушателей своим результатом.
Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.
Наличие мундштука определяет зависимость обучения на саксофоне от индивидуальных физиологических качеств каждого ученика. Я вскользь сейчас говорю о том, как важно правильно подобрать трость для мундштука. Но об этом будет отдельная публикация. А сейчас продолжим. У всех нас разные пальцы, разный амбушюр, разное чувство ритма и разный слух. Но что объединяет нас всех и вселяет оптимизм? Это наличие лёгких и диафрагмы, с помощью которых осуществляется звукоизвлечение на саксофоне.
И время, которое вы можете дуть в саксофон ни в коем случае не зависит от объёма лёгких, а зависит именно от владения диафрагмальным дыханием. Говорю это с полной ответственностью, т.к. постоянно занимаюсь с детьми. Физически они слабее по всем показателям взрослых, но это не влияет ни на звук, ни на его продолжительность. Я подвожу вас к тому, что само по себе овладение дыханием на саксофоне не является сложным моментом в обучении. Но важность его от этого не меняется. Овладение им за 2-3 недели – это реальность, а дальнейшее закрепление и совершенствование – 3-4 недели. Указываю эти сроки, если дыханием заниматься. А если не заниматься – забудьте про саксофон и купите другой инструмент. Ведь именно дыхание позволяет заставить инструмент красиво звучать, дышать, вибрировать и радовать слух окружающих, благодаря вашему умению вдохнуть жизнь, по сути, в железку с клапанами.
99% учеников это игнорируют и быстренько учат другие навыки. Лишь по прошествии времени понимают о роковой ошибке – начинать осваивать навыки надо вместе с дыханием и ориентировать всё на него, а не на достижение сиюминутных результатов. А если вы всё же убежали по незнанию вперёд, то придётся снова возвращаться в исходную точку, т.к. правильное диафрагмальное дыхание на саксофоне заставляет по-другому работать и пальцы, и амбушюр, и всё остальное. А неумение сыграть мелодию от начала до конца, да ещё и под фонограмму – это не провал пальцев, или ещё чего-то, а именно неумение использовать диафрагмальное дыхание на саксофоне в нужном русле.
Резонный вопрос для новичков, рвущихся в бой, не так ли? Ответ удивит вас ещё больше. Ведь заниматься дыханием можно задолго до того, как вы купите саксофон. Этим самым вы облегчаете себе задачу в будущем и решите почти все проблемы быстрее, зная и понимая из чего оно состоит и как всего добиться. Ведь упражнения, которые я показываю в своём курсе на начальном этапе делаются без инструмента. “Нет уж, я сначала куплю саксофон” – скажет каждый из вас. А я уже знаю, что будет дальше, когда вы откроете кофр и увидите блестящие детали инструмента. В этот самый момент и начинается саксофонная лихорадка. Так я называю необдуманные и поспешные действия при отсутствии полной информации ни о системе занятий, ни о приоритетах в обучении на саксофоне. В этот самый момент вы будете заниматься всем подряд, но только не дыханием.
Вас даже не смутит начальная нехватка воздуха. Какой там. Ваша голова уже думает о другом – куда теперь нажимать, как дуть и что делать с нотами. Но вспомнить о диафрагмальном дыхании рано или поздно придётся. Это я вам точно говорю. Теперь представьте сколько времени можно сэкономить и стать на месяц ближе к первой мелодии, если начать заниматься им раньше. Ведь у саксофонистов всего 2-а пути ДЫШАТЬ – ИГРАТЬ и второй НЕ ДЫШАТЬ – НЕ ИГРАТЬ. Так почему бы не заняться дыханием заранее и даже не знать будущих проблем, с которыми вы рано или поздно столкнётесь?
Развитие исполнительского дыхания у начинающих саксофонистов
Разделы: Музыка
Исполнительское дыхание существенно отличается от обычного и является одним из главных средств музыкальной выразительности.
Если обычное дыхание совершается почти непроизвольно, через равные промежутки времени и взрослый человек в состоянии покоя осуществляет 16–18 дыхательных циклов в минуту, то в исполнительском дыхании обе дыхательные фазы целиком зависят от характера и динамики музыкальной фразы. Используя при обычном спокойном дыхании не всю емкость легких (она составляет примерно 4000–5000 мл), а всего лишь 500 мл, играющий на саксофоне должен иногда доводить дыхательные изменения в легких до максимальных размеров, а значит, увеличивать объем нагрузки на дыхательную мускулатуру. Еще одно отличие состоит в том, что если при обычном дыхании мы дышим преимущественно носом, то в моменты игры на саксофоне порой необходим быстрый энергичный вдох (производится он преимущественно через рот при незначительном участии носа) и активный разнообразный выдох. В зависимости от характера музыки, построения фразы, требуемой нюансировки исполнительский выдох может быть то равномерным, то ускоряемым, то замедляемым. В зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхании, принято различать три основных его вида:
В принципе, дыхание должно опираться на диафрагму по типу вокального. Используя опыт вокалистов, исполнители на духовых инструментах на практике применяют грудо-брюшной (смешанный), или диафрагмальный типы дыхания, отвечающие специфике исполнительства и соответствующие продолжительности и характеру музыкальной фразы.
Овладение навыком дыхания достигается систематической тренировкой, которая должна начинаться с первых же уроков. Тренировка производится двумя способами: без инструмента и в процессе игры.
Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных навыков, укрепляет органы дыхания, совершенствует управление дыхательной мускулатурой, усиливает кровообращение. Хотя этот способ тренировки – вспомогательный, игнорировать его нельзя, т.к. он содействует общей жизнедеятельности организма.
Ученику надо показать, как делать дыхательные упражнения. Например:
а) медленно, через нос произвести глубокий вдох, так, чтобы ребра раздвинулись, а грудь приподнялась; перед выдохом задержать воздух в легких, а затем с помощью мышц брюшного пресса и грудной клетки быстро выдохнуть через губную щель, освободив легкие от воздуха.
б) сделать вдох быстро, глубоко и после небольшой остановки медленно выдохнуть.
в) после спокойного, полного вдоха сделать сильный толчкообразный выдох небольшими порциями воздуха; каждый выдох сопровождается энергичным сокращением дыхательной мускулатуры до тех пор, пока легкие не освободятся от воздуха. [1]
Есть еще комплекс упражнений для тренировки дыхательной системы, предложенной членом – корреспондентом АМН А. Чугалиным в журнале «Здоровье» (1982, №10), который соответствует характеру применяемых нами способов тренировки исполнительского дыхания:
Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного аппарата, поскольку в процессе игры естественно развивается сила, гибкость и координация дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата – губами, языком, внутриротовой полостью. Этот вид тренировки состоит из игры продолжительных звуков без определенной длительности, но с различными динамическими оттенками (p, pp, f, ff, crescendo, diminuendo) и должен включаться в ежедневные занятия на саксофоне. Умение извлекать длительный, непрерывный звук – важнейший из технических навыков, играющий главную роль в творческом процессе реального звучания музыки.
Особенности исполнительского дыхания начинающего саксофониста.
Первый этап. Дыхание начинающего саксофониста необычайно коротко, вследствии чего звук имеет очень малую длительность. Воспроизводимый звук кроме того неустойчив по силе и в интонационном отношении. Объясняется это неразвитостью мышц и амбушюра, неумением начинающего саксофониста задерживать и экономить свой выдох.
Развивать мышцы следует постепенно, ни в коем случае не перегружать их. Поэтому первоначальные упражнения должны быть отдельные, не слишком продолжительные звуки и небольшие фразы.
Лучше немного дольше задержаться и поработать над стабильностью звукоизвлечения, чем стремиться преждевременно расширять диапазон. Для начинающего саксофониста извлечь звук, выдержать его ровно и устойчиво в течении четырех четвертей (в медленном темпе) составляет значительную трудность, на преодоление которой требуется время.
К систематическим тренировкам в исполнении выдержанных звуков можно перейти лишь в дальнейшем – по мере укрепления и развития мышц.
Второй этап. По мере овладения звукоизвлечением необходимо перейти к исполнению нот со строгим соблюдением метроритма. Время для вдоха при этом становится ограниченным. Чтобы дыхание не нарушало движения, его следует брать за счет сокращения последней перед вдохом ноты. Нужно стараться, чтобы это сокращение, со временем, становилось менее заметным.
Пока губы и дыхание начинающего слабы и неустойчивы, указания динамики временно отсутствуют. Играть свободно, не стесняясь громкости звука, как позволяют губы и дыхание.
При игре локти не прижимать, кисти рук не напрягать, положение корпуса тела не должно мешать свободному дыханию. Опора на диафрагму при дыхании – основа красивого, насыщенного звука. Вдох делать через нос и уголки рта. Не надувать щеки. Постоянно следить за опорой дыхания, не давать гаснуть звуку.
Известный французский педагог и саксофонист Жан-Мари Лондейкс, чтобы приобрести правильное ощущение дыхания, рекомендует: «Дуйте так, как будто раздуваете угольки в костре – продолжительная воздушная струя направлена в определенную точку». Если при этом губы будут строго подтянуты и примут положение легкой улыбки – то все готово для начала занятий.
Литература: