Как появились разные народы долганская сказка

Откуда пошли разные народы

В старину были очень жестокие зимы.

Однажды поднялась страшная пурга.

Люди даже высунуться не смели из чумов.

Гуси и разные другие птицы зарылись в снег с головами.

Лишь один человек оказался смелым и отправился в путь.

Долго блуждал он и вот набрел на теплую страну.

Вернулся он к своим людям и сказал:

— Я нашел хорошее, жаркое место.

Услыхала его рассказ маленькая птичка-чирок и оповестила весь свой птичий народ.

Узнали о теплой стране гуси, лебеди и другие птицы, и все улетели.

И люди из племени того человека, который весть принес, тоже стали собираться в путь.

А человек этот сказал:

— Все теперь слышали мою весть!

Но сам он не пошел, остался на прежнем месте.

Сшил он себе теплую доху, чтобы спастись от холода.

Надел эту доху и в птицу луня превратился

Идут люди все вместе, держатся друг за друга, ищут дорогу в теплую страну.

По пути подстреливают дичь для своего пропитания.

Чтобы стрелы летели прямо в цель, люди привязывали к их нижним концам орлиные перья.

Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья.

Из-за дележа принялись спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один человек другому стал говорить:

— Мало перьев дал ты мне.

Не стану теперь говорить на твоем языке!

И каждый из этих людей стал говорить на другом языке.

Вот откуда пошли долгане, якуты, тунгусы и самоеды.

Вот почему появились народы, говорящие по-разному.

Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌

Источник

Как появились разные народы долганская сказка

Эта сказка попала ко мне… из учебника по литературному чтению для 2-го класса, т.е. из дочкиной школьной программы.

Как появились разные народы
(долганская сказка)

Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные.
Однажды поднялась страшная пурга. И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтоб согреться.
Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго ходил он по земле и, когда вернулся, сказал своему народу:
— Я нашел теплую страну.
Услыхала слова смелого человека уточка чирок и рассказала всем птицам о теплой стране. Гуси, лебеди, журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.
Смелый человек сказал:
— Теперь вы знаете про эту страну — доброго вам пути! А я останусь, где родился.
Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза. Вывернул ее наизнанку, надел — и превратился в птицу луня.
А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья.
Однажды они убили большого орла и стали делить его перья.
Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому:
— У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!
Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.
Так появились долгане, эвенки, якуты, нанайцы…

Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть фото Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть картинку Как появились разные народы долганская сказка. Картинка про Как появились разные народы долганская сказка. Фото Как появились разные народы долганская сказка

Справочно, ну хотя из Википедии:

Долга́нский язы́к — язык долган, один из тюркских языков. Распространён на юге и юго-востоке (бывшие Дудинский и Хатангский районы) Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края России, а также в Анабарском улусе Якутии. Число говорящих ок. 1 тыс. чел. (перепись, 2010).

Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.).

Странно, что долганов больше, чем говорящих на долганском языке. Впрочем, это странно только на первый взгляд…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907:

Долганы — исчезающее инородческое племя в Туруханском крае, Енисейской губ., по языку сродное с якутами, а по образу жизни — с тунгусами. Д. состоят из 3 родов; кочуют по pp. Дудиной, Дорильской и около Норильских озер. Всех Д. в 60-х гг. XIX в. насчитывалось ок. 700 чел.

Источник

Как появились разные народы долганская сказка

Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные.

Однажды поднялась страшная пурга. И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтоб согреться.

Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго ходил он по земле, и когда вернулся, сказал своему народу:

— Я нашел теплую страну.

Услыхала слова смелого человека уточка-чирок и рассказала всем птицам о теплой стране. Гуси, лебеди, журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.

Смелый человек сказал:

Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза. Вывернул ее наизнанку, надел – и превратился в птицу луня.

А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья.

Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть фото Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть картинку Как появились разные народы долганская сказка. Картинка про Как появились разные народы долганская сказка. Фото Как появились разные народы долганская сказка

Однажды они убили большого орла и стали делить его перья.

Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому:
— У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!

Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.

Так появились долгане, эвенки, якуты, нанайцы…

Из книги:

Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть фото Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть картинку Как появились разные народы долганская сказка. Картинка про Как появились разные народы долганская сказка. Фото Как появились разные народы долганская сказка

Медведь и девочка: сказки народов тайги и тундры / пересказ. В. Глоцер, Г. Снегирев; рис. Г. Спирин. – М. Дет. лит., 1979. – 48с.: ил.

В библиотеке им. Т. Белозерова можно прочитать и другие долганские сказки:

Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть фото Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть картинку Как появились разные народы долганская сказка. Картинка про Как появились разные народы долганская сказка. Фото Как появились разные народы долганская сказка

Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть фото Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть картинку Как появились разные народы долганская сказка. Картинка про Как появились разные народы долганская сказка. Фото Как появились разные народы долганская сказка

Таймырские сказки: [долганские сказки] / перевод В.И. Ермаков. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1982. – 158 с.: ил.

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 4 октября 2019 г.

Долганская сказка «Как появились разные народы»

Главные герои сказки «Как появились разные народы» и их характеристика

Чему учит сказка «Как появились разные народы»
Сказка учит действовать сообща, не ругаться и не ссориться. Учит любить свою Родину, какой бы она не была. Учит искать взаимопонимания, жить в мире.

Отзыв на сказку «Как появились разные народы»
Мне понравился этот долганский миф, в котором говорится о том, что люди разделились на разные народы из-за глупой ссоры и зависти. Если бы они были более мудрыми и добрыми, мы бы и сейчас жили на Земле одним народом, без войн и границ.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как появились разные народы»
Случилось это давным-давно, в необычайно суровую зиму. Тогда все люди попрятались в чумы и не выходили на улицу. Птицы, наоборот, зарылись глубоко в снег и так спасались от мороза.
Но вот один смельчак отправился искать теплую страну, и после долгих странствий нашел ее. Вернулся он, рассказал всем людям о теплой стране, и услышала его слова утка-чирок. Она тоже рассказала про теплую страну другим птицам, и полетели те в теплые края.
Люди тоже пошли в теплую страну, но сам смельчак остался дома. Не захотел Родину покидать. Сшил себе меховую шубу, вывернул ее мехом наружу и превратился в птицу луня.
А остальные люди пошли в теплую страну и по дороге охотились. Стреляли они животных из луков, а к стрелам перья орлиные привязывали. И не хватило одному орлиных перьев. Обиделся он и отказался на одном языке с другими людьми говорить. А следом за ним и другие рассорились.
И разошлись люди в разные стороны и стали на разных языках говорить. Так и появились разные народы.

Источник

Литературное чтение. Тема: «Сказка мудростью богата». Долганская сказка «Как появились разные народы?»

Цель урока: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: знакомство с новым произведением.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.

II. Актуализация опорных знаний

Эпиграфом нашего урока является пословица: «Сказка мудростью богата».

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)

— Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? (Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.)

— Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? (Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.)

— Сегодня урок – исследование. Что значит научиться исследовать? (Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.)

III. Проверка домашнего задания

— Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Мудрая девушка» киргизского народа.)

— Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы разводили скот и пасли его.)

— К какому виду относится данная сказка? Почему? (Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная поучительная история, взятая из жизни.)

— Дайте по плану характеристику главных героев. Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики Болотбека.

Пересказывают по плану.

— Что ценит киргизский народ в людях?

Ученики работают в парах, заполняют клетки кроссворда и узнают, что ценит киргизский народ в людях. Кроссворд дан на карточках.

Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.

Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть фото Как появились разные народы долганская сказка. Смотреть картинку Как появились разные народы долганская сказка. Картинка про Как появились разные народы долганская сказка. Фото Как появились разные народы долганская сказка

Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.

— Чему учит нас эта сказка? (Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.)

IV. Постановка проблемы. Цель урока.

— Прочтите тему урока. (Долганская сказка «Как появились разные народы».)

— Сказки, какого раздела мы читали. («Сказка мудростью богата».)

— Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)

— Как решить эту проблему? (Прочитать сказку.)

— Если проблема ясна – в путь.

— Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке вопрос.)

— Кто пытается ответить на этот вопрос? (Долгане.)

— Только ли долган интересовал этот вопрос? Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации? (Живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.)

Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.

Долганы являются самым северным малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.
Основа долганской пищи – рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.
Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»).
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью.
У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.

— Кто еще изображен? (Птицы.)

— Если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели? Что же произойдет в сказке?

Знакомство со сказкой.

— Наши прогнозы были верными?

VI. Исследование. Работа в группах

Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться.

1 группа. Сказка мудростью богата.

2 группа. Главные герои сказки.

Задание: из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини.

3 группа. Работа с текстом.

Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.

Подведение итога исследования.

— Вспомните, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)

— Выполняя задания, мы ее достигли?

— Почему сказки «Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе? (Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость высмеивается.)

VII. Самостоятельная работа.

— Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.

Разноуровневые задания (по степени сложности).

1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке?
2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы?» – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.)
3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:

Проверка работы: обсуждение и высказывание мнений.

VIII. Выступление ученика с отрывком из проектной работы «Такие разные страны, такие разные нравы»

IX. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.

— Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню: у каждого по три яблочка – желтое, красное, зеленое.

Желтое – Мне было на уроке легко.
Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился.
Красное – Мне было трудно, необходима помощь.

11. Дифференцированное домашнее задание.

— Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается.

— Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *