Как появляются способности человека кратко

Способности человека и их развитие

Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и выбора призвания? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.

Категории способностей человека

Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.

Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Способности делятся на следующие категории:

Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.

Следует подробнее остановиться на каждой из них.

Эта категория способностей помогает достижению успеха в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Специальные и практические способности.

Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.

Учебные и теоретические способности.

К этой категории относятся способности к обучению – получению и усвоению знаний. Успех в этой сфере гарантирован только в том случае, если ребенка мотивируют к учебе с раннего возраста.

Способности к творчеству.

Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.

Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.

Пути и средства для формирования способностей

Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:

На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.

Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в детских играх, затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством повышает самооценку человека, заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.

То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его мозг не в силах охватить сложившуюся задачу, не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.

Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.

Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, спортивных секций, профессиональной ориентации детей и т.д.

Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.

Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.

Существует два вида одаренности:

Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.

Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.

Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя стадия таланта – гениальность.

Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.

Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.

Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.

Источник

Способности в психологии. Что это такое, определение, виды кратко, примеры

Способности играют огромную роль в жизнедеятельности человека и являются основными свойствами его личности. В психологии эти свойства описываются как психические функции личности, направленные на реализацию деятельности и освоение личности в общественной системе.

Определение термина «способность» в психологии

Способности – это в психологии свойства психики человека, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, которые позволяют ему с особой быстротой и успешностью осваивать новые знания, умения и навыки в конкретной области деятельности.

У людей, которые обладают определенными способностями (в конкретной сфере деятельности), скорость освоения новых знаний и умений в несколько раз превышает эффективность развития в данной сфере тех людей, которые не обладают такими способностями.

Например, если у ребенка есть математические способности (легкость арифметических вычислений, хорошая память, выраженная логичность мышления), ему гораздо легче изучать математику и решать сложные задачи, в отличие от ребенка, не имеющего этих способностей.

Для успешного освоения и осуществления разных видов деятельности необходимы различные способности. От них зависит быстрота и качество приобретения новых знаний, умений и навыков в соответствующей сфере деятельности.

Происхождение способностей и их структура

Существует 2 теории происхождения способностей у человека. Теория о возникновении способностей путем передачи генной информации от родителя к ребенку и теория развития способностей в результате обучения, воспитания и воздействия внешней социальной среды на человека. Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Генетическая теория возникновения способностей опирается на общеизвестные факты, когда дети выдающихся ученых или деятелей искусства также становились учеными или достигали успеха в соответствующей области искусства. Например, очень частым явлением было обнаружение у детей музыкантов соответствующих музыкальных способностей (Моцарт, Гайдн).

Еще одним ярким примером является возникновение целой династии музыкантов и композиторов среди потомков известного великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Теория возникновения способностей под воздействием обучения и факторов внешнего социального влияния опирается на ряд экспериментов, которые подтверждают развитие практически любых способностей, в случае правильного и планомерного обучения человека опытными педагогами, а также в результате правильного воспитания в раннем детстве, когда формируются основные анатомо-физиологические компоненты психики ребенка.

В результате сосуществования этих теорий современная психология принимает их в равной степени. На формирование способностей влияет как наследственность, так и факторы внешней среды, которые могут компенсировать отсутствие каких-либо врожденных способностей или наоборот приостановить их развитие.

Базовая структура способностей (в общем смысле) состоит из следующих частей:

Наличие вышеперечисленных элементов в структуре способностей позволяет человеку эффективно развивать его способности в любых сферах деятельности.

Развитие отдельных элементов структуры способности влияет на общий прогресс развития самой способности, что в свою очередь приводит к дальнейшему усилению развития отдельных ее частей. Таким образом, развитие способности — это взаимный цикличный процесс с участием самой способности и ее отдельных частей.

Структура способности какой-либо конкретной деятельности, кроме общей структуры будет включать в себя ряд дополнительных качеств, которыми должен обладать человек, осуществляющий эту деятельность.

Например, в структуру способностей, которыми должен обладать человек, осуществляющий музыкальную деятельность, входят такие элементы как чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память.

В отношении литературной деятельности, в дополнение к общей структуре способностей, в ее состав должны входить такие дополнительные элементы как четкая работа речевого аппарата, развитое чувство эстетики, потребность к самовыражению и фантазированию.

Каждый конкретный вид деятельности имеет свою структуру способностей. Человек, осуществляющий какой-либо вид деятельности должен обладать соответствующими способностями.

Задатки – природная основа способностей

Способности – это, в психологии, свойства личности, обуславливающие быстроту и качество освоения знаний, умений и навыков. Начальной формой будущих способностей являются задатки, представляющие собой наследственные анатомо-физиологические особенности организма, которые могут проявляться в виде следующих свойств нервной системы:

Отличие задатков от способностей в том, что они не специфичны и не могут конкретно относиться к какой-либо одной деятельности или к какой-то определенной способности. Одни и те же задатки могут использоваться в формировании различных способностей в различных сферах деятельности.

Например, отличное зрение и врожденная внимательность могут стать частью способностей художника или профессионального стрелка из лука. Разные виды деятельности требуют определенных способностей, которые в свою очередь могут базироваться на необходимых им задатках.

Задатки зрительной системы могут использоваться в деятельности, требующей хорошего зрения (изобразительное искусство, спорт). Задатки речевого аппарата с успехом могут применяться в сфере, требующей высокого уровня его развития (ораторское искусство, лингвистика).

Задатки являются базовыми «кирпичами», на которых строятся способности и вся профессиональная деятельность человека. Они начинают проявляться в детском дошкольном и раннем школьном возрасте. В этот период происходит функциональное развитие участков мозга, отвечающих за координацию органов движения, логику мышления, а также совершенствование различных анализаторов:

Обнаруженные задатки у ребенка необходимо развивать в отношении той сферы деятельности, которая ему интересна. В результате формирование способностей будет проходить более эффективно, и соответствовать необходимым требованиям этой деятельности.

Что такое склонности?

Когда у человека появляется интерес к какому-либо определенному типу деятельности, и он стремится развивать свои задатки именно в этом направлении, то такую начальную направленность индивида называют склонностью.

В процессе освоения выбранного направления развития, склонность может перерасти в способность. Если человек в процессе освоения выбранного направления меняет свои интересы, то могут появляться другие склонности, которые могут быть в дальнейшем развиты до соответствующих способностей или остаться без дальнейшего развития.

Уровни развития способностей

Способности – это в психологии свойства личности, влияющие на возможность человека осваивать необходимые умения и навыки в определенной сфере деятельности.

Развитие способностей состоит из 3-х следующих уровней:

В результате исследований развития способностей человека выяснилось, что разные способности проявляются в разные возрастные периоды в течение раннего детского возраста. Например, в 2-4 года у ребенка проявляется способность к обучению речи. В 5-6 лет возникает способность к чтению. В младшем и среднем школьном возрасте у ребенка проявляются склонности к творческому развитию. Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Если в нужные моменты времени не помочь ребенку в развитии соответствующих базовых способностей, это негативно может сказаться на дальнейшем его развитии. Эти моменты времени онтогенетического развития называются сензитивными периодами.

Для успешного развития способностей огромную роль играет фактор внешней социальной среды и качество обучения. Наличие задатков и склонностей само по себе не может сформировать необходимые способности у человека.

Формирование конкретных способностей происходит в результате целенаправленного процесса обучения преподавателями или родителями (если они компетентны в соответствующей сфере деятельности).

Кроме фактора среды, эффективность развития способностей зависит и от фактора личной активности самого человека. Правильно выработанное отношение к выбранной трудовой деятельности и формирование интереса к ней, позволяют достигать успеха более эффективно.

Очень важно на раннем этапе развития ребенка максимально заинтересовать его той деятельностью, к которой у него в этот период проявляются задатки и склонности.

Если у человека в детстве будут сформированы способности к самоорганизации и личной заинтересованности в развитии каких-либо способностей, то в дальнейшем ему легче будет ориентироваться в мире и достигать необходимых успехов в достижении поставленных им целей.

Условия формирования способностей

Фундаментом для появления и развития способностей являются нервно-мышечные функциональные органы, которые формируются у ребенка с момента рождения до 6 лет. У здорового ребенка все физиологические элементы (слух, речь, нервная система, мышление) позволяют полноценно развивать как базовые, так и специальные способности.

Во время обучения детей, важным условием эффективного развития способностей является их комплексное развитие. Одни способности тесно связаны с другими (речь связана со слухом, зрение связано с мышлением). Развитие только одной какой-либо способности в отрыве от других недопустимо.

Для разностороннего развития ребенка необходимо:

Творческий подход к делу формирует у ребенка самостоятельное мышление, в результате которого он может:

Во время обучения необходимо позаботиться о достаточной трудности выполняемых задач, поставленных перед ребенком. Они не должны быть слишком сложными: если они будут невыполнимы, то это может приостановить формирование соответствующих способностей.

Если же задачи и соответствующая им деятельность будут слишком простыми, то это также не приведет к должному развитию способностей, а лишь обеспечит их функционирование на текущем уровне.

В процессе деятельности, развивающей способности ребенка, его эмоциональный настрой играет существенную роль в освоении новых умений и навыков. Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

При достижении определенных положительных результатов в деятельности ребенка, направленной на развитие его конкретных способностей, необходимо позаботиться об эмоциональном подкреплении каждого его успеха, поскольку в процессе деятельности возникают также и неудачи, которые на фоне успехов не должны вызывать негативного отношения ребенка к осуществляемой им деятельности.

Способности и индивидуальные различия

Если обучить несколько человек одним и тем же способностям, они все равно будут отличаться друг от друга:

Индивидуальные различия между людьми определяются их задатками, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными.

От выраженности тех или иных задатков зависит скорость и эффективность развития соответствующих им способностей. Врожденные задатки являются фундаментом для определенных способностей, которые в свою очередь могут являться задатками для способностей высшего порядка.

Например, чтобы приступить к изучению высшей математики, необходимо сначала освоить элементарную математику, которая будет выступать в роли задатка, необходимого для ее изучения.

У разных людей существует различный набор задатков и соответствующих им способностей. Таким образом, в результате их развития и взаимодействия с другими людьми в социальной среде возникает индивидуальное их различие.

Способности и склонности

Способности человека развиваются в соответствии с его склонностями, которые представляют собой проявление интереса к той или иной деятельности. Возникшие склонности побуждают человека развивать соответствующие им способности. Как правило, склонности начинают проявляться с раннего детства.

Существуют индивидуальные и общие склонности. К индивидуальным склонностям, например, можно отнести стремление ребенка к изучению музыки, живописи или техническим наукам.

К общим склонностям, возникающим практически у всех детей, например, можно отнести склонности к ручному труду. Развитие этого вида труда очень важно в раннем возрасте ребенка, поскольку это способствует его умственному развитию, формирует и укрепляет работоспособность, а также развивает творческое мышление.

Очень важно отличать истинные склонности от стремления к какой-либо деятельности в целях выгоды или в результате навязывания ее человеку другими людьми. В случае, если склонности не вызывают подлинной любви к делу, а продиктованы лишь целью успеха, развитие способностей в таком случае может быть слишком трудным или невыполнимым.

И наоборот, истинная заинтересованность и любовь к выбранной деятельности или профессии приведет к полноценному развитию способностей, соответствующих этой деятельности.

Способности и одарённость

Способности – это в психологии индивидуально-психологические качества человека, которые позволяют ему эффективно осваивать новые знания, умения и навыки в определенной сфере деятельности.

Наличие различных способностей у разных людей отличает их друг от друга, но некоторые люди обладают такими способностями, которые позволяют достичь сверхнормативных результатов по отношению к аналогичным способностям других людей. Таких людей называют одаренными.

Обычно одаренность проявляется с раннего детства, причем одаренность к различным сферам деятельности проявляется в определенное время. Например, одаренность к искусству (музыка, рисование) проявляется раньше, чем одаренность к наукам.

Наличие одаренности еще не означает, что ребенок станет художником или математиком сам по себе. Развитие способностей детей (с любым уровнем задатков) в большой степени зависит от факторов окружающей среды, качества обучения и воспитания.

Виды способностей, примеры

Способности людей бывают разных видов, которые отличаются друг от друга характером связанной с ними деятельности и ее содержанием.

Творческие способности личности

К творческим способностям относятся такие способности человека, которые позволяют ему формировать нечто новое, как в материальной, так и в социальной сфере общества.

Благодаря наличию у индивида этих способностей, у него появляется возможность находить ранее неизвестные, более эффективные решения существующих задач, создавать новые идеи и достигать поставленных целей, используя смекалку и неординарное мышление. Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

Творческие способности могут включать в себя следующие элементы:

СпособностьРасширенная возможность
Умение находить причину проблемыВ процессе изучения какого-либо вопроса или проблемы уметь находить и анализировать информацию, выходящую за рамки данного вопроса или проблемы.
Умение генерировать новые идеиПрименять новые идеи в процессе профессиональной деятельности.
Оригинально и гибко мыслитьВо время решения поставленных задач использовать информацию из разных классов явлений и источников.
Умение улучшать уже известные методы осуществляемой деятельностиКомбинировать различные методы в целях более эффективного решения задач.
Умение критически оценивать свои действияАнализировать результат работы и находить недочеты самостоятельно.

Творческие способности личности используются практически во всех сферах деятельности (музыка, живопись, наука).

Индивидуальные способности личности

Существуют такие типы способностей, которые отличают одних людей от других. Индивидуальные способности могут быть разной степени выраженности. Умение сочетать несколько способностей и максимально эффективно выполнять сложную деятельность называется одаренностью.

Умение создавать нечто новое, оригинально и легко решать задачи повышенной трудности называется талантом. Если результатом деятельности являются шедевры мирового значения, то в данном случае имеет место гениальность личности.

Социальные способности личности

В результате общения с людьми у индивида вырабатываются способности, отвечающие правилам поведения и определенным социальным нормам. К социальным способностям можно отнести умение работать в команде, умение управлять людьми, умение решать различные социальные конфликты. Как появляются способности человека кратко. Смотреть фото Как появляются способности человека кратко. Смотреть картинку Как появляются способности человека кратко. Картинка про Как появляются способности человека кратко. Фото Как появляются способности человека кратко

В процессе социального воспитания, у личности вырабатываются такие социальные качества как:

Профессиональные способности личности

Профессиональные способности делятся на два вида: общие и специальные. Общие профессиональные способности – это такие свойства индивида, которые необходимы для выполнения определенного вида деятельности и определяются предметом труда в профессии:

Специальные профессиональные способности определяются конкретной профессией, узкая специализация которой требует особых профессиональных навыков.

Коммуникативные способности личности

Правильно и эффективно взаимодействовать с людьми помогают коммуникативные способности человека. Если эти способности хорошо развиты, человеку легко находить общий язык с окружающими людьми, а также достигать успехов в деловых отношениях и бизнесе.

Интеллектуальные способности личности

В зависимости от того насколько богат у человека накопленный опыт интеллектуальной и профессиональной деятельности, определяется степень его интеллектуальных способностей.

Развитие этих способностей происходит благодаря расширению кругозора человека и приобретению опыта в разных видах деятельности. Благодаря данным способностям человек может абстрактно и логично мыслить и рассуждать, использовать пространственное воображение, а также эффективно использовать знания из различных сфер деятельности в решении поставленных задач.

Развивая свои способности, человек может улучшить качество своей жизни, а также повлиять на состояние внешней социальной среды и условия жизни других людей. Знания об организации и возможностях этих свойств в психологии, позволяют людям осознанно и целенаправленно развивать и обогащать свои знания, что является одним из основных критериев достижения успехов в жизни и развития общества в целом.

Автор: workenter

Видео о способностях в психологии

Психология. Способности и задатки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *