Как появились евреи в россии
Как появились евреи в россии
Интересная получается статистика. Россия, некогда имевшая самую большую еврейскую диаспору в мире, в настоящее время скатилась по этому показателю на самые задворки, имея среди своих граждан всего около 1% от мирового их числа. Как же получилось так, что люди, составлявшие значительную часть населения страны, начали массово покидать ее? К сожалению, у этого процесса была историческая предрасположенность с определенными причинами. Правда, рассматривать придется не современную Россию, а Российскую империю и Советский Союз.
Первые евреи на территории России
Самыми первыми представителями этой нации в нынешнем понимании были евреи-иудеяне, плененные царем Нововавилонского царства Навуходоносором II. Уведенные в Вавилон, они сумели сохранить свою идентичность и не ассимилироваться среди других народов Междуречья. После завоевания Вавилона царем Персии Киром II Великим получили желанную свободу, однако в Иудею вернулись далеко не все. Некоторая часть осталась на обжитых местах и ради заработка начала наниматься в персидскую армию. Именно как военные персидской армии первые евреи попали на Кавказ и территорию Средней Азии. Эти земли впоследствии вошли в состав Российской империи, а потом унаследованы Советским Союзом. Несколько позже военных начали сменять гражданские люди.
Новая волна переселения евреев началась спустя два столетия. Этому процессу предшествовала свадьба правителя греческой колонии Гераклеи Понтийской Дионисия на персиянке Амастрис, дочери брата последнего ахеменидского правителя Дария III. После этого персидские евреи-иудеяне получили законную возможность селиться в Крыму и на Таманском полуострове. О том, что переселившиеся в Крым евреи никуда не исчезли, говорит факт находки надгробной плиты I века на Таманском полуострове, установленной на могиле воина-еврея. Немного позже крымскую диаспору пополнили беженцы из разгромленной римлянами Иудеи после подавления в ней восстания Бар-Кохбы.
Средние века
После угасания Хазарского каганата лидерство в регионе перешло к русскому государству со столицей в Киеве. Туда же, по всей вероятности, начали перемещаться и еврейские торговцы. Подлинных свидетельств о постоянно проживающих в русском государстве евреях на данный момент нет, однако наличие многочисленных топонимов типа Жидово, Жидичев, Козари, Козара говорит о том, что, как минимум, еврейское купечество в заметных масштабах там присутствовало.
После разделения Киевской Руси на несколько отдельных русских княжеств евреи начали образовывать уже в них свои общины. Так известно, что в XI веке в Черниговском княжестве, XI-XII столетиях во Владимир-Волынском княжестве существовали весьма просвещенные еврейские общины. Предполагается, что евреи были даже во владения князя Андрея Боголюбского, правившего в Северо-Восточной Руси, правда, жили ли они там на постоянной основе, сейчас неизвестно. Все завершилось в середине XIII столетия, после того как на Русь обрушилось нашествие хана Батыя. В ходе него еврейство пострадало настолько сильно, что о нем на долгое время просто забыли.
В Восточную Европу представители этой нации вернулись лишь в XIV веке, после того как их начали изгонять из стран Западной Европы. Несчастным изгнанникам предоставил свои земли польский король Казимир III. Мало того, этот правитель предоставил евреям массу льгот. Это дало возможность обездоленным людям укрепиться на польской земле и расселиться на литовской, а также на подконтрольных Польше украинских и белорусских территориях. Спустя непродолжительное время община евреев настолько выросла, что стала составлять от 1/8 до 1/5 части населения и контролировать до 3/4 от всего польского экспорта. В итоге, к концу XVIII столетия польские правители начали даже ограничивать аппетиты евреев.
Московское царство и Российская империя
После того как в результате нашествия Батыя еврейская община на Руси практически перестала существовать, новые евреи долгое время не могли попасть в страну. Русские князья и цари опасались не столько их самих, сколько их идеологии. По этой причине евреи могли приезжать на Русь только временно. Исключение делалось лишь тем, кто принял христианство, однако таких было немного.
Все поменялось в XVII-XVIII столетиях, когда Россия начала расширяться на запад. Постепенно поглощая некогда свои земли, государство наряду с коренным населением получала и евреев. Еще больше представителей этой нации попали в Россию после раздела Польского королевства. Так что правительству страны ничего не оставалось делать, как изменять законы в пользу евреев. Однако из-за многовекового периода недоверия к иудейской идеологии, многие ограничения для них все же оставили. Это коснулось зоны расселения евреев по территории империи, возможности получения ими достаточного уровня образования и выбора профессиональной деятельности. Конечно же, были определенные исключения. К примеру, привилегированное положение евреев в развитии Одессы или возможности свободной деятельности для горских евреев. А вот для ашкеназов западных регионов империи положение в значительной мере было незавидным.
Тем не менее, в XIX столетии оказалось, что Россия стала обладателем огромного числа евреев, составлявших 67% от их общего количества в мире. И очень прискорбным оказался факт того, что российские правители не понимали, как с пользой воспользоваться этим достоянием. Как итог, пренебрежительное отношение властей к евреям передалось ниже, и уже простые обыватели стали относиться к своим еврейским соседям с крайним подозрением и даже брезгливостью.
Учитывая, что во второй половине XIX столетии в стране шло усиленное становление капиталистического общества, из деревень в города хлынули огромные массы обездоленных крестьян. В городской среде эти люди быстро люмпенизировались и их легко можно было направить против любого врага. Возникшие черносотенные антисемитские движения быстро сформировали из люмпенов ударную силу, которая яростно проявила себя в ходе многолетней череды еврейских погромов. К сожалению, во многих случаях такие беспорядки провоцировали сами власти, представители которой прямо указывали еврейскому населению путь спасения – эмиграцию за рубеж. И они своего добились: из страны в поисках лучшей жизни потянулись массы евреев.
Советский период
Путь притеснения еврейского населения во многом способствовал революционным настроениям в их среде. В итоге, когда в 1917 году российскому самодержавию пришел конец, среди массы революционеров оказалось значительное число евреев. Правда, этим они открыли ящик Пандоры. Дальнейшие события показали, что и революционеры, и контрреволюционеры с особым упоением громили еврейские городки. Советская власть опомнилась быстрее: зачинщиков погромов и их исполнителей начала расстреливать, пресекая на корню такого рода прецеденты. В дальнейшем до самого конца существования Советского Союза ни одного погрома не было зафиксировано.
Но и окончание войны принесло только временное облегчение. Очень скоро против евреев начались гонения уже со стороны самих советских властей. Конечно, уровень этих притеснений никак нельзя сравнивать ни с действиями нацистов или царских властей. Знаковые ученые, производственники, специалисты других профессий могли и дальше заниматься своей работой. Но все-таки многие решили под любым предлогом покинуть страну. И, начиная с 1970-х годов, из СССР они начали выезжать, отправляясь преимущественно в Израиль, США и страны Западной Европы.
Поток эмигрантов резко усилился в период конца 1980-х и 1990-х годов, когда евреи уезжали просто от безысходности. К 2000-м годам в республиках, некогда составлявших Советский Союз, остались совсем немногочисленные общины евреев. Лишь Российская Федерация может «похвастаться» примерно 150-тысячной еврейской общиной. Для остальных бывших советских республик эти цифры еще печальнее.
КАК ЕВРЕИ ПОПАЛИ В РОССИЮ
КАК ЕВРЕИ ПОПАЛИ В РОССИЮ
Первым сохранившимся аутентичным документом Киевской Руси было письмо, написанное на иврите. К концу XIX века в России уже проживало пять с половиной миллионов евреев, что составляло 80 процентов от их общего числа в мире.
НОВЫЕ ГИПОТЕЗЫ. До последнего времени главной версией того, как евреи оказались в Восточной Европе была Рейнская гипотеза, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от потомков израильско-ханаанейских племен, мигрировавших со Святой земли под влиянием исламской экспансии в VII веке на территории среднего течения Рейна. До этого здесь уже были небольшие общины, переселившиеся на эти земли в позднеримкую эпоху.
Далее, уже в начале XV века большая группа евреев мигрировала на Восток.
Однако последние крупные исследования геномов, проведенные американским генетиком доктором Эраном Элхаиком из Университета Джона Хопкинса показали, что генентическая карта еврейских общин далеко не монолитна, более того, в ней доминируют южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с небольшой примесью ближневосточных. Исследование доктора Элхаика было опубликовано в журнале Genome Biology and Evolution.
Схожие исследования проводились и другими учеными. В 2013 году 17 исследователей из 12 научных организаций изучили больше 3,5 тыс. митохондриальных ДНК у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и пришли к выводу, что больше 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа.
По мнению автора исследования англичанина Мартина Ричардса (центр по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда) и его коллег, среди которых есть и российские ученые из Института общей генетики РАН Сергей Рычков и Оксана Наумова, это говорит о том, примерно 2000 лет назад большая группа евреев мигрировала из Палестины, причем это были приемущественно мужчины, что важно, поскольку принадлежность к еврейству передается по материнской линии.
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить, что еврейская миграция на территории России шла, во-первых, в несколько этапов, во-вторых, шла из разных мест: с территории Палестины и с территории Хазарского каганата, причем число палестинских евреев было меньшим.
ПЕРВЫЕ ЕВРЕИ НА БУДУЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ РУСИ. Первые евреи на будущей территории Руси появились ещё в I-II веках. Они жили в греческих островных колониях. Об этом свидетельствует найденная в Тамани могильная плита еврейского воина, датируемая I веком, а также многочисленные памятники с еврейской символикой еврейской символикой (изображения меноры, шофара, лулава и этрога).
Также известно, что значительное количество евреев проживали в Боспорском царстве ещё в конце IV века, это были потомки участников восстания Бар-Кохбы и тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений.
В VII веке Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев. Об этом говорит запись византийского хрониста Феофана, которую он сделал в 671 году:
«… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».
После распада Хазарского каганата евреи были вынуждены мигрировать на запад. Это подтверждают летописи 1117 года о переселении хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов, а также многочисленные топонимы вроде Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек на территории Древней Руси и Польши.
ЕВРЕИ В КИЕВСКОЙ РУСИ. Ещё в ранний период Киевской Руси еврейские общины были уже в Смоленске, Чернигове, Перемышле и Владимире-Волынском. Сведения о них содержатся в документах XI-XIII веков. В Киеве также в это время была значительная хазарско-еврейская колония. В летописях Киевской Руси есть упоминания о Жидовском квартале и Жидовских воротах.
Одна из древнейших аутентичных рукописей Киевской Руси, так называемое Киевское письмо, было написано на иврите. Это было рекомендательное письмо, выданное Яакову бен Ханукке иудейской общиной Киева. Оно датируется X веком.
Есть и другие исторические подтверждения активности иудейского населения Киевской Руси в X-XII веках. Так, в 1094 и 1124 годах в Киевской Руси были составлены комментарии к Пятикнижию. В 1156 году греческий монах Феодосий упоминал о живших в Киеве караимах. Киевский раввин конца XII века Моше бен Я‘аков из Киева был лично знаком с французским раввином Я‘аковом Тамом и состоял в переписке с главой багдадской иешивы Шмуэлем бен Али ха-Леви Гаоном (он умер около 1194 года), главой иешивы в Багдаде. Посетивший Киев в 1173 году Биньямин из Туделы назвал его «великим городом».
ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ. Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативный подтекст, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная узкая граница. Определимся с терминами. Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что это не была узкая полоска земли, территория черты оседлости составляла 1,224,008 кв. км, то есть это была целая страна, которая по площади больше, чем территория Молдовы, или Белоруссии, или Украины. Для сравнения: территория Израиля: 22 072 кв. км.
Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане, или изгои?».
Евреи, проживавшие в черте оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном, восприняв нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками.
Черта оседлости была не только формой дикриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.
Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им разрешались многие виды деятельности, в том числе винокурение, пивоварение, разрешалось работать ремесленникками и мастеровыми.
После появления черты оседлости не все евреи были ограничены в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.
РАЗДЕЛЫ ПОЛЬШИ. Самая большая часть евреев оказалась в Российской империи после разделов Польши (1772-1794). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфики традиции. За евреями было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.
Ограничивать в правах евреев начала Екатерина Вторая, но до реакционизма конца XIX века и погромов было ещё далеко.
В 1795 черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).
ЕВРЕИ В РОССИИ К КОНЦУ XIX ВЕКА. Немного статистики. В конце XIX века, в 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев, 5, 25 миллиона из них проживали на территории Российской империи. Из них 3,837 млн. жили в Европейской России, 105 тыс. евреев — на Кавказе, в Сибири и Центральной Азии.
Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских — 35,5%, евреев — 30%, украинцев — 27%.
журнал "История", ноябрь 2016, № 9
ЕВРЕИ | ЕВРЕИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ | ЕВРЕИ В РОССИИ
Первым сохранившимся аутентичным документом Киевской Руси было письмо, написанное на иврите. К концу XIX века в России уже проживало пять с половиной миллионов евреев, что составляло 80 процентов от их общего числа в мире.
Новые гипотезы
До последнего времени главной версией того, как евреи оказались в Восточной Европе была Рейнская гипотеза, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от потомков израильско-ханаанейских племен, мигрировавших со Святой земли под влиянием исламской экспансии в VII веке на территории среднего течения Рейна. До этого здесь уже были небольшие общины, переселившиеся на эти земли в позднеримкую эпоху.
Далее, уже в начале XV века большая группа евреев мигрировала на Восток.
Однако последние крупные исследования геномов, проведенные американским генетиком доктором Эраном Элхаиком из Университета Джона Хопкинса показали, что генентическая карта еврейских общин далеко не монолитна, более того, в ней доминируют южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с небольшой примесью ближневосточных. Исследование доктора Элхаика было опубликовано в журнале Genome Biology and Evolution.
Схожие исследования проводились и другими учеными. В 2013 году 17 исследователей из 12 научных организаций изучили больше 3,5 тыс. митохондриальных ДНК у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и пришли к выводу, что больше 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа.
По мнению автора исследования англичанина Мартина Ричардса (центр по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда) и его коллег, среди которых есть и российские ученые из Института общей генетики РАН Сергей Рычков и Оксана Наумова, это говорит о том, примерно 2000 лет назад большая группа евреев мигрировала из Палестины, причем это были приемущественно мужчины, что важно, поскольку принадлежность к еврейству передается по материнской линии.
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить, что еврейская миграция на территории России шла, во-первых, в несколько этапов, во-вторых, шла из разных мест: с территории Палестины и с территории Хазарского каганата, причем число палестинских евреев было меньшим.
Первые евреи на будущей территории Руси
Первые евреи на будущей территории Руси появились ещё в I-II веках. Они жили в греческих островных колониях. Об этом свидетельствует найденная в Тамани могильная плита еврейского воина, датируемая I веком, а также многочисленные памятники с еврейской символикой еврейской символикой (изображения меноры, шофара, лулава и этрога).
Также известно, что значительное количество евреев проживали в Боспорском царстве ещё в конце IV века, это были потомки участников восстания Бар-Кохбы и тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений.
В VII веке Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев. Об этом говорит запись византийского хрониста Феофана, которую он сделал в 671 году:
«… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».
После распада Хазарского каганата евреи были вынуждены мигрировать на запад. Это подтверждают летописи 1117 года о переселении хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов, а также многочисленные топонимы вроде Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек на территории Древней Руси и Польши.
Евреи в Киевской Руси
Ещё в ранний период Киевской Руси еврейские общины были уже в Смоленске, Чернигове, Перемышле и Владимире-Волынском. Сведения о них содержатся в документах XI-XIII веков. В Киеве также в это время была значительная хазарско-еврейская колония. В летописях Киевской Руси есть упоминания о Жидовском квартале и Жидовских воротах.
Одна из древнейших аутентичных рукописей Киевской Руси, так называемое Киевское письмо, было написано на иврите. Это было рекомендательное письмо, выданное Яакову бен Ханукке иудейской общиной Киева. Оно датируется X веком.
Есть и другие исторические подтверждения активности иудейского населения Киевской Руси в X-XII веках. Так, в 1094 и 1124 годах в Киевской Руси были составлены комментарии к Пятикнижию. В 1156 году греческий монах Феодосий упоминал о живших в Киеве караимах. Киевский раввин конца XII века Моше бен Я‘аков из Киева был лично знаком с французским раввином Я‘аковом Тамом и состоял в переписке с главой багдадской иешивы Шмуэлем бен Али ха-Леви Гаоном (он умер около 1194 года), главой иешивы в Багдаде. Посетивший Киев в 1173 году Биньямин из Туделы назвал его «великим городом».
Черта оседлости
Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативный подтекст, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная узкая граница. Определимся с терминами. Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что это не была узкая полоска земли, территория черты оседлости составляла 1,224,008 кв. км, то есть это была целая страна, которая по площади больше, чем территория Молдовы, или Белоруссии, или Украины. Для сравнения: территория Израиля: 22 072 кв. км.
Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане или изгои?».
Евреи, проживавшие в черте оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном, восприняв нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками.
Черта оседлости была не только формой дикриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.
Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им разрешались многие виды деятельности, в том числе винокурение, пивоварение, разрешалось работать ремесленникками и мастеровыми.
После появления черты оседлости не все евреи были ограничены в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.
Разделы Польши
Самая большая часть евреев оказалась в Российской империи после разделов Польши (1772-1794). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфики традиции. За евреями было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.
Ограничивать в правах евреев начала Екатерина Вторая, но до реакционизма конца XIX века и погромов было ещё далеко. В 1795 черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).
Евреи в России к концу XIX века
Как и когда на Руси появились евреи
Известно, что евреи живут на территории России, Украины и Беларуси с незапамятных времен. Удивительно, но самый первый аутентичный документ Киевской Руси, найденный учеными, был написан не на славянских языках, а именно на иврите. В конце 19 столетия перепись населения Российской империи выяснила, что в стране проживают 5,5 млн евреев, что составляло почти 80% от всего их количества в мире. Как появились в Восточной Европе первые евреи и почему им тут так понравилось?
Почти два столетия ученые объясняли появление евреев в Европе так называемой Рейнской гипотезой. Она гласила, что евреи Восточной Европы – это потомки израильско-ханаанейских племен, покинувших Ближний Восток в 7 веке из-за исламской экспансии.
Эти евреи селились на землях в среднем течении Рейна, где уже несколько столетий, со времен Римской империи, жили их соплеменники. В 15 столетии большая группа евреев покинула берега гостеприимного Рейна и отправилась на восток, на Русь. В связи с этим все были уверены, что все представители еврейского народа в Европе – это потомки переселенцев эпохи раннего Средневековья.
Но совсем недавно доктор Эран Элхаик из Университета Джона Хопкинса, США, провел масштабные генетические исследования и заявил, что еврейское население Европы очень неоднородно, но в нем главенствующую роль играют гены не рейнских мигрантов, а южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с относительно небольшой примесью ближневосточных.
В 2013 году результаты работы доктора Элхаика были уточнены работой 17 ученых, представляющих 12 организаций из разных стран мира. Они изучили более 3,5 тыс. митохондриальных ДНК у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и определили, что 82% представителей этого древнего народа имеют, все-таки, европейских предков и лишь немногие произошли от выходцев с Ближнего Востока или Кавказа.
Более интересный вариант предложили ученые из британского Центра по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда. Там считают, что еще 2000 лет назад группа евреев мигрировала из Палестины в Европу. Генетики считают, что почти все они были мужчинами – это важный момент, так как еврейство, согласно канонам, передается только по материнской линии.
Кто из исследователей прав, а кто заблуждается – судить не нам. Но, вероятнее всего, современное еврейское население Восточной Европы – это потомки мигрантов из разных мест континента: из Палестины, Хазарского каганата и других регионов. При этом палестинцев в общей массе совсем немного.
Евреи на Тамани и в Поволжье
На территории Руси евреи появились, скорее всего, в 1–2 веках нашей эры и первыми местами их жительства были греческие колонии на берегах Черного моря. Эту версию подтверждает находка на полуострове Тамань – там археологи обнаружили надгробие еврейского воина, жившего в 1 веке нашей эры.
К этому периоду принадлежат и многочисленные религиозные изображения, обнаруженные в разных местах побережья – меноры, шофары, лулавы и этроги находятся при раскопках от Одессы до Кубани. В 7 веке Таманский полуостров населяло значительное количество евреев. Сведения об этом есть в трудах византийского летописца Феофана. Запись, сделанная хронистом в 671 году на греческом языке, гласит:
Историк Юлий Бруцкус, много лет изучавший историю евреев Восточной Европы, считает, что представители этого этноса пришли на нижнюю Волгу из Персии, воспользовавшись Дербентским проходом. В 8 веке на Волге появился город Итиль, которому было суждено стать столицей грозного Хазарского каганата.
Когда Хазарский каганат распался, евреи были вынуждены искать новое место для жизни и отправились на запад. В летописи 1117 года сказано, что хазары пришли из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов. Красноречиво напоминают о хазарских корнях и многочисленные топонимы, встречающиеся на территории Украины, Беларуси и Польши: Жидово, Жидичев, Жидова Вила, Козари, Козара, Козарзевек.
Киевская Русь и ее еврейское население
Едва на карте Восточной Европе появилась Киевская Русь, появились в ней и евреи. Об их общинах в Смоленске, Чернигове, Перемышле и Владимире-Волынском говорят многие авторитетные источники 11–13 веков. В Киеве находилась внушительная по размерам колония хазарских евреев, занимавшихся торговлей и ремеслами. Об этом говорили такие канувшие в Лету киевские названия как Жидовские ворота и Жидовский квартал, известные нам из древних документов.
Первый аутентичный письменный памятник Киевской Руси, о котором мы говорили в начале – это рекомендательное письмо, выданное в 10 веке Яакову бен Ханукке иудейской общиной Киева. Существуют и другие письменные свидетельства деятельности евреев на Руси в Средние века. Греческий монах Феодосий в 1156 году писал о киевской колонии караимов.
Уже в 12 веке в Киеве работали синагоги, а главный раввин города, Моше бен Я‘аков, вел активную переписку с единоверцами из Франции и даже из далекого Багдада. В 1173 году еврейский купец Биньямин из Туделы, посетив Киев, назвал его «великим еврейским городом».
Черта оседлости и ее роль в жизни еврейства
Сегодня о черте оседлости для евреев говорят только в негативном ключе и многие воспринимают ее как границу, некую демаркационную линию. На самом деле, это была достаточно обширная территория площадью 1,224,008 кв. км, то есть больше, чем Украина или Беларусь. Для сравнения площадь государства Израиль составляет всего 22 072 кв. км, так что притеснениями тут даже не пахнет.
За пределами черты оседлости власти Российской империи запрещали постоянное проживание евреев в период с 1791 по 1915 годы. Это была мера, целью которой была не только дискриминация. Во-первых, евреев разделяли не по национальности, а по вере, поэтому черта оседлости была актуальна только для иудеев. В во-вторых, это был неплохой способ защитить еврейские общины от нападений со стороны.
Долгое время евреев в Российской империи не призывали в армию и даже не заставляли платить налоги. Существовал список профессий, которыми разрешалось заниматься представителям этого народа и он был не маленьким. Сюда входила торговля, винокурение, пивоварение, а также многие ремесленные специальности, связанные с ювелирным делом, обработкой тканей, кожи и меха.
Крещеные евреи, купцы первой гильдии, провизоры, дантисты, инженеры и фельдшеры, лица с высшим образованием могли не обращать внимания на черту оседлости и селиться там, где им вздумается. В целом, условия были лучше, чем во многих европейских странах, где евреи, как минимум, не имели никаких льгот, а иногда даже платили больше других.
Стоит отметить, что отечественные евреи были довольно патриотично настроены. Когда войска Наполеона вступили на земли Российской империи и французы пытались привлечь их на свою сторону, суля деньги и привилегии, лишь единицы предали свою малую Родину и пошли на сотрудничество с неприятелем. Большинство восприняло французскую оккупацию как несчастье и угрозу своим традициям и вере. Евреи даже принимали участие в освободительной войне в рядах партизанских отрядов.
Больше всего евреев оказалось в Российской империи после разделов Польши, состоявшихся в 1772–1794 годах. Только в 1772 году из Речи Посполитой в Россию пришли более 200 тысяч человек, исповедовавших иудаизм. Евреям было разрешено владеть собственностью и отправлять религиозные обряды. Екатерина Вторая первой начала урезать права евреев, но до конца 19 века ни о каких погромах не было и речи.
К концу 19 столетия евреи составляли до 50% населения городов Литвы и Беларуси. В крупных городах Украины евреев проживало примерно 30%. В 1897 году во всем мире было 7,5 млн евреев, при этом 5,25 млн из них были частью населения Российской империи.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!