Как появились деньги обществознание 7 класс
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 13
Параграф 13. Деньги, их функции
Страница 105
Что выполняло роль денег у древних славян? Какими были деньги в Древнерусском государстве?
У древних славян роль денег выполняли различные товары. Все сделки производились путем обмена одного товара на другой. Например, одному человеку нужно было приобрести зимнюю одежду. Взамен он мог предложить посуду, сделанную им самим. Его задачей становилось найти такого человека, который будет заинтересован в обмене посуды на одежду.
В Древнерусском государстве деньги были не совсем такими, какими мы видим их сейчас. Они представляли собой монеты из различных металлов, на которые наносились имена или портреты правителей.
Мнения семиклассников по вопросу о роли денег в нашей жизни разделились. Наташа утверждала, что деньги – это зло, потому что из-за них происходит немало бед и несчастий. Антон говорил, что деньги – это всё: тот, у кого они есть, может владеть, чем угодно. А каково твое мнение?
Мнение о данном вопросе может быть двузначным. Нельзя утверждать, что деньги – это только зло, потому что без них у людей не будет возможности приобрести товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. В то же время нельзя оценивать деньги только в хорошем ключе. Зачастую те, кто имеют большое количество финансовых средств, позволяют себе негативные действия, способные нанести вред окружающим. Деньгами нужно уметь правильно распоряжаться, и тогда они будут приносить пользу обществу.
Страница 106
Почему металлы стали удобным эквивалентом товаров?
Металлы стали удобным эквивалентом товаров, потому что с их помощью можно было однозначно оценить стоимость. Кроме того металлы можно было разделять, они удобны в изготовлении и не несут сложностей в обращении. Металлы – это довольно стойкий и долговечный материал, который может храниться несколько лет.
Страница 108
Как ты думаешь, почему С.Ю. Витте считал прочную денежную систему важнейшим условием процветания страны?
Прочная денежная система, по мнению Витте, является важнейшим условием процветания страны, потому что она позволяет государству развиваться с экономической точки зрения. В любой развитой стране должна быть своя валюта, известная другим государствам.
Страница 109
Какие события в истории России отразились на истории денежного обращения?
На истории денежного обращения отразились такие события в истории России, как смена правителей. Дело в том, что на монетах часто печатались имена правителей, поэтому при их смене, деньги начинали чеканить по-новому.
После окончания правления князей Владимира и Святополка в нашей стране выпуск монет на время прекратился. В период правления Золотой Орды появились новые деньги, носившие название тенге. Именно от этого термина произошло то понятие, которое мы слышим и произносим до сих пор – «деньги».
На Новгородской земле в XIII веке стали появляться рубли. Они представляли собой кусочек серебра определенного размера.
В 1530-х годах Елена Глинская ввела в обращение копейки, название которых связано с изображением копьеносца на задней части монеты.
При Екатерине II появились первые бумажные деньги – ассигнации.
Периоды войн, смена правителей, международные отношения – это те события из российской истории, которые отразились в истории денежного обращения.
Страница 110
Какие чувства, переживания участников события изобразил художник? С какими функциями денег связаны последствия краха банка, о которых рассказывает автор картины?
На картине Маковского изображены обманутые люди. Они показаны переживающими, озлобленными, грустными и подавленными.
Последствия краха банка связаны с функцией денег, как средства накопления. В экономике существует такой термин, как «инфляция». Он обозначает обесценивание денег. Вкладчики, изображенные на картине, вложили в банк свои средства, но из-за разорения банка все потеряли.
Страница 111
Задание 1. Как появились деньги?
Деньги появились с древних времен. Сначала в их роли выступали товары-обменники. У древних людей имелись определенные запасы продуктов, одежды, орудий труда и быта, которые можно было обменять на недостающие предметы.
Затем перед обществом встал вопрос о мере стоимости товаров. Тогда стали появляться металлические деньги. Они служили мерой оценивания полезности товара. Сейчас существуют не только металлические монеты, но и бумажные банкноты, ценные бумаги, пластиковые карты и даже электронные деньги.
Задание 2. Назови основные функции денег.
Выделяют 5 основных функций денег:
Задание 3. Какие виды денег существуют в наше время?
В наше время существуют наличные и безналичные деньги. В качестве наличных денег выступают монеты и купюры разного достоинства. Безналичные средства – это те деньги, которыми мы расплачиваемся, используя банковские карты и различные сервисы с электронными деньгами.
Задание 4. Чем монеты отличаются от банкнот?
Монеты – это деньги, которые представляют собой металлические изделия определенного веса и достоинства.
Банкноты – это деньги, сделанные из бумаги или ткани. Они так же имеют разный номинал.
Отличие монет от банкнот заключается в их форме. Зачастую монеты представлены круглой формой, а банкноты – прямоугольной. Кроме того, монеты обычно чеканят из металла, а банкноты печатают на бумаге.
Задание 1. Какое суждение верно?
А. Деньги усложняют обмен.
Б. Деньги облегчают обмен.
Свой выбор объясни.
На мой взгляд, верно утверждение под буквой Б. Благодаря деньгам процесс обмена упрощается. Так как товары имеют определенную стоимость, то за них проще предложить деньги, чем другие неравноценные товары.
Задание 2. Определи, каковы функции денег в следующих ситуациях:
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую Папа
Карло выменял на свою куртку.
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее преставление.
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша.
«Добрые»знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране
Дураков, чтобы из них выросло денежное дерево.
Вот когда денежное дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты тогда на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль.
В данном тексте было выделено 5 основных функций денег:
Папа Карло обменял куртку на азбуку – то есть стоимость азбуки = стоимости куртки;
На них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый фестиваль – стоимость театра и организации фестиваля оценивается количеством тех денег, которые могут вырасти на денежном дереве.
Буратино обменял азбуку на пять грошей – мальчик отдал книгу, чтобы получить взамен деньги.
За один грош он приобрел билет на представление – Буратино заплатил за билет в театр деньгами.
Целое богатство – четыре гроша – деньги представлены, как средство сбережения.
Вырастет целое денежное дерево – деньги смогут стать всеобщим средством платежа.
Страница 112
Задание 3. Рассмотри, что изображено на российских банкнотах. Что такое номинал? Объясни, зачем на банкнотах помещены номера.
Номинал – это стоимость банкноты. В нашей стране выпускаются монеты номиналом в 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, а так же бумажные купюры стоимостью в 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей, 200 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 2000 рублей и 5000 рублей.
На монетах изображены номинал, герб, год чеканки и надпись «Банк России».
На российских купюрах помимо номинала и номеров изображены достопримечательности различных городов:
Номера нужны на банкнотах для того, чтобы не допустить использования фальшивых купюр. На каждой банкноте есть свой набор букв и цифр, установленный государственным банком.
Задание 4. Пользуясь дополнительной литературой и Интернетом, выясни, как называются денежные единицы государств – членов СНГ. Свой ответ оформи в виде таблицы.
Страны и денежные единицы
Беларусь: Белорусский рубль/Копейка.
Казахстан: Казахстанский тенге/Тиын.
Молдова: Молдавский лей/Бань.
Украина: Украинская гривна/Копейка.
Задание 5. Если ты читал роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», то легко вспомнишь, кто такой аббат Фариа. Его деньги играют очень важную роль в сюжете романа. Представь, что тебе необходимо схематично передать приятелю самое главное в судьбе денег аббата Фариа. Составь план такого рассказа, указав, в каких ситуациях деньги меняют ход событий, какую роль они играют в жизни героев романа.
Герой произведения Александра Дюма аббат Фариа являлся заключенным. Он некогда заведовал библиотекой у потомка известного кардинала. Фариа узнал о тайне этого человека, которая крылась в его несметном спрятанном богатстве. Аббат попал в тюрьму и, находясь в заточении, мечтал выбраться на свободу. Он говорил, что расскажет о том, где спрятан клад в обмен на волю для себя.
Деньги играли важную роль в судьбе Фариа, потому что дарили ему надежду на спасение. Аббат никак не мог выбраться из тюрьмы. Он прикладывал множество усилий, планировал побег, но все его попытки были тщетны. Он попал в камеру к Эдмону Дантесу и изменил его жизнь в лучшую сторону.
Они проводили время за разговорами, вместе собирались сбежать, но не смогли из-за паралича Фариа. Перед своей кончиной аббат рассказал Дантесу о местонахождении богатства После этого Дантес стал графом и направил все свои средства на помощь своим друзьям и знакомым. Он смог решить проблемы, получить полезную информацию и спасти друзей благодаря деньгам. Поэтому можно сказать, что деньги играют важную роль в судьбе героев романа «Граф Монте-Кристо»
Презентация «Происхождение денег», обществознание, 7 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ
Подготовила: учитель истории и обществознания Бортникова Е.А.
Описание слайда:
Цель: познакомить учащихся с историей происхождения денег
Задачи: – проследить историю и причины появления денег,
– ознакомиться с разными видами древних денег,
– определить важнейшие качества денег
Описание слайда:
Как вы считаете, Что такое деньги?
Описание слайда:
Деньги – это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости
Описание слайда:
Было время, когда денег
совсем не существовало
Человек тогда еще жил в пещерах, был вооружен
дубиной и все свое время
тратил на добывание пищи
Деньги этому человеку совершенно не были нужны
Описание слайда:
Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей
Описание слайда:
Постепенно все больше и больше развивался обмен. Для того, чтобы обмениваться, люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и приносили с собой для обмена те вещи, которых у них было много
Описание слайда:
Больше всего любили первобытные люди меняться на украшения — раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи
Описание слайда:
Для обмена стали использовать
разные ценные предметы
Самые древние деньги — раковины моллюсков каури. Их начали использовать в Азии и Африке еще
за 2000 лет до нашей эры
Описание слайда:
Также в качестве денег использовали скот— один из наиболее популярных эквивалентов денег у многих народов
Описание слайда:
Например: Быков, коров,
Описание слайда:
Описание слайда:
У многих северных народов в качестве денег долго использовались шкурки пушных животных.
На Руси это были шкурки белок:
одна шкурка — одна копейка,
сто шкурок — один рубль
Описание слайда:
В древние времена в Никарагуа, Мексике, Гондурасе мелкими деньгами выступали
бобы какао
Описание слайда:
В Индии денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот
Описание слайда:
В некоторых регионах Америки деньгами фактически являлись листья табака
Описание слайда:
Что в древности люди использовали в качестве денег?
Описание слайда:
Co временем определились те качества, которыми должны обладать вещи, чтобы быть деньгами:
делимость,
прочность (износоустойчивость),
узнаваемость,
высокая стоимость (ценность),
редкость,
способность к долгому хранению.
Вещами, которые обладали всеми этими качествами, стали металлы
Описание слайда:
Люди стали использовать в качестве денег металлические слитки.
Однажды пришло понимание удобства использования металлических предметов одного и того же веса. Так появились первые монеты
Описание слайда:
Монеты впервые появляются в VII веке до н.э. в Лидии, а уже оттуда распространяются в Грецию и другие страны
Описание слайда:
Вначале деньги были несовершенной, неправильной формы
Описание слайда:
Но по мере того, как развивалась техника и изобретались различные машины, монеты чеканились все лучше и лучше
Им придавалась форма совершенно правильных кружочков, часто с красивым узором и надписями
Описание слайда:
Что изображено
на монетах,
выпущенных
в России?
Описание слайда:
Описание слайда:
Игра
Как вы думаете,
монеты каких стран
изображены на картинках?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Правильные ответы:
Австралия
Китай
Беларусь
Казахстан
США
Европейский союз
Описание слайда:
В России свои первые деньги были введены сразу после принятия христианства в X веке. До этого в стране использовали иностранные монеты: из восточной Европы и стран Ближнего Востока.
В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и «гривны» (мелкая монета)
Описание слайда:
Описание слайда:
Для чего нужны полосочки на краях современных монет?
Описание слайда:
Они носят название гурт и появились еще в те времена, когда ценность монеты была равна ее весу.
Из-за того, что края монет того времени были ровными появилось множество мошенников, которые обрезали края монет и тем самым уменьшали ее ценность.
Решение этой проблемы предложил известный ученый Исаак Ньютон.
По его идее на краях монет были сделаны маленькие выпуклые линии, отсутствие которых сразу же указывало на то, что монета меньше заявленной ценности, так как края у нее были срезаны.
Описание слайда:
Какие науки занимаются изучением денег?
Описание слайда:
Описание слайда:
Бонистика –
это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бумажные денежные знаки
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация «Происхождение денег» может использоваться как элемент урока обществознания 7 класса «Деньги и их функции», а также как материал для внеклассного мероприятия, классного часа, дополнение к экскурсии по экспозиции «Древние деньги» в школьных музеях.Презентация включает информацию о происхождении денег, предметах, которые выступали в виде первых денег, свойствах, которыми должны обладать деньги. По ходу презентации происходит закрепление пройденного материала.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по обществознанию на тему «Налоги»
Разработка мероприятия «Викторина «Избирательноеправо»
Презентация у уроку обществознания «Современное общество» 11 класс
Презентация у уроку обществознания 6 класс «Общение»
Презентация по обществознанию на тему: «Отрочество особая пора»
Статья «Обществознание. Проблемы и тенденции преподавания»
Исследовательский проект «Герб, гимн, флаг как символы объединения общества»
Исследовательский проект «Информационное общество и эволюция человеческих потребностей»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5429235 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.