Как появились разные народы долганская сказка
Откуда пошли разные народы
В старину были очень жестокие зимы.
Однажды поднялась страшная пурга.
Люди даже высунуться не смели из чумов.
Гуси и разные другие птицы зарылись в снег с головами.
Лишь один человек оказался смелым и отправился в путь.
Долго блуждал он и вот набрел на теплую страну.
Вернулся он к своим людям и сказал:
— Я нашел хорошее, жаркое место.
Услыхала его рассказ маленькая птичка-чирок и оповестила весь свой птичий народ.
Узнали о теплой стране гуси, лебеди и другие птицы, и все улетели.
И люди из племени того человека, который весть принес, тоже стали собираться в путь.
А человек этот сказал:
— Все теперь слышали мою весть!
Но сам он не пошел, остался на прежнем месте.
Сшил он себе теплую доху, чтобы спастись от холода.
Надел эту доху и в птицу луня превратился
Идут люди все вместе, держатся друг за друга, ищут дорогу в теплую страну.
По пути подстреливают дичь для своего пропитания.
Чтобы стрелы летели прямо в цель, люди привязывали к их нижним концам орлиные перья.
Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья.
Из-за дележа принялись спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один человек другому стал говорить:
— Мало перьев дал ты мне.
Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке.
Вот откуда пошли долгане, якуты, тунгусы и самоеды.
Вот почему появились народы, говорящие по-разному.
Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌
Как появились разные народы долганская сказка
Эта сказка попала ко мне… из учебника по литературному чтению для 2-го класса, т.е. из дочкиной школьной программы.
Как появились разные народы
(долганская сказка)
Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные.
Однажды поднялась страшная пурга. И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтоб согреться.
Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго ходил он по земле и, когда вернулся, сказал своему народу:
— Я нашел теплую страну.
Услыхала слова смелого человека уточка чирок и рассказала всем птицам о теплой стране. Гуси, лебеди, журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.
Смелый человек сказал:
— Теперь вы знаете про эту страну — доброго вам пути! А я останусь, где родился.
Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза. Вывернул ее наизнанку, надел — и превратился в птицу луня.
А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья.
Однажды они убили большого орла и стали делить его перья.
Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому:
— У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!
Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.
Так появились долгане, эвенки, якуты, нанайцы…
Справочно, ну хотя из Википедии:
Долга́нский язы́к — язык долган, один из тюркских языков. Распространён на юге и юго-востоке (бывшие Дудинский и Хатангский районы) Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района Красноярского края России, а также в Анабарском улусе Якутии. Число говорящих ок. 1 тыс. чел. (перепись, 2010).
Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.).
Странно, что долганов больше, чем говорящих на долганском языке. Впрочем, это странно только на первый взгляд…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907:
Долганы — исчезающее инородческое племя в Туруханском крае, Енисейской губ., по языку сродное с якутами, а по образу жизни — с тунгусами. Д. состоят из 3 родов; кочуют по pp. Дудиной, Дорильской и около Норильских озер. Всех Д. в 60-х гг. XIX в. насчитывалось ок. 700 чел.
Как появились разные народы долганская сказка
Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные.
Однажды поднялась страшная пурга. И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтоб согреться.
Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго ходил он по земле, и когда вернулся, сказал своему народу:
— Я нашел теплую страну.
Услыхала слова смелого человека уточка-чирок и рассказала всем птицам о теплой стране. Гуси, лебеди, журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.
Смелый человек сказал:
Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза. Вывернул ее наизнанку, надел – и превратился в птицу луня.
А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали по пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья.
Однажды они убили большого орла и стали делить его перья.
Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому:
— У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!
Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.
Так появились долгане, эвенки, якуты, нанайцы…
Из книги:
Медведь и девочка: сказки народов тайги и тундры / пересказ. В. Глоцер, Г. Снегирев; рис. Г. Спирин. – М. Дет. лит., 1979. – 48с.: ил.
В библиотеке им. Т. Белозерова можно прочитать и другие долганские сказки:
Таймырские сказки: [долганские сказки] / перевод В.И. Ермаков. – Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1982. – 158 с.: ил.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
пятница, 4 октября 2019 г.
Долганская сказка «Как появились разные народы»
Главные герои сказки «Как появились разные народы» и их характеристика
Чему учит сказка «Как появились разные народы»
Сказка учит действовать сообща, не ругаться и не ссориться. Учит любить свою Родину, какой бы она не была. Учит искать взаимопонимания, жить в мире.
Отзыв на сказку «Как появились разные народы»
Мне понравился этот долганский миф, в котором говорится о том, что люди разделились на разные народы из-за глупой ссоры и зависти. Если бы они были более мудрыми и добрыми, мы бы и сейчас жили на Земле одним народом, без войн и границ.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как появились разные народы»
Случилось это давным-давно, в необычайно суровую зиму. Тогда все люди попрятались в чумы и не выходили на улицу. Птицы, наоборот, зарылись глубоко в снег и так спасались от мороза.
Но вот один смельчак отправился искать теплую страну, и после долгих странствий нашел ее. Вернулся он, рассказал всем людям о теплой стране, и услышала его слова утка-чирок. Она тоже рассказала про теплую страну другим птицам, и полетели те в теплые края.
Люди тоже пошли в теплую страну, но сам смельчак остался дома. Не захотел Родину покидать. Сшил себе меховую шубу, вывернул ее мехом наружу и превратился в птицу луня.
А остальные люди пошли в теплую страну и по дороге охотились. Стреляли они животных из луков, а к стрелам перья орлиные привязывали. И не хватило одному орлиных перьев. Обиделся он и отказался на одном языке с другими людьми говорить. А следом за ним и другие рассорились.
И разошлись люди в разные стороны и стали на разных языках говорить. Так и появились разные народы.
Литературное чтение. Тема: «Сказка мудростью богата». Долганская сказка «Как появились разные народы?»
Цель урока: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.
Форма урока: урок-исследование.
Тип урока: знакомство с новым произведением.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
II. Актуализация опорных знаний
Эпиграфом нашего урока является пословица: «Сказка мудростью богата».
— Как вы понимаете эту пословицу? (Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)
— Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? (Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.)
— Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? (Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.)
— Сегодня урок – исследование. Что значит научиться исследовать? (Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.)
III. Проверка домашнего задания
— Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Мудрая девушка» киргизского народа.)
— Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы разводили скот и пасли его.)
— К какому виду относится данная сказка? Почему? (Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная поучительная история, взятая из жизни.)
— Дайте по плану характеристику главных героев. Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики Болотбека.
Пересказывают по плану.
— Что ценит киргизский народ в людях?
Ученики работают в парах, заполняют клетки кроссворда и узнают, что ценит киргизский народ в людях. Кроссворд дан на карточках.
Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.
Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.
— Чему учит нас эта сказка? (Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.)
IV. Постановка проблемы. Цель урока.
— Прочтите тему урока. (Долганская сказка «Как появились разные народы».)
— Сказки, какого раздела мы читали. («Сказка мудростью богата».)
— Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)
— Как решить эту проблему? (Прочитать сказку.)
— Если проблема ясна – в путь.
— Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке вопрос.)
— Кто пытается ответить на этот вопрос? (Долгане.)
— Только ли долган интересовал этот вопрос? Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации? (Живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.)
Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.
Долганы являются самым северным малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.
Основа долганской пищи – рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.
Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»).
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью.
У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.
— Кто еще изображен? (Птицы.)
— Если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели? Что же произойдет в сказке?
Знакомство со сказкой.
— Наши прогнозы были верными?
VI. Исследование. Работа в группах
Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться.
1 группа. Сказка мудростью богата.
2 группа. Главные герои сказки.
Задание: из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини.
3 группа. Работа с текстом.
Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.
Подведение итога исследования.
— Вспомните, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)
— Выполняя задания, мы ее достигли?
— Почему сказки «Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе? (Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость высмеивается.)
VII. Самостоятельная работа.
— Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.
Разноуровневые задания (по степени сложности).
1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке?
2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы?» – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.)
3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:
Проверка работы: обсуждение и высказывание мнений.
VIII. Выступление ученика с отрывком из проектной работы «Такие разные страны, такие разные нравы»
IX. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.
— Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню: у каждого по три яблочка – желтое, красное, зеленое.
Желтое – Мне было на уроке легко.
Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился.
Красное – Мне было трудно, необходима помощь.
11. Дифференцированное домашнее задание.
— Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается.
— Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.