Как правильно брать интервью вопросы
Подборка: 60 универсальных вопросов для интервью
Интервью — один из самых благодарных видов контента.
Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.
На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.
Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.
И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.
Эту подборку мы готовили для себя. Но решили поделиться ею и с вами. Потому что шаблоны всегда помогают в работе.
Вопросы для интервью: 60 шаблонов
Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.
Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.
Как взять интервью и разговорить человека: 11 шагов для получения любой информации
Все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Здесь и далее фото unsplash.com
Несмотря на то, что тема интервьюирования может показаться необходимой только профессиональным журналистам, знание основ располагающей беседы полезно многим людям, занятым в других профессиях.
Согласись, все мы так или иначе сталкивались с ситуациями, когда нам надо было разговорить человека и получить от него ценную информацию. Роль интервьюера как раз в этом и заключается.
Сейчас мы расскажем тебе, как брать интервью, что для этого нужно сделать, и от чего зависит успешный исход беседы.
Содержание
1. Подготовься к разговору
Все начинается с хорошей подготовке к предстоящей беседе. Если ты собираешься взять интервью у известного человека, ситуация облегчается тем, что про него можно найти информацию и составить приблизительный портрет.
Прежде всего, собери данные о его роде деятельности, последних проектах, скандалах и так далее. Это даст тебе представление о том, что он пережил за последнее время, над чем работает и о чем, быть может, говорить не хочет.
Если ты собираешься взять интервью у ноунейма, действовать надо в соответствии с немного другим сценарием. Прежде всего, сосредоточься на том, что бы ты сам хотел узнать. Естественно, хорошо бы обзавестись хотя бы малейшим представлением о его персоне и быть готовым к разговору.
2. Разберись с темами предстоящей беседы
Чтобы ничего не упустить и не впасть в ступор во время беседы, необходимо предварительно подумать над основными темами вашего разговора. Это понимание станет планом и структурой интервью, с помощью которой тебе будет легче ориентироваться.
Лучше всего записать все темы на листке бумаги или в заметках твоего гаджета. Если ваша беседа зайдет в тупик, ты можешь всегда вернуться к своим записям, чтобы возобновить ее.
Однако лучше всего зафиксировать их на письме и держать в голове, чтобы ваш разговор казался естественным и непринужденным. В такой обстановке собеседнику будет намного проще раскрыться и забыть о том, что он разговаривает в рамках ответственного интервью.
3. Проработай свое волнение
Многих интервьюеров во время бесед с важными людьми подводило волнение. Поэтому его необходимо тщательно прорабатывать и не позволять ему рушить все твои планы.
Самый главный лайфхак, как побороть волнение, заключается в том, чтобы конвертировать страх в приятное чувство возбуждения. То есть просто пойми, что ты испытываешь не страх перед предстоящей беседой, а возбуждение на фоне значимого для тебя события.
Это поможет немного успокоиться и с энтузиазмом провести долгожданную коммуникацию, к которой ты хорошо подготовился.
4. Подумай над провокационными вопросами
Отдельного внимания в любом интервью заслуживают провокационные вопросы. С помощью них добываются сенсации, откровения и ранее недоступные общественности факты. Однако провокационные вопросы подобны тонкому льду — с ними надо быть крайне осторожным.
Прежде всего, тебе надо будет прощупать почву и задать желаемый вопрос именно в тот момент, когда собеседник окажется к нему максимально предрасположен. Например, подойти к провокационному вопросу можно деликатно после ряда дружелюбных реплик (только не надо перегружать беседу лестью, это ни к чему хорошему не приведет).
Собеседник должен проникнуться тобой и почувствовать себя комфортно в вашем диалоге. Тогда, быть может, он отважится на откровение и расскажет все, что у него творится на душе. Однако даже если это случится, не стоит заранее радоваться добытой сенсации. Возможно, герой интервью забракует свои слова во время согласования материала и не разрешит публиковать озвученные ранее откровения.
5. Показывай собеседнику свою заинтересованность
Если ты хочешь, чтобы собеседник раскрылся и рассказал много всего интересного, тебе просто необходимо показать свою заинтересованность. Это основа любой коммуникации, которой не стоит пренебрегать.
Чтобы ощутить всю важность этого момента, возьми и представь, что тебя не слушают во время того, как ты рассказываешь классную историю. Согласись, ты вряд ли захочешь продолжать этим заниматься в пустоту.
Именно такой же принцип действует и здесь. Гость твоей беседы должен чувствовать, что его не просто слушают, а еще интересуются. Тогда он, возможно, захочет рассказать то, что никому до тебя не рассказывал. Помни это.
6. Поменьше говори о себе
Законы формата интервью предусматривают раскрытие главного героя беседы. Это не совсем обоюдный разговор, где оба собеседника по очереди делятся своим мнением. Если мы выходим за рамки жанра, тогда история про свой опыт уместна. Например, таким жанром является подкаст, где ведущий может спокойно делиться мыслями по поводу происходящего.
Тем временем интервью представляет собой раскрытие только одной персоналии, за что ответственен сам интервьюер. Он должен направлять беседу, раскрепощать своего гостя и получать нужную информацию. На своей персоне ему лучше не заострять внимание, потому что это будет уже немного другой формат.
Как бы то ни было, мы сейчас говорим про классику интервьюирования. На самом деле, сегодня форматы трансформируются и некоторые интервью превращаются в обмен мнениями. Это уместно тогда, когда сам интервьюер и его точка зрения представляют интерес для читателей или зрителей.
7. Но не бойся высказывать свою позицию
Если ты хочешь честного и равного диалога со своим собеседником, ему необходимо показать, что у тебя есть позиция. Поэтому не бойся ее обозначать в тех моментах, когда это уместно (даже если она расходится с его позицией).
В такие моменты гость твоего интервью может активнее включиться в беседу и даже спросить твоего мнения по тому или иному вопросу.
Естественно, не стоит вступать с ним в ожесточенный спор, доказывая свою точку зрения. Если где-то вы расходитесь, можешь деликатно сказать, что ты занимаешь противоположную позицию в этом вопросе, и предложи перейти к другой теме.
8. Избегай фамильярности
Даже если ты хорошо знаком с человеком, который пришел к тебе на интервью, старайся избегать фамильярности. Это правило нужно соблюдать в том случае, если результат вашей беседы увидят или прочитают люди. Излишняя фамильярность будет их отталкивать и препятствовать усвоению материала.
Если же это неформальная беседа, в ходе которой ты хочешь получить нужную для себя информацию, можешь общаться так, как, по твоему мнению, будет лучше всего достичь желаемого коммуникативного эффекта.
9. Покажи, что ты готовился
Этому правилу тоже следует придерживаться в тех случаях, когда твое интервью выйдет в публичное пространство. Во-первых, твоя подготовка понравится собеседнику, который поймет, что ты в курсе происходящего и, возможно, расскажет тебе больше всего интересного.
Во-вторых, твое знание темы оценит аудитория, для которой это будет показателем профессионализма.
10. Внимательно отредактируй интервью
После того, как твоя беседа состоится, необходимо привести ее в удобный для потребителя вид. Если это текстовый формат, расшифруй свои реплики и слова собеседника, отредактируй цитаты, убрав из них мусорные слова, сопроводи полученный текст фотографиями и обязательно проверь содержимое на ошибки.
Если это видеоверсия, засядь за монтаж, создай необходимую динамику в кадре, воссоздай нужную хронологию и выводи полученный результат. Одним словом, проработай все до мелочей перед тем, как отдать интервью на согласование собеседнику.
11. Не забудь согласовать его с собеседником
Ну, и самый ответственный этап любого интервью — это согласование готового материала. Большой журналистской удачей считается момент, когда собеседник решает не вносить правки в готовый материал. Однако это очень редкое событие, особенно когда речь идет о селебрити. Обычно они дорожат своей репутацией и не хотят показаться в невыгодном свете. Поэтому правки здесь являются неотъемлемой частью работы.
На этом этапе ты можешь вступить в дискуссию и сказать, что та или иная реплика окажет положительное воздействие на медийную карму твоего собеседника, поэтому резать ее не стоит. В некоторых случаях такой подход работает, и ты получаешь сенсацию. Но такое случается далеко не всегда, так что будь готов идти на компромиссы и прочие уступки.
Итак, мы рассказали, как правильно брать интервью у людей и получать нужную информацию. Уверены, эти советы помогут тебе добывать сенсации, распутывать интриги и разруливать скандалы. Если возникнут какие-то вопросы, обязательно пиши.
Я предполагаю, что более 90% всех интервью, которые опубликованы в Интернете, взяты посредством электронной почты. В связи с этим, как правило, возникают следующие проблемы. Иногда собеседнику не хватает способности красиво излагать свои мысли. Обычно он старается ответить на все вопросы как можно быстрее, при этом не вдаваясь в подробности, из-за чего создается общий эффект поверхностности. При этом, как правило, вы не имеете возможности задавать дополнительные вопросы, направленные на получение более детальной информации. Итак, если вы хотите, чтобы интервью получилось как можно более качественным – используйте Skype.
Интервью напрямую зависит от тех вопросов, которые вы задаете. Если вы предпочитаете скучные, банальные вопросы, будьте готовы к однообразным ответам. Поймите, ни у кого нет времени на скучное повествование.
Всегда помните, что ваша цель не как можно чаще высказываться самому, а получить как можно больше информации именно из уст вашего собеседника. Одним из наиболее интересных приемов является прием «попугая». Выберите одно или два слова из произнесенного предложения и переспросите.
Например, ваш собеседник говорит: «Я считаю, что своим успехом обязан оптимизации воронки продаж».
В конце интервью обязательно поблагодарите опрашиваемого за то, что он нашел время поговорить с вами, обязательно напомните читателям его или ее имя и дайте ссылку на сайт этого человека для того, чтобы заинтересованные пользователи смогли найти больше информации. Также как и в начале интервью, не нужно просить собеседника дать адрес его сайта. Найдите этот адрес самостоятельно.
Еще больше полезных советов, а также полный текст статей можно посмотреть здесь.
Как правильно брать интервью
В своей повседневной жизни мы смотрим телевизор, читаем газеты, журналы и часто видим и читаем интервью с интересными личностями: политиками, музыкантами, юмористами, спортсменами. В интернете и, в частности, в блогосфере похожая ситуация
Авторы блогов беседуют с интересными личностями и выкладывают данные беседы на свои ресурсы. При этом блог наполняется полезным и интересным контентом, интересное интервью читают новые люди и становятся вашими постоянными читателями, блог становится более посещаемым и популярным.
Интервью представляет собой беседу между журналистом и интересной личностью по актуальным вопросам.
В блогосфере наиболее часто встречается такая разновидность интервью, как беседа (диалог). Все просто, общение проходит на равных благодаря тому, что в блогосфере так принято, официальный тон и обращения не часто встречается.
Что дает правильное интервью для автора блога, особенно начинающего блоггера:
Плюсов довольно много, поэтому рекомендую уделить данному вопросу внимание и начать действовать. Главное, не откладывать в дальний ящик свои мысли и желания, вот прямо сегодня и решите у кого возьмете интервью и отправьте ему письмо.
Я уже опубликовал несколько интервью с интересными собеседниками, в основном — это блоггеры-тысячники, авторы очень известных блогов в моей тематике.
Советы как брать интервью правильно
1. Определяем цель будущего интервью
После создания блога вы начинаете его наполнять контентом. По мере его продвижения у вас возникает много вопросов, для решения которых вы ищите ответы в интернете. Так вы попадаете на интересные сайты и вносите их в закладки, а автор его для Вас становится экспертом в данной теме. Вот когда у вас или вашей аудитории накопилось несколько важных вопросов в определенной теме, вы можете выбрать кандидатуру для интервью.
Не нужно просто так брать интервью и задавать вопросы общего плана, которые уже были раскрыты в предыдущих интервью данного автора. Выберите для себя направление, которое хотите раскрыть в беседе и продумайте несколько вопросов.
2. Необходимо с вязаться с будущим собеседником
Дальше я бы Вам рекомендовал найти способ для связи с интересующим Вас человеком.
Если у него есть свой блог, напишите ему письмо через поддержку, скиньте письмо на e-mail, если указан телефон, можете позвонить и обсудить возможность взять интервью.
Не бойтесь сделать этот первый шаг, если согласится – хорошо, ответит отказом, найдите другую интересную личность.
Главное, чтобы ваш собеседник чувствовал ваше желание, что вам это очень важно и интересно общение с ним. Пишите только правду, не нужно приукрашать или возвышать себя и показатели своего блога.
Примерный текст письма может быть таким:
Тема : Интервью
Текст: Добрый день, уважаемый Петр Сидоров!
Меня зовут Василий Иванов, я веду блог здоровье.ру (обязательно укажите адрес) по теме “Здоровый образ жизни”.
Хотел взять у вас интервью на тему “Насколько полезно плавание”, поскольку Вы являетесь специалистом в данном вопросе.
Ваши ответы будут очень полезными и познавательными для меня и читателей моего блога. Буду Вам очень признателен, если вы найдете удобное для Вас время и согласитесь ответить на мои вопросы.
Я могу вам предложить на выбор 2 варианта интервью:
С уважением, Василий Иванов.
3. Составляем список вопросов для интервью и отправляем
Если вы получили положительный ответ, Вам нужно отправить в ответ письмо с благодарностью, примерно такого содержания:
Уважаемый Петр, благодарю Вас за согласие дать интервью для моего блога. В ближайшее время я вышлю Вам список вопросов.
С уважением, Василий Иванов.
После этого досконально изучить личность собеседника. Зайдите на его блог, изучите разделы “обо мне”, “о сайте”, изучите какие информационные продукты он выпустил, какие достижения, награды или премии имеет, чем знаменит?
Полезная информация:
Нашел интересную тему в сети Вконтакте, где автор предложил всем желающим задать 100 интересных вопроса для интервью, рекомендую почитать,
наверняка найдете те, которые вам подойдут )
Если у вашего будущего собеседника уже брали интервью, обязательно изучите их, постарайтесь не повторять вопросы в своем интервью. Почитайте статьи на его блоге, найдите интересные факты из биографии или личной жизни и упомяните о них в вопросах.
Только после этого составьте список вопросов, продумайте их очередность.
Примерный план вопросов для интервью может быть таким:
Еще раз тщательно просмотрите вопросы, подкорректируйте, добавьте изюминку, немного юмора и отправляйте.
4. Оформление и публикация интервью
После того, как вы получили ответы на свои вопросы, займитесь публикацией материалов.
Основные советы по оформлению интервью на блоге
Теперь, вы знаете, как правильно брать интервью у собеседника, как составить вопросы, чтобы получилось увлекательное и правильное интервью, которое понравится Вашим читателям.
Не бойтесь сделать первый шаг, у всех когда–то бывает первое интервью.
Помните, что хорошая подготовка к беседе – залог успеха!
Помните, что если вопросы будут интересными, не обычными и по теме, которая интересует ваших читателей, то хорошая посещаемость на данную заметку вам гарантирована.
Не бойтесь, что вам откажут, ничего страшного, людей с опытом и хорошими достижениями в вашей теме должно быть много и, если один окажется слишком занятым, другой согласится, поверьте мне. Будьте смелыми, настойчивыми и изобретательными, зацепите будущего автора интервью своим индивидуальным подходом и он не сможет вам отказать.
Какие у Вас есть секреты, какие необычные или острые вопросы задаете вы своим собеседникам. Поделитесь своим опытом, большой у Вас опыт в данном вопросе?
Интересные статьи по данной теме:
Вопросы для интервью — виды и правила интервьюирования
Вы узнаете, что такое интервью и каких видов бывает.
Также я дам ценные советы в подготовке и проведении беседы с респондентом.
Раскрою много секретных методик, которые помогут вам не облажаться перед всеми.
Что такое интервью
Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы) на актуальные темы.
Респондент (кандидат или спикер) — это тот, кто берет интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.
Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.
И второе здесь замечание — это «по актуальным вопросам».
Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.
Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.
Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера.
То есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.
Обратите внимание на такие передачи, как «Школа злословия» и «Временно доступен». Вот в них интервью построено именно с желанием раскрыть персонажа.
Посмотрите насколько они пытаются раскрыть своих персонажей. Они задают им наводящие вопросы и даже провоцируют иногда. Посмотрите и сравните насколько это разительно отличается от передачи «Пока все дома».
Передача эта милая и давно существует. Однако вопросы там как правило, не раскрывают персонажей. В основном люди просто рассказывают свою биографию. Это то, что публиковалось миллион раз на других каналах.
Вопросы там поверхностные: «кто вы?», «как начали свою карьеру?», «кто живет в доме?», «каких животных любите?», «в какую школу ходят ваши дети?» и так далее.
Все это не демонстрирует человека!
В общем, интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является ваша практика и мои советы, которые будут даны ниже.
Виды интервью
Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.
Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.
Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.
Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.
Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.
Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.
Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.
Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.
Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.
По количеству участников интервью подразделяют на:
По форме проведения:
Зачем нужно готовиться
Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.
Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.
К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.
Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.
Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.
У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.
Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно seo продвижения. Однако это совершенно не обязательно!
Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет?»
Это уже будет его позиция.
Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.
Это будет ваша первая задача.
Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.
К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.
То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.
Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.
Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.
Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.
Пример интервью
Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.
Темой разговора был юбилей певца. В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения. Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.
Интервью начинается не с вопроса, а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.
По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось. Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.
Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:
Давайте теперь посмотрим, что сказал журналист после первого абзаца. А там опять нет вопроса. Есть только комментарий журналиста.
Ну, а после концерта, как водиться…
То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.
И вы все это в одиночку потянули?
Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку. Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:
Дальше он задает еще вопрос:
И в каком состоянии вы проснулись 2 февраля?
Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.
Далее идет ответ человека. После него журналист увидел, что разговор ушел на физическое состояние. Видно, человек явно не готовился к интервью. Вопросы идут беспорядочно.
То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.
Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?
Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.
Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?
Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.
И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.
Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?
Дальше идет надпись:
С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко
Заметьте «с ветеранами». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.
В общем это пример того, как нельзя брать интервью.
Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.
Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.
Как брать интервью
Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.
Выбираем героя
В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.
Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.
Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.
Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.
Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.
При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.
Копаем информацию
Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.
Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.
Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.
Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.
Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.
Вопросы для интервью
Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.
Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель. То есть «собрать информацию по конкретной теме» или «показать портрет героя».
Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.
Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.
К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.
Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.
Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.
Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило?» и «что вы там видели?»
Все это будет характеризовать героя.
То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию. И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.
При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.
Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы?»
В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.
Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.
Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.
Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.
Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.
Оно работает по пирамиде Фрейтага:
План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.
Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.
Типы собеседников
Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.
Будут люди, которые легко уходят от темы. То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.
В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос.»
Собеседник может быть малоразговорчив. То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше).
Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.
Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.
Но бывает, что человек обычный молчун. В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.
Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.
Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.
Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.
Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.
Визирование
Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.
То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.
В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.
Здесь бывает две проблемы.
Первая, это фактическая информация.
Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.
И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются. Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.
Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.
Еще советы по интервьюированию
Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.
За это гости и зрители скажут вам только спасибо!
Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.
Помните, что все ровно не бывает!
Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.
Вот некоторые фото интервью.
Заключение
Героем интервью может стать блогер или инфобизнесмен. Это может быть ваш коллега и специалист в какой-то теме. Еще это может быть знакомый если вы собираетесь делать портрет на фоне времени.
И не обязательно искать какую-то звезду!
Героем интервью может стать молодая мама, с которой вы вместе выгуливаете детей. Допустим, она использует какие-то методики раннего развития ребенка. С их помощью она добилась удивительных результатов в масштабах вашего двора.
Поэтому не обязательно человек должен быть супер известным.
Выберите вариант. Темой вашего разговора будет какое-то событие. Будет герой, который даст комментарий по событию, либо вы делаете портрет на фоне времени.
И всегда помните о теме. По объему где-то рассчитывайте на 10 вопросов.
Помните, что самые успешные ведущие не могут гарантировать удачное интервью. Этого никогда нельзя заранее предсказать. Поэтому не стоит расстраиваться если не получается. Просто продолжайте. Будьте смелыми и упертыми одновременно. Тогда все получится!
Увлекаюсь созданием и продвижением сайтов в интернете. Интересует SEO оптимизация и контент-маркетинг. Немного занимаюсь SMM и Email рассылкой. Также люблю читать интересные материалы по веб-аналитике и заработку в интернете.
Что такое заметки в журналистике и как их нужно создавать
Основные виды контекстной рекламы сайта в интернете
Что такое статья и как ее писать: структура, план и виды
Вот некоторые вопросы для интервью. Конечно же, не всегда они подойдут. Но возможно, такие шаблоны новичкам пригодиться в трудных ситуациях.
Расскажите о себе, своем бизнесе.
Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
Когда Вы решили стать_____ и почему?
Что привело Вас именно к __________?
Что послужило толчком к _________?
Какими были первые шаги?
В чем плюсы и минусы работы _______?
Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
Опишите три Ваших достижения?
Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
Опишите свою рабочую обстановку?
Планируете ли Вы изменить _______?
Каковы Ваши планы в _______?
В чем секрет успеха в _____?
Как Вам удалось добиться успеха в _______?
Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
Можно ли утверждать, что ______?
По какому принципу Вы ______?
Вы сами пришли к этой позиции или ______?
Как изменились Вы после _______?
Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
Чем Вы любите заниматься в свободное время?
Как сделать, чтобы ________?
Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
Когда Вы в последний раз _________?
Что Вас интересует помимо______ и ________?
Как Вы отдыхаете от ____?
Как к Вам пришла идея организовать ________?
Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
Как часто Вы ________?
Как вы считаете, какова ________?
По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
Сколько времени Вы посвящаете ______?
Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
Что для Вас было самым сложным?
Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
Как к Вам пришел первый успех?
Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
Какую оценку Вы поставите себе как _______?
Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
Что мешает Вам жить, а что помогает?
О чем Вы мечтаете?
По сути интервьюер и интервьюируемый (респондент) это две противоположные личности. Первый старается разговорить собеседника. При этом раскрыть щипитильные вопросы.
Второй же, упирается и не всегда идет на беседу. Как правило, респонденты стараются быть очень осторожны в своих высказывания. Чтобы лишнего не ляпнуть.))) Ведь слово не воробей.
Вот еще виды, которые могут встречаться в журналистике:
Криминальное интервью — проводиться с людьми, связанные с приступным миром. Было много бесед с ворами в законе и криминальными авторитетами. Как правило, тут человек раскрывает все или почти все тайны преступлений. Как все происходило, какие методы применялись и так далее.
Эксклюзивное — это такой подвид, где используются только эксклюзивные материалы. Или же если сам собеседник ни с кем не соглашается работать, кроме одной компании, то такая беседа тоже будет эксклюзивной.
Откровенное — тут собеседник более раскрыт для разговора. Он дает ответы на самые щипитильные вопросы и раскрывает свои жизненные тайны. Собеседник откровенно отвечает на те вопросы, на которые каждый человек старается обходить стороной.
Например, были ли у вас любовницы, есть ли дети на стороне и так далее.
Актуальное — интервью, где информация на сегодняшний день является актуальной (не устаревшей).