Как появилось искусство короткий ответ
Как появилось искусство короткий ответ
Зародившись ещё в каменном веке, оно многим обязано труду. Искусство представляет собой один из способов познания окружающего мира, как с естественной, так и с религиозной точек зрения. Люди начали заниматься им даже раньше, чем у них сложилось понятие о нем.
Первое искусство приходится на эпоху среднего палеолита (300-30 тысяч лет назад) и достигает расцвета только лишь спустя 250 тысяч лет, а именно – в верхнем палеолите.
Бытует мнение, что доисторическое искусство возникло из-за врожденной человеческой склонности к игре, к украшению, к подражанию. Это «Теория игры».
Но из-за различных обрядов, проводимых ранее людьми, искусству позже приписывают возникновение в результате «Магической теории».
Человека в древнем творчестве изображали крайне неумело, ведь раннее искусство было направлено прежде всего на познание окружающего мира.
Люди старались изображать животных как можно точнее, потому что верили, что от качества изображения и проведённого позднее обряда будет зависеть исход охоты.
Несколько позже “художников” стал интересовать не только облик зверя, но и его жизнь.
Рисуя фигуру животного, человек в каком-то смысле овладевал им, ведь он познавал его, а познание – ключ к господству над природой.
Но поначалу изображения на стенах были расположены беспорядочно, без попытки передать плановость, окружение, фон.
Все было совсем иначе с рисунками, которые помещали в естественное обрамление – их вписывались довольно искусно. Так зарождались элементы будущего прикладного искусства.
Ситуация меняется в эпоху верхнего палеолита, когда начинают встречаться многофигурные, осмысленно расставленные внутри, композиции.
Здесь фигуры пространственно объединены и выделен передний план.
Вместе с тем эпоха палеолита начинает познавать орнамент – различные спирали, зубчики и волнистые линии все чаще появляются на орудиях труда.
Но свой верх орнамент берет в неолитическую эпоху, наряду с развитием гончарного производства. Глиняные сосуды того времени были украшены различными узорами, начиная с концентрических кругов и заканчивая шахматными клетками.
В искусстве неолита, а затем и бронзового века, наблюдается совершенствование орнамента и схематизация людей в рисунке путём перенесения орнаментальных приёмов на изображение человека и животного.
Если раньше человек рисовался неточно из-за банального неумения, то теперь он рисуется таким намеренно.
В связи со скорым более сильным разделением труда, в общине было обусловлено расщепление первоначального взгляда на мир, а именно – первобытная магия, становящаяся усложнённой системой мифологического представления. Это подразумевало собой наличие «второго мира» – таинственного и загадочного.
Кругозор человека расширялся, появлялось все больше вопросов. Люди все сильнее пытались понять окружающий их мир.
Из-за этого в культах начинают выделяться жрецы, колдуны, но в их руках искусство утрачивает свой изначально реалистический характер.
Когда изображение существа становится идолом, то значит и совсем превращается во что-то отдаленное от реальности. У каждого народа по-своему деформированы специальные культовые изображения. Отсюда берутся устрашающие идолы ацтеков, грозные истуканы полинезийцев и прочие.
Но тенденция к схематизации была далеко не всепоглощающей. Наряду с ней продолжает развиваться реалистическая линия, осуществляемая в областях творчества, имеющих наименьшую связь с религией. Тем самым идёт создание предпосылки для товарного производства, что знаменательно переходом от родового строя к классовому обществу.
Происходит расцвет художественных ремесел. Схематизируя изображение, человек учится обобщать понятие линии как таковой. Без этих постепенно накапливающихся навыков был бы невозможен переход человека к новым художественным ценностям. В период неолита складывается окончательное понятие о ритме и композиции в искусстве.
Как возникло искусство и какую роль в этом сыграл труд?
В современной науке имеется несколько гипотез происхождения искусства.
Это самая старая гипотеза, согласно которой древние люди рисовали ради удовольствия, а изображения особого смысла не имели. С игровым процессом связывается не только искусство, но и вся первобытная культура в целом. В конце XIX и начале XX века гипотеза пользовалась популярностью, однако затем она утратила популярность в науке.
Согласно «Магической» гипотезе, палеолитическое искусство создавалось для магических обрядов, чаще всего связанных с «охотничьей магией».
Ещё одна экзотичная гипотеза, согласно которой первобытное искусство является средством демонстрации мужчинами своих охотничьих и сексуальных успехов, которое помогало им в естественном отборе и показывало их пригодность в качестве партнеров по спариванию. Так как кости в пещерах могли украсть или съесть, мужчины стали изображать свои трофеи на стенах пещер.
Эта гипотеза предполагает, что появление в разных регионах в разное время различных форм изобразительной деятельности определяется необходимостью выработки специальных вспомогательных способов хранения и передачи культурной информации. Искусство сравнивается с персональным компьютером, который хранит нужную информацию.
Согласно этой гипотезе, мышление первобытного человека существенно отличалось от нашего и именно в этом отличии следует искать движущие силы происхождения первобытного искусства. Авторы связывают развитие различных функций мозга и начало творчества человека. По их мнению, человек, скорее всего, начал рисовать раньше, чем говорить.
Насчет вопроса роли труда в появлении искусства. Очевидно, труд повлиял на появление искусства, ведь первые каменные орудия (чопперы и чоппинги) появились 2,5 млн лет назад, когда первобытное искусство появляется примерно 50-40 тыс лет назад. Создавая первые каменные орудия, предки человека могли украшать их, а затем и перенести эту идею на окружающую среду.
Появление искусства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Искусство – это, творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.
Зарождение искусства
Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Искусство в определенной степени отражает окружающий мир, то есть является его копией.
Древнейшее искусство неразрывно связано с магией, ритуалами, мифами. Для первобытных охотников пронизанное копьем изображение зверя считалось ритуальным и приносящим успех на охоте. Древние люди создавали различные знаки, выступающие в качестве оберегов и защиты, как самих людей, так и их жилища.
Считается, что отпечаток руки является одним из первых произведений первобытного человека. Чаще всего археологи находили отпечаток левой руки. Такие изображения служили знаком обладания и власти над прилегающей территорией.
По мнению археологов, основные виды искусства начали появляться в эпоху палеолита. Памятники искусства, относящиеся к этому периоду находили в Европе, Северной Африке и южной Азии.
Рисунки древних людей были примитивны. Они изображали животных на известняковых стенах пещер, отпечатки рук, обведенные краской, сделанные пальцем по сырой глине волнообразные полосы.
Со временем в пещерной живописи происходил прогресс и на стенах пещер появлялись цветные изображения. Первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.
Рисунок 1. Наскальная живопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) образы животных приобретают конкретные очертания. Животные изображаются уже не статично, а в движении. Художники начинают использовать не один цвет для раскрашивания, а несколько, что позволяло моделировать объемные формы. Такие рисунки не просто отображали облик животного, а показывали его эмоции, характер, повадки, силу.
Готовые работы на аналогичную тему
В период верхнего палеолита особое распространение получили статуэтки – «палеолитические Венеры». Первобытные скульпторы отдавали предпочтение природному и животному началу. Древний человек всячески избегал детализации и конкретики в изображении лиц и не привязывал изображение к конкретной модели.
Во времена мезолита, центр интереса художников переместился с животного на человека. Постепенно он стал возвышаться над природой, в подтверждение этому служат сюжеты, связанные не только с развитием хозяйственной или военной деятельности, но и с их развлечениями.
В эпоху неолита усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, благодаря этому укрепляются родовые связи между людьми.
В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения достигали высоты до 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречались примитивные изображения людей.
Теории происхождения искусства
На протяжении длительного времени ученые, и историки пытались разгадать тайну зарождения искусства. По современным данным считается, что зарождение искусства начинается со времен палеолита, около 30-40 тысяч лет до н.э.
Насколько искусство разносторонне, настолько много существует различных точек зрения о причинах его появления:
Богословская или религиозная теория предполагает, что зарождение искусства связано с божественным началом. Красота – это имя Божье, а искусство – выражение любви и восхищения к Богу и всему, что он создал.
Теория игры исходила из положения, что человек неразрывно связан с животным миром. Так как у животных игра это биологическое явление, то и искусство считается одним из естественных природных явлений. Сторонники данной теории Ф. Шиллер, Спенсер, К. Блюхер, В. Фриче считали искусство разновидностью игры. По их мнению, искусство возникло ради удовольствия, так как в игре человек не обременен мыслями о заботах и тревогах. В настоящее время теорию игры никто не разделяет. Если бы у древнего человека искусство было как игра, то зачем ему делать свои рисунки глубоко в пещерах, куда не попадает солнечный свет? Или для чего рисовать на потолке, чтобы потом любоваться рисунком с запрокинутой головой?
Лукреций, Конт, Сеченов, Даламбер придерживались теории подражания. Особенно ярко элемент подражания выражается в первобытном искусстве. Из-за слаборазвитого интеллекта первобытные люди подражали повадкам животных. Наблюдая за животными, птицами, насекомыми древние люди у паука научились ткать, а у птиц строить жилища.
Сторонниками теории «инстинкта украшения» были Дарвин, Гроссе, Нардау, Фрейд, Ланге. По их мнению, стремление к прекрасному толкнуло древних людей на различные шаги. Желание украсить себя и показать свое превосходство, сделать себе приятное заставило человека начать создавать произведения искусства. Изготовление украшений, нанесение на свое тело татуировок, раскрашивание тела до сих пор существует у народов, находящихся на первобытном уровне развития, так же сохраняется и в современном обществе.
Гипотеза информационного взрыва заключается в том, что с появлением и развитием искусства возникла необходимость сохранить и передать культурную информацию. Следы, которые оставлял человек на песке или мягкой земле служили средством общения. В дальнейшем люди намеренно оставляли свои следы с целью самоориентировки и ориентировки в пространстве других людей.
Гипотеза демонстрации трофеев. Предполагалось, что первобытная живопись возникла, как способ демонстрации охотничьих, военных и других успехов. Те, кто демонстрировал свою силу и ловкость, благодаря добытым трофеям, удачно проходили естественный отбор. Выставленные на всеобщее обозрение черепа убитых хищников давали их обладателям преимущество. Но трофеи были легкой добычей для завистников и недругов в отличие от изображений костей и черепов, которые невозможно украсть или испортить. Поэтому представители данной теории Итон и Конки считали, что искусство зародилось благодаря желанию человека выделиться и демонстрировать другим свое преимущество.
Наиболее полно, исторически грамотно и научно обосновано дает ответ на вопрос о происхождении искусства материалистическая теория. По мнению сторонника теории Плеханова к зарождению искусства причастна общественная жизнь и ее основа – труд. Первобытному человеку пришлось сотни лет трудится, чтобы вместо грубого рубила можно было пользоваться острым резцом и выгравировать им первые изображения на камне. Эта же деятельность помогла развить подвижность руки и способность к художественному творчеству.
В процессе трудовой деятельности совершенствовался и сам человек, развивалось его сознание. Благодаря труду произошло развитие духовных способностей, приведших к формированию эстетических чувств и потребностей.
На всем протяжении развития человека искусство играло в этом важную роль. Человек мог бы не стать человеком не будь у него возможности выражать свои мысли, чувства, эмоции в творчестве. Судя по древним произведениям первобытного человека, он обладал не меньшими творческими способностями, чем современный. Искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни и потребностью. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.
Краткая история искусства
Перевод статьи «Линия времени искусства: западные течения и их влияние» (Art History Timeline: Western Art Movements and Their Impact).
История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того периода, когда они возникали.
Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлого в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. Ниже представлена хронология художественных направлений, их характеристики и выдающиеся представители каждого периода в истории западного искусства.
Доисторическое искусство (
40 000–4 000 до н. э.)
Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века — это наскальные рисунки, гравюры, живописные изображения, скульптуры и каменные композиции.
Искусство этого периода основывалось на использовании натуральных красителей и резьбе по камню для создания изображений предметов, животных и ритуалов, которые были крайне важны в жизни древних цивилизаций. Одним из самых известных примеров доисторического искусства являются наскальные рисунки эпохи палеолита, обнаруженные в пещерах Ласко во Франции в 1940 году. Их возраст превосходит 20 000 лет, и на них изображены крупные животные и растительность этой местности.
Древнее искусство (
4 000 до н. э.–400 н. э.)
Древнее искусство создавалось развитыми цивилизациями (которыми в данном случае считаются цивилизации с устоявшейся письменностью), включавшими Месопотамию, Египет, Грецию и страны Америки.
Произведения искусства этого периода различались в разных цивилизациях, но большая часть произведений служила одним и тем же целям: рассказывать истории, украшать бытовые предметы (посуду и оружие), изображать религиозные и символические образы, демонстрировать социальный статус. Многие работы создавались для того чтобы рассказывать потомкам истории великих правителей, богов и богинь.
Одно из самых известных произведений древней Месопотамии — Кодекс Хаммурапи, созданный около 1792 года до нашей эры. Этот предмет содержит высеченный на камне свод вавилонских законов, украшенный изображением царя Хаммурапи (шестого царя Вавилонии) и месопотамского бога Шабаша.
Средневековое искусство (500–1400 гг. н. э.)
Средние века часто называют «темными веками» из-за экономического и культурного упадка после падения Римской империи в 476 году нашей эры. Большая часть произведений искусства, созданных в первые годы этого периода, отражает «мрак» этого времени и отличается гротескными образами и суровыми пейзажами. В средневековом искусстве доминирует церковная тематика; по прошествии первого тысячелетия стали появляться церкви, украшенные библейскими сюжетами и сценами классической мифологии.
В этот период в мире появляются и достигают расцвета иллюминированные рукописи (украшенные миниатюрами и орнаментами) и стиль готической архитектуры. Яркие примеры средневекового искусства включают катакомбы в Риме, собор Святой Софии в Стамбуле, Евангелие Линдисфарна, один из самых известных примеров иллюминированной рукописи, и конечно, собор Парижской Богоматери — выдающийся образец готической архитектуры.
Искусство эпохи Возрождения (1400-1600)
Этот стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства характеризовался акцентом на природе и индивидуализме, идее о независимом и самостоятельном человеке. Хотя эти гуманистические идеалы присутствовали и в позднем средневековье, но расцвета они достигли в XV–XVI веках, параллельно с социальными и экономическими изменениями, такими как секуляризация.
Ренессанс достиг своего апогея во Флоренции, Италия, во многом благодаря Медичи, богатой купеческой семье. Медичи на протяжении нескольких поклений поддерживали искусство и гуманистические философию и учения. Итальянский дизайнер Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло были главными новаторами этого периода.
Высокое Возрождение (1490–1527) породило таких влиятельных художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, которые привнесли новые творческие идеи и определили идеалы эмоционального выражения в искусстве на многие поколения вперед. Произведения искусства в эпоху Возрождения характеризовались реализмом, вниманием к деталям и точным изучением анатомии человека. Художники использовали линейную перспективу и создавали глубину за счет интенсивной игры света и тени. Искусство начало стилистически меняться, когда столкновения христианской веры и гуманизма уступили место маньеризму.
Маньеризм (1527–1580)
Художники-маньеристы исходили из идеалов Микеланджело, Рафаэля и других художников позднего Возрождения, но их внимание к стилю и технике «перевешивало» смысл изображаемого объекта. Часто фигуры имели изящные вытянутые конечности, маленькие головы, стилизованные черты лица и преувеличенные детали. Это привело к созданию более сложных стилизованных композиций, вместо того, чтобы полагаться на классические идеалы гармоничной композиции и линейной перспективы, используемые их предшественниками эпохи Возрождения.
Некоторые из самых известных художников-маньеристов: Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и Бронзино, который считался самым важным художником-маньеристом во Флоренции.
Барокко (1600–1750)
Периоду барокко, следовавшему за маньеризмом, было свойственно преувеличенное изящество в живописи и архитектуре. Он отличался величием и богатством, интересом к развитию человеческого интеллекта и знаний и глобальным открытиям. Произведения художников барокко были стилистически сложными, неоднозначными.
Картины барокко характеризовались драматизмом, как это видно в культовых произведениях итальянского художника Караваджо и голландского живописца Рембрандта. Художники использовали интенсивный контраст между светлым и темным и создавали энергичные композиции, сочетающиеся с богатой цветовой палитрой.
Рококо (1699–1780)
Стиль зародился в Париже и охватывал декоративное искусство, живопись, архитектуру и скульптуру. Эстетика Рококо предполагала более мягкую декоративную манеру изображения по сравнению с изобилием барокко. Рококо отличается легкостью и элегантностью, с акцентом на использование естественных форм, асимметричный дизайн и нежные цвета.
Такие художники, как Антуан Ватто и Франсуа Буше, сочетали мягкую манеру письма, активные мазки кисти и свежие цвета. Стиль рококо проник не только в живопись и архитектуру, но и в украшение серебрянной, фарфоровой посуды и предметов интерьера. Многие стулья и шкафы того времени отличались изогнутыми формами, цветочным орнаментом и частым использованием позолоты.
Неоклассицизм (1750–1850)
Как следует из названия, неоклассический стиль опирался на элементы античной классики. Руины древних цивилизаций в Афинах и Неаполе, обнаруженные во время археологических раскопок, разожгли страсть ко всему прошлому, и художники стремились воссоздать великие произведения древнего искусства. Это привело к возобновлению интереса к классическим идеалам гармонии, простоты и пропорции.
Художники-неоклассики находились под влиянием классических изобразительных элементов, в частности, стремление к идеализму. Естественно, они включали в свои работы актуальные образы своего времени. Например, итальянский скульптор Антонио Канова использовал классические элементы в своих мраморных скульптурах, но избегал холодной искусственности, заметной во многих античных творениях.
Романтизм (1780–1850)
Романтизм пронизывал все области творчества от живописи до музыки и литературы. Идеалы, присущие каждой из этих форм искусства, отвергают порядок, гармонию и рациональность, которые были приняты в классическом искусстве и в неоклассицизме. Вместо этого художники-романтики подчеркивали индивидуальность и воображение. Еще одной определяющей романтической идеей была любовь к природе. Многие обратились к пленэрной живописи, которая «вывела» художников из темных интерьеров навстречу живым пейзажам. Художники сосредоточили свое внимание на страстях, эмоциях и ощущениях, занимавших по их мнению главенствующую позицию по отношению к интеллекту и разуму.
Выдающимися художниками романтизма считаются Генрих Фюссли, создававший странные, мрачные картины, исследующие темные тайны человеческой психологии, и Уильям Блейк, чьи таинственные стихи и изображения передают мистические видения и разочарование в социальных ограничениях.
Реализм (1848–1900)
Реализм зародился во Франции в 1840-х годах и иногда считается одним из первых направлений современного искусства. Реализм стал результатом множества событий: антиромантического движения в Германии, подъема журналистики и появления фотографии. Каждый из них вызывал новый интерес к точному изображению повседневной жизни. Это внимание к точности проявляется в созданных в это время произведениях искусства, которые содержат подробные, правдивые изображения предметов.
Одним из самых влиятельных художников эпохи реализма является француз Гюстав Курбе, считавший, что «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться…».
Модерн (1890–1910)
В европейских странах и странах Северной Америки стиль имел разные названия, одно из которых «ар нуво» (art nouveau) буквально переводится как «новое искусство». В период модерна была предпринята попытка создать полностью аутентичное искусство, свободное от имитации предшествующих стилей. Стиль сосредоточен на мире природы, для него характерны длинные извилистые линии и волны. Модерн сильно повлиял на прикладное искусство, графику и иллюстрацию.
Известные художники-модернисты работали в различных направлениях, включавших архитектуру, графику и дизайн интерьеров, изготовление ювелирных изделий и живопись. Чешский графический дизайнер Альфонс Муха наиболее известен своими театральными плакатами с французской актрисой Сарой Бернар. Испанский архитектор и скульптор Антонио Гауди не ограничивался прямыми линиями и создавал изогнутые, яркие конструкции, такие как Храм Святого Семейства в Барселоне.
Импрессионизм (1865–1885)
Художники-импрессионисты стремились запечатлеть свое непосредственное впечатление от определенного момента. Характерные черты — короткие, быстрые мазки кисти и ощущение незавершенности картины. В качестве предмета изображения импрессионисты использовали окружающую их современность, изображая такие ситуации, как танцевальные залы и регаты парусных лодок, а не исторические или мифологические события.
Имя Клода Моне, французского художника, стоявшего у истоков идеи выражения чувственного восприятия природы, фактически является синонимом импрессионистского движения. Среди его известных работ «Пруд с водяными лилиями» (1899 г.), «Прогулка. Дама с зонтиком» (1875 г.) и «Впечатление. Восходящее солнца» (1872 г.), от которых и произошло название художественного стиля.
Постимпрессионизм (1885–1910)
Несмотря на то, что постимпрессионисты работали независимо, не объединяясь в группу, у всех известных представителей этого течения были схожие идеи. Они сосредоточили свое внимание на субъективном видении мира и личных символических смыслах, а не на наблюдениях за внешним миром. Часто эти идеи выражались с помощью абстрактных форм.
Постимпрессионистом был Жоржа Сёра, известный своей техникой пуантилизма, в которой для формирования изображения использовались маленькие четкие точки. Винсент Ван Гог также считается художником-постимпрессионистом, искавшим личного выражения в искусстве, часто с помощью резких мазков и темных тонов.
Фовизм (1900–1935)
Возглавляемый Анри Матиссом фовизм основывался на работах Винсента Ван Гога и Джорджа Сера. Будучи первым авангардным движением 20-го века, этот стиль характеризовался использованием интенсивных цветов, линий и мазков кисти, толстым рельефным слоем краски и плоской композицией.
Как видно из многих работ самого Матисса, отделение цвета от его описательного, устоявшегося значения было одним из основных элементов, сформировавших это движение. Фовизм был значимым предшественником кубизма и экспрессионизма.
Экспрессионизм (1905–1920)
Экспрессионизм возник как ответ на все более противоречивые мировоззрения общества начала XX века и утрату духовности. Экспрессионисты изображали внутренний мир человека, беспокойство и живые эмоции с помощью искажения форм и ярких цветов. Художники искали вдохновение во всем, выходящем за рамки сдержанного западного искусства, часто посещали этнографические музеи, чтобы пересмотреть местные народные традиции и способы самовыражения диких племен.
Корни экспрессионизма восходят к Винсенту Ван Гогу, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Две выдающиеся арт-группы, работавшие в стиле экспрессионизма, Die Brücke (Мост) и Der Blaue Reiter (Синий всадник), были созданы для коллективного творчества и проведения совместных выставок.
Кубизм (1907–1914)
Кубизм был основан Пабло Пикассо и Жоржем Браком — они отвергли концепцию, согласно которой искусство должно копировать природу. Отошли от традиционных техник и перспективы, вместо этого создав фрагментированные объекты посредством абстракции. Работы художников-кубистов отличаются плоским двумерным пространством, геометрическими формами или «кубами» объектов и множеством точек обзора. Часто изображаемые объекты даже не узнаваемы в абстракции.
Сюрреализм (1916–1950)
Сюрреализм возник из художественного движения Дада в 1916 году, представляя собой произведения искусства, бросающие вызов здравому смыслу. Сюрреалисты обвиняли логику и рациональное мышление, в том, что они завели человечество в тупик — к конфлиткам и Первой мировой войне, и считали, что он подавляет воображение. Сюрреалисты находились под влиянием Карла Маркса и теорий Зигмунда Фрейда, исследовавшего психоанализ и силу воображения.
Влиятельные художники-сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, искали корни происходящих вокруг событий в области человеческого подсознания. В частности, картины Дали соединяют в себе точное изображение исторических событий с яркими и причудливыми снами.
Абстрактный экспрессионизм (1940-е–1950-е)
Сформированный наследием сюрреализма, абстрактный экспрессионизм возник в Нью-Йорке после Второй мировой войны. Течение иногда называют нью-йоркской школой и «живописью действия». Художники и скульпторы отошли от всего, что считалось традиционным, используя спонтанность и импровизацию для создания абстрактных произведений искусства. Создавались колоссальные по размеру произведения, которые уже не мог вместить мольберт, поэтому холсты размещались прямо на полу.
Среди наиболее значимых художников-абстрактных экспрессионистов — Джексон Поллок, известный своим уникальным стилем капельной живописи, и Марк Ротко, который использовал большие цветные блоки для выражения духовных переживаний.
Оп-арт (1950–1960-е)
Под влиянием достижений науки и технологий, а также интереса к оптическим эффектам и иллюзиям, движение оп-арт (сокращение от «оптическое» искусство) началось с групповой выставки Le Mouvement в галерее Дениз Рене в 1955 году. Художники, работающие в этом стиле, использовали формы, цвета и узоры для создания движущихся или размытых изображений, часто в черно-белом цвете для максимального контраста. Эти абстрактные узоры должны были одновременно сбивать с толку, обманывать зрение и развлекать зрителей.
Английская художница Бриджет Райли — одна из самых известных представителей оп-арта. Ее картина Blaze 1964 года состоит из зигзагообразных черно-белых линий, которые создают иллюзию движения по кругу.
Поп-арт (1950-е–1960-е)
Поп-арт — одно из самых узнаваемых художественных течений XX века. Художники отказались от методов, используемых в абстрактном экспрессионизме. Вместо этого они использовали повседневные, бытовые предметы для создания инновационных произведений искусства, бросающих вызов потребительству и средствам массовой информации. Это включение в изобразительное искусство знакомых, опознаваемых образов было смещением от основной линии модернизма.
Художники поп-арта, такие как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, стремились обосновать идею того, что источником искусства может стать все, что угодно, и нет никакой иерархии культуры, которая могла бы этому помешать. Пожалуй, самым известным произведением искусства поп-культуры являются «Банки супа Кэмпбелла» Уорхола.
Арте повера (1960-е)
Арте повера («Arte Povera» буквально переводится как «бедное искусство») — движение, бросившее вызов модернизму, современным политическим и социальным системам. В своем творчестве художники использовали подручные материалы: землю, камни, бумагу, веревки и другие приодные и неприродные элементы как отсылку к доиндустриальной эпохе человечества. Многие известные работы этого художественного направления — это скульптуры.
Итальянские художники Марио Мерц, Джованни Ансельмо и Алигьеро Боэтти создавали антиэлитарные работы из простых («бедных») материалов. Их «Иглу из камня» 1968 года, одна из знаковых работ из серии иглу, связанных с простейшими человеческими потребностями: укрытием, теплом и едой.
Минимализм (1960-е–1970-е)
Движение минимализма возникло в Нью-Йорке, где группа молодых художников начала подвергать сомнению чрезмерно выразительные работы художников-абстрактных экспрессионистов. Вместо этого минималистское искусство сосредоточилось на анонимности, фокусируя внимание зрителей на материальности своих произведений. Художники использовали простые формы, порядок и гармонию и призывали зрителей сосредоточиться именно на том, что они видят перед собой, не проводя параллелей с внешними реалиями, эмоциями и мыслями.
Американский художник Фрэнк Стелла был одним из первых приверженцев минимализма, создавая беспредметные картины, например «Черная серия», созданная между 1958 и 1960 годами. Каждая из них имеет узор из прямолинейных полос одинаковой ширины, напечатанный металлическими черными чернилами.
Концептуальное искусство (1960-е–1970-е)
Концептуальное искусство полностью отвергало предыдущие направления в искусстве, а художники ценили идеи выше визуальных компонентов, создавая искусство перформансов, эфемер и других форм. «Активная поэзия» польской художницы перформанса Евы Партум состояла из разбросанных букв алфавита по разным ландшафтам. Американский художник Джозеф Кошут отразил свои размышления о появлении и роли языка в искусстве в известной работе 1965 года «Один и три стула». В нем он представляет обычный стул тремя разными способами, показав разницу значений одного и того же объекта. Поскольку этот вид искусства сфокусирован на идеях и концепциях, четкого стиля или формы в этом течении не было.
Современное искусство (1970-е–наши дни)
1970-е годы стали началом периода современного искусства, который продолжается сегодня. Современному искусству свойственно разнообразие — появление различных школ и отдельные движения.
История западного искусства — это череда сменяющих друг друга художественных стилей и техник, форм и носителей искусства. Разные течения оставляют после себя выдающиеся живописные полотна, скульптуры, архитектурные сооружения. Каждое творческое направление отражает не только эстетические идеалы, но и мировоззрение людей соответствующего времени. Нам оно помогает заглянуть в прошлое, понять своих предков и найти истоки всего, что создается сегодня вокруг нас.