Как правильно держать смычок виолончели
3 секрета о постановке правой руки на виолончели.
В продолжении предыдущего поста и по многочисленным просьбам поделюсь с Вами тремя “секретиками” из собственного опыта.
Начинать постановку правой руки на смычок нужно сначала без смычка! 😀 Рука должна быть совершенно свободная и расслабленная. Преподнимаем предплечье, достигая прямого угла с плечом. Кисть свисает вниз с прямыми пальцами. Расстояние между пальцами должно быть приблизительно размером с палец. Но! У каждого человека это расстояние своё! Не нужно искусственно увеличивать или уменьшать его. Это приведёт к зажиму и напряжению руки.
Итак, секрет первый – расстояние между пальцами у каждого человека своё, индивидуальное. А также оно может быть разным между разными пальцами. Например: второй палец находится ближе к первому или ближе ко второму. Главное сохранить естественное расположение пальцев, к которому мы привыкли.
Поехали дальше.
Берём смычок левой рукой, а правую “надеваем” сверху на колодку смычка. Большой палец ставим правым боком между колодкой и и кожаным покрытием. Другие пальцы ложатся сверху на трость.
Итак, секрет второй – пальцы остаются прямыми. Конечно, не нужно вытягивать их силой в прямую линию, но и округлять тоже не следует. И уж точно, нельзя подгибать ногтевые фаланги пальцев под смычок. Некую округлость пальцы приобретают в процессе движения смычка по струне и при смене направления смычка.
Ну, и третий секрет о местоположении большого пальца по отношению к другим четырём. При постановке руки на смычок большой палец находится за тростью, а другие – перед тростью. Если мы уберём смычок, не меняя положения руки, то большой палец должен “выглядывать” между первым и вторым. Я объясняю это своим ученикам шутливой ассоциацией – когда мы держим смычок правильно, то из пальцев у нас получается “фига”! 😝
Есть ещё много “секретиков” на эту тему. Можем продолжить в следующий раз. Пишите, кому интересно. Но я также знаю пословицу “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Кому трудно было понять, что я имела ввиду, давайте встретимся лично или онлайн и проведём мастер класс или обмен опытом.
Что Вы думаете?
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 16
Урок 5 (постановка правой руки)
Трость смычка держится правой рукой между большим пальцем и другими четырьмя пальцами. Конец большого пальца лежит в углу, образуемом колодкой и тростью. Напротив большого пальца, но немного правее находится средний палец, концом своим слегка касающийся у металлической пластинки. Безымянный и маленький пальцы естественно располагаются на колодке рядом со средним пальцем. Указательный палец сгибом верхнего сустава лежит на трости смычка в незначительном расстоянии от среднего пальца.
От нажима указательного пальца на трость смычка зависит сила, благодаря чему меняется положение этого пальца,- при сильном нажиме он глубже охватывает трость — вплоть до сгиба второго сустава — и при этом соответствующим образом удаляется от среднего пальца.
Подготовительные упражнения для правой руки.
1. Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном, свободном охвате пальцами колодочки и трости, затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработке у начинающего навыка свободного держания смычка выработке ощущения ненапряженного, но в то же время плотного охвата колодочки и трости.
2. Ученик сам устанавливает (придерживая трость левой рукой) смычок на струну Ре (или Соль) средней частью, нижней частью, затем концом и сам удерживает его так, чтобы колодочка оставалась свободной’ выполнять следует упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки.
Положение смычка на струне.
Смычком играют на той части струны, которая свободно простирается над декой (от под ставки до конца грифа). Усиление и ослабление звука, а также различные звуковые нюансы, необходимые для выразительной игры, зависят от того, где ведется смычок: ближе к грифу или ближе к подставке. Начинающий, который пока еще может не заботиться об этих средствах выразительности, должен стараться извлекать все время звук равномерный в отношении силы, для этого он должен постоянно вести, смычок на одном и том же месте струны Это место находится приблизительно в четырех сантиметрах от подставки; играющий должен старатьея вести смычок на этом месте всегда параллельно подставке.
В этом и состоит наибольшая трудность при ведении смычка, так как здесь необходимы комбинации движений верхней и нижней частей руки, главным же образом, движения кисти.Если взять правой рукой смычок так, как это было указано, наложить его поверхностью волоса на струну у колодки и, сохраняя неподвижность суставов предплечья и кисти, вести его по струне в направлении от колодки к концу (смычком вниз, что обозначается знаком П, поставленным над нотой), то смычок описал бы круг. Чем ближе к концу, тем больше смычок своим концом поворачивался бы вниз, т. е. к подставке; наоборот, при игре от конца к колодке (смычком вверх, что обозначается знаком V, поставленным над нотой), смычок своим концом поворачивался бы к грифу. Следовательно, смычок беспрестанно менял бы свое место на струне и двигался бы не параллельно подставке; таким образом, не были бы соблюдены условия, необходимые для воспроизведения равномерного звука.
Движения смычка регулируются при помощи кисти: если сгибать кисть влево, конец смычка идет кверху — к грифу; следовательно, это движение кисти надо применять, чтобы вновь поднять конец смычка, идущий вниз при игре смычком вниз; наоборот, если сгибать кисть вправо, конец смычка, идущий кверху при игре смычком вверх, вновь идет вниз.
Поэтому, когда смычок находится у к о лодки, кисть должна сгибаться больше вправо, чтобы иметь возможность во время игры смычком вниз сгибаться влево; наоборот, когда смычок находится у конца, кисть должна сгибаться влево, чтобы она во время игры смычком вверх могла бы выполнить движение вправо?
Во время игры серединой смычка верхняя часть руки, которую не следует держать слишком высоко, остается неподвижной; только у колодки и у конца, где движения нижней части руки являются недостаточными, верхняя часть руки принимает участие в движении смычка. Главное, движение смычка по струне совершается при помощи нижней части руки, причем, как уже сказано выше, направление регулируется кистью. При небольших движениях смычка на струне и нижняя часть руки остается почти неподвижной, — действует одна, только кисть.
Переход смычка с одной струны на другую также совершается кистью. Незначительным вращением кисти вправо смычок от более высокой струны переходит на более низкую; наоборот, переход смычка от более низкой струны к более высокой совершается при помощи вращения кисти влево. Следует различать сгибание вправо от вращения вправо: в первом случае кисть остается в той же горизонтальной плоскости; во втором случае — плоскость опускается вправо.
На начальном этапе ученику необходимо работать над правильной постановкой правой руки, путем ведения смычка по открытым струнам. Сначала по струнам Ре и Соль, затем по До и Ля. Во время выполнения этого упражнения, следует обращать внимание на положение кисти на смычке, на наклон смычка относительно струнам (90 градусов), направление смычка.
После того, как будут усвоены эти навыки, можно соединять руки, играя одновременно правой и левой руками.
Как правильно держать смычок виолончели
Работа с начинающими в классе виолончели
Педагог специального класса не только обучает своих учеников игре на инструменте, на него так же возлагается большая и ответственная музыкальная и общевоспитательная работа. Задача педагога заключается в развитии у ученика музыкального слуха, ритма, чувства выразительной фразировки, в воспитании художественного представления о характере и стиле изучаемых произведений. Важно научить учащегося сосредоточиться на поставленной задаче, слушать себя во время игры (контролировать качество звука, точность интонации, устранять излишнее напряжение в процессе игры). Особенно велика роль педагога по специальности в период начального обучения, когда закладываются основы музыкально-художественных представлений и исполнительского мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен понимать детские интересы, уметь правильно выявить индивидуальные особенности и возможности ученика. Занятия в начале обучения следует начать со знакомства с инструментом, рассказа о его истории, строении. После этого нужно оценить физические возможности учащегося для подбора правильного размера инструмента, смычка, высоты стула и шпиля. Затем, собственно, начинается период освоения постановки за инструментом.
Она включает в себя:
— посадку и положение инструмента
— постановку правой руки: способ ведения и держания смычка
-постановку левой руки: расположение пальцев на грифе и положение руки во время игры.
Эти различные стороны постановки в процессе игры неразрывно связаны, но для большей ясности они должны быть рассмотрены с учеником каждый последовательно и в отдельности.
ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ. СПОСОБ ДЕРЖАНИЯ СМЫЧКА.
В практике применяются различные способы держания смычка, но при любом способе следует держать смычок без напряжения и вместе с тем достаточно «цепко» и прочно. «Классический способ»: пальцы слегка согнуты, средний палец концом своим касается волос у самого металлического ободка колодочки; указательный палец располагается на трости в месте сгиба первой и второй фаланг. Обычно указательный палец немного отодвигается от других, что облегчает нажим на смычок; безымянный палец и мизинец свободно располагаются на колодочке, помогая удерживать смычок (главным образом при игре нижней частью смычка). В процессе игры положение пальцев несколько меняется в зависимости от используемой части смычка. Держание смычка определяется так же индивидуальным сложением кисти и пальцев. Способ держания смычка должен способствовать правильному, свободному его ведению и, в конечном счете, достижению высококачественного звука.
Ведение смычка. Правильное ведение смычка в соответствии с общими условиями звукоизвлечения может быть достигнуто лишь согласованными движениями всех частей руки. А движения руки зависят от используемой части смычка и характера штрихов. От колодочки до середины ведение смычка осуществляется в основном всей рукой, от середины до конца – главным образом движением предплечья. Кисть и пальцы, выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными. Некоторые короткие штрихи (например, спиккато) исполняются главным образом кистью. Извлечение ровного звука требует в процессе ведения смычка неодинаковых усилий. Так, при игре пиано у колодочки приходится удерживать смычок «на весу», в середине вести без нажима, у конца – с небольшим нажимом. При игре форте нижней частью смычка рука заметно упирается на струну, а в средней и особенно в верхней частях смычка требуется значительный нажим. Опора руки сосредотачивается при этом главным образом на указательном и большом пальцах. Смычок обычно ведется с небольшим наклоном волоса в сторону грифа. Для ровности звука этот наклон не должен заметно меняться на протяжении всей длины смычка. Вести смычок следует под прямым углом.
ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ.
Постановка левой руки должна содействовать точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу. Для получения более мягкого звука следует ставить палец на струну не слишком близко от ногтя для этого пальцы не должны быть излишне согнутыми. Мизинец, как более короткий палец, приходится немного вытягивать. Для точного интонирования полутонов при игре в позициях нижнего регистра приходится несколько раздвигать пальцы – это нужно осуществлять без излишнего напряжения. Так же положение пальцев зависит от исполнительской задачи, в кантилене, при игре вибрато, пальцы устанавливаются на струну более плоско, что способствует достижению мягкости звука.
Положение локтя меняется в зависимости от высоты позиции. При игре в первой позиции локоть находиться в более низком положении, чем в высоких позициях. Для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать локоть в некотором среднем положении. Рука должна всегда удерживаться на весу, а пальцы как бы опираться о гриф при нажиме на струны. Кисть руки обычно находиться приблизительно на линии предплечья, бес заметного изгибы в суставе.
ПРАВИЛА УСТАНОВКИ ПАЛЬЦЕВ:
1. При нажиме струны её нельзя оттягивать в сторону от грифа.
2. Пальцы должны опускаться на струну активно отчетливо, но без излишне сильного удара; нажим струны должен быть достаточным для полного прижатия её к грифу и для получения чистого ясного звука.
3. При поднятии всех пальцев нужно следить за тем, что бы рука не сдвинулась с занимаемой позиции, а пальцы не отклонялись влево от грифа и оставались над струной.
4. Во время игры пальцы необходимо ставить прямо или с небольшим наклоном в сторону порожка.
5. Пальцы следует округло, не допуская прогибов (прогибания суставов).
6. Для получения мягкого звука следует нажимать струну более мясистой частью пальца (подушечкой).
7. Большой палец должен легко касаться шейки грифа.
8. Руку необходимо удерживать «на весу».
2.Педагог поддерживает смычок в воздухе за колодочку левой рукой, а правой помогает ученику легко скользить пальцами по трости. Пальцы ученика должны находиться в естественном, свободном состоянии, приблизительно в том положении, как на колодочке смычка при его ведении.
4.Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном свободном охвате колодочки и трости; затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработки у начинающего навыка свободного держания смычка.
5.Педагог устанавливает смычок на струну РЕ и СОЛЬ у колодочки, в средней части и у конца смычка, а сам удерживает его так, что бы колодочка оставалась свободной; ученик выполняет упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки. Затем ученик сам выполняет это упражнение, держа трость левой рукой.
Упр.1. Выполнять каждый день, не меньше минуты и без чрезмерных усилий:
-1 палец оттянуть, держа 2,3 и 4 вместе
-1 и 2 вместе, оттянуть их от 3 и 4, соединенных вместе
-4 палец оттянуть от 3, 2 и 1,сложенных вместе.
Упр.2. Положить пальцы левой руки на край стола так, чтобы вторые суставы касались ребра доски. Прогнуть запястье и опустить локоть, т.е. как бы «повесить» свободную руку на пальцах. Затем, опираясь весом руки на подушечку какого-либо пальца, как бы «вытащить», подтянуть этим пальцем, постепенно закругляя его, всю руку, локоть, выровнять запястье и привести ее в то положение, в котором обычно при игре находится рука пианиста (выполнять приблизительно 1-2 минуты, способствует укреплению мышц пальцев).
Работа над постановкой – одна из очень важных задач на всех этапах начального обучения. С первого урока надо приучать учащихся правильно устанавливать виолончель, сохраняя непринужденную посадку; без напряжения держать и вести смычок, извлекая звук хорошего качества.
Когда ученик достаточно прочно усвоит способ ведения смычка и навыки игры раздельными смычками, следует перейти к изучению legato и простейших сочетаний равномерных, а затем и неравномерных штрихов (четвертями). Уже в 1 полугодии ученик должен освоить в элементарном виде приемы левой руки, при игре в 1 позиции. Далее учащемуся необходимо начать изучение способов перехода смычком со струны на струну. С понятливым учеником во 2-м полугодии можно начать изучение 4-й позиции и начать изучение приемов смены позиций.
Основным учебным материалом первого года обучения служат небольшие упражнения (для укрепления правильной постановки правой и левой рук, посадки) и некоторые однооктавные гаммы (например, соль, до и ре мажор). Для заинтересовывания ученика и для разнообразия репертуара, нужно включать в него небольшие и несложные попевки, песенки, пьесы. За 1 полугодие рекомендуется пройти 3-5 пьес.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бирина « Особенности начального обучения игре на виолончели». Москва 1988 год.
2.Сапожников «Основы методики обучения игре на виолончели». Москва 1967 год.
3.Беккер «Техника и искусство игры на виолончели». Москва 1978 год.
Игра на виолончели выполняется сидя с опорой на пол. Кончики пальцев левой руки останавливают струны на грифе, чтобы определить высоту ноты. Правая рука щипает или сгибает струны, чтобы звучать ноты.
Содержание
Положение тела
Левая рука
Кончики пальцев левой руки останавливают струны по их длине, определяя высоту звука каждой ноты. Остановка струны ближе к бриджу приводит к более высокому звуку, потому что длина вибрирующей струны была короче. в шея положения (в которых используется чуть меньше половины грифа, ближайшая к верхней части инструмента), большой палец лежит на задней части шеи; в положение большого пальца (общее название нот на остальной части грифа) большой палец обычно лежит рядом с пальцами на струне, а сторона большого пальца используется для воспроизведения нот. Пальцы обычно изогнуты, каждый сустав согнут, кончики пальцев соприкасаются со струной. Если палец требуется на двух (или более) струнах одновременно, чтобы сыграть идеальные квинты (с двойными остановками или аккордами), он используется плоско. При более медленной или более выразительной игре точка контакта может немного отодвигаться от ногтя к подушечке пальца, обеспечивая более полное вибрато.
Вибрато
Гармоники
Гармоники игра на виолончели делится на два класса; натуральный и искусственный.
Естественный
Естественные гармоники создаются легким касанием (но не нажатием) струны пальцем в определенных местах, а затем поклоном (или, реже, ощипыванием) струны. Например, середина струны создаст гармонику, которая на одну октаву выше открытой (открытой) струны. Естественные гармоники создают только ноты, которые являются частью гармонический ряд на определенной строке.
Искусственный / остановленный
Искусственные гармоники (также называемые ложными гармониками или остановившимися гармониками), в которых игрок полностью вдавливает струну одним пальцем, слегка касаясь той же струны другим пальцем, могут воспроизводить любую ноту выше средней С. Они обычно появляются с касательной нотой в идеальном состоянии. четвертый выше остановил запись, который производит звук на две октавы выше остановленной ноты, хотя доступны и другие интервалы.
Глиссандо
Правосторонняя техника
В игре на виолончели смычок очень похож на дыхание духовой инструмент игрок. [ нужна цитата ] Возможно, это главный фактор, определяющий выразительность игры. [ нужна цитата ] Лук делится на три независимых части: руку, предплечье и кисть. Для расслабленной игры и прямого поклона требуется гибкость во всех трех частях. Правая рука держит смычок и контролирует продолжительность и характер нот. Смычок натягивается на струны примерно на полпути между концом гриф и мост в направлении, перпендикулярном струнам и параллельном мосту. Смычок держится всеми пятью пальцами правой руки, большой палец напротив пальцев и ближе к телу виолончелиста. Форма руки должна напоминать ее расслабленное состояние, все пальцы согнуты, включая большой. Запястье слегка наклонялось к струнам при создании смычка, сохраняя смычок прямым при движении. Передача веса от руки к луку происходит через пронация (вращение внутрь) предплечья, которое толкает указательный палец и, в меньшей степени, средний палец на лук. Необходимая противодействующая сила обеспечивается большим пальцем. Два других пальца используются в разной степени для поддержания угла наклона смычка к тетиве и имеют решающее значение для управления смычком, когда он не натянут. [ нужна цитата ] (Смотрите также Spiccato).
Гибкость запястья необходима при изменении направления лука с наклона на низ и наоборот. Для очень быстрых движений лука запястье используется для горизонтального движения лука. Для более длинных гребков используется рука, а также запястье. [ нужна цитата ]
Тональность и громкость звука зависят от сочетания нескольких факторов. Три наиболее важных из них: скорость лука, нагрузка на тетиву и точка контакта волоса лука со тетивой. Чем ближе к бриджу натянута струна, тем более выступающий и яркий тон, причем крайний (Sul Ponticello) с металлическим мерцающим звуком. Если кланяться ближе к грифу (суль-тасто), воспроизводимый звук будет мягче, мягче и менее четким, чего часто учат избегать новичков. [ нужна цитата ]
Поклон
Легато
Стаккато
Spiccato
В быстром темпстановится трудно использовать смычок для извлечения звука из струны для каждой ноты, и возникает необходимость вместо этого ударять по струне волоском смычка, сохраняя при этом некоторое горизонтальное движение смычком, чтобы четко сыграть каждую ноту. Играть Spiccato, смычком нужно управлять запястьем и пальцами, а не всей рукой, как при игре на легато. В результате смычок отскакивает от струны, создавая четкий перкуссионный звук, позволяющий слышать каждую ноту даже в быстрых пассажах.
Sautillé
Sautillé это техника, используемая для смычка нот в оптимистичном темпе, который недостаточно быстр, чтобы требовать спиккато. Когда темпи становится слишком быстрым для контролируемого дэташе, возникает необходимость, чтобы лук слегка отскакивал от тетивы с помощью запястья, подобно спиккато. Однако, когда темпи недостаточно быстрые для полностью разделенного, четкого звучания спиккато, ноты остаются слегка связанными, создавая чистящий или скребущий звук, возникающий в результате удара сотилле.
Суль понтичелло и суль тасто
Col legno
Игрок, использующий Col legno Техника натирает струны древесиной смычка, а не волосами. Есть две формы, Col legno Battuto и Col legno tratto. Col legno battuto исполняется как перкуссионная техника без выдержки звука. Гораздо менее распространенной альтернативой является Col legno tratto, в котором древесина натягивается на тетиву, как волосы при обычном ударе лука.
Con sord и senza sord
Другие техники
Пиццикато
В пиццикато при игре струна перебирается пальцами или большим пальцем, а не смычком. Пиццикато часто сокращенно называют «Пицца». Положение руки немного над доской для пальцев и в стороне от мостика. Обычно это делается правой рукой, тогда как смычок удерживается от струн остальной рукой или (для расширенных пассажей) опускается. Можно играть на одной струне пиццикато, или могут быть воспроизведены двойные, тройные или четверные остановки. Иногда игрок должен натянуть одну струну правой рукой и одновременно дернуть другой левой или даже, возможно, сыграть обеими руками одновременно. Это отмечено знаком «+» над примечанием. Также возможно наигрывание аккордов в гитарной манере.
Двойные остановки
Различия в стилях
Виолончель славится своим мелодичным глубоким тембром. Это один из важнейших инструментов в симфоническом оркестре, камерной музыке и даже в сольном исполнении. У разных игроков в разных странах свой стиль игры. Обычно то, как виолончелисты интерпретируют звук, и даже то, как виолончелисты используют аппликатуру, зависит от их собственной музыкальной культуры в их странах. [ нужна цитата ]
Французский стиль
Французская школа имела многовековое влияние, которое продолжается и сегодня. Французскую игру часто думают с точки зрения изысканности, утонченности и элегантности. Однако в 18 веке в Северной Европе виолончель все еще считалась скромным и рудиментарным инструментом по сравнению с виолой да гамба. Французская школа виолончели эволюционировала благодаря изысканной игре Мартин Берто (около 1700–1771 гг.). Несмотря на то, что он держал лук изнутри гамба, его мягкий тон и глубина выражения сильно повлияли на его учеников. Жан-Пьер Дюпор, Тильер и Жан Батист Купи. Берто разработал удобную систему аппликатуры, включающую использование большого пальца и вводящую использование как естественных, так и искусственных гармоник, что было довольно необычно для виолончели того времени. Он думал, что игра на виолончели должна имитировать игру на скрипке, где каждый палец играет полтона или полутона. [7]
Немецкий стиль
Русский стиль
Русская школа развивалась немного позже, чем их французские и немецкие коллеги, с некоторым влиянием немецкой школы. Первым известным человеком, который организовал его стиль игры, был виолончелист. Карл Давыдов. Он получил инструкции от Фридрих Грюцмахер в Лейпциге, что дало ему прочную основу для дальнейшего развития своей техники. В то время как немецкие школы уделяют больше внимания технике левой руки, Давыдов также внес свой вклад в технику лука. Он ввел более свободный захват лука, и особенно расслабленное запястье, где указательный палец использовался для контроля давления. [10]