Как появилось железо для детей
Стоит ли пить добавки с железом?
Почему возникает дефицит
Самая частая причина — кровопотери, например из-за травмы или болезни кишечника, а также из-за слишком сильных менструальных кровотечений.
«Дефицит железа лежит в основе более половины анемий, — говорит к. м. н. кардиолог и диетолог, GMS Clinic Наталья Поленова. — Основные причины дефицита железа: несбалансированная диета, нарушение всасывания, циклические кровопотери у женщин репродуктивного возраста, донорство, беременность, лактация, быстрый рост в пубертатном периоде».
Вторая причина — плохое всасывание железа. Это может происходить при приеме лекарств, хронических болезнях кишечника, воспалениях или генетических нарушениях.
Гематолог ФГБУ «НМИЦ Гематологии» Минздрава России уточняет, что железодефицитные состояния возникают при многих заболеваниях с нарушениями всасывания, начиная от серьезных онкологических и заканчивая гельминтозами и наличием бактерий Helicobacter pylori, которые поглощают железо.
Как узнать о наличии анемии
Обычно на начальных стадиях железодефицитные состояния внешне не проявляются. Но могут появиться незначительные симптомы, которые обычно игнорируются и приводят к дальнейшему развитию болезни.
«При недостатке железа нарушается процесс образования белка, который переносит кислород к клеткам — гемоглобина. Когда его мало снижается работоспособность, повышается усталость, возникают одышка, головокружения и обмороки при незначительных нагрузках», — говорит гематолог.
Узнать о недостатке железа в организме можно только по анализу крови. Сдавать его имеет смысл если появились все симптомы без видимой на то причины.
В списке анализов обязательно должны быть тест на уровень гемоглобина, гематокрит, средний объем эритроцитов (MCV) и среднее содержание гемоглобина в эритроцитах (MCH).
Наталья Поленова отмечает, что назначения одного общего анализа крови с оценкой уровня гемоглобина часто бывает недостаточно, особенно для женщин или людей с хронической сердечной недостаточностью.
Только врач может, изучив анализы, выявить причину дефицита и назначить лечение.
Кому и как нужно принимать железо
Без одобрения врача — никому. Витамины и БАДы с дополнительным железом могут быть опасны. Например у людей с нарушением обмена железа, его излишки в рационе приводят к развитию цирроза печени, сахарного диабета и кардиомиопатий.
«Перегрузка железом из-за необдуманного приема препаратов ведет к очень опасным последствиям. В практике несколько раз встречались пациенты с перегрузкой железа. Их печень больше похожа на металлический таз», — рассказывает гематолог.
При наличии железодефицитной анемии простой диеты или БАДов будет мало. Такие серьезные состояния лечат с помощью инъекций железа и лекарственных препаратов.
Если в анализах врач увидит небольшой дефицит железа, то лучше всего его регулировать с помощью добавления продуктов содержащих железо. Оно в пище бывает гемовое — легкоусвояемое и негемовое — трудноусвояемое. Гемовое железо содержится в мясе, птице, рыбе и морепродуктах. Оно легко усваивается и не зависит от других пищевых факторов.
«Главные источники пищевого железа — красное мясо и субпродукты, особенно, печень, — говорит Наталья Поленова. — Железа в них много, и оно хорошо усваивается. Далее по списку следуют рыба и морепродукты, в особенности сардины, тунец, креветки, мидии и моллюски. Кроме самой рыбы, довольно много железа содержится в ее икре».
Негемовое железо содержится в основном в растительных продуктах. Но для того чтобы организм усвоил его нужна помощь органических кислот, прежде всего аскорбиновой.
Поленова уточняет, что из растительных продуктов больше всего железа в свекле, спарже, цветной и белокочанной капусте и шпинате. Но для успешного усвоения понадобятся, например, цитрусовые соки. При составлении рациона нужно учитывать, что железо усваивается из пищи на 10–15%.
Детский мир
Ну, во-первых, мои маленькие друзья, вопрос поставлен не совсем правильно. Железо не делают, железо уже изначально находится в самой природе, также как глина, песок или вода. Люди добывают железо из недр земли и путем специальной технологической обработки, преобразуют его в чугун и сталь. Железо можно найти везде – в песке и в глине, в камне, под названием кремний. Даже в воде имеется растворенное железо. Но не думайте, что раз железо имеется везде, то его можно свободно брать.
Нет, в воде, глине и песке железа слишком мало и добыча его из них очень невыгодна. Требуется слишком дорогостоящее оборудование и переработка огромного количества природного материала, для добычи очень незначительного количества железа.
В железной руде железа находится больше всего и поэтому именно из руды добывают, такой необходимый для нашей жизни материал, как металл.
Железная руда залегает в пластах земли, нередко так глубоко, что людям приходится строить глубокие шахты, чтобы добраться до него.
Потом в дело вступают огромные шагающие экскаваторы и, зачерпывая ковшом руду, грузят ее в вагоны или большие грузовики-самосвалы.
После этого железную руду привозят на металлургический завод и в гигантских доменных печах переплавляют на металл. Изделия, из которого встречается в нашей жизни на каждом шагу.
Без чугуна и стали ни одна отрасль человеческого производства, просто не сможет выжить. Вот такая полезная железная руда — находится в пластах земной коры нашей планеты.
Урок «Железо и его свойства»
Железо и его свойства
1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков по теме; 2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер). 3. Развивать умение использовать химическую терминологию; проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент; 4. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся, ответственного, творческого отношения к труду;
Тип урока: изучение нового материала.
Реактивы и оборудование: Презентация (приложение 1). Коллекция минералов (бурый, красный, магнитный железняки, пирит под № 1-4). Тесты для ноутбуков (приложение 2, задание для индивидуальной работы.
Штатив, 8 пробирок, FeSO4, NaOH, FeCl3, KCNS. Аптечка.
Ход урока
Учитель. Хотелось бы начать урок с загадки (слайд 1)
Запишите в тетрадь дату и тему.
Цели урока: обобщение и систематизация знания по теме, совершенствование ваших коммуникативных и предметных умений и навыков.
— Сегодня в течение урока вам будет предложено выполнить несколько заданий за которые вы сами себе будете выставлять оценки, по результатам которых вы в конце урока выставите 1 общую.
— согласно плана изучения химического элемента мы с вами начнем с ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ
(Ира Вахрушева (слайд №3-4)
Весьма вероятно, что человек познакомился с железом метеоритного происхождения раньше, чем с другими металлами.
В древности и в средние века семь известных тогда металлов сопоставляли с семью планетами, что символизировало связь между металлами и небесными телами и небесное происхождение металлов. железо сопоставлялось с Меркурием и называлось меркурием, но позднее его стали сопоставлять с Марсом и называть марс (Mars, что, в частности, подчеркивало внешнее сходство красноватой окраски Марса с красными железными рудами.
Впрочем, некоторые народы не связывали название железа с небесным происхождением металла.
Так, у славянских народов железо называется по «функциональному» признаку.
— Рассмотрим НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ
Железо — после алюминия — самый распространенный в природе металл (общее содержание в земной коре — 4,65% по массе). Много железа находится и в небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила советская автоматическая станция «Луна», обнаружено железо в неокисленном состоянии
По запасам железныхруд Россия занимает 1 место в мире:
Магнитный железняк (Fe3O4)— Урал
Лимонит (Fe2O3 * n H2O) – Керчь, Курск, Кольский п-ов, Сибирь, Дальний Восток
Первое задание (слайд 6)
— Теперь рассмотрим физические свойства железа
Учитель. Выберите те физические свойства, которые относятся к железу (слайд № 8).
Чистое железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления трансформаторов, электромоторов и мембран микрофонов. Основная масса железа на практике используется в виде сплавов – чугуна и стали.
— сейчас давайте остановимся на “Визитке химического элемента” (слайд № 10).
Учитель. Охарактеризуйте железо как ХЭ, составьте предложения со словами и словосочетаниями (слайд № 11).
Ответы учащихся. После ответа с помощью анимации появляется правильный ответ. СТАВИМ ОЦЕНКИ
— Следующее задание (слайд 12)
— Проверь себя (слайд 13)
— Давайте рассмотрим генетический ряд железа два и проведем эксперимент НЕ ЗАБЫВАЕМ О ТБ (слайд 14)
-И выполним следующее задание.
— Проверим себя (слайд 15)
— далее рассмотрим генетический ряд железа 3 и получим гидроксид железа три (слайд 16)
Проверим себя (слайд 17)
Рассмотрим химические свойства железа и выполним задание (слайд 18, т. е. вы должны найти соответствие и дописать уравнения. Обратите внимание на С. О. железа когда оно взаимодействует с другими веществами.
Ответы Fe + Cl2 FeCl3
Fe + р. HCl FeCl2 + H2
Fe+ р. H2SO4 FeSO4 + H2
Fe+ H2O (пар). Fe3O4+ H2
Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu (слайд 19)
— Железо играет огромную роль в жизнедеятельности организмов (слайд 20)
Железо входит в состав гемоглобина.
В теле взрослого человека содержится примерно 4-6 г железа, из них 65 % в крови.
Ежедневно с пищей должно поступать 5- 15 мг железа.
Для человека источником железа служат следующие продукты питания (слайд 22)
ПРОЙДИТЕ, СОСТАВИВ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СХЕМУ РЕАКЦИЙ,ОТ ОДНОГО УКАЗАННОГО В ЗАДАНИИ ВЕЩЕСТВА К ДРУГОМУ:
— ОТ ОКСИДА ЖЕЛЕЗА (II) ДО ЖЕЛЕЗА
— ОТ ЖЕЛЕЗА ДО ОКСИДА ЖЕЛЕЗА(III)
Прикреплённые файлы:
Конспект занятия «Воздух и его свойства» Конспект образовательной познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства». Цель: развивать познавательную.
Презентация «Исследовательская работа «Магнит и его свойства» Выполнил: воспитанник старшей группы детского сада «Лесовичок» Данияр Бухаров Руководитель: воспитатель детского сада «Лесовичок» Наталья.
Конспект занятия в старшей группе «Воздух и его свойства» Конспект занятия в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства» Провела Типкова О. П. Цель: Формирование целостного восприятия окружающего.
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Магнит и его свойства» Краткосрочный проект в Подготовительной группе на тему: «Лаборатория почемучки» покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Китайская.
Конспект ОД в кружке по экспериментированию «Песок, его свойства» Маленькие галилео Пояснительная записка Образовательная деятельность «Песок, его свойства» реализуется на основе программы кружка «Маленькие.
Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.
Конспект урока химии в 9 классе «Железо: строение атома, физические и химические свойства, получение, применение» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Тема урока: «Железо: строение.
Урок математики во 2 классе на тему «Свойства сложения» Тема: «Свойства сложения» Цель: Знакомство со свойствами сложения (переместительным и сочетательным). Совершенствовать вычислительные навыки.
Конспект урока химии в 9 классе «Железо. Нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение» Тема урока: «Железо, нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение». Цель: на основе уже имеющихся общих знаний.
Необычайные приключения Пробиркина
в Стране химических элементов
Глава двадцать шестая
Пробиркин и главный металл цивилизации
Пробиркин продолжал свое шествие по длинному металлическому коридору четвёртого периода. Шаги его были гулкими, эхом раздавался отзвон от сверкающих зеркальных стен. Вдруг немного повеяло какой-то железной прохладой.
Металлический лязг опять усилился и достиг своего апогея около стальных стен обитателя двадцать шестой клетки. Дверь, конечно же, опять была металлическая, чем дальше по коридору, тем эти двери становились тяжелее. Пробиркин уже с некоторым усилием открыл эту дверь и. сразу оказался в железных объятиях хозяина.
– Это потому, что я уже долго брожу по этим металлическим коридорам, от Кислорода ушёл уже очень давно, с тех пор с кем только не сталкивался – с галогенами, Серой, Фосфором, щелочнягами! Уже немножко хочется вырваться на волю.
– Потерпи, человечек, тебе предстоит еще много пройти и узнать! Поешь в моей клеточке побольше железосодержащих продуктов, подними гемоглобинчик. И будешь готов к новым приключениям! Ешь печёнку с гречкой, запивай гранатовым соком, а я буду рассказывать о себе. Да не торопись, не давись, рассказ у меня длинный, ведь я знакомо человечеству много тысячелетий.
В древности Железо ценилось иногда даже дороже Золота. В Древнем Риме из Железа изготавливали обручальные кольца. Правда, постепенно, с развитием металлургии, этот металл становился все дешевле и дешевле, но некоторые отсталые народы, которые не умеют его добывать и обрабатывать, очень высоко ценят меня до сих пор. Сохранились воспоминания английского мореплавателя восемнадцатого века Джеймса Кука о благоговении перед Железом туземцев Полинезийских островов: «Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо всегда было для них самым желанным, самым драгоценным товаром». Как-то раз матросам Кука удалось за ржавый гвоздь получить целую свинью. А однажды за несколько старых ненужных железных ножей островитяне дали матросам столько рыбы, что её хватило на много дней для всей судовой команды.
– Да-а-а, островитяне отдали англичанам-мореплавателям все свои запасы продуктов за ржавые железки, а сами могли остаться голодными! Поэтому «аборигены съели Кука»?
Но коррозия – не только проблема моя, как активного металла. Меня можно от неё защитить, и это уже зависит от людей. Ведь стоит вблизи индийской столицы Дели огромная колонна почти из чистого Железа. Она стоит много веков, с 415 года нашей эры, и по всем научным представлениям о коррозии Железа давно должна была бы рассыпаться на рыжий рыхлый порошок, а она стоит и сверкает металлом под дождями и ветрами. Поэтому, прежде чем ругать меня на коррозию, поучитесь, современные люди, у древних индусов обрабатывать Железо! Они надёжно спрятали свой секрет, но ведь у вас, учёные двадцать первого века, в руках компьютеры, а в голове столько умных теорий!
Правда, выплавлять нержавеющие стали человечество наконец научилось, но при этом не обошлось без всех этих легирующих Хромов, Марганцев, Вольфрамов. Я не жалуюсь, они мне не мешают, мы мирно соседствуем в нержавейках, просто всю антикоррозионную славу приписывают им, а не мне. Только мне, древнейшему металлическому другу человека, это обидно слышать.
Посуди сам, Пробиркин, ведь ещё в очень глубокой древности в руки человека попало первое Железо. Было оно, по всей вероятности, метеоритным, то есть космического происхождения. В языках многих народов Железо именуется «небесным камнем». Правда, в восемнадцатом веке Французская академия наук, в том числе великий Антуан Лавуазье, усомнились в космическом происхождении множества железных глыб, которые то и дело находились в разных районах Земли. Французские учёные даже приняли специальное решение, которым запрещалось упоминать о космическом происхождении земного Железа. Но, потом, столкнувшись с неоспоримыми фактами и доказательствами, Французская академия вынуждена была «разрешить» железным метеоритам падать на Землю.
Найденные метеориты имеют огромные размеры, некоторые имеют массу в десятки тонн. Жаль только, что «небесные камни» не падают по заказу, и человечеству пришлось заняться металлургией и выплавлять ценный металл из железных руд, которыми Земля еще гораздо больше богата, чем метеоритным Железом. Ты уже знаешь, Пробиркин, я второй металл после Алюминия по распространенности в земной коре. Получать и обрабатывать меня значительно легче, чем Алюминий, вот я и стало для человечества самым главным металлом, лидером добычи. С наступлением железного века я затмило сестрицу Медь и пришло ей на смену. Это потому, что человек освоил наконец получение Железа из руды. Медь-то была самородная, её не надо было выплавлять. Но Меди в природе намного меньше, чем Железа, поэтому на смену медному веку решительно и бесповоротно пришёл век железный.
Основные минералы, из которых металлурги выплавляют меня с древнейших времен, – это магнетит (или магнитный железняк) и гематит (или красный железняк). Оба – мои соединения с Кислородом разного состава. Как ты понимаешь из их названий, магнетит обладает магнитными свойствами, как и я само, а гематит имеет красно-бурую окраску.
Рукопожатие двадцать шестого элемента было железным. И хотя этот металл продолжал притягивать Пробиркина, словно человечек был магнитом, он наконец вырвался из железных объятий разговорчивого хозяина клетки и продолжил свой путь. Перед ним опять простирался металлический коридор. Казалось, ему не будет конца. Но, подкрепившись железосодержащими продуктами в двадцать шестой клетке, юный путешественник упорно продвигался вперёд.
Какого цвета одежда на всех железных человечках в стране Коррозия?
Когда на «О» закончим слово,
Стальная будет в нём основа.
А с буквой «А» она для жизни
Необходима в организме.
Наш физический эксперимент называется «Иголка в стоге сена».
Сначала сделаем дома стог сена. Принесём с луга или со двора побольше травы, порвём её помельче и выложим на газетку, чтобы не мусорить.
Потом возьмём у мамы или у бабушки из рукодельной коробочки швейную стальную (т.е. почти полностью железную) иголку. Хорошенько спрячем её в стоге сена.
Как ты думаешь, что нам поможет найти иголку?
Конечно, магнит! Он притягивает железные предметы и вытащит иголку из травы. Надо только хорошенько пошуровать довольно крупным магнитом внутри стога.
Комментарии к сказке
Необычайные приключения Пробиркина в Стране химических элементов
Спасибо! 17.11.2011, 11:36
Юлия
Юлия, и Вам большое спасибо. Только осторожно там на кухне, не горите и не взрывайтесь! Теперь я за всё отвечаю.:)) 18.11.2011, 13:50
Ирина
Если бы в школе так увлекательно и понятно преподавали химию, она была бы моим любимым предметом.БРАВО! 20.11.2011, 18:54
Мария Кутовая
spasibo sa ideyu ja utsitelnitsa 1 klassa 12.12.2011, 22:47
Наталья
Просто супер! У меня свекровь учитель химии, обязательно ей порекомендую и почитаю своим детям. 06.01.2012, 21:05
Алексеева Елена
Наталья, давайте издавайте Вашу Химическую Книжку. Мой сын 10 лет уже наизусть выучил все 10 глав( что пока напечатаны), буквально терроризирует меня, требуя продолжения.Наверное, гены бабушки передались. 06.02.2012, 20:35
Наталья, автор
ozen ponravilos 10.02.2012, 10:15
Ирина М.
Дорогая Ирина! Да живу-то я там где надо, в Москве:)) Тут на сайте есть информация обо мне, если открыть автора. Любые записи и рассылки сейчас для нас затруднительны по финансовым причинам, но издателя ищу постоянно, надежды не теряю. Пожелания привлечённых Вами юных читателей с благодарностью принимаю и обязательно учту. Им большой привет от Пробиркина!:)) 13.02.2012, 15:45
огкулошва
клллллллллллллласссссссссссссссно! жду продолжения.
12.03.2012, 19:52
Редактор портала «Солнышко»
Дорогие дети, родители, педагоги!
В этом подразделе «Химия для малышей» за последний месяц более 11 000 просмотров. И _ни_одного_ (!) комментария. Если вам интересен материал, напишите об этом автору, не скупитесь на доброе слово!
Или не стоит продолжать? 13.03.2012, 13:16
огкулошва
Все отлично
15.03.2012, 13:47
Ирина М.
Здравствуйте, Наталья!Главы из вашей книги всегда ждём с нетерпением. Делаю опять микс из нескольких глав( с алюминия по фосфор).Только почему Вы не упомянули в главе Алюминий про люминофор? Это так интересно- светящиеся игрушки, краски!Многие люди до сих пор думают, что это связано с фосфором, а не с алюминием:).А про фосфор- в продаже в магазинах рыболов-охотник есть спички с серыми головками,эти спички горят под водой.Тоже интересно детям.В продаже настольные фонтанчики( это к главе про магний).Надо добавить в главы как дополнение в качестве «опытов на кухне».Про углерод добавить, что «сухой лёд»( в киосках с мороженым можно попросить кусочек)при опускании в кипяток,или очень горячую воду сразу испаряется-эффект»дымовой завесы», до сих используется в шоу-программах.Пожалуйста, побольше таких бытовых и доступных опытов. Это потрясающе интересно и детям, и родителям(и в школе).С уважением, Ирина М. 15.03.2012, 19:52
Иванова Наталья, автор
Наталья, проверочный код пришлось ввести в целях борьбы со спамом всех мастей.
Так что, лучше уж меньше, да лучше!
А сказку читают (просмотров много), и это замечательно! 🙂 16.03.2012, 09:14
Ирина М.
Наталья,я тоже стою на позициях строгой безопасности и по принципу «всего в меру».Я с медицинским образованием+ педагог- дошкольник в «Монтессори-центре» + мама четвероклассника.Так что аудитория разновозрастная. С кальцием хорошо «Извержение вулкана»(сода+пищевой уксус)хоть в стакане! Ещё морские ракушки +пищевой уксус (ракушки «шепчут»),у кого есть кусочек известняка или мрамора+уксус,ещё конфеты-«шипучки».Обязательно упомянуть про наши зубки.Вообще я за стык и пересечение предметов(наук).Жизнь- наука межпредметная. Калий- конечно марганцовка,про кристаллы оговорите,что только взрослые(иначе можно хим.ожог получить).
Хорошо бы нашим деткам знать,в каких продуктах содержатся минералы, сейчас у всех не хватает микроэлементов, и синтетические витамины пробемы полностью не решают.
Наталья, а вообще результаты просто потрясающие! Ездили ещё в первом классе с сыном в Минералогический музей им.Ферсмана( Академия наук г.Москва), так дети до сих пор многое помнят, особенно модификации солей на природных объектах.
Кстати, в главу про натрий- опыт выращивания кристаллов из перенасыщенного раствора соли( какие вырастут из поваренной, а какие из морской соли?)
Чисто бытовой опыт выпаривания солей из воды- накипь в чайнике, растворяется уксусом, лимонной кислотой( потом в школе и жизни проблем с нейтрализацией кислот и щелочей не будет)
Извините,Наталья,много пишу, но Ваша книжка очень сильно нас всех увлекла, спасибо Вам огромное. Ждём продолжения с нетерпением. 21.03.2012, 10:58
Ирина М.
Наталья,очень интересно про серу,спасибо!Кстати, можно добавить ещё про серу в нашем организме (о гигиене ушных раковин), детки потом все с чистыми ушками ходят. 05.04.2012, 08:42
Иванова Наталья, автор
Дорогие читатели, некоторые стихотворения из книги (об элементах) и другие мои стихи опубликованы в новом, апрельском номере красочного цветного журнала «Дошкольное Образование», Москва. Журнал легко найти через поисковую систему.
Раздел: Методические подарки.
Рубрика: Стихи.
Статья назвается «Пробиркин и другие».
На бумажную и электронную версию журнала проводится подписка.
13.04.2012, 21:20
Юлия
Дорогие друзья, всем большое спасибо.
Я по поводу реплики Ирины об ушной сере – она же не имеет никакого отношения к сере-элементу, это просто слова-омонимы. Ушная сера состоит из белков, жиров, свободных жирных кислот, минеральных солей.
Отвечаю для того, чтобы у читателей не было заблуждений.
Но это не умаляет значения регулярной чистки ушек.:)
Ирина, Вам особенное спасибо за внимательное прочтение и отношение.
🙂
Завтра ждите Кальций в гости, его в организме намного больше, чем Серы. 🙂
По-прежнему очень трудно вводить код, не могу часто отвечать.
Здравствуйте, Анастасия и все Ваши ребята! Большое спасибо! Конечно, из двадцать первой! Это я зарапортовалась. Как хорошо, что Вы внимательно читаете. Очень тронута Вашим внимательным юным химиком-наблюдателем.:)
Дорогая Татьяна, исправьте, пожалуйста, мою опечатку по «местожительству» Скандия. 17.05.2012, 12:16
Редактор портала «Солнышко»
Анастасия, спасибо за отклик. Номер «квартиры» Скандия исправлен. 15.06.2012, 15:44
рома
здравствуйте я очень люблю читать про Химишу это очень итересно меня очень огорчило (хотя мне 7 лет) что слеющий выпуск будет осенью но жду продолжения. До свидания желаю что бы вы про Химишу писали ещё интересьнее! 25.06.2012, 17:21
Ирина Асеева
Здравствуйте Наталья и редакторы сайта!
Почему нет продолжения Пробиркина.
Мы очень ждем! 09.07.2012, 11:17
Редактор портала «Солнышко»
Светлана, отвечаю на Ваш вопрос. Перерыв в публикации, так как сейчас каникулы, отпуска.
Продолжение будет осенью, о чем и сообщается на главной странице этого раздела после оглавления.
До встречи на страницах о Пробиркине в сентябре! 🙂 12.07.2012, 10:38
Светлана
Спасибо за ответ. 12.07.2012, 18:30
Елена
Мне и моему шестилетнему сыну очень понравилась Ваша сказка. С нетерпением ждем продолжения. 27.07.2012, 00:21
Андрей
Здравствуйте. Мне 35 лет, художник. Сын Дима в сентябре пойдет в первый класс. Я случайно попал на ваш сайт, искал все о фосфоре, и прочитал вашу интереснейшую историю, понравилось очень, но есть одна неточность в статье про фосфор. Его нет в головках спичек-там сера и бертолетова соль и еще всякого намешано(не о том речь), красный фосфор(и опять же куча всего, типа сурьмы) имеет место быть на терках коробков. Поэтому и прошу не убеждать детей в заведомо неправильной информации, им будет обидно и стыдно когда им докажут что все не так как у Пробиркина. Извините, если что не так. С уважением, Андрей. 02.08.2012, 23:13
Наталья, автор
Здравствуйте. Да, Вы правы. Я посмотрела в Википедии историю спичек – длительное время фосфор входил в состав головок первых спичек, сначала белый, потом исключительно красный. А с 1925 года остался только на поверхности тёрки коробка. Осенью я буду посвободнее и внесу уточнения в текст главы. Большое Вам спасибо! 30.08.2012, 12:53
Редактор портала «Солнышко»
03.09.2012, 23:19
Редактор портала «Солнышко»
Дорогие читатели! После летнего перерыва продолжаем публикацию глав про Пробиркина. Если вам нравится эта химическая сказка, если она помогает вам постигать азы химии, пожалуйста, оставьте свой отзыв здесь (в комментариях) или отправьте письмо в редакцию портала Солнышко: http://www.solnet.ee/mail.html
Нам очень важно знать ваше мнение! 06.09.2012, 21:30
ольга
огромное спасибо! 08.09.2012, 20:43
Наталия
Спасибо замечательному автору этой сказки. Натали, Вам дальнейших творческих успехов, хорошего тиража Ваших произведений. Это будет наша семейная настольная книга. 16.09.2012, 11:32
Наталья, автор
Уважаемая Наталья, ваша книга про Пробиркина пре-вос-ход-на. За что Вам огромное спасибо!
Маленькое-маленькое замечание: в главе про медь упоминаются медные литавры. Увы, это довольно распространенная ошибка. Но на самом деле литавры это, скажем так, большие оркестровые барабаны. 19.09.2012, 19:52
Наталья, автор
Здравствуйте, уважаемый папа первоклассника. Не пойму вашу мысль.
Вот цитата из википедии: «Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди»
Кроме того, я из музыкальной семьи. У меня мама музыкант, выпускник консерватории. Про моего дедушку, музыканта, пианиста, балалаечника и гитариста, написана целая глава в книге «Рассказы о русских народных инструментах», авторы Васильев, Широков. В той же книге есть и литавры, которые на Руси в перечислении (цитирую) «оружия Бориса Годунова «описаны более подробно: «Медный котел, на нем кровля телятинная».
В «Пробиркине» в главе про медь одна фраза про литавры – «А ещё звонкие ударные – тарелки и литавры – чаще всего бывают медными». Что неправильно? Если я пойму, в чём дело, обязательно исправлю.
Спасибо! Первокласснику успехов.
19.09.2012, 20:48
Наталья, автор
Кажется, понятно, в чём неточность. Звук литавр извлекается не из металла корпуса, а их мембраны, которая натянута сверху. Таким образом, они не могут быть звонкими и, медный корпус или нет, значения не имеет. Спасибо, текст немного подправлю. Привет первокласснику от Пробиркина! 28.09.2012, 22:17
Наталья
Спасибо большое! Очень интересно, мои знакомые дети разного возраста читают с удовольствием! Очень нравится! 03.10.2012, 13:54
Анастасия
С уважением Анастасия и Валерия 7 лет Арсений 5 лет и Ксения 1.8:) 03.10.2012, 13:57
Анастасия
03.10.2012, 17:28
Наталья, автор
Спасибо, мои дорогие старший химик Анастасия, младшие химики Валерия и Арсений и мелкий химик Ксения!:))
Анастасия, это не опечатка. В стихах можно использовать краткие формы слова для сохранения ритма.
У Сергея Есенина:
«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”».
09.02.2013, 10:20
Юлия
Наталья, огромное спасибо за такую интересную сказку!Благодаря вам я узнала так много про химические элементы.Очень жду продолжения! 10.02.2013, 13:04
Наталья, автор
Наталья, спасибо огромное за Ваш труд!
Сын очень заинтересован и ждёт продолжения! 13.03.2013, 10:06
Наталья, автор
Оксана, огромное спасибо Вам с мальчиком! Я уверена, что когда-нибудь Пробиркин будет в печати. Это должно произойти само собой.:) Хотя «Занимательная химия для малышей» есть очень симпатичная. Автор Светлана Лаврова, издательство «Белый город». Я себе довольно давно (года три назад) приобрела из солидарности.:) 10.06.2013, 09:14
Анастасия
Здравствуйте, Наталья! В этом учебном году я у сына в садике (5 лет) провела курс химии по Вашим рассказам 🙂 Я их немного изменила, чтобы легче было понять 5-летним деткам. Каждую среду к ним в гости приходил Химиша Пробиркин (я нарисовала и вырезала его из картона) и его друг Повар Поварёшкин (который рассказывал в каких продуктах содержится тот или иной элемент и чем он полезен для организма) Мы проводили опыты и играли в игры с элементами (я вырезала из картона элементы, у которых были свои ножки, ручки и глазки) Детям очень нравилось и на последнем занятии они спрашиали придёт ли к ним Химиша Пробиркин с Поваром Поварёшкиным в следующем году. БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! С уважением, Анастасия (Латвия, Рига) 10.06.2013, 23:14
Наталья Иванова
Анастасия, здравствуйте. Большое Вам спасибо! Прекрасная идея соединить Пробиркина с Поварёшкиным, так можно построить совершенно новую книжку совсем для малышей. Может быть, попробуем? Несколько первых глав можно сделать совместно с вашими фигурками и играми (в соавторстве). И затем попробовать напечатать хоть в каком-нибудь дошкольном журнале. Связь можно держать через Татьяну, наверное.:)) 10.06.2013, 23:19
Редактор портала «Солнышко»
Анастасия, спасибо за отклик. Сейчас мы сделаем перерыв, а осенью продолжим публикацию уроков.
А к Вам просьба. Может быть, на следующем занятии в садике Вы сделаете несколько фотоснимков (Химиша, его друг, дети во время опыта и т.п.) и пришлете мне для размещения в этом разделе? Нам с автором материала, да и всем читателям, Было бы очень интересно посмотреть. 11.06.2013, 12:17
Анастасия
Здравствуйте, Наталья и Татьяна! Я очень рада, что идея вам понравилась и я с удовольствием приняла бы участие в создании книги для малышей от 4.5-7 лет :)У меня создан план по которому мы проводим занятия, это может лечь в основу книги или пособия для развития детей. ) Сейчас занятия в садике закончились до осени, но я сфотографировала наши элементы и их друзей 🙂 Я могу отослать некоторые фотографии на ваш E-адрес сайта!? С уважением, Анастасия. 11.06.2013, 12:24
Редактор портала «Солнышко»
Анастасия, мы ждем Ваше письмо с фотографиями!
Адрес редакции:
http://www.solnet.ee/mail.html 11.06.2013, 13:31
Иванова Наталья, автор
Большое спасибо! Мне очень-очень понравилось! С нетерпением жду продолжения! Алина 10 лет. 18.10.2013, 07:33
Иванова Наталья, автор
Дорогая Алина, вот спасибо! Я тебя,кажется, знаю! Поэтому думаю, что в 10 лет ты уже изучаешь химию в школе!:)) 22.10.2013, 18:14
Алина Беляева
Здравствуйте! Да, в этом году я в 8-м, и мы начали изучать химию! Мне очень нравится этот предмет, я уже успела принять участие в олимпиаде по химии для 8-10 классов и заняла 1-е место)). Мне бы очень хотелось, чтобы химия стала моим призванием, во всяком случае,я очень постараюсь). Сейчас я занимаюсь исследовательской работой по теме «Адсорбция», это моя первая работа по химии.
У меня была догадка, что мы знакомы по Порталу Braylland:))
Ваша книга (хотелось бы, чтоб была все-таки книга) очень нужна, так доступно и интересно представлен материал! Читала бы и читала!Спасибо. 23.10.2013, 09:23
Иванова Наталья, автор
спасибо. Очень понравилось про иод. это самое доступное. 04.12.2013, 14:22
Тамара
Наталия, спасибо большое, очень увлекательно, я сама учусь в школе и ваша книга мне очень помагает, спасибо. 04.01.2014, 12:01
Иванова Наталья, автор
Наталья, огромное спасибо за ваши рассказы. Читаем с сыном 8 лет. Очень нравится. Повесили таблицу Менделеева в его комнате, чтобы нагляднее было. Еще раз спасибо. 24.01.2014, 19:11
Иванова Наталья, автор
как здорово вы написали не успели мы пойти в первый класс а уже из любопытства забрели в кабинет химии теперь прохода нет расскажи о химии и о таблице менделеева,даже выпросил книжку,но там все сложно и не понятно ему из- за чего он очень растроился так уж хотел все узнать. огромное вам спасибо лично от меня и от сына. 30.01.2014, 07:22
Иванова Наталья, автор
Захватывает, мотивирует изучать химию. 25.02.2014, 23:02
Екатерина, мать троих читателей
Спасибо Вам тоже огромное – Ваш отзыв меня потряс…
Насчёт физики – не уверена – всё-таки моя специальность – химия, хотя и физику я преподавала в 9-11 классах.
Наверное, Вы удивитесь, но скоро должна выйти книжка с моим участием по … русскому языку! Там тоже будет ведущий – как Пробиркин – имя пока не раскрывается. Русский язык мне и соавтору заказало крупное издательство.
А вот химия для малышей… моя мечта увидеть её книжкой – но пока издательства не рискуют или не разделяют восторгов читателей «Солнышка».
Спасибо “Солнышку” и Татьяне, что дали Пробиркину выход к читателям. И ещё раз спасибо всем мамам, папам и ребятам, кто с нами подружился – с героем и с элементами. 🙂
25.03.2014, 09:24
Арина.
06.04.2014, 15:54
Рома жилин
мне нравится вся наука 25.08.2014, 21:21
Ирина и Анна
Читаем книжку вместе с дочкой и нам обеим ооочень нравится! Спасибо автору! 16.09.2014, 20:23
Ольга
Отличное пособие. Спасибо автору! 20.09.2014, 23:00
Гульнара
Наталья, спасибо за Ваш труд!
Мне, взрослой (34 г) очень понравилось.
Завтра буду читать с сыном (9 лет), и запишу для Вас его отзыв.
11.10.2014, 10:55
Валентина
Большое спасибо за статью об этом металле Алюминий для моего открытого урока взяла много идей! 27.10.2014, 20:36
Ирина
Спасибо, огромное! С удовольствием читаем вместе с 11-летним сыном. Вы просто молодчина!Дальнейших успехов Вам! 09.12.2014, 12:59
Анатолий
Здравствуйте
Стишок хороший, но почему Как этот газ ленив и вял. Такого химики нигде не описывают? Есть достоверные сведения? Тяжелый газ это точно..
Анатолий
Здравствуйте!
Спасибо за Ваш труд!
Скажите пожалуйста, могу ли я сделать на Ваш сайт ссылку со своего сайта по химии? 13.12.2014, 20:17
Редактор портала «Солнышко»
Анжела, конечно, можете сделать ссылку со своего сайта. 16.12.2014, 17:16
Виктория
Очень хорошая книжка. Я сейчас читаю главу 11. Я с 5 лет мечтаю стать химиком. Сейчас мне 8, и когда я наткнулась сюда, это меня (рыболовной сетью) заманило. Я когда всё прочитаю, перепишу все 104 стишка! 17.12.2014, 17:24
Альмира
Очень интересно!Я в детстве любила писать всякие формулы!Наталья желаю вам удачи и жду новую книгу!
17.12.2014, 20:06
Иванова Наталья, автор
Дорогие читатели! Моя книга с героем Пробиркиным «Здравствуй, химия! или Полезная книга об окружающем мире» вышла из печати, издательство «Феникс»-2015. Я пока книгу в руках не держала, жду посылку из Ростова-на-Дону. По названию книгу легко найти в книжных Интернет-магазинах.
Спасибо ещё раз Татьяне Евтюковой и всем читателям за поддержку – мы всегда были вместе эти годы на «Солнышке»! 17.12.2014, 21:54
Татьяна Евтюкова, редактор портала «Солнышко»
Наталья, очень рада известию! Наконец-то сбылась Ваша мечта, и приключения Пробиркина переложены на бумагу! Такой подарок под Новый год!
18.04.2015, 12:44
Екатерина
Здравствуйте, уважаемая Наталья!
Огромное Вам спасибо за Вашу книгу! Мы занимаемся с дочерью (7 лет) уже полгода. ОЧЕНЬ довольны! Посвящаем около недели каждому элементу, делаем рисованные конспекты. Великолепный материал, великолепное изложение!
Здравствуйте, Екатерина. Спасибо за добрые слова. Что касается солей калия и окрашивания, его нелегко получить в газовой горелке бытового газа. Он имеет добавки, которые делают пламя голубым, поэтому фиолетовый оттенок заметить трудно. Контрастный же жёлтый цвет от примесей натрия в солях калия проявляется сразу. В печатной книге у меня сделана оговорка, что соли калия окрашивают фиолетовым БЕСЦВЕТНОЕ пламя газовой горелки – такое бывает в лабораториях, если там не бытовой газ, а более чистый углеводород. Я тоже покупала калийное одобрение в магазине для проверки дома на кухне – и тоже не заметила фиолетового окрашивания. Если хотите увидеть контрастные цвета, кроме жёлтого от натрия, можете попробовать соли меди – они должны окрашивать пламя в зелёный цвет. Соли меди можно получить, если подержать старую медьсодержащую монетку (например, 50 рублей 1992 года, а можно попробовать и нынешние 10 копеек) или взять явно медную проволоку. Сначала подержать их в перекиси водорода, потом сразу в раствор лимонной кислоты. Монеты или проволока позеленеют, вокруг них раствор станет голубым. Вот его-то на острие ножа 23.04.2015, 16:24
Иванова Наталья, автор
04.05.2015, 19:28
Екатерина
Большое спасибо, Наталья, за объяснение! С интересом прочитали вместе с дочкой. Сейчас мы дошли до Титана, так что Медь уже сравнительно близко. Обязательно попробуем по Вашему совету получить медь и проверить изменение цвета пламени при её участии!
А что слышно о Вашей будущей книге по русскому языку? 06.05.2015, 21:20
Иванова Наталья, автор
Екатерина, книга по русскому языку вышла, называется «Правила русского языка в стихах для начальной школы». Изд-во «Феникс», 2015. Мы там вдвоём с соавтором Натальей Капустюк. А сейчас готовится в той же серии и «Математика в стихах», но для дошколят :)) 15.05.2015, 22:49
Екатерина
Наталья Владимировна, спасибо за информацию, книгу «Правила русского языка. » мы уже сегодня купили:) Будем изучать! 17.05.2015, 08:32
Эмма
Спасибо, Наталья, за Ваш труд. который сложно оценить! Ваши уроки химии действуют вдохновлюще! 19.05.2015, 11:10
Иванова Наталья, автор
Спасибо, Екатерина и Эмма, желаю удачи от души 🙂 06.06.2015, 06:01
алексей
Алексей, опыты на кухне см. в главах 1, 11, 14, 19, 20, 25, 26, 53.
14.08.2015, 14:53
Олеся
Наталья, вы молодец! Спасибо за такую интересную книгу.
Здесь у вас в первой главе опечатка-«водород прыгает лучше, а не легче 30.10.2015, 20:07
Наталья
Спасибо за вашу прекрасную книгу! 09.11.2015, 16:57
Полина
Забрела на сайт случайно. Очень заинтересовплась,отследить переписку с самого начала,обрадовалась книге.буду искать.моим сыновьям 3 и 6 лет.спасибо, что вы есть,низкий вам поклон. 01.01.2016, 10:42
Эля
Здравствуйте. Зашла случайно на сайт, и осталась здесь. Очень интересно и доступно объяснено. С ребенком вместе теперь опыты делаем и попутно изучаем химию. Спасибо большое 21.01.2016, 23:47
Роберт
22.01.2016, 18:56
ВАЛЕНТИНА
СПАСИБО, УВЛЕКАТЕЛЬНО! 27.01.2016, 00:42
Елена
Наталья, спасибо за увлекательное чтение для сынишки 8 лет и для нас родителей и бабушек! все в восторге! истории и приключения Пробиркина читаем каждый вечер! творческих успехов! 28.01.2016, 23:46
Роберт
вы просто пишите своё имя, затем
прибавляйте слово АВТОР, и все люди думают, буд-то вам надо давать честь. пример:Маша,автор.
короче наглецы. 28.04.2016, 21:48
Коля
Клас!Очень интересно!Отлично. 29.05.2016, 09:34
Дмитрий
31.05.2016, 20:01
Екатерина
Здравствуйте, Наталья! Мы с дочкой продолжаем изучать Вашу книгу. Дошли до Иттрия и не разобрались в химическом вопросе (почему фотографии станут красными, если вместо Магния использовать Иттрий во вспышке). Подскажите, пожалуйста! 02.09.2016, 20:56
Тимур
Огромное спасибо за книгу! Сын (7 лет) серьёзно увлёкся химией, а литературы подходящей почти нет. Книга ему очень понравилась, заставляет читать без перерыва на игры )
Но очень хотелось бы, чтоб в тексте присутствовали формулы реакций, а то приходится их самостоятельно гуглить. 01.10.2016, 23:31
Наталья
Спасибо за книгу. Очень доступно и информативно. 21.02.2017, 11:41
Гульшат
04.05.2017, 03:21
Светлана
уважаемая Наталья!
огромное вам спасибо за труд! книга потрясающая! читаю ребенку (7 лет) несколько дней, и он все время требует продолжения, говорит, что ему ну очень интересно!
смотрю на него и радуюсь, как же ему повезло, что в его детстве есть эта книжка.
постараюсь купить бумажный вариант.
спасибо еще раз! 18.11.2017, 11:42
Дарья
Мне очень понравилась сказка!p 10.03.2018, 15:00
Хамдия
Наталья Иванова! Огромное спасибо за самую интересную книгу.Внуку 8 лет, увлекается химией.Где можно купить вашу книгу? 16.03.2018, 12:35
Иванова Наталья, автор
Большое всем спасибо. Отвечаю на вопрос, где купить Пробиркина. Через книжный интернет магазин «Лабиринт» или «Озон» можно заказать мою книгу «Здравствуй, Химия, или полезная книга об окружающем мире». Наберите название в поисковике и сразу найдёте. ) 09.03.2019, 17:23
Илья
Просто блеск! Я когда-то потратил массу времени в поисках химических элементов в русской поэзии. Кое-что вошло в статью «Опыт построения поэтической таблицы элементов» (опубликована в журнале «Химия и жизнь», 1998, №6), а также в книгу «Шутят. химики!». Но удалось найти далеко не всё. 21.11.2019, 00:34
Ольга
Уважаемая Наталья Иванова,
мне кажется, что в печатную версию книги вошло не все содержание, которое есть на портале. Кажется, издательство «Феникс» адаптировало её для более юного влзраса (не +12, а младших школьников). Может юыть, я ошибаюсь. Но, если это так, то хочется заполучить именно тот текст, который есть на портале «Солнышко» Поясните, пожалуйста. И большое спасибо за эту книгу! 02.03.2020, 17:13
Иванова Наталья, автор
Здравствуйте, Ольга. Да, издательство «Феникс» выпустило сокращённый вариант, только четверть глав вошли в книгу (самые популярные в быту и «на слуху» элементы). Мне тоже очень жаль, что не вышла полная версия. Но от меня это никак не зависит. Радуюсь тому, что есть, и мечтаю о бОльшем. С уважением, Наталья И. 05.02.2021, 18:16
Валентина
давно хотела посматреть 26.09.2021, 21:35
Татьяна
Это шедевр! Так просто и интересно о сложном! Продолжайте в том же духе, Вы талант! 28.09.2021, 13:32
svetamitina1105@gmail.com
Замечательная сказка! Вы молодец!
Маленькая поправочка к «Возне на кухне»- если макаронина в растворе йоде окрасилась в синий цвет, то это значит,что в ней (макаронине) есть крахмал.А йод помог его узнать. 28.09.2021, 19:53
buryakovagala@mail.ru
Как жаль, что только сегодня попала к вам на страничку. Сказать, что это здорово, это ничего не сказать. Я в восторге. Спасибо огромное 15.10.2021, 06:59
Анна
Я пока прочла комментарии, но уже предвкушаю увлекательное приключение в химию. Русскмй язык тоде обязательно почитаем с сыном. 17.10.2021, 15:20
Аурика
Добрый день! Дочка увлеклась чтением год назад, осилила книжку одну, другую. Перешла на более серьезную литературу. Достала ей серию «я познаю мир», и она неожиданно увлеклась химией! Распечатала ей вашу книгу, так дочка уже по второму кругу ее читает О-о купила вот набор на 145 опытов по химии. Ваша книга просто находка! Даже я с удовольствием читала)) Спасибо огромное!