Как появляется выпуклый рисунок на пряниках
Как появляется выпуклый рисунок на пряниках
Выпечка, похожая на пряники, появилась на Руси примерно в IX веке. Ее рецепт привезли на русские земли варяги. Называли это лакомство «медовым хлебом» и готовили из ржаной муки с ягодным соком и большим количеством меда. Некоторые хозяйки по своему вкусу добавляли в тесто ароматные травы и коренья, а когда в XII–XIII веках на Русь завезли восточные пряности — стали добавлять и их. Так и произошло само слово «пряник».
В Архангельской губернии и других северных регионах были популярны лепные пряники, которым придавали форму вручную. Их называли козулями — от поморского слова, которое обозначало завиток, загогулину. Такой вид пряников считается самым древним. Традиционно пекли их на Рождество. Кусочкам теста придавали форму животных и птиц, а также спиралей и других геометрических фигур. Готовые сладости иногда покрывали разноцветной сахарной глазурью. Считалось, что козули служили оберегом от несчастий и злых сил, поэтому их не принято было выбрасывать: несъеденные лакомства бережно хранили весь год до следующего Рождества, а потом размачивали в воде и скармливали скоту.
Самый известный вид пряников — печатные, украшенные фигурными рисунками, которые и по сей день изготавливают в Туле. Для производства таких пряников вырезали специальные доски, на которые наносили нужный узор или надпись в зеркальном отражении. Мастера, которые этим занимались, назывались знаменщиками. Для пряничных досок использовали твердую древесину — например, клен, орех или березу. Прежде чем вырезать рисунок, заготовку сушили в течение нескольких лет. Но и служили такие формы потом очень долго — до 70 лет. Однако известен случай, когда пряничную доску использовали всего один раз: в 1896 году в Туле испекли в единственном экземпляре пряник в честь коронации Николая II. На нем был изображен профиль императора.
Другим известным центром пряничного дела стал Городец. Здесь выпускали около 30 сортов пряников с самыми разными добавками — лимоном, миндалем, фруктовым повидлом. На фабриках по их производству работали в основном старообрядцы — потомственные мастера, в чьих семьях рецепты этого лакомства передавались от отца к сыну.
В 1850-х годах появилась еще одна разновидность пряников — силуэтные. Их вырезали ножом или специальной металлической формой из раскатанного пласта теста, а затем расписывали цветной глазурью. Сейчас такие пряники выпускают во многих городах России в качестве сувениров.
Все мастера-пряничники хранили свои рецепты в тайне. Они даже не пользовались стандартными весовыми гирьками, чтобы отмерять ингредиенты для теста: кто-нибудь мог подсмотреть, как это делается, а потом подобрать точно такие же гирьки. Вместо них брали подходящие по весу камешки или кусочки железа, которые хранили в потайном месте, часто под замком. Из-за такой секретности не все старинные рецепты дошли до наших дней: например, полностью утрачен способ приготовления заварных вяземских пряников.
С давних времен пряники на Руси были не только любимым лакомством для детей и взрослых, но и важным атрибутом многих обрядов и традиций. В XVIII веке принято было вручать печатный пряник вместе с наградой. Такую выпечку обязательно дарили на крестины и именины, обменивались ею в Прощеное воскресенье, подносили молодоженам на свадьбу и раздавали нищим во время поминок. В некоторых губерниях пекли специальные «разгонные» пряники, или «разгони»: после застолья хозяева вручали их засидевшимся гостям как намек, что пора расходиться.
Выпечка, похожая на пряники, появилась на Руси примерно в IX веке. Ее рецепт привезли на русские земли варяги. Называли это лакомство «медовым хлебом» и готовили из ржаной муки с ягодным соком и большим количеством меда. Некоторые хозяйки по своему вкусу добавляли в тесто ароматные травы и коренья, а когда в XII–XIII веках на Русь завезли восточные пряности — стали добавлять и их. Так и произошло само слово «пряник».
В Архангельской губернии и других северных регионах были популярны лепные пряники, которым придавали форму вручную. Их называли козулями — от поморского слова, которое обозначало завиток, загогулину. Такой вид пряников считается самым древним. Традиционно пекли их на Рождество. Кусочкам теста придавали форму животных и птиц, а также спиралей и других геометрических фигур. Готовые сладости иногда покрывали разноцветной сахарной глазурью. Считалось, что козули служили оберегом от несчастий и злых сил, поэтому их не принято было выбрасывать: несъеденные лакомства бережно хранили весь год до следующего Рождества, а потом размачивали в воде и скармливали скоту.
Самый известный вид пряников — печатные, украшенные фигурными рисунками, которые и по сей день изготавливают в Туле. Для производства таких пряников вырезали специальные доски, на которые наносили нужный узор или надпись в зеркальном отражении. Мастера, которые этим занимались, назывались знаменщиками. Для пряничных досок использовали твердую древесину — например, клен, орех или березу. Прежде чем вырезать рисунок, заготовку сушили в течение нескольких лет. Но и служили такие формы потом очень долго — до 70 лет. Однако известен случай, когда пряничную доску использовали всего один раз: в 1896 году в Туле испекли в единственном экземпляре пряник в честь коронации Николая II. На нем был изображен профиль императора.
Другим известным центром пряничного дела стал Городец. Здесь выпускали около 30 сортов пряников с самыми разными добавками — лимоном, миндалем, фруктовым повидлом. На фабриках по их производству работали в основном старообрядцы — потомственные мастера, в чьих семьях рецепты этого лакомства передавались от отца к сыну.
В 1850-х годах появилась еще одна разновидность пряников — силуэтные. Их вырезали ножом или специальной металлической формой из раскатанного пласта теста, а затем расписывали цветной глазурью. Сейчас такие пряники выпускают во многих городах России в качестве сувениров.
Все мастера-пряничники хранили свои рецепты в тайне. Они даже не пользовались стандартными весовыми гирьками, чтобы отмерять ингредиенты для теста: кто-нибудь мог подсмотреть, как это делается, а потом подобрать точно такие же гирьки. Вместо них брали подходящие по весу камешки или кусочки железа, которые хранили в потайном месте, часто под замком. Из-за такой секретности не все старинные рецепты дошли до наших дней: например, полностью утрачен способ приготовления заварных вяземских пряников.
С давних времен пряники на Руси были не только любимым лакомством для детей и взрослых, но и важным атрибутом многих обрядов и традиций. В XVIII веке принято было вручать печатный пряник вместе с наградой. Такую выпечку обязательно дарили на крестины и именины, обменивались ею в Прощеное воскресенье, подносили молодоженам на свадьбу и раздавали нищим во время поминок. В некоторых губерниях пекли специальные «разгонные» пряники, или «разгони»: после застолья хозяева вручали их засидевшимся гостям как намек, что пора расходиться.
откуда происходит название пряник. как появляется выпуклый рисунок на прянике
К концу XIX века прянишники в России предлагали около двадцати сортов пряников. Среди них были так называемые “торуньские”, из польского города Торунь. Их делали из ржаной муки, добавляя пряности, смазывали пивом и украшали цукатами. В Польше на них изображали рыцарей, королей, исторические и бытовые сцены. До сих пор знаменитые «торуньские» пряники в сувенирной упаковке особо ценятся по всей Европе и всегда являются желанным подарком.
В России пряники из ржаной ситной муки готовили с медом, гвоздикой, аписом, имбирем, померанцевой коркой, спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали на ночь в тёплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими.
К пряничному тесту из пшеничной муки добавляли желтки, а нередко и цветной краситель, в основном каротен или бетанин, чтобы они были аппетитного желто-коричневого цвета. В современной технологии используется натуральный карамельный колер «КАРМЕЛЬ». Такие пряники посыпали толченым миндалем, цукатами, а затем выдерживали в печи после хлебов. Шоколадные пряники обмазывали сверху и снизу массой из тертого шоколада и сахара. В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине и. т. д.
Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В них сочетались плоский силуэт из темного теста и вылепленная на нем фигурка из цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге, были небольшого размера и предназначались для украшения новогодней ёлки. Они изображали тигров, верблюдов, коней, попугаев, клоунов.
Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид.
История пряника на Руси
История пряника на Руси насчитывает не одну сотню лет. Эти лакомства любят взрослые и дети. Они бывают разными: медовыми, с корицей, мятными, шоколадными и, конечно же, тульскими. Технология производства остается прежней. Пряник считается русским кондитерским изделием, частью культурного наследия страны. Многим интересно: а как появилось это угощение?
Откуда на Руси появились пряники
История на этот вопрос не дает ответа. Достоверно сказать невозможно, но существует легенда, что их привезли к нам викинги. Они якобы научили славян готовить вкусные медовые лепешки, которые впоследствии приобрели форму, знакомую каждому жителю России. Первоначально тесто для них готовили из ржаной муки и меда, выпекая которое? получали медовый хлеб.
Вам будет интересно: Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Формула гидростатического давления
Пряники на Руси
Согласно официальной истории происхождения, пряники появились на территории России в IX веке. В рецепт приготовления входили: ржаная мука, мед и сок лесных ягод. Самым значительным ингредиентом по количеству был мед, он составлял почти половину от общего объема. В каждом городе был свой особенный рецепт. Со временем в пряники стали добавлять разные полезные травы. Они считались целебными. После бани да с горячим чаем они действительно приносили пользу.
История появления пряников в России включает в себя период ввоза экзотических пряностей из Индии и стран Востока, их стали добавлять в тесто. Здесь у пекарей, которые назывались в то время пряничниками, было большое поле для выбора. В них добавляли такие пряности, которые сегодня трудно представить в сладкой выпечке. Это были укроп, черный перец, тмин. Более понятно для современного человека внесение в это кондитерское изделие аниса, ванили, корицы, лимона, мяты, гвоздики или имбиря. Все эти компоненты также добавлялись в тесто.
Вам будет интересно: Благовест — это особый церковный звон
Происхождение слова «пряник»
История сохранила сведения, что с XVII по XIX век существовали промыслы для их изготовления. Состав и технология держались в строжайшей тайне. Это лакомство было доступно всем сословиям. Они украшали столы царей и крестьян. Потребление их становилось традицией, связанной с бытом людей. Всего существует три вида угощения, зависящего от того, каким образом оно производилось: лепной, печатный, вырубной, или вырезной, пряник. В основу названия был положен принцип изготовления, но изделия могли иметь разный состав теста. История возникновения пряников имеет несколько периодов, в каждом из которых присутствовал определенный вид лакомства. Рассмотрим каждый из них.
Лепной
Его изготавливали в виде птиц, зверей, рыб, людей. Нередко пряник лепился в виде домика. Этот вид появился еще в языческой Руси, когда вместо животных и птиц в жертву богам приносили изделия, вылепленные из теста. Первоначально лепные пряники имели культовое значение и применялись на религиозных празднованиях. Постепенно их стали использовать в качестве угощения на бытовых праздниках: свадьбах, именинах.
История пряника на Руси начиналась с лепного, пришедшего из языческой Руси. Сегодня встретить их – большая редкость, так как пекутся они в северных областях России. Пряники были похожи на лепную глиняную игрушку и носили названия «козули», «тетеры», «витушки». Последние изготавливались из тонких жгутиков теста, сплетающегося в неповторимые затейливые узоры. Для массового использования стали изготавливать другие виды пряников, так как они давали возможность печь большее количество сладкого угощения.
Печатный
Готовился с помощью доски пряницы, в которой выдалбливался специальный оттиск, украшенный орнаментом, цветами, изображениями людей и животных, а также разными надписями. В истории русского пряника этот самый красивый. Кроме того, существовали специальные приспособления в виде скалки, на которой были вырезаны рисунки, после нанесения их на тесто каждый пряник вырезался острым ножом.
Иногда пряницы были настоящим произведением искусства. На них наносились рисунки русских сказок, былин, небольшие сценки городской или сельской жизни. Красота пряника во многом зависела от мастера, который изготовил пряницу. Специалистов, делающих их, называли знаменщиками. Печатные доски были из определенных пород деревьев: липы, березы, клена и ореха.
Они были штучными и наборными. Первые применялись для изготовления больших пряников в единственном экземпляре. Как правило, это были «подносные» угощения, которые предназначались для подарков. Наборные доски состояли из многих небольших формочек, что позволяло получить сразу большое количество лакомства. Сохранились большие пряницы, состоящие из 120 малых формочек.
Вырубной, или вырезной
Для его приготовления применялся специальный шаблон, который прикладывали к раскатанному тесту и вырезали его силуэт. Это более поздний вид пряников. Появился в середине XIX века. Первое упоминание относится к 1850 году. Изготовление такого вида пряников было ознаменовано переходом на массовое производство.
Разнообразие
В каждой области выпекали свои особенные пряники, в которые добавлялись всевозможные сочетания добавок: от пряностей заморских до ягод и трав, произрастающих на Руси. Постепенно он стал не только вкусным, но и расписным лакомством. Чтобы придать ему красивый золотистый цвет, в него примешивали жженый сахар. Розовый цвет придавали раздробленные сухие ягоды малины или клюквы. Сверху их обливали глазурью и наносили красивые узоры. Такие пряники назывались обливными. Пряники дарили на именины, церковные праздники, торжества.
Насчитывается более 20 видов изделий, выпекаемых в разных местах. В Архангельске – козули, в Туле, Перми и Рязани – тульские, в Вязьме, Коломне, Калуге – вяземские, в Курске, Новгороде – коренные, в Москве – московские медовые. История пряника в России является составляющей культуры. Эти изделия присутствовали во всех сферах жизни: торжествах, праздниках, быте, народном творчестве.
Массовое производство
Пряничное производство к концу XIX века представляло собой предприятие, которое позволяло удовлетворить потребность в них не только определенной местности, но и соседних областей. Их вывозили за границу, где они пользовались популярностью. Владелец пряничной фабрики Иван Попов имел специализированные магазины русского пряника в Париже, Берлине и Лондоне.
Выпечка изделия в большей степени была наследственным делом, секреты передавались из поколения в поколение. Некоторые династии пряничников существовали по несколько сотен лет. Были звания «мастер» и «подмастерье», чтобы их получить, нужно было сдать трудный экзамен, на котором присутствовали опытные знатоки своего дела.
Тульский пряник
Это лакомство самое известное в России. История происхождения тульского пряника насчитывает более 300 лет. В экспозициях многих музеев сохранились старинные печатные доски, на которые нанесены различные узоры и надписи. Они относятся к XVII-XVIII векам. В Туле пекли мятные, медовые, нарядные печатные пряники с различными начинками из ягод. Кроме того, здесь изготавливали мелкие, без рисунков жамки, которые были доступны всем слоям населения.
Известность тульским пряникам принесла торговля ими во многих русских городах. В Москве и Петербурге были открыты магазинчики и лавочки, в которых торговали вкусными лакомствами из Тулы. В городе проходили ярмарки, на которых выставляли свои изделия тульские пекари. Самая знаменитая проводилась в десятую пятницу после Пасхи.
Пряников продавалось великое множество: ванильные, малиновые, миндальные, шоколадные. Разной была их форма: круглые, прямоугольные, фигурные, наборные, ковриги, разделенные на доли. Самыми дорогими были пряники в нарядных жестяных коробках. Их изготавливали на фабрике кондитера Гречихина.
Русские прянички славились не только в России. На знаменитой Нижегородской ярмарке, куда съезжались купцы многих стран, большей частью из Китая, Индии, Ирана, Турции и Афганистана, востребованным товаром были тульские пряники.
Как появляется выпуклый рисунок на пряниках
Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.
Пряник — символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.
Среди городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне, — Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули). Среди европейских «пряничных» городов — польский Торунь, чешский Пардубице, немецкий Нюрнберг.
История пряников уходит в глубь веков. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился еще в неолитическую эпоху.
Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках — около 350 до н. э. Уже древние египтяне знали о них. Римляне знали «panus mellitus»: намазанные медом лепешки, которые с медом же и выпекались.
Медовые лепешки впервые в истории известны под названием «Лебкухен» (сегодня это немецкие рождественские пряники), которые в известной нам сегодня форме первоначально были изобретены в Бельгии в городе Динант.
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами», среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.
К XVIII—XIX векам производство пряников процветало уже в Перми, Архангельске, Курске (в том числе «коренские пряники», которыми славилась Коренная пустынь), Харькове, Рязани, Калуге, Твери, Вязьме (см. вяземский пряник), Туле (см. тульский пряник), Новгороде, Городце (см. городецкий пряник). Тверские пряничники держали магазины в Берлине, Париже и Лондоне.
Русский пряник: непридуманная история
История пряника. Считается, что прянику на Руси больше тысячи лет, а вот пряности – очень дорогие – начали завозить к нам только в XII веке. Вошли же они в массовый обиход гораздо позже. Так из чего же тогда делали пряничное тесто наши предки?
В Древней Руси хозяйки разводили ржаную муку медом. Добавляли ягодные соки и замешивали тугое тесто. Толстые лепешки отправляли в печь. Так в старину готовили медовый хлеб, который считается прототипом лепного пряника.
В XII веке с появлением в русской кухне пряностей из Индии и Ближнего Востока их начали добавлять в медовый хлеб. Первое время пряники были выпечкой для избранных. А все потому, что пряности или, как их еще называли, «сухие духи» были очень дорогим удовольствием. Например, горошины «англицкого» или душистого перца купцы даже использовали для расчета вместо денег.
Промежуточным, переходным вариантом от медового хлеба к классическому прянику является коврижка. Это была сладкая выпечка, с узором или рисунком на поверхности. Но использование пряностей в ней было ограничено. В конце XVII столетия по случаю рождения царевича Петра Алексеевича в числе ста двадцати блюд и сластей упоминается: «Ковришка сахарная большая, герб Государства Московского. Вторая ковришка сахарная ж коричная».
И только к XVIII веку, когда ароматная валюта в виде перца, имбиря, аниса, мускатного ореха, гвоздики и других пряностей перестала быть диковинкой, пряничное дело стало популярным ремеслом. А сами пряники – русским народным лакомством.
Виды пряников. В течение многих столетий в России были известны три вида пряников:
Печатные пряники делали с помощью доски из лиственных пород дерева, на которой мастера вырезали узор или надпись. Пласт теста вдавливали в узорную резьбу, и оригинальный рисунок отпечатывался на поверхности пряника.
Резные или вырубные пряники делали с помощью заготовленных из дерева или металла трафаретов в форме птиц, животных, разнообразных фигурок. А для изготовления глазури раньше использовали мед, уваренный до очень густого состояния, которым смазывали поверхность пряников. Сегодня мед варить не рекомендуется, поскольку при нагревании в нем образуются весьма вредные вещества.
Использование пряников в обрядах и обычаях. Пряники – настолько забытая на сегодня вещь, что мы даже не догадываемся о том, какими они были еще несколько веков назад. Да, их делают сейчас. Но по сути, пряники – это яркое свидетельство того, как легко может быть утрачена народная традиция.
Пряники неотъемлемая принадлежность нашего старого быта. Они служили лакомством для детей, для подарков влюбленным с различными надписями и рисунками. Они были украшением столов и угощением во все праздничные дни. Пряники употреблялись для подаяния нищим и приносились для панихиды по умершим в церковь. Их дарили при брачных пиршествах. Для выражения чувств уважения к старшим подносили в прощеное воскресенье, последний день масленицы.
На него ставились разные фигуры из того же пряника, украшенные разноцветной фольгой, золотом с серебром. Вся выпечка представляла собой большую коврижку около 9 см толщиной, на которой укреплены разнообразные фигуры из пряничного теста.
При этом пряники несли не только обрядово-религиозную традиции, но и служили для обычного ритуала приема гостей. К примеру, подача на стол так называемого «разгонного» пряника (на рис внизу) означала, что трапеза подошла к концу, а гости могут постепенно собираться по домам.
Рецептурные отличия. Русские пряники отличались огромным разнообразием рецептов. Ростовские пряники делались из меда, специй, пшеничной и картофельной муки. Тульские – со сладкой малиновой или кисловатой сливовой прослойкой. Покровские готовились без яиц.
Во Владимирской губернии пряники готовились в пекарнях двух сортов – кислые и пресные. Те и другие пеклись на патоке с медом. Первые подороже на заквашенном тесте толще пресных и имели вид коврижек темно-коричневого цвета. Вторые – тонкие желтого цвета. Выбор зависел от покупателя: богатые покупали кислые пряники с большей насыпкой по соответственным местам рисунка изюмом. Те, кто победнее, довольствовались пресными пряниками.
Внешний вид и рисунок. Рисунки для тиснения пряников вырезались на толстых, крепкого дерева досках чрезвычайно глубоко, чтобы рельефнее вытиснить фигуры, цветы и орнаменты. Среди пряничных досок с рисунками встречаются рамка или бордюр, составленный из букв и слов, порой не имеющих значения. Это придавало пряникам как бы таинственное, неведомое пожелание благополучия и счастья, как талисман, не имеющий ключа разгадки.
Прямоугольной формы пряники с одной несложной композицией именовались штучными. K таким относится двусторонняя доска с Древом жизни. Этот распространенный в народном искусстве образ считался символом возрождения природы, жизни.
Большая часть досок содержит изображение различных розеток: вихревых, многолучевых, концентрических. Пряники, изготовленные с их помощью, использовались, безусловно, для обрядовых целей. Принято считать, что изображение мотива солнца (розетки) трактуется как пожелание счастья, удачи, успеха; возможно, связано и со встречей весны.
Пряничные доски. Доски для печатных пряников вырезались преимущественно из грушевого и частью липового дерева и имели высокую ценность – от 3 до 15 рублей серебром. Они вырезались особыми мастерами по заказам или «на вольную продажу». На них также даже существовала своя мода: пекари перебивали друг друга новыми манерами-рисунками, а резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей и потребителей.
Коллекция пряничных досок имеется также во Всероссийском музее декоративного и прикладного искусства (Москва). Там собраны доски из многих регионов Центральной России.
Музей «Тульский пряник» (Тула) обладает также рядом ценных исторических документов и антикварных досок XIX века.