Как появились клоуны в цирке
Где и когда появились первые клоуны?
Во все времена были люди, которые занимались тем, что смешили других людей
Первые клоуны появились в Средние века и выступали в конных цирках. Они выходили к зрителям, когда публика начинала скучать. Одному владельцу цирка пришла в голову мысль нанять крестьян, которые не умели скакать на лошадях и все время падали. Таким образом, он хотел подчеркнуть мастерство своих наездников. Идея понравилась и вскоре прижилась во многих цирках. Клоуны были, как правило, бедняками и пьяницами, отсюда и красный нос, которым традиционно украшена их физиономия.
Подобные пары мы видим в пантеоне индейцев навахо из Новой Мексики и Зуниса. У них божество, напоминающее рыжего клоуна, является самым важным и могущественным.
Среди самых знаменитых французских шутов назовем: Трибуле, придворный шут Людовика XII и Франциска I.
Брюске, скверный лекарь, отправивший на тот свет немало своих пациентов. Его приговорили к смерти, но Генрих II помиловал его и взял к себе на службу, чтобы тот веселил его. Потом Брюске заподозрили в том, что он стал протестантом, и он был вынужден бежать.
Николя Жубер, шут Генриха IV. Его называли «принцем глупцов».
Л’Анжели, конюх принца Конде. Однажды на ужине у принца его увидел Людовик XIII и нашел столь уморительным, что потребовал к себе во дворец. Жертвами шуток Л’Анжели становились все без исключения. Придворные наперебой подкупали его, чтобы только он не высмеивал их. Л’Анжели умер богачом.
В Англии Арчибальд Армстронг был шутом короля Якова I. Его называли Арчи. После смерти своего господина он перешел на службу к архиепископу Кентерберийскому, которого в конце концов так возненавидел, что напечатал памфлет против него.
1.Коверный клоун работал у ковра (ковер готовили для следующего номера) между выступлениями других артистов цирка.
2.Клоуны-дрессировщики (в России прославились братья Дуровы, Л. Селяхин, А. Кисс, М. Бекетов, Ю. Куклачев, Ю. Якубовская и С. Ребгардт.
3.Клоуны-музыканты – профессиональные музыканты, владеющие акробатикой, эквилибром, оригинальным жанром. На Западе в этом жанре прославились Грок (1880–1959), Джеретти и Феррони, в России – Бим-Бом (1890), братья Костанди (1920–1950), Е. Амвросьева и Г. Шахнин (1960–1980).
Вот еще великолепное видео.
Когда в цирке появились первые ковёрные клоуны? Кто стал прародителем этой традиции?
Одиним из первых советских ковёрных был М. Румянцев (Карандаш) В 1930 М. Румянцев дебютировал в Московском цирке-шапито в качестве клоуна-коверного.
Под куполом: история циркового искусства
Слово «цирк» было известно еще в Древнем Риме, однако означало оно не совсем тот вид искусства, который мы понимаем под этим термином сейчас. «Цирком» называлось округлое сооружение, где проводились игрища: скачки, гонки на колесницах, состязания спортсменов, гладиаторские бои. Народ Рима приходил в цирк за зрелищем. Первый известный в истории стационарный цирк начал функционировать в Риме в 7 году до н. э. и был провозглашен одним из чудес этого города. Точно неизвестно, сколько человек могло вместить здание цирка, однако считается, что эта цифра превышает 150 тысяч.
Так выглядел Большой цирк в Древнем Риме
В то же время, в Древнем Риме были известны и бродячие цирковые труппы, состоявшие из жонглеров, акробатов и эквилибристов. Они давали свои представления на рынках и площадях, и никогда не выступали на настоящих аренах. Долгое время цирковое искусство делилось на два типа: для народа и для аристократии. В первом случае свое мастерство толпе демонстрировали эквилибристы, клоуны и гимнасты, представляя незамысловатые сценки. Во втором случае, это были настоящие театральные феерии с выступлениями профессиональных наездников и дрессированных лошадей, сценами сражений и ярким шоу.
Ближе к началу Средневековья активно развивавшееся театральное искусство и другие церемониалы оттеснили цирк с позиции одного из главных народных развлечений.
Выступления цирковых артистов, средневековая германская гравюра
Возрождение его пришлось на уже на конец 18-го века. Программа первых представлений практически целиком состояла из фигурной езды, упражнений на лошадях и конной дрессировки. Посмотреть на эти шоу можно было в Амфитеатре Астлея в Англии — первом в мире стационарном цирке в современном понимании этого слова. В 1768-м году предприниматель Филип Астлей выкупил поле в районе Ватерлоо и возвел на нем круглую арену, где давал конные представления. Затем он добавил в программу выступления клоунов, дрессированных животных, жонглеров, канатоходцев и музыкантов. За несколько лет шоу Астлея стали известны в Европе, его приглашали выступать во Франции и других странах. Именно Астлея называют «отцом современного цирка».
Выступление в цирке Астлея
После Англии цирк проник во Францию, а оттуда — в другие европейские страны. Добралось это искусство и до Нового Света — первый американский цирк открылся в Филадельфии в 1793 году. Одним из поклонников этого развлечения был президент Джордж Вашингтон. Популяризировать представления помогло возникновение передвижных цирков — шапито. Жизнь кочующих цирковых артистов была нелегкой, а вот директор такого шапито вполне мог быстро разбогатеть, если дела шли в гору.
На Руси первые подобия цирковых представлений можно было увидеть на ярмарках и народных гуляниях — скоморохи исполняли комические сценки и на потеху публике выводили дрессированных собак и медведей. Известно, что в 1619-м году царю Михаил Федоровичу некий рязанский мужик продемонстрировал прирученного льва. Первые стационарные помещения для представлений были сооружены в России в 19-м веке: в Петербурге — в 1827 году, а в Москве — в 1847-м. Они были построены из дерева и просуществовали недолго. А вот первое каменное здание цирка появилось на Цветном бульваре.
Здание цирка на Цветном, начало 20-го века
На открытие арены пригласили выступать клоунов, гимнастов, наездников и дрессировщиков. На этой сцене давали свои представления клоуны Козлов, Бабушкин, Бим-Бом, а также братья Анатолий и Владимир Дуровы. Значительную часть программы занимали выступления с лошадьми: животные вальсировали, ходили по канату, по команде одновременно вставали на дыбы и перепрыгивали друг через друга. Кстати говоря, работать для детей цирк стал относительно недавно: ближе к началу 20-го века. Для детской публики разрабатывали специальные программы: балеты, пантомимы, хороводы и танцы.
После революции, в 1927-м году в Москве открылось первое Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где были воспитаны многие звезды советского цирка. Кроме того, в годы политических репрессий и террора цирк не загнил, а, наоборот, получил мощную государственную поддержку.
Во время Великой Отечественной войны многие цирковые здания пострадали от бомбежки, однако приказом Сталина на поддержание жизни артистов и животных были выделены отдельные средства. В дни войны циркачи давали выступления в госпиталях, мобилизационных пунктах и на вокзалах, перед отправкой частей на фронт. 9 мая 1945 года артисты советского цирка дали представление на лестнице рейхстага.
История цирка как история жестокости и милосердия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Цирк значит круг
Более знакомые нам цирковые виды представлений тоже были популярны в античном мире. Это были и выступления с дрессированными животными (особенно популярны были мартышки), и жонглирование, и простая акробатика, и ходьба по канату. Однако эти выступления проходили как раз не на аренах, а прямо на площадях, во двориках богатых горожан или просто на попойках.
Позже на долгие годы цирк в его античном значении был запрещён христианами, хотя бродячие цирки продолжали колесить по Европе — в том числе во время законов против кочевников и бродячих артистов. Как считается, бродячие циркачи, продолжая пробавляться своим искусством и тесно сойдясь на почве проблем с законом и схожих занятий с пришедшими в Европу цыганами, образовали отдельный цыганообразный этнос германского по крови происхождения — енишей. До сих пор енишей упоминают чуть не во всех документах по социальной политике вместе с цыганами. Естественно, цыгане тоже давали цирковые представления до самого недавнего времени, и сейчас среди цыган есть активисты, пытающиеся возродить этот старый жанр.
Первым цирк как круглую арену со зрелищами и цирковые представления в нашем понимании соединил в конце восемнадцатого века англичанин по имени Филипп Астлей. Гвоздём его программы была вольтижировка — зрелищная езда верхом на лошадях, но для того, чтобы зрителям было интереснее, он добавил между верховыми выступлениями мимов, шутов, жонглёров, акробатов и эквилибристов. И, конечно, снова дрессированных зверей. По всей Европе стали вырастать здания цирков, а бродячие балаганчики переименовывались — тоже в цирки, только шапито.
Жестокие развлечения белых джентльменов
Не стоит думать, что если кровавые забавы Древнего Рима больше не имели отношения к цирку, новый цирк стал исключительно жанром исполнительского искусства. Цирковая программа восемнадцатого, девятнадцатого, а местами и двадцатого века шокировала бы многих современных зрителей.
Некоторые дрессировщики не скрывали, что запугивают животных, и показательно огревали зверей-артистов кнутами, чтобы зритель насладился победой человеческой воли над дикой природой. Выступления клоунов строились на сценках унижения и даже избиения артистов — и зрители охотно добавляли в шоу перца, кидая в клоуна мусором и выкрикивая насмешки.
Вокруг купола передвижного цирка обязательно было несколько павильонов. В одних из них сидели гадалки или фокусники показывали своё мастерство. А в других выставляли напогляд людей, расхваливая их как «редкостных уродцев», которые будут зрителям потом обязательно сниться в кошмарах или очень их насмешат. «Уродцы» могли быть инвалидами (например, безногими людьми, которые освоили несколько простых гимнастических трюков, или горбунами, или людьми с чрезмерным ростом костей), могли быть «экспонатами» с гипертрихозом (лишними волосами на теле и лице), альбиносами, представителями колонизированных народов (и в таком случае их часто без стеснения раздевали, словно животных, и могли заставлять на потеху есть сырое мясо), людьми с гиперподвижностью суставов и так далее. Далеко не каждый посетитель осматривал «уродцев» с минимальной вежливостью. Порой зрители грубили, отпускали скабрёзные замечания, а иногда напрямую вредили здоровью артиста, например, без спроса дёргая за волосы на челюсти или за руку человека с гиперподвижностью суставов. Некоторые владельцы цирков, обещая артистам хорошие контракты и безбедное будущее, на деле не только выпускали их как «уродцев» или участников шоу на арене, но и проституировали.
В цирке же можно было увидеть ещё одну забаву: разного рода бои и борьбу. Обычно это были бои собак или петухов, а бороться могли и женщины, и мужчины. В уважающих себя цирках борцы были хорошо подготовлены и проводили бой на красивых и лаконичных приёмах, но некоторые цирки вызывали возмущение культурных людей тем, что выпускали неподготовленных женщин, чьей функцией были смешить толпу, возясь перед зрителями в трико кое-как. Даже вольтижировка была мучением для артисток: им приходилось демонстрировать чудеса управления лошадью, сидя в тугом корсете боком, с огромной шляпой на голове. При падении и корсет, и шляпные шпильки травмировали куда серьёзнее, чем любая деталь костюма артиста-мужчины. И это не говоря о невозможности сгруппироваться в такой одежде.
Двадцатый век — жестокий и… гуманный
С двадцатым веком подача номеров в цирке стала изменяться. Людям хотелось видеть меньше жестокости и не чувствовать, что к ним относятся как к дуракам. С арен постепенно исчезли бои животных, шоу силачей становилось куда популярнее борьбы и вытеснило её. Дрессировщики стали или скрывать свою жестокость, или разрабатывать иные методики дрессуры — не полностью гуманные, но намного мягче предыдущих, и животных вообще стали содержать лучше — по крайней мере, в стационарных цирках они стали дольше жить. Номера клоунов стали сложнее и постепенно полностью ушли от сцен унижения.
«Уродцев» теперь представляли как научное шоу, которое позволяет понять, как бывает капризна природа, и артистов описывали в уважительном ключе. Так, про девочку с четырьмя ногами, две из которых были недоразвиты, а одна работала плохо, в анонсах писали, что, несмотря на инвалидность, она — одно из самых светлых созданий на земле, а «великанов» и «волосатых людей» представляли как актёров, а не экспонат. Постепенно перестали показывать карликов (кроме тех, что владели каким-либо цирковым искусством, естественно), горбунов, безногих, с искривлённым позвоночником, микроцефалов. Наконец, цирковая общественность решила, что вообще демонстрация людей даже как научного шоу — не слишком хорошая идея.
Кстати, тогда же, когда люди в цирках превратились из «уродцев» в артистов, фокусники стали потихоньку переставать выдавать себя за магов — людям гораздо интереснее была наука, и фокусники объявляли, что покажут чудеса иллюзии, в том числе чисто физического свойства, потому что физика и есть чудо.
В наше время поднимается вопрос использования в цирке зверей — кроме, может быть, самых общительных, вроде некоторых специально выращенных цирковых собак или шимпанзе, которые не хуже людей могут быть артистами и способны что-то делать за лакомство и ласковое слово, а не тумаки. Волнует жестокость не только дрессуры, но и содержания зверей — цирковые зверинцы недостаточно просторны, тем более во время гастролей. Можно ли будет превратить каждый цирк во что-то вроде Сирка дю солей? Кто знает. Но пока что траектория развития цирка только радовала гуманистов.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как появились клоуны в цирке
Клоун Арношт Янечек с сыном
Статья «Об искусстве клоуна», перепечатанная нами из чехословацкого журнала «Театр», встретила живой интерес в среде артистов разговорного жанра чехословацкого цирка.
Несмотря на некоторую дискуссионность отдельных положений, автор верно ставит вопрос о дальнейшей судьбе так называемой «классической» клоунады, о становлении образа и маски клоуна, о сатирической направленности репертуара клоунов.
Быть хорошим клоуном очень трудно.
Актеру наряду с физическими данными для его профессии должно быть присуще понимание характера образа, идеи и текста пьесы; клоун же должен обладать способностями актера, развитым талантом импровизации и, кроме того, умением использовать в манеже и цирковые трюки.
Если бы клоун был только хорошим актером, он бы выпадал из стиля циркового искусства — искусства, отличающегося, к примеру, от спортивной гимнастики подчеркиванием акробатических эффектов и остроумным составлением номеров.
Если бы клоун был только цирковым артистом, не обладающим какими-либо актерскими данными, он не сумел бы поддерживать контакт с публикой до конца представления и люди смеялись бы только вначале, при виде его маски.
Многие артисты, которые отлично изображают клоунов на сцене, теряются в манеже, их тонкие выразительные средства бледнеют на цирковом манеже. И, наоборот, цирковой клоун на сцене слишком грубоват, переигрывает; шутка, естественная в манеже, на сцене становится наивной.
И все же когда-то между актером и клоуном не было разницы.
Шут — старинный персонаж народных представлений, Клоун, если мы вернемся к истокам возникновения этого слова, был шутом английской сцены. Его близкими родственниками можно считать итальянского Арлекина и немецкого Гансвурста.
В этом пункте история цирка и история театра совпадают. Имена славных шутов, как, например, Джо Гримальди и Карла Бартинацци, являются достоянием истории не, только цирка, а в равной мере и театра.
Только в XVII веке клоун появляется в балете, а спустя еще сто лет выступает уже преимущественно в цирках и пантомимах.
Цирковой клоун XIX столетия ближе к персонажам ярмарочных комедиантских сценок, миру бродячих фокусников, музыкантов и огнеглотателей, чем к ловким придворным шутам шекспировских драм. Когда театр начинает отрываться от реальности и становится театром интеллектуалов, когда его присваивают себе представители высших общественных кругов, шут остается на подмостках предместий, смешит и поддерживает простых зрителей.
Театральный персонаж—клоун превращается в тип народного комедианта — развязного молодчика, который на все трудности реагирует смехом, а получив увесистую затрещину, способен смеясь подняться.
Связывать оба типа — шута шекспировского и клоуна ярмарочной пантомимы XIX века — кажется парадоксальным, может быть, потому, что наши представления о театре елизаветинской эпохи несовершенны. Простая публика тогдашнего времени — люд лондонских предместий и лондонского дна — вероятно, больше ценила в клоуне комедиантские трюки, иллюстрирующие его актерское выступление, чем остроту его ума и идейную глубину произносимых диалогов.
Если бы для шекспировской драматургии не было характерно наряду с поэтической и идейной ценностью также и стихийное ко медиантство, шуты были бы давно забыты или же стали бы достоянием небольшого числа интеллектуалов.
Клоун Петр Парванов
Это обычно делалось при установке и уборке реквизита. Позже этот внук народных ярмарочных комедиантов начал вводить в свои танцевально-цирковые номера живое слово, игру слов, сатирические намеки и подчас целые монологи.
Его выход на манеж, первое появление перед публикой получило название клоунского антре. Клоунское антре со временем стало самостоятельным номером программы, и теперь так называемый «реприз-клоун» (клоун, выступающий между отдельными номерами со связывающими репризами) не мог выступать один.
Возникли группы из двух-трех клоунов, представляющихся публике в коротких сценах, клоунских антре, драматически поставленных пантомимах с минимальным использованием живого слова.
Клоунские антре — это дети пантомимы, занесенной во Францию итальянскими комедиантами в XVI столетии.
Комедия масок ( commedia dell ‘ arte ) не обходилась без пантомимических сценок, разыгрываемых знаменитыми танцорами и акробатами. В XVIII веке, приблизительно в то время, когда театральный шут-клоун становится персонажем балета, Новерр стремится оживить искусство, скатывающееся к условности танца, с помощью итальянской пантомимы и создает так называемый « b а ll е t d ‘ action ».
Выросли авторы пантомим, из которых наибольшей популярностью пользовался Шамфлери. Пантомима стала самостоятельным сценическим жанром. Во время господства формализма, путаницы различных художественных направлений, представители которых теряли почву под ногами, пантомима осталась народной благодаря своей понятности, непосредственности и ясной идее.
Клоунское антре в цирке нельзя отождествлять с пантомимой, но, разумеется, обе эти формы имеют ряд общих черт, главным образом то, что в них отчетливо проявляются традиции комедии масок.
Сегодня сценическая пантомима находится, конечно, на значительно более зрелой стадии развития, чем клоунада, которая до сих пор не нашла своих авторов и насчитывает в своей истории только горсточку выдающихся представителей. Так же как в комедии масок, в классической клоунаде выступают типы, маски. В наше время самой обычной и самой известной фигурой является молодчик в широких брюках и клетчатом пиджаке, заплаты которого сияют всеми цветами радуги. Нос у него картошкой, над ним два больших белых пятна, меняющие выражение глаз, линия рта подчеркнута цветной рамкой.
Клоунов в манеже обычно двое. Одному из них палец в рот не клади, это человек, который не теряется в самых удивительных жизненных ситуациях и смех которого ни на секунду не умолкает. Его товарищ — плаксивый неудачник. Ничто и никогда ему не удается, жизнь для него беспрерывная цепь неприятных сюрпризов, препятствий и неудач, на которые его более хитрый коллега реагирует лишь язвительной усмешкой и шутками.
Кроме этих «заплатанных» клоунов на манеж выходит (густо напудренный) элегантный шут-аристократ, так называемый Белый клоун. Он одет в комбинезон, усыпанный блестками, короткие брюки галифе, белые чулки и туфли на полувысоком каблуке с украшениями. В вихре проказ своих коллег он ведет себя чинно, не забывает о своем «высоком» происхождении, модничает. Это надутый, блестящий пузырь, дурак, выдающий себя за «большого господина».
Представителем высшей власти, общественной организации и дисциплины является так называемый шпрехшталмейстер, или ре жиссер-инспектор, ведущий программу и являющийся посредником между клоунами и публикой. Несмотря на серьезное и строгое лицо он часто попадает в комические положения, так как зрители всегда больше симпатизируют оборванному клоуну, чем элегантному «шефу» манежа.
Буффонадные клоуны В. Сухи, И.Вотруба
Таковы основные типы классической клоунады которая, к сожалению, не нашла своего Дебюро и Шамфлери.
В истории клоунады мало славных имен, таких, как Фриго или Грок. Их мало потому, что развивались новые формы и артисты, работавшие в области клоунады, покидали цирк, перенося элементы творчества цирковых клоунов в пантомимы, мюзик-холлы и кино.
Если бы Дебюро так не блистал в театре « Funambulus », его имя, конечно, было бы записано в историю цирка, точно так же как Чаплин был бы цирковым клоуном, если бы через подмостки более современного мюзик-холла не попал в кино.
Чарли Чаплин в своих немых гротесках — это, собственно, клоун. Уже то, что он использует клоунский костюм, известный задолго до его рождения в парижских цирках и кабаре, как пишет Жорж Садуль в книге «Чарли Чаплин», и то, что он создает тип, является характерной чертой клоуна.
Его актерское искусство — это серия пантомимических шуток с реквизитом и частых каскадов, особенно в кинофильме «Чаплин возвращается с прогулки». Чаплин часто усиливает эффект актерской игры акробатическими трюками, особенно неотразим он как каскадер. Несмотря на свое стремление к модернизации искусства кино, он выступал против звукового кино, так как клоунада и бурлеск варьете влияли на него и в более поздний период.
Его гениальность позже перешагнула границы гротеска и вдохнула в маску интенсивную жизнь, настолько интенсивную, что клоун Чаплин подошел к границе трагикомического. Но даже его самые зрелые кинофильмы не позволяют зрителям забыть об актерско-цирковых гротесках, когда Чаплин был уже великим автором, великим режиссером, великим актером, но ко всему еще и великим клоуном.
То, что гении, творчество которых питалось традициями клоунады, или вообще не пришли в круглый манеж, или же покинули его, а также недостаток хороших либретто — все это вызывало разложение клоунского искусства.
Не нашлось гения, реформатора, циркового Дебюро, который поддержал бы это искусство и поднял клоунаду на уровень других видов искусства, почерпнувших так много из ее традиций.
Совершенно отличным было развитие клоунады в дореволюционной России. Это единственная страна, где конкуренция не повредила развитию цирка. Система постоянных цирков, оборудованных для того времени по последнему слову техники, была благоприятной средой для творческого роста.
Артисты цирка, подобно многим актерам, стали частью самых передовых слоев общества. Образовалась группа энтузиастов, готовых посвятить всю свою жизнь прогрессивным идеям, В клоунских выступлениях, зажатых цензурой, звучали ноты протеста против существующих порядков, а острая антицаристская сатира смешила разнообразную и многочисленную публику. Уровень программ повышался, потому что в России погоня предпринимателей за прибылью не оказывала на цирк такого влияния, как в других странах.
Традиционная клоунада с почти неизменными типами не удовлетворяла нужд сатиры, а потому возник новый тип реприз-клоуна, так называемый «коверный», Он отказывается от традиционного костюма, так хорошо известного на европейских цирковых аренах; он надевает самые разнообразные гротесковые наряды, его фантазия в этом не знает границ. Намного чаще он использует живое слово. Он не ограничивается выступлениями при установке и уборке реквизита; как всесторонний артист, он
работает под руководством режиссера прямо в номерах, где помогает заполнить паузы для отдыха артистам. Это способствует плавному течению программы.
Комические элементы включаются прямо в номера, где с коверным вместе работают комические партерные акробаты, прыгуны на батудах, музыкальные эксцентрики и даже комики-дрессировщики.
Появляется множество типов клоунов — специалистов в определенном цирковом жанре. Ко всему этому коверный — цирковой конферансье, он придает представлению стилистическое единство.
В русском и советском цирке уже несколько клоунов прославились большим художественным мастерством.
Анатолия Леонидовича Дурова, одного из первых современных коверных, с 90-х годов до самой революции почти беспрерывно преследовала полиция за оппозиционные шутки, которые как волна распространялись по всей России. Его брат, Владимир Леонидович, клоун-дрессировщик, автор нескольких книг для молодежи, ставил целые пантомимы с дрессированными животными.
Из большого числа советских коверных наряду с представителями старшего поколения, такими, как Лазаренко и Альперов, большой популярностью пользуются Карандаш, Вяткин, Середа, Мусин и молодой выдающийся артист Попов, который привел в восторг зрителей и критику в 1956 году во время гастролей советского цирка в западноевропейских государствах и на Международном цирковом фестивале в Варшаве.
Но коверный — это уже не клоун, не маска, у него нет неподвижного лица традиционного шута. Это современный цирковой комик, сатирический актер, искусство которого умножено зрелым мастерством циркового искусства. Для коверного пишутся либретто, так что он не должен полагаться лишь на традиционные трюки и выработанную способность импровизировать. От него, конечно, требуется, чтобы он и сам создавал новые пантомимические шутки, более тонкие и близкие современным зрителям и таким образом обогащал могучий фонд комических трюков, созданный в течение нескольких веков его предшественниками.
Коверный — это мост, перекинутый от бродячих групп комедиантов, музыкантов и певцов к современному режиссерски поставленному представлению в цирке, которое все больше возрождается к жизни.
Совершенно иные условия существования клоунады в Чехословакии. У нас большинство реприз-клоунов воспитываются из рядов цирковых артистов старшего поколения, музыкальных клоунов, акробатов-эксцентриков, комических каскадеров и других, которые смотрят на клоунаду как на второстепенное дело, как на источник дополнительного заработка. Почти каждый из них специализируется в каком-либо цирковом жанре, так что в первую очередь их интересует цирковой номер, и только в свободное время они работают над клоунадой.
Лишь несколько человек специализируются на сюжетной клоунаде, но и то большей частью используют традиционные, давно проверенные шутки и буффонадные трюки.
Современный чешский коверный рождается очень медленно. Он развивается из известного реприз-клоуна в очень тяжелых условиях, так как у него нет в распоряжении оригинального сценарного репертуара чешских авторов.
Если мы хотим, чтобы клоунада мелкая сценическая форма с большим общественным диапазоном, развивалась и дальше, необходимо, чтобы ее действенность поняли писатели, художники и композиторы, пишущие для сцены, и чтобы она нашла понимание в высоких учреждениях.
Перевод с чешского
П. Акимовой и А. Левина
Когда небольшие бродячие труппы выросли в современные цирки почти в нашем понимании этого слова, клоун, как артист, связывающий отдельные выступления в одно целое, начал вводить в свои комические приемы парадирование серьезных цирковых номеров.