Как появились кошки в россии
Пушистое сокровище: откуда на Руси взялись кошки и почему их так полюбили
Сегодня нам трудно даже представить, что когда-то кошки на Руси были экзотикой и невероятно ценным товаром. И уж тем более нелегко смириться с тем, что были времена, когда этих животных у нас не было вовсе. Откуда пришли к нам кошки и почему высоко ценились нашими предками?
Первых кошек на Русь привезли по морю еще до того, как у нас воцарилось христианство. Очень долго держать этих животных могли только очень обеспеченные люди. Посудите сами – до XV столетия за кошку просили столько же, сколько за взрослого рабочего вола.
Если кто-то нечаянно убивал чужого питомца, то приходилось компенсировать владельцу не только материальный, но и моральный ущерб. Поверх стоимости загубленной животины нужно было дать гривну – серебряный слиток весом в 205 грамм. Впрочем, столько же присуждали и за убийство домашней или охотничьей собаки.
В сборнике законов «Метрополичье правосудие», относящемся к XIII веку, о возмещении ущерба было сказано так:
Не удивительно, что к кошке относились в те времена особенно бережно, причем неважно к своей или чужой. В то время как в Европе кошек, особенно черных, тысячами сжигали на кострах, топили и рубили пополам как дьявольских отродий и приспешников ведьм, наши предки считали это животное исключительно позитивным и чистым.
Кошки монастырские и царские
Из всех животных только кошке разрешалось заходить в храм. Священнослужители, вообще, любили этих животных и держали при храмах и монастырях. Непритязательные и самостоятельные хищники помогали защищать от грызунов обильные запасы монастырского зерна и другие продукты, запасенные впрок.
Разумеется, не обходилось без кошек и при дворе. В 1661 году голландский живописец Фредерик Мушерон написал портрет кота, принадлежавшего государю Алексею Михайловичу. Чешский мастер Вацлав Холлар позднее создал по его мотивам гравюру, хранящуюся сейчас в Государственном Эрмитаже.
Долгое время считалось, что это портрет кота самого Ивана IV Грозного, но в 1884 году это опроверг искусствовед и коллекционер Дмитрий Ровинский. Он уделил особое внимание гравюре в своей книге «Материалы для русской иконографии»:
Сын владельца знаменитого кота, царь Петр I считал кошек животными, которые приносят человечеству большую пользу. В одном из указов царь-реформатор повелевает: «Иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения».
Но для того чтобы завести мохнатого питомца или даже нескольких, царский указ не был нужен – все отлично знали, как коты лихо расправляются с вредителями. У самого Петра всегда жили кошки, но особенно царь любил кота по имени Василий. Это животное подарил государю в 1724 году один голландский купец, в гостях у которого в Вологде царь часто останавливался проездом.
Казанские коты-крысоловы
Царица Елизавета Петровна любила кошек не меньше чем отец. В 1745 году она приказала привезти в Зимний дворец 30 кастрированных котов-крысоловов. Выполняя волю царицы, в Санкт-Петербург привезли животных аж из Казани – считалось, что именно там живут самые искусные охотники на грызунов. Сохранившийся в архивах «Указ о высылке ко двору котов» гласит:
Далеко не все российские монархи любили кошек, но обойтись без них не мог никто. Екатерина II не слишком хорошо относилась к этим животным, но при ней их в Зимнем дворце стало еще больше. При дворе кошки жили на правах «охранников картинных галерей» и попасть в эту особую касту было непросто. Для внутренней службы отбирали особо воспитанных и красивых зверей, чаще всего породы русская голубая.
Всенародная любовь к кошкам
Постепенно хвостатые питомцы перестали быть редкостью и в конце XVIII века кошек можно было встретить не только в монастырях, купеческих хоромах и царских резиденциях, но и в крестьянских избах. В народе их очень любили, о чем свидетельствует множество упоминаний в фольклоре.
Кошки в Ленинграде
Почти все кошки, находившиеся во время блокады в Ленинграде, не пережили ее первый год. Они или были съедены или умерли от голода. Именно поэтому в 1943 году в осажденный немецкими войсками город были завезены из Ярославля 5 тысяч дымчатых кошек, а позднее – целый железнодорожный эшелон животных из Сибири. Эта мера позволила взять под контроль катастрофически расплодившуюся крысиную популяцию.
Коты в блокадном Ленинграде ценились очень высоко. Советский писатель Леонид Пантелеев писал, что за котенка просили до 500 рублей, притом что за 50 рублей с рук можно было купить килограмм хлеба, а зарплата сторожа составляла всего 120 рублей.
Британское издание The Telegraph писало в 2016 году об этих кошках как о важной достопримечательности Санкт-Петербурга, которую нужно обязательно увидеть гостям города. В одном из интервью, данном прессе в 2014 году, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал о необычных сотрудниках музея следующее:
Кошки и народный фольклор
В русских народных сказках кошек очень много. При этом следует уточнить, что часто они пришли из древней языческой мифологии, как, например, известный всем кот Баюн. Этот диковинный и опасный зверь у Пушкина ходит по цепи в Лукоморье, а в старинных сказаниях сидит на железном столбе в лесной чаще, поджидая беспечных путников.
Заслуживает упоминания и другой персонаж славянской мифологии – Земляная кошка, охраняющая клады. Об этом звере рассказал в своих уральских сказах Бажов. Писатель описывает поверья уральских рудокопов и старателей, которые были уверены, что Земляная кошка охраняет подземные сокровища. На поверхности она почти никогда не появляется, но иногда над землей можно заметить ее острые уши.
Как видите, для русского человека кошка – животное особое, даже можно сказать сакральное. Стоит ли удивляться, что сегодня среди домашних питомцев именно они лидируют по популярности, причем во всех регионах страны.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Когда на Руси появились кошки и почему раньше они были роскошью
Откуда на Русь завезли кошек
Но позже кошачья история обогатилась новыми фактами. Самое древнейшее захоронение домашней кошки, возрастом 9500 лет, было обнаружено в 2004 году на Кипре. После учёные сделали выводы, что первые кошки были одомашнены около 10000 лет назад на Армянском нагорье, на территории современной Турции, которая раньше называлась Анатолией. Постепенно кошки начали распространяться в юго-восточную часть Европы, скорее всего, вместе с переселившимися туда земледельцами.
В любом случае, «своих» кошек на Руси не было. Они к нам точно «понаехали», предположительно на кораблях, вместе с моряками. И распространялись они постепенно, через территории современной Болгарии, Румынии и Греции.
Кошки пришли через юг Руси
Древнейшие останки кошек на Руси относятся ко 2-5 векам нашей эры. Они были найдены на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей. И по этим археологическим находкам становится понятно, насколько кошки в то время были редким животным — их находили по одному экземпляру на несколько селений. В 6-7 веках кошки появились в Пскове, Ярославле, в 7-9 веках — в Старой Ладоге и Среднем Поволжье.
За что на Руси любили кошек
Языческая Русь, не меньше египтян, превозносила кошек и придавала этим животным большое значение. Кот считался одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса. Кота наделяли почётным статусом хранителя домашнего очага, а ещё его считали проводником в потусторонний мир. После принятия христианства языческий бог Велес был забыт. На смену ему пришёл покровитель скота святой Власий, а прозвище Васька стало самой популярной кличкой для котов.
Кошки и храмы
В отличие от католиков, которые считали кошек исчадьем ада и сжигали животных на кострах, православные священники полюбили этих зверьков. И взяли котов под свою защиту. Животные хорошо отблагодарили своих благодетелей, они охраняли от грызунов запасы провизии в монастырях, поэтому, в отличие от собак, могли без препятствий заходить в церковь. Во многих городах в воротах перед старыми храмами можно увидеть небольшие отверстия — «двери» для кошек.
Ценность кошки
Когда-то кошки были такой редкостью, что ценились очень дорого, иметь диковинного зверя могли только очень обеспеченные семьи. Сохранился уникальный документ, «Правосудье митрополичье», датируемый 14 веком, где впервые была названа сравнительная стоимость кошки.
В документе говорилось о штрафах, которые налагаются на похитителей домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна».
А теперь давайте сравним эти денежные единицы. В это время гривна приравнивалась к слитку серебра весом 205 граммов. Кун составлял одну пятидесятую часть гривны. То есть кошка по своей ценности была сопоставима с волом, её ценность «весила» в три раза больше, чем стоимость лошади!
ИСТОРИЯ ВТОРЖЕНИЯ И ПОКОРЕНИЯ РУСИ КОШКАМИ.
Интересно, что на Руси первыми оценили кошку служители церкви и поставили их под защиту церковного закона. Единственным животным, которому разрешено входить в храм была и остается кошка. О признании кошки церковниками говорит и то, что во Владимире, Суздале и многих других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для удобства кошек.
Со временем кошки широко распространились по русским русских городам. Горожане всегда ценили и любили кошек. В патриархальной Москве атрибутом благополучия и достатка в доме считалась кошка. В. А. Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».
Говорят что до эры кошек для ловли мышей приручали ежей и ужей, которые вроде неплохо справлялись с обязанностями мышеловов, но после появления кошек они потеряли свои позиции уничтожителей грызунов.
вот ведь у котика житуха при царе была) можно было в тапок царский посцать, и ничего за это не было
Единственным животным, которому разрешено входить в храм была и остается кошка
Но я много раз видел там также женщин и людей.
«установлено, что домашние кошки на территории Руси завелись еще до того, как наши предки приняли христианскую веру»
Приняли – это очень мягко сказано.
Если раскрывать, так полностью: вот чем, собственно, собаки провинились – только лишь тем, что в еврейских сказках их приписали не в ту сторону. Найдено на просторах ( http://www.liveinternet.ru/users/satory-777/post106204439/ ):
«Кошка в храме ходит, где вздумается, а собаке вход запрещен даже на территорию церкви. Это не случайно, а разъяснение можно обнаружить в Библии.
При сотворении мира человек был поставлен «владыкой» над всеми тварями. Звери в ту пору мирно сосуществовали, питались зеленью и имели с человеком общий язык. Но грехопадение Адама нарушило гармонию, и вся живность была поделена на чистых и нечистых. К последним, например, помимо собаки, относятся верблюд, заяц и даже тушканчик.»
Криминальная кошка
Кошка эта была абсолютно черная, гладкая, как пантера, красивая и, по-видимому, хороших кровей. Но ей не повезло в жизни (скорее всего, кто-то выгнал из дому) и она сама промышляла пропитание. Летом на ближайших дачных участках, а зимой на окрестных помойках в поселке. Людей не боялась, но и не заискивала, и в руки не давалась. За помойки свирепо дралась в окрестными котами, которые ее сильно уважали. Эдакая хвостатая «леди-мафия» в черном, с револьвером за поясом, которая драк не затевает, но в случае чего пристрелит, не моргнув глазом.
Зимой в поселке жить трудно, все дачники разъезжаются, остаются только малочисленные местные. Оставался в том числе и мой папа, к которому Чернуха изредка обращалась за материальной помощью. Не выпрашивала, а спокойно приходила, садилась на забор перед окном и молча смотрела тяжелым неподвижным взглядом. Час сидела, два сидела. Папа молча выносил сосиску. Кошка слезала с забора и ела сосиску тут же, на дорожке, а не уносила, что было демонстрацией доверия и благодарности.
Так прошла зима. Я приезжал к папе, чистил дорожки, а кошка сидела на сугробе, черная и неподвижная, и следила за моими действиями. На попытки потрогать ее рукой просто отходила в сторону и оттуда снова светила огромными зелеными глазами. Жутковатое зрелище – в тени сугроба ночью черную кошку не видно, лишь демонически светятся два круглых глаза.
На следующее лето кошка обнаглела. Она час сидела на крыльце, а потом вламывлась в форточку и сидела уже на ней, не входя в дом. Приехали дети, и кошка их стараниями заметно поправилась. Она стала наглая, упругая и лоснящаяся, и половину дня поводила на нашем участке. А потом начала вламываться, именно вламываться, в дом, причем в руки все еще не давалась. Изгонялась исключительно при помощи веника. Она сочла, что это уже ее дом, а мы – просто оккупанты, которые обязаны ее кормить.
Папу она любила, но гладить не давалась. С мамой шла тихая война. Утро. Белье поменяли только вечером. На кровать забралась черная помойная кошка и яростно чешется, а из нее как искры из бенгальского огня, черными точками вылетают блохи, и «распрыгиваются» по белой простыне. В ход идет волшебный веник, иначе никак.
Война закончилась осенью победой кошки и детей, без которой они категорически отказывались возвращаться. Когда я представил, что это чудовище будет жить в квартире, под одной крышей с нами, мне стало нехорошо, и я заявил «или я, или кошка». Выбрали кошку.
И вот эта пожилая (ей было, на мой взгляд, уже лет десять) бандитка у нас дома. Ощущение от ее присутствия такое, будто живешь с чуваком, который недавно «откинулся» с зоны. Не верь, не бойся, не проси. Гладить себя не дает, не огрызается, а ловко ускользает в миллиметре от руки. Не кусает и не царапает, но иногда смотрит так, что становится страшно. Еду не просит, как бы ни была голодна, но сидит на проходе и молча ждет. И смотрит. Зелеными фарами.
(Не верь) Все кошки, когда едят или валяются возле миски, вытягивают хвост, тем самым показывая, что это их территория. Эта ела, поджав хвост и сидя на нем. Она никогда, никогда (!) не позволяла хвосту беспечно лежать, всегда аккуратно подбирая его под себя.
(Не проси) Поняв, что в безмолвии еду ждать придется долго, она начала воровать носки и менять их на корм. Просыпаешься утром – носка нет! Идешь к миске, зовешь Чернуху – и она идет с носком в зубах, причем с носком не погрызенным, не слюнявым и не продырявленным. Какой брала, такой и отдает.
(Не бойся) Зная, что такое улица, она не выходила не только за дверь квартиры, но даже на балкон. Попытка детей вывести ее погулять закончилась тем, что кошка вцепилась в дверной косяк и не отпускала его, пока дверь не закрыли. А один раз мы открыли дверь одновременно с соседями, которые выводили гулять свою собачку-таксу. Услышав из комнаты вредоносные звуки возле родной двери, кошка выскочила, села на пороге и что-то сказала собаке на своем языке. Не вцепилась, не вышла за порог, не зашипела и не замяукала, а просто коротко мявкнула, и собаке этого оказалось достаточно. Такса с визгом кинулась домой, скрежеща когтями и пробуксовывая на ламинате, и забилась под холодильник. Я не знал, что таксы плоские и могут пролезать в узкие щели, из которых из невозможно достать. Оказалось что могут, и хозяева потом долго ругали нашу бандитку и свою таксу.
А потом кошка освоилась, стала разрешать себя гладить (но на ручки не шла), и занялась воспитанием детей. Она жестко контролировала разбросанные вещи, следила за отходом ко сну и будила их в школу. Из «откинувшейся уголовницы» на пенсии кошка превратилась в некую Фрекен Бок, которая ведет домашнее хозяйство, вздыхая и поругиваясь. Даже на дачу стала ездить в переноске и вела хозяйство там, ни на шаг не выходя из дому (это на даче!)
Через несколько лет она совсем состарилась, у нее выпали клыки и вылезла шерсть на голове и спине. Скончалась она на даче, летом, от старости, и все мы плакали, потому что очень привязались к черной бандитке.
Как кошки появились на Руси (7 фото)
Кот на вес серебра
«Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место».
Сборник законов «Метрополичье правосудие», XIII век
Единственное животное в храме
В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола — особенно черных — и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.
Портрет царского кота
Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича. В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного, однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках».
Для охраны амбаров и устрашения мышей
Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, — Петр Великий часто бывал у него в гостях.
Коты-крысоловы из Казани
Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна. В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты — искусные охотники на грызунов.
«…Cыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…»
«Указ о высылке ко двору котов», 1745 год
Охранники картинных галерей
Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет». В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой — в основном это были кошки породы русская голубая.
Коты в русских пословицах
К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» — кошки упоминались в 75 из них.
Кошки блокадного Ленинграда
В годы блокады почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Поэтому в городе быстро размножились крысы. В апреле 1943 года в Ленинград завезли 5 тысяч дымчатых котов из Ярославля, а потом еще эшелон котов из Сибири. Советский писатель Леонид Пантелеев в блокадном дневнике записал: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей». Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а сторож зарабатывал 120 рублей. Четырехлапых бойцов отправили в музеи и подвалы уцелевших жилых домов. Через некоторое время они очистили город от грызунов.
Кот как достопримечательность
«Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта».
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Литературная газета», 2014 год
В сказках и легендах
В русских сказках, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причём едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказки, обладал уникальным голосом (слышным за семь вёрст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.
Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить». В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.
Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
В славянской мифологии Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить её уши…
На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией.
До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот являлся спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.
После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний Бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Велес. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.
На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.
За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать — охранительную черту провести. Потом для крепости колдовства живого кота в борозду закопать. Выручай, Вася, — замолви Велесу словечко, чтобы чуму или холеру стороной провел.
С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке не было.
Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ. (Народная примета).
До сих пор сохранилась на Руси вера, что в несчастном доме коты не ведутся, а кто убьёт кота, тому семь лет ни в чём удачи не видать. Кто любит и бережёт кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».
Много других поверий связано с этим зверем, множество примет и пословиц. Без кошки не изба. На мышку и кошка зверь! Кошки дерутся — мышкам приволье! Кто кошек любит — будет жену любить! Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть! Любит кошка молоко, да рыльце коротко!
Есть много поговорок, связанных с нравом, повадками кошек, применённых к всевозможным явлениям человеческой жизни: У них лады — что у кошки с собакой! — говорят о сварливой супружеской чете. Захотел от кошки лепёшки! — намекают на чью-либо сомнительную щедрость. Поклонишься и кошке в ножки! — предупреждают гордеца, которому на роду написано переломить свою спесь-гордыню.
По простонародной примете: кошка свертывается клубком — к морозу, крепко спит брюхом кверху — к теплу, скребёт лапами стену — к ветру непогожему, пол — к вьюге, умывается — к ведру, лижет хвост — к дождю, на человека тянется — обновку (корысть) сулит.
Как с огнём очага, так и с кошкою соединяются приметы о приезде гостей: если умывается кошка или загребает лапами, то ожидай гостей; если при этом лапы у неё холодные — то гости будут чужие и нежеланные, а если лапы теплые — то приедут друзья и родичи.