Как появились ниндзя в японии
Ниндзя: история появления, развитие, отражение в современной культуре
Известный образ скрытного убийцы прочно вошел в нашу жизнь и стал использоваться в играх, книгах, фильмах. Безусловно образ претерпел изменения в угоду зрелищности, но каким именно он был изначально? Сильно ли поменялся? Как именно выглядел настоящий ниндзя и какие задачи выполнял?
Ниндзя — воины тьмы, беспощадные, таинственные, появившиеся в период распрей между правителями, ставшие диверсантами, непревзойдёнными шпионами и воителями, не знающими жалости, обладающие почти нечеловеческими способностями, они не остановятся ни перед чем, чтобы выполнить задание. Рассказываю, как самые эффективные воины феодальной Японии сначала оказались не нужны, а потом и вовсе исчезли.
Ниндзя в современном понимании появились более 900 лет назад, но когда именно — неизвестно. До нас дошли лишь описания из книг средних веков и то не целиком. Изначально ниндзя были монахами-скитальцами родом из Китая.
В Китае в 7 веке буддизм был главенствующей религией. Монахи буддисты делились на 2 группы: тех, кто жил в монастырях и тех, кто странствовал, проповедуя взгляды. Странствующие монахи проникали все дальше по стране и выходили за ее пределы в Корею, Вьетнам, Японию.
Таким образом, многие монахи из Китая приносили буддизм в другие страны. Многие (а может быть даже все) школы Японского буддизма были позаимствованы у аналогичных китайских школ. Но в Японии буддизм смешивался с местными верованиями и претерпевал некоторые изменения.
В 9-10 веках, все больше обычных крестьян примыкали к бродячим монахам. Учение японских монахов-отшельников называли сюгендо (修験道). Оно включало в себя медитацию, искусство заклинаний, ритуальные позы и жесты и частично боевые искусства. Именно эти общины (сохэй 僧兵) в будущем превратились в ниндзя.
Превращение общин в ниндзя способствовали политические события. С 11 до 17 века в Японии продолжались междоусобные войны. Чтобы продумывать свои действия наперед, командирам нужно знать планы противника, а для этого нужны разведчики, которые могут не только разведать, но и быстро доставить информацию. Именно сохэй обладали такими навыками, поэтому они стали профессиональными разведчиками и диверсантами.
Из-за того, что кланы были втянуты в войны и борьбу за власть, подготовка членов клана начала быстро совершенствоваться. Кланы сохэй, изначально направленные больше на познание себя, начали быстро превращаться в школу «рю» ниндзюцу, направленные на обучение боевым искусствам.
В середине 13 века было известно уже о 20 школах, а в 17 веке существовало более 70 школ, средневековые книги японских авторов, описывающие события 15-17 вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Большинство кланов находилось в провинциях Ига и Кога в центре Японии. До того как Япония была объединена, ниндзя становились в основном крестьяне из низших сословий и ронины. Ронины — самураи, которые перестали служить покровителю, потому что потеряли его покровительство или не уберегли от смерти.
Само слово ниндзя появилось лишь в 20 веке, ранее иероглифы читались как шиноби-но моно (忍びの者), что значило скрывающийся человек.
Примечательно, что ниндзя могли быть не только мужчины, но и женщины, их называли куноити, они выполняли те же обязаности, что и мужчины.
Усложняет анализ происхождения ниндзя еще и то, что они не стремились к славе, они скрывали свои имена, а также практиковали технику нескольких жизней: когда у человека могло быть несколько имен и семей, которые не подозревали о существовании друг друга. И теперь, рассказывая о двух людях, мы не можем сказать точно был ли это один человек с разными именами или все же два.
Что касается шиноби-но моно, то говорят, что происходят они из провинций Ига и Кога и с легкостью тайно проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под псевдонимами. В Западной стране (то есть в Китае) их называют сайсаку (さいさくшпионы, диверсанты). А стратеги зовут их кагимоно-хики (вынюхивающие, подслушивающие)
Анализ цитат показывает, что ниндзя могли происходить из разных социальных слоев. Это могли быть самураи, порой из знатных родов, горные отшельники, буддийские монахи-воины, разбойники, воры и т.д.
Ниндзя были вне общества, они жили в своих кланах, которые не подчинялись общественным нормам. Внутри этих кланов постепенно сложилась специальная дисциплина, главной целью которой стало изучение наилучших способов незаметного проникновения в ряды противника, а также выведывания его тайн и сокрушения изнутри.
В 15 веке междоусобные войны продолжаются и Ода Нобунага пытается объединить Японию. Нобунага решил отказаться от услуг шиноби потому что они, в отличии от самураев, не были верны господину.
Чтобы продолжать получать информацию, но при этом не обращаться к шиноби за помощью, Нобунага пытался развернуть свою сеть без участия ниндзя, используя тех, кто был ему верен. Он выдал сестру за одного из своих врагов чтобы она доносила о планах мужа. Самых преданных самураев он отправлял пьянствовать с чужими самураями, чтобы узнавать секреты, которые те могли случайно рассказать.
В 1579 году Ода Нобукатса (сын Оды Нобунаги) решает напасть на провинцию Ига. Армия самураев сильно превосходила число ниндзя в Ига, но Нобукатса был неопытным воином и недооценил своих врагов. Благодаря знанию местности, умению прятаться и хитрым ловушкам ниндзя одолели самураев. Нобукатсу потерпел поражение, ему удалось скрыться, но почти вся его армия была уничтожена.
Усугубило отношение между Нобунагой и шиноби еще и то, что Ода не верил в богов и перерождения, поэтому он начал уничтожать бесполезные, по его мнению, монастыри. Вскоре после этого на Нобунагу было совершено несколько покушений со стороны ниндзя, но они не увенчались успехом.
Через 2 года, в 1581, сам Нобунага решает отомстить воинам из Ига, он продумывает план и собирает армию из 55 000 воинов (в Ига жило около 10 000 человек, включая крестьян, которые проходили лишь базовое обучение боевым искусствам). Клан Оды одержал победу, Ига потеряла свою независимость, почти все ниндзя были убиты во время обороны своего поселения, некоторым удалось сбежать жить в соседний клан — Когу.
Умер Ода от предательства одного из своих генералов, место Оды занял Тоётоми Хидеёси. Во время своего правления Хидеёси активно пользовался шпионажем и так же старался не прибегать к помощи ниндзя.
Несмотря на то, что конкурировать с ниндзя было непросто, Хидеёси смог построить свою сеть разведки, благодаря которой ему и удалось победить ниндзя.
Основной проблемой разведки в средневековой Японии была низкая скорость передачи информации: пока разведчик добежит до лагеря с сообщением о враге, враг уже пройдет пол пути. Иногда доставка информации могла занимать несколько месяцев, и как следствие, до генералов информация доходила сильно устаревшей.
Хидеёси в свою очередь разработал специальную систему: его многочисленные информаторы постоянно передвигались по определенному графику, сведения к генералу поступали почти каждый день. Да, данные были все еще устаревшие, но всего на пару дней, а не несколько месяцев. Такой осведомленности в то время не было ни у кого из противников, что давало немалое преимущество для Хидеёси.
После смерти Тоётоми в 1598 году, его место занял Токугава Иэясу, именно он объединил Японию и при нем же ниндзя практически исчезли.
В эпоху правления Токугавы ниндзя у людей стали ассоциироваться с отшельниками, их называли «хинин» (недочеловек). Каждого попавшегося шиноби городские наместники должны были казнить позорной смертью, это следовало сделать не за какие-то деяния, а за сам факт существования ниндзя. Просто потому что ниндзя не подчинялись общим законам и жили по правилам клана.
После становления мира в Японии, ниндзя оказались не нужны. Шиноби в большинстве стали торговцами и ремесленниками. Некоторые начали писать книги, чтобы сохранить какую-то информацию о своих деяниях и кланах, именно эти книги дошли до нашего времени и дают хоть какое-то представление о жизни профессиональных шпионов средневековой Японии. Кланы и школы ниндзюцу из-за повсеместных жестких гонений пришли в упадок.
Знания ниндзя, оставленные в книгах, представляют не только интерес для исследователей, но и имели практическое применение, сейчас так же важно знать планы противника чтобы можно действовать наперед.
Во Владивостоке один японский разведчик открыл недорогое фотоателье, в котором с большой скидкой фотографировал офицеров. Так к началу Русско-Японской войны у Японских командиров были фотографии всех русских командиров гарнизона.
Ниндзя приписывали самые невероятные способности: они умели летать, как птицы, лазать по стенам и потолкам, словно пауки, могли ходить по воде и все это благодаря какому-то тайному боевому искусству — Ниндзюцу. Думаю, вы и сами догадываетесь, что это все неправда и ничего подобного никто из людей делать не умеет.
Впрочем, сами ниндзя не спешили опровергать эти слухи, потому что они (слухи) давали преимущество шиноби перед врагами.
Правдивые и любопытные факты о японских воинах-ниндзя (25 фото)
Наши знания о древних японских воинах-ниндзя основаны в основном лишь на литературных произведениях, фильмах и комиксах, в которых есть много противоречивой информации. С настоящими фактами о ниндзя, которые заставят вас удивиться, нас познакомит данный пост.
Согласно сохранившихся документов, правильным названием является «синоби-но моно». Слово «ниндзя» — это китайское прочтение японской идеограммы, которое стало популярным в 20-м веке.
Первое упоминание о ниндзя
Впервые о ниндзя стало известно из военной хроники «Тайхэйки», написанной в 1375 году. В ней было рассказано, что ниндзя ночью проникали во вражеский город и поджигали здания.
Золотой век ниндзя
Ниндзя процветали в течение 15-го и 16-го века, когда Японию раздирали междоусобные войны. После 1600 года в Японии воцарился мир, после чего начался упадок ниндзя.
Сохранилось очень мало записей о ниндзя во время эпохи войн, после наступления мира же они начали вести записи о своих навыках. Самым известным руководством по ниндзюцу является так называемая «Библия ниндзя» или «Бансэнсюкай», которая была написана в 1676 году. Существует около 400 — 500 руководств по ниндзюцу, многие из которых до сих пор сохраняются в секрете.
Спецназ самурайской армии
Сегодня популярные СМИ часто изображают самураев и ниндзя заклятыми врагами. На самом деле, ниндзя были чем-то вроде современного спецназа в самурайской армии. Многие самураи обучались ниндзюцу.
Популярные средства массовой информации также изображают ниндзя, как выходцев из крестьянского сословия. По правде говоря, ниндзя могли происходить из любого класса, как самураев, так и других людей. Более того, они были «хинин», т. е. находились вне структуры общества. С течением времени (после наступления мира) ниндзя стали считаться ниже по статусу, однако они по-прежнему занимали более высокое социальное положение, чем большинство крестьян.
Ниндзюцу — специализированная форма рукопашного боя
Сюрикены или сякены
Ниндзя никогда не изображают без масок, однако не существует ни малейшего упоминания о том, что ниндзя носили маски. На самом деле, они должны были закрывать свои лица длинными рукавами, когда противник находился рядом. При работе в группах они носили белые повязки, чтобы видеть друг друга в лунном свете.
Ниндзя сливались с толпой
Популярный образ ниндзя обязательно включает в себя черный облегающий костюм. На самом деле, в таком костюме они бы выглядели столь же уместными, как например на улице современной Москвы. Они носили традиционную японскую одежду.
Одежда для маскировки
Сегодня люди считают, что ниндзя носили черные одежды, чтобы им было удобнее прятаться в темноте. В Shoninki (Настоящий путь ниндзя), написанном в 1681 г., говорилось, что ниндзя должны носить одежды синего цвета, чтобы смешаться с толпой, поскольку этот цвет был популярен в то время. Во время ночных операций они одевали черные одежды (в безлунную ночь) или белые (при полной луне).
Ниндзя не использовали прямые мечи
Знаменитые сегодня «ниндзя-то» или мечи ниндзя с прямым лезвием и квадратной рукоятью действительно существовали в средневековой Японии, поскольку тогда делали квадратные боевые рукавицы, но ниндзя их начали приписывать только в 20-м веке. «Средневековый спецназ» использовал обычные мечи.
Ниндзя известны своими заклинаниями, которые они якобы делали с помощью жестов рук. Это искусство называлось «кудзи» и оно не имеет никакого отношения к ниндзя. Кудзи возникло в Индии, а позже его переняли в Китае и Японии. Оно представляет собой серию жестов, предназначенных для того, чтобы отогнать зло в определенных ситуациях или отвести дурной глаз.
Фугасы, ручные гранаты, взрывчатые вещества, ядовитый газ…
Образ ниндзя, использующего дымовую шашку, довольно универсален и распространен в современном мире. Хотя у средневековых воинов не было дымовых шашек, у них существовали сотни рецептов, связанных с огнем: фугасы, ручные гранаты, водонепроницаемые факелы, разновидности греческого огня, огненные стрелы, взрывчатые вещества и ядовитый газ.
Инь-ниндзя и ян-ниндзя
Это наполовину правда. Существовали две группы ниндзя: те, которых можно было увидеть (ян-ниндзя), и те, личность которых всегда оставалась тайной (инь-ниндзя).
Нидзя — черные маги
Помимо изображения ниндзя-убийцы в старых японских фильмах зачастую можно было встретить образ мастера ниндзя, воина-мага, который побеждал врагов хитростью. Интересно, что навыки ниндзя действительно содержали определенное количество ритуальной магии, от магических шпилек, которые якобы обеспечивают невидимость, до принесения в жертву собак, чтобы получить помощь богов. Тем не менее, стандартные навыки самураев также содержали элемент магии. Это было обычным для того времени.
Искусство тайных операций
Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильму «Убить Билла». На самом деле, это была известная историческая личность — Хаттори Хандзо был настоящим самураем и обучал ниндзя. Он стал известным генералом, который получил прозвище «Дьявол Хандзо». Именно он во главе группы ниндзя способствовал тому, что Токугава стал сёгуном Японии.
Любители и энтузиасты
Первый крупный бум современной популярности ниндзя наступил в Японии в начале 1900-х годов, когда об этих средневековых шпионах-убийцах было известно очень мало. В 1910 — 1970-х годах любителями и энтузиастами было написано множество книг, которые просто изобиловали ошибками и фальсификациями. Эти ошибки были затем переведены на английский язык во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах.
Ниндзя — повод для смеха
Изучение ниндзя было поводом для смеха в японских научных кругах, в течение многих десятилетий изучение их истории считалось причудливой фантазией. Серьезные исследования в Японии начались только в течение последних 2–3 лет.
Зашифрованные свитки ниндзя
Утверждается, что манускрипты ниндзя были зашифрованы, чтобы никто посторонний не смог прочесть их. Это недоразумение возникло вследствие японского способа написания свитков. Во многих японских свитках просто приводились списки названий навыков, без надлежащей их расшифровки. Хотя их истинные значения были утеряны, тексты никогда не были дешифрованы.
Это голливудский миф. Нет никаких доказательств того, что отказ от миссии приводил к самоубийству. На самом деле некоторые руководства учат тому, что лучше отказаться от миссии чем сделать все поспешно и вызвать проблемы.
Считается, что ниндзя были гораздо более сильными, чем обычные воины, но такими были только определенные ниндзя, которые проходили обучение специальному стилю ведения войны. Многие ниндзя просто скрыто жили жизнью обычных людей во вражеских провинциях, вели обычную повседневную деятельность или путешествовали для распространения слухов. Рекомендуемыми способности для ниндзя были: устойчивость к болезням, высокий интеллект, быстрая речь и глупый внешний вид (потому что люди обычно игнорируют тех, кто выглядит глупо).
Не существует ни рода, ни клана…
В Японии есть ряд людей, которые утверждают, что они являются мастерами школ ниндзя, которые ведут свою родословную со времен самураев. Этот вопрос является очень спорным, поскольку не существует ни одного доказанного факта, что рода или кланы ниндзя выжили до сих пор.
В то время как вымышленные ниндзя не дают покоя людям в течение последних 100 лет, историческая правда зачастую оказывается гораздо более впечатляющей и интересной. Ниндзя занимались настоящей шпионской деятельностью, проводили тайные операции, работали в тылу противника, были скрытыми агентами наблюдения и т. д.
Все о ниндзя
Вопросов много, но мы постараемся рассказать все о ниндзя.
История ниндзя
Пожалуй, это были самые натренированные люди в Японии того времени. Подготовка начиналась с самого раннего детства, причем ниндзя могли стать как мальчики, так и девочки.
Мужчины-ниндзя готовились с младенческого возраста. Для тренировки вестибулярного аппарата малыша раскачивали в колыбели или вращали, держа вниз головой; для развития способности видеть в темноте ребенка оставляли в помещении и постепенно снижали интенсивность света вплоть до полной темноты. Также у мальчиков старались максимально развить слух, обоняние, зрительную память, умение ориентироваться на местности и быть незаметными (они не должны выделяться из толпы людей). Еще синоби должны уметь двигаться бесшумно, плавать под водой, собирать информацию, знать медицину.
Женщины-ниндзя назывались «куноити». Они имели навыки ближнего боя, но не были столь подготовленными физически, как мужчины, да им это и не было нужно. Если куноити были молоды и красивы, то представлялись жрицами любви или актрисами. Они входили в контакт с потенциальной жертвой и убивали ее. Куноити с непримечательной внешностью становились рабынями или прислугой врага и служили для сбора информации.
Посвящение в ниндзя проводилось в 15-летнем возрасте. Зачастую синоби становились члены одного семейства, то есть были целые династии ниндзя.
Ниндзя не причиняли вреда крестьянам, потому что те всегда им помогали. Ведь ниндзя часто «маскировались» под крестьянина, и настоящие крестьяне не разоблачали их.
Ниндзя. Воин-тень. Часть 1: История ниндзя
«Ты должен трупом стать живым,
Ты должен умереть живя,
Тогда ты сможешь сделать все,-
Все будет верным для тебя».
Бунан Дзэндзи, 1633 г.
Hин-дзюцу, безусловно связанное с эзотерической практикой ряда китайских школ ушу, таит много загадок не только для историков, но и для врачей, биологов, химиков, физиков, инженеров. То, что нам известно, лишь верхушка айсберга, основание которого уходит в темные глубины мистики, в космические бездны парапсихологии.
Лишь в недавнее время появились отдельные работы, проливающие свет на тайны нин-дзюцу. Это прежде всего книги Д. Дрэгера «Hин-дзюцу — искусство быть невидимым», Д. Дрэгера и Р. Смита «Азиатские боевые искусства» и Э. Эдамса «Hиндзя, невидимые убийцы». Все они основаны, главным образом, на исследованиях Хацуми Масааки, ныне здравствующего наследника средневековых ниндзя.
Когда же они появились?
Традиция возводит родословную нин-дзюцу к началу нашей эры, но реальные признаки существования таинственных горных общин в Центральной Японии прослеживаются не ранее VII в.
Первые сведения об организованном военном шпионаже под руководством Митиноуэ-но Микото относятся к периоду правления императрицы Суйко (593-628). В эти годы принц Сётоку Тайси вел войну против могущественного феодала Мория за провинцию Оми. Кстати говоря, принц был весьма просвещенным государственным деятелем и ревностным пропагандистом буддизма. Легенда гласит, что сам Бодхидхарма, закончив свои дела в Китае, появился в 622 г. под видом нищего в Японии, побеседовал с Сётоку Тайси и даже обменялся с ним стихами. В ходе военных действий принц послал в расположение вражеских войск лазутчика Отомо-но Сайдзин. Шпион вернулся с ценной информацией, за что был удостоен почетного звания Синоби (то есть Соглядатай). Отсюда и пошло синоби- (или нин-) дзюцу.
По всей вероятности, процесс выделения ниндзя в обособленный социальный слой, в замкнутую касту шел параллельно со становлением самурайского сословия и почти тем же путем. Однако, если самурайские дружины поначалу формировались на северо-восточных границах из отходников и беглых простолюдинов, то некоторые беглецы предпочитали скрываться вблизи от родных мест. Возросшая мощь самурайства впоследствии позволила ему занять независимое положение в общественной жизни Японии и даже прийти к власти, между тем как разрозненные группы ниндзя никогда не представляли и не могли представлять сколь-нибудь значительной военной и политической силы.
Ряд японских историков определяют ниндзя как воинов-земледельцев (дзи-дзамураи). И в самом деле, на начальном этапе развития они имели много общего с самурайством. Hо уже в эпоху Хэйан (VIII-XII вв.), знаменовавшуюся правлением дворцовой аристократии, гордые буси считали наемных лазутчиков опасным деклассированным элементом. Время от времени местные феодалы и правительственные войска устраивали настоящие облавы на ниндзя, разоряя их лагеря и селения, убивая стариков и детей.
Опорные базы ниндзя были разбросаны по всей стране, но естественным центром нин-дзюцу стали лесистые окрестности Киото, горные районы Ига и Кога. Hачиная с эпохи Камакура (1192-1333), лагеря ниндзя часто пополнялись за счет ронинов, служилых самураев, потерявших своего сюзерена в кровавых междоусобных распрях. Со временем, однако, доступ в горные общины был почти прекращен, поскольку содружества вольных наемников постепенно перерастали в секретные клановые организации, скрепленные узами кровного родства и присягой на верность. Каждая из таких организаций становилась уникальной школой воинских искусств и культивировала оригинальную традицию нин-дзюцу, именуясь, как и самурайские школы бу-дзюцу, рю. К XVII в. насчитывалось около семидесяти кланов ниндзя. Из двадцати пяти наиболее влиятельных выделялись по масштабам Ига-рю и Кога-рю. В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских искусств.
Будучи исключены из государственной системы феодальных отношений, ниндзя выработали свою иерархическую классовую структуру, отвечавшую потребностям такого рода организаций. Во главе общины стояла военно-клерикальная элита (дзёнин). Иногда дзёнин контролировали деятельность двух или даже трех смежных рю. Руководство осуществлялось через среднее звено — тюнин, в обязанности которого входила передача приказов, подготовка и мобилизация рядовых исполнителей нижнего звена (гэнин). История сохранила имена некоторых дзёнин времен позднего средневековья: Хаттори Хандзо, Момоти Сандаю, Фудзибаяси Hагато. Положение высшего и среднего звена варьировалось в зависимости от общины. Так, в клане Кога реальная власть была сосредоточена в руках пятидесяти семейств тюнин, каждое из которых имело под началом от тридцати до сорока семейств гэнин. В клане Ига, наоборот, все бразды правления были сосредоточены в руках трех семейств дзёнин.
Залогом благополучия общины являлась, разумеется, секретность, поэтому рядовые лазутчики, исполнявшие самую трудную и неблагодарную работу, получали минимум информации о верхушке иерархической пирамиды. Зачастую они даже не знали имен своих дзёнин, что служило лучшей гарантией неразглашения тайны. В случае если ниндзя приходилось действовать несколькими группами, связь между ними осуществлялась через посредников, и никакие сведения о составе соседних групп не сообщались.
Работой по налаживанию явок, строительству укрытий, вербовке осведомителей, а также тактическим руководством всеми операциями ведали тюнин. Они же вступали в контакт с нанимателями — агентами крупных феодалов. Тем не менее, договор заключался между дзёнин и самим даймё. Полученное вознаграждение за услуги также передавалось главе клана, который распределял деньги по своему усмотрению.
Наказание лазутчиков
Громкую славу искусству шпионажа снискали прежде всего гэнин, большей частью безвестные исполнители сложнейших поручений, преодолевавшие опасность и боль, на каждом шагу рисковавшие жизнью за мизерную плату или просто «из любви к искусству». В случае поимки тюнин еще мог надеяться на спасение, пообещав выкуп или продав за жизнь часть важных документов, но участь рядового ниндзя была решена — он испускал дух в страшных мучениях. Самураи, верные законам рыцарской чести, не пытали военнопленных благородного происхождения. Редко унижались они и до истязаний простолюдина, на котором можно было разве что испробовать остроту клинка.
Тех, с кем были особые счеты, варили в воде или в масле на медленном огне, с перерывами, так что казнь порой длилась больше суток.
Как правило, неудачливые шпионы, зная, что их ожидает, предпочитали покончить с собой, не дожидаясь пыток. Этикет нин-дзюцу требовал до неузнаваемости изуродовать свое лицо и вообще уничтожить все признаки, могущие способствовать идентификации рю. Если же обстоятельства этому препятствовали (например, ниндзя попадался в подвесной капкан-петлю или был оглушен) и если мучения становились невыносимыми, оставалось последнее средство — откусить себе язык, что вызывало болевой шок и бурное кровотечение с летальным исходом.