Как появились правила русского языка

Почему правила русского языка именно такие, какие они есть? Кто их придумал? Или как они сформировались?

Вопрос очень обширный, но коротко так.

Правила русского языка складывались веками. Учёные-лингвисты (начиная с XVII – XVIII веков) лишь обобщали и констатировали то, что исторически уже сложилось. Творцом современного русского языка является весь народ, хотя мы и говорим о роли отдельных личностей в развитии языка, называем имена М. В. Ломоносова, который не только сделал открытия в области физики, химии, астрономии, но и упорядочил правила использования русской лексики в литературе разных родов и жанров, создал один из первых учебников русского языка – «Российскую грамматику»; А. С. Пушкина как основателя современного русского языка. Известны и случаи, когда конкретный человек обогатил русскую пунктуации, например, пунктуационный знак тире был введён Н. М. Карамзиным.

Без упорядочения правописания слов, без обобщения сложившихся традиций их написания в правила, невозможно было бы добиться такой необходимой для каждого человека вещи, как скорочтение. Правильно расставленные знаки препинания также способствует нашему быстрому ознакомлению с тем или иным текстом, а следовательно, и нашему пониманию этого текста.

Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка
Правила современного русского языка были собраны и утверждены в 1956 году.

Язык – явление развивающееся, изменения в нём происходят постоянно, но отражаются в правилах эти изменения спустя годы. Современный лингвист В. В. Лопатин предложил кое-какие изменения и даже отразил их в своём словаре, но всё же именно утверждённые в 1956 году правила являются руководством для составления учебников и словарей.

Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка
Новую реформу русской орфографии, посчитав свод правил 1956 года устаревшим, готовили с конца ХХ века, в начале XXI века повсеместно обсуждали предлагаемые новшества, но эту реформу всё же приостановили или отложили до лучших времён. Видимо, поняли, что никакие реформы не способны форсировать изменения в языке.

В 80-е годы прошлого века орфографическая комиссия опубликовала в печати указ, о котором сейчас все забыли. Комиссия предписывала писать с заглавной буквы слова мать, мама, отец, папа, дедушка, бабушка, дом, семья, а также местоимение ты, когда речь ведётся о близких людях пишущего, о его доме, о его семье. Но никто не попытался даже исполнять этот указ. А вот слова Бог, Всевышний, Господь, Аллах, которые при Советской власти приучили писать со строчной буквы, в постсоветское время начали писать с заглавной, причём без всяких на то указаний свыше.

Как дополнение к моему ответу рекомендую прочитать статью «Орфография русского языка», а сами правила русской орфографии и пунктуации в режиме онлайн смотрите ЗДЕСЬ.

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка

Журнал «Грамоты.ру»

Из истории реформирования русского правописания

Первая реформа, осуществленная Петром I, была связана с переходом на гражданский шрифт. В середине XVIII в. постепенно и осторожно вошел в русское письмо дефис; его появление связывают с именем В. К. Тредиаковского.

Правила русского правописания выкристаллизовались спонтанно, в первую очередь под пером писателей-классиков. Знаменательной вехой стало появление трудов академика Я. К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (1885; 22-е изд., 1916). По гротовским правилам учились и до революции, и (с поправками на реформу 1918 г.) после нее.

Летом 1917 г. министром просвещения Временного правительства А. А. Мануйловым было разослано на места распоряжение о постепенном (!) переходе на новую орфографию.

В 1940 г. вышла из печати книга «Правила единой орфографии и пунктуации с приложением краткого словаря. Проект. Составлен Комиссией по разработке единой орфографии и пунктуации русского языка, учрежденной Постановлением СНК СССР от 10 июля 1939 г.». Война помешала проведению в жизнь этого проекта.

Опубликованные в «Известиях» (№ № 228 и 229 за 1964 г.) предложения комиссии вызвали бурную реакцию протеста, выразившуюся в ряде публикаций в тех же «Известиях» осенью 1964 г. Прекращение обсуждения совпало со снятием Н. С. Хрущева. В дальнейшем, в «эпоху застоя» об этих предложениях постарались забыть, но о них до сих пор вспоминают при каждом удобном случае представители интеллигенции, весьма подозрительно относящиеся теперь к любым попыткам вмешательства в правила правописания, а некоторые журналисты видят в таких попытках бесценный «жареный» материал.

Тем же сектором Института русского языка РАН подготовлен изданный в 1999 г. новый «Большой русский орфографический словарь» на 160 тысяч слов. В словарь впервые введены многие слова и сочетания слов, пишущиеся с прописной буквы; в нем орфографически регламентированы сотни новых слов, появившихся в русском языке конца XX века.

Страна должна иметь наконец реальный, не фантомный и не суррогатный, свод правил русского правописания. Наличие такого общеобязательного свода правил, как и другого нормативного источника «Большого академического орфографического словаря», важная составляющая национальной культуры, один из признаков культурного здоровья общества.

Текущий рейтинг: Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языкаКак появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языкаКак появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языкаКак появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языкаКак появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка

Источник

Русский язык и лингвистика

Как появились правила русского языка

Добрый день всем читателям!

Важная статья для всех, кто интересуется русским языком, его историей и современным состоянием. Как появились правила, что признаётся литературной нормой, что не признаётся и так далее. Всего семь тезисов. Всем желаю приятного чтения и понимания.

Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка

Содержание статьи

1. Какими правилами мы пользуемся?

Правила носят описательный характер, а не директивный или формирующий. Правила описывают язык, в них фиксируются закономерности, которые создавались на протяжении всей истории русского языка.

Сейчас у нас действует официальный свод «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года, корректировки в него вносились в 2006 и 2009 годах. Утверждён Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. Пока это первый и единственный общеобязательный свод правил русского правописания.

На его основе издаётся «Полный академический справочник» под редакцией В. В. Лопатина для широкого круга читателей. Бесплатный, общедоступный сайт этого справочника — здесь.

Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языкаПравила русской орфографии и пунктуации. Скриншот сайта, на котором размещён справочник

На основе правил издаётся академический «Русский орфографический словарь». Он же считается наиболее полным нормативным словарем и в последние годы обновляется в том числе и онлайн (в электронном виде).

Эта же электронная версия считается официальной публикацией. Размещена на орфографическом ресурсе под названием «АКАДЕМОС». Именно этот словарь используется на портале «Грамота.ру».

Общеобязательный свод правил создавали постепенно, на протяжении 30 лет. Хотя, если мыслить глобально, это результат работы многочисленных учёных, причём начиная ещё с XVIII века. Тогда, в 1755 году, М. В. Ломоносов написал первую нормативную «Российскую грамматику».

Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка

2. Кто работал над правилами 1956 года?

Тут стоит вспомнить, что свод готовили около 30 лет. Устану перечислять всех лингвистов, участвовавших в этом судьбоносном процессе, их несколько десятков. 🙂

В первую очередь это всем известный С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков, С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков (два последних были авторами тогдашних школьных учебников по грамматике), С. П. Обнорский, Д. Э. Розенталь, Л. В. Щерба и многие другие.

Фундаментальный подход сохраняется и поныне. Фамилии учёных, которые работали над справочником Лопатина последней редакции, перечислены в предисловии. Там указано около 30, и то это самые основные. Из наиболее известных: Н. С. Валгина, Л. П. Крысин, А. А. Зализняк, Н. А. Еськова, В. Г. Костомаров, А. В. Суперанская и др.

Выход в свет этих правил не считается реформой, потому что не были затронуты коренные основы правописания, не был изменён алфавит. Всего лишь устранили разнобой в написании спорных слов, чтобы оно соответствовало морфологическому принципу — ведущему в русской орфографии.

3. Были ли какие-то правила орфографии до 1956 года?

Фактически нет. Толком и не было правил в привычном понимании. Единых и устоявшихся, без разнобоя и противоречий. В 1918 году орфографию реформировали, да только с кодификацией и упорядочением дела не задались.

Наиболее авторитетным справочником дореволюционной России считалось «Русское правописание» Я. К. Грота. До революции 1917 года и той самой известной орфографической реформы его книга выдержала 22 переиздания.

Современные филологи называют Грота «дореволюционным Розенталем». Сейчас та книга перешла в общественное достояние и доступна на всех лингвистических сайтах, в том числе на «Викитеке».

Как появились правила русского языка. Смотреть фото Как появились правила русского языка. Смотреть картинку Как появились правила русского языка. Картинка про Как появились правила русского языка. Фото Как появились правила русского языка

4. Как тогда обходились без правил?

Естественно, справочники выходили. Даже кое-какие изменения происходили. В середине 30-х годов отменили точки в конце заголовков, с 1918 до 1938 года вместо «Ъ» часто употребляли апостро́ф из-за массового изъятия твёрдого знака в типографских кассах.

И ещё в 1942 году буква «Ё» официально заняла своё место в русском алфавите благодаря Приказу Народного комиссариата просвещения РСФСР.

Важным событием первой половины XX в. стал выход в свет Толкового словаря русского языка Д. Н. Ушакова в 1935 — 1940 гг. Так уж получилось, что одновременно он стал незаменимым пособием для усвоения лексических, грамматических и произносительных норм. Поэтому по тем изданиям словаря можно проследить, какие литературные нормы характерны для первой половины XX века.

Массовая печать справочников началась только в 50-х. Прежде всего вспомним «Русское литературное ударение и произношение» под Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова 1955 г., а также 17-томный Большой академический словарь, сокращённо «ССРЛЯ в 17 томах» (1950 — 1965 гг.).
Тогда же на основе его картотеки был выпущен 4-томный «Словарь русского языка» (известный как Малый академический словарь) под редакцией А. П. Евгеньевой.

5. Литературные нормы отражают развитие языка в конкретный период

Нормы создаются сами по себе, спонтанно в ходе развития языка. Лингвисты наблюдают, фиксируют языковые факты, которые уже есть, а не придумывают их с кондачка. Когда определённые языковые явления закрепляются в словарях и справочниках, это уже называется кодификацией.

Нельзя точно сказать, когда поменялась литературная норма, зато можно точнее ответить на вопрос, когда сменилась кодификация (по времени выхода очередного издания академического словаря).

Институт русского языка РАН им. В. В. Виноградова — ведущий центр научных исследований, который и занимается оценкой речевых явлений с точки зрения их нормативности. Кроме того, именно он занимается кодификацией норм литературного языка в нормативных словарях, грамматиках, справочниках по культуре речи. Директор Института — М. Л. Каленчук.
При Институте действует Орфографическая комиссия РАН. Председатель — А. Д. Шмелёв.
Жалобы на беспощадную русскую орфографию лучше направлять им. Шутка. 🙂 Лучше не надо.

6. Что нужно, чтобы языковое явление признали нормой?

То есть кодифицировали в словарях и справочниках. Как минимум нужны три фактора (на основе «Лингвистического энциклопедического словаря»):

Как видим, недостаточно критерия «полстраны так говорит». Зво́нит и ло́жит в основном не становятся нормой из-за третьего пункта, хотя по поводу массовости ложить и его соответствия языковой структуреможно долго спорить.

7. Словари отстают от речевой практики (узуса)

Это нормально. Они фиксируют явления, которые есть или были, но не те, которые будут. К примеру, словари, отражающие сегодняшнюю произносительную норму, выйдут лет через 10 — 15, если традиции отечественной лексикографии останутся такими же.

Подробнее о словарях продолжу в другой статье. Если вам есть что сказать, дополнить, спросить, пишите в комментариях. 🙂

Источник

Исследовательская работа «История возникновения правил, изучаемых в курсе русского языка 5 класса»

Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района

МКОУ «12 лет Октября СОШ»

Муниципальный конкурс для одарённых школьников и

Секция: социология, психология, литература

История возникновения правил, изучаемых в курсе

русского языка 5 класса

Автор: Гефнидер Ольга Игоревна,

5 класс, МКОУ «12 лет Октября СОШ»

Пивкина Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «12 лет Октября СОШ»

Глава 1 История образования русского языка……………………6

Глава II История шипящих, аффрикат [ц], [ч], повлиявшая на

возникновение правил в современном русском языке……………7

Глава III Правила, возникновение которых в русском языке

связано с изменениями системы гласных

3. 1 Закон падения редуцированных ………………………………………….8-11

3.2 Изменение в системе индоевропейских гласных…………….12

В школьном учебнике мы часто сталкиваемся с различными языковыми фактами, которые трудно объяснить материалами современного языка.

«Происхождение того или иного слова, обоснование его написания, объяснение логики некоторых грамматических правил и, наоборот, обоснование имеющихся исключений из правил — все это требует обращения к истории языка.

В школьном учебнике отсутствуют исторические справки, так как он дает только обязательный для усвоения материал». 1

Чтобы объяснить то или иное языковое явление, необходимо раскрыть его закономерности, взаимосвязь с другими языковыми процессами. И в этом нам может помочь историческая грамматика.

Познание законов внутреннего развития языка дает возмож ность понять характер современной его системы.

Сегодня мы все чаще задаем себе вопросы:

Почему в сочетаниях ЖИ-ШИ мы должны писать букву И, а

произносим Ы, в сочетаниях ЧА –ЩА пишем букву А, а не Я, в

Почему в корне после Ц мы пишем И, а слышим Ы?

Почему бегают только гласные О и Е?

Почему в русском языке живет правило правописания

непроизносимых согласных в корне слова?

Почему появилось правило «Буквы З и С на конце приставок»?

Чем объяснить чередование гласных в корнях гар—гор-, кас—кос-, зар-зор, раст-рос, лаг-лож- и др.

Ответы на эти и другие вопросы можно получить, зная исторические процессы русской фонетической, морфологической и синтаксической систем. Знание исторических процессов в развитии русского языка поможет избежать орфографических ошибок и повысить грамотность, даст возможность объяснить многие языковые явления в процессе изучения русского языка в школе.

Объект исследования : правила, изучаемые в курсе русского языка 5 класса

Предмет исследования : причины возникновения правил, изучаемых в курсе русского языка 5 класса, на основе законов исторической грамматики

Гипотеза : возникновение правил в современном русском языке связано с законами внутреннего развития языка, его историей.

Цель работы : исследовать историю появления отдельных правил, изучаемых в курсе русского языка 5 класса, на основе закона падения редуцированных, изменения системы индоевропейских гласных, истории шипящих, аффрикат [ц], [ч]

2. Выявить влияние на современный русский язык закона падения редуцированных.

3. Объяснить возникновение языковых явлений в современном русском языке, связанных с изменением индоевропейской системы гласных.

1. метод сбора информации;

2. метод системного анализа;

4. метод исследования.

Практическая значимость : материалы работы могут найти применение на уроках русского языка при изучении орфографических правил, а также для объяснения многих языковых явлений в русском языке. Приобретенные в ходе работы знания помогут избежать орфографических ошибок в русском языке, повысить грамотность. Данное исследование может быть использовано в качестве дополнительного материала на уроках русского языка в начальных классах.

Степень изученности темы :

Русский язык прошел длительный, многовековой путь развития.

«Начало изучения истории русского языка было положено М. В. Ломоносовым (1711 — 1765), который в своей „Российской грамматике» (1755) охарактеризовал некоторые моменты, связанные с историческим развитием русского языка.» 3

«Развитие изучения истории русского языка в последней четверти XIX в. и в начале XX в. связано с именами двух крупнейших русских ученых — акад. А. И. Соболевского (1856—1929) и акад. А. А. Шахматова (1864—1920). Соболевскому принадлежат „Лекции по истории русского языка» (1888, последнее изд. 1907) Основные интересы Шахматова были сосредоточены в области исторической фонетики русского языка» 6

Глава 1 История образования русского языка

«Все современные славянские языки делятся на три группы: южнославянскую ( болгарский, сербскохорватский, македонский и словенский языки), за падносла вянскую (польский, чешский, словацкий, кашубский, верхне- и нижнелужицкий языки) и восточнославянскую (в которую входят русский, украинский и белорусский языки). Все эти три группы славянских языков составляют одну из ветвей индоевропейской семьи языков.

Современное состояние, современная структура славянских языков обнаруживают поразительную их близость. … Вслушиваясь в речь не только

украинцев и белорусов, но и поляков, чехов, сербов, болгар, человек, говорящий по-русски, всегда поймет многие слова, а иногда и целые фразы. Подобная общность дает возможность предполагать, что эта близость объясняется происхождением всех славянских языков из одного праславянского языка, который являлся языком индоевропейской системы.

В свою очередь изучение индоевропейских языков показывает, что в их структуре также можно найти ряд общих явлений, позволяющих говорить о них как о родственных языках и, следовательно, предполагать существование в еще более отдаленном прошлом общеиндоевропейского языка-основы…. Распад общеиндоевропейского языка-основы привел к образованию ряда родственных языков, из которых впоследствии развились современные индоевропейские языки, в том числе и славянские.

2 Длительное время он развивался очень медленно, в значительной степени сохраняя единообразие, а к 4-6 векам в нем начали происходить существенные изменения, которые привели к его распаду в 6 веке и образованию самостоятельных славянских языков. Среди них выделился и древнерусский язык. Древнерусский язык, восточнославянский язык – общий язык восточных славян распался в XV веке на русский язык, белорусский и украинский языки. Таким образом, русский язык берет свое начало из индоевропейского праязыка.

История шипящих, аффрикат [ц], [ч], повлиявшая на возникновение правил в современном русском языке.

«Шипящие [ш] и [ж] и аффрикаты [ц’], [ч’] никогда не были парными фонемами по твердости- мягкости. Известно, что в современном литературном русском языке [ш], [ж] и [ц] всегда твердые согласные, [ч’] — мягкий. В связи с тем, что [ш], [ж], [ц] возникли исконно в русском языке как мягкие звуки, их история — это история их отвердения.

Вопрос о времени отвердения [ш], [ж] и [ц] решается по данным письменных памятников на основе написаний соответствующих букв с последующими гласными. При этом в решении данного вопроса помогает в общем только одно написание — с последующей буквой ы, написание, которого не было ни в старославянской, ни в древнерусской орфографии до определенного времени. … Для [ш] и [ж] указания на их твердость есть с конца XIV в.: в духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 г. отмечено жывите, держытъ, Шышкина и др. Для [ц] — с XVI в.: в „Домострое» встречаются написания нацыдят». 8

Таким образом, зная историю отвердения согласных Ж, Ш, Ц, можно легко объяснить, почему в современном русском языке живет правило написания ЖИ-, ШИ-, почему в корне после Ц пишем букву И.

Подобные написания называются историческими или традиционными, так как такие написания уже противоречат современному произношению, т.е. мы продолжаем писать так, как писали в эпоху мягкости шипящих.

Вместе с тем на всем протяжении истории русского языка вплоть до настоящего времени сохранилась мягкость звуков [ч’], [щ’], следовательно, не было необходимости ставить после них йотированные буквы Я, Ю, так как в этом случае было бы двойное обозначение мягкости: буквой самого согласного и последующей буквой гласного [й’а], [й’у].

Правила, возникновение которых в русском языке связано с изменениями системы гласных

3.1 Закон падения редуцированных

«В современном русском языке, как известно, основными гласными являются [а], [о], [э], [и], [ы], [у], которые обозначаются на письме соответствующими основными буквами. В русском алфавите, кроме того, есть еще 4 гласные буквы: я, ю, ё, е, которые могут обозначать или те же звуки, что и основные буквы, или сочетания двух звуков.

Иная система гласных была в древнерусском языке. В нее входили те же гласные, которые существуют и в современном языке; обозначались эти звуки соответствующими буквами, так же как и теперь. Не было только буквы э, и для обозначения этого звука использовалась буква е, имевшая такое же значение, что и в современном алфавите. Буква ю в древнерусской письменности тоже имела такое же значение, что и теперь, а букв я и ё тогда не существовало. Кроме того в древнерусском языке были 2 так называемых редуцированных (т. е. кратких, ослабленных) звука [ъ] и [ь], обозначавшихся буквами ъ и ь, звук [ё] (т. е. закрытый, напряженный и более долгий звук [е]), обозначавшийся на письме буквой Ъ («ять»), а в древнейшую пору еще и 2 носовых (т. е. произносившихся с носовым призвуком) гласных — [о] носовое и [е] носовое, которые в кириллице обозначались соответственно буквами Ж (юс большой) и а (юс малый)» 9

В процессе исторического развития языка количество гласных сократилось почти вдвое; исчезли из языка два носовых, два редуцированных гласных, а один звук (Ъ) полностью совпал с другим. Оставшиеся гласные вполне удовлетворяют потребности современного языка.

«Одним из основных явлений в истории древнерусского языка, перестроившим его звуковую систему и приблизившим ее к современному состоянию, было падение редуцированных. В известном смысле можно даже говорить о том, что между древнейшим состоянием звуковой системы русского языка и ее современным состоянием лежит падение редуцированных.

Утрата [ъ] и [ь] в слабом положении и изменение их в [о] и [е| — в сильном. Падение редуцированных заключалось в том, что [ъ] и [ь) как самостоятельные фонемы в системе русского языка перестали существовать.

Надо иметь в виду, что редуцированные [ъ| и [ь] произносились неодинаково в сильной и слабой позициях, Ко времени их утраты [ъ] и [ь] в слабой позиции стали произноситься очень кратко и превращались в неслоговые звуки, а в сильной, наоборот, стали приближаться к гласным [о) и [е]. Это различие между слабыми и сильными редуцированными и определило их дальнейшую судьбу — или полную утрату, или превращение в гласные полного образования.

Как повлияло на современный русский язык падение редуцированных?

10 Историческая грамматика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. „Рус. яз. и лит.»—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1990 стр.159

Исчезновение редуцированных в конце слова привело к появлению нулевых окончаний.

Таким образом, поясняя непроизносимые согласные, мы подбираем такие родственные слова, в которых исчезают трех- и четырехчленные сочетания согласных. Надо учесть, что непроизносимые согласные чаще всего появляются на стыке разных частей слова, обычно корня и суффикса.

Следовательно, можно сделать вывод: вдумываясь в состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть орфографические трудности, связанные с сочетанием согласных в слове.

11 Иванов В. В., Потиха 3. А.

Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя.— 2-е изд, пере- раб.—М.: Просвещение, 1985.стр.17

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *