Как правильно держать карандаш художнику
Научиться рисовать
Или дневник начинающего художника
Карандаш. С чего начать
В опросе победил карандаш и я с удовольствием начинаю цикл статей в его честь 🙂
Карандаш — это, пожалуй, самый распространенный, доступный и многофункциональный материал для художника. Карандашами можно делать и наброски, и зарисовки, и полноценные законченные картины.
Карандаш предоставляет возможность художнику работать разной толщиной линии, варьировать тон, изменять характер штриха, передавать объем, характер и фактуру предметов, все зависит лишь от знаний, навыков и мастерства человека, в руках которого оказывается этот материал. А еще его всегда легко взять с собой.
В общем, лично я карандаши нежно люблю и регулярно использую. Однако, есть несколько важных моментов, которые следует знать, когда начинаешь рисовать карандашом, о них и будет эта статья.
Твердость карандашей
Карандаши бывают разной мягкости (твердости). И это нужно учитывать в работе. Это не значит, что у вас обязательно должна быть вся линейка от 9Н до 9В, по моему опыту можно прекрасно обойтись 3-4 карандашами, а иногда и одного достаточно. Важно лишь понимать, какой тоновой диапазон способен дать имеющийся в наличии набор.
9Н — это самый твердый, а значит и самый светлый тон, HB — средний, 9В — самый темный тон.
Например, в моем активном наборе присутствуют следующие карандаши: Н/HВ, 2В, 3В/4В, 6В и 8В. И этого более чем достаточно практически для любого карандашного рисунка.
Виды карандашей
Что касается производителей, то у меня сейчас самые ходовые карандаши марок Koh-i-noor и Faber Castell. Учитывая их распространенность, доступность и хорошую репутацию, можно начать именно с них.
Как точить карандаш
Правильно точить карандаш очень важно. Вы должны отбросить все дела, отключить гаджеты, запереть дверь и не выходить из дома, пока не научитесь точить карандаши так, как показано на рисунке слева, иначе шансов стать художником у вас никаких! Шучу-шучу, все не так драматично 🙂
Существует 2 основных вида заточки карандашей:
Правильно заточенным карандашом можно рисовать линии разной толщины, это раз, можно равномерно и быстро набирать тон боковой стороной грифеля — это два, можно создавать разнообразные фактуры и сложные штрихи — это три.
Способы держать карандаш
Для того, чтобы использовать максимальные технические возможности карандаша, художники предпочитают держать его определенным образом.
Существуют 2 основных варианта держать карандаш:
Рекомендуется держать карандаш достаточно далеко от заточенного конца, чтобы не заслонять от себя рисунок. Помимо этого такое положение позволяет работать более широко, экономя усилия руки.
Во время работы карандаш держится в основном на весу, что улучшает маневренность руки и позволяет рисунку не затираться.
Если нужен легкий упор на поверхность листа, то это делается на кончики безымянного пальца или мизинца (рис. в) либо на конец мизинца (рис. г).
Карандаш в руке должен быть в постоянном движении и при смене направления штриха, выявляющего форму, меняет свое положение и карандаш. Не желательно сильно сгибать руку в локте, когда рука вытянута рисовать гораздо удобнее.
Рисовать в таком положении нужно за мольбертом, когда плоскость на которой ведется работа расположена так, что луч зрения падает на нее под прямым углом, это дает возможность видеть свой рисунок без перспективного искажения.
В случае рисования в скетчбуке, за столом, в походных условиях все эти условия соблюсти сложнее и приходится идти на компромиссы, однако, поставленной рукой это делать будет гораздо проще и удобнее.
Техники рисования карандашом
Основные техники рисования:
Для рисования карандашом используются штриховка и тушевка.
Растушевка иногда применяется в работе с мягкими материалами, такими как уголь, пастель, сангина и сепия. В работе карандашом растушёвка не используется (во всяком случае для начинающих художников ее использование нежелательно).
Штриховка
Штриховка — это нанесение отрывистых коротких линий (они же штрихи), расположенных на небольших интервалах, в определенной последовательности.
Последовательность эта может сильно отличаться.
Классический всем известный штрих сеточка получается нанесением нескольких слоев перекрестной штриховки, где каждый последующий слой параллельных штрихов ложится на предыдущий под небольшим углом, который может варьироваться, но не больше 45 градусов. Сила тона в данном случае зависит от мягкости карандаша, силы нажима и количества слоев.
Вообще, о штриховке можно говорить долго, поэтому чуть позже напишу отдельную статью с примерами и нюансами.
Тушевка
Тушевка предполагает равномерное нанесение тона, не отрывая карандаш от бумаги.
Этот технический прием используется для обработки только относительно небольших участков рисунка, либо для придания равномерности тону, набранному штрихом. Тушевка дает возможность сделать переходы более плавными, а рисунок более материальным.
Например, целесообразно применять тушевку в рисовании простых бытовых предметов мелкой формы.
Часто 2 этих технических приема (штриховка и тушевка) комбинируются в рисунке.
!Важно. Не путать тушевку и растушевку. Там где идет размазывание карандашного слоя, используются пальцы и специальные приспособления — это растушёвка! И этого в рисунке карандашом следует избегать! Тушевка же никогда не размазывается, а просто равномерно наносится на бумагу.
Бумага
Важное значение имеет не только то, чем мы рисуем, но и то на какой поверхности ведется работа. Фактура, цвет, плотность и другие свойства бумаги также имеют большое значение. Наиболее распространенный вариант — это чертежная бумага. В целом это неплохой, недорогой вариант бумаги, который легко найти в любом магазине. Из этой категории мне больше всего нравится гознаковская бумага с оранжевой буквой Ч на обложке, ее же рекомендовало несколько художников в своих уроках.
Но есть и масса других вариантов, которые могут раскрыть материал по-новому. Например, пейзажи карандашом, я рисовала на желтоватой, фактурной бумаге из сонетовского скетчбука. И мне она понравилась, единственное неудобство — это то что листы склеены в скетчбуке так, что рисовать комфортно можно только на первых страницах, дальше пришлось листы срезать канцелярским ножом.
Также я рисовала (и рисую) в скетчбуках Daley Rowney, Fabriano, Talens art creation, Strathmore, крафте и на обычной офисной бумаге. И благодаря этому у меня сложились личные предпочтения, приемы и понимание того, как карандаш по-разному может раскрыться на разных материалах.
Это большой отдельный разговор, скажу только, что на данный момент для набросков и зарисовок у меня выбилось в лидеры 2 вида бумаги: гладкая бумага в прошитых скетчбуках Talens art creation и фактурная бумага fabriano sketch. На последней сейчас рисую больше всего и рисунки слева и заглавный к статье сделаны как раз на ней. Однако, у обоих моих фаворитов довольно тонкие листы, это раз, а второе, бумага желтоватая, желтее, чем чертежная, что не всегда хорошо. Поэтому буду пробовать и другие варианты.
Дополнительные материалы
Стирки. Помимо обычных стирательных резинок (мягких и жестких), о которых все знают, есть и менее известные, но не менее полезные и нужные варианты. Такие как клячка и стирка-карандаш. Я рисуя часто пользуюсь именно ими.
Канцелярский нож или резак. Для правильной заточки карандашей.
Наждачная бумага. Для шлифовки стержня грифеля и придания ей фактурности.
Резюмируя
С чего начать обучение рисованию карандашом.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
Как правильно держать карандаш? Полезные советы!
В рисовании наиболее часто используются два основных способа держать карандаш.
Назовем их условно «для письма» и «за хвост».
В этой статье я хочу рассказать как выглядят эти позиции и для чего используются.
Урок № 1.
Самый привычный нам всем способ, держать карандаш, намертво усвоенный в школе и институте,
это позиция «для письма».
Вот как это выглядит:
Думаю, долго объяснять не надо — точно так же вы держите ручку, когда что-то пишете. Угол между карандашом и бумагой здесь почти прямой. Именно так новички стараются держать карандаш, однако в классическом рисовании эта позиция используется только для определенных задач. Это, прежде всего, проработка мелких деталей, которая проводится уже на финальной стадии работы. Также позиция «для письма» годится для некоторых видов штриховки. То есть так стоит держать карандаш только тех случаях, когда требуется высокая точность, обычно уже на законченном рисунке.
Важно: когда вы рисуете карандашом в позиции «для письма», необходимо защищать бумагу. Ребро ладони лежит прямо на листе, и когда вы двигаете рукой, вы непроизвольно растираете готовый рисунок. В результате, на бумаге появляются некрасивые пятна, от которых невозможно избавиться. Для того, чтобы этого не происходило, стоит подложить под ладонь листочек чистой бумаги. Кроме того, можно использовать муштабель.
Муштабель — специальное приспособление, придерживающее руку над картиной.
позиция карандаша выглядит так:
Я называю этот способ держать карандаш «за хвостик». Угол наклона карандаша к рисунку острый, иногда они могут быть практически параллельны друг другу. Держа карандаш таким образом, вы можете намечать основные контуры, пропорции, штриховать, набирать тон. При этом кисть не касается бумаги и не размазывает рисунок. Эта позиция универсальна, поскольку карандаш лежит в руке свободно и им легко манипулировать.
В этой позиции важно следить, за тем, чтобы движения руки не были скованными, оставлять себе пространство для маневра и ни в коем случае не вцепляться в карандашик мертвой хваткой. И тогда он будет легко летать по бумаге.
Это, конечно, не единственные два варианта. Поэкспериментируйте с линиями, со штриховкой. Может быть, вы найдете свой собственный способ держать карандаш, подходящий лично вам.
Я считаю лучшим итогом занятий — когда вы о карандаше просто забываете, то есть он становится как бы продолжением руки — тогда он двигается непринужденно, а рисунок получается живым и свежим.
Урок № 2.
Имеет ли значение, как держать карандаш?
Многие начинающие художники не серьезно относятся к совету
— научиться правильно держать карандаш.
Не хочу быть занудой, сама раньше не верила, что это может улучшить технику рисунка.
Рубрики: | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА/_Уроки Рисования МАТЕРИАЛЫ/_Для Рисования |
Метки: простой карандаш советы полезные советы учимся рисовать рисуем уроки рисования как держать карандаш уроки
Процитировано 222 раз
Понравилось: 52 пользователям
Как правильно держать карандаш для рисования
По привычке мы держим карандаш или угольную палочку возле кончика, ожидая, что таким образом сможем увереннее наносить штрихи, однако на самом деле эффект получается диаметрально противоположным. Идеальный вариант — держать инструмент как можно дальше от кончика, чтобы хорошо видеть, что мы рисуем, и иметь возможность сократить угол наклона и лучше регулировать силу нажима. Инструмент рисования можно держать по-разному. Давайте познакомимся с тремя основными способами и посмотрим, для каких ситуаций подходит каждый из них.
Как держать карандаш. Основные способы
Если держать карандаш, как при письме («щепотка»), положение кисти руки будет статичным, но зато так можно прорисовывать мелкие детали или придавать большую четкость отдельным элементам. Другой вариант — «продленная щепотка» или хват за середину карандаша — идеально подходит для штриховки обширных областей рисунка.
И наконец, можно взять карандаш таким образом, чтобы пальцы охватывали его (карандаш под рукой). Этот способ облегчает нанесение на бумагу первых мягких штрихов или линий конструирования.
Чтобы более точно и умело рисовать круглые фигуры, лучше держать карандаш таким образом, чтобы пальцы охватывали его (карандаш под рукой). Этот способ позволяет добиться большей свободы движений.
Мягкий нажим
При рисовании нажим на карандаш должен быть максимально мягким. Сначала нужно наметить контрольные штрихи — вспомогательные линии, которые можно будет стереть по окончании работы. Чтобы наносить мягкие штрихи, необходимо расположить грифель карандаша или кончик угольной палочки под минимальным углом по отношению к поверхности бумаги.
Если обхватить пальцами оправу карандаша и расположить его грифель под наклоном, штрихи получатся мягкими и плавными. Это наиболее подходящий способ для выполнения набросков.
Как правильно держать карандаш? Как придать форму объекту? Насыщенность, разминка и другое
Мы продолжаем изучать основы рисования цветными карандашами. Сегодня мы узнаем как держать карандаш, как создавать форму, переносить эскиз на чистый лист с помощью копирки, а также проведем разминку для ваших художественных мышц.
Как держать карандаш?
От того как вы держите карандаш напрямую зависят линии, которые вы создаете. Некоторые способы позволяют более плотно нажимать на карандаш, получая более темные и густые штрихи. Другие позволяют контролировать силу нажима, делать штрихи светлее. Еще одни дают невероятный контроль над карандашом, позволяя создавать мелкие детали. Поэкспериментируйте с каждым способом захвата, описанным ниже.
Традиционный способ
Для наибольшего контроля возьмите карандаш, отступив на 1-1/2 дюйма от кончика. Держите его также, как ручку когда пишите, зажав карандаш между указательным, средним и большим пальцами. Этот способ идеально подходит как для плавного нанесения цвета, так и для мелких штрихов и каракуль. Расслабьте руку, позволив карандашу скользить по поверхности бумаги.
Рука над карандашом
Направляйте карандаш указательным пальцем, расположенным вдоль карандаша. Это отличный способ держать карандаш для плотного нанесения цвета, с сильным нажимом.
Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.
Рука над карандашом
Рука под карандашом
Когда вы поддерживаете карандаш рукой (как на картинке справа), вы контролируете силу нажатия с помощью только большого и указательного пальцев. Этот способ помогает создавать легкие линии, но имейте в виду, что когда вы держите карандаш таким способом, вся рука должна двигаться (а не только запястье и пальцы).
Рука под карандашом
Перенос и копирование
В начале каждого урока, вы найдете эскиз объекта, с которого можете сделать копию, увеличить и перенести на бумагу (если вы свободно можете нарисовать этот объект, то делайте это!) Имейте в виду, что когда вы будете переносить эскиз, линии должны быть очень легкими, чтобы вы могли стереть их, когда начнете наносить цвет. Если три способа перенести рисунок на бумагу, давайте обсудим их.
Использование светового короба (лайтбокса)
Лайтбокс – это специальный стол или недорогой короб, который излучает свет изнутри. Свет просвечивает через бумагу и позволяет перенести темные линии. После того, как вы сделали и увеличили копию эскиза, поместите эскиз на поверхность лайтбокса и закрепите скотчем. Поверх эскиза положите чистый лист бумаги и включите лайтбокс – свет просветит бумагу, что позволит вам аккуратно перенести все линии на новый лист. Вы можете сами сделать лайтбокс, поставив лампу под стеклянный стол или вы можете прикрепить скотчем эскиз на окно и использовать дневной свет.
Использование копировальной бумаги
Еще один простой метод – скопировать рисунок с помощью копировальной бумаги. Поместите копирку графитовой стороной на чистый лист бумаги, скрепите их вместе, затем поместите сверху картинку и легко обведите все линии.
Когда будете переводить эскиз, иногда приподнимайте уголок и проверяйте, чтобы линии получались не слишком темные и не слишком светлые.
Метод сетки
Этот метод поможет вам разбить предмет на более мелкие, контролируемые сегменты. Сначала сделайте копию эскиза и расчертите на нем сетку из квадратов (2,5х2,5см). Затем нарисуйте такую же сетку на чистом листе бумаги, куда будете переносить рисунок. После создания сетки, просто рисуйте то, что видите в каждом квадрате. Переходите от одного квадрата к другому, пока не перенесете весь эскиз.
Используйте линии сетки, как отправные точки для аккуратного расположения особенностей объекта. Делайте линии сетки очень светлыми, чтобы потом легко могли стереть их.
Я не буду переводить эскизы, а лучше потренируюсь в рисовании эскизов простым карандашом от руки.
Разминка
Также как разминка перед физическими упражнениями, она поможет вам потренировать и разогреть ваши художественные мышцы (включая правое полушарие мозга) для следующего задания. На чистом листе бумаги поэкспериментируйте с линиями и каракулями, меняйте силу нажима и пробуйте по-разному держать карандаш. Найдите наиболее удобное положение для себя.
Эксперимент с линиями
Я обычно разогреваюсь путем рисования различных линий и загогулин. Познакомьте себя с различными типами линий, которые можно рисовать с помощью карандаша и поэкспериментируйте с различными видами штрихов, какие только можете представить, используйте как острый, так и притупленный конец. Рисунок ниже поможет вам расслабиться.
Создание формы
Насыщенность — это термин, описывающий насколько цвет темный или светлый. С помощью различного диапазона насыщенности цвета на предмете, вы можете создать иллюзию глубины и формы. Цвет может запутать ваши глаза, имея разную насыщенность, так что это полезный инструмент чтобы сделать черно-белую копию оригинального цветного фото. Он убирает цветность и оставляет только оттенки серого, чтобы обозначить форму. Насыщенность определяет форму, не цвет, так что если вы надлежащим образом подобрали насыщенность, цвет не так уж и важен — вы можете нарисовать фиолетовые деревья или синих собак и все же очаровать ваших зрителей.
Создание формы с помощью насыщенности
Создание формы с помощью насыщенности
В этом примере вы можете наблюдать как серые и одноцветные объекты смотрятся как трехмерные. Это доказывает то, что насыщенность важнее, чем цвет при создании убедительно реальных предметов. Давайте потренируемся задавать насыщенность цвета. Сначала нарисуйте базовые геометрические фигуры. Затем начните затенять их от темного к светлому, предположим, что свет находится перед объектами. Оставьте светлое пятно на месте прямого попадания света. Продолжайте добавлять различные значения насыщенности, пока не придадите фигурам форму. Прищурьте глаза, чтобы размыть детали и сфокусироваться на различных значениях насыщенности. По мере отдаления от света, цвет становится насыщеннее и темнее.
Растяжка
Еще одно полезное упражнение, чтобы изучить насыщенность — это растяжка от светлого к темному (от белого к черному). Многие наборы цветных карандашей содержат различные оттенки серого, которые различаются разделением их на «теплые» и «холодные» и процентом концентрации цвета, например «холодный серый 20%» (чем ниже процент, тем светлее).
Итак, после того, как вы разогрелись с помощью этих простых упражнений, можете переходить к первому уроку рисования цветными карандашами — бабочке!
Не забывайте подписываться на паблик вконтакте, чтобы быть в курсе новых уроков!
Идеи для рисования на каждый день 🎨
- самый красивый персонаж дисней
- Как правильно вешать гирлянду штору