Как появились первые профессии сочинение
Как появились профессии?
Как появились профессии?
Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Что такое профессиональная трудовая деятельность?
Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.
Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.
Сколько существует профессий?
в России насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всем мире их около 40 тысяч.
В наше время появляются новые профессии и исчезают старые,
Какие профессии в наши дни можно назвать исчезающими?
Наряду сними к исчезающим профессиям можно отнести кузнеца, ткача, резчика, гончара, бензозаправщика, трубочиста и др.
Какие новые профессии появляются в наши дни?
В России появились следующие профессии: коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.
Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку.
Какие профессии будут наиболее востребованы через 5-8 лет?
· Химики и биотехнологии
· Программисты и специалисты по компьютерной безопасности
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
ФАРШ станет дефицитом, когда все узнают об этих рецептах! 4 блюда, которые срочно нужно готовить.
Гастрит, лечение и профилактика гастрита Острый гастрит это острое воспаление слизи.
*** Ваше волшебное печенье //img-fotki.yandex.ru/get/5503/yes06.1f8/0_55ffe_e4e1a08_L.
Новое знакомство Ваше предсказание //img-fotki.yandex.ru/get/4703/yes06.211/0_60dad_c.
—Ссылки
—Приложения
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Что такое профессия?
Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая разное положения в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может учится, работать, быть безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, отцом, мужчиной и тому подобное. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежности – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.
По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Таким образом, выбрать себе профессию – означает не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Профессия – это социальная характеристика человека, который указывает на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Как появились профессии?
Потом, по мере развития общества, начали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам работы. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами. Они обменивались друг с другом продуктами своей работы. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Что такое профессиональная трудовая деятельность?
Не любая человеческая работа может считаться профессиональной. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать работой. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляют воспитатель, няня, в полном понимании этого слова является профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.
Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который имеет спрос, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.
Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?
Профессионал – это квалифицированный человек, который продает результаты своей работы.
В отличие от профессионала, дилетант – это человек, который характеризуется отсутствием необходимого стандартного уровня профессиональной квалификации. Однако, некоторые дилетанты стараются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей.
Наоборот, любитель – это человек, который занимается каким-нибудь видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовлетворения. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, которые не уступают уровню многих профессионалов.
Как связаны между собой профессия и увлечения?
Ваше увлечение может стать профессией. Равно как и Ваша профессия может быть для Вас захватывающей. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточным единоборством, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из него увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовлетворения и ходит на работу с желанием. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще, а к профессии относится как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других нужд.
История возникновения профессий для детей
Краткая история возникновения профессий для школьников
Как правило, профессия является родом человеческой деятельности, которая требует определенных навыков и теоретических знаний, что приобретается путем обучения и подготовки. С момента появления первых видов деятельности человека появилось и распределение обязанностей, а постепенное их развитие сформулировало товарообмен и торговые отношения.
Сейчас в современном мире в эпоху индустриализации мы наблюдаем колоссальное количество специальностей. Но какова была деятельность в ранние общественные строи начиная от первобытного? Статья поделиться краткой историей развития человеческой деятельности.
Самые первые профессии появились еще в древнюю эпоху, но современного понятия профессия как такового не существовало. Одни люди посвящали себя охоте, другие собирательству при этом постоянно мигрируя в наиболее пригодные места с наиболее подходящими условиями.
В данный период было деление трудовой деятельности по половому признаку в связи с биологическими признаками полов. То есть, мужчины занимались изготовлением орудий для труда и охоты, занимались тяжелым физическим трудом, охотой и рыбалкой, а женщины занимались воспитанием детей, приготовление пищи, собирательством, земледелием, обработкой шкур и пошивом одежды.
Постепенно первобытное общество развивалось и профессиональные обязанности стали распределяться для каждого его члена индивидуально по навыкам и способностям. К примеру, одни люди предпочитали охотиться, другие заниматься скотоводством или земледелием.
Профессиональная деятельность стала зарождаться в момент появления первых оседлых поселений, когда и появилось сельское хозяйство. В этот период одновременно появляются гончарное дело и кузнечное, при чем данные отрасли являлись структурированной коллективной работой. Но каждый человек не мог заниматься несколькими ремеслами одновременно, что и послужило появлению первого товарообмена.
Постепенно структурированное развитие деятельности предрасполагает развитию управления и образования общин, а затем и централизованной власти, что послужило появлению первых государственных образований. Их лидеры набирали управляющих для своих земель и воинов для их охраны, а отсюда зарождаются и формируются военное дело, структура для будущих армий и государственные посты. Со временем появляются новые профессии и новое развитие в распределении труда в будущих государствах.
В данный период большую роль в деятельности человека играл социальный статус и положение, а трудовая деятельность стала делиться на умственную и физическую. Самостоятельными профессиями в то время считались творческие и управленческие. Считается, что рабство в тот период поспособствовало в развитии общества, его культуры, архитектуры и даже искусства. Именно при данном строе были созданы величественные архитектурные постройки, а у человечества копились знания в строительном искусстве.
В различных источниках того времени указываются различные формы данного общественного строя, где все зависело от культуры и условий местной среды. К примеру, в египетском обществе основой для экономики являлось земледелие, ведение которого было в сложных условиях, требовало постоянного орошения, а создание каналов – что появились еще в отсутствие иерархии по классам благодаря местным племенам – требовало непомерных усилий.
Когда же в Египте появилось классовое общество, то оросительные системы каналов стали государственной собственностью, благодаря чему власть в стране укрепилась, пока и вовсе не появились первые деспоты. В таких условиях даже свободные граждане-земледельцы принуждались к тяжелому труду при возведении крупных построек.
Традиционный строй представлял из себя строгую установку ряда законов, в связи с которыми каждый человек не имел права выбирать свой род деятельности и приобретал профессию (или дело) по наследию своего рода, по сословным традициям или социальной принадлежности. Рыночные отношения и обмен уступали в приоритете перераспределению, при этом до 13 века презиралась оплачиваемая работа, но развитие торговли и рост количества наемной рабочей силы поспособствовали переменам для устоявшихся общественных ценностей.
Если говорить о мировоззрении в тот период, то люди ограничивались священным религиозным порядком, что стоял во главе вместе с государством и не подлежал каким-либо изменениям. Многие аспекты человеческой жизни устанавливались традициями, коллективистскими принципами, а понятия индивидуальности считались нарушающими устоявшийся правопорядок и многие частные интересы ставились ниже общественных. Что же касается управления, то для традиционного общества характерен авторитаризм – когда вся власть находится в руках одного властителя или же диктатора.
С появлением индустриального общества появились новые специальности, а самые востребованные из них были инженеры, рабочие на заводах и машинисты. С возрастанием новых нужд государства в крупных количествах природных ресурсов появились такие профессии как нефтяники и шахтеры.
Период 17-19 вв. отмечается в истории как появление трудовых специализаций. Благодаря научно-технической революции была обусловлена автоматизация производства, а появление мануфактуры (предприятий с приемом наемной рабочей силы) породило универсальные специальности в производстве; и постепенно широко распространяются частные услуги.
С быстро возрастающей автоматизацией многие ранее востребованные вакансии, связанные с тяжелым физическим трудом, становятся не такими необходимыми как раньше. Увеличилось свободное время населения, что повлияло на зарождение и развитие новых средств массовой информации – появляется телевидение, радио и интернет-сеть.
Автоматизация также поспособствовала появлению новых специальностей: инженеров, ученых, программистов и ряда других информационных работников.
Сочинения о профессиях
Сочинения по теме – “Профессия”
Окончив школу, человек должен сделать самый ответственный в своей жизни шаг – выбрать профессию. Профессия – это осознанно избранное русло, в которое ты будешь вкладывать много сил и времени. Очень важно, чтобы способности и черты характера соответствовали твоему виду деятельности.
Пожалуй, сложно назвать более нужную, более героическую и ответственную профессию, нежели профессия врача, с древнейших времен внушавшая почитание и трепет перед необычайным диапазоном знаний и стремлением к добру.
Важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка, учитель, чей благородный труд на благо подрастающего поколения подобен героизму, почитаем во все времена. И если его качества действительно высоки, а душа открыта, он закладывает в растущем человеке самые ценные знания и моральные устои. Значение этой профессии трудно переоценить, и уважение к ней в любые времена безмерно.
Несмотря на то, что профессия программиста считается одной из наиболее современных, на самом деле происхождение этой специальности берет начало из 80-х годов прошлого века, таким образом, нынешние специалисты обучаются на полезном опыте предыдущих поколений, обладающих, как известно, далеко не столь современным компьютерным оснащением.
Среди величайшего множества технических специальностей мне более всего импонирует профессия моего папы, ведь он – судостроитель, инженер, создающий востребованные во всем мире проекты торговых транспортных судов, без которых сегодня просто невозможно представить себе мировую экономику.
Раньше задач у водителя (шофера) было гораздо больше. Заводить машину надо было снаружи, а не внутри, как сейчас. Приходилось бегать от одной стороны машины к другой: то слить лишний бензин, то дергать изогнутую ручку стартера, то открыть подачу бензина. И это только третья часть работы. А на ночь приходилось опять сливать бензин, так как раньше не могли избавиться от подтеканий топлива.
Сегодня любой современный школьник знает, что окончание обучения – это не только пора строгих экзаменов и романтических выпускных вечеров, но еще и самый ответственный шаг в жизни каждого человека – выбор будущей профессии.
Определится с будущей профессией – это важно. Для каждого профессия это разное : личное удовольствие или заработок. Моя профессия будет приносить мне удовольствие. Я хочу стать будущим врачом. Врачи – это самая востребованная и трудная профессия. Это помощь людям и их радостные улыбки после полного курса лечения. Врачи исцеляют и продолжают жизнь людей. Жизнь важна для каждого из нас. Я мечтаю стать врачом и начать помогать людям, видеть их радость в глазах и благодарность. Врачи – это важно!
Научно-исследовательский проект «Эволюция профессий»
МБОУ «Цнинская СОШ №2» Тамбовского района
ученица 4 «Б» класса
Кузьмина Софья Романовна
учитель начальных классов
Куимова Валентина Сергеевна
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования заключается в следующем. На протяжении всей своей жизни человек множество раз делает выбор. Меняется его внутренний мир, его способности, увлечения, пристрастия, случается так, что некоторые профессии становятся мало востребованными, и напротив появляются новые актуальные, более нужные профессии.
Вместе с тем каждый из нас, наших родителей, бабушек и дедушек в детстве мечтал стать космонавтом, пожарным, продавцом, учителем, бизнесменом. Этот список можно продолжать очень долго. В конечном счете каждый человек определяется со сферой свое профессиональной деятельности и реализует себя в ней.
Выбор профессии – это всегда очень важное решение. Его основы закладываются еще в школе. Ученики как бы пытаются попробовать себя в различных видах деятельности – посещают различные кружки, секции, интересуются одними учебными дисциплинами и «считают ворон» на других. И, не исключено, что увлечение, каким-то определенным занятием, будет решающем при профессиональном выборе.
Современный мир, все чаще отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями, им легче включиться в новые виды работ, они более гибко реагируют на изменение профиля работы компании, руководству приходится меньше вкладывать средств для их дополнительного обучения.
Таким образом, профессиональное самоопределение – один из ключевых этапов жизни человека. Во многом именно от него зависит вся его жизнь. А ключевым фактором при этом выборе является наиболее широкое изучение проблемы, обладание всей доступной информацией о современных профессиях и их востребованности на рынке труда. Именно эти размышления и легли в основу осознанного выбора темы проведенного исследования.
Целью исследования является изучение профессиональных предпочтений людей с раннего возраста до момента профессионального самоопределения.
Для достижения цели нам нужно решить несколько задач :
Изучить историю возникновения профессий.
Проанализировать особенности трудовой деятельности человека и основные подходы к его профессиональному самоопределению.
Организовать анкетирование школьников и их родителей на предмет выявления их детских профессиональных предпочтений.
Оценить степень «сбываемости» детских профессиональных предпочтений.
Выделить основные тенденции в разрезе появления новых профессий, их актуальности и востребованности.
Объектом исследования является профессиональная деятельность человека.
Предметом исследования выступает раннее самоопределение профессиональных предпочтений и их реализация в старшем возрасте.
Гипотеза исследования. Детские мечты и профессиональные предпочтения в определенным проценте случаев сбываются. Причем данное соотношение зависит от пола ребенка и его темперамента.
Провести исследование и определить жизнеспособность выдвинутой гипотезы нам помогли разнообразные исследовательские методы :
анализ научно-познавательной литературы и Интернет-источников;
сводка и группировка данных,
сравнительный анализ полученных результатов.
1 Теоретические аспекты возникновения и эволюции профессий
1.1 История возникновения профессий
Но людей становилось все больше и больше, а взаимоотношения между ними все усложнялись и усложнялись. Кроме того, потребности человека росли и уже один человек не мог сделать сам всех вещей, которые ему были нужны. Он уже не мог заниматься одновременно, например, охотой, земледелием и производством железа. Поэтому одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами и так далее, а кто-то – даже знахарями и жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда и это было удобнее, чем производить все самостоятельно. Такой подход позволял не изучать все виды деятельности поверхностно, а наоборот более глубоко погрузиться в какой-то один, достичь в нем определенного уровня мастерства. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Таким образом, мы видим, что термин «профессия» связан с трудовой деятельностью человека и характеризует его определенным образом: я – учитель, я – врач, я – программист. Дадим следующее определение профессии: профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Давайте посмотрим, какие профессии исторически появились раньше, а какие позже, в каких сферах трудовой деятельности человека появлялось больше различных профессий.
Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии ( солдат, офицер, управляющий, распорядитель ). Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
С началом индустриализации (замена человеческого труда на машинный – вместо людей работают станки) появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие.
С развитием автоматизации (машинами не надо управлять, они работают без непосредственного участия человека) потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 8 часов, а в отдельных странах люди могут работать 3-4 дня в неделю или не ходить на работу вообще. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века – и интернет. Появились профессии – репортер, телеведущий, журналист и множество других.
Нужно сказать, что с течением времени появляются новые виды деятельности человека, а вместе с ними и новые профессии. Вместе с тем часть профессий умирает, становится не нужными. Исчезнувшие профессии – это та работа, которая ранее выполнялась специально подготовленными людьми, а сейчас вообще не имеет смысла либо же осуществляется с помощью техники.
Какие же самые старые исчезнувшие профессии? Список таких профессий достаточно длинный. Исчезновение профессий – это постоянный, планомерный процесс. Сегодня мы не задумываемся над тем, какие профессии исчезли несколько столетий назад, и можем даже не подозревать об их существовании.
Давайте вместе вспомним такие профессии.
Заготовщик льда – это чрезвычайно трудная и опасная профессия, связанная с риском для жизни. Орудием резчиков льда были длинные пилы с грузом под водой. Лёд нарезался продольными брусками, которые назывались «кабанами». Далее эти «кабаны» поставлялись в поселения и были довольно ходовым товаром.
Плевальщик занимался посадкой репы. Название профессии дал специфический метод посева мелких семян этого растения.
Плакальщицы и вопленицы обучались ремеслу плача ещё с детства. Без них не обходилось ни одно обрядовое действо на Руси. Чем жалобней и пронзительней плакальщица могла стонать, тем выше было вознаграждение за её труды.
Скоморохи – их профессиональными обязанностями было развлечение простых людей на улицах городов. Причиной исчезновения этой профессии стал не технический прогресс, а изменения социального уклада общества.
Человек-будильник – из названия уже становится понятно, чем занимались люди этой профессии. Во времена, когда не изобрели ещё будильник, на работу тоже не желательно было опаздывать. Для этого специальный человек стучал в окна, оповещая о приходе утра. Иногда эту функцию выполняли дворники.
Палач – сейчас не встретишь людей этой редкой профессии по причине их ненадобности в нынешнем социальном строе.
Каждая из этих специальностей кажется нам странной и нелепой. Тяжело представить в современном мире палача, выставляющего резюме, или крысолова, рекламирующего свои услуги. Но в своё время это были вполне востребованные специалисты.
Если перечисленные профессии исчезли достаточно давно, то есть профессии, которые существовали еще в прошлом веке. Эти профессии уже более близки и знакомы нам. Они не кажутся такими абсурдными, но всё же не вписываются в современную картину мира.
Счётчик – специально обученные люди, которые выполняли сложные математические расчёты, используя единственный доступный на то время «гаджет» – счёты. Занимались этим делом преимущественно женщины, так как они более внимательны и собраны.
Чтец – очень познавательная профессия. На заводах и фабриках, где люди по много часов подряд были заняты монотонным трудом, существовал человек, развлекавший их чтением газет, художественной литературы и стихов. Зачастую чтецов нанимали за деньги, собранные коллективом.
Чистильщик обуви – давным-давно их можно было увидеть на каждом перекрёстке главных улиц городов и посёлков. Позже чистильщики обуви занимались своим промыслом в основном в специальных мастерских.
Говорят: «жизнь становится быстрее». Наверное, именно в связи с этим изменения в структуре специальностей всё заметней. Некоторые профессии исчезли лишь 10-15 лет назад, их хорошо помнят наши родители. Нам не составит никакого труда вспомнить множество таких примеров.
Точильщик ножей – в принципе, такая профессия ещё существует, но её представителей днём с огнём не сыщешь, настолько они стали редкостью. В моду вошли незатупливающиеся ножи из качественной стали, которые могут долго служить, да и стоят они намного дешевле.
Телефонист, телеграфист – вроде бы совсем недавно получать телеграммы на почте или заказать разговор по телефону с другим городом казалось для нас обычным делом. Теперь всё в прошлом. Роль представителей этих профессий может заменить обычный смартфон.
Список таких профессий с каждым десятилетием становится всё длиннее.
Анализируя информацию о том, какие профессии исчезли и какие события спровоцировали такое исчезновение, можно сделать предположение о том, как дальше будут обстоять дела в структуре профессий. Начало вымирания некоторых специальностей настолько очевидно, что даже необязательно быть специалистом, чтобы сделать соответствующие выводы.
Можно с уверенностью предположить какие профессии исчезнут в ближайшей перспективе.
Почтальон – профессия, обречённая на вымирание. С появлением Интернета газеты и журналы потеряли былую популярность, а 90% писем мы получаем на электронный ящик.
Турагент – информация о местах отдыха становится общедоступной, планирование туристических поездок не требует никаких дополнительных ресурсов и становится по силам каждому.
Библиотекарь, архивариус – вымиранию этих профессий способствует организация электронных баз данных и электронных архивов.
Копирайтер – по прогнозам, в скором времени компьютерные программы смогут сами генерировать статьи разных тематик, и количество «тружеников клавиатуры» резко сократится.
Оператор Call-центра – уже сейчас многие компании предлагают возможность решения проблемных вопросов в автоматическом режиме, управляя действиями системы через команды автоответчика. Это становится основой для резкого сокращения количества операторов.
Швея – трудно поверить, но эта профессия тоже находится под угрозой исчезновения. Скоро ручной труд нужен будет только для создания дорогих дизайнерский вещей, а оборудование для самостоятельного производства одежды в домашних условиях станет доступно для каждого.
Лифтёр – механизмы, обеспечивающие бесперебойную работу лифтов, с каждым годом всё более усовершенствуются и автоматизируются. Вскоре для контроля работы лифтов не нужны будут специалисты, за них это будут делать машины.
Стенографист – в ближайшие несколько лет труд стенографистов и расшифровщиков полностью заменит работа компьютерных программ, способных к распознаванию голоса.
Таким образом, исчезнувшие профессии – это огромный перечень специфических ремёсел, которые в большинстве случаев основываются на тяжёлом физическом труде. Надобность в существовании таких профессий отпала с появлением сложных технических приспособлений, контролируемых человеком и выполняющих эту работу вместо него. В современном мире эти исчезнувшие профессии могут показаться странными, удивительными или бессмысленными, но они навсегда останутся частью нашей истории.
Давайте теперь более подробно разберемся с тем, что такое профессиональная трудовая деятельность и каковы ее особенности.
1.2 Особенности трудовой деятельности человека
Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.
Однажды известный философ Конфуций сказал: «Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни». А может ли простое увлечение стать профессией? Да, любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцевать или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.
Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.
Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Сегодня в России насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всем мире их около 40 тысяч. Как мы уже отметили ряд профессий исчезает, а на смену им приходят новые.
В целом по направлению труда можно выделить пять типов профессий.
1. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием ( врач, медсестра, санитарка ), обучением и воспитанием ( воспитатель, учитель, преподаватель, тренер ), бытовым обслуживанием ( продавец, проводник, официант ), правовой защитой ( юрист, участковый инспектор ).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
2. Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств ( каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор ), эксплуатацией технических средств ( водитель, крановщик, токарь, швея-мотористка ), ремонтом техники ( слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования ).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
3. Профессии, связанные с текстами ( корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь ), с цифрами, формулами и таблицами ( программист, экономист, бухгалтер, кассир ), с чертежами, картами, схемами ( штурман, чертежник ), со звуковыми сигналами ( радист, телефонист ).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
4. Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений ( художник, журналист, модельер, композитор ), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу ( ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор ).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
5. Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы ( микробиолог, агрохимик, геолог ), с уходом за растениями и животными ( лесовод, овощевод, зоотехник ), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных ( ветеринар ).
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
Таким образом, приведенная классификация профессий позволяет оценить всю широту профессиональной деятельности современного человека. Однако не следует забывать, что постоянно сильно меняется не только количество существующих профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся и дробятся. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в других странах некоторые из них давно уже стали обычными.
Для того чтобы понять на какой профессии остановить свой выбор, как понять, что та или иная профессия будет востребованной в будущем и именно она является вашим призванием, сформулируем некоторые правила выбора будущей профессии.
1.3 Основные подходы к выбору профессии
Деловой журнал Forbes еще в 2008 году опубликовал результаты проведенного в Нью-Йорке опроса детей в возрасте от 5 до 12 лет с целью выяснить, каким будет наш мир через четверть века, какие профессии интересны детям.
Исходя из полученных данных, эксперты сделали вывод: самые привлекательные для детей специальности оказались самыми низкооплачиваемыми. В целом опрос показал, что дети имеют очень слабое представление о ценности денег. Младшеклассники, к слову, были уверенны, что доходы от профессиональной деятельности очень низкие. Напротив, дети старше 11 лет были склонность к преувеличению размера зарплат. Однако хорошая новость для подрастающего поколения заключается в том, что на сегодняшнем рынке труда востребовано как никогда большое количество специалистов совершенно разного профиля. Кем бы ни мечтал стать малыш, по мнению Forbes, это осуществимо.
Итак, какие же профессии были определены как наиболее заманчивые и интересные по мнению детей.
Таким образом, во многом выбор будущей профессии связан с размером ее оплаты. Однако это не единственный критерий при ее выборе.
Критериями перспективности профессии можно считать: хорошую оплату, возможность сделать карьеру, гарантированное трудоустройство.
Как же избежать основных ошибок при выборе профессии? Что следует учитывать?
1. Очень важно определить, что действительно Вам нужно.
2. Бытующие мнения о престижности профессии. Некоторые профессии в настоящее время считаются не престижными, но нужными. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь.
3. Выбор профессии под влиянием товарищей. Профессию мы выбираем по своему «вкусу», но не за компанию с товарищем.
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.
8. Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть противопоказаны человеку, т.к. они могут ухудшить его состояние здоровья. Таких профессий немного: компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце и т.д.
Что же нужно делать, чтобы правильно выбрать профессию?
1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Вот такой простой алгоритм действий позволяет довольно точно определиться с выбором профессии.
Далее мы решили проанализировать, о чем метали наши родители и на сколько их мечты по выбору профессии сбылись.
2 Практическое исследование профессиональных предпочтений
2.1 Содержание и результаты анкетирования школьников
В рамках изучаемой темы нами было проведено исследование, направленное на изучение интереса младших школьников к интересующим их профессиям, а также динамика этих предпочтений.
Исследование проводилось в форме анкетирования (см. Приложение 1), в котором были задействованы учащиеся 2-4 классов МБОУ «Цнинская СОШ №2» их родители, бабушки и дедушки. Исследование позволило сформировать выборку относительно профессиональных интересов 156 человек. Далее мы проанализировали полученные данные и описали их.
В результате проведенного анкетирования была получена информация о 82 женщинах и 73 мужчинах. Среди них как дети 8-10 лет, так и их взрослые родственники – мамы и папы, бабушки и дедушки.
Всем респондентам задавались типичные вопросы, направленные, во-первых, на выяснение того, кем они хотят или хотели стать в будущем, а, во-вторых, у представителей старшего поколения мы выяснили сбылась ли их детская мечта.
Еще 21 из опрошенных мужчин мечтали стать водителями, механиками, рабочими, строителями и т.д. Это второй основной тренд среди мужчин – они достаточно практичны и приземлены. Вместе с тем в глазах мальчишки профессия водителя, например, сопряжена с романтикой дорог, тягой к путешествиям, а строителя – с созиданием, в том числе собственного «дома-крепости».
Еще 10 опрошенных мечтали заняться наукой, образованием, медициной или искусством. Число данных респондентов гораздо меньше, чем в предыдущих группах, в связи с тем, что перечисленные профессиональные области социальные, связанные в понимании ребенка не с подвигом, а скорее напряженным трудом, которому к тому же надо много учиться, проявлять усидчивость, что большинству мальчишек не свойственно. А еще в этой сфере много женских профессий, гораздо чаще, например, можно встретить учителя – женщину, нежели мужчину.
Наконец двое из опрошенных склонялись к занятию спортом и еще несколько видели себя бизнесменами или управленцами. И если достижения известных спортсменов – часто заставляют блестеть глаза мальчишек с завистью, то предпринимательство или управление воспринимается ими, как возможность зарабатывать деньги. И в том и другом случае, хотя и по разным причинам мальчишки не воспринимают перечисленные отрасли как профессии, скорее, как что-то иной. Футболист – не работает, а скорее всю жизнь играет, а бизнесмен наоборот, только и делает, что зарабатывает деньги, причем каким-то не понятным образом. Поэтому именно как профессию юные мужчины воспринимают их редко.
Из наших размышлений видно, что «героев» среди мальчишек в детстве в 4 раза больше, чем «лидеров», а «прагматиков» вдвое больше, чем «лириков». Посмотрим теперь, о чем мечтали женщины.
При анализе выборки по профессиональным предпочтениям женщин мы руководствовались той же логикой, что и выше. Однако полученные выводу получились совсем другими.
Так всего 3 женщины (4%) мечтали о силовых профессиях ( полицейские или космонавты ). Данный вывод вполне рационален и свидетельствует о том, что среди женщин тяга к героическим профессиям гораздо меньше, чем среди мужчин.
Последняя группа профессий, которая была рассмотрена нами, связана со стремлением в будущем к высоким результатам в спорте или финансовой сфере. Всего 2 девочки (2%) из опрошенных в детстве мечтали о высоких результатах или не менее высоких доходах.
Таким образом, «героев» среди девочек в детстве в 3 раза меньше, чем «прагматиков», но одновременно в двое больше «лидеров». А неоспоримое первенство в мечтах девочек занимают профессии «лирические», связанные с работой с детьми, красотой, помощью людям на постоянной основе.
Результаты изучения структуры детских профессиональных предпочтений, позволили нам понять, что варианты, рассматриваемые детьми, в принципе не сильно зависят от их пола, но вот структура распределения мнений у мальчиков и у девочек кардинально отличается.
Остановимся теперь более подробно на результатах второй части проведенного нами опроса и выясним насколько часто сбываются детские мечты. Мы проанализировали полученные результаты и пришли к выводу, что 21 взрослых, уже работающих людей, исполнили свои детские мечты и занимаются сейчас тем профессиональным видом деятельности, о котором мечтали в детстве. Еще 10 человек хотя и не работают кем хотели, но нашли себя в той же сфере, что и профессия их мечты.
Таким образом, 17% людей уже с детства мечтали о той профессии, которой занимаются сегодня, а кроме них еще 8% занимаются профессиональной деятельностью в прогнозируемой области. Т.е. четверть всех людей уже с детства знают кем они будут в будущем.
Оценим сбывшиеся мечты в зависимости от пола респондентов. Среди таких людей треть – мужчины (7) и две трети – женщины (14). Видимо у женщин мечты сбываются вдвое чаще, чем у мужчин. Наиболее часто сбывающиеся женские мечты о профессии связаны с общественно значимыми областями деятельности ( врачи, учителя ), у мужчин напротив – это прагматические профессии, связанные с техникой ( водители, механики, сварщики ).
Оценим теперь, какие же профессии вызывали интерес у детей в разные годы и на что направлены их фантазии сегодня.
2.2 Оценка динамики профессиональных предпочтений
В рамках проведенного анкетирования мы уточняли возраст респондентов, что позволило нам разбить всю совокупность на возрастные группы и оценить их детские профессиональные предпочтения.
2.3 Рекомендации по выбору профессии ХХ I века
Каждый век в истории человечества ознаменован новыми возможностями и открытиями в разных сферах жизнедеятельности человека и XXI век не исключение. Он отличается стремительным развитием новейших технологий, глобальной компьютеризацией, важными медицинскими открытиями. В то же время, люди столкнулись с масштабными экологическими и психологическими проблемами, которые требуют незамедлительных действий и эффективных решений. В связи с этим во всем мире появилась потребность в специалистах, о которых несколько лет назад никто и не слышал.
Среди новых профессий ХХ I века внимания заслуживает сфера информационных технологий, как одна из наиболее перспективных. С глобальным развитием интернет-технологий, качественная информация стала очень востребованной, а вместе с ней и соответствующие профессии.
Конечно же вместе с профессиями информационной появляются новые профессии и вне ее. Отметим некоторые из них.
Этот список можно дополнить рядом других, не менее важных и востребованных профессий 21 века в России и во всем мире.
Трейдер – организатор внешней и внутренней торговли;
Риэлтер – специалист по работе с недвижимостью;
Андеррайтер – специалист по страхованию;
PR-менеджер – специалист, занимающийся разработкой имиджа организации;
Специалист бэк-офиса – занимается оформлением документации компании;
Промоутер – специалист по продвижению товара или услуги;
Мерчендайзер – занимается продвижением продукции;
Маркетолог – изучает и формирует спрос на услуги и товары;
Декларант – специалист по работе на таможне;
Интервьюер – проводит социологические опросы и социальные исследования;
SEO-специалист — занимается продвижением сайтов во всемирной паутине.
Одновременно с перечисленными профессиями, которые уже появились и в мировой практике, и в нашей стран, есть профессии, которые только зарождаются и будут актуальны через 10-15 лет.
Специалист по созданию искусственных органов;
Фермеры, использующие генные технологии;
Космические архитекторы и пилоты;
Специалист по изменению климата;
Специалисты по разработке альтернативного транспорта;
Психологи и социальные работники в социальных сетях;
Специалисты по утилизации информации;
Хирург, специализирующийся на увеличении памяти;
Специалист по научной этике;
Консультант для пожилых людей;
Специалист по карантину;
Брокеры банка времени.
Таким образом, чтобы точно определиться с будущей профессий необходимо уже сегодня подумать не о завтра, а скорее о после завтра и сделать правильный выбор. Ведь мы помним, что для того что бы никогда не работать надо заниматься любимым делом.
Заключение
В результате проведенного исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута. По существу, выдвинутой гипотезы остановимся на следующих выводах.
Количество существующих профессий постоянно меняется, а вместе с тем их состав и соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся и дробятся. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в других странах некоторые из них давно уже стали обычными.
Выбор профессии может основываться на известных алгоритмах, учитывающих перспективность профессии. Критериями перспективности профессии можно считать: хорошую оплату, возможность сделать карьеру, гарантированное трудоустройство.
Мы установили, что «героев» среди мальчишек в детстве в 4 раза больше, чем «лидеров», а «прагматиков» вдвое больше, чем «лириков».
Аналогично, проанализировав результаты опроса респондентов женского пола, мы установили, что «героев» среди девочек в детстве в 3 раза меньше, чем «прагматиков», но одновременно в двое больше «лидеров». А неоспоримое первенство в мечтах девочек занимают профессии «лирические», связанные с работой с детьми, красотой, помощью людям на постоянной основе.
Мы установили, что четверть всех людей уже с детства знают кем они будут в будущем. Среди опрошенных, чьи детские мечты сбылись, треть – мужчины и две трети – женщины. Наиболее часто сбывающиеся женские мечты о профессии связаны с общественно значимыми областями деятельности ( врачи, учителя ), у мужчин напротив – это прагматические профессии, связанные с техникой ( водители, механики, сварщики ).
На наш взгляд существует острая необходимость в обширном информировании детей по поводу современных новых профессий, появляющихся на рынке труда и являющимися наиболее востребованными в ближайшей перспективе.
Список использованных источников
7 профессий будущего: чему учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра [Электронный ресурс]. – URL: https://lifehacker.ru/vostrebovannye-professii-budushhego/ (10.02.2019).
Выбор профессии [Электронный ресурс]. – URL: https://proforientator.ru/publications/articles/vybor-professii/ (10.02.2019).
Дореволюционный HR, или Забытые профессии на полотнах русских художников [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/materials/128057/ (10.02.2019).
Исчезнувшие профессии: список. Какие профессии исчезнут к 2020 году? [Электронный ресурс]. – URL: http://fb.ru/article/185098/ischeznuvshie-professii-spisok-kakie-professii-ischeznut-k-godu (10.02.2019).
Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых [Электронный ресурс]. – URL: https://iklife.ru/udalennaya-rabota-i-frilans/kak-vybrat-professiyu-po-dushe.html (10.02.2019).
Профессии будущего: ТОП-20 новых и перспективных [Электронный ресурс]. – URL: https://info-profi.net/professii-budushhego/ (10.02.2019).
Профессии будущего – реальность на грани фантастики [Электронный ресурс]. – URL: https://legkopolezno.ru/rabota/karera/professii-budushhego/ (10.02.2019).
Профессии, которые исчезли из жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tambov.kp.ru/daily/26577.7/3592379/ (10.02.2019).
Профориентация школьников, или как помочь ребенку с выбором профессии? [Электронный ресурс]. – URL: https://rosuchebnik.ru/material/ proforientaciya-dlya-shkolnikov/ (10.02.2019).