Как правильно держать руль при вождении
Как нужно держать руль во время управления автомобилем
Что главное во время управления транспортным средством? Это, конечно же, безопасность. От того, как водитель сидит в кресле и управляется с рулевым колесом, зависит скорость реакции на изменение дорожно-транспортной обстановки и, соответственно, безопасность как самого водителя, так и других участников дорожного движения. Поэтому очень важно знать, как правильно держать руль при вождении, и постоянно применять эти навыки на практике.
В этой статье вы найдёте исчерпывающую информацию о том, как сидеть за рулём автомобиля и обращаться с рулевым колесом, чтобы управлять автомобилем эффективно, не прилагая чрезмерных усилий. Возможно, вы в некоторой степени будете разочарованы, узнав, что до этого момента принимали неправильную позу в кресле машины или руки на руле держали не так, как надо. Но мы рекомендуем ознакомиться с приведённой ниже информацией — так вы сможете усовершенствовать свои навыки вождения, даже если являетесь опытным автолюбителем.
Сегодня мы поговорим о правильных посадке и хвате руля
Как нужно держать рулевое колесо
Правильному хвату руля как одной из основ безопасного вождения каждого будущего водителя обучают ещё в автошколе. Несмотря на все полученные знания, автолюбители, и даже профессионалы, со временем вырабатывают собственные привычки, которые формируют индивидуальный, наиболее удобный стиль. Но это вовсе не значит, что какая-то своя манера хвата руля обеспечит свободное и своевременное маневрирование во время управления машиной.
От того, какой хват руля использует водитель, зависит его способность с минимальными временными затратами перехватить рулевое колесо в экстренной ситуации и вывести автомобиль на оптимальную траекторию, чтобы, к примеру, избежать столкновения. Итак, как же всё-таки будет более правильно держать руль при вождении? На самом деле, существует два основных хвата руля:
По мнению опытных инструкторов, которые ежедневно объясняют своим ученикам, как правильно держать руль при вождении, именно закрытый хват является наиболее предпочтительным. Почему? Всё дело в том, что у вас во время управления авто с таким хватом больше шансов удержать руль в руках, если вдруг колесо наедет на препятствие (камень или бугор).
Именно такой хват рекомендуется опытными автомобилистами
Правильная постановка рук на рулевом колесе
В процессе обучения будущих водителей инструкторы для лучшего восприятия иллюстрируют руль в виде циферблата часов, а цифры называют секторами. Многие даже очень опытные автолюбители используют самые разные способы расположения рук на рулевом колесе, но только один среди профессионалов считается правильным. Сначала мы рассмотрим самые распространённые способы, а потом расскажем, как правильно держать руки на руле:
Что касается правильного размещения рук на руле, которое обеспечит наиболее быстрое и точное управление авто в любой дорожной ситуации, то оно представлено в виде секторов 9 и 3. То есть руки расположены в горизонтальной плоскости. Это способ в сочетании с закрытым хватом, по мнению специалистов, является идеальным. Лишнее тому подтверждение — автомобильные гонки, участники которых используют именно такое положение рук, что обеспечивает возможность поворота на максимальный угол без перехвата.
Такое положение рук обеспечит максимально эффективный контроль рулевого колеса
Техника управления рулём при маневрировании
Необходимость выполнять всевозможные повороты — это одна из неотъемлемых составляющих езды на автомобиле. Вы можете сворачивать на другую улицу, перестраиваться в соседний ряд или сдавать назад, причём все эти манёвры выполняются по-разному, в соответствии с необходимым углом постановки колёс машины.
Существует три основных метода выполнения поворота, постоянно применяемых в процессе вождения. На каждом из них мы подробно остановимся и расскажем, как правильно крутить руль автомобиля при разных видах маневрирования. Ознакомившись с этой информацией, вы сможете усовершенствовать свои водительские навыки.
Управление рулевым колесом без отрыва рук
Если поворот выполняется под сравнительно небольшим углом (до 45 градусов), водителю в этом случае не нужно даже менять положение рук, чтобы быстро и эффективно поворачивать руль. Это самая простая техника, которая реализуется путём применения алгоритма, состоящего из таких действий:
Особенность этого метода в том, что у вас не возникнет проблем с возвратом автомобиля на оптимальную траекторию. Правда, применять такой способ нельзя при выполнении поворотов с большим углом.
Управление рулевым колесом с перехватом
Как правильно крутить руль, если угол поворота составляет 90 градусов и более? Это вы узнаете, если ознакомитесь с приведённым ниже руководством по методу перехвата рулевого колеса:
Если вам нужно свернуть направо, выполняйте манёвр по тому же принципу. Однако следует обратить внимание на тот момент, что многие водители при повороте направо управляют транспортным средством одной левой рукой, упёршись в рулевое колесо раскрытой ладонью. Руление подобного рода в ряде ситуаций приемлемо, но может быть опасно, особенно если вы новичок и только учитесь правильно крутить руль авто.
Управление рулевым колесом при движении задним ходом
Если вы недавно начали водить автомобиль, то ехать задним ходом рекомендуется, повернув голову назад для лучшей видимости. Опытные же водители зачастую ограничиваются тем, что ориентируются по зеркалам заднего вида. В любом случае первый способ более распространён, так как удобен и безопасен — позволяет вовремя заметить препятствия и неожиданно появившихся пешеходов. Для правильного руления ознакомьтесь со следующей инструкцией, которая предполагает, что вы водите машину с левым расположением руля:
Следуя классическим правилам, вы сможете довольно быстро понять, как правильно поворачивать руль в самых разных дорожных ситуациях, и эффективно будете применять приобретённые навыки на практике.
При таком положении тела вы имеете полный контроль за обстановкой позади вас
Какой должна быть правильная посадка за руль автомобиля
Правильная водительская посадка способствует максимальной собранности и работоспособности человеческого организма. Доказано, что сидячее положение хуже всего сказывается на нашем здоровье. И всё же задача водителя заключается в том, чтобы в процессе езды свести к минимуму нагрузку на мышцы и своевременно отреагировать в любой момент изменения ситуации на дороге.
Одним из признаков правильной посадки является максимальный контакт со спинкой водительского кресла. Многие автолюбители не до конца понимают, как правильно сидеть за рулём автомобиля и совершают ряд грубых ошибок. Одним из ярких примеров тому служит сидение на краю кресла, крепко взявшись за рулевое колесо перед собой. В таком положении руки очень быстро устают из-за больших нагрузок.
Такая позиция приводит к быстрой утомляемости
Если вы желаете узнать, как правильно сидеть за рулём, просто обратите внимание на опытных водителей или тех же автогонщиков. Они практически вдавливают себя в сиденье для усиления контакта с машиной и возможности почувствовать любое изменение в её поведении. Для того чтобы принять правильную посадку за рулём вашего авто, следуйте руководству, приведённому ниже:
Следуя этим правилам, вы будете при вождении чувствовать себя максимально комфортно. Кроме того, существуют правила посадки за рулём для людей с нестандартным телосложением. Поэтому если вы относитесь к такой категории автолюбителей, то следующий перечень рекомендаций адресован вам:
Практика показывает, что человек в течение 21 дня может привыкнуть к любым изменениям. Поэтому мы рекомендуем настроиться именно на этот период, следить за своей манерой обращаться с рулевым колесом и сидеть в кресле вашего авто. Сочетание правильного управления и правильной посадки может даже спасти вам жизнь.
Многие новички жалуются, что несмотря на усиленный обучающий курс в автошколах, уроки отличных инструкторов и знакомых, и положительную сдачу экзамена на вождение, всё равно сталкиваются с проблемами правильного руления. Как правильно крутить руль знают далеко не все и очень часто оказываются в не выгодной ситуации. Знание правильной техники руления не только помогает справиться с преодолением тяжелых дорожных ситуаций, но и способствуют выработке профессионализма. О том, как правильно рулить, мы попытаемся развернуто рассказать на страницах этой статьи, независимо от того, какой у вас водительский стаж и марка автомобиля.
Ошибки начинающего водителя
Довольно часто, после получения водительских прав, все перестают обращать внимания на посадку в кресле, расположении ног на педалях, и на хват рулевого колеса, считая это неоднозначным фактором для правильного вождения. Начинающие водители, ввиду своей неопытности, начинают приобретать «липовую» уверенность в контроле ситуации (которая бесследно пропадает после возникновение первой опасной ситуации на дороге). Положение рук на руле, у таких горе-новичков, как правило, разное: от хвата одними пальцами, «дерганья руля», до руления одной рукой. Некоторые довольно часто «висят на руле», другие же хватаются за рулевое колесо «мертвой хваткой», и прямыми руками пытаются совершить какие-то маневры.
Однако следует помнить, что дорожный участок – это не место, где можно отдохнуть после тяжелого трудового дня. Любой выезд на дорожное полотно должен сопровождаться предельной концентрацией, следованием четких правил и указаний, а сам водитель (особенно начинающий) к любой поездке должен подходить с высокой ответственностью. Даже водители, которые имеют многолетний опыт езды, не застрахованы от последствий легкомыслия за рулем.
Такой важный пункт, как управление рулевым колесом требует определенной сноровки и навыков, выполнить которые не представляется возможным при несоответствии правильному расположению рук на руле. Чтобы знать, как правильно крутить руль – мало простых теоретических знаний. Выработка привычки четко следовать предписаниям по правильному хвату поможет в будущем, при возникновении аварийной ситуации, требующей молниеносного принятия и выполнения этого решения.
Как правильно держать руль
Для того, чтобы понять, как крутить руль и научится выполнять необходимые перехваты и повороты рулевого колеса следует выработать условный алгоритм действий. Для этого, мы советуем перед каждой поездкой несколько раз повторить ниже описанные действия, до того момента, пока они не будут отлетать «от зубка».
Первое что нужно сделать, после того как вы заняли удобное и правильное положение в водительском кресле, это обхватить ладонями руль. Сжимать его что есть сил не нужно, однако вес и тягу вы должны ощущать. Затем, разделите условным образом рулевое колесо на 12 равнозначных частей (по аналогии циферблату часов), где «12» будет наивысшей центральной точкой оси, а «6» самой низкой. Положите левую ладонь на условные «9-10 часов», а правую ладонь на «2-3». Обе руки должны быть немного согнуты в локтях (градус наклона приблизителен 120°), разведены друг от друга и подвижны. Именно в таком положении рук, хват руля может считать правильным. Руление в таком режиме позволяет быстро получить доступ к перехватам, одновременно не отрывая обе руки от рулевого колеса, что в свою очередь позволит совершать необходимые маневры с уверенностью и комфортом.
Техника рулевого управления
Перейдем непосредственно к технике рулевого управления. Чтобы понимать, как правильно крутить руль при совершении различных маневров и поворотов, необходимо по отдельности разобрать каждый из них. Помните, определенная техника подходить только определенному типу управления. Универсальных хватов и приёмов нет, так как каждая ситуация уникальна и требует четких действий.
Управление на прямолинейной траектории
Этот тип управление многими считается наиболее простым, однако это не означает, что он не требует знания определенной техники. Захват руля при таком управлении схож по вышеописанной схеме. Каждая из рук размещается на руле симметрично, и выступает балансиром. Используя такую технику, необходимо помнить о сохранении автомобиля от возникновения «виляющего» движения. Не дожидаясь реакции автомобиля на увод, совершайте подруливания перед тем как автомобиль среагирует на уворот.
Следует помнить, что на разных участках, коррекция движения по прямой должна соответствовать заданной траектории. На асфальтном покрытии следует использовать свой вес, и ослаблять определенную сторону для подруливания, удерживая вес другой. На скользких поверхностях (вроде снега, или льда) необходимо все действия проводить максимально плавно и аккуратно. А вот на участках дороги, с постоянно изменяющимся коэффициентом сцепления (щебенка, гравий и т.д.), наоборот необходимо вручную «покачивать» руль, для выбора наиболее лучше траектории движений.
Особенности руления при повороте
Когда меняется положение колес при повороте, очень легко потерять баланс и контроль над автомобилем. Чтобы предотвратить такой исход, совершая поворот, угол которого более 90°, большинство автолюбителей применяют руление перехватом. Чтобы совершить такой технику, необходимо полностью контролировать тягу руля, а иначе он вернется к исходному положению. Поочередно выкручиваем рулевое колесо влево, до момента касания левой руки левого бока, затем посменно меняем руку выворачивающую руль (сначала убираем левую). Постоянно перехватывайте руку, только достигая максимального поворота рулевого колеса. Для того чтобы вывернуть руль в обратную сторону используем такой же принцип перехватов.
Руление в критических ситуациях
Под критическими ситуациями обычно подразумевают экстренный разгон, езду в повышенном скоростном режиме или торможение. Чтобы предотвратить увиливания на дороге (так как на высоких скоростях это чревато полной потерей управления), эксперты советуют использовать рывковые действия, обязательно двумя руками. Это предотвращает потерю поперечной устойчивости. Однако следует учитывать, что слишком резкие действия могут также пойти во вред. Кроме того, при езде на большой скорости, движение рук на руле должны быть плавными.
Руление при движении задним ходом
Для новичков это может быть очень сложным занятием, кто-то ориентируется по зеркалам, что является безусловно правильным вариантом, ну а другие чувствуют себя как рыба в воде, только повернув голову на заднюю часть автомобиля. Новичкам мы советуем учиться сразу первому способу, так как таким образом умелый водитель контролирует почти 360° видимости, не создавая дополнительную «слепую зону» спереди. В ситуации, когда вы управляете задним ходом с отклонением головы назад, следует управлять одной левой рукой (если вы развернулись направо), а правую руку закинуть за спинку пассажирского сиденья спереди.
Полезные советы для начинающего водителя
Если вы не уверены в собственной технике – ничего в этом постыдного нет. Мастера становится не с первого дня, и даже недели. Зазорнее, когда незнающий человек, полностью уверенный в правоте своих действия и не может справиться с собственным транспортным средством и представляет угрозу для окружающих автомобилистов.
Для того чтобы понять, как правильно крутить руль автомобиля, и научиться выполнять перехваты и повороты при различных ситуациях, нужно помнить о простых и нетрудных правилах постановки рук. Кроме того, не будет лишним заучить последовательность и перестановку рук на рулевом колесе при подруливаниях и поворотах. Лучше всего это сделать на тренажерах, которые есть в любой автошколе, если вы не хотите подвергать свой автомобиль дополнительным рискам и повреждениям.
Следующим этапом вам потребуется постепенно свыкаться с применением приобретенных знаний на практике. Это лучше всего сделать на просторных участках и на минимальной скорости. В случае возникновения проблем, воспользуйтесь услугами профессионального инструктора, который сможет подкорректировать вашу технику заприметив возникающие погрешности.
Как правильно держать руль
В какой бы автошколе вы не проходили обучение, вас в обязательном порядке учили правильному хвату руля. Но, как правило, об этих обучающих моментах водители забывают после автошколы. Они постепенно начинают искать для себя хват руля, который кажется наиболее комфортным. То есть, о какой-то индивидуальности забывать не стоит. Водителю нужно искать удобный стиль, иначе будет дискомфорт во время вождения.
Другое дело, что стиль не должен представлять опасность для водителя и других участников дороги. Важно, чтобы хват руля давал возможность оперативно реагировать на экстремальные ситуации, в которые попадают без исключения все. Полагаем, не нужно объяснять, что максимально свободная манера хвата руля не позволит избежать, например, столкновения.
Инструкторы по вождения крайне редко дают рекомендации о том, как правильно держать руль. Обычно такие советы даются при явно ненормальном положении. Например, обе руки вместе, внизу, вверху или на одной стороне. Или когда курсант сжимает руль со страшной силой, до онемения пальцев.
Как правильно держать руль при вождении автомобиля
Уже при небольшом опыте каждый водитель держит руки так, как ему удобно, но с соблюдением трех обязательных параметров:
Однако эргономика все же дает некоторые две немного разные, но конкретные рекомендации как правильно держать руки на руле. Если сравнивать рулевое колесо с циферблатом часов, а руки со стрелками, то первое рекомендуемое положение – левая рука 10 часов, правая – 14 часов. Второй вариант – правая рука чуть ниже, 15 часов.
Возможно, правая рука должна располагаться чуть ниже, потому что так меньше расстояние до рукояти переключения передач. А это не актуально для машин с АКПП.
Физиологически моторика рук (опыт движений руками) у каждого человека развит очень сильно, начиная с самого раннего детства. И каждый водитель уже с первых часов вождения рефлекторно понимает и чувствует, какое положение рук наиболее оптимально. Тоже касается и силы захвата, с которой водитель сжимает пальцами обод рулевого колеса.
Новичок после первых часов вождения понимает, что сила давления на руль никак не влияет на качество вождения, а только вызывает боль в затекших пальцах. В итоге выбирается оптимальная сила захвата — обод не должен проскакивать в руках, лишняя сила хватки не требуется. К тому же обода руля отделаны специальным материалом, который обеспечивает плотный захват уже при небольших усилиях. Коррекция инструктора для новичков требуется лишь в некоторых случаях.
Как правильно держать руки на руле
Если вкратце, хват следует разделять на две категории:
Большинство инструкторов рекомендуют своим ученикам вырабатывать привычку закрытого хвата. Ничего секретного в этом нет. Просто закрытый хват позволяет даже в критической ситуации удержать руль. Под критической ситуацией мы подразумеваем даже неожиданный наезд на камень, бугор и так далее.
Где правильно держать руки на руле
Если наблюдать за водителями с многолетним стажем, дальнобойщиками или автогонщиками, то можно заметить, что в разных дорожных условиях положение рук у них может быть разным.
На сухой освещенной трассе, со спокойным трафиком, на безопасной скорости руки лежат спокойно, иногда внизу руля.
На скользкой дороге, в тумане, сложных и опасных условиях руки в положении полной готовности к неожиданным маневрам. На бездорожье положение рук постоянно меняется, идет активное управление.
В итоге положение рук определяется двумя требованиями — безопасность вождения, готовность к неожиданному маневру и удобство, руки не должны сильно уставать.
Нужно держать руль в верхней или нижней части руля? На самом деле, вопрос очень важный. Если руки на верхней части, многие водители убеждены, что так они будут меньше уставать — абсолютное заблуждение. Чтобы совершить быстрый поворот руля под серьезным углом при таком расположении рук, усилий нужно приложить немало. Но хват адекватен и безопасен.
Не следует держать руки в нижней части. Причина тому — скованность движения управляющего транспортным средством. Экстренным образом среагировать на опасность гораздо сложнее. Вы теряете маневренность.
Ни в коем случае не стоит располагать одну руку вверху, другую внизу. Водители часто так ездят, потому что чувствуют комфорт. Но, опять же, все сводится к тому, что подобное расположение рук не позволит быстро и корректно среагировать должным образом в экстренной ситуации.
В деталях не будем говорить, что управление одной рукой — это абсолютный абсурд. Допустимо такое управление только в том случае, когда водитель переключает передачи, либо выполняет движение задним ходом — соответственно, на небольшой скорости.
Правильное положение рук на руле автомобиля
Водитель, который может быстро и адекватно отреагировать на аварийную ситуацию на дороге, попадает в ДТП реже других. Вовремя нажать на педаль тормоза или молниеносно воспользоваться ручником — не всегда достаточно для того, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. Бывает важнее быстро вывести машину на нужную траекторию — выровнять, повернуть или вовсе резко увернуться от других участников движения. Такие маневры обеспечивает правильное положение рук на руле. Многие игнорируют этот факт, тем самым совершают огромную ошибку.
Общие правила
Первое, и самое важное правило — во время движения авто нельзя убирать с рулевого колеса обе руки. Даже если дорожное полотно кажется идеально ровным, а машина полностью исправной, малейший поврежденный отрезок может стать причиной серьезной аварии. При самовольном изменении траектории движения автомобиля важно суметь ее исправить фактически за доли секунды. Когда руки заняты чем угодно, но только не рулем, это сделать невозможно.
Что еще очень важно — нельзя крутить рулевое колесо стоящего на месте авто с выключенным мотором. Таким образом очень легко сломать механизм, который отвечает за повороты колес. Кроме того, гарантирован быстрый износ покрышек. Взрослый человек вряд ли будет злоупотреблять такими действиями, а дети — наверняка. Поэтому не стоит пускать ребенка за руль авто, в том числе без ключа в зажигании.
Первоначальное расположение рук
Профессиональные водители сравнивают руль с циферблатом часов — так удобнее описать правильное положение рук. Как на стандартном часовом механизме нужно в воображении представить 12 сверху, 6 снизу, а 3 и 9 по бокам. Левую руку следует расположить в пределе от 9:00 до 10:30, а правую — от 13:30 до 15:00. Если разделить рулевое колесо горизонтальной линией пополам, то держать его нужно чуть выше этой черты. При этом нельзя оказывать сильное давление на руль, а локти стоит держать слегка согнутыми — так усталость не одолеет водителя в первые же минуты после начала движения.
Многие водители называют такое положение неудобным, и держат руки на руле так, как им комфортно. Это в корне неверное решение. Правила вождения должны быть отточены до автоматизма, и привыкать к устоявшимся принципам нужно с первого дня обучения в автошколе. Правильное положение рук на руле существенно повышает степень безопасности водителя и пассажиров.
Способы руления
Расположение рук на руле меняется в зависимости от того, какой маневр собирается совершить водитель. Во время поворота, объезда препятствия, обгона или освобождения дороги для другого участника движения важно правильно определить угол поворота руля.
Одни из самых простых маневров — начало движения, перестроение в другой ряд, остановка, требуют поворота руля не более, чем на 45°. Для этого не нужно отрывать руки и менять их исходное положение. Новички всегда начинают практические занятия с отработки такой техники. Большего опыта требует вождение одной рукой, когда нужно включить обогреватель, проигрыватель, подогрев. Подобная техника небезопасна, поэтому требует ловкости и скорости. Если есть возможность дождаться остановки, от дороги лучше не отвлекаться.
Еще один вариант руления автомобиля — перехват. Его необходимо использовать при угле поворота машины, превышающем 90°, например, при крутом повороте или объезде препятствия. Правильное вождение в этом случае предусматривает следующую последовательность действий (рассмотрим ситуацию с поворотом влево):
Руль выкручивается, пока авто не примет нужное положение, а затем выравнивается по аналогии с описанным принципом. При повороте вправо большинство водителей используют лишь левую руку, располагая ее выше горизонтальной линии посередине. Сильно сжимать руль не стоит, усилить давление целесообразно только в максимальном правом положении. При этом нужно упереться ладонью, а пальцы выпрямить. После совершения маневра обе руки следует вернуть в исходную позицию.
При движении задним ходом пользоваться также придется одной рукой, особенно тем, кто еще не может похвастаться большим опытом. Ведь бывалые водители без труда едут назад, используя лишь боковые зеркала. Другим же при движении вправо или по прямой нужно держать левой рукой руль, а правой спинку сиденья пассажира. При “заднем” повороте налево машиной управляет правая рука, и ее локоть упирается в спинку водительского сиденья.
Занос и аварийная ситуация
Гололед представляет большую опасность для малоопытных водителей. Какой бы качественной ни была резина, любой может угодить в занос. И здесь очень важно в каком положении будут руки на рулевом колесе. В состоянии паники новоиспеченные автовладельцы жмут на тормоз, газ, переключают передачу, крутят руль в разные стороны. Такое поведение лишь усугубляет ситуацию. Чтобы выбраться из затруднительного положения, следует придерживаться таких рекомендаций:
Невозможно дать четкую инструкцию, как вести себя в той или иной аварийной ситуации. Иногда можно отступать от правил, действуя в соответствии с логикой и здравым смыслом. Например, в ожидании сильного столкновения, единственное разумное решение — вовсе убрать руки с руля. При срабатывании подушки безопасности ее резкий выброс может спровоцировать перелом кистей, если они останутся на рулевом колесе. Поэтому какая техника будет уместнее, каждый решает сам. Главное, не пренебрегать тренировками и отработкой возможных нештатных ситуаций.
Распространенные ошибки
Большинство начинающих водителей отказываются учиться держать руки на руле, считая это очевидным и не столь важным. При этом все, кто считает это действие второстепенным, допускают непоправимые ошибки:
Выработать правильную технику самостоятельно довольно сложно. Справиться с этой задачей помогут опытные инструкторы. Даже если водителю некомфортно при соблюдении рекомендаций наставника, это не значит, что его советы неверны. После нескольких занятий правильное положение рук будет казаться естественным, а старые привычки вождения несуразными. Действуя в соответствии с рекомендациями профессионалов, можно защитить от ДТП и себя, и других участников дорожного движения.