Как появилось слово алфавит 2 класс
Урок русского языка
Тема : Русский алфавит или Азбука
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) – 2 минуты
Проверка готовности и подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.
Проверьте, пожалуйста, Ваше рабочее место, у Вас на столе должен лежать учебник, тетрадь и пенал.
— Для того, что бы мы узнали новое на уроке, как Вам нужно работать? Сколько голов столько умов.
— Как мы это понимаем? Все должны трудиться.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии –4 минуты
Подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения
— Ребята, скажите, из чего составляют слова? (из звуков и записывают с помощью букв)
— Какие буквы не попали не на одну улицу? (ь, ъ)
-Что мы слышим и произносим? (звуки)
— Что мы записываем и читаем? (буквы)
— Где записаны все буквы? (в алфавите)
— Как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Алфавит) (1 слайд)
3. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи) – 2 минут
Постановка проблемного вопроса.
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами должны будем узнать: (2 слайд) Составление плана работы на уроке. Составление плана на доске из карточек
1. Что такое Алфавит? Азбука?
2. Как появилось слово Алфавит?
3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.
4. Чем удобен алфавит?
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 15 минут
Решение исходной задачи:
-обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала;
— содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
— Откройте учебник на странице 81, прочитайте, что говорит учебник об Алфавите? (3 слайд)
Статья СОВЕНКА для прочтения на листочке
Эти слова: «азбука» и «алфавит» пришли к нам, как это известно, из двух разных языков.
Слово: «азбука», пришло из славянского языка, это слово произошло от названия двух первых славянских букв: «аз» и «буки».
Слово: «алфавит», пришло к нам из греческого языка, это слово тоже произошло от названия двух первых уже греческих букв, греческого алфавита: «альфа» и «бэта».
Эти слова: «азбука» и «алфавит» не всегда имеют одно и то же значение.
Потому, что например, слово: «азбука» это ещё также и букварь, то есть это книга для изучения алфавита.
— Можем ли мы менять местами буквы в алфавите?
— А как же появилось слово алфавит? Азбука? (4 слайд)
-Послушайте пословицу ( Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки) Объясните её смысл. (Что сначала выучи азбуку, а уж только потом берись за остальные науки).
— Упражнение 121. Прочитайте алфавит.
Упражнение 122 Назовите пропущенные буквы. Запишите буквы русского алфавита
ТВЕРДЫЙ Ы МЫГКИЙ Э Ю Я
— Значит сколько букв в русском алфавите? (33)
— упр. 124 Назовите правильно буквы русского алфавита. (5 слайд)
5. Применение изученного на практике – 7 минут
— У Вас на столах лежат листочки с названиями сказок Корнея Чуковского. Укажите названия сказок в Алфавитном порядке. Перед названием поставьте порядковую цифру.
— Приступайте к выполнению задания.
— А теперь поменяйтесь с соседом листочком и проверьте его.(7 слайд)
Напротив правильного ответа поставьте знак +,
Подсчитайте количество неправильных ответов и в снизу напишите сколько их.
Конспект русский язык «Русский алфавит или Азбука» 2 класс Школа России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
пробного урока по Русскому языку
В о 2 классе МБОУ СОШ № 2 г. Туймазы
студентки 4 курса 49 группы
по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Тема урока: « Русский алфавит или Азбука »
Цель урока: П ознакомить детей с Русский алфавит ом или Азбук ой
Повторить что такое азбука и алфавит.
Узнать откуда появились слова «азбука» и «алфавит».
Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно
Дата проведения « __ » ______________ 2020 г.
Учитель: _____________ /_____
Методист: _____________ /_____
Оценка за урок ____ «___»
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Проверьте, пожалуйста, Ваше рабочее место
— Ребята, скажите, из чего составляют слова? ( из звуков и записывают с помощью букв )
— Какие буквы не попали не на одну улицу? ( ь, ъ )
-Что мы слышим и произносим? (звуки)
— Что мы записываем и читаем? (буквы)
— Где записаны все буквы? (в алфавите)
— Как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Алфавит) (1 слайд)
3. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи)
1. Что такое Алфавит? Азбука?
2. Как появилось слово Алфавит?
3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.
4. Чем удобен алфавит?
4.Открытие нового знания
— Откройте учебник на странице 81, прочитайте, что говорит учебник об Алфавите? (3 слайд)
Эти слова: «азбука» и «алфавит» пришли к нам, как это известно, из двух разных языков.
Слово: «азбука», пришло из славянского языка, это слово произошло от названия двух первых славянских букв: «аз» и «буки».
Слово: «алфавит», пришло к нам из греческого языка, это слово тоже произошло от названия двух первых уже греческих букв, греческого алфавита: «альфа» и «бэта».
Эти слова: «азбука» и «алфавит» не всегда имеют одно и то же значение.
Потому, что например, слово: «азбука» это ещё также и букварь, то есть это книга для изучения алфавита.
— А как же появилось слово алфавит? Азбука? (4 слайд)
-Послушайте пословицу ( Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки)
Объясните её смысл. ( Что сначала выучи азбуку, а уж только потом берись за остальные науки ).
— Упражнение 121. Прочитайте алфавит.
Упражнение 122 Назовите пропущенные буквы. Запишите буквы русского алфавита
— Ребята кто мне кажет сколько букв в русском алфавите? (33)
— упр. 124 Назовите правильно буквы русского алфавита. (5 слайд)
— Где ещё может быть использован алфавит? ( Слова в словарях расположены в алфавитном порядке, книги в библиотеке, карточки в больнице, быстро найти фамилии друзей в записной книжк, список класса в дневнике и журнале)
5. Применение изученного на практике
ИЗУЧИМ СПОСОБ ПИСАТЬ ПО АЛФ А ВИТНОМУ ПОРЯДКУ
Арбуз, волос, барабан, горох, елка (разбираю на доске)
— У Вас на столах лежат листочки с названиями сказок Корнея Чуковского. Укажите названия сказок в Алфавитном порядке. Перед названием поставьте порядковую цифру.
— Приступайте к выполнению задания.
— А теперь поменяйтесь с соседом листочком и проверьте его.
Напротив правильного ответа поставьте знак +,
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
— Давайте теперь очень быстро ответим на все эти вопросы, ведь мы уже на них знаем ответы.
1. Что такое Алфавит?
2. Как появилось слово Алфавит?
3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.
4. Чем удобен алфавит?
— Урок подходит к концу. Вы все сегодня поработали хорошо, а как считаете Вы, как вы сегодня поработали на уроке? И всё ли Вы поняли?
Поднимите пальчики вверх если урок вам понравился и вы поняли тему и пальчики вниз если не понравился и что то было непонятно.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Проверьте, пожалуйста, Ваше рабочее место
— Ребята, скажите, из чего составляют слова? ( из звуков и записывают с помощью букв )
— Какие буквы не попали не на одну улицу? ( ь, ъ )
-Что мы слышим и произносим? (звуки)
— Что мы записываем и читаем? (буквы)
— Где записаны все буквы? (в алфавите)
— Как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Алфавит) (1 слайд)
3. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи)
1. Что такое Алфавит? Азбука?
2. Как появилось слово Алфавит?
3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.
4. Чем удобен алфавит?
4.Открытие нового знания
— Откройте учебник на странице 81, прочитайте, что говорит учебник об Алфавите? (3 слайд)
Эти слова: «азбука» и «алфавит» пришли к нам, как это известно, из двух разных языков.
Слово: «азбука», пришло из славянского языка, это слово произошло от названия двух первых славянских букв: «аз» и «буки».
Слово: «алфавит», пришло к нам из греческого языка, это слово тоже произошло от названия двух первых уже греческих букв, греческого алфавита: «альфа» и «бэта».
Эти слова: «азбука» и «алфавит» не всегда имеют одно и то же значение.
Потому, что например, слово: «азбука» это ещё также и букварь, то есть это книга для изучения алфавита.
— А как же появилось слово алфавит? Азбука? (4 слайд)
-Послушайте пословицу ( Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки)
Объясните её смысл. ( Что сначала выучи азбуку, а уж только потом берись за остальные науки ).
— Упражнение 121. Прочитайте алфавит.
Упражнение 122 Назовите пропущенные буквы. Запишите буквы русского алфавита
— Ребята кто мне кажет сколько букв в русском алфавите? (33)
— упр. 124 Назовите правильно буквы русского алфавита. (5 слайд)
— Где ещё может быть использован алфавит? ( Слова в словарях расположены в алфавитном порядке, книги в библиотеке, карточки в больнице, быстро найти фамилии друзей в записной книжк, список класса в дневнике и журнале)
5. Применение изученного на практике
ИЗУЧИМ СПОСОБ ПИСАТЬ ПО АЛФ А ВИТНОМУ ПОРЯДКУ
Арбуз, волос, барабан, горох, елка (разбираю на доске)
— У Вас на столах лежат листочки с названиями сказок Корнея Чуковского. Укажите названия сказок в Алфавитном порядке. Перед названием поставьте порядковую цифру.
— Приступайте к выполнению задания.
— А теперь поменяйтесь с соседом листочком и проверьте его.
Напротив правильного ответа поставьте знак +,
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
— Давайте теперь очень быстро ответим на все эти вопросы, ведь мы уже на них знаем ответы.
1. Что такое Алфавит?
2. Как появилось слово Алфавит?
3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.
4. Чем удобен алфавит?
— Урок подходит к концу. Вы все сегодня поработали хорошо, а как считаете Вы, как вы сегодня поработали на уроке? И всё ли Вы поняли?
Поднимите пальчики вверх если урок вам понравился и вы поняли тему и пальчики вниз если не понравился и что то было непонятно.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Проверьте, пожалуйста, Ваше рабочее место
— Ребята, скажите, из чего составляют слова? ( из звуков и записывают с помощью букв )
-Что мы слышим и произносим? (звуки)
— Что мы записываем и читаем? (буквы)
— Где записаны все буквы? (в алфавите)
— Как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Алфавит) (1 слайд)
Запишите дату и классную работу и пропишитие заглавную букву А с новой строки и до конца этой строки
3. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи)
1. Что такое Алфавит? Азбука?
2. Как появилось слово Алфавит?
3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.
4. Чем удобен алфавит?
4.Открытие нового знания
— Откройте учебник на странице 81, прочитайте, что говорит учебник об Алфавите?
Эти слова: «азбука» и «алфавит» пришли к нам, как это известно, из двух разных языков.
— А как же появилось слово алфавит? Азбука? (слайд)
Слово: «азбука», пришло из славянского языка, это слово произошло от названия двух первых славянских букв: «аз» и «буки».
Слово: «алфавит», пришло к нам из греческого языка, это слово тоже произошло от названия двух первых уже греческих букв, греческого алфавита: «альфа» и «бэта».
Эти слова: «азбука» и «алфавит» не всегда имеют одно и то же значение.
Потому, что например, слово: «азбука» это ещё также и букварь, то есть это книга для изучения алфавита.
-Послушайте пословицу ( Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки)
Объясните её смысл. ( Что сначала выучи азбуку, а уж только потом берись за остальные науки ).
— Упражнение 121. Прочитайте алфавит.
Упражнение 122 Назовите пропущенные буквы. Запишите буквы русского алфавита
— Ребята кто мне кажет сколько букв в русском алфавите? (33)
— упр. 124 Назовите правильно буквы русского алфавита. (слайд)
— Где ещё может быть использован алфавит? ( Слова в словарях расположены в алфавитном порядке, книги в библиотеке, карточки в больнице, быстро найти фамилии друзей в записной книжк, список класса в дневнике и журнале)
5. Применение изученного на практике
ИЗУЧИМ СПОСОБ ПИСАТЬ в АЛФ А ВИТНОМ ПОРЯДКЕ
Арбуз, волос, барабан, горох, елка (разбираю на доске)
— У Вас на столах лежат листочки с названиями сказок Корнея Чуковского. Укажите названия сказок в Алфавитном порядке. Перед названием поставьте порядковую цифру.
— Приступайте к выполнению задания.
Напротив правильного ответа поставьте знак +,
— А теперь поменяйтесь с соседом листочком и проверьте его.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
— Давайте теперь очень быстро ответим на все эти вопросы, ведь мы уже на них знаем ответы.
1. Что такое Алфавит?
2. Как появилось слово Алфавит?
3. Вспомнить буквы русского алфавита и назвать их правильно.
4. Чем удобен алфавит?
— Урок подходит к концу. Вы все сегодня поработали хорошо, а как считаете Вы, как вы сегодня поработали на уроке? И всё ли Вы поняли?
Поднимите пальчики вверх если урок вам понравился и вы поняли тему и пальчики вниз если не понравился и что то было непонятно.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1547472
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок по русскому языку для 2 класса по теме «Алфавит»
Тема урока: «Алфавит»
учитель начальных классов:
Яковлева Анна Валерьевна
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Дата проведения урока: 16.11.2020
Учитель: Яковлева А.В
формирование необходимости знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека.
совершенствовать знания алфавита;
развивать умение пользоваться алфавитом;
пополнять словарный запас учащихся
развивать устную и письменную речь;
развивать познавательную и творческую активность учащихся;
воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;
воспитывать у детей любовь к родному языку;
воспитывать чувство уважения и бережного отношения к историческому прошлому
выражение положительного отношения к процессу познания;
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа ;
доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам;
желание узнать новое;
сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;
умение помогать друг другу;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни
анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей;
понимание учебного материала;
построение простейших моделей объектов и процессов;
анализ, синтез, обобщение, классификация;
структурирование информации, её организация;
умение строить высказывание;
умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;
осознание важности двигательной деятельности;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
организация места занятий в сотрудничестве с учителем;
осмысление поставленной задачи при выполнении упражнения;
умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для ее выполнения;
выбор действия в соответствии с поставленной задачей;
выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий);
прогнозирование результатов своей деятельности;
осуществление взаимного контроля;
оценивание собственных результатов полученных на уроке;
рефлексия своей деятельности
взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
прогнозирование последствий коллективных решений;
умение выражать свои мысли;
умение проявлять активность в коллективной деятельности
основы православной культуры;
современных образовательных технология
электронные образовательные ресурсы;
словарь словарных слов;
презентация к уроку, разработанная в программе Microsoft Power Point;
Организационная структура урока
— Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел, встаньте около своих парт.
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок
Ручка, книжка и тетрадка?
С усердием трудитесь.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
проверка готовности учащихся к уроку;
создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;
строгое соблюдение требований СанПиН к обучению и воспитанию учащихся
организация своего рабочего места;
анализ и оценка характера своего участия в учебной работе
выражение положительного отношения к процессу познания;
желание узнать новое;
организация места занятий в сотрудничестве с учителем;
Актуализация пробного действия
— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку.
На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей.
— Кто же является жителями сказочного города?
— Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город Буквоград. Жители города приготовили для вас интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
— А теперь мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что мы плывём на кораблях в Буквоград.
Корабли по морю плыли
К чудо-городу спешили.
Ждали там давно гостей,
Чтобы стали вы умней.
— Вот мы и в городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с буквами)
необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных);
поддержка высокого уровня мотивации с использованием приёма смещения мотива на цель;
создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт;
соблюдение правильной осанки;
выполнение заданий, требующих творчества в содержании работы, в способе учебной работы;
участие в диалоге с учителем.
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к прошлому народа ;
прогнозирование своей работы;
умение строить высказывание;
умение выражать свои мысли
Выявление места и причины затруднения. Постановка учебных целей урока.
— Ребята, жители Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли.
У них возникла проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке).
— Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке)
— Запишите тему урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука. Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.)
— Каковы же цели нашего урока-путешествия?
— Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке у славян (наших предков) азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Историческая справка учителя
— Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют.
— Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863 году Кирилл и Мефодий.
В IX веке в Греции жили Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и очень образованные, они были учениками Иисуса Христа. (Слайд 6).
Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали глаголицу (первую славянскую азбуку) (Слайд 7 ), но буквы глаголицы были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду на них похожи.
Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь Кирилла. (Слайд 8 – кириллица)
24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит праздник славянской письменности и культуры.
При царе Петре I была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.
оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных);
создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
создание проблемной ситуации;
подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
чередование видов деятельности;
использование творческих домашних заданий развивающего характера
соблюдение правильной осанки;
самостоятельное решение проблемы;
участие в диалоге с учителем;
анализ и оценка характера своего участия в учебной работе.
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
знакомство с историей возникновения алфавита.
развитие умения формулировать цели урока с помощью учителя.