Как правильно договариваться с ребенком
Как договариваться с ребенком
Ребенок воспринимает все ваши наставления в штыки, и в итоге все равное поступает по-своему, или вообще ничего не делает.
Как правильно действовать родителям?
К сожалению, многие родители, «договариваясь с ребенком», предъявляют к нему завышенные ожидания, такие же требования, как ко взрослому, а результаты их самих же огорчают. Вот пример, который я наблюдала позавчера: идет по улице мама с двумя детьми лет 4-5, ведет их из садика. Мама с детьми разговаривает. Вместо того чтобы показать им, какие иголочки на елочке, какая птичка поскакала, какие облака на небе, спросить, что в садике делали, чему научились, мама с детьми «договаривается»: «Давайте мы пройдем через парк, только если там карусели грязные, вы на них не садитесь, хорошо?» До парка, между тем, идти еще 20 минут с их скоростью! И я уверена, что к тому времени дети этот договор забудут напрочь. Зато мама вспомнит, и когда дети все же плюхнутся на карусели (которые просто не могут не быть грязными! А дети далеко не всегда могут оценить степень чистоты!), скажет: «Как же так, мы же договаривались, вы же обещали!» Так воспитывается чувство вины незнамо за что. Другой вариант – до парка дойдут, посмотрят, что грязно, огорчатся и пойдут мимо. Такое поведение взрослого – «обращение с детьми на равных»? Это незнание детской психологии и непонимание. Из того же ряда: «Я тебе конфету дам, но ты обещай, что суп все равно кушать будешь».
Вероятна так же возможность, что ребенку во всем потакают, и он уже привык, что его слушаются мама, папа, бабушка и кот Василий. То есть авторитет родных он не воспринимает всерьез, или вообще никак не воспринимает.
Длинный монолог с чтением нотаций в таких случаях, уговоры, договоры, подкуп – как об стенку горох. Можно распинаться сколько угодно, но результативность таких методов равна нулю.
Диалог намного эффективнее, особенно, если это хорошо организованный диалог. Вы свою главную мысль, подаете в форме конкретных вопросов, которые подразумевают короткий ответ. Важно! Ответ должен быть положительным. Давайте рассмотрим это на примере. Ребенок отказывается делать домашнее задание, решать дополнительные задания по математике, или не любит читать. Реакция обычных родителей: «Не будешь учиться, станешь дворником!». Или еще лучше: «Сделаешь домашнее задание, получишь пятерку, заработаешь 100 рублей». А стоит ли? Ребенок смело может отвечать: «Дворник тоже профессия!». Или: «Не хочу 100 рублей, дай 1000, потом сделаю».
Что делают умные родители? Умные родители разговаривают, беседуют, и подводят ребенка к правильному решению:
– Ты любишь отдыхать? – Да.
– И играть с друзьями тебе тоже нравится? – Да.
– У тебя есть время на отдых, для друзей, для новых знаний? – Есть.
– Каждый день искать, познавать что-то новое, а потом делиться с друзьями – это круто, так как с тобой интересно общаться. Ты можешь другим помогать. Можешь завлечь интересными историями, или удивить тем, что считаешь быстрее, чем калькулятор.
– Да.
– Почти все знания человечества собраны в книгах. Ты сегодня с чего начнешь с математики, или с литературы?
В таком диалоге родитель перехватывает инициативу, приводит разумные доводы, а ребенок понимает, соглашается и принимает решение в пользу своего развития сам.
Этот метод практикую в общении с дочкой уже больше года. Результат такой, что понимаем друг друга с полуслова. Там, где нужно убеждать, доказывать, что это полезно, ведем короткую беседу.
Я: Пошли на пробежку?
Дочка: Чего-то не охота…
Я: А желание быть красивой и здоровой есть?
Дочка: Есть))
Я: Пошли?
Дочка: Пошли.
И если раньше я бегала в одиночку, то сейчас мы часто бегаем вместе и занимаемся спортом. Она с энтузиазмом ходит на танцы.
Что интересно, наблюдаю, такой формат общения уже и с ее стороны со мной, со сверстниками. И это очень радует, так как формируется привычка общаться на позитиве.
Как быстро договориться с непослушным ребёнком
Если ребёнок не слушается и спорит с вами по любому поводу, то стоит задуматься, о чём он нам сигнализирует таким неудобным способом? Его поведение свидетельствует о том, что базовые психологические потребности ребёнка не удовлетворяются, такие как:
Если ребёнку не хватает внимания, он будет привлекать его плохим поведением. Ребёнок рад даже негативному вниманию, без него он не может. Если родители активно реагируют на негативное поведение, то оно может закрепиться.
Если ребёнок не чувствует, что его мнение значимо; если родители не дают ему почувствовать себя компетентным, то он будет активно спорить по любому поводу, делать всё на зло. Ему не хватает вашего уважения. Дайте ему почувствовать значимость его личности, ему не нужно будет перечить вам.
Несколько советов, как выстроить гармоничные отношения с ребёнком. Потребность в позитивном внимании можно удовлетворить используя:
Ежедневно по 15–30 минут уделять ребёнку личное время. В это время вы не отвлекаетесь на гаджеты, на плиту, на других домочадцев, детей. Полностью включаетесь в общение с ним. Вы с ребёнком один на один. Нужно как-то назвать это время с ним сообща (наше «супер» время, наше секретное время и др.). Нужно сообщать ребёнку о том, что у вас есть 15–30 минут, и спросить, как ребёнок его хочет с вами провести. Не нужно учить чему-то ребёнка в это время. Если он уже играет, то спросите — можно присоединиться или понаблюдать. Если ребёнок не знает, чем заняться, предложите варианты. Не давайте критических замечаний. Ребёнку важно ваше внимание и важно чувствовать себя значимым. Если время закончилось, то мягко сообщите ребёнку, что он может присоединиться к вашим делам или продолжить играть.
Ребёнку важно получать внимание со знаком «+». Говорите ребёнку, что у него хорошо получается, важно ваше позитивное внимание, важна позитивная обратная связь. Например, «спасибо, что ты меня услышал; спасибо, что ты мне помог«. Не говорите формальных фраз: умница, молодец. Хвалите за конкретное действие и проговаривайте — какое. Ребёнку хочется вам нравиться. Не вешайте ярлыки на ребёнка. Не говорите оценочными прилагательными о всей его личности — «хороший», «умный» и т.д. Говорите о его действиях, как о хороших, так и о плохих в мягкой форме. Не говорите плохо о ребёнке вслух, это мнение закрепится, произойдёт «якорение». Не нужно впадать в крайность и говорить, что ребёнок самый-самый, иначе самооценка будет нереалистичная, и ребёнок будет всё время со всеми соревноваться.
Помните, ребёнок не робот, ему важно сотрудничество с вами. Нужно повышать его корзины внимания и личной силы ежедневно позитивными подкреплениями. А не подавлением и применением физической силы. В минуты непослушания не вините ребёнка, подумайте, что он хочет — внимания или самоутвердиться? Что я делаю не так? Вместо угроз, злости и шантажа подумать: может, ему что-то не хватает?
Игровые способы договориться с ребёнком, который хочет самоутвердиться
«Выбор без выбора» — очень хорошо помогает ребёнку почувствовать себя компетентным, что вы считаетесь с его мнением, вам важны его чувства и потребности. Вы этим способом намерено предлагаете два варианта совершения желаемого действия. Например, «Ты будешь спать на этой подушке или этой? Ты будешь укрываться этим одеялом или этим?».
Оба варианта, которые вы предлагаете, ведут его к выполнению того действия, которое нужно совершить, но с разными вариациями. Ребёнок выбирает наиболее понравившийся ему вариант, но в любом случае делает то, что нужно.
«Говорящие предметы» — применяется, когда ребёнок не хочет что-то делать, и это связанно с предметом. Нужно говорить заговорческим (изменённым) голосом или держать его впереди себя. Например, поговорите от имени зубной щетки. «Меня зовут так-то, я твоя зелёная щётка, и я хочу почистить твои зубки, я умею летать вот так и т.д. «. Ребёнок очень рад и с удовольствием соглашается выполнить желаемое действие.
«Ортодоксальный метод», или метод от противного. Например, вы налили компот, и ребёнок знает, что это для него. А вы с улыбкой говорите, что «сегодня я тебе компот пить не разрешаю». Ребёнок воспринимает это как игру и делает с улыбкой то, что вы ему предлагаете не делать.
Вам решать, кем вам быть для ребёнка — авторитетом, источником искренних добрых чувств или источником нотаций, подавления и критики.
Как быстро договориться с ребёнком
Если вашим детям от двух до семи лет это статья для вас.
— Ну сколько раз тебе можно об этом говорить?
— Мне уже надоело повторять одно и то же!
— Быстро делай, что тебе говорят!
— Я уже сто раз тебе сказала!
— Если не сделаешь, так, как я говорю,
то я …
Думаю, что каждой маме знакома такая ситуация, когда каждый день снова и снова ребёнок не хочет делать то, о чём вы его просите. У вас уже нет никаких сил повторять в двести пятый раз:
«Иди уже чисти зубы», «Одевайся быстрее», «Убирай игрушки», «Доедай кашу» и т.д…
Ребёнок как будто вас не воспринимает и не слышит. Вам это знакомо?
Когда ребёнок не слушается и капризничает, обычно родители раздражаются, повышают голос и пытаются заставить его слушаться. Это часто приводит к слезам и конфликтам.
Иногда вы думаете, что ребёнок просто издевается над вами. Приходится прикрикнуть на него как следует или пригрозить, чтобы он что-то начал делать, а то и шлёпнуть.
Но потом вы испытываете неприятное чувство вины и обещаете себе, что в следующие раз уж точно больше так делать не будете.
А потом всё повторяется опять…
Как «заезженная пластинка», вы повторяете много раз одни и те же фразы и предложения, которые уже давно потеряли свою эффективность и никак не действуют на ребёнка.
Как договориться с ребёнком
А всё дело в том, что мы говорим с ребёнком совершенно не на том языке! А дети прекрасно понимают шутливый, весёлый язык, полный юмора и фантазии, они любят дурачиться и играть.
В среднем ребёнок смеётся в течение дня… сколько вы думаете? Более 100 раз! (это было подсчитано детскими психологами).
Именно через мир игры, юмора и веселья мы можем без проблем договориться со своим ребёнком – ему в этом мире становится всё любопытно и интересно!
Кстати, а сколько раз в течение дня смеётся среднестатистический взрослый? Статистика очень грустная – менее 7 раз. И это в лучшем случае. А то и меньше…
Что же это за приёмы такие, игровые?
Сегодня расскажу вам про чудесные способы быстро договориться с ребёнком в разных ситуациях. Они подходят для детей дошкольного возраста, но и со школьниками можно иногда пошутить – они отлично реагируют на такие «приколы».
Ребёнка нужно стараться заинтересовать и создать для него игровую ситуацию. Чтобы выполнить задание было для него интересно или весело. И тогда он будет с большим удовольствием выполнять вашу просьбу.
Это, конечно, не значит, что всегда и везде вам теперь нужно будет придумывать что-то интересное. Но знание таких вот весёлых и креативных родительских приёмов очень сильно выручает во многих ситуациях.
Нужно придать заданию, которое вы даёте ребёнку, элемент игры. Показать, что вы с ним готовы фантазировать, придумывать что-нибудь на эту тему, шутить и смеяться. И тогда у ребёнка возникает живой интерес к действию и любопытство.
Вы даже представить себе не можете, как легко и просто ребёнок вдруг начнет делать то, что раньше он делал «с боем». Как по мановению волшебной палочки!
Родители, как правило, рассказывают об этом, как о каком-то чуде. Они не могут поверить своим глазам, когда ребёнок совершенно неожиданно принимается с удовольствием за те вещи, которые раньше делать не хотел либо делал очень медленно.
Таких способов и приёмов в арсенале всех родителей должно быть не менее десяти. На все случаи жизни. И тогда любые непростые ситуации с ребёнком вам будут нипочём. У меня есть целый саквояж родительских инструментов для того, чтобы быстро договориться с ребёнком без ссор и конфликтов.
Вот два примера такого игрового, весёлого подхода, который вы можете попробовать с ребёнком уже сегодня.
Способ 1: поговорите с ребёнком от имени предмета
Когда ваш ребёнок отказывается что-то делать и это связано с каким-то предметом, «оживите» этот предмет и поговорите с ребёнком от имени этого предмета. Как?
1. Познакомьтесь с ребёнком от имени предмета:
«Я – трусики, а зовут нас Малюсики, давай с тобой дружить».
2. Держите предмет перед собой.
3. Говорите немного изменённым голосом.
Пример 1: ребёнок не хочет мыться
«Привет! Я — Мочалка Маша. Давай с тобой дружить, а то мне одной скучно тут висеть. Можно я до тебя дотронусь? Можно я поглажу твою спинку…».
Пример 2: ребёнок не хочет надевать носки
Надеваете носки на руки: «Привет! Мы два носочка, два братца. Смотри, как мы умеем разговаривать. Давай напрыгнем на твои ножки! А потом вместе пойдём гулять…»
В это время шевелите пальчиками, имитируя «носочный» рот.
Пример 3: ребёнок не хочет чистить зубы
«Привет! Меня зовут Щетка-трещетка. Смотри, что я умею делать – кружиться в воздухе! А ещё я люблю приходить знакомиться с зубками. Тук-тук-тук, откройте ротик! Пустите меня подружиться с зубками!».
Сколько раз эта игра помогала закапать нос ребёнку (говорящая Волшебная Пипетка), принять микстуру (живая Чудо-Бутылочка), помыть голову шампунем (говорящий Шампунька), позволить себя намылить (живое Мыло Боря), пописать в горшок (говорящий Весёлый Горшок) и т.д.
Это настоящая палочка-выручалочка для родителей. Обязательно попробуйте и увидите сами.
Чтобы оживлять предметы, не нужны никакие актёрские способности. Просто расслабьтесь и разрешите себе немного подурачиться. Дети будут в восторге!
Способ 2: «А давай наперегонки!»
Например, ваш ребёнок медленно одевается. Предложите ему: «А давай, наперегонки! Я буду собирать сумку, а ты – одевайся, и посмотрим, кто быстрее! Думаю, что я выиграю!»
И сразу начинайте делать быстро то, о чём договорились соревноваться. Сопровождайте это словами: «Ой-ой, кажется, меня обгоняют… это как же это так быстро у тебя получается? Я же за тобой не поспею, ну ничего, всё равно сейчас тебя догоню!»
Как правило, ребёнок с улыбкой принимает вызов и вдруг начинает делать быстро то, что до этого делать не хотел или делал очень медленно. Что же произошло? А вот что: ему вдруг стало интересно, потому что вы внесли элемент игры, ему захотелось вас обыграть, показать свою сноровку, посоревноваться! И простая скучная рутина сразу превращается для ребёнка в забавную игру 🙂
Нужно ли говорить, что ребёнок обязательно должен выиграть в этом соревновании?
А вам следует обязательно удивиться: «Как же это так быстро он смог одеться!» (помыться, убрать за собой и т.д). Вам за ним просто было никак не угнаться! У него всё отлично получилось. Он победитель соревнования!
И вы будете теперь у него учиться такой невероятной скорости.
Обязательно испробуйте этот приём сразу же, как только возникнет необходимость побудить вашего ребёнка что-то сделать. Не нужно верить в этот приём, просто проверьте, как это работает. Вы будете приятно удивлены :))
P.S. Расскажите, пожалуйста, в комментариях ниже, какие рекомендации из этой статьи стали вам полезны.
Поделитесь статьей со своими друзьями, чтобы помочь им стать счастливее, нажав на кнопки соц. сетей.
Приглашаю вас пройти мой авторский бесплатный онлайн-класс «Воспитание без криков и наказаний», который поможет вам решить вопросы, связанные с непослушанием вашего ребёнка.
Как договориться с ребенком
Три коротких истории из моей практики, ничем вроде бы между собой не связанные.
История первая
Лерочка — умненькая, симпатичная, из хорошей семьи. Скоро Лерочке исполнится три года.
Родители и бабушки с дедушками просто в отчаянии. Вот уже полгода у Лерочки прогрессивно ухудшается поведение. А в последнее время девочка начала помаргивать глазами, писаться во время дневного и ночного сна два-три раза в неделю («сухой» период был больше года) и часто облизывать губы. В перинатальном и раннем анамнезе никаких проблем по части неврологии у девочки не отмечалось.
За последние два месяца посетили уже трех неврологов. Один прописал глицин и пантогам, другой порекомендовал знакомого остеопата, третий посоветовал попробовать гомеопатию. Попробовали все — изменений к лучшему не увидели. Кажется, становится только хуже.
Родители грамотные, читают психологические сайты в интернете и соответствующую, как им кажется, литературу. Вот их рассказ:
— Мы понимаем, что ребенок — личность. Стараемся не давить, все объяснять, договариваться. Но сейчас это все практически невозможно. Она орет и истерит по любому поводу и даже уже, кажется, без повода. «Надеть эту кофточку! Не буду эту кофточку! Не пойду в ботиночках! Пойду в ботиночках! Сама налью водичку! Ты мне налей! Уйди отсюда! Иди сюда!» Никакой последовательности в требованиях. Когда мы ей на это указываем, кричит: да, я плохая! В последнее время появилась даже аутоагрессия — несколько раз сама себя ударила, мы ужасно испугались.
Прошу родителей описать типичный вариант взаимодействия с ребенком, приводящий к конфликту.
— Вечер. Мы ей четко говорим: давай сейчас посмотрим два мультика и пойдем спать. Два (показываем пальцами, она умеет считать до десяти). Ты поняла? Хорошо? Она отвечает: поняла, хорошо, два, папа, включай. Включаем. Смотрит. Два мультика заканчиваются. Я подхожу, говорю спокойно: все, два мультика закончились, теперь, как мы с тобой договаривались, выключаем компьютер, моемся и спать. Она кричит: нет, еще! Я говорю: мы договаривались на два мультика. Два уже было. Крик, может что-нибудь кинуть, как-нибудь меня обозвать. Я пытаюсь переключить ее внимание, как психологи рекомендуют: давай ты сейчас успокоишься, я дам тебе книжку посмотреть, выпьем кефиру… Ничего не помогает, орет как резаная: мульти! Мульти! А потом уже просто: ааааа! Может валяться на полу. Объясняем подробно, на ее уровне: много мультиков для тебя вредно, глазки будут болеть, завтра рано вставать… Как об стенку горох. Пытались говорить с ней о чувствах, как написано в книжках — садиться на корточки на ее уровень, смотреть в глаза, говорить: ты сейчас очень расстроена и злишься… Продолжает орать, кажется, еще сильнее заходится.
— А как вы сами себя при этом чувствовали? Ну, объясняя про глазки или сидя на корточках перед истошно орущим ребенком?
— Честно? Да по-идиотски я себя чувствовала. Ну и беспомощность, конечно, еще страх. Что же это с ней такое происходит? Она чем-то больна?
История вторая
Виталик учится в третьем классе. Учится хорошо. Способный, любознательный, подвижный мальчик.
Мама на грани нервного истощения. А все из-за приготовления уроков.
— Понимаете, если бы не школа, у нас с сыном вообще никаких проблем не было: он ласковый мальчик, с ним интересно поговорить, всегда готов по хозяйству помочь, любит пылесосить. Но ведь нельзя же не учиться.
За два с половиной года школы мать с сыном перепробовали полдюжины методик: составляли расписание занятий и вешали его на стену, ставили будильник, заключали договор и подписывали его — ничего не помогает.
Виталик, по утверждению матери, сам все понимает и готов решать проблему. Но решить ее не получается. Как только дело доходит до приготовления уроков, алгоритм всегда один и тот же:
— Виталик, ты помнишь, как мы с тобой договаривались?
— Да, я поиграю в лего, а в четыре часа сажусь за уроки.
— Вот, уже четыре часа. Пора.
Через пятнадцать минут.
Через восемь повторений.
— Немедленно за уроки! Иначе я за себя не отвечаю!
— Ну почему обязательно надо уроки…
Со стороны раздраженной матери сыплются всем известные банальности: «Учеба — это твое дело! Я работаю, а ты должен…», «Человек без образования не может достичь…» и прочее.
Садится с кислой рожицей, и начинается: попить, пописать, я машинку из лего не убрал, собака уронит и сломает, я не понимаю, как это решить, скажи мне как, у меня не получается, мне надоело, не буду переписывать, Марья Петровна не говорила это правило повторять…
Кончается тоже одинаково: Виталик горько плачет, мать пьет на кухне валерьянку. Оба чувствуют, что ненавидят друг друга. Учитывая, что вообще-то они друг друга горячо любят, получается явный диссонанс.
История третья
Мирославу 13, он занимается в аэроклубе и хочет стать летчиком.
— Да к вам, наверное, сейчас все с этим приходят. Компьютерная зависимость, ага. Мы ему не запрещали этого никогда, чтобы прямо взять и провода отрезать или там телефон разбить. Нам кажется, это глупо, в нынешнее-то время. Я же сама из дома без смартфона не выхожу, чего же от него требовать? Но надо же границы понимать. Любая самая лучшая вещь хороша в меру. Большой ведь уже парень, должен своей головой думать. Причем, когда мы с ним разговариваем, он вроде все понимает, сам говорит: «Я когда долго в эту игру играю, делаюсь как зомби какой-то. И голова такая, как будто из поролона сделана. А вот тут я ролики в ютубе смотрел, так сам удивился — посмотрел потом на часы, а уже два часа прошло, я и не заметил, они как будто провалились куда-то…» Ну вот же — все понимаешь, так сделай выводы и организуй себе все по-умному, чтобы и учеба, и общение, и увлечения всякие, а когда и поиграть можно, и «Вконтакте» посидеть… Мы с ним так договорились: сделал уроки и полтора часа играй, пожалуйста. И перед сном еще полчаса с друзьями поболтать. А в выходные и в каникулы и больше, конечно, можно.
Но что получается? Я ночью в туалет встаю, а у него экран светится. А утром встать не может, с отцом, который его будит, скандалит, в школу опаздывает и на первом уроке засыпает. Я говорю: мы же с тобой по-хорошему договаривались, где твоя ответственность? А он: вы меня никогда не понимаете, вам вообще на меня наплевать!
Мы с отцом прямо обомлели. У него вообще с головой все в порядке — такие выводы делать?!
У важаемые читатели, остановитесь здесь на минутку и попробуйте сообразить, что общего в этих историях? Разные семьи, разные проблемы, дети разного возраста. Где сходство?
Общее слово — «договоримся». И еще одно общее — родительское вранье. Где же оно? Думаю, далеко не все его разглядели. Давайте посмотрим.
Родители почти всегда врут, когда говорят, что «договариваются» с ребенком. И чем меньше ребенок, тем масштабнее это вранье.
Родители Лерочки изначально ведут себя так, как будто трехлетняя девочка может что-то решать: «Давай мы с тобой… Хорошо?» Это иллюзия. На самом деле ничего она решать не может, и это папа, а вовсе не они вместе, решил, что мультфильмов будет два, а не один и не пять. Но потом все подается так, что это их совместное решение и ответственность тоже общая. Раз можно, Лерочка пытается «сама решать» абсолютно все. У нее, конечно, ничего не получается. Но про «договор» продолжают говорить. Лерочка чувствует в этой постоянной родительской позиции какую-то нестыковку — и протестует против нечестно и неэффективно возлагаемой на нее ответственности, чем дальше, тем сильнее, вплоть до истощения адаптационных механизмов и появления невротических симптомов.
То же происходит в истории с Виталиком: мама считает, что она с ним «договаривается». Да ничего подобного! Виталик — не трехлетняя Лерочка, здесь уже действительно возможно две позиции: 1) уроки — это твоя ответственность, как сделаешь, так и будет. Но тогда мать совершенно свободна от темы «усаживания за уроки и контролирования, чтоб сидел». Хвалит за пятерки, ругает за двойки и помогает решить задачу, если ее попросят. 2) Твои уроки — это моя зона ответственности. Мы ни о чем не договариваемся. Я решила, что в четыре ты сядешь, я сяду рядом и буду контролировать, чтоб тебя «не унесло». Четыре пробило — пошли.
Выбирает родитель, но Виталик имеет право знать, в какое именно обустройство ситуации он попал, и уже в зависимости от этого будет использовать имеющиеся у него резервы концентрации и прочего.
В случае Мирослава — та же ситуация: «Мы с ним договорились!» Хотя родители просто проинформировали сына, как им хотелось бы обустроить его взаимодействие с виртуальным миром (совершенно, кстати, разумное желание — и по форме, и по содержанию). Но ответственность за исполнение их хотения они возложили на самого Мирослава, а потом еще и предъявляют ему претензии в «нарушении договора», которого, в сущности, никогда не было. Подростки особенно чутко улавливают подобные «нестыковки», всегда истолковывают их в свою пользу и начинают чувствовать себя хронически обиженными.
Что же делать? Перестать «договариваться».
Лерочкины родители сменили форму императивного общения с дочкой с «давай вот так… Хорошо?» на «сейчас будет вот что…» — и все невротические симптомы ушли в течение месяца.
Мать Виталика так устала от их ежедневной корриды, что решила рискнуть и выбрала первый вариант с уроками. Первым ее порывом было «договориться» с Виталиком, но я напомнила ей о сути проблемы, она засмеялась, приняла решение и сказала о нем Виталику. Тот сначала не поверил: «Все равно будет говорить: давай за уроки!» Потом занервничал: «А я сам справлюсь?» — и получил уверения в том, что по его запросу любая помощь в приготовлении уроков будет оказана. Тогда он приободрился и почти с воодушевлением принял новый порядок своей жизни.
Через месяц успеваемость существенно ухудшилась. Честолюбивый Виталик сказал: мам, что-то троек многовато, может, назад вернем? Мать сказала: слушай, я уже не могу, у меня только-только экзема на руках утихла… Виталик вздохнул и продолжал попытки. К прежнему уровню оценки уже не вернулись, хотя и стали получше, чем в переходный период, но атмосфера в семье улучшилась кардинально.
Родители Мирослава не согласились «отпустить ситуацию». По их мнению, интернет слишком похож на всякие другие штуки, которые вызывают зависимость, поэтому для детей его надо контролировать. Так и сказали Мирославу: договариваться больше не будем, а пока можем, будем контролировать. Теперь в 11 часов вечера телефон Мирослава перекочевывает в родительскую спальню и возвращается утром, когда все расходятся по делам. Мирослав ворчит, что ни у кого из его приятелей такие драконовские меры в семье не принимаются, но недавно признался, что наконец-то стал высыпаться и теперь уже не чувствует себя «вареным» в школе и на тренировках.