Как правильно держать успенский пост
Успенский пост 2022
Успенский пост — летний многодневный пост, установленный в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Это самый короткий пост. Он длится две недели (14 дней). Ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 августа.
Народное название Успенского поста – «Спасовка». На период этого поста приходится два праздника – Происхождение честных древ Животворящего Креста (14августа) и Преображение Господне (19 августа), которые именуются медовым и яблочным Спасами.
Календарь Успенского поста 2022
Суть Успенского Поста
Успенский пост передует празднику Успения Пресвятой Богородицы. Его суть – подготовить себя к этому торжеству. Во время поста люди соблюдают воздержание от некоторых видов пищи, ограничивают себя в досуге и повседневных делах. Посвящая себя посту, молитве и покаянью, человек подражает образу жизни Божьей Матери и просит ее заступничества. Это позволяет достичь духовной и телесной чистоты, чтобы в таком состоянии встретить один из двенадцати главных Православных праздников – Успение.
История Успенского поста
Об Успенском посте было известно еще с V века, когда существовало по одному посту на каждый период года. Он приходился на конец августа, однако считался осенним. Изначально он был предназначен для людей, которые не могли поститься в Великий пост. Тогда они держали воздержание, начиная с воскресенья через неделю после Троицы до Успения. На рубеже X и XI веков этот период сократили до праздника апостолов Петра и Павла. Окончательно двухнедельный Успенский пост был утвержден в 1166 году на Константинопольском Соборе.
Правила поведения и традиции Успенского поста
Успенский пост подразумевает ограничение в некоторых видах пищи, что способствует самовоспитанию и развитию силы воли. Кроме этого, пост включает ограничения в повседневной деятельности, которые могут навредить духовной чистоте и привести в состояние греховности. В первую очередь необходимо обратить внимание на взаимоотношения с членами семьи и окружающими людьми. Пост – это лучшее время покаяться в своих поступках и примириться с теми, с кем были в ссоре.
Соблюдение Успенского поста требует воздержания от:
Что можно есть в Успенский пост: правила питания
Согласно церковному Уставу, Успенский пост по своей строгости приравнивается к Великому. В этот период нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца. Основу постного стола составляют блюда из картофеля, грибов, овощи, фрукты, ягоды, орехи.
Во время этого поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед), во вторник и четверг разрешается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом, также допускается вино.
В церковный праздник Преображение Господне (19 августа) можно кушать рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает) и выпить немного вина.
Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма.
В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Людям, которые имеют хронические заболевания, следует предварительно проконсультироваться у лечащего врача, чтобы предотвратить возможные риски для организма.
Для некоторых категорий лиц допускается послабление поста: военнослужащие, учащиеся и люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических ограничений. Детей лучше не ограничивать в мясной и молочной пищи. Для них можно ввести другие ограничения по питанию. Например, давать меньше сладостей.
Как подготовиться и плавно войти в пост
Успенский пост является самым коротким постом. Он длится две недели, однако по своей строгости приравнивается к Великому посту. Он приходится на конец лета, когда на столах в изобилии присутствуют орехи, овощи, фрукты, зелень. Это позволит питаться разнообразно, вкусно, получая при этом необходимые витамины и питательные элементы в полном объеме. Успенский пост не требует тщательной подготовки, однако для людей, которые постятся впервые или тяжело переносят гастрономические ограничения, лучше придерживаться некоторых правил:
Кому разрешается не соблюдать пост
По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями.
Вопрос недели: как провести Успенский пост
Подходит к концу лето. Для кого-то это пора отдыха (в разгаре летние отпуска), для кого-то – время страды (уборка урожая, заготовки на зиму), для школьников и их родителей – суетливая подготовка к новому учебному году.
И как венец лета, приходит Успенский пост.
– Все-таки Успенский пост, хотя и приходится на две последние недели августа, это возможность осознанно подготовиться ко дню Успения Пресвятой Богородицы, а не венец лета.
Для человека смена сезона вряд ли имеет такое значение, как, например, для медведя. Медведь на зиму впадает в спячку, а летом набирается витаминов и микроэлементов, чтобы пережить эту спячку. В современном мире подходящее для вас место для отпуска можно найти вне зависимости от времени года.
Так что ваш вопрос скорее затрагивает тему жизненных приоритетов.
Честным будет признать, что мой взгляд на эту тему специфический, монашеский. Если к годам в постриге добавить семинарские годы (а семинарская жизнь в начале девяностых строилась по монастырским образцам), получится, что большую часть из своих 41 года я живу по монашескому уставу. И, значит, с точки зрения мирянина пощусь круглый год и практически ежедневно участвую в богослужениях.
Для монаха устав, по которому живет наша Церковь, совершенно родной и естественный, потому что это устав изначально монастырский, определяющий строй жизни в монастыре – от хода и продолжительности богослужений до правил трапезы. Эта особенность Типикона служит сегодня поводом для многочисленных умозаключений о необходимости оставить Иерусалимский устав только монахам, а для приходов и прихожан разработать другой. Но это уже совершенно отдельная тема.
Повторюсь, для монаха, во всяком случае для монаха, живущего в монастыре, многодневные посты – это не что-то чрезвычайное, а просто усиление ограничений в трапезе, большая сосредоточенность на молитве.
Если для человека жизнь, поступки определяются верой, он не будет испытывать дискомфорта от поста
Что касается мирян, мне труднее говорить. Но все-таки, имея большой круг общения, замечаю, что внешнее соблюдение правил поста непосредственно зависит от внутреннего устроения, от строя духовной жизни. Если для человека церковная жизнь заканчивается на венчании, крещении детей, отпевании родных и близких, он скорее всего будет воспринимать Церковь как комбинат ритуальных услуг, и поэтому церковные правила и нормы он будет воспринимать как искусственные и ничем не обоснованные ограничения.
С таким подходом приходится сталкиваться при организации катехизических бесед, когда восприемник искренне не понимает, зачем ему учить какие-то молитвы и читать какие-то книжки, когда он просто хочет стать участником красивой церемонии.
Для таких людей, конечно, отказ на две недели от пищи животного происхождения не очень понятен.
И напротив того, если для человека жизнь, поступки определяются верой, он не будет испытывать дискомфорта от поста.
– Лучше всего провести оставшиеся летние недели дома, готовясь к новому учебному году, к новым подвигам. Для этого необходимо хорошенько собраться. Мудро, что существует этот пост накануне нового учебного года. Это время, когда христианин подводит итоги, анализирует, что он успел сделать, а что нет.
Успенский пост – это период сбора урожая и активной заготовки продуктов и других необходимых припасов на зиму. Благо, что есть такое время, и его необходимо использовать максимально правильно и с пользой.
Тем христианам, которые отправились в отпуск на это время, могу посоветовать только одно – в следующем году планируйте отдых раньше, до наступления Успенского поста. Лучше подготовиться к новым подвигам, к учебному году, к зиме.
Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий:
– Прочитав вопрос, сначала изнемог от недоумения, размышляя, что посоветовать. Одному приятно одно, другому другое. Пустота заполнила все горизонты мысли, и возникло желание отказаться от ответа.
На следующий день, после службы в церкви, подумалось, что остаток лета нужно воспринимать не как часть времени, а как дверь в вечность. Каждый отрезок времени хранит в себе тайну. Он одновременно открывает нам дверь или в вечное блаженство, или в вечную муку. То, что является целью всей жизни, это же самое должно быть целью и каждой частички жизни. Если же нет цели, то, как говорил Сенека: «Никакой ветер нам не будет попутным!»
Что нам дает дело всей жизни, к тому должно приближать и каждое отдельное дело
Что же делать конкретно, сказать сложно. Это, с одной стороны, очень индивидуально, по талантам каждого, а с другой стороны, один из древних отцов говорил: «Не все ли дела равны?» С человеческой точки зрения не менее сложный вопрос: как правильно есть? Но ответ нужно искать не от себя, а от Бога. Отцы говорят, что если ты встал с трапезы, и хочется молиться, то ты покушал правильно. Подобно и блаженный Августин отвечает: «Люби и делай что хочешь». И преподобный Серафим Саровский предостерегает, что всякое дело, не Христа ради делаемое, не спасительно. Значит, не только в значении времени, но и в делательном смысле, что нам дает дело всей жизни, к тому должно приближать и каждое отдельное дело.
Бог есть Любовь. Все заповеди Его можно собрать в две: о любви к Богу и любви к ближнему. Для научения этому Бог в Эдеме насадил рай, а на земле две школы любви: семью и монастырь. В раю Адам должен был рай распространить на весь Эдем, а Эдем – на всю землю. На земле человек, научившись любить родных, должен распространить свою любовь сначала на ближних, а затем на дальних, начиная с врагов. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел на землю, это дело и совершил. Показав образ любви, отдав себя на распятие для искупления грехов распинателей. В семье мы должны научиться любить невесту, потом жену, потом жену в беременности, жену с детьми и далее жену в старости. На каждой ступеньке мы должны расширить своё сердце, чтобы оно могло вместить Божию заповедь о любви всё в новых и новых горизонтах. Также мы должны научиться любить учение, труд, Родину, скорби и еще раз врагов. И когда мы полюбим всё, ничто не сможет нас вышибить из седла. Ничто не сможет нас похитить из власти заповеди: «Радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Мы, по слову святителя Иоанна Златоуста, «будем иметь радость при отсутствии источников радости». Здесь радость труда, понуждения и жертвенной любви, а там радость благодарения перейдет в вечное блаженство со святыми и ангелами.
Свет Христовой любви да просветит нас, как открыть дверь, в которую Христос будет стучаться к нам в сердце, в каждый дарованный нам день спасения остатка времени благоприятного, лета Господня!
Ограничения обычного порядка жизни в пост должны ощущать и наши дети
– Хочу адресовать свои пожелания прежде всего родителям и детям. Лето – это время некоего расслабления, нарушения привычного ритма жизни, распорядка дня и занятий. Пост – это время ограничений, добровольных ограничений ради Господа. Для детей вполне допустимы послабления в пище, но в смысле ограничения обычного порядка жизни пост должен ощущаться и нашими детьми. И им надо обязательно об этом говорить: наши дети на многое способны ради Христа.
Очень важно, чтобы в период поста родители помогли своим чадам подготовиться к новому учебному году.
В этом смысле хорошо бы начать ложиться спать и вставать в одно и то же время, близкое ко времени подъема в учебный год. Возможно, стоит освежить в памяти знания прошедшего учебного года. Самое время ограничить пребывание за компьютерами и иными «пожирателями времени».
Ну и, конечно, ритм жизни духовной в случае его летнего нарушения также должен быть восстановлен. Молитвенное правило и более частое посещение храма должны снова вернуться в жизнь, благо Успенский пост богат на особые торжественные дни богослужений.
Говоря о том, как должна меняться жизнь детей, призываю родителей показывать пример, а не просто директивно воспитывать своих чад. Только совместно проходя подвиг поста, мы сможем передать нашим детям опыт жизни духовной.
Всем помощи Божией. Постимся постом приятным.
Надо хранить то, что содержится в церковном предании, а не заменять христианство антиаскетическим гуманизмом
– Надо проводить пост соответственно уставу Церкви, а не временам года. Разве устав может быть изменен? К сожалению, многие из современных христиан стремятся создать комфортное христианство, где борьба с грехом и страстями, живущими в каждом человеке, была бы сведена к минимуму. По моему убеждению, надо хранить то, что содержится в церковном предании, а не заменять христианство антиаскетическим гуманизмом.
Но наслаждаться природой, во-первых, нужно уметь, а во-вторых, иметь для этого время. Человек, замотанный в суету, трясущийся в транспорте, мучительно думающий о проблемах, склонен не особо отличать июль от августа. И таких людей большинство. Зимой и летом у них есть асфальт, бетон и выхлопные газы, а кроме этого даже не знаю, что у них еще есть. Разве что вечно звонящий мобильник.
Но счастлив, кто имеет кусочек земли с крышей над головой вдали от города, на природе. Счастлив тот, кто ходит босиком по росе и собирает ягоду со своих кустов. Если при этом он почитывает Псалтирь или размышляет над Евангелием, то он уже не счастлив, а блажен. Но и тот, кто собирает детей в школу, тоже счастлив. Не потому, что наслаждается покоем (какой покой при словах «школа» и «дети»!). Счастлив потому, что инвестирует в будущее и не даром живет. Тратит силы, время и деньги не на себя, любимого, а на плод чрева своего, что есть первый шаг в сторону прочь от разъедающего эгоизма.
Пусть каждый будет в эти дни в храме
Но над всем сим – великий праздник Преображения и умилительный праздник Успения, которыми венчается лето. Пусть каждый выучит наизусть тропарь и кондак обоих праздников. Пусть каждый поймет, что значит «На горе преобразился еси…» и «В молитвах неусыпающую Богородицу…» Пусть каждый будет в эти дни в храме – и с вечера накануне, и с утра на Литургии. Тогда лето у него закончится хорошо, независимо от того, есть ли у него дача, есть ли у него дети и переходят ли эти дети в очередной класс.
– Святой Симеон Солунский пишет: «Некоторые, впрочем, говорят, что Успенский пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».
Итак, изначально – освящение Богом урожая этого года. Ведь сколь ни совершенствуй технологии, как ни придумывай различные пищевые заменители и добавки, если Господь не благословит произрасти и не освятит плоды, Им данные, то вкушать нам нечего будет.
Это факт всем понятный.
Затем ходатайствуем пред Пречистой, чтобы уговорила Она Сына Своего нас помиловать.
Почему именно в эти дни? Так ведь зима впереди. В дни холода и замирания природы одной шубой и печкой не обойдешься. Потрудиться надобно, чтобы не дуло, не мочило и не замерзало.
В государственных и светских организациях мероприятия к грядущей зиме еще весной разрабатывают, чтобы после счета осенних цыплят авралы не устраивать. Да вот беда: как ни планируй, без очередных ежегодных «катаклизмов» не обходится. Человек же духовный, православным себя определяющий, прекрасно понимает, что без Бога зиму можно и не пережить. Обращаться же к Нему в дни скоромного отдохновения толком не выходит.
Так что Успенский пост – мудрое установление. Рискну даже добавить к словам святительским народное определение: «Успение – ума прозрение».
Для священника же после празднования трех праздников Спаса и Богородичного Торжества детские глазенки на молебнах пред началом учебного года о многом говорят и искренне молиться невольно заставляют.
Грех тогда начинается, когда за суетой развлечений забывается, что уже настали дни, когда слово «надо» превышает глагол «хочу»
Нет беды поправлять свое здоровье и сил набираться на отдыхе или на курорте в дни Успенского поста. Грех тогда начинается, когда за суетой удовольствий, неги и развлечений забывается, что уже настали дни, когда слово «надо» превышает глагол «хочу».
Золотая осень лишь для тех «отговорит березовым веселым языком», кто стрекозу крыловскую, которая «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», помнит.
Так что Успенский пост хоть и древнее установление, но всегда актуален и вполне современен.
Работай себе и молись – что может быть лучше?! Работа помогает не отвлекаться на суетные и пустые разговоры
У вас выпал отпуск на это время? Проведите его в памяти о Боге
А всего-то и нужно – настроиться со всей решимостью проводить пост как подобает. Не страшиться его строгости, а полюбить и принять ее, обратиться к Богу за помощью – и мы увидим, насколько пост на самом деле радостен! У вас выпал отпуск на это время? – Прекрасно! Проведите его не в безумной гульбе, а в памяти о Боге, в благоговейном сосредоточении и в разумном воздержании; свободное время заполните чтением святых книг и размышлением о прочитанном; наслаждаясь красотой природы, восполните свои переживания молитвой; в общении с близкими будьте сознательно снисходительны, терпеливы и благожелательны – вот и будет вам пост. Даже если вы в столовой вынуждены будете есть что-то скоромное – соблюдите меру воздержания: не упивайтесь спиртным, не чревоугодничайте, а, может быть, можно будет избрать и постное меню – смотря по обстоятельствам. Если же нет – пусть это будет поводом укорить себя лишний раз: почему не подумал заранее о том, что грядет строгий пост? почему не позаботился о том, чтобы попоститься как следует? Вот ешь теперь и укоряй себя, неразумного(ную), потому что в самоукорении и сокрушении сердечном состоит во многом цель поста. Отцы святые говорят: «Лучше немощная совесть, нежели тщеславная добродетель». Лишь бы мы эти слова не использовали для оправдания своей беспечности.
Из любых ситуаций можно извлечь пользу. Было бы желание! Вы отправились в путешествие? Чудесно! А есть ли там храм? Есть. Так найдите время посетить его, скажем, в воскресный день, может быть всей семьей, побудьте на службе не десять минут, а от начала и до конца, вкусите сладость полноты богослужения! Разве это не прекрасно? Разве это не отдых и отрада для души?
Словом, всё дело в расположении сердца, в вере и благой решимости. И если расположение души согласно с установлением Церкви – такое сочетание и согласие принесет только пользу, причем пользу, бесконечно превосходящую всё то, что может доставить нам вся индустрия «отдыха и развлечений». Да поможет нам Господь извлечь из грядущего поста тот благословенный нектар радости, который так необходим омраченной страстями, уставшей от греховной жизни душе.
Успенский пост: смысл, традиции, сроки
14 августа, начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский)
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвы, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.
В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.»
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.