Как правильно детство отрочество юность
Детство, отрочество, юность: этапы взросления. Что такое отрочество?
В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.
Детство
Отрочество
Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.
Юность
После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.
Годы взросления
Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:
Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.
Вместо заключения
Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.
Отрочество—юность (adolescence)
О.—ю. — период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года, однако его точные временные границы зависят от таких разнотипных факторов, как окружающая культура и биолог. развитие. Этот переход связан с изменениями в биолог., когнитивном и соц. развитии.
Хотя начало научного изучения О.—ю. обычно датируется временем публикации известного труда С. Холла, эмпирические исслед., сконцентрированные на этом периоде развития, существенно отстали по количеству и качеству работ от сравнимых исслед. детей и детства. Центры по изучению развития ребенка, программы подготовки дипломированных специалистов в области детского развития и соотв. научные журналы превосходят численно аналогичные формы работы, направленные на улучшение наших знаний о подростках — юношах и девушках.
Несмотря на однозначность пубертатных изменений (скачок роста, изменения половых признаков и уровней выделения гормонов), они подготавливаются постепенно. Указать точно, когда индивидуум вступает в период О. — ю. и когда выходит из него, отнюдь не так легко, как может показаться. Однако в настоящее время пубертат, по-видимому, наступает все же раньше, чем в прошлые десятилетия, и это связано, вероятно, с улучшившимся здоровьем и питанием. Такая отрасль знания, как генетика поведения, начинает приносить пользу в объяснении таких изменений.
Подростки претерпевают не только биолог. изменения; они испытывают не менее существенные когнитивные перемены. Большинство исследователей сходятся в том, что наступление О. — ю. еще нельзя считать сигналом появления полностью сформировавшегося мышления на уровне формальных операций. Согласно альтернативной т. зр., выраженной в модели ветвления (branch model), осн. (доминирующая) линия подросткового мышления яв-ся по характеру формально-операциональной (более абстрактной и организованной по сравнению с конкретно-операциональной), но при этом вполне возможно существование дополнительных, обходных путей мышления. Еще одна теорет. позиция предлагает выделять в формально-операциональном мышлении раннюю и позднюю стадии. Многочисленные приложения теории Пиаже к обучению подростков опирались на предположение о том, что большинство подростков мыслят на уровне конкретных операций и, следовательно, их следует обучать менее абстрактными, более конкретными способами.
Соц. переходы юношей и девушек собирают в фокусе такие разнородные сферы личности, как идентичность, независимость, половые роли, моральные устои и нравственные ценности, достижения. Вероятно, конструкт идентичности более, чем любой другой, интуитивно охватывает ряд самых важных изменений, происходящих в период О.—ю.
Исследователей всегда интересовали два типа окружения, оказывающих наибольшее влияние на развитие в О. — ю.: сверстники и родители. Одно недавно проведенное исслед. свидетельствует о том, что добровольное подчинение антисоциальным сверстникам достигает пика примерно в IX классе, а к XII классу конфликт между нормами родителей и сверстников становится менее выраженным. Хотя авторитарная дисциплина, по-видимому, подавляет развитие независимости в О.—ю., а демократический стиль родительского поведения, напротив, способствует ее развитию, исследователи могли бы уделить больше внимания таким понятиям, как «реципрокная социализация» и «синхрония—асинхрония». Последнее понятие, суть к-рого в том, что компетентные родители придерживаются порядка в проявлении инициативы и лидерства, кажется особенно существенным для успешного выполнения родительских функций в течение О. — ю.
Нек-рые теоретики и исследователи считают, что несоразмерно много внимания уделялось проблемам и отклонениям в период О.—ю., тогда как большинство юношей и девушек даже в т. н. «бунтарские» времена конца 1960-х гг., рационально и законопослушно продвигаются в направлении зрелой взрослости.
Хотя в любой период времени довольно легко впасть в стереотипизацию подростков, нек-рые ист. перемены, видимо, действительно имели место. Конгер указывает на неск. таких перемен: а) что касается половых ролей, теперь больше матерей, к-рые работают и зарабатывают деньги, служат ролевыми моделями, и больше девочек-подростков воспитывается в андрогинном, а не в традиционно феминном духе; б) значительно больше подростков растут в семьях, где мать работает, а тж в семьях, разрушенных разводом; в) по-видимому, происходит более тонкое изменение, к-рое трудно определить точно, но лучше всего можно охарактеризовать как возросший интерес к себе.
См. также Развитие в отрочестве-юности, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни
Отрочество
Подро́сток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).
См. также
Ссылки
Жизнь человека (онтогенез)
0—2 дня
и до рождения
после рождения
(С 3 лет — начало боязни темноты,
До 3—4 лет — выработка
социоадаптационных рефлексов
(испражнения),
В 3 года — самоосознавание,
До 5—6 лет — импритинг,
непроизвольное запоминание)
(окончание боязни темноты)
полового созревания)
способностей к продолжению рода
продолжению рода
(рекорд — к 122 годам)
Полезное
Смотреть что такое «Отрочество» в других словарях:
отрочество — отрочество, а … Русский орфографический словарь
отрочество — См. юность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отрочество детство, юность; возраст, малолетство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ОТРОЧЕСТВО — ОТРОЧЕСТВО, а, ср. Возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте. | прил. отроческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОТРОЧЕСТВО — англ. adolescence;;нем. Pubertat. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
отрочество — отроческий, отрочество (неправильно отроческий, отрочество) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Отрочество — (ст.слав. – отросток) – период детства, охватывающий возрастной этап от семи до пятнадцати лет. Мальчика в этом возрасте называют отроком, в старославянском смысле работником, слугой, рабом. Девицу этого возраста называют отроковицей. По нашей… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
отрочество — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
отрочество — переходный возраст между детством и юностью. см. пубертат. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
19. Возрастные особенности человека
Психолог: Человеческую жизнь можно сравнить с длинной дорогой. Когда человек молод, она кажется ему бесконечной, он живёт с ощущением, что у него ещё всё впереди и в его распоряжении много времени. Так много, что порой он даже не знает, как его использовать и чем заполнить. На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, человек оглядывается назад и видит, что годы пролетели, словно один миг. Он сознаёт, что время нельзя было растрачивать по пустякам в ущерб тому, что было задумано, о чём мечталось. Подробнее о возрастных особенностях человека расскажет мой друг Врач.
Врач: Возраст – это один из периодов, этапов или циклов развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается изменениями в организме, в умственном развитии человека, а также в самом его отношении к окружающим людям и миру в целом.
Считается, что человек от рождения до смерти проходит через пять основных возрастных этапов, пять эпох своей жизни: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Давайте поговорим о каждом из них.
Что такого особенного в детстве?
Врач: Детство это самый активный, самый многообразный период в жизни человека. За 11-12 лет он проходит огромный путь от новорождённого до подростка. Казалось бы, ребёнок первого года жизни только спит, ест и плачет, совершает лишь неловкие попытки перемещаться в пространстве, управляться с предметами, вступать в общение. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришёл. В детстве важно всё: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – любовь. Если малыш лишается ласки матери, у него развивается глубокая психическая и физическая отсталость.
Детство можно разделить на несколько периодов?
Врач: Совершенно верно. Сделав первые шаги, ребёнок тем самым вступает в период раннего детства – от года до трёх. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими фундаментальными и принципиально новыми для него способностями, как ходьба, речь и мышление.
Возраст от трёх до шести лет принято называть дошкольным детством. Ребёнок быстро расширяет собственные возможности: сам ест и одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать и резать ножницами. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Психологи доказали, что подобные действия напрямую связаны с развитием мозга.
Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Если этот переход совершился успешно, то от 7 до 11-12 лет развитие ребёнка протекает плавно, без каких-либо особых проблем. Отношения с папой и мамой, оставаясь по-прежнему значимыми, всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то рисованием, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях.
2. Этот трудный переходный возраст
А что особенного в отрочестве?
Врач: Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок – примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Этот процесс сопряжён не только с радостями, но и с трудностями. В период самого бурного роста мальчики прибавляют в год от 7 до 12 см. Девочки вырастают на 6-11 см в год. Внутренние органы, не поспевающие за ростом тела, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей и излишним весом. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяются неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно он не привык к новым границам своего тела.
Почему подростковый возраст называют «трудным»?
Ну, как здесь не сорваться!
3. Юность и зрелость
Подростковые проблемы со временем проходят?
Врач: К 16 годам в основном завершается ускоренный рост организма, улучшаются самочувствие и внешность. Наступает пора юности. Ребёнок окончательно превращается во взрослого. Исследования показывают, что существенной разницы между мышлением юноши и взрослого человека нет. Расцвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают. Юноша уже, как правило, знает, что ему нужно, и может управлять собой. Меняется отношение к учёбе: она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов. Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». Сами обстоятельства жизни заставляют совершать серьёзный выбор: профессии, круга общения, стиля поведения, а возможно, и спутника жизни. Постепенно налаживаются отношения со старшими. Пережив острое разочарование в подростковом возрасте, человек в юности начинает по-новому относиться к родителям и учителям.
Чем зрелость отличается от юности?
Врач: Взрослостью или зрелостью принято называть длительный этап между юностью и старением, примерно с 25 до 60-65 лет. Положение в обществе взрослых людей более высокое, чем у молодых. И это, в общем, справедливо: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек – это состоявшаяся личность со своим багажом знаний и умений. Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное – нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом спокойно относятся к жизни, принимая её такой, какая она есть.
Старость у всех разная!
Врач: Верно. Люди по-разному проживают детство, юность, зрелые годы, но, пожалуй, никогда эта разница так не бросается в глаза, как на склоне дней. Кто-то и в 70, и в 80 лет полон бодрости, планов, идей, к нему тянутся окружающие, его мнением дорожат. Другой в том же возрасте лишь «доживает», целиком поглощённый своими болезнями и сожалениями об ушедшей молодости, а постоянное брюзжание и манера всех поучать способны вызвать раздражение даже у близких.
Чем вызвана такая разница?
Врач: Считают, что самоощущение человека в старости во многом зависит от оценки им пройденного пути: испытывает ли он в итоге удовлетворение от сделанного и происшедшего или отчаяние, вызванное осознанием, что всё было не так, а теперь ничего не изменишь.
Самое тяжёлое в старости – это утратить смысл существования. Главные жизненные задачи выполнены, от человека уже никто ничего не ждёт, и сам себя он порой начинает воспринимать ненужным, случайно забытым обломком прошлого. Для стариков в полный рост становится вопрос о приближения смерти. Необходимо выработать своё отношение к ней.
Да, старость – непростой возраст!
Врач: Но вместе с тем это вершина жизни, точка максимального накопления опыта, знаний, мудрости. Пора максимальной свободы от обязательств и суеты. Знаменитый английский писатель Бернард Шоу, который прожил 94 года и до самой смерти сохранял удивительную работоспособность, бодрость и чувство юмора, в беседе о старости подчеркнул: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума».
Почему люди старятся и умирают?
Врач: Знаменитый римский комедиограф Публий Теренций объявил старость болезнью. Многие из современных учёных согласны с ним. Они считают, что возрастные изменения – результат повреждений, накапливающихся на различных уровнях организма. Упрощенно говоря, мельчайшие частицы, из которых состоит клетка, в процессе своей жизни неизбежно получают повреждения, «портятся». С такими клетками вступают в борьбу защитные системы организма. Но в них тоже накапливаются испорченные молекулы. В результате с возрастом значительно снижается способность исправлять повреждения, возникающие внутри организма. Какая-то из очередных «поломок» убивает человека…
Но есть и другая точка зрения?
Душа! Её Детство, отрочество, юность, зрелость, старость…
Каждый из нас, Душ-аналогов, впервые проявляется в Материи Физического Плана Земли, как фрагментированное Сознание, сначала в качестве “молодой” Души, больше всего заботящейся не о других людях или собственной эволюции, а лишь о самой себе и занятой, в основном, уроками приспособления и выживания в новых для неё условиях существования, связанных с амбициями, новыми структурами и успехом.
Временные границы отрочества в Библии разнообразны
Если обратиться к Священному Писанию и определить возрастные рамки отрочества, можно пронаблюдать такую картину:
«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме;
Иисус Христос в возрасте 12 лет.
«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее»
Отроку Измаилу было 16 лет
«Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее»
«И приказ царь Иоаву и Авессе и Еффею, говоря: сберегите мне отрока Авесалома»;
« и ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего, но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа…»
И того больше – 25-30 лет.
Иосифу было 17 лет, когда его братья продали в рабство в Египет.
«Иосиф, семнадцати лет, пас скот отца своего вместе с братьями своими, будучи отроком…»
Поэтому сколько лет длиться отроческий период зависит от эпохи и культурной среды разных народов. Исторические перемены и социальное развитие, влияют на психологическое стороны человека.
Усвоение обрядовой жизни деревни[править]
В течение всего отроческого периода проводилось также постепенное включение подростков в обрядовую жизнь деревни. Дети «кормили» блином Коляду в ночь под Рождество, «кликали Мороз», чтобы он «не бил наш овес», в понедельник сыропустной недели встречали «широкую, веселую боярыню масленицу», а в Егорьев день обегали стадо с веткой вербы, чтобы коровы каждый вечер возвращались с пастбища домой. Дети участвовали также в обрядах, совершавшихся для предотвращения стихийных бедствий: засух, долгих проливных дождей, града, тяжелых туманов, весенних заморозков, пожаров. Они выходили на улицу и, обращаясь к природным стихиям, пели песенки-заклички. Дети были главными участниками обходов дворов в праздничные дни (в Рождество, Васильев день, Средокрестие, Пасху) с поздравлениями и с пожеланиями счастья и благополучия. Благодарные взрослые дарили им печенье-«козульки», пироги, крашеные яйца. Считалось, что детские пожелания добра и счастья обладают большей силой и будут скорее услышаны Богом, чем слова взрослых людей.
Переход подростков в возрастную группу парней и девушек в древности отмечали специальными обрядами. В XIX в. они уже носили пережиточный характер и бытовали на ограниченной территории. В некоторых южнорусских деревнях, например, с наступлением у девочки первых месячных родители приглашали в дом родственниц. После обеда, который готовила сама девочка, ей полагалось показать родне свое умение прясть, ткать, шить, вышивать. В Рязанской губернии девочку в первую после наступления менструации Пасху водили по селу, предлагая всем встречным мужчинам: «Надо ли вам?» В Тульской губернии/де-вочек, вступающих в брачный возраст, выставляли в Пасху или Успение на всеобщее обозрение на сельской площади. Девушкам-«первогодкам» полагалось звонить в Пасху в колокола, оповещая всех о своей готовности к браку. Переход мальчика в следующий возрастной период отмечали скромнее. С началом первых поллюций в дом созывали родственников-мужчин, которым парнишонок демонстрировал свое умение запрячь лошадь, наколоть дрова, знание ремесел, и если получал одобрение собравшихся гостей, то считался взрослым человеком, готовым к браку. После этого все садились за праздничный стол.
Цифра семь в Священном Писании символизируется с завершенностью и совершенством
Сотворение мира происходило в течение шести дней.
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои…и почил…»
«И благословил Бог седьмой день, и освятил его
Седьмой день недели посвящен Богу и считается праздником. Каждый седьмой год не ведутся полевые работы, земля должна оставаться в состоянии покоя.
В Апокалипсисе – Книге Нового Завета – число семь употребляется несколько раз: 7 духов Божьих, 7 звезд, 7 труб и чаш гнева, 7 церквей, светильников и печатей и т.д.
Семисвечник – особый подсвечник для семи свечей или лампад, представляющий дары Святого Духа через семь таинств Церкви.
Светильник (менора) до 800-х годов использовался христианами наравне с Крестом.
Семь Еффеских отроков
В III веке во времена гонения на христиан, император Деций издал приказ, для всех жителей города, о принесении жертв языческим богам. Семь мальчиков, находящихся на военном службе отказались выполнить повеление императора, оставаясь верными Христу.
Через 200 лет парней нашли спящими. Очнувшись от сна, они не могли понять, в каком веке живут.
Святых отроков в давних редакциях называли молодыми воинами. В дальнейшем, их на иконах изображали детьми.
Епископ Феодор в то время распространял новую ересь: об отрицании воскресения мертвых. Когда Епископ осознал, что стал очевидцем великого чуда, отроки уснули смертным сном.
Отрочество — это какой период жизни в православии
В церкви принято считать возраст отрока или с 7-ми до 14 лет. (По византийскому праву до12 лет). В отроческий период человечек начинает осознавать, что он личность и осмысленно относиться к своим поступкам.
Древнегреческая медицина сделала серьезное наблюдение. Согласно этой теории каждые семь лет организм человека обновлялся как с физической, так и с нравственной стороны. Таким образом, не трудно догадаться со скольки лет начиналась юридическая ответственность.
Семилетний ребенок по-новому воспринимает церковную жизнь, где учат духовной борьбе.
С этого возраста начинается новый промежуток жизни. Ребенок идет в школу. Делает первые шаги в осмысленную жизнь. Мир приобретает для него новые краски. Он чувствует себя взрослым и способным нести личную ответственность.
возраст Церковного совершеннолетия
С 14-ти лет наступает Церковное совершеннолетие, начинается юность (до 21 года). Здесь уже свои особенности и требования к жизни.
Трудовое воспитание детей[править]
Русские дети в поле. Знакомство с землёй.
Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, так как мужская работа требовала большего физического напряжения. Парнишонок полностью осваивал всю мужскую работу лишь к семнадцати-восемнадцати годам. В семь-во-семь лет отец приучал своего сына ездить верхом на лошади, управлять конской запряжкой, гонять лошадь на водопой, начинал передавать ему азы ремесленного мастерства. В воспоминаниях уроженца алтайской деревни, отец которого занимался санным ремеслом, говорится: «Когда мне было около семи лет, я начал по-детски помогать отцу в его работе, делал зарубки на доске для заднего украшения саней и заячьей лапой мазал ворванью по дереву, чтобы придать ему желтоватый оттенок» (цит. по: Ми-ненко 1991, 111). В девять-десять лет мальчик-подросток летом помогал отцу в полевых работах: возил на поля навоз, разбрасывал его по пашне, участвовал в бороновании поля, подавал снопы в овин, иногда молотил рожь или пшеницу специально изготовленным по его росту цепом. В местностях, где были распространены лесные промыслы, а также промысловые охота и рыболовство, мальчики снабжали мужчин, находившихся далеко от деревни, всеми необходимыми припасами. Кроме того, они сами участвовали, объединяясь в небольшие артели, в ловле рыбы на дальних речках, в охоте на сусликов, колонков, кротов.
Зимой десятилетний мальчик ездил с отцом в лес за дровами, помогал их пилить, колоть, складывать в поленницы, плел лапти, сидя в теплой избе на мужском месте у двери. Тринадцатилетнего мальчика отец приучал к пахоте. Подростку оставляли небольшой участок земли, давали соху или плуг, а потом проверяли качество работы. В это же время мальчик уже брал в руки косу. Ему позволяли косить около дома, на задворках деревни. Он получал возможность работать на хороших лугах вместе со взрослыми мужчинами только в семнадцать лет. Косьба была работой, требующей большой физической силы, выносливости и ловкости, т. е. качеств, которыми не мог обладать тринадцатилетний подросток. В шестнадцать-семнадцать лет мальчик-подросток приобретал навыки почти во всех мужских крестьянских работах, за исключением сева. Сев, как самая трудная и ответственная работа, осваивался обычно в восемнадцать лет. Параллельно с этим шло и обучение мальчиков ремеслам. Оно проходило, как правило, в зимнее время в течение двух-трех лет под руководством мастера. Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе. Родители старались поддержать в ребенке это желание, дать ему дело, которое он мог бы выполнить хорошо, позволить ему заработать деньги, хоть и небольшие, своим трудом. Они считали важным, чтобы ребенок видел, что его работа нужна семье. Благодаря такому воспитанию дети не представляли себе, что можно не работать, не помогать отцу или матери. В детской среде было позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, что он «только и может гонять бабки».
Трудовое воспитание детей шло параллельно с воспитанием в них качеств, необходимых, по мнению крестьян, человеку для достойной жизни. Среди них на первом месте стояла любовь к «отчине». Понятие «отчина» было достаточно широким. Оно включало прежде всего родительский дом и родную деревню, любовь к которым старались привить ребенку с самого раннего детства. Считалось, что человек может быть счастлив только на своей земле, где жили и умерли его деды и прадеды. Детям внушали, что «родимая сторона — мать, а чужая — мачеха», «плоха та птица, которая свое гнездо не любит». Кроме того, «отчина» — это и вся «Земля Святорусская, Мать Рассея», которую также надо любить, гордиться ее героическим прошлым, сочувствовать ее бедам, защищать от вражеского нашествия. Русские люди старались воспитать своих детей почтительными к отцу и матери, а также к старшим по возрасту. Желание жить по собственному разумению, отказ «своему отцу покоритися и матери поклонити-ся», обиды, нанесенные старикам, рассматривались народной педагогикой как поступки, влекущие за собой несчастья. Подростков старались научить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим, умению прощать грехи ближним своим. Крестьяне воспитывали в детях чувство собственного достоинства, учили их «хранить честь смолоду». Понятие чести всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга и исполнением взятых на себя обязательств. Жизнь семьи, деревни давала детям множество образцов для подражания. Большую роль в воспитании детей играли исторические предания, легенды, песни, сказки, бывальщины, которые рассказывали старые люди долгими зимними вечерами. В этих рассказах прошлое русского народа оценивалось как героическое, враги всегда изгонялись с родной земли, почтительный сын получал награду, вежливой, работящей девушке доставался хороший жених, человек, нагрубивший старику, терпел неудачу, а извинившись, получал награду.
Согласно христианской антропологии ребенок участвует в таинстве исповеди с семи лет
Часто родители задаются вопросом: с какого возраста исповедуются дети. Многие думают, если раньше начнет он делать, тем лучше. Таинство исповеди рассматривают как воспитательный процесс.
Однако в Православной Церкви не практикуется исповедь младенцев. Потому что в раннем возрасте ребенок не может отличить, «что такое хорошо, что такое плохо». Понятие греха и, тем более, борьба с ним в сознании младенца еще не проявилось.
Поэтому ответственность за отрицательное поведение малыша, лежит на его родителях. Они должны выступать, в каком-то смысле, духовниками своего чада: учить, подсказывать, жалеть или наказывать.
По мере взросления он все более постигает устои морали.
Со скольки лет нужно начинать исповедоваться, зависит от того, насколько в нем проснулись нравственные критерии.
Главное правило – «не навреди»
Дети по внутреннему и внешнему развитию очень отличаются. Поэтому, установление рубежа ответственности – это не требование, а скорее традиция в Православии.
Исповедь для подростка, в некоторой степени, будет стрессом. Есть риск того, что отрок или отроковица, не понимая суть происходящего, могут замкнуться в себе. Преждевременная исповедь может повлечь к формальному перечислению грехов без работы над собой.
Некоторые приходы самостоятельно решают до какого возраста допускать детей к Причастию без исповеди. Семилетний рубеж — это условное ограничение.
Физические изменения и половое созревание
В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я»[2].
Младенчество – ранний период жизни самого интенсивного развития
По церковному обычаю, ребенок считается младенцем до 7-ми лет. В детстве человек движим интуитивными потребностями, изучает окружающий мир, усваивает поведение в обществе. Так заложено природой человека, что младенец не может правильно оценить свое нравственное поведение. И до скольки лет не нужна исповедь, зависит от воспитательного процесса и психологии ребенка.
В миру понятие детство делиться на: младенчество (1 года), раннее детство (от 1 года до 3-х лет), дошкольный возраст (от 3-х до 6-7 лет)
Юность
После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.
Подавать записки в храме можно только за крещенных людей
При написаниях записок и поминовения для детей используют понятия: младенец и отрок. Например: «мл.Максима» и «отр.Сергия»
Для поминовении на проскомидии или молебне, идет уточнение – за болящего, путешествующего и т.п.
Если забыли дописать «мл.» или «отр.» к имени, это не означает, что молитва не будет услышана Богом. Но в некоторых случаях необходима сугубая молитва о человеке. Например, за усопшего младенца поминовение отличается от поминовения взрослого. Каждая конкретная ситуация рассматривается индивидуально. Многое зависит от практики прихода.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение