Как появились школы на руси
Как появились первые школы на Руси?
Жители Древней Руси долгие годы не уделяли образованию должного внимания.
Дети получали навыки и знания в домашних условиях.
Семьи бояр и дворян имели возможность приглашать наемных учителей.
Бедные семьи отдавали своих отпрысков к мастеру на обучение ремеслу.
Но ситуация начала меняться после крещения Руси. Самые первые школы были образованы в Киеве в 988 году.
Владимир Святославович распорядился основать первую школу. Бояре отдавали своих детей в школу для обучения письму и чтению.
Такое принудительное обучение не вызвало интереса среди детей. Школьная грамота была неизвестностью для людей тех лет.
В Древней Руси термин «школа» в первый раз был упомянут к концу XIV века.
Школа была учебным заведением, где обучали ремеслу, грамоте и науке. В маленьких селениях детям преподавал знатный и образованный боярин.
Класс состоял из нескольких человек, обычно такие группы не были больше 5 учащихся.
В стенах первой школы сразу несколько сотен учеников получали образование.
Ученики были разделены на разновозрастные группы до 15 человек. К каждой такой группе был прикреплен свой учитель.
При Владимире получать образование могли только мальчики.
В первые годы их обучали книжному делу.
Считалось, что женщинам грамота была не нужна, ведь в будущем все они становились хозяйками.
Первое учебное заведение для девушек было основано Анной Всеволодовной в 1086 году.
Обучение предоставлялось девушкам из зажиточных семей того времени.
Образовательный процесс проходил точно также как и в других школах. К концу XI века школы открылись в других городах Руси.
Учебные заведения открывали при церквях и монастырях. Священнослужители долгие годы считались самыми умными и начитанными людьми.
Уже с XV века частные школы открылись во многих городах и поселениях.
Увеличилось количество образованных людей. Начали переводиться книги и различные писания с других языков.
Однако большой упадок в этой сфере пришелся на период монголо-татарского ига.
Образование начало вновь развиваться только спустя несколько веков.
Тогда главой Российской Империей был Петр I. Именно в эту эпоху образовательная система потерпела ряд существенных изменений.
В это время открылась специализированная школа по систематическим наукам, которые правитель государства считал самыми необходимыми современному человеку тех лет.
Такое образование по-прежнему было доступно лишь выходцам из богатых семей.
Латинский язык считался одним из самых важных школьных предметов.
Изучение латыни помогало людям осваивать медицину, астрономию, математику и другие науки.
Бурному развитию образования поспособствовало строительство лицеев, где ученикам была предоставлена возможность ознакомиться с различными дисциплинами. В школах проходило изучение основ медицины.
Государство открыло первое высшее учебное заведение в 1687 году. Это было связно с западным вектором развития Российской Империи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История возникновения школ: от Древней Руси до современности
История возникновения школ: от Древней Руси до современности
Зарождение школьного образования на Руси тесно связано с событиями 988 года,а именно с крещением Руси. Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение», где учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии первые учебные заведения стали открываться при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Сам князь Владимир утверждал образовательную программу, а учителями были монахи. Спустя столетие, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. В частных школах обучались мальчики из зажиточных семей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: грамматику, риторику, церковное пение, землемерие, географию, звёздознание. Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Школьное образование при Петре I
Значительные изменения в образовательной системе произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России. В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию. В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ. В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши, а в 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц. В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии. В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры. В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось. Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения. Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство. Изучали юриспруденцию и государственную экономию. Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения: приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика. В гимназиях могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий. Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет, изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах. Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем. Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
Школа советского периода
Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:
В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование. В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным. С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
Новая школа в России
В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Как появилась школа: от Древней Руси до современности
В этой статье мы проведём экскурс в образование прошлого, обозначим становление и вехи в развитии действующей школьной системы.
Первые школы на Руси
988 год — крещение Руси и зарождение школьного образования.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии похожие школы открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты». Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.
Школы в допетровской России
До Петра I образование развивалось медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков с 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. Изучали «семь свободных художеств»:
Зарубежные языки (латынь, греческий) учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил.
Школьное образование при Петре I
Пётр I провёл реформу образования.
При Петре Великом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. Появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году это право получили и девушки. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц.
Мужское образование также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
Школьная система XIX века
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения.
Ещё одно знаменательное событие — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система была следующей.
В 1864 были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах».
В XIX веке проведена масштабная реформа образования. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
Школа советского периода
Становление советской педагогики можно разделить на следующие этапы.
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.
Новая школа
В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение.
В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.
Образование в Древней Руси: история создания первых школ
Когда киевский князь Ярослав Мудрый отдал свою дочь Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I, примечательным был один факт: на брачном документе французский король поставил крестик, по той причине, что попросту был неграмотным. Да, уровень грамотности в средневековой Европе в то время оставлял желать лучшего. В то же время Анна, ставшая французской королевой, будучи образованной и грамотной женщиной оставила нам не один свой автограф под разными королевскими грамотами и указами. Эта история ярко иллюстрирует, что уровень образования в Киевской Руси периода ее расцвета был выше, чем в Западной Европе. А каким было образование в Древней Руси? Об этом читайте дальше.
Создание первых школ
Начало централизованной системы образования в Киевской Руси положил князь Владимир Великий. Интересно, что образовательная инициатива князя была связана с другим значимым историческим событием – крещением Руси в 988 году. А одновременно с принятием христианства перед князем встала вполне насущная проблема – для дальнейшей христианизации государства необходимо было обучать местных священников и религиозных деятелей. Языческие верования в народе были еще очень крепки, и сил только лишь византийских священников явно было недостаточно.
В свою очередь местные священники и проповедники должны были быть грамотными, как минимум они должны уметь читать священные тексты: Библию, Псалтырь, жития святых. Для обучения грамотности князь Владимир создает первые школы для боярских детей. Причем школы эти открываются при монастырях, к обучению допускаются исключительно мальчики из знатных боярских семей (как бы девочки и священниками быть не могли, а это была главная цель образования на том этапе).
Книги в средние века были дорогие и редкие (смотрите нашу статью об истории книг), как правило, в школе было всего лишь несколько книг, и они были самой главной ценностью. Как правило, это была Библия и жития святых, по ним и обучались древнерусские школяры. Первый букварь Ивана Федорова будет издан гораздо позднее, в 1574 году.
Приемник Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый продолжил образовательную программу своего отца, всячески покровительствовал школам, и развитию образования уделял большое значение в своей государственной политике (не зря ведь ему дали эпитет «Мудрый»).
Благодаря созданию и развитию школ при Владимире и Ярославе грамотой овладели многие боярские дети, которые потом стали не только священниками, но и государственными деятелями, воеводами, администраторами, даже князями. Простые люди, разумеется, в те времена и далее оставались не грамотными, но зато среди древнерусской знати повсеместно распространилась грамотность.
Школы для девочек
Понимая важность грамотности и образования, Ярослав Мудрый и своих дочерей обучил грамотности, и надо сказать, что учитывая эпоху, Анна Ярославна была просто выдающейся образованной женщиной.
Автограф Анны Ярославны.
Так как в целом повсеместно считалось, что девочкам, даже и знатным грамотность не к чему, их удел вести хозяйство и рожать детей, а не книжки читать. Но со временем в этом отношении установки стали меняться и уже при князе Владимире Мономахе стали появляться первые школы для девочек. (Впрочем образование того времени значительно отличалось даже от базового среднего образования наших дней) Разумеется только знатных девочек, дочерей князей и бояр. Школы эти также как и школы для мальчиков функционировали при монастырях. Обучали девочек пению, чтению и письму. Впрочем, мальчикам давали те же познания, так как человек умеющий писать и читать по средневековым меркам был уже просто невероятно умен.
Благодаря системе образования Киевской Руси развивалась культура, и укреплялось государство.
Некоторые причины
Было несколько причин создания школ. С проведением Крещения перед князем встала проблема: необходимо было распространять христианство, но делать это силами только византийских священников не представлялось возможным. Требовалось воспитание собственных религиозных деятелей. Они должны были грамотными и образованными, чтобы уметь читать священные тексты.
Позже была создана особая славянская азбука, которая служила основой для перевода книг. До этого письменность тоже существовала, но она была не так распространена среди населения. В обществе также происходили медленные изменения. Если раньше все было заранее предрешено и дети продолжали дела родителей. Но с усложнением и развитием жизни появилась возможность сменить социальное положение. Но для этого нужно было владеть грамотой.
Зарождение школьного образования
Изначально первые школы предназначались только для боярских детей. Но со временем менялись представления об этом. Долгое время к учебе не допускались девочки.
Некоторые знатные семьи предпочитали нанимать учителей и проводить домашнее обучение.
Первые школы на Руси стали создаваться при князе Владимире в 988 году после Крещения. Боярские дети обучались в небольших группах грамоте и чтению. Учебные заведения открывались при монастырях в следующих городах:
В классах изучали только жития святых, так как книги были дорогими и редкими. Первый букварь будет издан намного позже. Несмотря на принятые меры грамотой овладевало только небольшое количество детей.
Заведения для девочек
Программу утверждал князь Владимир, а учителями были монахи. Прошел всего век и сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, провела открытие первого училища при храме для женщин. Школьники обучались:
Первые школы в Древней Руси были ориентированы только на детей из зажиточных семей. Для крестьян это было недоступно. В XV веке появились частные заведения.
С появлением татаро-монгольского ига произошел регресс, и только церковные школы продолжали обучать детей.
Старинные школы кардинально отличались от современных. Но они уже тогда выполняли главную функцию — делали письмо и чтение доступным для большинства людей. Развитие грамотности помогло обществу развиваться во многих сферах жизни. Но в то же время в Древней Руси еще изучались только темы, которые были связаны с христианством и историей государства.