Как появилась золотая орда кратко
Золотая Орда и годы Золотой Орды
На каком этапе обучения обычно школьники знакомятся с понятием «Золотая Орда»? 6 класс, конечно же. Учитель истории рассказывает детям, как страдал православный народ от иностранных захватчиков. Складывается впечатление, что в тринадцатом столетии Русь переживала такую же жестокую оккупацию, как и в сороковых годах прошлого века. Но стоит ли так уж слепо проводить параллели между Третьим Рейхом и средневековым полукочевым государством? И что для славян означало татаро-монгольское иго? Чем была для них Золотая Орда? «История» (6 класс, учебник) не является единственным источником по этой тематике. Есть и другие, более основательные труды исследователей. Давайте по-взрослому взглянем на довольно продолжительный временной отрезок в истории родного отечества.
Начало Золотой Орды
Значение — Золотая Орда
Эта военная операция, длившаяся с 1236 по 1242 год, заметно расширила территорию улуса Джучи на запад. Однако о Золотой Орде говорить тогда было еще рано. Улус – это административная единица в великой империи Чингисхана, и она была зависима от центральной власти. Однако хан Бату (в русских летописях Батый) в 1254 году перенес свою столицу в Нижнее Поволжье. Там он устроил столицу. Хан основал крупный город Сарай-Бату (сейчас место близ села Селитренное в Астраханской области). В 1251 году состоялся курултай, где императором был избран Мункэ. Батый приехал в столицу Каракорум и поддержал престолонаследника. Другие претенденты были казнены. Их земли были разделены между Мункэ и чингизидами (в том числе и Бату). Сам термин «Золотая Орда» появился гораздо позже – в 1566 году, в книге «Казанская история», когда само это государство уже перестало существовать. Самоназвание же этого территориального образования было «Улу Улус», что означает в переводе с тюркского «Великое Княжество».
Годы Золотой Орды Выказывание преданности хану Мункэ сослужило Бату хорошую службу. Его улус получил большую автономию. Но полную самостоятельность государство обрело лишь после смерти Батыя (1255), уже во времена правления хана Менгу-Тимура, в 1266 году. Но и тогда сохранялась номинальная зависимость от Монгольской империи. В состав этого непомерно разросшегося улуса входили Волжская Болгария, Северный Хорезм, Западная Сибирь, Дешт-и-Кипчак (степи от Иртыша до самого Дуная), Северный Кавказ и Крым. По площади государственное образование вполне можно сравнить с Римской империей. Его южной окраиной был Дербент, а северо-восточным пределом были Искер и Тюмень в Сибири. В 1257 году на трон улуса взошел брат Батыя, Берке-хан (правил до 1266 г.) Он принял ислам, но, скорее всего, из политических соображений. Широкие массы монголов мусульманство не затронуло, зато дало возможность хану привлечь на свою сторону арабских ремесленников и торговцев из Средней Азии и Волжских Булгар.
Наибольшего расцвета достигла Золотая Орда в 14 веке, когда на трон взошел Узбек-хан (1313-1342). При нем ислам стал государственной религией. После смерти Узбека государство стало переживать эпоху феодальной раздробленности. Поход Тамерлана (1395 год) вбил последний гвоздь в крышку гроба этой великой, но недолговечной державы.
Конец Золотой Орды
В XV веке государство распалось. Появились маленькие независимые княжества: Ногайская Орда (первые годы XV столетия), Казанское, Крымское, Астраханское, Узбекское, Сибирское ханства. Центральная власть оставалась и продолжала считаться верховной. Но времена Золотой Орды прошли. Власть правопреемницы становилась все более номинальной. Это государство называлось Большая Орда. Оно располагалось в Северном Причерноморье и простиралось до Нижнего Поволжья. Большая Орда прекратила свое существование лишь в начале шестнадцатого столетия, будучи поглощенной Крымским ханством.
Русь и Улус Джучи
Образование Золотой Орды
Всего получено оценок: 67.
Всего получено оценок: 67.
Одним из крупнейших государств Средневековья стала Золотая Орда. Она просуществовала около 200 лет на стыке Европы и Азии, на пространстве от реки Ишим до Крыма и северного Причерноморья. Образование Золотой Орды кратко изучают в школьном курсе истории 6 класса.
Отделение Улуса Джучи
Датой создания Золотой Орды можно считать в равной мере и 1224, и 1266 год. Изначально она представляла собой Улус Джучи, то есть владения одного из сыновей Чингисхана
Рис. 1. Золотая Орда. Карта.
Улус появился в 1224 году после похода монголо-татарской армии со стороны Закавказья в Приазовье и Поволжье. Джучи и Чингисхан скончались в 1227 году, а военный поход в Европу начался только через 10 лет, в 1237 году. Его возглавил внук Чингисхана — Батый.
В ходе походов 1237–1241 годов его войска разорили почти все русские княжества и, после похода в Центральную Европу и на Балканы, вернулись в северное Причерноморье и далее ушли в Поволжье и Среднюю Азию. Управлять такой территорией из расположенного в Монголии Каракорума было неудобно. Это стало причиной переноса столицы Улуса Джучи на нижнюю Волгу. Ей стал город Сарай-Бату, который был расположен в 140 километрах севернее современной Астрахани.
Сам термин «Золотая Орда» впервые был использован в исторической повести «Казанская история». Термин в историографии закрепился в XIX веке. Современники называли это государство Улу Улус, то есть Великое государство, или по имени правителя-хана — Улус Берке.
Особенности государства
Территория Золотой Орды составляла около 6 млн кв.км. Описание ее границ есть в трудах арабского историка Аль-Омари. Восточной границей могли служить низовья Иртыша. Северной границей — современный Тобольск и территория Татарстана. Западная граница проходила около низовьев Дуная и крымской Кафы (Феодосии), а южная — по степям между Азовским и Каспийским морями, а также около Аральского моря.
Государство населяли не только тюркские, но и славянские, финно-угорские и северокавказские народы (черкесы и осетины). Основой армии была кавалерия. Войско делилось на тумены по 10 тыс. всадников. В армии ханов служили и представители завоеванных народов. На территории Золотой Орды в период расцвета находилось до 150 городов. Некоторые из них сохранились до сих пор: Казань, Ургенч, Азов.
Первым ханом Золотой Орды был Менгу-Тимур. Он правил с 1269 по 1282 год. С 1266 года он управлял своим государством самостоятельно. Седьмым по счету ханом был Джанибек, который правил с 1342 по 1357 год. Годы его правления стали периодом расцвета государства, а после его смерти начался упадок.
Столицей Золотой Орды изначально был Сарай-Бату. Позже этот город назывался Сарай-Берке в честь следующего хана. В первой половине XIV века столицей и основным культурным центром Золотой Орды стал Сарай ал-Джедид вблизи современного Волгограда.
Что мы узнали?
Государство Золотая Орда стало одним из самых крупных и сильных на планете в XIII–XIV веках. Изначально оно было Улусом Джучи в составе единой Монгольской империи. Следует знать, кто основал Золотую Орду — хан Менгу-Тимур.
Образование Улуса-Джучи
Во всемирной истории это государство называлось Улус-Джучи. Термин Золотая Орда употреблялся только в славянских летописях. Эпитет «золотая» подчёркивал богатство государства, а слово «орда» означало бесчисленное войско. Сами татаро-монголы называли своё государство просто Улус, прибавляя к нему какой-либо яркий эпитет.
Дату образования Улуса историки не могут определить до сих пор. Легендарный правитель Темучин, более известный как Чингисхан, разделил завоёванные земли между своими сыновьями. Наиболее привлекательная территория, с точки зрения экономики, досталась старшему сыну правителя Джучи. Через эти земли проходили торговые пути многих азиатских и восточных государств.
После смерти Джучи подаренная территория досталась внуку Чингисхана — Бату. На этом месте он основал улус, со столицей Золотой Орды в городе Сарай-Бату. Батый продолжил политику завоевания и в течение нескольких лет присоединил к улусу земли:
На мировой карте того времени Улус-Джучи занимал огромную территорию. Земли Руси не входили в состав татаро-монгольского государства, хотя и находились в вассальной зависимости от него.
1224 г. принято считать годом образования Золотой Орды. Однако стоит отметить, что Улус не был независимым, фактически он продолжал входить в состав великой Монгольской империи. Новая татаро-монгольская страна расширялась и укреплялась только за счёт завоеваний правителя Бату, города были плохо обустроены, у народа не было единой религии, а дипломатические отношения с другими государствами практически отсутствовали.
После смерти основателя государства к власти пришёл Берке. Он был первым правителем государства, принявшим ислам. Новый просвещённый правитель привлекал в Орду образованных учёных, архитекторов и дипломатов из других стран. Берке начал строить в городах роскошные мечети, караван-сараи.
Принятие ислама позволило наладить дипломатические и торговые отношения с государствами Азии и Волжской Булгарией. Улус становился крепким в экономическом и военном плане государством. В то время как в Монгольской империи назревал кризис правления.
В 1266 году к власти пришёл Менгу-Тимур. К этому времени Орда превратилась в сильное централизованное государство с собственной системой управления, валютой, армией и культурой. Не желая больше зависеть от Монгольской империи, хан Менгу-Тимур вместе с правителями других улусов заявили о своей независимости. Поэтому многие историки выделяют вторую дату основания Орды — 1266 год.
Апогей развития
К XII веку Золотая Орда превратилась в мощное государство, которое развивалось по цивилизованному европейскому сценарию. Правители Улуса уже не концентрировались на завоевании новых территорий. Их политика была направлена на экономическое и культурное развитие имеющихся земель. Расцвет государства приходится на правление хана Узбека и его преемника.
Государственное устройство
После разделения Чингисханом завоёванных земель территория Орды состояла из разрозненных улусов, не имеющих чётких границ. Только во время правления хана Узбека была проведена первая серьёзная административно-территориальная реформа.
Государство было поделено на правое и левое крыло. Крылья, в свою очередь, делились на улусы, у которых располагались местные ханы, вершившие власть. Улусы делились на тумены, управление в которых осуществляли темники. Сбор налогов и дани с подвластных территорий проводили специальные чиновники — баскаки. В Улус-Джучи образовалась особая система административного самоуправления.
Опорой великого хана являлась армия. Многочисленное татарское войско в основном состояло из тяжёлой конницы и лучников. Воины были экипированы крепкими доспехами и щитами. В ордынской армии часто служили не только воины из тюркских племён, но и наёмные представители покорённых народов и государств.
Народ, проживающий в Орде, был разнообразен. Кроме выходцев из тюркских кочевых племён, на территории Улуса-Джучи проживали:
После XIV века население, проживающее на землях Улуса-Джучи, стали называть татарами. На Руси долгое время называли этот народ ордынцами.
Религия и культура
К XVI веку на территории татаро-монгольской страны было построено не менее 110 городов. В крупных населённых пунктах размещались богатые мечети и торговые пункты. Из-за того, что татары были кочевым народом, собственной самобытной культуры у них так и не образовалось. Большинство архитектурных объектов было построено по образцу других государств.
Татаро-монгольская страна впитывала в себя культуры своих соседей:
Своим указом хан Узбек закрепил ислам в качестве официальной государственной религии. Бунты и восстания недовольных жителей жестоко подавлялись, огромное количество людей казнили. Однако принятие ислама позволило выстроить крепкие партнёрские отношения с некоторыми соседними странами. Хан Узбек прославился в истории как крайне жестокий, но мудрый правитель.
Дипломатические отношения
Экономическое развитие государства повлекло появление собственной валюты. В Улус-Джучи использовали металлические монеты, которые называли дирхемы и пулы. Примечательно, что каждый новый правитель менял изображение на монетах, чеканя на них своё изображение. Для расчёта с русскими княжествами использовалась специальная денежная единица, которая называлась алтын.
На некоторых монетах, найденных археологами, изображён двуглавый орёл. На гербе Золотой Орды есть аналогичное изображение. Этот факт по сей день приводит многих историков в замешательство. Ведь Иван Третий ввёл в государственную символику похожее изображение после освобождения от татаро-монгольского ига.
Падение ханской власти
В 1357 году скончался последний законный хан Джанибек. В государстве началась смута. Правители разных улусов претендовали на место главы государства. Постоянные междоусобные войны, переход власти от одного правителя к другому привели к сильному экономическому упадку страны. Кроме этого, в стране несколько лет длилась сильная засуха, население страдало от эпидемии чумы. Медицина в государстве была довольно примитивная, поэтому в XIV веке население государства резко сократилось, как и численность армии хана.
Этим не могли не воспользоваться неприятели татарского хана. Сначала польские и литовские войска захватили приднепровские земли. Затем русский князь Дмитрий Донской выиграл ключевое сражение на Куликовом поле. Освобождение Руси от монгольского ига ещё больше подорвало экономическое состояние страны кочевников.
Роковой ошибкой ханов было пойти в завоевательные походы на земли другого великого правителя Тамерлана. Войско Улуса-Джучи уже не обладало огромной силой, поэтому не смогло противостоять армии неприятеля. Тамерлан не только разгромил войско хана Тохтамыша, но и полностью разорил ключевые в экономическом плане города. После такого удара Орда уже не сумела оправиться. Падение армии Тохтамыша привело к полному расколу в стране.
Улусы, которые и раньше стремились к независимости, вышли из состава государства, провозгласив себя ханствами. Некоторое время ханы Орды ещё пытались объединить разрозненные земли, но эти попытки не увенчались успехом. В начале XVI века произошёл окончательный распад Золотой Орды. Государство, которое когда-то считалось самым могучим на всём континенте, распалось на множество мелких образований.
Несмотря на то что это государство существовало чуть более 200 лет, оно оказало большое влияние на развитие многих европейских и азиатских стран. Феномен формирования, молниеносного развития и такого же быстрого распада этого государства ещё долго будет изучаться историками всего мира.
Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк
14 июля 2021, 19:30 1963 0 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
Введение
Особо дискутируемым в последнее время является вопрос о том, насколько правомерно выделять особую золотоордынскую цивилизацию (Кульпин 2004; 2008; Крамаровский 2005; Миргалиев 2014; и др.). Впрочем, этот термин уже настолько прочно вошел в научный дискурс, что даже появилось периодическое издание с одноименным названием.
Так или иначе, важно вовремя остановиться: выделение все новых и новых цивилизаций кочевых народов не должно быть бесконечным. Здесь необходимо не перейти грань разумного.
С одной стороны, количество цивилизаций не может быть равным числу этнических общностей. С другой стороны, если выделять особые, отличные одна от другой цивилизации, то каждой выделяемой цивилизации должен соответствовать набор особых, отличительных черт — ее так называемый генетический код. Об этом создатели «новых» цивилизаций обычно забывают. Что в конечном итоге может привести к мифологизации выделенного.
Изначально являясь лишь одним из улусов обширной Монгольской империи, Золотая Орда со временем сама стала могущественным государством имперского типа. При этом она, с одной стороны, унаследовала определенные традиции империи, из которой выделилась, с другой же — восприняла многие социально-экономические и политические черты стран и народов, вошедших в ее состав.
В результате Золотая Орда представляла собой сложное и комплексное социально-историческое и геополитическое явление, характеризующееся значительным своеобразием и самобытностью. Поэтому не случайно в последнее время все чаще ведутся дискуссии о правомерности использования термина «золотоордынская цивилизация» (см., напр.: Крамаровский 2003; Кульпин 2008; Круглый стол 2008; ср.: Крадин, Скрынникова 2006: 45).
Тем не менее изучать историю Золотой Орды вне контекста общей истории средневековых тюрко-монгольских общин и государств представляется некорректным и нецелесообразным. Несомненно, она в первую очередь являлась наследницей политико-правовых традиций кочевых империй Евразии, что и предопределило ее развитие.
За время существования Золотой Орды (начало XIII в. — 1502 г.) ее статус неоднократно менялся: улус в составе Монгольской империи — независимое государство — государство в составе «конфедерации» (каковой стала «обновленная» Монгольская империя на рубеже XIII–XIV вв.) — вновь самостоятельное государство, каковым она и оставалась до своего падения.
Как и большинство государств в мировой истории, Золотая Орда пережила стадии становления, расцвета, политического кризиса, временного восстановления, распада и окончательного падения. Каждый из этих этапов характеризовался определенными изменениями в политическом устройстве, экономической системе и международном положении государства.
Время образования Золотой Орды и ее границы
О времени образования Золотой Орды (улуса Джучи) в науке до сих пор ведутся споры. Наиболее ранней датой принято считать 1207–1208 гг., когда Джучи, старший сын Чингисхана, согласно «Сокровенному сказанию», покорил «лесные народы» (в том числе ойратов, киргизов и др.) и получил их земли в управление (Козин 1941: § 239; Сафаргалиев 1996: 293; Кушкумбаев 2009: 83).
На наш взгляд, в данном случае речь идет не о выделении Джучи собственного улуса, а лишь о назначении его наместником Чингисхана в завоеванных областях — аналогично тому, как монгольские военачальники ставились во главе подразделений, состоявших из представителей племен, присоединенных к монголам. В связи с этим наиболее вероятной датой образования улуса Джучи (именно как Золотой Орды, т.е. автономного подразделения Монгольской империи) нам представляется начало 20-х годов XIII в.
Согласно Рашид ад-Дину, уже в 1222 г. Джучи «ушел в свое становище… и улус» (Рашид ад-Дин 1952а: 257). Примерно к этому времени относится выделение улусов и другим сыновьям Чингисхана в пределах существенно разросшейся Монгольской империи.
При этом следует отметить, что Джучи, получив собственный удел (Золотую Орду), стал вскоре и младшим соправителем своего отца, возглавив западное крыло Монгольской империи, в которое помимо Золотой Орды вошел и улус Чагатая.
Впрочем, после смерти Джучи главой западного крыла империи стал его следующий по старшинству брат Чагатай (Трепавлов 1993: 77).
Таким образом, статус правителя Золотой Орды отнюдь не означал, что его обладатель автоматически приобретал и статус главы западного крыла, соправителя монгольского хана.
Третья из предлагаемых в историографии дат образования Золотой Орды, 1242–1243 гг. (БСЭ 1972: 561; Греков, Якубовский 1998: 51; Чойсамба 2006: 162; Илюшин 2009: 109), на наш взгляд, не может быть принята ни в коей мере. Ни один источник не сообщает о создании в это время нового улуса в составе Монгольской империи или, тем более, о возникновении нового самостоятельного государства. Речь шла всего лишь о корректировке границ уже существовавшего улуса Джучи.
Итак, каковы же были границы владений Джучи и его потомков? Этот вопрос, также вызывающий дискуссии, в значительной степени связан со временем образования Золотой Орды.
Так, отталкиваясь от даты 1207–1208 гг., некоторые авторы склонны считать, что восточная граница Золотой Орды простиралась до Саяно-Алтая (Илюшин 2009: 110).
Возможно, применительно к ситуации первого десятилетия XIII в. владения Джучи могли включать эти территории. Однако вполне очевидно, что к началу 1220-х годов, когда, как отмечено выше, возник автономный улус Джучи, границы Монгольской империи существенно раздвинулись, и поэтому ничего удивительного в том, что после разделов 20-х годов XIII в. владения Джучи «переместились» далее на запад, а его первоначальный удел перешел под власть Угэдэя.
По-видимому, окончательно закрепление уделов имело место уже после воцарения Угэдэя, то есть в конце 1220-х годов (Почекаев 2006: 66–67).
Таким образом, в отношении границ Золотой Орды мы в полной мере разделяем позицию В.Л. Егорова: в период ее наивысшего расцвета границы этого государства простирались от степных областей современной Молдавии (а также Венгрии и Болгарии) на западе до Хорезма, Западной Сибири и степей Казахстана на востоке (Егоров 1985: 32–35, 45).
Улус Джучи в составе Монгольской империи
После гибели Джучи (ум. 1227) улус возглавили его сыновья: Орду (ум. ок. 1252), старший сын, встал во главе земель, управлявшихся огланами (царевичами) левого крыла; Бату (ум. 1256) — во главе земель, управлявшихся огланами правого крыла.
Считалось, что Чингисхан назначил преемником отца именно Бату, в связи с чем с этого времени потомки Орды признавали старшинство потомков Бату (Рашид ад-Дин 1960: 66; Утемиш-хаджи 2017: 28–30).
В 1237–1242 гг. монгольские войска под командованием Бату совершили два похода против кыпчаков, Волжской Булгарии и Руси, вторглись в страны Центральной Европы. После этих походов территория улуса Джучи значительно увеличилась и на западе включила Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ, южнорусские степи, Крым, Северное Причерноморье, части Венгрии и Трансильвании, доходя до Дуная.
Русские княжества признали вассальную зависимость от ханов Монгольской империи, а часть южнорусских степей непосредственно вошла в состав Золотой Орды. В вассальную зависимость от Джучидов попали также Грузия, Сельджукский султанат, несколько позже — Сербия, а также Видинское и Браничевское княжества (на территории современной Болгарии).
Бату и его преемники остались жить на новоприобретенных землях, сюда же, на Волгу (Едиль, Итиль) они перенесли центр улуса, где основали столицу — г. Сарай (позже назывался Сарай ал-Махрусе, близ современной Астрахани, в археологической литературе именуется Селитренным городищем).
Прежде в литературе считалось, что в первой половине XIV в. хан Узбек перенес столицу государства из Сарая в Сарай ал-Джадид (Новый Сарай, близ современного Волгограда). Однако это положение было отвергнуто современными исследователями, которые считают, что обе столицы Джучидов располагались на месте Селитренного городища, а эпитет «ал-Джадид» обозначает лишь новую часть города, возведенную при Узбеке и Джанибеке. В таком случае город на Царевском городище, именовавшийся прежде Сарай ал-Джадид, следует отождествлять с Гюлистаном (Рудаков 1999; 2000).
Отметим, что, хотя перечисленные выше государства признавали своим сюзереном правителя улуса Джучи, сам улус оставался лишь частью империи. Даже когда на монгольский престол в 1251 г. вступил Мунке, пришедший к власти при поддержке Бату и в благодарность за это признавший последнего своим соправителем в западных улусах Монгольской империи, статус улуса Джучи не изменился: еще преемники Бату — Сартак (1256) и Улагчи (1256–1257/58) назначались правителями по воле великого хана (Почекаев 2006: 251, 309, 310).
Таким образом, в 1220–1260-е годы улус Джучи являлся не самостоятельным государством, а уделом Монгольской империи.
Провозглашение самостоятельности
Первым правителем улуса Джучи, пришедшим к власти без одобрения великого хана, стал Берке, брат Бату (1257/1258–1266).
Воспользовавшись смутой в Монгольской империи, начавшейся после смерти Мунке (1259), и борьбой за трон между Ариг-Бугой и Хубилаем, Берке фактически перестал подчиняться Каракоруму и повел самостоятельную политику: воевал с Хулагуидским Ираном, установил дипломатические отношения с Египтом и Византией. Тем не менее ханского титула он, по-видимому, не принял, поскольку в трудах историков XIII — начала XIV в. фигурирует как «Берке-огул» (СМИЗО 2006: 162).
Берке стал первым правителем улуса Джучи, официально принявшим ислам, но это не повлекло обращения в ислам всего населения улуса.
Впервые ханский титул принял преемник Берке — Менгу-Тимур, внук Бату (1266–1280), на что указывает выдача им уже в 1267 г. ярлыка русской церкви (правом выдачи ярлыков обладали только ханы).
На хурале в Таласе в 1269 г., где правители уделов Джучи, Чагатая и Угедэя провозгласили свою независимость от великого хана, ханский титул Менгу-Тимура получил официальное закрепление, на что указывает также чеканка им монеты от своего имени с начала 1270-х годов (Почекаев 2012: 61–63).
В правление ханов Туда-Менгу (1280–1287) и Тула-Буга (1287–1290) начинается возвышение Ногая, одного из крупных военачальников правого крыла, занявшего при этих ханах пост бекляри-бека. Оба хана были возведены на трон при прямой поддержке Ногая, но впоследствии им же и свергнуты.
Новый ставленник Ногая — хан Токта (1291–1312) выступил против бекляри-бека, но это едва не привело к расколу государства на две части.
Еще в 70-е годы XIII в. Ногай встал во главе фактически самостоятельного государства в Причерноморье, а около 1296 г. предъявил претензии на ханский трон (Хейвуд 2001), причем его поддержала значительная часть населения правого крыла улуса Джучи, благодаря чему он сумел поначалу нанести поражение Токте. Тем не менее к 1299 г. Токта одержал полную победу, а Ногай был убит.
К 1301 г. хан сумел покончить и с мятежами потомков Ногая, вновь установив власть над всем улусом Джучи. Правда, в результате этой смуты ханам Золотой Орды пришлось смириться с тем, что их бывшие вассалы на Балканах — Сербия и Болгария — провозгласили свою независимость (Хара-Даван 1996: 250).
Сумев сосредоточить в своих руках всю полноту власти, Токта занялся реформами: он постарался реорганизовать систему управления и провести унификацию выпускавшейся в стране монеты. Однако главным достижением этого хана следует признать его роль в восстановлении Монгольской империи — правда, уже на уровне конфедерации независимых государств.
Золотая Орда в составе «обновленной» Монгольской империи
На рубеже XIII–XIV вв. правители ряда улусов Монгольской империи, окончательно распавшейся к этому времени, пришли к мысли о необходимости восстановления былого единства — прежде всего в интересах развития торговли и повышения международного престижа ханов-чингисидов.
Активную роль в этом процессе играл хан Токта, которому в период борьбы с Ногаем было очень важно иметь дружеские отношения с другими улусами империи, чтобы предотвратить их вмешательство в ордынскую междоусобицу.
К началу XIV в. Тэмур, император (1294–1307) монгольской династии Юань в Китае, Токта, хан Золотой Орды, и Газан, ильхан Ирана (1295–1304), провозгласили воссоздание Монгольской империи под номинальным верховенством хаана Тэмура, который также становился верховным арбитром в разрешении споров между владетелями отдельных улусов.
Правители улусов Чагатая и Угэдэя поначалу не желали возвращения под власть великих ханов (пусть даже и номинальную), но в 1302–1303 гг. Токта и Баян (потомок Орду, старшего сына Джучи, правитель левого крыла Золотой Орды) в союзе с хааном Тэмуром начали войну против них, и местным правителям Дуве и Чапару пришлось согласиться на восстановление империи.
В 1305 г. новый ильхан Ирана Олджайту (1304–1316) отправил французскому королю Филиппу IV Красивому послание, в котором сообщал о воссоединении потомков Чингисхана, правителей четырех улусов, под властью великого хана (Козин 1935: 648).
Однако уже в том же, 1305 г. новоявленные союзники начали междоусобную войну, причем верховный арбитр, император Юань, не только не мог примирить их, но вскоре и сам вступил в борьбу с Чагатайским улусом. Тем не менее номинальное единство продолжало сохраняться вплоть до 1350-х годов.
Золотоордынские правители получили в управление несколько областей в Китае, доходы с которых отчислялись в их пользу еще в период правления ханов Узбека (1313– 1341) и Джанибека (1342–1357) (Кычанов 2002: 32; Почекаев 2015: 22–23).
Окончательно положили конец политическим связям Золотой Орды с империей Юань антимонгольское восстание в Китае 1350–1360-х годов и смута в улусе Джучи 1360–1370-х годов.
Расцвет Золотой Орды
Формально находясь в составе Монгольской империи, Золотая Орда фактически продолжала оставаться самостоятельным государством.
В результате реформ, начатых Токтой и продолженных его преемником Узбеком, в Золотой Орде окончательно сложилась система управления, в которой органично сочетались кочевые обычаи, традиции оседлого населения, наследие монгольского государства и институты мусульманского общества.
К 1320 г. хан Узбек, пришедший к власти при поддержке мусульманского духовенства и купечества, настолько усилил свои позиции, что сумел провозгласить ислам государственной религией Золотой Орды. Это позволило ему, с одной стороны, обеспечить себе поддержку многочисленного населения таких регионов Золотой Орды, как Поволжье и Хорезм, с другой — дало повод для расправы с другими претендентами на трон и влиятельными племенными предводителями Золотая Орда 305 (СМИЗО 2006: 277–278). В результате хану удалось создать централизованную систему власти, существенно урезав права и привилегии владетельных чингисидов и племенной аристократии.
В течение всего своего правления Узбек вел многочисленные завоевательные войны в Иране, на Балканах и в Средней Азии. Однако большинство его кампаний оказались неудачными, и никаких новых территориальных приобретений в его правление сделано не было.
Русско-ордынские отношения в период правления Узбека можно с наибольшим основанием охарактеризовать как эпоху «ордынского ига»: этот хан по своему усмотрению возводил на престол и свергал великих князей, больше, чем другие ордынские правители, казнил русских князей в своей ставке и многократно направлял на Русь карательные рейды. Однако и на этом направлении он не добился значительных успехов: в 1320 г. вассальные ему Киевское и Волынское княжества перешли под власть Литвы, в 1339 г. власть литовского князя признал Смоленск, а в 1340 г. также и Галич (Почекаев 2012: 121).
Тем не менее время правления Узбека традиционно считается эпохой наивысшего расцвета Золотой Орды — во многом благодаря хвалебным отзывам об этом хане мусульманских (арабских и персидских) средневековых авторов, в глазах которых хан являлся прежде всего ревностным мусульманином.
В правление Джанибека, наследника Узбека, Золотая Орда все еще оставалась сильным и могущественным государством.
Джанибеку удалось присоединить Азербайджан (за обладание которым сражались его предшественники, начиная с Берке), укрепить свою власть в Крыму, победив генуэзцев Кафы, усилить контроль над русскими княжествами. Однако подобная преобразовательная и завоевательная деятельность Узбека и Джанибека привела к усилению влияния владетельных Джучидов и племенных вождей, на которых опирался хан.
Период смуты
Уже в правление Джанибека, несмотря на внешнее спокойствие, наметились первые признаки ослабления центральной власти. При Бердибеке (1357–1359), сыне и преемнике Джанибека, в улусе Джучи началась смута, длившаяся более 20 лет и известная в русских летописях под названием «Великая замятня» (1358–1380).
На трон предъявили претензии представители трех ветвей Джучидов — потомки Бату, Шибана и Тукай-Тимура; более того, по мнению ряда исследователей, за золотоордынский трон в это время боролись также и потомки Орду, старшего сына Джучи (Григорьев 2004: 204–205).
За время смуты на троне сменилось более 20 ханов, причем некоторые из них правили одновременно, распространяя свою власть лишь на отдельные области улуса Джучи. Впрочем, подобное явление еще не означало распада государства: каждый из ханов претендовал на власть над всем улусом и стремился подчинить себе всю его территорию.
Влияние племенной тюрко-монгольской знати в этот период достигло своего апогея: отдельные вожди и правители областей (Пулад-Тимур, Тагай, Черкес) провозглашали себя самостоятельными правителями в своих владениях, чеканили собственные монеты и даже соперничали за власть с потомками Чингисхана (Гончаров 1997: 184; Мухамадиев 2005: 151–152). Другие племенные вожди, не осмеливаясь на столь явное попрание традиций, поддерживали различных потомков Джучи — законных претендентов на трон.
Наиболее значительной фигурой эпохи «Великой замятни» был темник Мамай, в 1362–1380 гг. контролировавший все владения улуса Джучи к западу от Волги и являвшийся бекляри-беком нескольких ханов.
Большинство средневековых хронистов и современных исследователей склонны видеть в Мамае сепаратиста и едва ли не узурпатора власти. При этом упускается из виду, что Мамай, в отличие от других племенных вождей, в течение всей своей жизни поддерживал представителей одной и той же ветви Джучидов, по-видимому, наиболее законной — потомков Бату.
На фоне череды ханов, сменявших друг друга в Сарае каждый год, а иногда и каждые несколько месяцев, правление ставленников Мамая — Абдаллаха (1362–1369) и Мухаммад-Булака (1370–1380) выглядит весьма продолжительным. Власть этих ханов признавалась во многих областях, поэтому неудивительно, что до 80% обнаруженных археологами джучидских монет этого времени принадлежит ставленникам Мамая (Пономарев 2002: 64; Федоров-Давыдов 2003: 76–111).
В 1372–1373 и 1374–1375 гг. Золотая Орда едва не была объединена под властью Урус-хана, главы Синей Орды — левого крыла улуса Джучи. Однако западные степи продолжали находиться под контролем Мамая, а вскоре Урусу пришлось вернуться на восток для противостояния своему сопернику Токтамышу (Тохтамышу) и его союзнику — чагатайскому эмиру Тимуру (Ускенбай 2008: 113–118).
Опытный политик, Мамай, в свою очередь, не сумел противостоять одновременно восточным Джучидам, русским князьям и итальянским колониям, сопротивлявшимся его власти в Крыму. Для сохранения контроля над Золотой Ордой Мамай пытался вовлечь во внутреннюю борьбу иностранных союзников — Геную, Великое княжество Литовское, племена Северного Кавказа, но это ему не помогло.
В сентябре 1380 г. Мамай потерпел поражение от русских на Куликовом поле, а в ноябре того же года вновь собранная им армия изменила ему, признав законным ханом Токтамыша, нового правителя Синей Орды. Мамай бежал в Крым, надеясь найти защиту у генуэзцев, но был убит: по одним сведениям, генуэзцами, по другим — людьми Токтамыша (Почекаев 2010а: 95–96).
Период временного объединения Золотой Орды
Токтамыш (1379– 1395) стал последним ханом, сумевшим объединить под своей властью всю территорию улуса Джучи.
Именно в правление Токтамыша в русских летописях впервые вводится в употребление название «Большая Орда», отражающее, видимо, объединение всех земель Джучидов под единой властью.
Но, восстановив контроль над территориями, принадлежавшими его предшественникам, Токтамыш пожелал установить власть и над теми областями, на которые прежде, еще до смуты, претендовали ордынские ханы. Поэтому, едва укрепив свою власть внутри страны, он тут же предпринял походы с целью присоединения Азербайджана и Хорезма, в результате чего вступил в конфликт со своим бывшим покровителем и союзником — эмиром Тимуром, при поддержке которого сам же и пришел к власти (Миргалеев 2003: 101–106).
Такая характеристика не совсем оправданна. Прежде всего, Токтамыш был опытным политиком — ведь именно ему удалось объединить под своей властью противоборствующих царевичей и эмиров улуса Джучи. Не подлежат сомнению и дипломатические таланты хана: он сумел упорядочить отношения с Русью и Литвой (которая оставалась его союзником даже после утраты им трона), создал мощный союз против Тимура, в который вошли египетский султан Баркук, кашгарский эмир Камар ад-Дин и хан Могулистана Хызр-ходжа.
Конечно, Токтамыш не обладал полководческим гением своего предка Чингисхана, однако он смог военным путем захватить власть у более сильных противников, затем в течение ряда лет успешно противостоял войскам Тимура и, наконец, не менее успешно сражался с мятежными эмирами в собственном ханстве.
У него было много противников, но главный из них, Тимур, оказался опытнее, что и предопределило конец Токтамыша.
В 1390-х годах Тимур предпринял два опустошительных похода против Золотой Орды, в ходе которых разгромил Токтамыша на Кондурче в 1391 г. и на Терке в 1395 г.
В результате второго разгрома Токтамыш лишился трона, а улус Джучи подвергся страшному разорению (Греков, Якубовский 1998: 270–274; Миргалеев 2003: 133–135).
Однако Токтамыш продолжал борьбу за трон, пока не погиб в 1406 г. в борьбе со своим бывшим приближенным — мангытским беком Идигу (в русских источниках — Едигей).
С именем Идигу связана последняя попытка вернуть Золотой Орде былое могущество.
После разгрома Токтамыша Тимуром Идигу стал бекляри-беком и постепенно захватил власть в большей части улуса Джучи, на трон которого возводил ханов-марионеток Тимур-Кутлуга (1395–1399), Шадибека (1399–1408) и Пулада (1408–1411). Однако окончательно собрать прежний улус под своей властью Идигу и его ставленникам не удалось: в течение его пребывания у власти (1395– 1419) с ним воевали Токтамыш и его сыновья, а периодически против него выступали его же ставленники, привлекая к борьбе русских и литовских князей.
Идигу до последних дней продолжал играть значительную роль в политике Золотой Орды, подобно Мамаю вовлекая во внутренние смуты иностранные силы — сначала Тимура, позже Литву (Трепавлов 2001: 79–81).
Неудача Идигу в его попытках установить контроль над улусом Джучи объясняется не столько отсутствием у него талантов политика и полководца, сколько общеполитической ситуацией как внутри самого улуса, так и за его пределами.
Так, внутри страны многочисленные претенденты на трон были вынуждены опираться на племенную знать, во многом завися от нее, и это сильно подрывало авторитет ханской власти.
Прежние вассальные владения (русские княжества, кавказские государства) усиливали свои позиции по мере ослабевания Золотой Орды и уже не желали, как прежде, подчиняться и платить дань своим прежним сюзеренам.
Распад Золотой Орды
Вскоре после смерти Идигу (он погиб в бою с одним из сыновей Токтамыша в 1419 г.) начался окончательный распад улуса Джучи.
В 1420–1430-х годах в Сибири потомки Шибана провозгласили себя правителями Тюменского юрта, в Сарае воцарился Улуг-Мухаммад, в Хаджи-Тархане — Кучук-Мухаммад, в южнорусских степях — Сайид-Ахмад.
Каждый из них претендовал на верховную власть, но фактически являлся правителем самостоятельного государства. При этом даже сыновья Идигу поддерживали соперничавших между собой ханов: Науруз — Улуг-Мухаммада, а Мансур и Гази — КучукМухаммада (Трепавлов 2001: 94).
На короткое время Барак, внук Урус-хана, смог разбить основных конкурентов в борьбе за власть, объединить под своей властью весь Восточный Дешт-и Кыпчак, захватить города Поволжья и даже продвинуться в южнорусские степи, однако вскоре был вытеснен обратно на восток и вскоре пал от рук мангытских биев (ПСРЛ 1949: 245; СМИЗО 2006: 373–378; Трепавлов 2001: 94).
Очевидно, последним собственно «золотоордынским» правителем следует считать Улуг-Мухаммада, после которого на территории Золотой Орды возникли Казанское и Крымское, а затем Астраханское и Сибирское ханства.
На востоке власть окончательно захватили Шибаниды во главе с Абу-л-Хайрханом, а в конце 1450-х — первой половине 1460-х годов Джанибек и Гирей, потомки Урус-хана, отколовшись от Абу-л-Хайра, положили начало Казахскому ханству (Султанов 2006: 253–262).
Все эти государственные образования были наследниками некогда могущественной державы Джучидов.
Собственно же золотоордынские ханы, номинально считавшиеся верховными правителями, сохранили под своей властью только регионы Среднего Поволжья и южнорусские степи, гордо именуя эти владения «Тахт-Эли», т.е. «престольное владение» (Григорьев 1987: 47).
В 1480 г. хан Ахмад, пытавшийся восстановить свою власть над Хорезмом и Крымом, потерпел поражение от своих бывших русских вассалов (знаменитое «стояние на Угре»), а годом позже был убит.
В течение следующих двух десятков лет его многочисленные сыновья боролись за власть и господство над Дешт-и Кипчаком, но безуспешно.
В 1502 г. Шейх-Ахмад, сын Ахмада, был разгромлен крымским ханом Менгли-Гиреем, и эту дату в историографии принято считать официальным концом Золотой Орды (Зайцев 2004: 99–103).
Конечно, нельзя не отметить некоторую условность этой даты: попытки реставрации Золотой Орды продолжались вплоть до середины XVI в., да и ее осколки (Казанское, Астраханское и в особенности Крымское ханства) в течение длительного времени претендовали на ее наследие, включая сюзеренитет и право получения дани с бывших вассалов Золотой Орды.
Некоторые исследователи настаивают на том, что Золотая Орда в 1502 г. всего лишь «перекочевала» в Крым, сохранив все прежние традиции, геополитическое положение и международный статус (Collins 1991).
Источник: Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / отв. ред. Б.В. Базаров, Н.Н. Крадин; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. — М.: Наука — Вост. лит., 2019. — 503 с.