Как появились загадки на руси
История возникновения русских загадок
В далеком прошлом появились русские народные загадки. В особой иносказательной форме отражаются мифические символизации в древних загадках, которые существовали на Руси до наших времен, об этом утверждают историки и филологи.
Для развития сообразительности, догадливости человека стали использовать мудреные вопросы – загадки. Мудрыми словами описывается какой-либо предмет, который необходимо разгадать. Для формирования интеллекта русские народные загадки имеют очень большое значение. Загадки дают большую пользу для мозга, помогают расширить кругозор, научиться наблюдать и на предмете который нужно отгадать сосредотачивать внимание. Нужно иметь знания и иметь представление о многих предметах, чтобы отгадать загадку.
Имеется одно мнение о появлении русских народных загадок. Древние люди не говорили обычными словами, чтобы не привлечь к себе беды, такие как наводнение, неудачную охоту, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности. Чтобы скрытно изъясняться и описывать свою жизнь, древние люди придумали таким способом изъяснять нужные слова.
Мудрость юношей испытывали при помощи загадок. Человек, не знающий необходимую базу знаний, не мог стать, членом коллектива, не отгадав загадки.
Загадка нашла свое место на праздниках, различных обрядах и ритуалах, не смотря на то, что существует она много лет и веков, и давно утерялся ее первоначальный смысл. Находчивость и ум с помощью загадок в сказках проверяла невеста у жениха. Вызывалось исполнение желания, и ограждение от опасности, если загадка разгадывалась правильно. Человек с силами природы в мифологических образах, таких как русалки и другие сверхъестественные существа боролся при помощи загадок. Чтобы овладеть этими мифическими существами, человек пытался разгадать их загадки. Первоначальное свое значение загадки в наши дни утратили. Для веселого времяпровождения, развлечения, избавления от скуки используются в настоящее время загадки.
Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей
Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
да что растёт без коренья? (Камень);
да что цветёт без цветка? (Папоротник);
да что бежит без повода? (Вода).
В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечнеление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.
«История возникновения загадок». Консультация для педагогов
Оксана Корнеева
«История возникновения загадок». Консультация для педагогов
История возникновения загадок.
Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность и выразительность определений. Чаще всего в загадках содержится перечень признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Но самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых простых предметах их сходства и различия.
У древних греков и германцев люди, не отгадавшие загадку, расплачивались жизнью.
У славян тоже существует множество легенд о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
да что растёт без коренья? (Камень);
да что цветёт без цветка? (Папоротник);
да что бежит без повода? (Вода).
В русских народных сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая работа — это основной перечень того, о чем были загадки.
Загадки очень любят дети.
С ними можно играть в такие игры как:
1. Игра «Данетка»
Ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать это слово, задавая такие вопросы, на которые можно дать такие ответы,как: «да»; «нет»; «и да и нет».
В этой игре нет ограничений по возрасту!
2. Игра «Придумай загадку»
Эта игра для детей старшего возраста.
3. Игра «Угадай по описанию»
4. Игра «Кто кем (чем) будет?»
НАПРИМЕР: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей и т. д.)Эту игру очень любят дети 5-6 лет.
Это далеко не все игры.
Придумывайте загадки и играйте с детьми!
И вы увидите результат!
Среднесрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской.
Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «История возникновения ПДД в России» Цели: 1. Закрепить знания детей о ПДД. 2. Знакомить детей с основными пунктами истории возникновения ПДД в России. 3. Воспитывать уважение.
Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.
Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.
Консультация «История возникновения загадок» Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,.
Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.
Проект «Куклы Тильда. История возникновения кукол» Информационная карта Полное название: Куклы тильда. История возникновения кукол. Автор проекта: Побережная Лариса Рифовна Продолжительность.
Занятие для старшей группы «История возникновения нашего города» Тема занятия: История возникновения нашего города. Цель занятия: расширять и обогащать представления детей о городе в котором живем, расширять.
Занятие «История возникновения семьи» Тема: «История возникновения семьи» Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи. Задачи: • дать представление о семье;.
Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей. Автор публикации: воспитатель Медведева Т.Д.
Загадки. История появления загадок.
Использование загадок для развития детей
Мы расскажем вам как появились загадки,и где можно использовать загадки.
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:
Что растёт без коренья? (Камень);
Что цветёт без цветка? (Папоротник);
Что бежит без повода? (Вода).
В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.
Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте!
Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.
Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память.
Несмотря нато, что сегодня для детей предлагается масса развивающих программ, игр, загадка не утрачивает значения для развития и воспитания ребенка. Загадка способна пробудить любознательность, внимание к миру, любовь к языку.
Обязательно познакомьте ребенка с загадкой!
Конспект занятия «История загадок»
Тема: «История загадок»
Цель: познакомить детей с историей возникновения загадок; дать характерис-
тику загадке как «замысловатом поэтическом описании какого –либо
предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающее-
го»; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам ху-
дожественной литературе, словотворчеству.
Материал: иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор
Загадок, листы бумаги и цветных карандашей по количеству детей.
Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Это были народные загадки.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая). Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.
Содержание загадок отражало жизнь человека,окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Устаревали и отживали загадки,отражающие прошлую жизнь человека:
Без рук, без ног, всё толк да скок.
Летом обута, зимой разута.
С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.
Пыль увижу – заворчу,
Заворчу и проглочу.
Музыкант, певец, рассказчик,
А всего кружок да ящик.
Крыльев нет, но это птица
Полетит и прилунится.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете может быть несколько загадок. Например, в одной загадкеговорится о внешнем виде зайца:
Зимой беленький, летом серенький.
в другой о том,что он легко прыгает:
Серый зверёк через кочки скок!
Лёгкие ножки и хвоста немножко.
Загадка, как жанр народного творчества, давно стала привлекать внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, писатели и поэты стали составлять загадки, описывающие окружающий нас мир, и загадка стала литературным жанром. Литературная загадка заметно отличается от народной. Народная сохранялась только в памяти народа, поэтому она была краткой, а автор литературной загадки мог дать подробное описание, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи, поэтому литературные загадки нередко принимают форму стихотворения.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Так что же такое загадка?
Загадка – это малое по форме литературное произведение (жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Народная м/п. игра «Сокол и лебёдушка» (физминутка)
«Вечер загадок» (при зажженной свече)
Всё окно разрисовал,
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
Ночью по небу гуляю,
Тускло небо освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
Его весной и летом
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
А зовут его… (Скворец)
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Вместо носа – пятачок
А крючок вертлявый.
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Д/и «Сочини загадку и нарисуй отгадку»
Итог занятия.
Творческо-исследовательский проект «Секрет загадки» Тема проекта: «Секрет загадки» Участники проекта: Владыкина Н. П. воспитатель 1 квалификационной категории, Шевченок Н. О. воспитатель,.
Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II) часть 1 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания об окружающей действительности,.