Как появились люди по корану
Как появились люди по корану
Как создавалось человечество? (Источник фото: shutterstock.com)
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Сотворение человека произошло в два этапа. На первом этапе создан общий предок всего человечества – Адам (а.с). В Коране рассказ о появлении первого человека начинается с того, что однажды Всевышний сообщил ангелам о своем решении сотворить людей. «И вот сказал твой Господь ангелам:
«Я поставлю на земле [Адама, отца рода человеческого, как] наместника. Они сказали [не для того, чтобы возразить, а с целью познать мудрость этого решения Всевышнего]: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и чтим Твою святость [свидетельствуя, что Ты пречист от любых недостатков]?» Он [Всевышний Аллах] ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (Аль-Бакара, 30).
По велению Аллаха ангелы спустились на землю, чтобы собрать все виды почвы, какие только существуют на нашей планете: черные, красные, песчаные и т.д. Благодаря этому потомки Адама (а.с) на земле – это люди разных рас и внешности (Суюти Дурруль-Мансур: 1/120).
«Который сотворил все совершенным образом. Он дал начало творению человека из глины» (Ас-Саджда, 7).
«Сотворение человека из глины» активно изучают ведущие исследователи в области геологии и биологии. Исследованием этого вопроса были заняты такие известные учёные, как Хайман Хартман из института Massachusetts Teknoloje, Лейл М.Койн из университета штата Калифорния, Пьер Лазио из университета Liege в Бельгии, а также Грахман К.Смит из университета Glasgow. Они изучали свойства ила – смеси глины и песка. Результаты исследований показали, что, когда под внешним воздействием ионная цепь кристалла разрушается, через некоторое время листообразный ряд молекул вновь её восстанавливает.
Лейл М. Койн говорит: «Движение ионной цепи, т.е. ее свойство проводить электричество, подвержено внешнему воздействию. На этом основано простейшее течение жизни – брать энергию извне и использовать ее. А самовозобновление – это уже следующий этап. Присутствие в иле этих двух состояний еще раз подтверждает теорию сотворения из него жизни».
Доктор Хартман добавляет: «Понятия «жизнь» и «живое» не есть материальность атомов и молекул. Какие бы успехи не были достигнуты в деле изучения свойств ила, мы не сможем теоретически обосновать сотворение из него человека, так как это выше наших умственных и интеллектуальных возможностей. Непостижимая формула жизни в руках самого Созидателя. Мы в силах лишь дать повод к размышлениям, но создать жизнь в лабораториях бессильны».
То самое, по выражению доктора X. Хартмана, «что придаёт жизни живое», есть не что иное, как дух, о котором сообщают Коран и хадисы. Сущность же движения духа неподвластна человеческому разуму.
«Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама [у обоих не было отца]: [Аллах] создал его [Адама] из земли, после чего сказал ему: «Будь! [Оживи!]» – и тот ожил» (Али Имран, 59).
«[Иудеи] спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]» (Аль-Исра, 85).
Но Господь миров не ограничился созданием человека. Всевышний по Своей Безграничной Мудрости научил Адама (а.с.) всему необходимому.
«Он [Всевышний Аллах, чтобы показать превосходство первого человека над ангелами] научил Адама всем именам [и названиям всех творений]…» (Аль-Бакара, 31).
Господь дал Адаму (а.с.) возможность дать имена всему сущему на Земле, обучил его языку и речи. Аллах вложил в него неутолимую потребность и любовь к познанию. Когда Адам (а.с.) узнал название и предназначение всего, Всевышний Аллах сказал ангелам:
«Назовите мне их имена, если вы говорите правду [о том, что Адам не достоин быть наместником]». Они [ангелы] ответили: «Пречист Ты [от любых недостатков]! Нет у нас знаний, кроме тех которым Ты научил нас. Поистине, Ты – Знающий, Мудрый» (Аль-Бакара, 31-32).
«Он сказал: «О, Адам! Сообщи им те имена [и названия вещей]». И когда сообщил им их имена, Он [Всевышний Аллах] сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю тайное [все, что уже было и что произойдет] на небесах и на земле, и знаю все, что вы проявляете и что скрываете?» (Аль-Бакара, 33).
Пророк Адам (а.с.) был одинок в райских садах. Однажды утром он проснулся и увидел взирающую на него женщину. Оказалось, что за ночь, пока Адам (а.с.) спал, Аллах сотворил из его ребра женщину. Если подойти к этому вопросу с современной научной точки зрения, то получается что супруга пророка Адама (а.с.) была создана из его генетического материала. Он удивился и спросил, для чего Господь создал ее. Она ответила: «Чтобы ты находил во мне покой». Ангелы, чтобы испытать его знания, спросили Адама (а.с.): «Как ее зовут?» Он ответил: «Хава». Ангелы спросили: «Почему ей дано имя «Хава»?» Адам (а.с.) ответил: «Потому, что она создана из живого (прим. в переводе с арабского «Хава» – «живая»)» (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
«О, люди! Бойтесь [ослушаться] вашего Господа, который создал вас из одного человека [Адама], создал из него же ему супругу и расселил [по земле произошедших] от них двоих многих мужчин и женщин» (Ан-Ниса, 1).
Затем Аллах сказал: «О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (Аль-Араф, 19). В садах Рая Адам и Хава обитали в полном благоденствии 130 лет (Суюти Дурруль-Мансур: 1/127).
Всевышний, предоставив первым людям все прелести жизни в Раю, запретил им пробовать плоды одного единственного дерева. «…Но не приближайтесь к этому дереву [не ешьте его плоды], либо [в противном случае] вы навредите [самим себе, нарушив повеление Аллаха]» (Аль-Бакара, 35).
Приводится от Ибн Аббаса и Абу Бакр Сиддика (да будет доволен ими обоими Аллах), что это было пшеничное дерево. Есть те, которые говорят, что это была пальма, камфорное дерево, дерево Хулд, с которого ели ангелы, инжирное дерево.
Согласно преданию, которое приводится от Абу Алия (рахимахуллахи), у того, кто ел плоды этого дерева, портилось омовение, и им было сказано, что, поскольку такое не дозволено в Раю, то, если они попробуют плоды этого дерева, они будут выведены из Рая (Ибн Касир: 1/113, Суюти Дурруль-Мансур: 1/130).
Таким образом, Господь оказал великий почет Адаму (а.с.) – первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик Своим всемогуществом и повелел ангелам пасть ниц перед ним.
«…Затем Мы сказали ангелам: «Совершите земной поклон Адаму [из уважения к нему]!» Они совершили земной поклон, кроме Иблиса, который не поклонился» (Аль-Араф, 11).
Иблис (Сатана) – один из джиннов, созданных из огня. Джинны не похожи ни на людей, ни на ангелов, но, как и люди, они способны размышлять и делать выбор между добром и злом. Мир джиннов существовал задолго до сотворения Адама (а.с.), а Иблис был самым праведным из них. Настолько праведным, что занимал высокое положение среди ангелов.
«И все ангелы до единого совершили земной поклон. За исключением Иблиса. Он отказался совершать земной поклон [Адаму]. [Всевышний Аллах] спросил: «Иблис! Что с тобой? Почему ты не совершил земной поклон?» Он ответил: «Не подобает мне кланяться перед человеком, которого Ты сотворил из сухой и звонкой глины, полученной из измененной черной земли». [Всевышний Аллах] сказал: «Выйди отсюда [покинь небеса]. Отныне ты [лишен всех благ, проклят] и побиваем [камнями]. И, поистине, проклятие на тебе до Судного Дня» (Аль-Хиджр, 30-35).
«[Иблис]сказал: «Клянусь Твоими достоинствами! Я введу в заблуждение их всех, кроме Твоих [избранных] очень искренних рабов!» (Сад, 81).
Поскольку поклонение может быть обращено только Всевышнему, это падение ниц было знаком почтения и уважения. В ответ на отказ преклониться перед человеком, Всевышний изгнал Иблиса из Рая. Покидая Рай, Иблис сказал:
«Затем я буду подходить к ним [со всех четырех сторон] спереди и сзади, справа и слева. И Ты увидишь, что большая их часть – неблагодарные». «[В ответ на это Аллах] сказал: «Выйди отсюда презренным и отвергнутым! А кто из них [потомков Адама] последует за тобой, теми Я и наполню Ад – всеми вами» (Аль-Араф, 16-18).
«И шайтан стал наущать их [совершить грех], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными» (Аль-Араф, 20).
«Мы заключили договор с Адамом [чтобы он не ел плод с дерева], но он забыл [и нарушил договор]. И мы не нашли в нем выдержки [силы и терпения в соблюдении повеления Аллаха]» (Та Ха, аят 115).
Согласно смыслу аята, Адам (а.с.) был прощен за свою забывчивость, и его приближение к дереву не нарушило его невиновности. Аллах простил их, после этого они были спущены из Рая на землю, где Адам (а.с.) получил пророческие откровения Всевышнего. Аллах приказал Адаму (а.с.):
«Спуститесь отсюда вместе, и между вами [потомками Адама и Хавы] будет вражда [одни будут притеснять других]. А когда к вам придет от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не впадет в заблуждение [в этом мире] и не станет несчастным [в вечной жизни]» (Та Ха, 123).
Арабское слово инсан (человечество) происходит от нисйан (забывать). Это часть человеческой сущности. Люди забывчивы, поэтому нуждаются в напоминании о своей сущности и предназначении. Земля лишь временное пристанище, и от того, как человек проживет свою жизнь, зависит, попадет он в Ад или в Рай.
Перед смертью Адам (а.с.) напомнил детям, что Господь не оставит их без руководства, Он станет отправлять к ним пророков (мира им всем), каждый из которых будет особенным, с разными именами, качествами и чудесами. Но у всех них будет одна миссия – призыв поклоняться Единому Богу.
Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама
План
Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама……………..4
Глава ΙΙ. Загробная участь человека по учению ислама…………………10
Глава ΙΙI. Конец мира и Страшный суд согласно учению ислама………13
Введение
Ислам является одной из трех мировых религий мира и второй по численности, после Православия, в России. В последние годы ислам стремительно расширяется как количественно, так и географически. Несомненно, что догматическое учение той или иной религии оказывает определяющее влияние на отношение к человеку, как к единоверцу, так и к представителю других религий.
Поэтому актуальность изучения данной темы очевидна. Для мирного сосуществования с представителями ислама необходимо изучать его учение, в том числе и антропологию. Имея должную информацию, можно предсказать, каким образом будут реагировать мусульмане на обстоятельства нашей жизни. Наконец, изучая ислам, можно провести критический анализ этой религии и осознать истинность христианства.
Главным источником для нас является Священное Писание – Библия. В частности, именно в Ветхом Завете излагается история возникновения арабского народа.
Другим не менее важным источником является священная книга мусульман Коран.
По истории и учению ислама существует множество научных работ.
В первую очередь мы использовали курс лекций преподавателя предмета «История религий» МДА Ю.В. Максимова. Эта капитальный труд, в котором подробно разбираются важнейшие религии мира, от древних до существующих и поныне. Автор глубоко изучил учение ислама и на высоком научном уровне анализирует эту религию, одновременно подвергая ее критическому анализу. Признавая значение ислама, автор указывает на различные минусы его вероучения, обусловленные земным, человеческим происхождением этой религии.
Большое значение для изучения ислама играет классический труд протестантского религиоведа Шантепи де ла Соссей «Иллюстрированная история религий». Автор глубоко осмыслил сущность ислама и блестяще охарактеризовал его как религию страстных, подверженных чувственным наслаждениям жителей Востока.
Еще одним ценным научным трудом является работа знаменитого религиоведа Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей». Автор, бесспорно, один из крупнейших специалистов в своей области, обнаруживает энциклопедические знания и о религии ислама. Несмотря на свою религиозную индифферентность, Элиаде стремится проникнуть в глубины мировоззрения изучаемых им религий, пытается представить, что движет сторонниками той или иной веры. Без сомнения, это крупнейший светский религиовед в истории человечества.
Из работ на данную тему в советское время следует упомянуть о таком издании, как является двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира» (1-е издание в 1982 году; 2-е издание в 1987 году). В этом богато иллюстрированном сочинении приведены статьи о важнейших положениях мировых религий, в том числе и о религии Древнего Рима. Энциклопедия имеет большую ценность как источник фактического материала по различным религиям.
Вместе с тем, имеется принципиальный недостаток: атеистическая идеология, с точки зрения которой написан этот труд. Это обстоятельство следует учитывать при работе с данной энциклопедией.
Другим важным сочинением на данную тему является работа известного ученого-востоковеда Л.С. Васильева «История религий Востока». Хотя автор является светским человеком, он старается объективно описать религию ислама, бесстрастно описывая все перипетии ее становления и возникновения учения. Особое внимание автор уделяет отношению мусульман друг к другу, проблематике мусульманской общины.
Из современных работ хотелось бы выделить сочинение О.Ф. Лобазовой «Религиоведение» (2002), где тщательно рассказывается о религиозной психологии сторонников ислама.
Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама
Ислам весьма специфичная религия, поскольку он сформирован из ряда других вероучений, одного истинного – христианства; и двух ложных – иудаизма и языческих религий Аравийского полуострова. Поэтому в исламе можно найти как верные, так и ложные утверждения, некоторые же положения вероучения ислама являются явно нелепыми.[1]
Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и все земное творение, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.[2]
С точки зрения ислама, Аллах управляет не только космическими ритмами, но и делами человеческими. Однако все его деяния своенравны и, в конечном счете, произвольны, так как зависят только от его решения. Аллах волен противоречить себе: так известно, что несколько сур в Коране были упразднены.
Принципиальным отличием ислама от христианства является учение об отсутствии первородного греха. Человек слаб не вследствие грехопадения, но потому, что он – лишь творение. Здесь мы видим явный примитивизм ислама, который, очевидно, не смог подняться до мысли о значении первородного греха.
С пришествием Мухаммеда, этому миру была возвращена сакральность – через откровение, сообщенное Богом своему последнему пророку. Любое действие – физиологическое, психическое, социальное, историческое – уже в силу того, что оно совершается по воле Божьей, находится под Его «юрисдикцией». Ничто не свободно в мире, кроме Бога. Но Аллах милостив, и пророк Его открыл веру более простую, чем две предыдущие монотеистические религии.[3]
Согласно Корану, человек был сотворен после возникновения материального мира, а также после создания ангелов и джиннов.
Следует отметить, что джинны являются специфической особенностью ислама. Это бесплотные существа, обитающие в дольнем мире, обладающие полом и способностью принимать по желанию любой облик; они готовы выполнять любую работу и причинять людям как добро, так и зло. Джинны и джинньи делятся на три группы: гули, ифриты или мариды и силаты. Согласно фольклорной традиции, джинны появились из человеческой тени.[4]
В отличие от ангелов, созданных из огня и света, и джиннов, созданных из «знойного пламени», человек был сотворен из праха земного: «И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму» (15:26).[5]
Аллах «выровнял» эту форму, вдохнул в первого человека Свой дух и нарек его Адамом. Из плоти Адама он сотворил первую женщину, которую хадисы называют Хаввой, очевидна связь с библейской Евой. В Коране имя первой женщины вообще не упоминается.[6]
По воле Аллаха ангелы должны были склониться перед Адамом, ибо в нем присутствовал Божественный дух. Существует и другая версия данного предания. Согласно этой точке зрения, Аллах открыл Адаму имена всех вещей, и ангелы, не сумев назвать эти имена, склонились перед человеком. Признать главенство человека на земле отказался только Иблис, за что и был низвергнут с небес.
Адам и Хавва обитали в раю, но Иблис ввел их в соблазн, они вкусили плодов Древа познания и были изгнаны на землю. По другому преданию, Адам и Хавва в раю не вкушали пищи, ибо были сыты запахом, но по наущению Иблиса попробовали пшеницу и тем самым осквернили рай, за что их изгнали. На земле Хавва родила семьдесят пар близнецов (сын-дочь), от которых и пошел человеческий род.[7]
Адам – первый в ряду посланников Аллаха к людям, первый предшественник Мухаммада. Во многом он напоминает библейского Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему», либо из праха земного и «дыхания жизни».
К Адаму восходят все люди, он не рожден, а сотворен: и потому лишен пуповины. Именно по этой причине возникли средневековые миниатюры с изображением Бога, перстом делающего углубление на животе глиняного Адама, своеобразная попытка примирить мистическую теорию и повседневность.[8]
Согласно Корану, изначально люди, подобно Адаму, возникали из праха земного (или из воды), лишь впоследствии эти «прообразы» обрели телесную оболочку. Причем уже в эти древнейшие времена они признавали Аллаха единственным Богом, как об этом повествует Коран:
«И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…»» (7:171).[9]
По замечанию М. А. Родионова, «отсюда некоторые мусульманские богословы делают вывод, что у Бога с прообразами людей был заключен Предвечный Завет: они признали Аллаха своим Господином, но в своем телесном воплощении почти все из них забыли о договоре. Вот почему ислам можно назвать и последней из религий Завета, и вместе с тем древнейшей из них».[10]
«Это – ведающий скрытое и явное, славный, милосердный, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца. Мало вы благодарны!
Они сказали: «Разве, когда мы заблудимся в земле, — разве мы возникнем в новом создании?»
Да, они не верят во встречу со своим Господом!
Скажи: «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены»» (32:5-11).[11]
Этот ангел смерти, Израил, отнимает у тела душу и передает ее Аллаху. После испытания, которое устраивают душе покойного ангелы Мункар и Накир, душа отправляется в Джанну (Рай) или в Джаханнам (ад), где она обречена пребывать до Судного дня. Этот день – своего рода «повторное творение», когда мертвые воскреснут и предстанут перед Аллахом на окончательном, Божественном суде.[12]
Грехопадение. Учение о грехопадении в исламе также отличается от христианского. Согласно мусульманскому вероучению, Аллах, сотворив людей, повелел ангелам поклониться им: «Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» – и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся.
Он сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».
Сказал Он: «Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты – среди оказавшихся ничтожными!»» (7:10–12).[13]
В хадисах приводится и другое предание об Иблисе. До своего падения он звался Азазилом (или ал-Харитом) и был послан на землю успокоить перессорившихся между собой джиннов. Азазил успешно выполнил поручение – и так возгордился этим успехом, что ослушался Аллаха и остался на земле – повелевать джиннами и вредить людям.
Коран также упоминает о том, что Иблис и сам был джинном: «Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего» (18:48). Аллах отправил его повелевать джиннами, и он в гордыне тысячу лет сеял среди джиннов смуту, затем – по воле Аллаха – счастливо избежал пламени, ниспосланного с небес, образумился и вновь стал верным слугой Бога.[16]
Другое имя Иблиса — Шайтан, этимологически родственное библейскому Сатане. Шайтанами называют и многочисленных злых духов, обитающих в человеческих телах, между кожей и плотью. Эти духи подбивают людей на дурные дела, тогда как ангелы-хранители склоняют их к добрым, праведным поступкам.[17]
Помимо Иблиса, от сонма небесных ангелов отпали также Харут и Марут. Как гласят комментарии к Корану, эти ангелы решили сойти на землю, дабы испытать себя земными соблазнами. Испытания они не выдержали – согрешили с первой же встреченной ими красивой женщиной, а затем убили человека, оказавшегося невольным свидетелем их преступления.[18]
Другие ангелы отвернулись от преступников, Аллах же – в память о прежних, «ангельских» заслугах – предложил им самим выбрать себе место наказания: Джаханнам (ад) или землю. Они выбрали второе – и оказались в заточении в глубоком колодце в Вавилоне.
По преданию, к этому колодцу пробираются люди и джинны, желающие овладеть магией и тайными знаниями. Харут и Марут не отказывают в знаниях, но всякого, кто обращается к ним, предупреждают, что за магию и тайноведение придется держать ответ перед Аллахом. Считается, что таким образом Аллах проверяет людей: кто из них соблазнится помощью Харута и Марута.
Вообще сюжет испытания веры встречается в Коране достаточно часто и в большинстве случаев связан именно с людьми – как с наиболее «слабыми духом» среди разумных существ.[19]
elif_kose
Моя любимая кулинария и немного из жизни в Турции.
Добро пожаловать.
О сотворении мира, первых людях, ангелах и джиннах
Изначально был только Аллах. Он предвечен и был всегда. Вернее, Он единственно Сущий. Только Он обладает истинным Бытием. Все остальное сотворено Им. Он вне времени и пространства, потому что время и пространство тоже сотворены Им.
Среди первых Его творений были Хранимая Скрижаль (ал-Лаух ал-Махфуз), длина которой равна пространству между небом и Землей, а ширина расстоянию от Востока до Запада, и в которой записана судьба всего сущего, Калам (Перо), Арш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из нура. Оно включает в себя все сотворенное Всевышним Аллахом, Курс – также одно из величайших творений Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура, небеса и земля.
После этого были сотворены ангелы – из чистого света и джинны – из огня (что собой представляет этот свети этот огонь, известно только Аллаху и тем, кому он это открыл). Потом Аллах сотворил человека из праха (глины), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на земле. Звали первого человека Адам (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава (Ева). Адам и Хава являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.
Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни на мгновения.
Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Слова о том, что мы созданы по образу и подобию Его, нельзя воспринимать буквально. Они не означают, что мы похожи на Создателя физически, да простит он нас за такое сравнение, эти слова о том, что в нас есть что-то, что Он приписывает себе – величайшая тайна, наша душа.
Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.
Как мы уже сказали, время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперед, назад.
Бессмыслен вопрос «Где Аллах?», ибо ответ на вопрос «Где?» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.
Всего Всевышний создал семь возвышающихся друг над другом небес (миров?). И каждое предыдущее небо по сравнению со следующим, как песчинка по сравнению с пустыней. «И небо, ближайшее к земле, Мы украсили звездами» (Коран, 37:6). Соразмерно с семью небесами Бог создал семь земель.
Ангелы были созданы из света. Они бесполы, бессмертны и в них не заложена возможность ошибки или ослушания Создателя – они идеальны. Аллах распределил ангелов по чинам и должностям. Высочайшего чина были удостоены ангелы, которые неотлучно пребывают при Аллахе, славят Его непрестанно, днем и ночью. Среди наиболее приближенных к Аллаху упоминают ангелов, поддерживающих Трон.
К старшим в небесной иерархии принадлежат четыре ангела, мир им всем: Джибрил (архангел Гавриил), хранитель Божественного Откровения и несущий его пророкам; Микаил (библ. Михаил), отвечающий за пропитание всего живого; Израил, ангел смерти; Исрафил, «ангел трубы», трубный глас которого возвестит о наступлении конца света и приходе дня Воскресения.
Промежуточное место между ангелами и шайтанами занимают джинны, созданные Аллахом из огня. Они, как и люди, имеют пол, очень на них похожи, но выше и сильнее. Они смертны, но век их очень долог. Среди них есть верующие и неверующие, добродетельные и грешные.
Джинны населяли Землю задолго до сотворения Адама. Но со временем впали в нечестие, творя скверну, проливая кровь и убивая друг-друга, в общем, стали очень похожи на сегодняшних нас. Чтобы усмирить их, Аллах направил на Землю ангелов. Ангелы умертвили многих джиннов, а оставшихся в живых согнали на дальние острова и высокие горы.
После изгнания джиннов Всевышний объявил ангелам о Своем намерении сотворить новое существо – человека, которому предназначил стать Своим наместником на земле.
В некоторых преданиях упоминается, что при этом Иблис добавил: «А что, если Всевышний даст этому существу превосходство над нами?». В ответ ангелы сказали: «Мы покоримся». Иблис же решил: «Если этому существу будет дано превосходство надо мной, я подстрою так, чтобы оно ослушалось Бога. А если я возымею превосходство, то уж непременно постараюсь погубить его». Тогда-то Иблис и задумал воспротивиться Божией воле.
И вот Господь наделил неподвижное тело Адама (а.с.) жизнью, душой. В Коране об этом говорится следующее:
Первым, кто воздал почести Адаму (а.с.), был Джибрил. Ему последовали Микаил, Исрафил, Израил, а затем и все остальные ангелы. Иблис же, возгордясь, не согласился, потому что, как он считал, он, сотворенный из огня, и поклонявшийся Аллаху многие тысячи лет, ставший над ангелами, был лучше человека, сотворенного из праха.
За свою гордыню он был проклят, лик его стал безобразным, под стать нутру, и он был низвергнут из Рая на Землю, где будет оставаться вплоть до Судного Дня. Итак, Иблис не выдержал назначенного ему Аллахом испытания. В Судный День он буде осужден и навечно предан адскому Огню.
Хава была прекрасна. Адам (а.с.) сразу полюбил ее и захотел жениться на ней. Всевышний благословил их и приказал ангелам провести супругов в приготовленное для них в Раю жилище.
Важнейшим событием пребывания Адама (а.с.) в Раю, как для него самого, так и для нас, его потомков, стало взятие им на себя Закона Божьего.
После проклятия Всевышним Иблис преисполнился ненависти к Адаму (а.с.) с Хавой и стал замышлять, как убрать их из Рая. Он многократно пытался туда пробраться, но стражи каждый раз преграждали ему путь. Тогда он стал упрашивать обитавших в Раю животных, чтобы те дали ему войти в них, и таким способом он оказался бы в Раю. Однако никто из райских животных не согласился на это. И вот однажды, когда через врата Рая проходил Павлин, Сатана приблизился к нему и завел речь о том, что все смертны и ему стоит об этом задуматься. В Раю же растет Древо бессмертия, и Иблис укажет его Павлину, если тот поможет проникнуть в Рай.
Сам Павлин не решился помочь Сатане, но передал его слова Змее. В то время Змея была самым прекрасным среди райских животных. Выслушав Иблиса, змея согласилась ему помочь. Притаившись на кончике языка Змеи, Иблис пробрался в Рай.
Затем он приступил к людям и стал соблазнять их вкусить запретный плод. Адам (а.с.) и Хава сначала не прислушивались к нему. Но когда он поклялся Аллахом, что не желает им зла, Адам (а.с.) поверил его словам. Совершенный первыми людьми грех был непреднамеренным. При этом в Коране нет каких-либо указаний на первенствующую роль Хавы в грехопадении, напротив, решение принял сам Адам (а.с.), поверив клятве Иблиса именем Бога. Когда Адам (а.с.) и Хава вкусили Плоды того дерева, они лишились своей прекрасной упругой и гладкой, похожей на жемчуг оболочки, о которой сегодня напоминают только наши ногти на пальцах рук и ног.
Им открылась их нагота. Прикрываясь руками, Адам (а.с.) и Хава метались от одного дерева к другому, прося у них листьев, чтобы прикрыться ими. Но к какому бы из деревьев они ни приближались, те уклонялись от них. Сострадание к людям проявило лишь фиговое дерево. Оно поделилось с ними листьями, за что Аллах в последствии отметил его Своей милостью.
Тут же им явился архангел Джибрил, мир ему. Он взял Адама и Хаву за руки и отвел их к Богу.
Покаяние Адама (а.с.) было искренним. Говорят, если собрать все слезы мира и сравнить их с слезами покаяния Дауда (библ. Давид), то последние перевесили бы их, но плач Дауда был ничем по сравнению со слезами раскаявшегося Адама. Слова, покаяния произнесенные Адамом (а.с.) и Хаввой, были подсказаны им самим Аллахом. Об этом в Коране говорится: «Адам научился у Господа своего Словам, выражающим раскаяние» (Коран, 2:3).
Аллах смилостивился и простил Адама, сказав: «Адам, Я простил грехи твои, и кто бы из потомства твоего ни обратился ко Мне с молитвой, с которой ты обратился ко Мне, Я прощу ему грехи его, сниму с него все заботы его и печали; да не испытает он бедности и да обильно будет богатство его, хотя бы он и не желал этого!».
На землю были изгнаны также Сатана, Змея и Павлин. Проклятый Всевышним, Иблис низвергнулся в Исфахан. Павлин, утративший былую красоту и голос, очутился в Вавилоне. Змея рухнула в окрестности Басры. Вид ее полностью изменился: безголосая и безногая, она ползала на теперь на брюхе.
Из Рая Адам (а.с.) принес на землю немного воздуха и снабдил им деревья и растения, которые наполнили долины Индии своим живительным благоуханием. Он взял с собой также посох из миртового дерева, который позже перешел к пророку Мусе (библ. Моисей), и перстень, который затем стал печатью Сулеймана (библ. Соломон). Помимо этого Адаму были даны молот, наковальня, клещи, игла и другие орудия из железа.
Долго блуждали по земле Адам и Хава в поисках друг друга. Наконец они встретились около холма Арафат близ нынешней Мекки. Считается, что отсюда берет начало обряд Предстояния (Вукуф) на этом холме перед Аллахом во времяХаджа. Затем Адам и Хава отправились в Мекку, где основали первое святилище и первое поселение на земле. Затем они вернулись в Индию.
Адам (а.с.) был и первым пророком. Ему были ниспосланы свитки, в которых содержались законы Бога, в том числе запрет на употребление в пищу мертвечины, крови и свинины.
Подтверждением пророчества Адама (а.с.) служили ниспосланные ему знамения и чудеса. Это видение Адамом души, распространяющейся по его телу во время творения, появления из его же ребра Хавы; наречение им вещей именами; преклонение ангелов; пребывание в Раю; непосредственное общение с Богом. Кроме того, по его велению из скал била вода, деревья направлялись к нему, а сам он перелетал через моря и пустыни.
Особым признаком, указывающим на избранность Адама, было необыкновенное сияние у него на лбу. Оно появилось сразу же после вхождения души в тело Адама. От Адама, мир ему, это сияние унаследовал его сын, пророк Шис (библ. Сиф), мир ему, и впоследствии оно переходило ко всем пророкам, вплоть до Мухаммада, мир ему и благословение. Это сияние называется «Нур (свет) Мухаммада».
Изгнанный из Рая Адам (а.с.) лишился возможности слушать молитвы ангелов, поэтому он попросил у Аллаха разрешение построить земное подобие небесного храма. Господь внял молитве Адама, послав ему ангелов, которые и указали место для строительства на месте нынешней Мекки.
Хава родила семьдесят пар близнецов, каждый раз принося по сыну и дочери. Первыми на свет появились Кабил (библ. Каин) и красавица Иклима, а двумя годами позже родились Хабил (библ. Авель) и Лабуд, которая не отличалась особой красотой.
Когда Кабил и Хабил повзрослели, Адам получил откровение женить каждого из братьев на сестре другого. Кабил же воспротивился воле отца, сказав: «Я возьму себе в жены сестру, рожденную вместе со мной; она мне роднее и ближе моему сердцу». Адам объяснил Кабилу, что это нарушение Божьего повеления, а если он сомневается, пусть оба брата сами обратятся к Господу, принеся Ему жертву: чья жертва будет принята, тот и получит Иклиму.
От Кабила среди людей произошел тяжкий грех кровопролития, неизбывный до дня Воскресения. По преданию, пророк Мухаммад (с.а.в.) как-то произнес: «Один установил добрый обычай — ему за это своя награда; другой установил дурной обычай — ему за это свое наказание». Вслед за тем Пророк (с.а.в.) привел слова, которыми завершается в Коране рассказ об убийстве Хабила: «Кто отнял жизнь хоть у одного человека не в отместку за убиение другого, за разбой или иное нечестие, тот как бы истребил весь человеческий род; а кто дал жизнь хоть одному человеку, тот словно даровал ее всем людям».
Все мироздание скорбело по Хабилу. В течение семи дней земля содрогалась семикратно. Солнце померкло, впервые со дня своего сотворения. На деревьях, которые ранее имели лишь сладкие плоды, появились шипы и колючки. Вода в морях их пресной стала горько-соленой.
Убив брата, Кабил вместе с Иклимой бежал в Йемен. Чтобы утешить Адама и Хаву, Всевышний даровал им другого сына — Шиса (библ. Сиф). И когда Хава понесла, она не испытывала обычной тяжести, а роды ее были легкими и безболезненными. Посылая Адаму и Хаве весть о Шисе, Всевышний обещал, что их будущий сын будет похож Хабила.
Аллах сам назвал его именем Шис, имеющим то же значение, что и имя Хабил.
Когда Шис (а.с.) возмужал, Адам (а.с.) поручил ему дела семейства, погрузившись в служение Богу и чтение ниспосланных ему свитков. Однажды, во время молитвы, Адам получил откровение о своей скорой смерти.
Адам завещал Шису вещи, которые взял с собой на землю из Рая, в том числе будущий посох Мусы (Моисея) и будущую печать Сулаймана (Соломона). Упоминают также священные свитки и полотнище из белого шелка с изображением всех пророков и царей, вплоть до дня Воскресения. Адам наказал хранить эти вещи в особом ларе. Шису были сообщены также многоразличные знания, в том числе сведения о времени грядущего Потопа и конце света, о часах богослужения каждого рода тварей в дневное и ночное время. Адам завещал Шису отомстить Кабилу за убийство брата. Умер Пророк Адам, мир ему, на девятьсот шестидесятом году жизни.
Ангелы показали Шису, как устроить могилу. Над Адамом была совершена заупокойная молитва. Джибрил был предстоятелем, за ним расположились другие ангелы и семейство Адама в сорок тысяч душ. Останки Адама захоронены в пещере горы Абу-Кубайс, недалеко от Мекки. Год спустя умерла Хавва. Ее кончина пришлась на тот же день (пятницу) и тот же час, что и ее появление на свет. Она покоится в могиле рядом с мужем. После смерти Адама пророчество перешло к Шису. Адам пребывает на первом, ближайшем к земле, небе. Позднее именно там его повстречал Мухаммад (с.а.в.) во время своего Небошествия (Ми’радж).
Выполняя отцовский наказ, Шис (а.с.) пошел на Кабила войной. Это была первая братоубийственная война на земле, закончившаяся пленением Кабила. Шис предал Кабила мучительной казни: он привязал ему руки к шее и оставил так под палящим солнцем, пока тот не испустил дух. Сам Шис (а.с.) умер в возрасте девятисот (или девятисот двенадцати) лет.
Унаследованный от отца ларь и другие ценные вещи Шис завещал сыну Анушу (библ. Енос), а тот передал их своему наследнику Каинану, от которого они перешли к сыну того — Махлаилу (библ. Малелеил), а от последнего — к Йари-ду (библ. Иаред), отцу пророка Ихнуха (библ. Енох), более известного среди мусульман под именем Идрис. По преданию Идрис получил от Аллаха отсрочку в смерти до Судного Дня, и сейчас находится среди нас.
Вот вкратце история сотворения мира и первых людей.