Как появились люди для детей
«Первобытные люди». Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
Елена Олейникова
«Первобытные люди». Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как давным – давно три миллиона лет назад жили древние люди. Ещё их называли первобытными людьми. Они жили небольшими группами, и чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, как-то общаться друг с другом. И постепенно у людей развилась особая система общения – язык, позволяющий выражать мысли с помощью слов. Древние люди говорили мало и медленно, но именно язык и общение уже отличало человека от животного. Разговаривая, люди сообщают друг-другу свои мысли, чувства, просьбы. Без языка человечество не могло бы существовать. Ребята, а откуда мы, современные люди узнали, как жили в древности. Во-первых, нам помогли ученые-археологи. Они занимаются изучением найденных при раскопках предметов, изготовленных древними людьми. По остаткам поселений, оружию, орудиям труда, украшениям, посуде они могут рассказать, как жили люди в древности. Во-вторых, это делают путешественники, забираясь в самую глушь, где сохранились и живут дикие племена, во многом похожие на племена древних людей. Ребята, а древние люди сразу стали прямо ходить? Нет. Они долго ходили на четырех конечностях, но когда выпрямились – у них освободились руки. С помощью рук древние люди стали изготавливать и использовать орудия труда. Их делали из палок и камней. Также в качестве инструментов использовались кости умерших животных. Люди научились заострять камни и палки, чтобы разрезать шкуры, резать мясо животных и рыб, нанизывать и сбивать с деревьев плоды, охотиться и добывать огонь, рыть ямы для загона мамонтов. Дети, назовите орудия труда древних людей – остроги, копья, стрелы, рубила, молотки. Так как орудий из камня было в истории первобытных людей больше всего – этот период называли каменный век. Дети, подойдите к столу, посмотрите на макет. Возьмите по человечку. Пусть каждый из вас расскажет, что делает или готовится сделать каждый ваш человечек. Кто может нам рассказать, как жили древние люди? Чем древний человек отличался от нас? Где он жил, спал, укрывался от непогоды? Как и какую добывал пищу, где её готовил? Как древние люди ловили животных и рыбу? Кто нам расскажет откуда древние люди узнали про огонь? Как поддерживали его в очаге, обложив камнями, что кидали в огонь, чтобы костер долго горел. Как вы думаете, где находился очаг? Сначала внутри пещеры, а потом внутри хижины.
Дети, древние люди не умели многое из того, что умеем мы – считать, рисовать, есть вилкой и ложкой, работать на компьютере, но зато они прекрасно видели, слышали, различали запахи, были очень сильными, ловкими, выносливыми, умели по следам выслеживать зверя. Постепенно они поняли, что из семян можно вырастить новые вкусные съедобные растения и стали учиться обрабатывать землю.
Физминутка: Показываем, как ходили древние люди, выслеживаем зверя, ловим рыбу, обрабатываем землю, греемся у огня, едим плоды и насекомых, танцуем под барабан.
Дети, как вы думаете, чем отличалась жизнь древних мужчин и женщин? Чем занимались маленькие дети? Думаете играли? Но они в отличие от вас, как только начинали ходить, сами искали себе пищу, ловили рыбок, искали плоды, съедобные растения, вкусные корешки. Ребята а как вы думаете, древние люди любили своих детей? Конечно любили, защищали, согревали, кормили, всему учили. Вы знаете, ребята, как еще археологи узнавали о жизни древних людей? Древние люди рисовали в пещерах на стенах различные сценки из своей жизни – охоту, танцы, животных, рыбную ловлю, древнюю семью, взрослых и детей. Так все это дошло до нас.
Итог занятия: Что мы сегодня узнали нового, интересного, незнакомого.
НОД «Путешествие в первобытный строй» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с особенностями восприятия окружающей действительности первобытными людьми, сформировать элементарные представления.
Реализация проекта «Мир осени». Совместная деятельность воспитателя и детей Доброе время суток. дамы и господа. В целях реализации проекта » Мир Осени» была проведена совместная деятельность воспитателя и.
Что рассказать ребёнку о происхождении человека
«А как появились люди?», — всем родителям приходится отвечать на этот вопрос. И некоторых он, как ни странно, может поставить в тупик, если дело доходит до конкретики. Наука считает доказанным появление современного человека в результате эволюции. Именно об этом в «Университете детей» Политехнического музея рассказывал главный редактор портала Antropogenez.ru Александр Соколов. Изучив материалы с лекции, «Мел» приводит ответы на вопросы, которые дети чаще всего задают взрослым о происхождении человека.
Предками современных людей были обезьяноподобные существа. Утверждать это можно благодаря черепам животных, которые удалось раскопать учёным-палеонтологам. История людей начинается 18 миллионов лет назад: тогда в Африке жил проконсул, древняя человекообразная обезьяна. Материк был покрыт густыми лесами, обезьяны питались растениями и были совсем небольшими.
А потом на планете начал меняться климат. В высоких широтах стало холодать. На полюсах образовались большие ледовые шапки, и Африку это привело к засухе. Большая часть воды стала льдом, дождей стало меньше, воздух стал суше. Деревья сохли, лес исчезал — так появилась саванна. Некоторым обезьянам стало тесно в лесу, и они начали приспосабливаться к жизни в саванне и постепенно меняться. Какие-то из них научились ходить на двух ногах, и у них появилась возможность видеть дальше, а в освободившихся руках стало удобно носить еду и детёнышей.
Спустя несколько миллионов лет в Африке появился ардипитек. Учёным удалось найти почти весь его скелет, и теперь достоверно известно, как выглядело это существо.
Девушка, которая жила четыре миллиона 400 тысяч лет назад, не только ходила, но ещё любила повисеть
Исследователи предположили, что эти существа обладали добрым характером и все проблемы решали сообща.
Следующая группа интересных ископаемых животных — это австралопитеки, похожие на человека с обезьяньей головой. В основном они жили на земле, в саванне и питались растениями. Сейчас учёные располагают всеми костями австралопитека, в том числе самыми маленькими, косточками внутреннего уха. Это позволяет науке знать даже то, как именно австралопитеки слышали.
В какой-то момент наши предки начали есть мясо. Примерно тогда же появляются существа, которых уже с натяжкой можно назвать людьми. Они были ещё похожи на австралопитеков, но челюсти у них уже были меньше, а рост — больше. Они начали активно осваивать Африку и через какое-то время отправились на территорию современной Грузии.
Главная разница в том, что мы ходим на двух ногах, вертикально, а обезьяны — на всех четырёх. Ближайшие родственники человека, шимпанзе, лазят по деревьям, руки у них длиннее и сильнее. У них очень длинные и цепкие пальцы, а на ногах есть хватательный большой палец. Всё их строение приспособлено к бегу на четырёх лапах и лазанию по деревьям. Человек ходит на двух ногах. По деревьям он, конечно, может лазить, но делает это не очень часто. И пальцы ног людям нужны в основном для того, чтобы на них опираться — на машинке мы ими не печатаем.
У человека лицевая часть черепа небольшая. Людям не нужны огромные зубы, потому что пищу мы готовим на огне, и она мягкая. А вот мозга у людей много: в отличие от обезьяны нам нужно думать. И ещё у человека есть подбородок, а у обезьяны подбородка нет.
Потому что изготовление первых орудий труда сопровождалось развитием зон мозга, отвечающих за речь и абстрактное мышление. Из всех орудий, которые изготавливали люди на разных этапах своей истории, до нашего времени дошли только каменные. Они начали появляться в Африке около трёх миллионов лет назад.
Наши предки догадались, что если взять камень, ударить по нему другим и таким образом обточить его, получится удобный зазубренный инструмент
Когда наши предки начинали есть мясо, эти инструменты помогали им раздробить кость и извлечь из неё питательный костный мозг.
Древнейшее орудие — это просто расколотая галька. Симметричное, аккуратное рубило появляется только у дманисийского гоминоида. В популярной литературе его называют «каменный топор», но это не совсем правильно. Им можно было резать, колоть, строгать, пилить — в общем, делать почти всё что угодно. Никто из современных людей без специальной подготовки такой сделать не сможет. Этому нужно было учиться. Видимо, появились, как сказали бы сейчас, специалисты, которые обучали этому молодёжь. Довольно сложно объяснить, как делать такую сложную штуку, если нет языка. Поэтому, вероятно, в это время у них уже появляется речь.
Около 600 тысяч лет назад появился знаменитый неандерталец. Про него слышали, кажется, все — это наиболее известный из древних людей. Он был широкоплечий, невысокого роста и очень сильный. Мозг у него был в среднем больше, чем у современных людей. Он был отлично приспособлен для жизни в холоде и прекрасно охотился. Именно неандерталец придумал привязывать древко к каменному наконечнику — притом он его не только привязывал, но и приклеивал смолой. А ещё неандертальцы начали себя украшать. Найдены подвески, ожерелья, краситель, которым они, предположительно, себя раскрашивали.
Неандертальцы отлично изучены, потому что они начали хоронить умерших. Древние люди ничем таким не занимались
Если кто-то умер, его просто оставляли, в крайнем случае — бросали в яму, чтоб не мешал. Неандертальцы начали заботиться об умерших — выкапывали для них яму и засыпали её. Разумеется, если человека или любое другое животное закопать, скелет его сохранится гораздо лучше. Его с меньшей вероятностью расхватают падальщики и размоет дождь. Поэтому скелетов неандертальцев у нас много.
Они прекрасно себя чувствовали и так, а в Африке их двоюродные братья не сидели на месте. Там возник homo sapiens, человек разумный — то есть вид, к которому принадлежим мы с вами. Человек с высоким лбом, с подбородком. Некоторое время они жили в Африке, а примерно 50 тысяч лет назад из Африки вышли, пришли на Ближний Восток, в Азию и даже в Австралию.
Через некоторое время неандертальцы в Европе исчезли. Мы точно не знаем, что с ними стало. Есть разные версии, в том числе и очень грустные. Может быть, их просто постепенно вытесняли — в горы, на окраины, где они и зачахли. И со временем на планете остались только наши предки.
«Университет детей» — место встречи современных учёных с детьми 6−13 лет, которые хотят знать больше, чем предлагает им школьная программа. Лекции и воркшопы «Университета» ведут эксперты из разных научных областей, а занятия проходят в аудиториях крупнейших вузов России. Посещать уроки «Университета детей» Политехнического музея можно в Москве и Санкт-Петербурге.
Окружающий мир
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Кем были наши предки
Ученые придерживаются теории, что человек и обезьяна имеют общих предков. Считается, что эволюция человекоподобных обезьян пошла в двух направлениям. Одни остались жить в диком мире животных, а другие превратились в людей.
Кроманьонец – наиболее похожее на нас создание, являющееся предком современного человека. Кроманьонцы существовали примерно 40 тысяч лет назад. У них была развитая человеческая внешность, они хорошо владели навыками речи, строили первые селения и жили общинами. Со временем приобщали животных к домашней жизни, развивали культуру, соблюдали ритуалы. Археологи нашли признаки ритуальных захоронений, что подтверждает их религиозность. Кроманьонцы официально признаны предками в родословной человечества.
Человек обладает настоящим разумом. Другими словами, нас называют «Человек разумный».Благодаря уникальному мышлению созданы города, дороги, компьютеры, фабрики, телефоны, телевизоры и многое другое. Люди пишут музыку, картины, создают скульптуры. Человек изучает постоянно что-то новое, прогрессирует и разгадывает древние тайны.
В отличие от предков, современные люди делают многое для сохранения и передачи потомкам своей истории. Научный прогресс повлиял на создание новой науки о родословии и семье – генеалогии. Будущие поколения смогут без труда изучать родословную человека в целом и семьи в частности.
Появления человека на Земле
Теории о появлении людей на планете Земля расходятся. Рассмотрим наиболее интересные и актуальные версии.
Теория Дарвина
Эта теория происхождения человека признана учеными. Дарвин Чарльз Роберт полагал, что все организмы происходят от общего предка. Его концепция предполагает, что простых существ произошли более сложные. А в процессе эволюции происходили мутации, которые изменяли генетический код человеческого организма. Особое внимание он уделял тому, что человек и обезьяна имеют общих предков.
На такой путь развития человечества указывают факты. С точки зрения анатомии приматы похожи на людей. Схожесть проявляется в следующем:
Предполагается, что путь от обезьяны к человеку был очень долгий. Благодаря археологическим раскопкам выделят несколько эволюционных типов предков человека.
Дриопитек
Дриопитек – древнейший предок человека, которого прозвали «древесной обезьяной». Это произошло, потому что у него имеется сходство с шимпанзе. Дриопитек вел стадный образ жизни, жил на деревьях, его конечности поворачивались в любую сторону. Постепенно от стадного образа жизни дриопитек перешел к общественному.
В процессе эволюции у данного вида развились речевые звуки, увеличился размер мозга, сформировалось цветное зрение, улучшилась координация. Питались предки пищей растительного происхождения. Появился вид примерно 25 миллионов лет назад.
Австралопитек
Позже появился австралопитек. Останки этого вида были обнаружены в Африке примерно 3-5 миллионов лет назад. Его руки были намного длиннее, чем у современного человека. Он передвигался на ногах. Мозг австралопитека меньше в три раза нашего, но больше, чем у современных обезьян. Для добычи пищи этот вид использовал самостоятельно изготовленные орудия труда из палок и камней. Питался австралопитек мясом и растениями.
Человек «умелый»
Человек «умелый» появился на Земле примерно 2-2,5 миллиона лет назад. Его фигура была очень близка к человеческой. Передвигался он в прямом положении. По типу питания существа были всеядными. У них была более развита кисть руки. Сформировался отдел мозга, отвечающий за речь, но гортань еще не умела ее воспроизводить.
Человек прямоходящий
К ним также относились питекантропы и синантропы.
Неандерталец
Неандертальцы появились более 100 тысяч лет назад. Их период жизни совпал с ледниковым периодом. Они были массивными, их череп вытягивался назад, подбородок слабо выражался. Характерной чертой были широкие скулы и крупная челюсть. При раскопках обнаружены были музыкальные инструменты, что говорит о культурном уровне жизни. Неандертальцы были религиозны и имели некоторые медицинские навыки. После неандертальцев появились кроманьонцы.
Религиозная теория появления человека
В мире религий самым распространенным является христианство. История сотворения человека описывается в первой части священной христианской книги – Библии. В писании рассказывается, что первым человеком был Адам. Позже из его ребра Бог создал ему жену – Еву. Первые люди жили в раю. Им было дано все для счастливой жизни. Бог запретил трогать только два дерева – Древо Жизни и Древо Познания Добра и Зла.
Однако, поддавшись искушению Змия, люди нарушили запрет. За что были изгнаны из рая. С тех пор люди стали смертны.
Христиане не ищут доказательств происхождения человека согласно этой теории. У них есть вера, которая является основой религии.
В Древнем Египте люди также полагали, что они создание богов. По их мнению, человека вылепили из глины с примесью крови самих Богов. А в Индии религиозная теория происхождения человека гласит, что новые существа создавались силой таинственного духа.
Паранаучные теории
Наиболее необычными являются паранаучные теории происхождения человека. Существует несколько версий.
У этих версий нет доказательств. Для полноценного изучения необходимы исследования других планет и упавших метеоритов.
Что отличает человека от животных
Людей и животных объединяют характерные факторы. Оба вида нуждаются в воздухе, пище и воде. В течение жизни они ищут себе подобных, продолжают свой род. Существуют также характерные отличия человека от животного.
Только людям присуще думать о своем будущем, вспоминать прошлое, анализировать его и делать определенные выводы. Люди строят планы, прогнозируют свои действия и достижения. Мышление человека тесно связано с речью. Звуковые сигналы имеют определенный установленный набор, речь разнообразна, имеет свойство обновляться. С помощью общения люди передают объективную информацию друг другу об окружающем мире. Они умеют выделять главное в своей речи.
Человек – творец. Он создает произведения искусства. С помощью музыки, живописи, скульптуры он умеет передавать свои эмоции. Люди создают материальные и духовные ценности. Выражают свое отношение к ним.
Человек в отличие от животного имеет свою культуру. Он сам ее создал. У многих народов есть традиции, установленные правила и нормы поведения. Люди создают уют и гармонию своего пространства.
Только человек способен создавать вещи для поддержания качества жизни. Люди изобретательны. Они создают все – от простейшего орудия труда до высокотехнологичного оборудования. Благодаря труду человека в домах появился свет, вода, газ, мебель, бытовая и электронная техника.
Человек, в отличие от животного,способен познавать мир. Ему свойственно стремление к осознанию смысла существования вселенной и своей роль в ней. Благодаря воспитанию, образованию и окружающему обществу в течение жизни появляются духовные потребности.
У животных и людей разная продолжительность жизни. Период детства человека длится до 18 лет. Животному для взросления необходимо одни-два года. Также интересен тот факт, что румянец на щеках может появляться только у людей.
Образ современного человека
Люди являются всесторонне развитыми личностями. С одной стороны, жители планеты достигли достойного уровня культурного развития. А с другой – далеко не все придерживаются общепринятых культурных ценностей. Человечество удивляет величайшими научными прорывами и в то же время может проявить себя обычным потребителем, которому не интересно развитие. Рассмотрим, какой современный человек на самом деле.
Мораль и культура в жизни человека
Еще несколько лет назад человечество стремилось быть героичным, заботилось о создании здорового потомства и крепких семейных уз. Превозносились моральные и культурные ценности.
Сейчас большая часть людей обеспокоена своим материальным благополучием. Это обусловлено тем, что людям постоянно приходится совершенствоваться, успевать за прогрессом, изучать и работать с новыми технологиями, быть конкурентоспособными.
Технологии в современной жизни
Образ современного человека невозможно представить без технических приспособлений. Жизнь нового поколения тесно связана с внедрением различных электронных устройств и технологий. Во многом они формируют образ жизни, привычки, организацию рабочего процесса.
Права человека
Современный человек понимает и уважает права собственной и чужой свободы. Развитие прогресса во многом обязано равноправию. Ведь до недавних пор женщинам недопустимо было работать, служить в армии, заниматься определенными видами деятельности.
Мышление
Современные люди отличаются от предков развитым умом. Наш мозг стал намного прогрессивнее. У нового поколения быстрая скорость мышления, реакции, принятия решений.
Есть такое выражение: «Человек должен оставаться человеком». Каким бы ни был прогресс, что бы не изменилось в нашем мире, каждый должен помнить о том, что у всех есть чувства. Хорошие поступки, добро, уважение и помощь окружающим помогут сохранить наши наилучшие человеческие качества.
Презентация «Как появился человек на Земле» по окружающему миру
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вы когда-нибудь задумывались о происхождении человека? Нет? Тогда давайте перенесёмся на много-много лет назад и увидим всё своими глазами.
Учёные считают, что первым человекообразным существом был дриопитек («древесная обезьяна»). Они появились в Африке около 25 млн. лет назад. Затем они проникли на территорию Европы и Азии.
Примерно 3 млн. лет назад некоторые дриопитеки спустились с деревьев и стали жить на земле. Для того чтобы лучше видеть в высокой траве, они стали передвигаться на двух ногах. Так возникли австралопитеки («Южные обезьяны»). Такое название они получили из-за того что их первые останки нашли на юге Африки.
Первым представителем людей был человек умелый, появившийся около 2 млн. лет назад. В отличии от австралопитеков, он мог не только использовать различные орудия, но и изготавливать их. Это были молотки, скребки, рубила, а также «инструменты» для изготовления новых орудий.
Неандертальцы населяли Европу в один из самых суровых периодов – во время последнего оледенения. Поэтому они шили одежду из звериных шкур. Они спасались от холодов в пещерах, или в сделанных из шкур убитых зверей жилищах.
Неандертальцы охотились на живущих в то время в Европе северных оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, и пещерных медведей. Одолеть таких зверей в одиночку было очень трудно, поэтому на охоту они отправлялись большими группами. Обладая развитой речью, они умело координировали свои действия.
Есть все основания полагать, что у неандертальцев были зачатки религиозной культуры. Они верили в загробную жизнь и торжественно погребали своих умерших собратьев.
Человек современного мира появился около 30 тыс. лет назад. Впервые его останки нашли в гроте Кро-Маньон во Франции. По этому его назвали кроманьонец. По сравнению с неандертальцем, которого он заменил, кроманьонец был более рослым и у него был лучше развит головной мозг.
Кроманьонцы нередко поселялись в пещерах. Однако чаще они строили жилища самостоятельно, используя для этого кости и шкуры убитых на охоте животных.
Охотясь, кроманьонцы использовали не только преследование зверей, но и загон в сложно устроенные ловушки. Попавших в них крупных животных без труда добивали. Это упрощало охоту, а риск значительно уменьшался.
У кроманьонцев окончательно сложились культовые обряды. Захоронение умерших или погибших сородичей приобрело черты определённого ритуала. Об этом свидетельствуют всевозможные украшения, встречающиеся в их захоронениях.
Кроманьонцы были искусными художниками. Стены их пещер покрывали удивительно точные рисунки разнообразных животных и сцен охоты на них.
Кроманьонцы делали различные украшения из дерева, камня, костей и зубов животных и раковин моллюсков. Чаще всего это были различные ожерелья или подвески.
Кроманьонцы были первыми среди людей, освоившими резьбу по дереву, камню и кости. До нас дошли те удивительные фигурки, которые вырезали древние мастера, сидя длинными вечерами у костра после удачной охоты.
В отличии от своих предков, человек передвигается на двух ногах. Это в первую очередь отразилось на его скелете. Грудная клетка стала более плоской, а не использующиеся для передвижения по веткам руки стали значительно короче. Появившиеся изгибы позвоночника и сводчатая стопа обеспечивали амортизацию при передвижению.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1281912
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.