Как правильно дуть в кларнет
Движение языка и губ при игре на кларнете
При извлечении звука язык кларнетиста выполняет роль клапана, так как звук возникает лишь тогда, когда выдыхаемая струя воздуха в результате отталкивания языка от трости получает доступ в инструмент. Движения языка находятся в прямой зависимости от характера музыки. Для начала вступления или певучей фразы в pp необходимо осторожное прикосновение языка к трости и очень спокойное отталкивание.
При игре legato язык должен находиться в совершенно спокойном состоянии, чтобы не нарушалась плавность движения звуков. Для исполнения острых акцентов (sforzando) язык следует четко и быстро оттолкнуть от трости, как бы произнося слог «та». При исполнении отрывистых звуков (staccato) не следует резко прикасаться языком к трости, но убирать его надо очень быстро, как бы произнося слог «тат». Отдельные не связанные звуки (non legato) требуют плавного движения языка, как бы при произнесении слога «да».
При игре staccato между отдельными звуками возникают паузы, при legato и non legato пауз быть не должно. Необходимо строго следить, чтобы каждое движение языка очень точно совпадало с движениями пальцев.
Язык выполняет также роль своеобразного клапана. Он прерывает и регулирует поступление воздуха в щель мундштука. Как известно, звук появляется не в момент удара, а при отдергивании языка от трости. В результате четкость атаки зависит от двигательной энергии языка, быстроты его отдергивания, что требует выработки определенных навыков.
Перед началом игры надо расправить площадку подбородочной мышцы, не напрягать ее, губы, не сильно прижимая к зубам, растянуть как бы в улыбке. Ориентиром правильного положения нижней губы является ее кромка, которая должна быть хорошо видна.
Верхняя губа на срезе мундштука (клюве) служит своеобразным клапаном, предохраняющим от утечки воздуха; при помощи лицевых мышц ею регулируется интонационная чистота.
Губы очень легко ранимы, ученику нужно помнить, что любое, даже слабое повреждение может привести к тому, что игра на кларнете станет невозможной.
Принято считать правильной постановку мундштука в центре рта, это вполне оправдано. Однако не следует забывать, что звучащее место на губе не у каждого начинающего совпадает непосредственно с центром, могут быть незначительные отклонения. Поэтому наиболее удачную постановку надо искать индивидуально.
Если все регистры кларнета звучат сочно, объемно, все диапазоны заполнены звучащими обертонами, значит и сама постановка мундштука правильная. Обычно каждому ученику присуща своя постановка, и наиболее полно раскрывающую все. его возможности приходится искать на занятиях, экспериментируя, то есть чуть изменяя положение мундштука и сопоставляя его со звучанием инструмента.
Самоучитель игры на кларнете
Кларнет. Уроки по игре на кларнете от Александра Венгерова:
Тема урока: Правильная постановка мундштука у кларнетиста
Александр Венгеров преподаватель с более чем тридцатилетним опытом обучения детей игре на кларнете и саксофоне. Я окончил Ленинградскую консерваторию, работал в симфоническом оркестре и оперном театре. В течение 28 лет (на март 2017) Александр проживает в США и обучает там детей игре на кларнете, саксофоне и флейте. Поэтому у Александра большой опыт работы и как музыканта, и как педагога. Больше того, Александр может сравнить разные школы обучения музыке — советскую (русскую) и американскую. Понять чем отличается методика обучения, что хорошего можно взять из каждой школы.
На первом уроке поговорим о том, что наиболее важно для начинающего ученика, обучающегося с игре на кларнете. Сразу отметим, что речь пойдет именно о кларнете. Кларнет и саксофон очень похожи, но, как говорят в Америке, это «два разных животных». И у этих инструментов различная «постановка» (амбушюр) музыканта. «Постановка» задается и усваивается музыкантов в самом начале обучения и в дальнейшем уже не меняется. При этом надо отметить, что «постановка» для саксофона не работает при игре на кларнете, а вот «постановка» для кларнета позволяет играть и на кларнете и на саксофоне.
Первый вопрос, который необходимо понять обучаемому игре на кларнете, сколько мундштука необходимо поместить в рот. То есть как глубоко мундштук помещается в рот кларнетиста. Во время игры не видно насколько правильно мундштук взят и приходится двигать его вперед и назад, чтобы найти правильное положение. На это уходят недели, а иногда и месяцы. Начинающий музыкант не в состоянии понять правильно ли он держит мундштук и не осознает как эта проблема в будущем скажется на игре. Мало мундштука во рту скажется на игре в третьей октаве. Много мундштука во рту сделает невозможным контролировать звук кларнете, потому что трость глубоко во рту не дает возможности ее контроля губами. Поэтому правильное положение мундштука во рту настолько критично, что вычисляется оно в миллиметрах. Чтобы быстро и правильно определить положение мундштука кларнета во рту приклейте липкую ленту на мундштук в правильном положении. Этот способ проверен на практике уже многими педагогами и приводит к великолепному результату.
Протрите и обезжирьте мундштук. Приклейте кусочек толстого скотча на расстоянии 11-12 миллиметров от края мундштука для кларнета. Для мундштука альт саксофона это расстояние составляет 14-15 миллиметров. Срежьте излишки скотча и приспособление готово.
Верхние зубы ставятся на мундштук так, чтобы они чуть касались края приклеенного скотча. Скотч выполняет роль барьера. Не надо ставить зубы на скотч, а только касаться скотча, держа зубы на мундштуке. Теперь очень легко понять как правильно взять мундштук для игры на кларнете.
Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру зафуна. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:
Кларнет.
Кларнет Урок 3
Кларнет. Урок 3. Правильная постановка пальцев при игре на кларнете. Маленькие хитрости для кларнетистов. Урок ведет Александр Венгеров.
Поговорим о положении пальцев на кларнете. Саксофонисты меньше страдают от неправильной постановки пальцев на инструменте. Поэтому уделим внимание кларнетистам.
Для начала возьмем апельсин. Этот фрукт по размеру примерно соответствует размеру ладони человека и ладонь на апельсине располагается в своем максимально свободном состоянии.
Положение кисти на кларнете
Если полностью расслабить кисть, она пример такое положение:
Она не выпрямится так:
Если попросить ученика положить руку на плоскую поверхность, то часто ее кладут плоско:
И, даже, если попросить расслабить руку, не все понимают что от них хотят. Подними руку свободно и в таком свободном положении опусти руку на поверхность. В этом случае рука не ляжет плоско. Рука примет естественное ей округлое положение.
Точно так в свободном состоянии ладонь должна лежать и на кларнете. Не так:
А так как кисть лежит на апельсине — выше есть картинка с правильным положением ладони на кларнете.
Внимание на средний палец
Еще важный момент в постановке пальцев на кларнете это положение среднего пальца. Очень часто средний палец «проваливается» — вместо округлого состояния становится прямым в средней фаланге.
Дело в том что нетренированные пальцы, и особенно у детей, имеют слишком мягкие фаланги. И из-за того, что начинающие кларнетисты не знают куда правильно направить силу нажима пальца, они направляют ее в среднюю фалангу. Фаланга от усилия прогибается (выпрямляется) и палец, хоть, и нажимает на клапан, но в таком положении пальца трудно бегло сыграть мелодию.
Куда направить усилие играя на кларнете
Необходимо направлять усилие давления на кончики пальцев. Давить подушечками скругленного пальца, а не всем выпрямленным пальцем. Подобное состояние получается если попытаться стягивать пальцами что-либо с поверхности.
Вся сила находится на кончиках (подушечках) пальцев. Иначе, ведь, не получится стягивать. При игре на кларнете необходимо достигать этого ощущения — сила нажима приходится на кончики пальцев.
Выработать привычку правильно нажимать подушечками пальцев помогает упражнение «длинные ноты». Музыканты не любят играть длинные ноты, это скучное упражнение. Тем не менее это единственный способ привести в порядок постановку пальцев на кларнете.
Стоя перед зеркалом, играйте длинные ноты и контролируйте положение пальцев. Пальцы держите округлыми как на апельсине. Усилие направляйте на подушечки без спрямления в середине пальца. В результате регулярных занятий пальцы станут в правильное положение и запомнят его.
Ещё до разучивания всех гамм, этюдов и прочих мелодий усвойте постановку пальцев на кларнете. Пальцы веером или как их называют летающие пальцы не позволят вам освоить кларнет. Никакое «техническое место» в нотах вы такими «неправильными» пальцами не сыграете. Даже игра легато будет вызывать сложности.
Приспособление для пальцев на кларнете
Для обучения как правильно держать пальцы на кларнете имеется специальное приспособление Classical fingers. Это приспособление изготавливается в Австралии и выглядит так:
Classical fingers крепится к кларнету на двух магнитах и не дает при игре пальцам подниматься высоко.
Как видите приспособление вырабатывает привычку минимального поднятия пальцев над отверстиями и клапанами. Этим значительно улучшаются технические возможности музыканта. Не пожалейте денег. Приобретите и используйте при обучении игре на кларнете.
Слабые мышцы амбушюра кларнетиста.
При слабых мышцах амбушюра невозможно долго играть на кларнете. Существует пропорция на час занятий с педагогом (в музыкальной школе) необходимо пять часов самостоятельных занятий дома. Если вы не в состоянии играть на кларнете в течение часа, значит вы не достаточно натренировали мышцы амбушюра.
Занимайтесь больше! Занимайтесь регулярно. Амбушюр это всего лишь мышцы и как мышцы спортсмена они требуют тренировки. Ежедневно играйте минимум час на инструменте. Только в этом случае вы сможете выдержать час интенсивной игры на уроке или в концерте.
Если губы распускаются и вы не в состоянии собрать их вместе, сыграть будет невозможно — воздух будет уходить мимо мундштука и заставить работать уставшие мышцы нельзя.
Единственных способ привести амбушюр в рабочее состояние — ежедневные занятия. Каждый, каждый день занимайтесь!
Нет никакого секрета — чем больше занимаетесь, тем лучше играете. Конечно, занимаясь больше 4 — 5 часов в день, можно и переиграть губы, но эта проблема скорее всего у вас отсутствует.
Разыгрываемся перед занятиями. Обязательно!
Перед занятиями следует разыгрываться. До 25 минут уходит для того, чтобы музыкант начал чувствовать пальцы, дыхание, губы. Как видите время довольно приличное.
Невозможно за 5 минут разыграться и пойти играть. Конечно, если играешь марши на улице, то и 5 минут для разыгрывания сойдет. А то и можно вовсе не разыгрываться, если ты не трубач.
Но если ты серьезный музыкант, то обязательно будешь разыгрываться. Так же как в спорте — прежде чем приступить к упражнениям, нужно обязательно размять/разогреть мышцы. И в балете точно так же.
Для разминки (разыгрывания) опять же рекомендуется играть длинные ноты. Начинатиь с самой нижней от ми малой октавы и подниматься к ми третьей октавы. Играйте при разыгрывании диатонические ноты, без бемолей и диезов. Так вы и пальцы поставите правильно и мышцы амбушюра натренируете.
Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру кларнета. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:
Кларнет урок 2
Кларнет. Уроки по игре на кларнете от Александра Венгерова:
Тема урока: Амбушюр и правильная постановка кларнетиста
Продолжим изучать правильную постановку кларнетиста. Амбушюр — работа губ и других мышц лица при игре на духовых инструментах. При обучении игре на кларнете ученику поясняют, что «при игре подбородок должен идти вниз». А как он идет вниз? Почему? Зачем? Как это сделать? Ученик начинает теряться и делает различные гримасы различными мышцами лица пытаясь направить «подбородок вниз» и угодить педагогу. Ничего не получается. А достаточно всего лишь выполнить простую просьбу: «Улыбнись!».
Когда человек улыбается у него подбородок тянется вниз — вот это и есть нормальное положение подбородка для игры на кларнете. Внимание! Такое положение подбородка не подходит для игры на саксофоне. Не путайте! Постановка для кларнета совсем не такая, как для игры на саксофоне.
Если вы обучаетесь как играть на кларнете, улыбнись! Урок не должен быть пыткой. Улыбайтесь! Получайте удовольствие от игры. От этого во многом зависит результат.
Когда играете вы контролируете множество вещей — держите зубы на определенном месте мундштука, губы держите очень плотно, чтобы воздух весь шел в мундштук, тянете подбородок вниз, а еще начинают двигаться пальцы. Поначалу довольно трудно все это контролировать и проделывать одновременно, а для некоторых просто невозможно. Поэтому каждый урок вначале обучения напоминайте: «Улыбайся!».
Microtek
Когда вы улыбаетесь подбородок автоматически приобретает нужное положение для игры на кларнете. И через пару недель вы привыкните к нему. Вы очень быстро овладеете этой техникой и перестанете испытывать трудности от необходимости выполнить указание «подбородок должен идти вниз».
Привыкайте к правильной постановке кларнетиста с самого начала обучения игре на кларнете. Очень трудно в последствии переучивать, если вначале приобретете неправильную постановку. Поэтому с сразу начинайте играть на кларнете правильно: подбородок вниз, значит, улыбайтесь. Так вы предотвратите множество проблем в игре на кларнете в будущем.
Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру зафуна. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Как я учился играть на кларнете
Давным-давно, ещё в прошлом тысячелетии, когда динозавры уже вымерли, а наладонники уже появились (хотя назывались они почему-то калькуляторами) случилось мне купить одну маленькую, убогую и непередаваемо очаровательную квартирку. В самом центре полутора миллионного города, на втором этаже кривого дома, где краска давно облетела со стен, и где уличная лестница шла снаружи дома – подпирая его как костыль инвалида. И был в этой квартире чулан – тёмная комнатка – забитая доверху всяким несусветным барахлом прошлых хозяев, вещи из многочисленного клана: “выбросить жалко а деть некуда”.
И настал час, и настала минута, когда решено было безжалостно выбросить чужую забытую жизнь на помойку. Странно смотреть на детские игрушки, которые когда-то кого-то радовали, Эмалированные кастрюльки играющие в матрёшек. Упаковка гранёных стаканов. Картина – нелепый эстамп в облупившейся раме под золото, выцветший абажур с длинными кистями.. Обувь из которой настолько быстро выросли дети, что она не успела износиться.. Преследующий меня всю жизнь символ советского уюта – какой-то кривоватый волк в тельняшке из “Ну погоди” держащий в руках открывашку для бутылок в виде гитары. И среди всего этого имущества я нашёл футляр. Большая коробка отделанная тёмно-коричневой кожей, с бронзовым сломанным замочком. А в футляре лежало разобранное на четыре части – чудо! Может ли чудо быть разобранным на части? Никогда то того момента я не задавал себе этот вопрос. Впрочем, я его не задавал и позже, но зато теперь я точно знаю ответ на этот несуществующий вопрос: может! В чёрном бархате утопали темно-вишневые цилиндрические детали, усеянные помутневшими, а кое-где и совершенно почерневшими серебренными детальками, пумпочками и какими-то сложными клапанами.
Не следует думать, что автор этих строк был знаком с музыкой исключительно по пионэрскому барабану, по мятому мутно-латунному горну, да по шестиструнной гитаре фабрики музыкальных инструментов им. Корзюбского – в которую ещё на фабрике встраивали три самых лучших аккорда. Он знал что гобой это эмбрион саксофона, остановившейся в своём развитии и поющий от понимания всей этой несправедливости гнусавым сварливым голосом – навевая им сложную кулинарную ассоциацию: “утка по-пекински”. Он мог отличить альт от скрипки. Он помнил что балалайка это такая треугольная штука с тремя струнами, что у баяна всё тело покрыто блестящими бородавками, а аккордеон скалился с одной стороны протезами клавиш – уродец набивающийся в родственники одновременно к органу и к фортепиано. Помнил что домра это неизвестно что вообще – на которой учатся играть те, которых не взяли на более приличные инструменты. А уж о блок флейтах и говорить нечего. Их во множестве приносили тихие, странные, длинноволосые, не весть откуда бравшиеся девушки все в линялом джинсовом, и еле слышно играли в уголочке что-то грустное и одно им известное. А потом так же незаметно исчезали, вместе со своей грустью, звуками и ощущением пыльных и бесконечных дорог.
И всёж его никогда не волновали инструменты. Ему даже никогда не хотелось взять в руки поделку (как хотелось большинству молодых людей) им. Корзюбского в руки и включить, раскорячивая пальцы и наклоняя голову чтоб увидеть как это будет – те три изумительных аккорда, что растапливают сердца романтических барышень. Всё это его просто абсолютно не волновало, даже из праздного любопытства.
Но сейчас был не тот случай. Сейчас перед ним лежало нечто и волновало его своей загадочностью. Первым делом были вычищены и отполированы все серебренные детали. В одном месте лопнула пружинка, и она была заменена на самодельную – срочно навитую на гвозде зажатом в тисках.
И вот настал момент – детали с удивительнейшей точностью подошли друг к другу – нужно отдать должное немцам – не свободно но и не туго, а ровно так как нужно. Методом исключения было решено считать то что получилось – кларнетом. Возникла заминка – как следует повернуть ту часть инструмента, в которую дуют – срезом вниз или вверх? Вам смешно? А ничего смешного. Счастливый обладатель инструмента действительно никогда ими не интересовался, а уж о принципе работы тростниковых даже и не догадывался – пребывая в наивном убеждении что вот в эту щёлочку просто стоит дуть как в блок флейту и будет происходить звук. Но ничего из этого не вышло. Как ни крути, как ни дуй, а кларнет издавал лишь сипение. И тут он задумался..
Внимательно рассмотрев мундштук, он догадался что не хватает ещё одной какой-то небольшой детали. Тут должна стоять какая-то пластинка – понял он, и за каких-то 20 минут из стеклотекстолита соответствующей толщины была сделана недостающая деталь. Вставлена в паз, закреплена и… И опять ничего кроме, того же сипения, но уже какого-то нездорового. Он опять внимательно рассмотрел то место из которого по идее должен был образовываться звук, и усомнился в первоначальном мнении о назначении пластинки. Он то вначале подумал что она просто должна была загибать воздушный поток под определённым углом, от чего воздух в мундштуке должен бы резонировать – т.е. он посчитал что ЭТО работает как свисток. Однако внимательно посмотрев и поразмыслив, он понял что в его рассуждения вкралась ошибка – пластинка не отбрасывала поток. Она просто нелепо торчала вдоль него и всё.
Тайм аут – решил он, и аккуратно сложил части кларнета в тёплый бархат.
Тайм аут завершился поздно вечером, и он бережно достал из мягкой шершавости детали инструмента. Он всё это время, пока они там лежали, занимался всякими насущными и житейскими делами, но ни на секунду не переставал думать о том как же всё таки заставить инструмент запеть. И теперь, вынув его и собрав у него уже было несколько версий как и что следует сделать. Пластинка, которую он выпилил из стеклотекстолита – резонатор! Вот что он понял во время антракта жизни. Стеклотекстолит мог выдержать огромные нагрузки и давления, однако было совершенно понятно, что заставить резонировать столь жёсткий материал нечего было и мечтать. Нужно уменьшить толщину – предположил он – и взялся за напильник, надфиль и наждачную бумагу..
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, однако где-то ближе к полуночи он, весь засыпанный стеклянной пылью, и наверное в двадцатый раз вставив уже совершенно тоненький, практически прозрачный язычок в инструмент и осторожно в него подув – почувствовал что инструмент ожил. Нет, он ещё не запел, но что-то внутри уже вибрировало, там уже осторожно билось воздушное сердце – пока ещё беззвучно, но уже, уже.
Он вышел под звёзды и под цветущие яблони. Он сел на ступеньки оказавшись между небом и землёй. Облизал губы, и осторожно подул примеряясь языком к вибрирующей пластинке. И именно в эту секунду везде вокруг погас свет. И в окнах домов и в фонарях.. Везде! Окружающее замерло, и раздался низкий голос ожившего инструмента – удивлённый и волнующий.
Звук был примерно такой, какой издаёт в полёте большой тяжёлый жук. Низкий, негромкий, но в отличии от звука летящего жука-оленя, он был бархатный и обволакивающий – как бы приходящий одновременно со всех сторон. Невозможный, немыслимый звук абсолютно неподражаемого тембра, с очень мягким спектром. Очень, очень низкий даже не грудной, а как звук воздуха или моря. Как звук просто живого как категории..
В этом месте по правилам жанра должно быть написано примерно следующее: и он постепенно выучил всего Моцарта и Сальери, он стал виртуозом, и ему аплодировали в лучших домах Лондона и Парижа.. Ничего подобного. Ничего такого он не сделал, как впрочем даже не пытался. Нет, он конечно из здорового интереса сходил на следующий день в музыкальный магазин, купил настоящих деревянных тростей, выслушал лекцию скучающего продавца о том какие они бывают и где их нужно покупать. Да, он подудел теперь уже настоящим кларнетом – но это уже было просто любопытство естествоиспытателя. Но это уже была звуковая и музыкальная рутина. А то чудо, оно было как цветок – невозможный сплав души, природы, случая и интеллекта. И он, этот дивный цветок, распустился с восходом полной луны над цветущими яблонями и завял с первыми же лучами солнца..
Через пару дней он подарил кларнет почти незнакомой, тихой, голубоглазой и длинноволосой хипушке, которая неверя случившемуся ушла в немом восторге, неловко прижимая к груди обитый коричневой кожей футляр со сломанным бронзовым замочком..