Как правильно держать аккордеон ребенку

ПОСАДКА АККОРДЕОНИСТА

ПОСАДКА АККОРДЕОНИСТА

Играть приходится на двух принципиально разных клавиатурах, причем левая находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания педагога на протяжении всего обучения должны быть посадка, установка инструмента и, конечно, руки ученика.

Правильная посадка учащегося является основой форми­рования его исполнительских навыков. Существуют различные подходы к данной проблеме, которые изложены во многих школах и самоучителях игры на аккордеоне.

Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты-аккордеонисты затрачивают на постановку непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Вопросами постановки игрового аппарата баянистов-аккордеонистов в разное время занимались педагоги – исполнители: Ф. Липс, И. Пуриц, А. Бажилин, В. Лушников, Ю. Акимов, А. Иванов, А. Мирек, И. Алексеев и др.

Вопросы постановки игрового аппарата аккордеониста очень важны, особенно на начальном этапе обучения; включают в себя три компонента: посадку, установку инструмента, положение рук, которые способствуют успешному овладению аккордеоном. Любое неудобство, возникшее по этим основополагающим моментам, может стать серьёзным тормозом в обучении.

Посадка аккордеониста.

Как правильно держать аккордеон ребенку. Смотреть фото Как правильно держать аккордеон ребенку. Смотреть картинку Как правильно держать аккордеон ребенку. Картинка про Как правильно держать аккордеон ребенку. Фото Как правильно держать аккордеон ребенку
В работе над посадкой необходимо учитывать физические данные ученика: рост, длину и строение рук, ног, корпуса.
Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры.
На аккордеоне следует играть, сидя на жёстком или полужёстком стуле, расположившись не очень глубоко, ближе к краю сиденья. Ноги должны стоять плотно на полу.
Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги.

Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном вперёд. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько точек опоры: на сиденье стула, ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя.

Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собранно.
Голову нужно держать прямо. Во время игры не следует смотреть на клавиатуру. Ноты нужно ставить на уровне глаз.
Правое колено должно быть чуть выше левого. Для этого необходимо левую ногу чуть выдвинуть вперёд, а правую подогнуть.
Гриф правой клавиатуры упирается в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при сжиме меха.

Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула, так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость, и играющий быстро устаёт.

Не следует придерживать инструмент подбородком.
Недопустим также наклон корпуса исполнителя в правую сторону, что может привести к искривлению позвоночника и, кроме того, производит неприятное внешнее впечатление.

В процессе игры ноги, как и всё тело исполнителя, могут менять своё положение в определённых пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего.

Регулировка ремней.

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Ремни тщательно подгоняются соответственно телосложению ребенка.

Правый и левый ремни предназначаются для держания инструмента во время игры.

При помощи ремней аккордеон закрепляется так, чтобы нижняя часть грифа упиралась в бедро, а задняя сторона (верхняя) плотно прилегала к грудной клетке. Верх аккордеона находится на уровне плеча.

Не следует допускать чрезмерного приближения инструмента к груди, сдавливающего грудную клетку и нарушающего тем самым свободу дыхания. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и стесняет дыхание. С самого начала обучения нужно следить за дыханием ученика. Оно должно быть естественным и ровным.
Хорошо отрегулированные плечевые ремни облегчают вес инструмента и поддерживают его при разжиме. Инструмент не должен стеснять или давить своей тяжестью, а должен находиться перед корпусом играющего в удобном для игры положении.

Ремень, прикреплённый к левой части корпуса инструмента, служит для упора запястья левой руки при ведении меха. Рабочий ремень левой руки подгоняется с учётом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем, и при разжиме, и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента.
В последние годы всё более широкое распространение получает ремень, соединяющий плечевые ремни на уровне поясницы. Это новшество можно только приветствовать, поскольку ремни теперь приобретают необходимую устойчивость и не спадают с плеч. Конечно же, рациональная установка инструмента ещё не гарантирует успеха.

Положение рук.

Игра на аккордеоне предполагает большой комплекс игровых движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не отрицает того, что есть общие нормы и правила.

Естественного положения правой руки, кисти можно дос­тичь, опустив в свободном падении руку вдоль туловища. Да­лее, согнув руку в локте, перенести это положение на клавиа­туру. Кисть не проваливается, не поднимается, не провисает – она как бы продолжает предплечье. Плечи опущены, у испол­нителя должно быть ощущение легкости в игровом aппарате.

Посадка и постановка не должны быть статичны, данное описание дает лишь исходное положение рук, корпуса. Положение корпуса и постановку рук исполнителю не следует понимать как нечто застывшее и неизменное. Главным объективным фактором, определяющим постановку, является характер исполняемой музыки.

Использованная литература:
1.Акимов Ю. Школа игры на баяне.
2.Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне.
3.Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне.
4.Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне.
5.Липс Ф. Искусство игры на баяне.
6.Лушников В. Школа игры на аккордеоне.
7.Наумов Г. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне.

Источник

Первые занятия с начинающими в классе аккордеона

Разделы: Музыка

Аккордеон — интересный, своеобразный музыкальный инструмент, достаточно сложный для адаптации. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, технологические приемы и т. д. От грамотного начала обучения зависит последующее развитие ученика.

1. Наглядно-демонстрационные аспекты обучения

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

2. Теоретические аспекты обучения

После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику сразу на первом занятии. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

3. Практические аспекты обучения

Посадка, постановка инструмента:

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. В 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона “Юность”. В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. Однако, задача преподавателя вовремя отучить ребенка “подглядывать” в клавиатуру.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.

Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.

Первые упражнения для правой руки:

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки на готовой системе:

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку.

Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Знакомство со штрихами:

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.

4. Выбор репертуара для начинающего

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

5. Психологический аспект обучения

Очень важно найти взаимопонимание друг с другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) учащийся не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.

Источник

2. ПОСАДКА УЧАЩЕГОСЯ И ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА

«Постановкой» называется организация движений исполнителя во время игры, а также положение корпуса, рук, пальцев музыканта в отношении инструмента и положение самого инструмента.
Правильная организация движений при рациональной постановке приводит к минимальной затрате энергии, отсутствию вредных напряжений, а все это вместе с хорошо продуманной организацией процесса занятий предотвращает заболевание мышц или, как обычно говорят, переигрывание рук.
Надо сказать, что в понятие — правильная постановка — входит не только фиксация некоторого статичного момента начала игры, а главным образом правильная организация движений. Однако каждому ясно, что правильная организация движений немыслима без твердых знаний и понимания основных статичных положений исполнителя и инструмента, которые во время организации движений являются отправными моментами (например, фиксация момента начала игры, описываемая ниже и приведенная на рисунках). Основываясь на твердых знаниях статичных моментов, правильных и неправильных положений, педагог сумеет хорошо и перспективно организовать все движения учащегося, связанные с приобретением профессиональных исполнительских навыков. И сам учащийся, ясно понимая и хорошо усваивая основные статичные положения, сумеет сознательно и плодотворно (особенно в старших классах) приобретать правильные комплексы организации движений и индивидуальных приспособлений для успешного овладения исполнительскими приемами на инструменте.

Освоение правильных навыков постановки рассматривается как процесс приспособления исполнителя к условиям игры на своем инструменте на полученной первоначально правильной основе. Приобретая навыки игры, учащийся сталкивается с целым комплексом новых положений, двигательных ощущений, причем положения эти бывают различны в зависимости от исполнительской задачи. Здесь нужно подчеркнуть, что целый ряд требований, выдвигаемых к постановке в начальном периоде, — в дальнейшем с усложнением репертуара и овладением виртуозными приемами — видоизменяются и обогащаются. Например, как должен играть аккордеонист на концерте — сидя или стоя, — то это зависит от многих причин: в первую очередь — от репертуара, затем от условий, в которых находится исполнитель, от поставленных задач в его выступлении, от его физических возможностей и т.п. Обычно классический репертуар принято исполнять сидя, так как его специфические сложности легче преодолеваются при положении сидя. Особые задачи номера легкого эстрадного жанра будут выполнены более легко и эффектно при исполнении стоя. Поэтому в задачу педагога входит в старших классах научить учащегося правильно стоять с инструментом во время игры. Стоять нужно ровно, не выгибая спины, так, чтобы инструмент опирался на правую часть груди, а не на живот; ноги могут стоять произвольно.
Развивать и совершенствовать навыки постановки и приемы игры, основываясь на общих правилах, соблюдение которых обязательно для всех играющих на данном инструменте с учетом индивидуальных возможностей, — одна из главных задач педагога и ученика.

Развитие навыков постановки начинается с правильной посадки и установки инструмента1.
Учащемуся следует заниматься сидя на жестком стуле или табурете. Стул должен иметь ровное или выпуклое сиденье: занятия на вогнутом сиденье у маленьких ребят (1—3 классы) ведут к неправильному положению корпуса, а для более старших — просто неудобно. Учащийся располагается примерно на половине сиденья. Слишком глубокая посадка лишает его опоры в ногах и необходимой собранности. Посадка на самом краю стула лишает его необходимой устойчивости и создает лишнее напряжение в ногах.
Ноги, чуть вытянутые вперед, ставятся почти параллельно. Как известно, в начальном периоде существуют правила ограничения игровых движений, или, как говорят еще, положения, распространяемые на первый этап обучения.
Ставят ноги (1—2 классы) следует близко друг к другу (колени почти соприкасаются, ступни рядом), что приучит не разваливать колени в стороны и сделает постановку ног крепкой. Это важно для последующего периода (старшие классы, училище), когда требуется большая устойчивость, и учащийся ставит ступни ног шире: левая ставится под прямым углом (в наиболее высоком положении колена), правая выдвигается чуть вперед или убирается назад (при исполнении в старших классах и училищах во время игры правая нога может принимать различные положения в зависимости от индивидуальной приспособляемости ученика)1.
Высота стула играет большую роль, поэтому ее следует точно подбирать по росту учащегося, а вернее по соотношению длины его корпуса и корпуса инструмента, с тем чтобы создать удобную посадку для играющего, а для рук его — естественное положение на клавиатурах. За правильностью посадки учащегося 1-го класса во время домашних занятий должны следить родители — необходимо, чтобы кто-нибудь из них присутствовал на первых 3-4 уроках. Высота стула должна быть одинаковой на занятиях в классе и дома.

Для развития навыков правильной постановки очень важно подобрать инструмент, соответствующий по своим размерам физическим данным ученика.
Для учащихся 1-го класса (10—11 лет) подходит аккордеон 34X80 с портативной мензурой клавиатуры (или 34X60 с обычной клавиатурой). С таким инструментом можно заниматься на обыкновенном стуле, без дополнительной подкладки на него. Когда инструмент находится на коленях, между верхней частью инструмента и подбородком должен оставаться просвет.
Если подобрать инструмент с портативной мензурой клавиатуры не удалось, и у ученика имеется стандартный аккордеон 34X80, то необходимо найти для него правильное положение на коленях ученика путем регулировки высоты стула. Подкладка на стул может быть от двух до шести сантиметров, в зависимости от соотношения корпуса инструмента к корпусу учащегося.
Если на колени учащегося поставить стандартный аккордеон 34X80 и верхний край корпуса и грифа получается на уровне его подбородка (или даже рта), то ясно — обыкновенный стул, на котором он сидит, для него не подходит. Надев оба плечевых ремня на ученика и соединив их третьим (примерно на уровне нижнего края лопаток) — расстояние между ремнями получается 15-20 сантиметров — педагог регулирует высоту стула дополнительными подкладками на него до тех пор, пока верхний край инструмента не опустится до уровня плеч (около шеи). При этом нижний край инструмента немного сползает, натяжение ремней делается плотнее. Нижний наружный край инструмента и меха не касается ног, а упирается только внутренний край правого корпуса и меха (чем ниже опускается бедро, а наружный край инструмента отделяется от ноги, тем более вес инструмента перемещается на плечи). (См. схему.)
Не всегда удается сразу рационально и точно установить положение инструмента для того или иного ученика, так как трудно с первых занятий разобраться в индивидуальных особенностях и возможностях ребенка. Педагог должен внимательно наблюдать за процессом приспособления к инструменту, чтобы найти удобное и перспективное положение, которое не будет затруднять технического развития в начальный период обучения и заложит основу постановки на будущее.

При несоответствии корпуса учащегося с корпусом инструмента (при маленьком росте) ни в коем случае не следует просовывать гриф между ногами, широко их раздвинув, или откидываться назад, кладя инструмент в полугоризонтальное положение, упираясь плечом в гриф (рис. б).

Как правильно держать аккордеон ребенку. Смотреть фото Как правильно держать аккордеон ребенку. Смотреть картинку Как правильно держать аккордеон ребенку. Картинка про Как правильно держать аккордеон ребенку. Фото Как правильно держать аккордеон ребенку

A. Положение начинающего ученика маленького роста на нормальном стуле.
Инструмент 34X80 (34X60). Необходима подкладка на стул, а подкладка под ноги недопустима. Так играть невозможно.
B. Положение улучшилось, но подкладка на стуле недостаточна (4—5 см.). Так играть трудно.
C. Положение нормальное. Подкладка высокая (6—9 см.). Хорошая опора в
ногах, равномерное распределение веса инструмента на ремни и бедра. Учащийся осваивает положение инструмента, одинаково удобное при игре сидя и стоя. В том и ином случае положение корпуса, рук, головы, инструмента, ощущение выработки балансировки — правильны и стабильны.

Как правильно держать аккордеон ребенку. Смотреть фото Как правильно держать аккордеон ребенку. Смотреть картинку Как правильно держать аккордеон ребенку. Картинка про Как правильно держать аккордеон ребенку. Фото Как правильно держать аккордеон ребенку

Д. Через 2—3 года, по мере роста учащегося, подкладка уменьшается, а все постановочные навыки сохраняются и делаются еще более устойчивыми.
Е. Рост учащегося позволяет на той же основе перейти на полный инструмент 41X120. Положение сидя и стоя для него одинаково удобно. Подкладка 3—4 см. необходима аккордеонисту в любом возрасте при любом росте. Не забывайте использовать третий ремень (на спине) на всех этапах обучения.

В первом случае затрудняется игра на нижней части клавиатуры, кисть приобретает неестественное положение (пальцы спускаются вниз, клавиатура поворачивается в противоположное естественному движению руки положение, и для того, чтобы приспособиться к ней, приходится опускать правое плечо, то есть сидеть перекосившись).
Во втором случае спина делается сутулой, напрягаются поясничные мышцы, вызывая излишнюю утомляемость, а упор плечевым суставом в гриф сковывает движения плечевого пояса. Все это приводит к неестественно зажатой посадке (в обоих случаях у детей возможно искривление позвоночника) и осложняет развитие техники (кисть в процессе игры принимает неестественное положение, располагающее к зажатию и излишнему напряжению мышц).
В конечном счете подобные отклонения приводят к различным формам заболеваний, делающих иногда дальнейшую игру невозможной. Нужно не забывать, что мышцы различного отдела гармонично объединены друг с другом нервно-рефлекторной связью и заболевание одной группы мышц зачастую влечет за собой заболевание другой. В одной из своих работ кандидат медицинских наук Е.Н.Пронькова указывает: «Судорожное и часто болезненное напряжение мышц, начиная с кисти, не редко распространяется на мышцы предплечья, плеча, шеи и лопатки»1.

Правильная посадка дает возможность не менять положения инструмента при игре сидя и стоя: все навыки, полученные при игре сидя, с успехом используются в положении стоя и наоборот.
На первом уроке инструмент устанавливается на колени ученика педагогом, в дальнейшем учащийся надевает инструмент самостоятельно: аккордеон ставится на колени, при этом левая рука держит ремни за основание, а правая придерживает инструмент снизу. Сначала надевается правый ремень (на правое плечо), потом левый (на левое). Затем нужно, чуть приподняв инструмент, продвинуть ремни как можно дальше от плеча2 к лопаткам и, расправив плечи, опустить его на колени, придвинув нижнюю часть грифа как можно ближе к себе. При этом ремни, натянувшись, плотно прижмут инструмент к груди. Для большей устойчивости инструмента необходимо чуть наклонить свой корпус вперед, ощутив в ногах опору. Основная тяжесть аккордеона сосредотачивается на коленях (особенно левом), чтобы предельно ослабить весовую нагрузку на две другие точки опоры — плечевые ремни — (их функции сводятся лишь к балансировке)3.
Такое положение инструмента укрепляет и правильно развивает мышцы рук, груди, спины. Ученик легко находит ощущение естественной свободы в движениях при плотно подтянутых ремнях, обеспечивающих свободное движение рук, корпуса, ровное, спокойное дыхание (освобождается диафрагма). Инструмент не нуждается в дополнительных опорах и поддержке. Кроме того, прямая свободная посадка сводит до минимума статическое напряжение мышц корпуса, сосредотачивает силу и энергию играющего на динамическом напряжении мышц двигательного аппарата, что является одной из причин отсутствия быстрой утомляемости исполнителя.

Располагать аккордеон нужно так, чтобы центр крепления плечевых ремней был смещен влево от центра груди (на 3-6 см., в зависимости от соотношения длины рук и ширины правой клавиатуры: чем длиннее рука и шире клавиатура, тем больше требуется смещение), для этого правый ремень делается длиннее левого (рис. 1). При затяжке ремней для фиксации нужного положения инструмента спина учащегося должна быть ровной. Если спина и плечи согнуты — значит ремни затянуты слишком коротко и их нужно удлинить; напротив, если плечи слишком расправлены и как бы отодвинуты назад, а инструмент не имеет устойчивости — ремни длинны, их надо сделать короче.
Регулировке ремней нужно придавать очень большое значение, так как от нее зависит устойчивость инструмента при игре, а это, в свою очередь, дает возможность исполнителю свободно владеть звуком и выполнять самые сложные технические приемы.

При правильной постановке инструмента правая клавиатура оказывается на одной линии с правой ногой (центр ширины клавиатуры совпадает с центром ноги) (рис. 1). Большое смещение корпуса аккордеона влево недопустимо. Если корпус сдвинут влево настолько, что клавиатура находится на одной вертикальной линии с лицом играющего, а внизу центр ее проходит между ног, то такое положение инструмента препятствует легкому и свободному владению мехом, ограничивает использование его, быстрее утомляет учащегося, так как мех даже в закрытом положении опирается своей тяжестью на левую руку. При застегивании правого плечевого ремня на дополнительную скобку, расположенную на верхней части грифа, ослабляется устойчивость инструмента. (Рис. 4.)
Здесь нужно еще обратить внимание на то, что устойчивость аккордеона зависит не только от хорошо и плотно подогнанных ремней, а от умения ученика балансировать движения левой руки на разжим и сжим меха, переключением нагрузки натяжения то одного, то другого ремня, сохраняя устойчивость инструмента, что создается небольшими движениями плеч.
Навык в этом вырабатывается не сразу, и его нельзя компенсировать особо плотной затяжкой ремня (так сказать «намертво»), это может привести к плохим результатам. Учащийся, получивший навык в балансировке, ощущая все большую свободу в движениях, будет держать инструмент все более устойчиво. Хорошая балансировка — залог свободных, непринужденных движений исполнителя, а это значит, что он может играть длительное время с возможно меньшим утомлением, обеспечивая себе нормальное дыхание и правильную деятельность сердца. Кроме того, навык в балансировке позволяет корпусу делать свободные движения, а правой и левой руке принимать удобные позиции при исполнении сложной фактуры.
Корпус учащегося не должен быть ни сутулым, ни неестественно напряженно выпрямленным, с поднятыми вверх плечами. В необходимых случаях он может делать непринужденные наклоны влево, вправо, вперед, иногда даже чуть назад.

Для свободного состояния мышц плечевого пояса и непринужденных движений необходимо установить правильное положение головы. Голову следует держать прямо, свободно, не опуская вниз, не нажимая подбородком или щекой на инструмент, так как это приводит к напряжению мышц шеи и плечевого пояса.
Занятия на аккордеоне с первого урока требуют, чтобы взгляд учащегося был непрерывно направлен в ноты. Поэтому с самых первых занятий не рекомендуется смотреть на клавиатуру: нужно развивать осязательную ориентацию (ощущение клавиатуры) и слуховой контроль. Осязание — специфически человеческое свойство познания предмета. Кисть руки — «. тонкий орган осязания, — писал Сеченов, — и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение». Роль руки, как органа осязания, огромна не только в силу большой чувствительности, но и потому, что рука способна к активному осязанию. Этими факторами не следует пренебрегать. Если учащийся смотрит на клавиатуру — искажается его посадка, в неправильном положении находится инструмент, а главное, сосредоточенный взгляд на клавиатуру отвлекает от прослушивания самого себя, и это имеет чрезвычайно важное значение в контроле над звуком и в воплощении художественного замысла. Педагог должен научить тонкому музыкальному исполнению, а не игре на клавишах.
Постановка правой руки на клавиатуре делается следующим образом. Правая рука, не меняя естественного положения кисти и пальцев, сгибается в локте. Локоть немного отодвигается в сторону и назад Кисть естественно закруглена, полусогнутые пальцы устанавливаются на одной линии, ложатся на белые клавиши (у начала черных). Такое положение пальцев на клавиатурах органно-фортепианного типа называется близкой позицией. В близкой позиции первый палец ставится на середину белой клавиши, второй, третий и четвертый — у начала черных клавишей, а пятый — немного отодвинутым от черных клавишей. Второй, третий и четвертый пальцы ни в коем случае не должны «накатываться» (то есть сдвигаться) к сетке за счет подгибания первой и второй фаланги пальцев. Такое искажение в постановке, резко затрудняющее развитие техники, может возникнуть у начинающего ученика при изменении положения локтя. Локоть в этом случае начинает давить на кисть, а она, в свою очередь, сдвигается вперед, заставляя пальцы подниматься. Чтобы этого не получалось, необходимо следить за положением локтя, отведенным в сторону и чуть назад.
Когда один или несколько (средних) пальцев берут черные клавиши, вся кисть несколько отодвигается к сетке. Особенно это необходимо при взятии черных клавиш первым или пятым пальцами. В этом случае кисть ставится в положение далекой позиции. Следите, чтобы при переходе из одной позиции в другую не делалось резких движений кистью к сетке и обратно. Переходы должны быть плавными и спокойными. При исполнении тесных фигур и узких созвучий свод кисти принимает более выпуклое положение, а при широких фигурах пальцы несколько выпрямляются и свод кисти делается менее выпуклым. Это естественно, но нужно следить, чтобы свод не принимал плоское или даже вогнутое положение, так как это приводит к расслаблению и ограничению движений пальцев.
Положение и движение локтя определяется местонахождением кисти на клавиатуре — верхнее, среднее и нижнее положение (см. рис. 1, 2, 3). Во всех случаях изменяется положение кисти относительно предплечья. Это изменение складывается из двух основных моментов: стабильного положения локтя (как бы в одной средней точке) и стабильного положения кисти на клавиатуре, то есть вверху и внизу кисть сохраняет такое положение, при котором пальцы и клавиши в момент извлечения звука находятся как бы на одной прямой линии. При изменении в положении кисти и предплечья необходимо следить, чтобы в кистевом суставе не возникало дополнительное напряжение (особенно в нижнем положении кисти у бедра), которое обычно сообщается мускулатуре кисти и может препятствовать быстрым движениям пальцев. Для фиксации нужного положения кисти необходимо применять минимальные усилия.
Клавиши нажимаются мягкой частью конца пальца («подушечкой»), а не ногтями. Ногти должны быть всегда хорошо острижены, а пальцы не следует слишком сгибать в суставах ногтевой фаланги. Особенно это касается пятого пальца, который ставится почти прямым.

Ощущение силы прижима к клавиатуре должно быть в кончиках пальцев, а не в кисти, иначе свод кисти или пальцев будут проваливаться, а мышцы рук — напрягаться.
На первых уроках контроль за постановкой и свободными движениями кисти нужно проводить систематически. Правой рукой педагог берет учащегося за руку таким образом, чтобы его (т.е. педагога) большой палец нажимал на кистевой сустав учащегося, а третий палец поддерживал свод с внутренней стороны ладони. Этим педагог приучает учащегося не выгибать запястье и не проваливать свод. Одновременно, положив левую руку на спинку стула, на котором занимается ученик, педагог поддерживает локоть правой руки ученика, не давая ему опускаться.

Левая рука, также согнутая в локте, просовывается под левый ремень, основание большого пальца прижимается к сетке левой части корпуса аккордеона. Полукруглые пальцы в естественном положении ложатся на кнопки основного ряда, большой палец достает до кнопок последнего ряда. Кисть должна располагаться так, чтобы в случае надобности пальцы могли свободно доставать до кнопок вспомогательного ряда (положение пальцев и кисти точно такое же, как и на правой руке).
Кисть должна находиться чуть ниже, чем кнопки, на которых учащийся собирается играть. При игре, а следовательно при движении меха кисть левой руки верхней стороной опирается на ремень, а в обратном движении — внутренней стороной основания первого пальца давит на сетку. Опираться большим пальцем, убирая его за клавиатуру не следует. Локоть в свободном состоянии не прижат к корпусу.
В процессе обучения игре на любом инструменте часто говорится о свободе и естественности приемов и постановки. Однако, каждому ясно, что отставленный локоть и положение правой руки аккордеониста, одновременные движения мехом и игра на кнопках левой рукой, балансировка плечами натяжения правого и левого ремней для сохранения устойчивого положения инструмента — во всем этом комплексе ничего естественного нет, так как всего этого в обыденной жизни не бывает. «Следовательно, говоря о естественности игры. следует исходить не из естественного положения рук в обыденной жизни, а из естественного в определенных профессиональных условиях», — указывал профессор Московской консерватории Ю.Янкелевич.
Отход от основных позиций постановки ради уступок бытовой естественности — одна из ошибок педагогов в начальном периоде обучения.

Весь комплекс постановки аппарата учащегося должен создаваться на основе свободных движений в рамках профессиональных требований. Любая деятельность без всякого напряжения невозможна. Это касается и игры на аккордеоне. Так расслабленная до предела кисть правой руки, прижатая к клавиатуре аккордеона, безжизненно повиснет, пальцы будут смотреть вниз. Ни о какой постановке в таком виде не может быть и речи: расслабленная кисть не позволяет правильно расположить пальцы на клавиатуре, не сопособствует и приготовлению самих пальцев для активной работы, которая им предстоит.
Или, например, ноги всей ступней должны свободно стоять на полу, создавая крепкие точки опоры. Нельзя под видом «свободы» или «естественности» мириться с тем, что учащийся поднимает одну ногу на носок, подгибает ноги под стул (или за ножки стула и прочее), так как все это впоследствии вызывает излишнее напряжение тела и делает посадку неустойчивой и некрасивой.

Из приведенных примеров ясно, что речь идет не о свободе вообще, как об отвлеченном понятии, а об умении прилагать минимальные усилия для выполнения определенной деятельности.
Педагог обязан внимательно и вдумчиво контролировать, чтобы эти усилия не превышали минимальной нормы, не вызывали напряжения и скованности, и делать это необходимо с первых уроков.
В процессе работы с учеником мы часто сталкиваемся с двумя противоположными требованиями, которые нужно сочетать: свобода движений, отсутствие напряжения с одной стороны, и освоение приемов и движений, выполнение которых без всяких усилий невозможно, — с другой. Говоря о минимальном напряжении мышц, нужно не забывать, что педагог должен научить не только правильным и экономным движениям, но и выработать автоматизм и ритмичность этих движений.
В умелом сочетании этих двух требований и заключается искусство педагога при выработке правильной постановки.

Чтобы достигнуть эффективных результатов, нужно использовать все приемы и возможности, например: в первоначальный период при разучивании пьесы и упражнений каждой рукой отдельно следует чаще чередовать игру правой и левой, чтобы не допускать утомляемости еще неокрепших мышц. Ученику необходимо объяснить условия правильной посадки и приемы постановки, предупредив его о недопустимости отклонения от этих правил и подчеркнуть огромную роль его внимания во время занятий, умения своевременно обнаружить и устранить недостатки. Следует добиваться того, чтобы все это сознательно выполнялось учащимися.
Однако, учитывая индивидуальные особенности учащегося, не надо слепо следовать правилам постановки: беря за основу эти правила, педагог прилагает их к особенностям и возможностям аппарата ученика. Правильная постановка и усвоение приемов — длительный процесс, заключающийся в терпеливой и многогранной работе педагога и ученика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *