Как появилось возрождение в искусстве

Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение

История искусств #8

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.

В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:

Для истории итальянского Возрождения решающее значение имел глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека, который относится к эпохе коммунальных революций 2-й половины XIII века.

Именно этот перелом открывает новый этап в истории западноевропейской культуры. Связанные с ним принципиально новые тенденции нашли свое наиболее радикальное выражение в итальянской культуре и искусстве так называемой «эпохи Данте и Джотто» — последней трети XIII века и двух первых десятилетий XIV-го.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями.

Делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии.

Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы.

Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

В 1260–1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Новые веяния проникают и в живопись Италии.

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи”византийской” или”греческой” манере.

Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Но самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне (1266/67–1337).

В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения.

Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века — первой половины XIV века была Сиена.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел.

В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284–1297 годах Джованни Пизано.

Для архитектуры проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие.

Представитель: Арнольфо ди Камбио.

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства.

Представитель: Никколо Пизано, Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио.

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.

Представители: Джотто, Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти, Амброджо Лоренцетти, Чимабуэ.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Раннее Возрождение

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того”реализма деталей”, который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма.Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата.

Для архитектуры раннего Возрождения характерна логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений

Представитель: Палаццо Ручеллаи, Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти.

Для скульптуры этого периода характерно развиватие свободно стоящей статуи, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.

Представитель: Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо.

Для живописи характерно ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.

Представители: Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Высокое Возрождение

Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.

Сосредоточение художественной жизни Италии в начале XVI века перемещается в Рим.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Папы добивались под властью Рима объединить всю Италию, делая попытки обратить его в культурный и ведущий политический центр. Но, так и не став политической точкой отсчёта, Рим преображается на некторое время в цитадель духовной культуры и искусства Италии. Причиной этому послужила также и меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим.

Флорентийская школа и многие другие (старые локальные) теряли свою прежнюю значимость.

Единственным исключением стала богатая и независимая Венеция, демонстрирующая яркую оригинальность культуры на протяжении всего XVI.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

За счёт постоянной связи с великими произведениями архаики, искусство освобождалось от многословия, зачастую столь характерному творчеству виртуозов кватроченто.

Художники Высокого Возрождения обрели способность опускать маленькие подробности, не влияющие на общий смысл и стремиться достичь в своих творениях гармонию и сочетание лучших сторон реальности.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Творчество характеризуется верой в неограниченность человеческих возможностей, в его индивидуальность и в рациональный мировой аппарат.

Главным мотивом искусства Высокого Возрождениявыступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности.

Так как скульптура и живопись избавляется от беспрекословного рабства зодчества, что и даёт жизнь к формированию новых жанров искусства таких как: пейзаж, историческая живопись, портрет.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

В этом периоде архитектура Высокого Ренессанса набирает наибольшие обороты. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Грандиозность данного искусства было почитаемо ещё и современниками, — так Вазари говорил о нём как о: «высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства».

Для архитектуры высокого Возраждения характерны монументальность, представительное величие, грандиозность замыслов (пришедшие из Древнего Рима), интенсивно проявившиеся в брамантовских проектах собора святого Петра и перестройки Ватикана.

Представитель: Донато Браманте, Антонио да Сангалло, Якопо Сансовино

Для скульптуры этого периода характерны героический пафос и, одновременно трагическое ощущение кризиса гуманизма. Ппрославляется сила и мощь человека, красота его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Представитель: Донателло, Лоренцо Гиберти, Брунеллески, Лука делла Роббиа, Микелоццо, Агостино ди Дуччо, Пизанелло.

Для живописи характерна передача мимики лица и тела человека, появляются новые способы передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.

Представители: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Якопо Сансовино.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Позднее Возрождение

В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений. Хотя если не рассматривать самый конец XVI века — время вступления на манеж братьев Карраччи и Караваджо, то можно сузить всё разнообразие искусства к двум основным тенденциям.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Только богатая Венецианская республика, свободная и от власти Папы, и от господства интервентов, обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями.

Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями.

Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют.

Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения — Тинторетто, Бассано, Веронезе.

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира.

Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь « маньеризмом».

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения.

Основные характерные черты творчества живописцев, скульпторов, архитекторов Флоренции и Рима не отвечали вкусам, сложившимся в Венеции.

Здесь ренессансное искусство питалось любовью не к античности, а к своему городу, определялось его особенностями.

Синее небо и море, нарядные фасады дворцов способствовали формированию особого художественного стиля, проявлявшегося в увлечении цветом, его переливами, сочетаниями. Венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Пристрастие к цвету объясняется и укоренившейся в них любовью к богатым украшениям, ярким краскам и обильной позолоте в произведениях искусства Востока.

Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью.

Для архитектуры позднего Возраждения характерны эксперименты с формами, разработкой и комбинированием античных образов, усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.

Представитель: Микеланджело, Джакомо Бароцци да Виньола, Андрее Палладио.

Для живописи характерны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции.

Представители: Пармиджанино, Понтормо, Бронзино.

Философия эпохи Возрождения

Коперник — произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Николай Кузанский — один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни — итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень — французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер — выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения — протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Литература Возрождения

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами — англичанин Уильям Шекспир (1564–1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562–1635).

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265–1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304–1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви.

Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть фото Как появилось возрождение в искусстве. Смотреть картинку Как появилось возрождение в искусстве. Картинка про Как появилось возрождение в искусстве. Фото Как появилось возрождение в искусстве

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313–1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469–1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474–1533) и Торквато Тассо (1544–1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Источник

Искусство Возрождения: история, характеристика 3 959 слов читать

26 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

В течение двухсот лет между 1400 и 1600 годами Европа стала свидетелем удивительного возрождения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры, в центре этих процессов была Италия, а этот период мы теперь называем эпохой Возрождения ( rinascimento ). Это название (по-французски «возрождение») этот период получил в результате « Возрождения » – знаменитого исторического тома, написанного историком Жюлем Мишле (1798–1874) в 1855 году – и стал лучше понят после публикации в 1860 году книги «Цивилизация эпохи Возрождения в Италии» ( Die Kultur der Renaissance in Italien ) Якоба Буркхардта (1818–1897), профессора истории искусств Базельского университета.

Каковы были характеристики Возрождения?

Проще говоря, итальянский Ренессанс восстановил западное искусство в соответствии с принципами классического греческого искусства, особенно греческой скульптуры и живописи, которые во многом послужили основой для Гранд-тура и оставались неизменными до Пабло Пикассо и кубизма.

С начала 14 века, в поисках нового набора художественных ценностей и ответа на изысканный международный готический стиль, итальянские художники и мыслители вдохновлялись идеями и формами Древней Греции и Рима. Это полностью соответствовало их желанию создать универсальный, даже благородный вид искусства, который мог бы выразить новое и более уверенное настроение времени.

Философия гуманизма эпохи Возрождения

Прежде всего искусство Возрождения было движимо новым понятием «гуманизм» – философией, которая была основой многих достижений (например, демократии) языческой Древней Греции. Гуманизм преуменьшал значение религиозных и светских догм и вместо этого придавал огромное значение достоинству и ценности личности.

Влияние гуманизма на искусство

В изобразительном искусстве гуманизм означал: ❶ Появление отдельной фигуры вместо стереотипных или символических фигур. ❷ Больший реализм и, как следствие, внимание к деталям, что отражается в развитии линейной перспективы и увеличивающейся реалистичности человеческих лиц и тел; этот новый подход помогает объяснить, почему классическая скульптура была так почитаема и почему византийское искусство вышло из моды. ❸ Акцент на добродетельных действиях и их поощрение: подход, отраженный ведущим теоретиком искусства эпохи Возрождения Леоном Баттистой Альберти (1404-72 гг.). Когда-то он заявил, что “счастья невозможно достичь без добрых, справедливых и праведных дел”.

Пропаганда добродетели отражала растущую идею о том, что человеческую жизнь контролирует человек, а не судьба или Бог и была ключевой причиной, по которой историческая живопись (то есть картины с возвышающими «посланиями») стала считаться высшей формой живописи. Конечно исследование добродетели в изобразительном искусстве также включало изучение порока и человеческого зла.

Причины Возрождения

Повышенное процветание

Однако были очевидны и более положительные подвижки. В Италии Венеция и Генуя разбогатели на торговле с Востоком, в то время как Флоренция была центром шерсти, шелка и ювелирного искусства и была домом для сказочного богатства культурной и искусной семьи Медичи.

Процветание приходило и в Северную Европу, о чем свидетельствует создание в Германии Ганзейского союза городов. Это увеличивающееся богатство обеспечивало финансовую поддержку растущему количеству заказов на крупные государственные и частные художественные проекты, в то время как торговые пути, на которых оно основывалось, в значительной степени способствовали распространению идей и, таким образом, росту движения по всему континенту.

В сочетании с этим распространением идей, которое, кстати, значительно ускорилось с изобретением книгопечатания, возникло несомненное чувство нетерпения по поводу медленного прогресса изменений. После тысячи лет культурного и интеллектуального голода, Европа (и особенно Италия) жаждала возрождения.

Слабость церкви

Парадоксально, но слабая позиция церкви придавала Ренессансу дополнительный импульс. Во-первых, это позволило распространить гуманизм, которому в былые эпохи оказывалось сильное сопротивление; во-вторых, это побудило более поздних Пап, таких как Папа Юлий II (1503-13), тратить экстравагантно большие средства на архитектуру, скульптуру и живопись в Риме и Ватикане (например, см. Музеи Ватикана, особенно фрески Сикстинской капеллы) – чтобы вернуть утраченные влияние. Их реакция на Реформацию (около 1520 г.), известную как Контрреформация, особенно доктринальный тип христианского искусства, продолжала этот процесс до конца шестнадцатого века.

Эпоха исследований

Эпоха Возрождения в истории искусства параллельна началу великой эпохи западных открытий, во время которой появилось общее желание исследовать все аспекты природы и мира. Европейские военно-морские исследователи открыли новые морские пути, новые континенты и основали новые колонии. Таким же образом европейские архитекторы, скульпторы и художники продемонстрировали собственное стремление к новым методам и знаниям. По словам итальянского художника, архитектора и комментатора эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1511–1574), Возрождение двигалось не только из-за растущего уважения к искусству классической старины, но и из растущего желания изучать природу и подражать ей.

Почему в Италии началось Возрождение?

Помимо статуса самой богатой торговой страны между Европой и Востоком, Италия была наделена огромным хранилищем классических руин и артефактов. Образцы римской архитектуры можно найти почти в каждом городе, а римская скульптура, включая копии утраченных скульптур из Древней Греции, была известна на протяжении веков. Кроме того, упадок Константинополя – столицы Византийской империи – заставил многих греческих ученых эмигрировать в Италию, принеся с собой важные тексты и знания классической греческой цивилизации. Все эти факторы помогают объяснить, почему в Италии началось Возрождение. Для получения дополнительной информации см. Флорентийское Возрождение (1400-90 гг.).

Подробнее о том, как движение развивалось в разных городах Италии, см.:

Сиенская школа живописи (например, братья Лоренцетти, Сассетта);
Ренессанс во Флоренции (например, Джотто, Мазаччо, Брунеллески, Леонардо);
Ренессанс в Риме при Папах (например, Рафаэль и Микеланджело);
Возрождение в Венеции (например, Мантенья, семья Беллини, Тициан, Тинторетто).

Художники эпохи Возрождения

Если основу для эпохи Возрождения заложили экономические, социальные и политические факторы, именно талант итальянских художников двигал ее вперед. К важнейшим художникам, скульпторам, архитекторам и дизайнерам итальянского Возрождения 14, 15 и 16 веков относятся в хронологическом порядке:

Чимабуэ (около 1240–1302) Известен своими фресками в Ассизи.
Джотто ди Бондоне (1267-1337) Фрески капеллы Скровеньи Арена.
Джентиле да Фабриано (1370-1427) Влиятельный художник в готическом стиле.
Якопо делла Кверчия (около 1374-1438) Влиятельный скульптор из Сиены.
Лоренцо Гиберти (1378–1455) Скульптор «Врат рая»
Донателло (1386–1466) Лучший скульптор раннего Возрождения
Паоло Уччелло (1397–1475). Прославился работой над перспективой.
Томмазо Мазаччо (1401-1428) Величайший ранний флорентийский художник.
Пьеро делла Франческа (1420-1492) Пионер линейной перспективы.
Андреа Мантенья (1430-1506) Известен иллюзионистской техникой ракурса.
Донато Браманте (1444-1514) Ведущий архитектор эпохи Возрождения.
Алессандро Боттичелли (1445-1510) Известен мифологической живописью.
Леонардо да Винчи (1452-1519) Создатель Моны Лизы, Тайной вечери.
Рафаэль (1483-1520) Величайший художник эпохи Возрождения.
Микеланджело (1475-1564) Гениальный художник и скульптор.
Тициан (1477-1576) Величайший венецианский колорист.
Андреа дель Сарто (1486-1530) Лидер Высокого Возрождения во Флоренции.
Корреджо (1489-1534) Известен иллюзионистскими фресками в виде квадратуры.
Андреа Палладио (1508-1580) Доминировал в венецианской архитектуре эпохи Возрождения, позже имитируемый в палладианстве.
Тинторетто (1518-1594) Художник-религиозный маньерист.
Паоло Веронезе (1528-1588), колорист, последователь Тициана.

Влияние Возрождения на живопись и скульптуру

Техники Живописи Возрождения

В Северной Европе эпоха Возрождения характеризовалась прогрессом в представлении света в пространстве и его отражении от различных поверхностей и (что наиболее заметно) в достижении высшей реалистичности станковой портретной живописи и натюрморта. Частично это было связано с тем, что большинство художников Северного Возрождения начали использовать масляную краску в начале 15 века, предпочитая темперу или фреску, которые (из-за климатических и других причин) все еще были предпочтительными методами рисования в Италии. Картина маслом позволяла получить более насыщенный цвет и из-за более длительного времени высыхания, ее можно было писать в течение многих недель, что позволяло проработать мелкие детали и добиться большей реалистичности. Масла быстро распространились в Италию: сначала в Венецию, влажный климат которой менее подходил для темперы, затем во Флоренцию и Рим. (См. Также: Движения в искусстве, Периоды, Школы, для краткого руководства по другим стилям.)

Среди прочего, это означало, что, хотя христианство оставалось доминирующей темой или предметом для большей части визуального искусства того периода, евангелисты, апостолы и члены Святого Семейства изображались как настоящие люди в реальных позах и ситуациях, выражая настоящие эмоции. В то же время для иллюстрации послания гуманизма стали шире использоваться истории из классической мифологии – например изображения на иконах, таких персонажей как Венера, богиня любви. Подробнее об этом см.: Анализ известных картин.

Что касается пластического искусства, то итальянская скульптура эпохи Возрождения отражала первенство человеческой фигуры, особенно обнаженного мужчины. И Донателло и Микеланджело в значительной степени полагались на человеческое тело, но использовали его не как средство выражения неугомонной готической энергии или статичного классического благородства, но для более глубокого духовного смысла. Двумя величайшими скульптурами эпохи Возрождения были «Давид» Донателло (1440-43, Барджелло, Флоренция) и «Давид» Микеланджело (1501-1504, Галерея Академии художеств, Флоренция). Примечание. Сведения о художниках и стилях, вдохновленных искусством классической античности, см.: Классицизм в искусстве (начиная с 800 г.).

Повышение статуса художников и скульпторов

Вплоть до эпохи Возрождения художники и скульпторы считались просто квалифицированными рабочими, в отличие от талантливых декораторов интерьеров. Однако, следуя своей цели создания продуманного классического искусства, итальянский Ренессанс поднял профессию живописи и скульптуры на новый уровень. При этом первостепенное значение было уделено «дизеньо» (Disegno) – итальянскому слову, буквальное значение которого – «рисунок», но смысл которого включает в себя «весь дизайн» произведения искусства, а не только «колорито» (техника нанесения цветных красок и пигментов). Дизеньо составлял интеллектуальную составляющую живописи и скульптуры, которая теперь стала профессией думающих художников, а не декораторов. См. также: Лучшие рисунки эпохи Возрождения.

Влияние на западное искусство

Идеи и достижения художников раннего и высокого Возрождения оказали огромное влияние на художников и скульпторов, которые следовали за ними во время чинквеченто, а затем, начиная со школы Фонтенбло (около 1528-1610) во Франции. Теория искусства эпохи Возрождения была официально принята и провозглашена (увы, слишком жестко) всеми официальными академиями искусств по всей Европе, включая, в частности, Академию Сан-Лука в Риме, Академию дель Дисеньо во Флоренции, Французскую Академию изящных искусств в Париже и Королевскую академию в Лондоне. Этот теоретический подход известный как академическое искусство регулировал многие аспекты изобразительного искусства. Например, в 1669 году Андре Фелибиен, секретарь Французской академии, объявил иерархию жанров живописи по образцу философии эпохи Возрождения следующим образом: ❶ Историческая живопись; ❷ портретное искусство; ❸ Жанровая живопись; ❹ пейзаж; ❺ Натюрморт.

Короче говоря, главный вклад итальянского Возрождения в историю искусства заключался в продвижении классических греческих ценностей. В результате западная живопись и скульптура развивались в основном по классическим направлениям. И хотя современные художники, начиная с Пикассо исследуют новые медиа и формы искусства, главной моделью западного искусства остается греческая античность в интерпретации эпохи Возрождения.

Хронология Возрождения

Принято классифицировать искусство итальянского Возрождения на несколько различных, но пересекающихся периодов:

Эта хронология в значительной степени соответствует описанию, данному в авторитетной книге « Жизнеописания наиболее знаменитых итальянских архитекторов, художников и скульпторов » (Vite de ’più eccellenti architetti, pittori, et scultori Italiani) комментатора эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1511-1574).

История искусства эпохи Возрождения

В этой благоприятной атмосфере художники проявляли растущий интерес к изображению видимого мира вместо того, чтобы ограничиваться этой исключительной заботой о духовности религии, которой можно было придать визуальную форму только в символах и жестких условностях. Изменение, санкционированное вкусами и либеральным отношением покровителей (в том числе искушенных церковников), уже очевидно в готической живописи позднего средневековья и достигает своей кульминации в так называемом международном готическом стиле четырнадцатого и начала пятнадцатого века. По всей Европе, во Франции, Фландрии, Германии, Италии и Испании художники, свободные от монашеских дисциплин, продемонстрировали основные характеристики этого стиля в более сильном повествовательном интересе своих религиозных картин, попытка придать больше человечности настроениям и внешнему виду Мадонне и другим почитаемым изображениям, более индивидуальный характер портретной живописи в целом и представить детали пейзажа, животных и птиц, которые живописец-монах более раннего времени мог счесть. слишком обыденными. Можно сказать, что это были характерные черты живописи эпохи Возрождения, но существенное различие проявилось в начале пятнадцатого века. Такие представители международной готики, как Симоне Мартини (1285-1344) из Сиенской школы живописи и уроженец Умбрии Джентиле да Фабриано (около 1370-1427), все еще придерживались идеи создания элегантного дизайна поверхности с ярким, нереальным цветовым узором. Реалистичная цель следующего поколения заключалась в радикальном проникновении сквозь поверхность, чтобы дать новое ощущение пространства и трехмерные формы.

Это решительное продвижение реализма впервые появилось примерно в то же время в Италии и Нидерландах, а точнее в работах Мазаччо (1401–1428) во Флоренции и Яна ван Эйка (около 1390–1441) в Брюгге. Мазаччо, который, по словам Делакруа, совершил величайшую революцию в истории живописи, дал новый импульс живописи раннего Возрождения своими фресками в капелле Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине.

См., в частности: Изгнание из Эдемского сада (1425-6, капелла Бранкаччи) и Святая Троица (1428, Санта-Мария-Новелла).

Фигуры в этих повествовательных композициях, казалось, стояли и двигались в окружающем пространстве; они были смоделированы с чем-то вроде чувства скульптора к трём измерениям, в то время как жесты и выражения менялись таким образом, что устанавливались не только разные характеры изображенных лиц, но и их взаимосвязь. В этом отношении он предвкушал поиски Леонардо в «Тайной вечере» (1495-98, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан).

Хотя Ван Эйк также создал новое ощущение пространства и перспективы, между его работами и работами Мазаччо есть очевидная разница, которая также проливает свет на различие между замечательной фламандской школой пятнадцатого века и итальянским ранним ренессансом. Обоими восхищались в равной степени, считая их «современными», но они отличались средой и идеей. В Италии была давняя традиция росписи стен фресками, что само по себе создавало определенную широту стиля, тогда как нидерландский художник, работавший с масляной средой над панно, относительно небольшого размера, сохранял некоторую мелкость миниатюрного художника. Мазаччо, действительно, был не одиноким новатором, а тем, кто развил фресковую повествовательную традицию своего великого предшественника прото-ренессанса во Флоренции Джотто ди Бондоне (1267–1337). См., например, фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303-10, Падуя).

Флоренция имела иную ориентацию также как центр классического обучения и философских исследований. Интеллектуальная мощь города сделала его главным центром Возрождения пятнадцатого века и оказала влияние на все виды искусства. Ученые, посвятившие себя изучению и переводу классических текстов, как латинских, так и греческих, были наставниками в богатых и знатных семьях, которые приехали разделить свой литературный энтузиазм. Это, в свою очередь, вызвало стремление к графическим версиям древней истории и легенд. Вследствие этого круг сюжетов художника значительно расширился и теперь ему нужно было решить дополнительные проблемы репрезентации.

Таким образом, то, что могло быть просто ностальгией по прошлому и ретроградным шагом в искусстве, стало шагом вперед и захватывающим процессом открытий. Человеческое тело, так долго исключавшееся из изящной живописи и средневековой скульптуры из-за религиозных соображений – за исключением самой скудной и нереалистичной формы – приобрело новое значение в изображении богов, богинь и героев классических мифов. Художникам пришлось заново познакомиться с анатомией, чтобы понять взаимосвязь костей и мышц, динамику движения. На картине, которая теперь рассматривается как сцена, а не как плоскость, необходимо было исследовать и использовать науку о линейной перспективе. Кроме того, образец классической скульптуры послужил стимулом к ​​объединению натурализма с идеалом пропорций и физической красоты.

Художники и скульпторы по-своему отстаивали достоинство человека, так же, как это делали философы-гуманисты и проявляли такую ​​же жажду знаний. Поистине необычен список великих флорентийских художников пятнадцатого века и, что не менее важно, количество тех из них, кто практиковал более одного искусства или форму выражения.

Во всех отношениях замечательная семья Медичи способствовала интеллектуальному климату и развитию искусства, которые сделали Флоренцию движущей силой Возрождения. Состояние, полученное от банковского дома, основанного Джованни де Медичи (ок. 1360-1429), с шестнадцатью филиалами в городах Европы, было потрачено на развитие культуры, особенно двумя наиболее выдающимися членами семьи, Козимо, сыном Джованни (1389-1464) и его внуком Лоренцо (1448-1492). Их личные таланты в области финансов, политики и дипломатии, их любовь к книгам, их щедрое покровительство живым и их оценка антиквариата – были типичными для универсальности, которая так соответствовала духу Возрождения.

Приравнивание философии Платона к христианской доктрине в академии, учрежденной Козимо Медичи, по-видимому, санкционировало разделение деятельности художника, как это часто случалось, на религиозную и языческую тематику. Интеллектуальная атмосфера, созданная Медичи, была воодушевляющим элементом, который заставил Флоренцию обогнать соседнюю Сиену. Хотя ни один другой итальянский город пятнадцатого века не мог претендовать на такое созвездие гениев в искусстве, ближе всего к Флоренции находились города, также управляемые просвещенными покровителями. Людовико Гонзага (1414-1478) Маркиз Мантуанский, был типичным правителем эпохи Возрождения в своих способностях к политике и дипломатии, в его поощрении к гуманистическим знаниям и в развитом вкусе, которые привели его к созданию великой коллекции произведений искусства и к работам Андреа Мантенья (1431- 1506) как придворного художника.

Подобного калибра был Федериго Монтефельтро, герцог Урбино. Как и Людовико Гонзага, он был учеником знаменитого учителя-гуманиста Витторино да Фельтре, чья школа в Мантуе сочетала упражнения с изучением греческих и латинских авторов и прививала гуманистическую веру во всестороннее улучшение, возможное для человека. При дворе Урбино, который установил стандарты хороших манер и достижений, описанные Бальдассаре Кастильоне в «Иль Кортиджано», герцог спонсировал многих художников, главным из которых был великий Пьеро делла Франческа (1420–1492).

История живописи эпохи Возрождения после Мазаччо сначала приводит нас к благочестивому Фра Анджелико (около 1400–1455), родившемуся раньше, но жившему намного дольше. Кое-что от готического стиля осталось в его работах, но монастырская невинность, которая, возможно, первая бросается в глаза, сопровождается зрелой твердостью линий и чувством структуры. Это очевидно в таких картинах последних лет его жизни, как « Поклонение волхвов » ныне находящейся в Лувре и фресках, иллюстрирующих жизнь святого Стефана и святого Лаврентия, написанных в Ватикане для Папы Николая V в конце 1440-х годов. Смотрите также его серию картин по Благовещению (ок. 1450, музей Сан-Марко). Его ученик Беноццо Гоццоли (около 1421-1497), тем не менее, придерживался ярких декоративных красок и подробностей международного готического стиля в такой работе, как панорамная Процессия волхвов в Палаццо Риккарди во Флоренции, в которой он представил конный портрет Лоренцо Медичи.

Ближе к Фра Анджелико, чем Мазаччо, был Фра Филиппо Липпи (ок. 1406-1469), монах-кармелит в молодости и протеже Козимо Медичи, снисходительно наблюдавший за различными авантюрами художника, любовными авантюрами и прочим. Фра Филиппо в религиозных сюжетах, которые он писал на фресках и панно, демонстрирует тенденцию прославлять очарование идеализированного человеческого типа, который контрастирует со стремлением пятнадцатого века к техническим инновациям. Он менее отличителен в чисто эстетическом или интеллектуальном плане, чем в его изображении Мадонны как существа женского начала. Его идеализированная модель, стройная, темноглазая, с приподнятыми бровями, слегка втянутым носом и маленьким ртом, служила иконографическим образцом для других. Его ученик Сандро Боттичелли (1445-1510) наделил эти образы некоторой задумчивостью.

В картинах Боттичелли резюмируется многое из предшествующего развития эпохи Возрождения. Он отличался той грацией черт и форм, которую Фра Филиппо стремился передать и которую современник Боттичелли, Доменико Гирландайо (1449–1494), также передавал в своей восхитительной версии в фресках и портретах. Он интерпретировал в уникальной живописной манере неоплатонизм философов-гуманистов Лоренцо Медичи. Сеть гениальных аллегорий, в которых Марсилио Фичино, наставник Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (двоюродного брата Лоренцо Великолепного), стремился продемонстрировать связь между Благодатью, Красотой и Верой, имеет такую ​​же тонкость в «Весне» (La Primavera) (ок. 1482-3, Уффици) и Рождении Венеры (ок. 1484-6, Уффици), выполненной для виллы Лоренцо. Поэтический подход к классике Анджело Полициано, также наставника семьи Медичи, может быть замечен отражением в искусстве Боттичелли. Хотя его жизнь продлилась до периода Высокого Возрождения, он по-прежнему олицетворяет молодость этого движения в своем восхищении чистыми цветами и изысканными природными деталями. Возможно, в задумчивой красоте его «Афродиты» можно найти что-то от ностальгии по средневековью, к которой, в конце концов, когда фундаменталистский монах Савонарола осудил Медичи и все их произведения, он сделал свой страстный ответный жест.

Лука Синьорелли (c.1441-1523), хотя и был связан с умбрийской школой как ученик Пьеро делла Франческа, находился под сильным влиянием флорентийца Поллайуоло в своем обращении с фигурой. Обладая меньшей анатомической утонченностью, но с большим акцентом на выпуклости наружу и полосах мышц и сухожилий, он также стремился к динамическим эффектам движения, получая их внезапными взрывами жестов.

Это было направление усилий, которое, кажется, естественно и неизбежно привело к достижению Микеланджело (1475–1654). Хотя между его «Последней ложей в Сикстинской капелле» и версией Синьорелли на фресках собора Орвието есть явные различия в образе мышления и стиле, их объединяет огромная энергия. Это было качество, которое заставляло их казаться далекими от баланса и гармонии классического искусства. Рафаэль (1483-1520) был намного ближе к классическому духу в Аполлоне его «Парнаса» в Ватикане и «Галатеи» в Фарнезине в Риме. Один из самых ярких региональных контрастов периода Возрождения – это суровый и интеллектуальный характер искусства Тосканы в изображении фигур по сравнению с чувственной томностью обнаженных женщин написанных в Венеции Джорджоне (1477-1510) и Тицианом (около 1485-1576). (Подробнее см.: Венецианская портретная живопись 1400-1600 гг.) Хотя и в этом отношении флорентийская наука не осталась без своего влияния. Мягкая градация тени, разработанная Леонардо да Винчи для придания тонкости моделированию, была принята Джорджоне, а в Парме – Антонио Аллегри да Корреджо (1489-1534) как средство усиления сладострастного очарования Венеры, Антиопы или Ио.

Паоло Уччелло (1397-1475) был одним из первых пропагандистов науки во Флоренции. Его картина Битва при Сан-Романо в Национальной галерее в Лондоне с ее живописной геральдикой представляет собой прекрасно рассчитанную серию геометрических форм и математических интервалов. Даже сломанные копья на земле кажутся устроенными так, чтобы увести взгляд в точку схода. Его ракурс рыцаря, лежащего на земле, был упражнением, которому Андреа Мантенья должен был подражать. Именно Мантенья принес в Венецию новую науку об искусстве.

Классический в упорядоченном дизайне и обширной концепции, но без намека на антиквариат, который можно найти у Мантеньи, Пьеро делла Франческа оказал влияние на многих художников. Его внутренняя перспектива архитектуры эпохи Возрождения, которая добавила элемент геометрической абстракции к композициям фигур, была хорошо принята его флорентийским современником Андреа дель Кастаньо (около 1420-1457). Жестко геометрическая установка противоречит и все же подчеркивает гибкость человеческого выражения у апостолов в шедевре Андреа Тайная вечеря в монастыре Святой Аполлонии во Флоренции. Антонелло да Мессина (1430-1479), который представил в Венеции фламандскую технику масляной живописи, принес также чувство формы, унаследованное от Пьеро делла Франческа, которое, в свою очередь, оказало стимулирующее влияние на Джованни Беллини (1430-1516), отвлекая его от жесткого линейного стиля. Подобно тому, как это повлияло на Мантенья и способствовало обрести зрелое величие как лидера венецианской живописи и воспитать не менее великих учеников, Джорджоне и Тициана.

Леонардо да Винчи и Микеланджело были наследниками всего замечательного развития итальянского Возрождения в пятнадцатом веке. Универсальность художника был один из важнейших аспектов века. Между архитектором, скульптором, художником, мастером и литератором не было жесткого различия. Альберти был архитектором, скульптором, художником, музыкантом и автором трактатов по теории искусств. Андреа дель Верроккьо (1435-1488), ранний учитель Леонардо, описывается как ювелир, художник, скульптор и музыкант: в скульптуре он мог соперничать с любым мастером. Но Леонардо и Микеланджело продемонстрировали эту универсальность в высшей степени. Леонардо, инженер, изобретатель-пророк, ученый, изучающий природу во всех аспектах, художник запоминающихся шедевров, никогда не переставал вызывать удивление. См., например, его картину «Мадонна в скалах» (1483-1455, Лувр, Париж) и утонченную «Даму с горностаем» (1490, Музей Чарторыйских, Краков).

То же самое можно сказать о Микеланджело, скульпторе, живописце, архитекторе и поэте. Венец флорентийских достижений, которые также ознаменовали начало упадка величия города. Рим, восстановленный в великолепии амбициозными папами после долгого упадка, потребовал, чтобы Микеланджело вместе с Рафаэлем создали монументальные концепции живописи Высокого Возрождения: два абсолютных шедевра – фреску Микеланджело в Бытие (1508-12, потолок Сикстинской капеллы, Рим), который включает в себя знаменитое Сотворение Адама (1511-12) и Сикстинскую Мадонну Рафаэля Санти (1513-14, Галерея Старых мастеров, Дрезден). Кроме того, оба художника были назначены ответственными архитекторами новой базилики Святого Петра в Риме, символа преобразования города, из средневекового в город эпохи Возрождения. Леонардо, поглощенного своими исследованиями, в конце концов переманила Франция. И все же в этих великих людях жил гений Флоренции.

Что касается истории позднего Возрождения, то период (около 1530-1600 гг.) – период, который включает в себя величайшие венецианские запрестольные изображения, а также великолепную, но зловещую фреску Микеланджело о Страшном суде на алтарной стене Сикстинской капеллы – см.: Живопись маньеристов в Италии. См. также: Тициан и Венецианская цветная живопись c.1500-76.

Лучшие коллекции искусства эпохи Возрождения

Следующие итальянские галереи имеют основные коллекции картин или скульптур эпохи Возрождения.

Ведущие ученые и критики живописи, рисунка и скульптуры эпохи Возрождения:
Бернард Беренсон (1865-1959),
Кеннет Кларк (1903-83),
Лео Стейнберг (1920-2011).

Несмотря на гуманизм, итальянский Ренессанс произвел множество шедевров религиозного искусства в виде архитектурных конструкций,запрестольных образов, скульптур и живописи.

Подробнее о цветных пигментах, используемых художниками эпохи Возрождения, см.: Цветовая палитра эпохи Возрождения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *