Как появилось название новый год
История нового года. Мрачный праздник с жертвоприношениями
Современный новой год — это мандарины, подарки, новогодняя ёлка, украшенная разноцветными гирляндами и игрушками. Праздник добра, в который люди становятся ближе и сплочённее.
Но какие на самом деле истоки этого праздника? И почему дед мороз не добрый, а новогодняя елка — алтарь для жертвоприношений. Давайте окунемся в историю этого мрачного праздника.
Празднование нового года 1 января началось только при Петре 1.
В языческой же культуре этой датой было 1 сентября — смена лет. А ель почиталось за дерево, наделенное магическим смыслом.
Вечнозеленое, не поддающееся никаким разрушительным силам. Оно считалась обиталищем лесного божества, поэтому люди, которые напрямую зависели от благосклонности леса, стремились поддерживать хорошие отношения с этим божеством. Разумеется дух обитал не в каждом вечнозеленом дереве, а только в самом древнем и могучем. Как раз перед ним и собирались древние люди чтобы задобрить духа и получить его «благословение» на следующий год.
Задабривать в старину умели только одним способом — принесением жертв. Сначала это были человеческие жертвоприношения, но потом перешли на животных. Внутренностями убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних елочных игрушек.
Впоследствии магические ритуалы претерпевали изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами — яблоками, кусочками хлеба, колосьями. Таким образом украшение дерева приобрело другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году. На ветвях ели появлялись определенные символы.
Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы. Ближе к земле располагались символы попроще: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай.
Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней — дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено.
Персонаж без которого невозможно представить себе новый год. Дед мороз приносит подарки — это все, что нужно о нем знать. Но мы ведь на этом не остановимся? В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Он представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также было необходимо задобрить. В рассказах описывался жрец, который одевался в бога Сатурна. Это и есть наш дед мороз. В жертву божеству приносилась девственница, которую привязывали в мороз к дереву, где она и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята.
Так появилась знакомая нам Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник Дед Мороз.
Вся эта жуть конечно в прошлом, но основная идея сохранилась. Люди встречают новый год с надеждой, что он будет удачным.
Думаю, эта история могла бы стать хорошим источником для массовой культуры. Призраки всем надоели, а тут есть кое-что поинтереснее. А ты хорошо себя вел? Принес жертву? Если не принес, то дед мороз придет и жертвой станешь ты.
Новый год в России: история праздника, факты, даты
История Нового года – это постепенное формирования представлений о Новом годе как о календарном празднике, который обозначает переход к новому жизненному циклу. История новогоднего праздника фактически охватывает тысячелетний период существования российского государства. Как и многие народы мира, наши предки в разные эпохи началом Нового года считали разные даты: 1 марта, 22 марта, 1 сентября, 1 января. Также в течение долгого времени праздник находился в «тени» Рождества. Главным и любимым он становится только в советскую эпоху.
Первые упоминания о праздновании Нового года
Человечество отмечает Новый год с древнейших времен. Первые упоминания о Новом годе содержатся в письменных источниках Месопотамии, и случилось это в III тысячелетии до нашей эры. Здесь, в междуречье Тигра и Евфрата, зародились древние цивилизации Шумер, Вавилон, Ассирия. Сведения о празднике ученые почерпнули, изучая клинопись на глиняных табличках.
Празднование Нового года было сопряжено со временем начала полевых работ в марте месяце. Торжества продолжались целых двенадцать дней и сопровождалось грандиозными мистериями, карнавалами и шествиями в честь светлого бога Мардука, победителя темных сил и смерти.
Традиция празднования Нового года с наступлением весны и пробуждением природы была наиболее распространенной в древнем мире, в дохристианскую эпоху.
Когда впервые Новый год пришелся на 1 января?
Знамениты государственный деятель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь вошел в историю не только как великий полководец, но и как инициатор создания нового календаря. Его разработал и предложил астроном из Александрии Созиген.
Новый календарь начал действовать 1 января 45 года до нашей эры. В знак увековечивания заслуг Цезаря римский сенат постановил назвать один из летних месяцев «юлиус», то есть июль. Сам же календарь получил название юлианский.
Наша страна жила по этому календарю до 1918 года. Более того, по юлианскому календарю продолжает жить сегодня Русская Православная Церковь.
Новый год на Руси: 988 – 1491 годы после Рождества Христова
Наши предки-славяне в дохристианский период встречали Новый год в марте. Это был праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. С принятием Христианства Русь перешла на юлианский календарь, который применялся в Византии. Необходимо было исполнять, так называемый, Богослужебный круг – на каждый день в православном календаре приходится праздник в честь Иисуса Христа, Богоматери или святых.
Летоисчисление стали вести от Сотворения Мира. Единого государства долгое время не было. В период феодальной раздробленности в независимых княжествах новый год отмечали в разные даты, но почти обязательно весной: 1 марта или 22 марта (День весеннего равноденствия), на Пасху.
По мнению исследователей, в течение столетий Новый год у наших предков был тесно связан с праздником Масленицы, который, несмотря на церковные запреты в определенный период, оставался любимым народным весенним праздником.
В «новый год» на Масленицу, как и сейчас, веселились, пекли блины, которые символизировали солнце, устраивали игрища, сжигали чучело. Всем миром радовались наступлению теплых весенних дней и началу земледельческого сезона, дарившему надежду на хорошую сытную жизнь.
Переход «новолетия» на 1 сентября: 1492 – 1699 годы
К концу XV века в России формируется единое централизованное государство. 1492 год был для наших предков «юбилейным». Это 7000 год от Сотворения Мира. Собиратель русских земель и великий государственный деятель князь Иван III принимает решение перенести новый год на 1 сентября. В едином государстве должна быть одна дата наступления Нового года, как тогда говорили и писали, «новолетия». Также 1 сентября совпадало с началом Нового церковного года.
Торжественная встреча «новолетия» становится своего рода «государственным праздником». Разрабатывается специальный пышный церемониал, в котором принимаю участие тысячи людей разных сословий и знатности. В общих чертах церемониал сохраняется на протяжении столетий. Основное действие разворачивается на площади перед Успенским собором Московского Кремля.
Патриарх в сопровождении духовенства с иконами встречает Великого князя с семьей. Он благославляет Его Царское Величество и произносит большую речь с пожеланием царю и всему народу счастья, здоровья и многия лета. Подтверждая слова Патриарха, собравшийся народ восторженно кричит: «Аминь». Заканчивается церемония праздничным богослужением в главном храме Московского государства – Успенском соборе.
Указ Петра Первого о праздновании Нового года 1 января
В конце 1699 года Петр I издал указ о переносе Нового года на 1 января и введении летоисчисления от Рождества Христова.
Интересна мотивировка указа: во-первых, Россия должна жить по календарю, по которому живут христианские народы Европы; во-вторых, начало Нового года переносится в связи с наступлением юбилейного 1700 года.
Петр Первый не просто изменил дату наступления года – он указал соотечественникам отныне весело и громко праздновать это событие: украшать дома хвоей, запускать ракеты, зажигать огни. Реформа царя не коснулась юлианского календаря. В то время, как большинство стран Европы перешло на Григорианское летоисчисление, Россия продолжила жить в рамках юлианского календаря. Инициатива царя, по примеру Европы, торжественно отмечать Новый год 1 января постепенно сошла на нет.
Введение нового стиля большевиками и его последствия для празднования Нового года
В 1918 году согласно Декрету Совнаркома в стране прошла очередная календарная реформа. Летоисчисление перешло на новый стиль (григорианский календарь, по которому европейские страны жили уже несколько столетий). У советской календарной реформы было два важных последствия.
Во-первых, Новый год по новому стилю стал отмечаться раньше Рождества. Пройдет совсем немного лет, и новогодний праздник «заберет» многие рождественские традиции и атрибуты (ёлка, Дед Мороз, подарки). Новый год станет главным и любимым в народе праздником. В этом смысле свое значение он сохраняет до настоящего времени.
Во-вторых, появится неофициальный праздник Старый Новый год. Отныне у наших соотечественников появился повод праздновать Новый год дважды: по новому (1 января) и старому (14 января) стилям.
В 1929 году в период разгула антирелигиозной пропаганды празднование Рождества отменили, «пострадал» и Новый год. 1 января стал рабочим днем. Предлагалось даже отмечать наступление Нового года в день Октябрьской революции. Слава Богу, разум восторжествовал и летоисчисление от Октября принято не было.
И только в 1948 году, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, Новый год снова стал выходным и праздничным днем. Впрочем, в конце 30-х годов активно формируется традиция празднования Нового года, прежде всего, в детских коллективах, а сам Новый год, окончательно вытеснив Рождество, становится главным календарным праздником СССР.
Новый год в современной России
Оставаясь любимым общенациональным праздником, Новый год в новейшее время добавлял ко времени празднования дополнительные выходные дни.
В 1993 году выходным становится 2-е января. В 2005 году появляются новогодние каникулы, которые длятся с 1-ого по 5-е января. В эти годы с учетом Рождества, субботы и воскресенья выходные дни растягиваются на 10 дней. В 2013 году было принято решение ограничить количество дней отдыха, и новогодние каникулы с тех пор длятся 8 дней: с 1-е по 8-е января.
Рождество, Новый год, Йоль: история праздника
Так когда же Новый год?
Оказывается, Новый год — самый древний праздник мира. При раскопках у древнеегипетских пирамид обнаружили сосуд, изготовленный в III тысячелетии до нашей эры, с надписью: «Начало нового года». Ещё раньше египтян его начали праздновать в Месопотамии. Идея отмечать начало календарного года, как и сама идея «годового круга», не случайно возникла в земледельческих культурах: сеять и собирать урожай нужно строго в определённые дни года. Начало земледельческих работ считалось и началом нового цикла.
И уже в древности этот праздник приобрёл мистический смысл. В Междуречье, например, празднование Нового года длилось двенадцать дней в марте и посвящалось победе бога Мардука над силами подземного царства. Если верить клинописным табличкам, именно шумеры изобрели новогодние каникулы. В эти священные дни работать было нельзя, люди наслаждались безудержной свободой, пиршествами и развлечениями.
В Египте, где сельскохозяйственный год начинался летом, с разливом Нила и восходом звезды Сириус, в эти дни отправляли по реке лодку со статуей бога солнца Амона-Ра, который считался победителем сил тьмы из подземного царства. Бог словно спускался с неба, чтобы на несколько дней превратить земной Нил в небесный.
В древнем Вавилоне, наследнике шумерской цивилизации, жители каждый год как бы начинали жизнь заново: царь со свитой ненадолго покидал город, а затем торжественно возвращался под приветственные крики напраздновавшегося народа.
Говоря «март» или «сентябрь», мы имеем в виду время года, соответствующее им в нашем календаре. Названия этих месяцев, как и традиция праздновать Новый год среди зимы (необычная для древних народов — ведь ничего связанного с земледелием в это время не происходит), появилась в Древнем Риме стараниями Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры. В календаре, который назвали юлианским, каждый месяц был посвящён одному из богов.
Январь, первый месяц года, был собственностью загадочного Януса — покровителя входов и выходов, прошлого и будущего, предсказаний, магии и тайных знаний. Его изображали с двумя лицами — старым и молодым. Именно с Янусом связана символика Нового года как безвременья между прошлым и будущим, наподобие самайнской «ночи перехода».
Герои мультфильма «Кошмар перед Рождеством» были не так уж неправы, «похитив» Рождество. Хэллоуин для кельтов был ещё и новым годом.
Римляне творили магию наступающего года, желая друг другу добра. Считалось, что в эту ночь слова по воле Януса обретают волшебную силу. Обычай дарить новогодние подарки тоже придумали римляне — правда, их принимали только патриции от подчинённых, а императоры — от патрициев. Калигула, например, скрупулёзно записывал, кто ему что преподнёс, дабы воздать по заслугам.
Римская традиция праздновать Новый год зимой так прижилась в Европе, что её не стал отменять и папа Григорий XIII, реформировавший календарь. Но в России ещё в конце XVII века наступление «новолетия» отмечали по византийскому календарю, 1 сентября. Зимний Новый год ввёл Пётр I вместе с другими европейскими обычаями. Прежде год на Руси отсчитывали то с 1 марта, то вообще с Пасхи, у которой каждый год новая дата.
Крампус, «злой двойник» Санта-Клауса, имеет много общего с Паном и с Дикой Охотой. Тут он в представлении Джеральда Брома.
Древние греки отмечали новый год в день летнего равноденствия и посвящали его богу вина и веселья Дионису (вот благодаря кому мы пьём в новогоднюю ночь шампанское!), кельты — в ночь Самайна (1 ноября), современные ортодоксальные евреи празднуют плавающую дату Рош-а-Шана (сентябрь-октябрь). Китайский новый год начинается в конце января или начале февраля по лунному календарю, зороастрийский — в день весеннего равноденствия (21 марта). А новый год по мусульманскому календарю может наступить осенью либо в начале зимы. В общем, 1 января — действительно самая нелогичная дата для этого праздника, сила которой — только в многолетней традиции.
Из-за введения в 1919 году григорианского календаря, отличающегося от юлианского на четырнадцать дней, у нас появился диковинный праздник, которого нет ни в одной стране мира, — Старый Новый год (14 января). А между ними спряталось Рождество — день (точнее, ночь), обычаи которого так похожи на новогодние, что трудно понять, кто у кого что позаимствовал.
Рождество или Йоль?
В первые века христианства никто не знал даты рождения Христа, ведь в еврейской культуре вообще не принято праздновать дни рождения. Главным праздником ранних христиан было Богоявление (6 января), объединяющее по смыслу Рождество и Крещение. Утверждение, что Иисус родился 25 декабря по юлианскому календарю, впервые встречается в 221 году нашей эры, в летописи христианского историка Секста Юлия Африкана. Позже эта дата появляется в римском альманахе середины VI века — от римлян с их привычкой к зимнему Новому году этого и следовало ожидать.
Многие историки утверждают, что Христос не мог родиться зимой. Скорее, это произошло летом или ранней осенью. Евангелие гласит, что в ночь его рождения пастухи находились на пастбище, а декабрь в Иудее холодный и дождливый — не лучшее время для выпаса. Но в Талмуде, священной книге евреев, есть упоминание, что стада, предназначенные для храмовых жертв, пасли и зимой. В любом случае это было не «Белое Рождество» — снег в тех краях выпадает редко.
Обычай подарков на Рождество восходит к преданию о волхвах — мудрецах из дальних стран, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. Что до прочих обычаев, они по большей части заимствованы у почти забытого ныне языческого праздника. Если Хэллоуин, бывший Самайн, в мире любят и шумно отмечают, то Йоль (Йуль), день зимнего солнцестояния, таким почётом не пользуется именно оттого, что его традиции перешли к Рождеству.
Поклонение волхвов. Византийская мозаика 7 века.
Йоль отмечали древние германцы в самую длинную ночь года, радуясь, что Колесо Года сделало новый поворот и теперь день будет понемногу прибавляться. Скандинавы посвящали этот праздник Одину. Одна из норвежских саг описывает пышное йольское пиршество, первый тост на котором непременно поднимался за короля — наместника Одина на Земле. Другой бог, которого чествовали в этот праздник, — Фрейр, «ответственный» за плодородие. Его священным животным был дикий кабан, которого на Йоль приносили в жертву, а затем произносили над его головой клятвы, считавшиеся нерушимыми.
Двенадцать ночей после Йоля посвящали духам предков. Ещё их считали ночами, когда буйствует Дикая Охота, и «ночами матерей» — мудрых женщин, в некоторых культах представляющих Триединую Богиню. Именно предкам посвящалось йольское древо, которое украшали лакомствами — жертвой для духов. Кстати, в древности оно обязательно должно было быть живым — празднующие шли в лес и наряжали ёлку или другое дерево прямо там. Хвойное дерево, превратившееся в рождественскую и новогоднюю ёлку, символизировало вечную жизнь и возрождение природы после зимы. Этой же цели служили ветви падуба, плющ и омела, которыми украшали дома, — на Западе они и сейчас считаются символами Рождества.
Фрейр на своём ездовом кабане, который даже не догадывается, что станет рождественским окороком.
Из мифологии идёт и традиция, что если на Рождество холостые парень и девушка окажутся вместе под омелой, они должны поцеловаться. У скандинавов омела считалась священным растением Фрейи, богини любви. Именно из омелы была сделана стрела, ранившая прекрасного бога Бальдра: когда его мать Фригг брала клятву у всех животных и растений, что они не причинят вреда её сыну, омелу она почему-то пропустила. После того как рана Бальдра была исцелена, омелу отдали во власть богини любви, чтобы отныне она служила жизни, а не смерти. Таким образом, поцелуи под омелой — это ритуал, способ почтить древнюю богиню и саму любовь.
Ещё один праздничный ритуал — сожжение «йольского полена», которое нужно найти в течение двенадцати часов до полуночи на земле хозяина дома, в крайнем случае — получить в подарок. Лучше всего, если оно будет из ясеня — это дерево у скандинавов символизировало мировое древо Иггдрасиль. Полено обсыпали мукой, обрызгивали сидром (традиционный йольский напиток) и клали в камин, где оно должно было гореть всю ночь, а затем дотлевать двенадцать дней и ночей «йольских каникул». Во многих странах этот обычай сменился приготовлением лакомства «рождественское полено» — рулета, которому придают вид полена и подают к праздничному столу.
Два йольских полена, съедобное и несъедобное.
Йольскую ночь отмечали весело, с застольями и песнями, причём пели дети, разгуливая от дома к дому и собирая подарки — яблоки и сладости. Этот обычай превратился в пение колядок или рождественских гимнов. Разве что ряженые стали носить с собой «вифлеемскую звезду». Эта же звезда начала украшать верхушку ёлки. Когда в СССР после долгих лет забвения ёлки как «буржуазной» традиции решили всё-таки её вернуть, звезду на вершине оставили, только сделали красной и пятиконечной.
Чем больше население германских стран христианизировалось, тем реже Йоль упоминался в качестве отдельного праздника. Слово Yule в современной Шотландии означает просто «Рождество». А шекспировская комедия «Двенадцатая ночь» получила своё название потому, что была написана для праздника в честь заключительной, двенадцатой ночи Йоля, во времена драматурга ставшей «двенадцатой ночью после Рождества».
Внучка Снегурочка (интересно, кто её родители?) появилась у Деда Мороза уже в Советском Союзе, когда в 1930-е годы была создана новая новогодняя мифология взамен «мракобесной» рождественской.
Теперь сказка уже не кажется детской, верно?
Новогодние традиции
Большинство новогодних традиций существует для того, чтобы привести в действие магию обновления: всё плохое должно остаться в старом году, а всё хорошее — приумножиться в новом. Достигают этого разными символическими действиями.
Лучший Новый год — тот, который мы встретим ровно так, как сами захотим, и с теми людьми, которых сами выберем. «Мир фантастики» надеется, что ваши новогодне-рождественские каникулы пройдут именно так!
История Нового Года в России и как появился Дед Мороз
Приближается один из самых любимых праздников — волшебный Новый Год. Улицы городов, витрины магазинов и даже общественный транспорт украшаются и наряжаются, устанавливаются ёлки, люди суетятся, покупая подарки и продукты к праздничному столу.
Предлагаем познакомиться с историей этого праздника — ведь в России Новый Год не всегда наступал 1 января, а несколько лет подряд его празднование даже вообще находилось под запретом. И — как появились главные персонажи праздника: Дед Мороз и Снегурочка.
Когда начали отмечать Новый Год
Начинать год с 1 января установил Юлий Цезарь в 46 году до н. э.: в Римской Империи этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал. Собственно, и сам месяц Январь получил своё название в честь бога Януса. Его изображали с двумя лицами: одно смотрело вперёд, а другое — назад. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь ввёл новый календарь («юлианский») и окончательно утвердил начало года с 1 января. Именно при Юлии Цезаре, под влиянием астрологии, праздник Нового Года приобрёл самостоятельное значение временной отметки начала года, и, таким образом, положил начало гражданскому году.
А непосредственно празднование наступления Нового Года с 1 января началось в 153 году до н. э. — с этого дня вступали в должность римские консулы.
Новый год на территории России можно встретить 11 раз — раньше всего праздник наступает на Камчатке и Чукотке, а последними его отмечают жители Калининградской области:
Некоторые страны отмечают Новый Год по лунному календарю.
История Нового Года в России до Петра I
Первые упоминания о праздновании Нового Года в России относятся к концу XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника — «Первый день во году». В те времена в России год начинался с 1 марта по юлианскому календарю, а оканчивался 28 февраля (29 февраля в високосные годы). А само летоисчисление велось от Сотворения Мира (С.М.). Например, 2022 год от Рождества Христова (Р.Х.) соответствует 7530 году от С.М.
Начало года в первый день весны символизировало пробуждение природы и начало сельскохозяйственного цикла.
Начиная с юбилейного 7000 года от С.М. (1492 г.) новый год в России стал начинаться с 1 сентября по юлианскому календарю. Во время празднования Нового Года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра.
Встреча Нового Года в России — реформа Петра I
Празднование Нового Года 1 января установил Пётр I в 1700 году. Он же заменил летоисчисление «от Сотворения Мира» на «от Рождества Христова»: «в 7208 году (1699 г.) декабря в 19 день великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: “Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от Создания Мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года”».
Также Пётр I установил и новые традиции празднования: «В знак веселия друг друга поздравляя Новым Годом и Столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».
Примечательно, но немного видоизменившись, эти новогодние традиции сохраняются и в современной России.
Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней.
При Петре I и ёлка впервые становится новогодним символом в России — царь вводит обычай украшать жилища хвойными ветками и деревьями. Однако после смерти императора этот обычай забылся и возродился в XIX веке, но уже как рождественский.
Интересный факт — в 1924 году, в Горках, незадолго до смерти Владимира Ленина, давали рождественскую ёлку для детей
История Нового Года в России: Как появился Дед Мороз
Дед Мороз — главный сказочный новогодний персонаж, славянский вариант рождественского дарителя. Прообразами российского Деда Мороза являются персонаж славянского фольклора Мороз (он же Студенец, Трескунец, Морозко, Зюзя) и Святой Николай.
Известен, так же как Мороз Иванович, с 1840 года — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.
Российская дореволюционная новогодняя открытка
Созданный Владимиром Одоевским образ был ещё не слишком похож на знакомого нам новогоднего персонажа. А календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый Год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а они к нему. Никаких подарков к какой-то дате Мороз Иванович не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу.
Однако, образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется». Живёт в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает, как Морозко старухину дочь в известной сказке, а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку.
А в Педагогической сказке Владимир Одоевский «превратил» и обрядового Мороза, и сказочного Морозко, в доброго, но справедливого, воспитателя и наставника.
Иллюстрация к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
Достаточно долгое время в России Мороз Иванович и «ёлка» с Новым Годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века. Тогда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Санта-Клаус у их иностранных сверстников.
При Александре II упоминаются Старый Рупрехт (явно немецкого происхождения), Святой Николай или Дедушка Николай. Это были единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа российского Деда Мороза.
В 1886 году впервые упоминается Морозко. А уже к началу XX века складывается знакомый нам сегодня образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомым и англоязычным читателям. В английском переводе Морозко выступает под именем Tsar Frost (с англ. — Царь Мороз).
Начиная с 1910 года Дед Мороз стал «живьём» появляться на ёлках. А на дореволюционных праздничных открытках появляются его изображения.
Надпись на открытке: «Поздравляю съ праздникомъ Рождества Христова!»
Новый Год и Дед Мороз после Октябрьской революции
После Октябрьской революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся нападкам. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года, когда Рождество было объявлено рабочим днём (до этого 7 января был выходным днём), а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна — не вздумал ли кто готовиться к праздникам. В частности, в те времена уездные комитеты комсомола активно критиковали тех, кто хотел организовывать танцы и иные увеселительные мероприятия на Новый Год в сельских клубах. Наступление Нового Года предлагалось «отмечать» в беседах и на оргсобраниях.
Образ Деда Мороза на плакатах Великой Отечественной войны
«Реабилитация» Нового Года и Деда Мороза состоялась в середине 30-х годов. Тогда же и произошло окончательное завершение создания образа Деда Мороза. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья члена Президиума ЦИК СССР Павла Постышева. В ней партработник предлагал организовывать для детей празднование Нового Года с ёлкой: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый Год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской Страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый Год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино- и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой Социалистической Родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового Года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!»
После этого по всей стране начинают проходить новогодние мероприятия, с использованием переосмысленной рождественской атрибутики.
Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло в первом в СССР харьковском Дворце пионеров (был открыт в 1935 году), где 30 декабря 1935 прошла первая, после «реабилитации», официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей уже на празднике в московском Доме Союзов.
А в 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны — Кремлёвская.
Как появилась Снегурочка
Ну какой же сегодня Дед Мороз без Снегурочки? А вот, что, собственно, мы знаем о ней?
Снегурочка — её образ не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году Александром Афанасьевым во II томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу»: «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега».
В 1873 году Александр Островский, под влиянием сказок своего тёзки, Александра Афанасьева, написал пьесу «Снегурочка», в которой девушка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, погибающая во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы и имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако, когда в 1882 году Николай Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, она уже имела огромный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы внучки Деда Мороза, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Александра Островского и оперы Николая Римского-Корсакова. Но в то время в роли ведущей праздничных ёлок Снегурочка ещё не выступала.
На ранних советских изображениях Снегурочка чаще предстаёт маленькой девочкой. В виде «совершеннолетней девушки» её стали изображать позднее.
На почтовых открытках начала ХХ века Деда Мороза часто сопровождал мальчик Новый Год.
И если Деда Мороза изображали в красной или белой шубе, то мальчика — в голубом костюме. Эта традиция определила цвета костюмов праздничных персонажей, появившихся на первой официальной ёлке в Доме Союзов — Деда Мороза сопровождала Снегурочка в одежде голубого цвета.
В послевоенный период Снегурочка — обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях.
Официальная резиденция Снегурочки находится в Костроме.
Где живёт Дед Мороз?
А вот относительно места жительства российского Деда Мороза есть разные варианты. Как несколько городов до сих пор спорят, какой из них является родиной Гомера, так и несколько мест в России претендуют, в котором из них дислоцируется «настоящий» Дед Мороз — на эту «тему» существует несколько независимых проектов.
Первая родина Деда Мороза — Архангельск. Появилась в конце 80-х годов по инициативе местного обкома ВЛКСМ. Проект был поддержан Архангельским морским торговым портом и рядом крупных предприятий, в том числе и оборонных.
В 1995 году, в Мурманской области, руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза». Согласно ему, резиденция новогоднего волшебника располагалась в Чунозерской усадьбе.
С 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» в Вологодской области. В его рамках с 2005 года также отмечается и официальный день рождения Деда Мороза — 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге, по статистике, ударяют первые сильные морозы.
В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция и в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска».
Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешена так. Поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.
Собратья Деда Мороза в России
У Деда Мороза есть собраться в России. В Ямало-Ненецком автономном округе это Ямал Ири, в Татарстане и Башкирии — Кыш Бабай, в Удмуртии — Тол Бабай, в Туве — Соок Ирей, в Якутии — Эхээ Дьыл, в Чувашии — Хёл Мучи, у саамов — Мунь Каллса.
В Карелии, под Петрозаводском, можно посетить Паккайне (с ливвиковского диалекта карельского языка — Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, курит трубку, у него нет бороды, а живёт в большом чуме.
Паккайне (слева) и Дед Мороз
На Украине Деду Морозу (укр. Дід Мороз), повсеместно известному и любимому, «незалежные власти» решили организовать «конкуренцию». В своём стремлении к «евроинтеграции», в 2004 году, они создали резиденцию Святого Николая (Санта-Клауса) в селе Пистынь Ивано-Франковской области (Западная Украина).
В 2014 году мэр Киева Виталий Кличко пошёл ещё дальше «по пути в Европу» и подписал указ, согласно которому, главная ёлка Украины будет проходить на Софийской площади исключительно только с участием Святого Николая. С того же года он проживает и на территории парка «Киевская Русь».
В Белоруссии Дед Мороз (белор. Дзед Мароз или Зюзя) также имеет свою официальную резиденцию. 25 декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща», в своей усадьбе приветствовали первых гостей белорусские Дед Мороз и Снегурочка.
История Нового Года в СССР
В советское время Новый Год стал по-настоящему общенациональным праздником. Встречу Нового года, как новую советскую традицию, одним из первых описал Аркадий Гайдар в рассказе «Чук и Гек» (1939 год) и в повести «Комендант снежной крепости» (1940 год).
Иллюстрация к рассказу Аркадия Гайдара «Чук и Гек»
В советское время также появились особенные атрибуты Нового Года — мандарины, салат «оливье», «селёдка под шубой», бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение главы государства. На смену балам пришли (как и в ряде других стран) новогодние «огоньки» и застолья.
Получили широкое распространения и традиционные новогодние песни — «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой» и «Пять минут». Кстати, относительно первой существует ошибочное мнение, что она является народной. На самой деле, у песни «В лесу родилась ёлочка» есть вполне конкретные авторы.
В 1903 году Раиса Кудашева опубликовала своё стихотворение «Ёлка» в детском журнале «Малютка». А через два года Леонид Бекман сочинил для него мелодию ко дню рождения своей старшей дочери. Он не имел музыкального образования и играл на фортепьяно по слуху, но легко импровизировал и превосходно пел. Именно поэтому мелодию песенки переложила на ноты его жена, пианистка Елена Бекман-Щербина, окончившая Московскую консерваторию с золотой медалью. В 1941 году Эсфирь Эмден составила поэтический новогодний сборник, который дал песенке вторую жизнь.
В лесу родилась ёлочка — Новогодняя песня
Традиции и приметы Нового Года в России
С историей Нового года в России традиционно связано большое количество народных примет, часть из которых перешла от Рождества, которое долгое время официально не отмечалось.
В Новогоднюю ночь принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если «войти в Новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках». Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового Года, иначе «весь год придётся их отдавать». Поэтому перед Новым годом заранее отдают все долги, прощают все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны помириться. До сих пор также считается, что брать взаймы под Новый Год нельзя, а то «весь год придётся просидеть в долгах», а если «чихнёшь на Новый Год, то проведешь его счастливо».
Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе «весь год пройдёт вяло и неинтересно» (исключение — дети до 7 лет).
Новогодний стол должен ломиться от яств и напитков, чтобы весь год жилось богато и весело. Перед Новым Годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала.
Те, кто верит в приметы, связанные с принадлежностью наступающего года тому или иному животному по китайскому (буддийскому) календарю, стараются обогатить праздничный стол блюдами, как считается, угодными этому животному (например, сыр для года Мыши, бананы для года Обезьяны) и воздержаться от неугодных (говядина для года Быка).
Откуда взялся “Старый Новый Год”
С переходом на новый стиль по Декрету о введении в Российской Республике западноевропейского календаря в 1918 году, первый Новый Год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. Так возник Старый Новый Год, приходящийся на ночь с 13 на 14 января.
Кроме России и стран постсоветского пространства, этот неофициальный праздник, традиционно отмечается в странах, церкви которых также отмечают Рождество по юлианскому календарю 25 декабря (7 января). Соответственно, дата наступления «Старого Нового Года» соответствует Новому Году по юлианскому календарю.
Бывший СССР
После развала Советского Союза, помимо России, Старый Новый Год продолжают отмечать жители бывших советских республик — Белоруссия, Украина, Грузия, Молдавия, Армения, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Узбекистан и православные в Прибалтике.
Старый Новый Год также празднуют эмигранты из СССР в странах дальнего зарубежья.
Бывшая Югославия
Традиция встречать Старый Новый Год сохранилась в Сербии и в Черногории. Сербы называют этот праздник Сербский Новый год.
Старый Новый Год отмечается и в Северной Македонии. А в Республике Сербской (часть Боснии и Герцеговины) 14 января является нерабочим днём.
Швейцария
Старый Новый год по юлианскому календарю — старый день св. Сильвестра, (нем. Alter Silvester) отмечают также в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии. В отличие от России, это следы не церковного, а народного неприятия перехода на григорианский календарь. Этот переход в протестантской Швейцарии происходил в XVII—XVIII веках.
История Нового года древней Руси: Древнеславянские новогодние гороскопы и календарные формы летоисчисления
С конца 70-х годов в Советском Союзе и других странах Европы появилось модное веяние связывать приход Нового Года с одним из животных китайского гороскопа (крыса, бык, свинья и другие), даже несмотря на то, что китайский Новый Год наступает позже.
Знаки зодиакального круга и восточный гороскоп знакомы всем. Но мало кому известно, что существует и славянский гороскоп, где особым образом связаны представления древних славян о человеческой природе и животном мире. По славянскому календарю, наступающий 2022 год — это 7530 год от С.М. или год Золотого Тура, который начнётся в день весеннего равноденствия, и, «в одинаковой степени, будет успешным и для тех, кто привык брать судьбу в свои руки и для тех, кто не ждёт от жизни кардинальных перемен и готов довольствоваться малым».
Древние записи о событиях назывались летописями, это значение употребления слова «лето» сохранилось и по сей день. Правда, в большинстве случаев, мы этого даже не замечаем. Например, спрашивая о возрасте, мы произносим «сколько лет», а не «сколько годов».
Древние славяне имели несколько календарных форм летоисчисления, но сегодня известны немногие из них.
Пагубность западного влияние на новогодние традиции России
С конца 80-х годов в нашей стране всё более популярной становится североатлантическая — в первую очередь американская — новогодняя символика: оленья упряжка Санта-Клауса, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки с изображениями венков, которые в России обычно не приняты. В «лихие 90-е» эта негативная тенденция усилилась.
Отступление от своих традиций и принятие западных ценностей недопустимо. Но посмотрите хотя бы на то, каким «рисуют» Деда Мороза в современной рекламе — это явно не наш новогодний волшебник, а западный Санта-Клаус. Казалось бы, «ну что здесь такого не такого»? Но такие «атаки» выбивают культурную почву из-под ног.
Поддержание и охранение своих культурных новогодних традиций — это тоже одно из направлений восстановления суверенитета России.
Итак, напомним, чем российский Дед Мороз отличается от западного Санта-Клауса.
Дед Мороз изображается как старик в голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а в советские времена, бывало, и Нового Года — мальчика в красных шубе и шапке. Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.
Давайте сохранять наши новогодние традиции — нам не нужно ничего западного, у нас и так всё есть. Причём, именно то, что нужно и надо.
С Новым 2022-м Годом!
Новогодняя ночь — это волшебное время, когда на Земле на несколько часов исчезнет всё зло, а людей будут ожидать счастье и исполнение всех желаний. Давайте встретим этот чудесный праздник с радостью и теплом!
Редакция информационно-аналитического портала «Всем!ру» поздравляет всех с наступающим Новым 2022-м Годом!