Как правильно давать обратную связь детям

Как правильно давать обратную связь детям

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми. Знает, как правильно давать обратную связь детям.

Общие правила предоставления обратной связи

Разговаривайте в комфортной обстановке

Прежде чем давать обратную связь ребёнку, убедитесь, что это происходит не на бегу и не второпях. Выберите удобный момент — когда все участники беседы расслаблены и настроены на диалог.

❌Начать отчитывать ребёнка за некую плохо проделанную работу параллельно с другими занятиями (например, во время завтрака перед сборами в школу).

✅Поговорить в выходной день, когда никто никуда не торопится.

Начните с позитивного

Обратная связь может быть позитивной и негативной. Но хороша та обратная связь, которая содержит конкретику, а не оценку.

По правилам подачи обратной связи рекомендуется фокусироваться на сильных сторонах проделанной работы, а не на неправильных рассуждениях или нелогичных выводах. А потом уже отмечать, что можно улучшить.

При этом важно давать и негативные комментарии тоже, если они есть. Если ребёнок слышит только позитив и одобрение без конструктивной критики, сформируется «синдром отличника» — и последующую критику от других людей школьник воспримет крайне болезненно.

❌«Сочинение очень слабое, ты не раскрыл тему».
✅ «Ты привёл классный аргумент во второй части и хорошо справился с введением. Но есть моменты (укажите какие именно), которые нужно доработать (и почему)».

Ведите диалог

Обратная связь не должна быть монологом — побуждайте ребёнка к ответной реакции и позвольте ему возражать. Обсудите, а не навязывайте. Обратная связь усваивается только тогда, когда присутствует двусторонняя передача информации.

❌Высказать только свою точку зрения и закончить разговор.

✅«Я думаю то-то и то-то, а что думаешь ты? Давай обсудим».

Не давайте оценку

Обратная связь — не равно оценивание.

❌«Ты двоечник» / «ты хорошист».

✅У тебя хорошо получается /это/, а над /тем/ можно поработать.

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

3 способа, как давать ребёнку обратную связь

Вот конкретные стратегии, которые помогут не растеряться и грамотно изложить ребёнку ваши мысли. Так вы не заденете и не навредите ребёнку, а донесёте конструктивный фидбек.

Бутерброд

Эта модель часто используется в бизнесе для повышения эффективности процессов.

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «бутерброда»:

Метод BOFF

Аббревиатура расшифровывается так: поведение (Behaviour), результат (Outcome), чувства (Feelings), будущее (Future).

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «BOFF»:

Метод ППП

Ещё одна аббревиатура, за которой скрывается три «П» — проблема, причина, поддержка.

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «ППП»:

Резюме

Чтобы дать ребёнку корректную и эффективную обратную связь, соблюдайте несколько общих правил. Разговаривайте в комфортной обстановке, начинайте с положительных моментов, позвольте ребёнку участвовать в диалоге и не вешайте ярлыки.

Если не знаете, как именно выстроить разговор, примените одну из стратегий предоставления обратной связи. Например, способ «бутерброда», методы BOFF и ППП.

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детямКак правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детямПопробовать бесплатно

Источник

14 принципов обратной связи для учителя: как указывать детям на ошибки и помогать их исправлять

Век красных чернил и исправлений в тетрадках заканчивается. Сегодня обратная связь от педагога — это не просто указание на ошибки, а скорее повод для размышлений. Но как выстроить оценивание так, чтобы у детей не пропадало желание учиться, а, наоборот, появлялся азарт и желание узнавать новое? Разбираемся.

Существует множество исследований, доказывающих положительное влияние обратной связи от преподавателя на учебный процесс и мотивацию школьников. Чтобы это действительно работало, оценивание должно быть своевременным, актуальным и ориентированным не на фиксацию ошибок, а на действия — то есть на способы эти ошибки исправить. Мы собрали 14 педагогических принципов, которые вовлекут учеников в дискуссию и помогут им освоить самостоятельную работу.

1. Определите цель

Школьники стремятся к достижению цели, только если четко представляют конечный результат, предстоящие этапы пути к нему и свою выгоду в этом процессе. В таком случае они могут брать на себя ответственность и оценивать прогресс. Если цель не кажется важной и интересной и ученики в целом не разделяют взгляды учителя, то замечания и обратную связь они тоже воспринимать не будут.

2. Совместная формулировка стандартов

Чтобы разногласия не возникали на этапе оценивания, необходимо вместе с детьми сформулировать критерии, которые будут применяться к их работе. Желательно прописать их, а еще лучше — дополнить устными объяснениями. Таким образом вы вовлечете детей в процесс, предоставите им право голоса — это поспособствует их заинтересованности и повысит мотивацию к работе.

3. Практическое применение обратной связи

Чтобы обратная связь была эффективной, ученики должны четко понимать ее пользу. И задача учителя тут — в самом начале объяснить, для чего вообще нужно оценивание и как это может помочь детям. Для этого необходимо:

Попробуйте также попросить детей дать обратную связь по вашей работе, а потом обсудите и постарайтесь учесть их пожелания. Это будет наглядным примером использования обратной связи для улучшения результата.

4. Ведите диалог

Обратная связь — не односторонняя передача информации. Детям проще принимать непосредственное участие в ее организации, то есть быть участниками диалога. Если в классе много людей, организация дискуссии — процесс непростой, но в таком случае учеников можно разделить на несколько групп или же установить условные обозначения реакций (пальцы вверх/вниз).

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

5 советов, как учителю развить психическую устойчивость

Вовлечение учеников в подобные диалоги помогает им развить критическое мышление, учит задавать вопросы, более глубоко погружает в изучаемую тему. Дискуссия — это возможность для выявления уровней понимания, для постановки своевременных вопросов и устранения пробелов: все это помогает выстроить учебный план в соответствии с потребностями.

5. Обсуждать негатив

Только лишь положительные комментарии оказывают негативное влияние на мотивацию. Это начало «синдрома отличника», который впоследствии формирует завышенные ожидания от всех действий. Важно фокусировать обратную связь не только на прогрессе и достижениях, но и обсуждать негативные моменты, чтобы у детей формировалось здоровое отношение к ним.

Один из способов помочь учащимся адекватно реагировать на негативную обратную связь — признать трудность задания, выразить благодарность за проделанную работу, задать несколько вопросов, помочь определить свои следующие шаги.

6. Ожидания = реальность

Обратная связь — это возможность сократить разницу между ожиданием и реальностью. Во-первых, вы обсуждаете с учениками работу уже в процессе ее реализации. Во-вторых, даете им возможность исправлять ошибки после их совместного обсуждения. Чтобы этот план сработал, нужно:

7. Улучшение учительских навыков

Практика обратной связи важна не только для улучшения результата обучающихся. Для того чтобы обеспечить детей актуальной информацией, преподаватель должен быть в курсе интересующих их тем и потребностей. Задания для самооценки и диагностические тесты помогут учителям собрать всю информацию об интересах и навыках учащихся, чтобы адаптировать материал под текущие запросы.

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Как создать интересный урок по ФГОС, не потратив много времени

Обратная связь для учеников и учителей — это два взаимодополняющих фактора, которые не могут существовать друг без друга.

8. Одно задание — один фидбэк

Фокусируйте обратную связь на каком-то одном навыке. Попробуйте оценить ситуацию со стороны ученика: ему проще воспринимать замечания по одной теме, чем осмыслять сразу все свои пробелы. Еще лучше комментировать задания частями, чтобы видеть реакцию и добиться лучшего понимания. Или такой вариант — создавайте символы для обозначения самых распространенных ошибок. Это также будет требовать от детей внимания и осмысления, то есть поможет еще лучше усвоить урок.

9. Задаем вопросы

Вопросы — традиционная форма проверки знаний. Но еще это хороший инструмент для помощи ученикам в формулировке идей и своих задач. Попробуйте задавать открытые вопросы, чтобы уловить ход их мыслей и подтолкнуть к более глубокому осмыслению. Вместо «Ты понимаешь или нет?» переходите к вопросам, которые заставляют учеников объяснять и обосновывать свои идеи, рассказывать, что именно и где им непонятно.

10. Обратная связь между учениками

Научите детей давать обратную связь друг другу. Это избавит вас от необходимости многократно писать одни и те же комментарии, а детей замотивирует лучше разобраться в том или ином вопросе, чтобы впоследствии подсказать или указать на ошибку товарища (они все это любят). Предлагайте им меняться работами и оставлять друг другу комментарии, которые вы тоже будете оценивать.

11. Создание образца

Сначала вы коллективно обсуждаете, как могла бы выглядеть идеальная работа, затем каждый приступает к индивидуальной работе. Далее задача учеников — оценить свою работу от 1 до 10, основываясь на критериях, которые вы вместе установили. Причем они не только должны выставить себе оценку, но написать пару предложений с аргументацией. Сравнение своей работы с образцом — полезная практика, которая пригодится им в будущем.

12. «Мудрые вмешательства»

Небольшое замечание со ссылкой на какую-то ранее произнесенную фразу ученика или на хобби, о котором он рассказывал, часто может оказать положительное влияние на восприятие критики, сократить дистанцию между учителем и ребенком. Это жест внимания и заботы, сигнализирующий о вашем хорошем отношении и добрых мотивах.

13. Фокус на сильные стороны

Ученики часто получают обратную связь с указаниями на ошибки: неправильные рассуждения, нелогичные выводы, неверные подсчеты. А исследования в области неврологии показывают, что внимание к нашим сильным сторонам катализирует обучение, тогда как внимание к слабостям душит его. Метод, который реально помогает учиться, — это замечать закономерности того, что мы делаем хорошо, и опираться на это.

14. Комментируйте, а не исправляйте

На самом деле исправлять ошибки — это задача самих учеников. А роль учителя скорее состоит в том, чтобы задать им верную траекторию для движения. Еще эффективнее научить их самостоятельно выявлять ошибки, используя ваши подсказки.

Источник

Как правильно давать обратную связь своему ребенку?

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Мы общаемся со своими детьми каждый день. И от того, как мы с ними общаемся, будет зависеть вся их будущая жизнь. Именно от того, как мы доносим до своих детей наши мысли, будет зависеть их уверенность в себе, в своих силах и возможностях, их стиль общения с окружающими. Родители — это ролевая модель для детей. Именно с них они берут пример. Именно так они будут разговаривать потом со своими детьми.

Чтобы помочь ребенку поверить в себя и сделать его успешным и счастливым, родителям важно научиться давать ребенку грамотную обратную связь. Ведь часто бывает, что мы просто выплескиваем на детей свои негативные эмоции, даем оценки или просто давим на них своим авторитетом.

Вместо этого каждому родителю просто необходимо научиться давать ребенку обратную связь высокого качества. Что это такое?

Обратная связь высокого качества (ОСВК)- это информация о поступке ребенка, выраженная в такой форме, благодаря которой ребенок сможет максимально эффективно улучшить свое поведение.

ОСВК состоит из 3 этапов

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

И затем мы узнаем о том, как можно было бы поступить иначе. Для этого можно задать следующие вопросы:

На этом этапе мы говорим ребенку, что нам понравилось. Найдите что-то хорошее в ситуации и похвалите ребенка.

Затем что мы видели. Тут важно не переходить на личности, а показать, что мы видели на уровне поведения. Мы говорим, ЧТО он сделал, а не КАКОЙ ОН.

И наконец, что нужно улучшить. Что, как и когда нужно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Давайте качественную обратную связь своим детям и результат не заставит себя ждать! Вы увидите, как растет уверенность вашего ребенка в себе, как растет его уважение к Вам и как ваши отношения становятся крепче.

Источник

Журнал «ПАРТНЕР»

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Ребенок и навыки правильной обратной связи

«Спасибо, я услышал, я подумаю». Психология подростков


Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детямОднажды я прочитала на Facebook любопытную историю. Крупная международная компания проводила тренинг для сотрудников из разных филиалов. Одним из упражнений тренинга было представить, что твой партнер совершил какую-то ошибку по работе, и теперь нужно сообщить ему об этом. Сотрудники из разных стран, американцы и европейцы, застряли – они никак не могли найти правильные слова. А вот представители из России справились с заданием в этот раз элементарно, за десять минут, и даже не поняли, что это было одно из самых сложных упражнений тренинга.

Неумение давать обратную связь – одна из главных наших ошибок, которую мы даже не осознаем. На мой взгляд, 95 процентов разводов вызваны именно отсутствием вежливости внутри семьи, отсутствием благородного поведения и дружеского отношения к супругу, и часто вместо грамотной обратной связи мы слышим и произносим сами безапелляционную критику. Еще хуже мы ведем себя с детьми: если с коллегами или начальством мы еще подбираем слова, то с детьми чувствуем себя безнаказанно и совершенно не анализируем свое поведение.

Современное общество довольно агрессивно, и каждого человека каждый день ждет неимоверное количество претензий, критики, нападок. Эта критика преподносится как добрые советы, но на самом деле за ней часто стоит желание уколоть, унизить, самоутвердиться за счет другого. Люди чувствуют это как нападение, как непрошенную, немотивированную агрессию, поэтому не любят слушать критику. И если взрослый человек еще как-то способен совладать с эмоциями, то дети и особенно подростки вспыхивают, начинают спорить, оправдываться, что-то доказывать.

Однако такая бурная реакция – напрасная трата энергии. Я рекомендую всем выучить магическую фразу, которая подходит в качестве ответа на любую претензию, совет, пожелание: «Спасибо, я услышал, я подумаю».

Магия этой фразы состоит в том, что она, с одной стороны, становится для собеседника социальным поглаживанием: вы его поблагодарили, а с другой стороны – она избавляет вас от дальнейших споров. Вы говорите, что услышали совет, то есть сказанное не надо повторять. Также вы говорите, что подумаете над услышанным, но это совсем не означает, что вы измените поведение, – вы просто подумаете над услышанным и сделаете так, как сочтете нужным.

«Спасибо, я услышал, я подумаю» – произнесите это в сложной рабочей ситуации, и вы сами заметите, как сбережете и время, и нервы. «Спасибо, я услышал, я подумаю» – идеальный ответ ребенка на критику, советы, претензии, если они поступают от посторонних людей.

Однако эта фраза подходит не для всех случаев. Порой поведение подростка действительно нуждается в корректировке, и он не может прятаться от родителей за этими магическими словами, которые приемлемы в общении с посторонними. Впрочем, если вы будете критиковать ребенка правильно, он и не захочет прятаться за эти слова.

Что такое правильно критиковать? Прежде всего, даже если вы привыкли так делать, не нужно просто ругать ребенка. Вряд ли это заставит его изменить поведение. Вы только испортите настроение обоим, а результатов не получите. Или, наоборот, ребенок, особенно подросток, начнет вести себя назло. Гораздо эффективнее использовать универсальные правила обратной связи.

Правильная критика имеет вид сэндвича

Сначала вы отмечаете то, что у ребенка получается хорошо, то, в чем он уже молодец. Потом вы говорите, какие его действия можно улучшить или исправить. Говорите именно о действиях, но не о самом ребенке как о личности.

Наконец, вы выражаете надежду на то, что в следующий раз у него всё получится гораздо лучше, то есть вы даете ему уверенность, что в будущем всё будет хорошо и правильно.

Серединка этого сэндвича может выглядеть и иначе: если подходить с позиций коуча, вы можете не рассказывать ребенку, как и что можно улучшить, а спросить у него – как он думает сам, почему результат не слишком хорош, как можно было сделать иначе, как он будет действовать в следующий раз, чтобы получилось по-другому.

Упражнение «Сэндвич»

Вот вам сразу важное упражнение: в первой же ситуации, когда хочется покритиковать, поругать ребенка, используйте описанный принцип. Вначале – отметить, что уже хорошо, потом – сказать, что можно сделать лучше, а в завершение – дать надежду и уверенность, что в следующий раз всё получится. Или, если вам больше по душе коучинг, во второй части упражнения задавайте ребенку вопросы, а ответы пусть он даст сам.

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Чтобы такая форма обратной связи вошла в привычку, это упражнение вам придется выполнять всю жизнь, причем не только в семье. Такая трехэтапная техника: сначала похвала, потом – спокойное обсуждение и, наконец, надежда на лучшее – помогает направить разговор в конструктивное русло. Когда человек не слышит претензий и упреков, он не испытывает потребности защищаться. В благожелательной атмосфере он расслабляется и адекватнее воспринимает информацию и в результате может действовать более эффективно.

Когда родители применяют эту схему в общении со своим ребенком, он и сам начнет использовать эти же правила со сверстниками. И после этого количество конфликтов в жизни самого ребенка идет на убыль. А сверстники, зная, что услышат от него не обвинения и упреки, а четкую, конструктивную обратную связь с позитивным подкреплением, сами начнут обращаться к нему за советом.

Техникой правильной обратной связи владеет, думаю, меньше двадцати процентов формальных руководителей, хотя дети усваивают ее довольно просто. Я буквально пару раз использовала этот метод со своими детьми, потом заметила, что в сложных ситуациях они задают друг другу аналогичные вопросы, а вскоре узнала, что эту технику они используют и в общении с ровесниками. Так мои дети начали пользоваться авторитетом в своих детских коллективах – и это несмотря на то, что они находятся на домашнем обучении и в школе появляются редко, только чтобы сдать зачеты и контрольные за четверть.

Чем раньше ребенок освоит навык правильной обратной связи, тем больше у него будет опыт его применения к выходу в большой мир – к студенческим годам или к началу работы, и он по сравнению со своими сверстниками будет выглядеть более ответственным и более конструктивным в общении.

Ольга Юрковская, психолог (Дубаи)

Источник

Как правильно давать обратную связь ученику или ребёнку

Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть фото Как правильно давать обратную связь детям. Смотреть картинку Как правильно давать обратную связь детям. Картинка про Как правильно давать обратную связь детям. Фото Как правильно давать обратную связь детям

Как тренеры, так и родители, разумеется, хотят для своих учеников или детей только лучшего. Однако порой чрезмерные усилия могут сыграть над вами злую шутку и дать эффект, обратный желаемому. Этих случайностей, оборачивающихся негативным воздействием на ученика или ребёнка, можно избежать, если использовать правильный язык общения, правильные способы поощрения.

Так как же сохранить в своих учениках (или детях) мотивацию к работе, уверенность в себе, как лучше всего показать им свою поддержку?

1. Цените попытку больше, чем успех

Как родитель или тренер, вы можете повлиять на образ мыслей своего ребёнка или ученика – а это определяет всё его поведение в спорте. Если хвалить спортсмена уже за попытку, он будет больше фокусироваться на процессе, а замечания вроде «Это было замечательное чистое выступление!» или «У тебя были отличные дистанции, молодец!» могут очень подбодрить и воодушевить всадника и настроить его на позитивный образ мышления. Причём эти комплименты должны быть сказаны так, чтобы между строк нельзя было прочесть: «Если все твои выступления и дистанции не будут такими же, это провал». В таком случае после ошибки мотивация спортсмена сильно упадёт, а его самооценка – ещё сильнее. Важно, чтобы подобные замечания наоборот учили примиряться с некоторыми ошибками и анализировать их для улучшения в будущем.

Вовлечённость спортсмена в процесс помогут увеличить позитивные замечания не только на соревнованиях, но и во время тренировок, например: «Ты отлично поработал на дистанциях, молодец!»

2. Используйте вопросы вместо критики

В 9 случаях из 10 ваш ученик сам знает, что пошло не так на маршруте. Повторять ему все ошибки – не самый лучший выход в такой ситуации; он вряд ли даст спортсмену мотивацию найти решение проблемы и исправить всё в следующий раз. Подобная критика только снизит желание работать и уверенность в себе.

Попробуйте использовать 3 вопроса: «Что было хорошо?», «Что могло быть лучше?», «Как ты будешь над этим работать?». Это будет стимулировать спортсмена подходить ко всему процессу более осознанно и больше контролировать ситуацию в дальнейшем. В этом также поможет следующее: при просмотре маршрута стоит сначала спрашивать, как, по мнению ученика, он должен действовать, а потом уже говорить, что действительно стоит делать.

3. Доверяйте ученику или ребёнку так, как он должен доверять самому себе

Доверяйте ученику и его инстинктам в седле, и тогда уверенность всадника в себе обязательно возрастёт. Об этом однажды говорил в своём интервью Лоренцо де Лука. Когда конкурист только начал выступать на пятизвёздочном уровне, его тренер при просмотре маршрута после собственных советов добавлял: «Но ты сам решишь, что для вас с лошадью здесь будет лучше». Для спортсмена это стало огромным «толчком» к доверию самому себе, к принятию собственных решений на боевом поле.

4. Тренируйте сильные стороны, а не слабые

Концентрироваться на преимуществах ученика или ребёнка, а не только на его слабостях – ещё один способ повысить его уверенность в себе. Он должен знать свои сильные стороны и использовать их.

Ни тренер, ни даже родитель не может контролировать каждый шаг, каждое действие ученика или ребёнка. Однако тренер или родитель способен научить принимать независимые и уверенные решения, которые в будущем станут залогом успешных выступлений спортсмена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *