Как появилась поэма медный всадник
История создания поэмы «Медный всадник» кратко
История создания поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
Поэма «Медный всадник» была создана А.С. Пушкиным в плодотворный для поэта период – Болдинской осенью 1833 года октябрьскими вечерами. Пушкиноведы считают, что работа над этим произведением шла со 6 октября до конца месяца, в общей сложности на протяжении 29 дней. Несмотря на то, что эта поэма по объему самая маленькая из пушкинских поэм, менее 500 стихов, творческий процесс работы над ней легким не назовешь: поэт переписывал каждый стих, пытаясь достигнуть художественного совершенства.
В сюжет произведения вошло множество событий – появление города волей Петра Великого, наводнение 1824 г., любовная история Евгения.
В основу повести легло реальное историческое событие – осеннее наводнение 1824 года. Остались реальные свидетельства того страшного, разрушительного стихийного бедствия и в наше время: это памятные таблички на многих петербургских домах, которые отмечают до какого уровня поднялась вода в Неве в те дни. Не являясь очевидцем данного события, Пушкин описал его со слов друзей и знакомых, находившихся в то время в Петербурге. Для описания наводнения поэт изучил и газетные сообщения.
А вот сюжет ожившего памятника мог быть заимствован из «Дон Жуана» либо взят из байки о том, что Александр I не стал перемещать памятник своему предку, узнав о сне, где Петр I якобы произнес примерно следующее: «Пока я на месте, мой город в безопасности».
Основной темой, обозначенной в этом произведении, является столкновение власти и отдельно взятого, простого человека. В «Медном всаднике» автор размышляет о роли личности в судьбе целой страны.
Поэма была запрещена к печати царем Николаем I в полном объеме. Был напечатан лишь ее отрывок – самое начало – в «Библиотеке для чтения».
Удивительный факт заключается в том, что В.А. Жуковский внос правки в поэму перед ее изданием в 1837 г. в «Современнике» по требованию цензора. Пушкин хотел поправить строки, вызвавшие недовольство государя, но после нескольких попыток от этой идеи отказался.
Оригинальный текст «Медного всадника» был представлен вниманию публики лишь в 1904 году.
Жанр произведения – романтическая поэма, которая имеет подзаголовок «Петербургская повесть», данный Пушкиным. Это связано с традицией русских поэтов называть свои романтические поэмы «повестями» в подражание Дж.Г. Байрону.
Последняя поэма великого русского поэта до сих пор неразрывно связана с историей города: гимн Санкт-Петербурга положен на музыку Глиэра из балета «Медный всадник».
История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина: прототипы героев, история публикации
История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина
История сюжета и прототипы
В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме он описывал события по показаниям очевидцев.
История об «ожившем памятнике» могла быть взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру («Медный всадник»). Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. В своем сне майор увидел, как «Медный Всадник» скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться».
По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из «Дон Жуана».
Беловая рукопись поэмы заканчивается пометкой: «31 октября 1833. Болдино 5 ч. 5 «.
Замысел «Медного Всадника», вероятно, возник у Пушкина до его приезда в Болдино. Возможно, некоторые наброски были сделаны в Петербурге.
«. 11-го получено мною приглашение от Бенкендорфа явиться к нему на другой день утром. Я приехал. Мне возвращают Медный Всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурою; стихи: «И перед младшею столицей. » вымараны. На многих местах поставлен (?). » (дневник Пушкина от 14 декабря 1833 г.)
Конечно, формального запрета на поэму не было, но многочисленные замечания «высочайшей цензуры» Пушкин справедливо расценивал как запрет.
История создания поэмы Медный всадник Пушкина (прототипы героев, история публикации)
«Медного всадника» поэт написал менее чем за месяц, осенью 1833 года в Болдине. Работал над поэмой меньше месяца. Это произведение стало одним из лучших на вершине его творчества.
События поэмы имеют исторические корни. Пушкин стал свидетелем наводнения на Неве в августе 1833 года и ему вспомнились трагические события, которые произошли в Петербурге в 1824 году, когда сильное наводнение нанесло большой ущерб простому народу, многие люди погибли в стихии. Поэт не был свидетелем тому, ибо был в Михайловской ссылке, но очень переживал за пострадавших людей, на которых не обращали внимания богатые сословия. Рассказы очевидцев трагедии поразили поэта.
И вот спустя 9 лет он задумал вылить свое переживание по этому поводу на бумагу. Черновиков поэмы выявлено было очень мало, он писал почти всю ее начисто, временами меняя и переписывая строки. Последние правки к поэме поэт сделал уже в Петербурге и потом отдал ее на цензуру.
Цензура строго отнеслась к произведению, определив в некоторых местах политическую направленность. Пушкину сделали много замечаний, и он был расстроен этим. Только в 1834 году он отдал к публикации вступление к поэме, продолжая делать в ней правки.
В 1836 году поэма с правками опять была подана на цензуру, но автор не убрал некоторых мест, что особо не нравились царю, поэтому поэма опять не была напечатана. И только после смерти поэта она увидела свет в журнале «Современник», но уже с правками, которые внес Жуковский.
Прототипами героев поэмы являются Петр I и простой народ в образе Евгения, простого мещанина – отношение государства и личности. Еще один образ постает очень явно. Это образ стихии, что есть общим их врагом.
В начале поэмы Петр I изображен положительно, как великий реформатор и мудрый правитель, просветитель. Но далее в образе медного всадника, что олицетворяет образ Петра, мы видим грубого, деспотичного правителя. Это образ всего государственного строя.
Мелкий чиновник Евгений есть представителем маленьких людей в большом городе. Эти люди бесправны как перед державой, так и перед стихией.
Читая поэму, мы видим много картин из жизни Петербурга, описание города, как величественного, так и печального. В этом городе тяжело жить обыкновенному человеку. Власть имущие не щадят в этом городе никого.
В «Медном всаднике» автор выразил свое видение взаимоотношений Петербурга к маленькому человеку, который не принадлежит к высшему свету, а поэтому не защищен. Толпа и государство к таким людям остаються равнодушными.
Вариант 2
Произведение «Медный всадник» Пушкину удалось написать меньше, чем за месяц. Именно данное произведение стало знаменитым, а также популярным. История создания этого произведения появилась еще очень давно. Однажды Пушкину удалось побывать на Неве. В это время Нева поднялась и потопила огромное количество городов и деревень, которые находились рядом. И от этого погибло очень много людей. Все это запомнилось автору и он решил изложить весь трагизм в своем произведении.
Конечно же, правительство могло бы помочь этим людям и вовремя их эвакуировать и тогда бы ничего не случилось бы, вот только им не хотелось всем этим заниматься, да к тому же у них имеются другие дела, которые не требуют отлагательств и их нужно решить очень быстро. С трагедии прошло около девяти лет и только тогда он, и решился обо всем рассказать. И во время написания он истратил очень мало черновиков, потому что ему ничего не пришлось выдумывать и он написал всю правду, которая может быть мало кому известна. Когда он заканчивал свое произведение, то был в Санкт-Петербурге и именно там и отдал его на проверку.
Пушкину было вынесено очень много замечаний, которые нужно было сейчас же изменить. Кроме этого им не совсем нравилось то, как он описывает правительство. Автор очень сильно расстроился, поэтому поводу, вот только ничего переписывать и изменять не собирался. А вот читать его начали только после того как Пушкин умер. И, конечно же, тут уже появились правки, которые делали другие писатели.
Главными героями здесь стал Петр первый, а также мещанин. Кроме этого здесь сочетается отношение, которое складывается между правительством и обычными людьми.
Сначала Петр первый правильно и точно выполняет свои обязанности и всем людям он очень нравится. Но постепенно все меняется и уже власть отрицательно на него влияет. При чтении города можно понять, что сначала он веселый, но спустя некоторое время он становится жалким и печальным. Постепенно жителям города становится очень трудно и тяжело жить в таких условиях, вот только ничего сделать с этим они не могут. Да и идти против него нельзя, ведь от этого жизнь их станет еще хуже, чем сейчас.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания поэмы Медный всадник
Популярные сегодня темы
Произведение представляет собой описание творческого пути молодого литератора, который достигает успеха в своем творчестве путем упорного труда и использования огромной творческого потенциала.
Основным лейтмотивом произведения является наступление весны, с приходом которого в каждом человеке возникает надежда на осуществление всех его желаний и чувствуется острое желание на проявление нежных, искренних изъявлений.
Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), все хорошо читаются. В середине, конечно, обладатель того самого первого фрака – счастливец. Это высокий молодой человек
Этот город создавался с возникновением крепости в форме креста в степи, так что название Ставрополь тоже носит этот смысл. В основании данной крепости когда-то нашли каменный крест, что послужило возрождению такого же памятника.
Сказка о царе Салтане появилась на свет в 1831 году. По жанру она относится к литературной сказке, тем, что заканчивается добром, в сюжете действуют волшебство и приключение князя Гвидона с царевной.
А.С. Пушкин «Медный всадник»: история создания поэмы
История создания поэмы «Медный всадник» необычна и интересна. Александр Пушкин смешал реальное и вымышленное события — реальное наводнение 1824 года и легенду о явлении императору призрака Петра Великого. В небольшом произведении речь идет о трагедии бедного чиновника Евгения, сошедшего с ума, но также автор раскрывает тему «маленького человека», неспособного противостоять власти и государству, отстаивать свои интересы.
Краткое содержание
Поэма состоит из вступления и двух частей. В самом начале автор кратко рассказывает об истории основания Петербурга: как Петр Великий отбил шведов с берега Балтийского моря и решил поставить на этом месте портовый город, которому суждено было стать красивой и величественной столицей империи.
Главный же герой — бедный молодой чиновник Евгений, который жил в Петербурге. Однажды ноябрьским вечером он поздно, за полночь, возвращался домой из гостей. Погода совершенно не радовала: сильный ветер и холодный ливень сбивали с ног. Евгений с трудом дошел до крохотной комнатушки и попытался заснуть. Его мучили мысли о любимой Параше: вместе с матерью она живет на другом берегу Невы на острове. Молодой человек мечтал о семейной жизни, но пока это невозможно: он слишком беден.
За ночь ливень усилился, вода в Неве поднялась и сообщение с другим берегом было потеряно. Евгений не находил себе места от волнения, но поделать ничего не мог: из дома невозможно выйти, а уж переплыть реку нечего и думать. Вода спала только через несколько дней. Евгений с трудом нашел лодку, перебрался на другой берег и потрясенно замер: домик, в котором жила Параша с матерью, просто испарился. Его смыло водой, а вместе с ним и девушку. Евгений убит горем. Он постепенно сходил с ума: бродил по улицам, питался объедками, спал, где получится.
Через полгода после ужасного случая молодой человек ночью ходил по улицам и оказался перед памятником Петру Первому. Решив, что в его бедах виноват император, основавший город в опасном месте, Евгений высказал ему все, что думает. Внезапно сумасшедшему показалось, что статуя злобно оскалилась и готова сойти с пьедестала. Испуганный юноша бросился бежать, но его всю ночь преследовал цокот медных копыт по мостовым. Наутро видение исчезло, но с тех пор Евгений всегда снимал головной убор перед статуей. Через некоторое время домик Параши прибило к берегу. Спустя несколько дней на его крыльце нашли умершего Евгения.
Краткое содержание поэмы «Медный всадник», А.С. Пушкин
«Медный всадник». Краткое содержание» — было бы здорово, если бы подобного рода книги существовали и приносили пользу всем подросткам современного мира. Но, к сожалению, их нет, и в 21 веке весь школьный материал подобного рода должен обрабатываться детьми в кротчайшие сроки самостоятельно. Именно поэтому для упрощения данной задачи предлагаем плавно перейти к краткому описанию сюжета поэмы «Медный всадник». Краткое содержание по главам не будет указываться в данном разделе, ниже мы с вами разберем главные события, произошедшие в поэме. Итак, начнем. В начале поэмы Пушкин рассказывает читателям о Петре, который стоит на берегу Невы и мечтает возвести город, который непременно будет служить в дальнейшем народу окном в желанную Европу. Спустя сто лет этой идее суждено было сбыться, и вот теперь на месте пустоты вознесся прекрасный город. Далее речь в произведении идет о мелком чиновнике по имени Евгений, который ежедневно возвращается домой и пытается уснуть, размышляя о своем нынешнем положении, ведь когда-то его семья не нуждалась в помощи, потому как знатный род чиновников имел неплохую прибыль, а теперь все наоборот. Помимо этого, его мысли постоянно заполнены любимой, которую зовут Параша, он мечтает как можно быстрее жениться на ней и построить крепкую неразлучную семью.
Сладкие мечты заставляют его уснуть, а ближе к утру его сон нарушает разбушевавшаяся Нева, которая вышла из-под контроля, вскоре весь Петербург был затоплен. Многие люди погибли, Пушкин сравнивает потоки реки с солдатами, которые разрушали все на своем пути. Вскоре река возвращается в свои берега, и Евгению выпадает шанс переплыть на другую сторону города, к любимой. Он бежит к лодочнику и просит его о помощи. Попав на другой берег, мелкий чиновник не может узнать былых мест, сейчас они похожи на руины и напоминают поле сражение, усыпанное человеческими телами. Евгений, позабыв обо всем, спешит к домику любимой, но не находит его, осознав, что его невесты нет в живых. Чиновник лишается рассудка, изводя себя диким хохотом. На следующий день, когда природа вернулась к прежнему состоянию, все люди как будто позабыли о происшедшем, и только Евгений не мог спокойно дышать. В течение последующих лет ему постоянно будет слышаться шум бури, он станет отшельником. Лишь однажды, проснувшись рано утром, он вспоминает все, что с ним произошло за последнее время, и выходит на улицу, где видит дом с памятниками у входа. Немного около них походив, бедолага заметил на морде одного из мраморных львов гнев и бросился бежать прочь, слыша за собой невероятный топот коней. После этого он еще долго прятался от непонятного шума в ушах, мечась по всему городу из стороны в сторону. Через время прохожие люди видели, как он снимал свой картуз, прося таким образом прощения перед грозным памятником. Немного позже его нашли мертвым на небольшом островке и сразу «похоронили ради Бога».
Немного о памятнике
«Медный всадник» — это памятник, который императрица Екатерина II посвятила императору Петру Великому. Он установлен на Сенатской площади в конце XVIII века. Примечательно, что скульптура изготовлена из бронзы — «медным» назвал его сам Пушкин. Почему так произошло, сложно ответить однозначно. Возможно, поэт посчитал, что медь звучит более тяжеловесно.
Памятник представляет собой всадника на вставшей на дыбы лошади, которая топчет змею — символ врагов Российской империи. Монарх изображен как создатель, законодатель и цивилизатор. Он одет в простую одежду, на его голове надет лавровый венок, на поясе — меч, вместо седла — медвежья шкура, символ России.
Камень, на котором расположена скульптура, назывался Гром-камень. Его нашли в деревне Конная Ляхта, после его извлечения провал заполнился водой — так появился Петровский пруд. Сам камень имеет форму волны — скульптор хотел показать, что именно Петр Великий открыл морской путь государству. Но по основному замыслу неотесанный булыжник символизирует дикую природу и варварство, которые побеждены цивилизованным человеком.
Интересный факт: скульптура показывает рукой в сторону Швеции. В центре Стокгольма стоит памятник императору Карлу XII, который указывает пальцем в сторону России. Два врага в Северной войне так и не смогли помириться.
Модель памятника выполнил французский скульптор Фальконе в 1768—1770 годах, голову слепила его ученица Мари Анн Колло (это была первая работа в ее биографии), змею — Гордеев Федор. С литьем произошла заминка: мастер никогда не работал с такими заказами и ждал специалистов. Приехавшие в 1772 французы вскоре были уволены, так как не могли удовлетворительно выполнить работу. Отливка производилась в 2 этапа:
Открытие произошло 18 августа 1782 года. Довольно быстро «Медный всадник» стал объектом городских легенд и историй. Действие некоторых происходило за несколько лет до появления самого памятника. Например, известна история встречи будущего на тот момент императора Павла I и призрака Петра.
Последний проводил сына с его другом до Сенатской площади и указал на место установки статуи, сказав, что его увидят тут. Впоследствии образ «Медного всадника» встречается у Пушкина, у Достоевского в романе «Подросток», в произведениях Андрея Белого «Петербург» и мистика Андреева «Роза мира». Памятник также изображен на монетах и марках.
Памятник «Медный всадник»
Ниже мы с вами остановимся на описании памятника мирового значения. Произведение, о котором в данной статье идет речь, знаменито на весь мир не только своей гениальностью, простотой, некой жизненной философией. Помимо этого, имеет вовсе не краткое содержание «Медный всадник». Он, как ни странно, является неотъемлемой частью Санкт-Петербурга. Это памятник, который воздвигнут в центре города и посвящен рассмотренной поэме и Петру первому. Внешне бронзовая глыба имеет вид скалы с чарующим всадником. Место, где расположен памятный монумент, выбрано по случаю того, что рядом находится Сенат — символ всей царской России. Автором данного шедевра является Этьен-Морис Фальконе – работник фарфорового завода, который против желания Екатерины II решил установить свое произведение искусства неподалеку от Невы. Гонорар за проделанную работу Фальконе получил довольно скромный, другие светские скульпторы на тот момент просили в два раза больше. В процессе работы скульптору поступало множество различных предложений по поводу будущего памятника, но Этьен-Морис был настойчив и в конечном итоге воздвиг ранее им же задуманное. Вот что он по этому поводу написал И. И. Бецкому: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был лишён способности думать, и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»
Написание произведения
Поэма «Медный всадник» написана Пушкиным плодотворной Болдинской осенью 1833 года, хотя первые заметки могли появиться раньше. На создание потребовалось меньше месяца, хотя работа шла непросто. Практически каждый стих был переписан несколько раз, пока не удалось добиться идеальной формы. На чистовике указана дата: 31 октября 1833 года в 5 часов утра. История создания «Медного всадника» основана на нескольких ситуациях. Они помогли создать произведение:
Впрочем, все три ситуации могли повлиять на историю «Медного всадника».
Проблемы при печати
Разумеется, поэму от Пушкина не могли напечатать сразу без цензуры. Поэт передал ее на проверку в конце 1833 года по возвращении из Болдина. Вскоре рукопись вернулась с огромным количеством замечаний. Это не был формальный запрет, но рисковать Пушкин не стал. После возвращения автор попытался исправить работу, но проще было переписать стихи заново — исправлений было слишком много. Отказ в публикации сильно огорчил поэта, рассчитывавшего на заработок.
Примечательно, что Александр Сергеевич считал, будто его произведения читает сам государь Николай I. Экземпляр с пометками императора хранится в петербургском Пушкинском доме. Однако специалисты считают, что правили поэму сотрудники политической полиции. Напечатано произведение было несколько раз:
В 1949 году был показан одноименный балет композитора Глиэра. Музыка оттуда «Гимн Великому городу» стала официальным гимном Санкт-Петербурга в 2003 году.
Поэма «Медный всадник» является одной из самых известных у Александра Пушкина. Небольшая трагическая история о столкновении сломленного горем молодого человека и ожившего памятника поднимает философскую, историческую и социальную проблемы, а также имеет мистический уклон.
Истории создания поэмы «Медный всадник» Пушкина
История создания
История создания поэмы «Медный всадник» начинается в Болдинском поместье. Отдыхая здесь, Пушкин постоянно размышлял об истории становления российского государства, о прежних правителях и истоках самодержавия. В первой половине XIX века о реформаторе и последнем царе Всея Руси, Петре I, люди думали по-разному. Кто-то полностью поддерживал и обожал самодержца, но большинство считали его исчадием ада и отзывались нелестно.
Пушкин прислушивался к мнению людей, долго собирал информацию. Итогом его наблюдений стало написание поэмы. Она была готова в 1833 г, и завершила болдинский расцвет творчества поэта. Одна из основных тем, раскрытая Пушкиным в поэме, — образ маленького человека. Автор размышляет об огромной государственной махине и ее столкновением с интересами обычных людей.
Название отражает основную мысль произведения. Известно, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге был отлит из бронзы. Однако автор выбрал такое название применительно не к скульптуре, а к мощной государственной машине. Ей безразличны трагедии маленьких людей, страдающих от произвола власти.
Увы, подобный конфликт не имеет продолжения, поскольку трагедии маленьких людей ничто для системы. Это и пытается донести автор в своем произведении. Пушкин дает положительную характеристику Петра I как дальновидного и решительного стратега. О его действиях можно судить по-разному, в том числе — обвинять в тирании по отношению к простым людям. Однако оправдывать такие действия поэт не готов.
Кроме того, он поднимает вопрос, как быть, если личное мнение отличается от общественного и государственного.
История создания поэмы «Медный всадник» кратко
История создания поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
Поэма «Медный всадник» была создана А.С. Пушкиным в плодотворный для поэта период – Болдинской осенью 1833 года октябрьскими вечерами.
Пушкиноведы считают, что р
абота над этим произведением шла со 6 октября до конца месяца
, в общей сложности на протяжении
29
дней. Несмотря на то, что эта поэма по объему самая маленькая из пушкинских поэм, менее
500
стихов, творческий процесс работы над ней легким не назовешь: поэт переписывал каждый стих, пытаясь достигнуть художественного совершенства. В сюжет произведения вошло
множество событий – появление города волей Петра Великого, наводнение 1824 г., любовная история Евгения.
В основу
повести легло реальное
историческое событие – осеннее наводнение 1824 года.
Остались реальные свидетельства того страшного, разрушительного стихийного бедствия и в наше время: это памятные таблички на многих петербургских домах, которые отмечают до какого уровня поднялась вода в Неве в те дни. Не являясь очевидцем данного события, Пушкин описал его со слов друзей и знакомых, находившихся в то время в Петербурге. Для описания наводнения поэт изучил и газетные сообщения.
А вот сюжет ожившего памятника мог быть заимствован из «Дон Жуана» либо взят из байки о том, что Александр I не стал перемещать памятник своему предку, узнав о сне, где Петр I якобы произнес примерно следующее: «Пока я на месте, мой город в безопасности». Основной темой, обозначенной в этом произведении, является столкновение власти и отдельно взятого, простого человека.
В «Медном всаднике»
автор размышляет о роли личности в судьбе целой страны.
Поэма была запрещена к печати царем Николаем I в полном объеме.
Был
напечатан лишь ее отрывок
– самое начало – в «Библиотеке для чтения».
Удивительный факт заключается в том, что В.А. Жуковский внос правки в поэму перед ее изданием в 1837 г. в «Современнике» по требованию цензора
. Пушкин хотел поправить строки, вызвавшие недовольство государя, но после нескольких попыток от этой идеи отказался.
Оригинальный текст «Медного всадника» был представлен вниманию публики лишь в 1904
году. Жанр произведения – романтическая поэма, которая имеет подзаголовок «Петербургская повесть», данный Пушкиным. Это связано с традицией русских поэтов называть свои романтические поэмы «повестями» в подражание Дж.Г. Байрону. Последняя поэма великого русского поэта до сих пор
неразрывно связана с историей города: гимн Санкт-Петербурга положен на музыку Глиэра из балета «Медный всадник».
Образы героев
Автор отзывался о своей поэме как о «горестном рассказе» и заявлял, что события в ней основаны на правде. Произведение может показаться сложным для восприятия учащихся, у которых нет определенных знаний по истории. Главные герои «Медного всадника»:
Пушкин вводит в произведение и второстепенных героев. Это Параша — любимая девушка Евгения, проживающая в маленьком домике на противоположном берегу Невы. Фигурирует и перевозчик, который в непогоду перевозит влюбленного на берег, где живет Параша.
Особое место в произведении занимает образ Петербурга. По словам Белинского, именно город является главным героем поэмы. Описанию Петербурга автор уделяет особое значение. Наиболее подробно оно представлено во вступлении, где поэт рассматривает место до и после основания. Первоначально это болотистые, малозаселенные берега. Через 100 лет, в XIX веке — крупный европейский город, застроенный красивыми домами, в порт которого заходят корабли со всех концов земли.
Автор не скрывает своей любви к городу, упоминает белые ночи, суровые зимы, наводнение 1824 года, после которого Петербург долго приходит в себя. Обожание передают такие цитаты: «Люблю тебя, Петра творенье», «И всплыл Петрополь», «Над омраченным Петроградом». Почему Пушкин не упоминал название Петербург ни в одном отрывке произведения? Об этом до сих пор спорят историки и литераторы.
Вариант 2
Поэма «Медный всадник» основывается на реальном событии — петербургском наводнении 1824 года. В то время как происходило стихийное бедствие, поэт Александр Пушкин пребывал в ссылке, и по этой причине в произведении описывал произошедшие события по показаниям людей, непосредственно лицезревших наводнение.
Рассказ об оживленном памятнике предположительно взят поэтом из истории о том, как в 1812 году, царь Александр I решил удалить из Петербурга памятник Петру. Однако, царя разубедили, рассказав о сне некоего майора. Последний в своем сновидении увидел, как медный всадник скачет по просторам Петербурга, и приехав к царю, восклицает: «До чего ты довел Россию!». Есть также другая версия, о том, что Пушкин позаимствовал идею об ожившем памятнике у Байрона.
Работа над поэмой велась меньше месяца, началась она в 1833 году, вскоре после его пребывания на Урале. Как считает множество исследователей, поэма создавалась с 6 октября, а окончена была в конце месяца. Заканчивала работу пометка:»31 октября, 1833. Болдино.» Вполне возможно, что замысел произведения «Медный всадник» у Александра Сергеевича появился еще до пребывания его на Урале. Представляется возможным и тот факт, что первые наброски были осуществлены в Петербурге. Поэма стоила поэту громадного напряжения сил. Как свидетельствуют исследователи, Пушкин десяток раз мог переписывать очередной стих, прежде чем достичь идеальной формы.
Произведение «Медный всадник» является очередным коротким произведением Александра Пушкина. Ему не понадобилось больше пяти ста стихов, для того чтобы вместить мысли Петра на Неве, описание Петербурга, наводнение 1824 года, любовь Евгения и т.д. К сожалению, творение Пушкина было опубликовано лишь после его трагической смерти от рук Дантеса. В 1834 году, в печати публикуется лишь отрывок произведения. Позднее Жуковский редактирует «Медный всадник», и тот публикуется в журнале «Современник».
Однако, опубликованное произведение являлось отнюдь не полным, ибо Жуковский редактировал поэму так, как это было выгодно цензуре. Цензурой был удалён бунт Евгения против памятника. В таком неполноценном виде «Медный всадник» выходил в свет до 1900 года. Спустя 19 лет, поэма была напечатана в полной версии, без цензуры. Читателю, несомненно, видна неоднозначность произведения, оно вызывает разные чувства. Но никто не станет спорить с тем, что созданное Пушкиным творение полно гениальности.
Другие сочинения: ← Образ Петра 1 в поэме Медный всадник↑ ПушкинАнализ сказки О рыбаке и рыбке →
Краткое содержание
Произведение состоит из вступления и двух основных частей. Оно написано в жанре исторической поэмы, которая описывает действительные события. Пересказ сюжета «Медный всадник» для читательского дневника в сокращении:
Почему поэма «Медный всадник» это самая петербургская поэма Пушкина
Поэму А.С. Пушкина называют «самой петербургской», и сам автор так же говорил о своем произведении.
Она стала символом Петербурга, воспевая не только сам город, но и его создателя – императора Петра Первого.
Почему же эту поэму так называют? Причин много, и первая, лежащая сразу на поверхности, – место, где происходит действие.
Город Петра, заливаемый дождями, терпящий настоящее стихийное бедствие, меняющийся буквально на глазах. Во вступлении он предстает красивым, пышным и горделивым, и автор так описывает Северную Пальмиру:
И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.
Город-сказка, вознесшийся на месте бывших топей и болот, в этом произведении становится одним из главных героев. Великий русский поэт с любовью пишет о «Петра творенье», и читатели невольно проникаются такими же чувствами.
Но не только поэтому поэму «Медный всадник» называют самой петербургской. В ней повествуется об одном из мощнейших и ужасающих своими масштабами разливов Невы – наводнении, произошедшем в ноябре 1824 года.
Это событие стало символичным и прочно спелось с самим городом, навсегда войдя в его историю. Автор хорошо передает состояние погоды, точно описывает дожди, послужившие причиной трагедии:
Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постели беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. Мрачно, страшно, тоскливо.
Переполненная водой, льющейся с небес, петербургская река вышла из берегов и затопила город. Погода, словно свирепый зверь, кинулась на молодую столицу, обрушив всю мощь своего гнева. И вот тут случилось что-то мистическое, необычное.
Почему же еще эту поэму называют самой петербургской? За точно прорисованный, такой живой и оттого еще более пугающий образ Медного всадника.
В XIX столетии именно этот памятник, посвященный основателю города Петру Первому, был первой и на тот момент единственной из российских монументальных скульптур.
Высокий, воплощающий мощь и силу духа Императора, он вызывал у людей восхищение. И, конечно, был одним из главных символов города. В поэме этот всадник оживает, становясь настоящим героем произведения, совершая активные действия.
Петербург терпит бедствие, и масштабы трагедии поистине ужасают:
Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!
Среди этой суматохи остается еще один герой поэмы – растерянный, испуганный мелкий чиновник Евгений.
Взбесившаяся река, разливаясь бурящими потоками, сносит прибрежный дом Параши – его возлюбленной. Девушка вместе с матерью погибает в холодных, мутных потоках.
Целый год он мучается от беспокойства, живет в волнении и непонятном ему самому страхе. А по прошествии времени, оказавшись рядом с Медным всадником, в сердцах грозит памятнику кулаком, ругая его за пережитый ужас.
Несчастному сумасшедшему кажется, будто государь повернул к нему лицо и нахмурился. Следующая ночь оборачивается для Евгения кошмаром: за ним на коне носится оживший Медный всадник, грозя растоптать.
Петербург – город мистический, мрачный, дождливый. Такой образ еще не раз будет встречаться в произведениях великих русских классиков: Гоголя, Достоевского.
Александр Сергеевич Пушкин первым сумел передать эту атмосферу, рассказать новую легенду о северной Пальмире, тесно и органично переплести реальные события с выдумкой. В его произведении оживает все: город, Нева, Медный всадник, Петр Первый. Именно поэтому поэму называют самой петербургской у великого русского поэта.
Основная тема
Основная тема поэмы «Медный всадник» — взаимоотношение простого человека и власти. Автор использует прием символического противопоставления царя (преобразователя России и основателя города на Неве) и памятника ему (олицетворения жестокой силы, самодержавия). Пушкин подчеркивает, что власть не может быть справедливой, даже если страной руководит выдающаяся личность. Великие деяния Петра шли во благо государству, однако были жестокими по отношению как к народу в общем, так и к отдельно взятой личности.
Поэт признает величие царя, и не отрицает, что все его деяния были во благо. Однако он отстаивает право каждого отдельного человека на счастье. Не случайно он вводит в поэму Евгения, показывая его поражение при столкновении с неограниченной властью. Автор сочувствует Евгению. Однако вместе с тем он подчеркивает, что бунт одиночки против общепринятой системы безнадежен, обречен на провал.
«Медный всадник»: поэма или повесть? Сюжет и конфликт. Образ Петра и Петербурга.
:
Образ противоречиви сложен
.
С одной стороны, Петр дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного, простого человека, имеющего право на счастье.Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди.
— А что делать? Не строить, не создавать, не реформировать? (Ответы)
— Это сложный вопрос, который выводит нас в плоскость философскую
. (Проблематика поэмы социально-философская; о социальном пласте поэмы мы говорили на прошлом уроке.) И, наверное, главный вопрос:
как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека?
Какие вопросы вы сформулировали бы, понимая противоречивость изображения образа Петра? (Как сделать историю более человечной? В чем истинный смысл прогресса? Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку
?) Как бы вы ответили на эти вопросы? Можно дать однозначный ответ? Почему? Философские вопросы на то и философские, что они вечны и на них нет однозначного ответа.
Для ответа на эти вопросы Пушкин обращается к историческому прошлому. (Поэмаисторическая
) Почему? (Чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности).
Какие философско-исторические вопросы волнуют Пушкина? (По какому пути развиваться России? Каким будет ее будущее? «Куда ты скачешь, грозный конь, И где опустишь ты копыта?»)
— Какова диалектика взгляда Пушкина на историю? (Ответы)
— Актуальны ли в наши дни вопросы, которые ставит в поэме А.С.Пушкин? Если да, то в чем их актуальность? (Ответы)
: Ответить на вопрос развернуто (3-5 предложений):
— Что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки? А с вашей точки зрения?
Заключительное слово учителя
: А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» исследует жизненные закономерности, жизнь с ее проблемами и конфликтами. Человек исследуется с позиций социальных и исторических – как частица исторического процесса. Пушкин вскрывает сложные, противоречивые отношения человека и истории, человека и государства, человека и условий, в которых он живет. Пушкин философски осмысливает проблему истории Отечества, рисует в своем произведении сложный образ, с одной стороны, гения-преобразователя, а с другой – «злого гения», нарушителя естественного хода исторического развития России. Своей поэмой Пушкин хотел сказать, что цена петровских преобразований была слишком велика для простого народа, все тяготы нововведений легли на его плечи. Евгений, маленький человек, протестует против великого чудотворца, держателя «полумира», но его протест слаб, он ничего решить не может!
Суть произведения
В поэме показано противостояние государства и обычного человека, в роли которого выступает бедный чиновник Евгений. Он переживает непростые времена и убежден, что судьба к нему несправедлива. Однако он беспомощен что-либо изменить, поскольку стихия и планы правителей выше него.
В отчаянии он произносит в адрес государя-реформатора гневные речи, которые можно трактовать по-разному:
Поэма Пушкина получилась многогранной и масштабной. Автор вложил в нее много смысла, говорить о котором можно часами. Расшифровать противостояние Евгения (простого народа) и всадника (государственной машины) можно тремя указанными выше способами.
Однако есть и другая трактовка: правитель — гений, а главный герой — обычный человек. Они живут в одно время, но занимаются разными делами и не могут понять друг друга. Автор подчеркивает, что оба вида людей не важны для общества.
Литературный анализ
В поэтическом произведении Пушкин соединил историческую и социальную проблематику. В нем скрыт глубокий философский смысл, который затрагивает судьбу каждого конкретного человека в государстве. Анализируя поэму, следует отметить ее основные характеристики:
Мнение критиков
К поэме обращались многие литературные критики. В. Г. Белинский писал, что в произведении можно увидеть горькую участь человека, который страдает от выбора новейшей местности для столицы. Как город был основан на заболоченной местности, вопреки природе, так и человек с подавленным сердцем признает победу общего над частным. Литератор восхищается тем, как Пушкин описал картину наводнения, говорит о величайшей поэзии.
Критик А. В. Дружинин не менее уважительно относился к таланту Пушкина. Он считал, что его стихотворение о всаднике оценят не только современники. Поэма будет понятна и признана «всеми и везде». Не только в оригинале, на русском языке, но и после перевода. Критик видел в произведении слияние истории одного человека, с историей народа. По его мнению, смысл поэмы понятен сердцу каждого русского человека.
Д. С. Мережковский подчеркивал, что в произведении представлена судьба двух главных героев. Первый поход на персонажей Достоевского — обычный человек, довольствующийся малым. Второй — мощный исполин, сверхчеловек в виде памятника Петру Великому. Ему нет дела до проблем мелкого люда, которому жизнь дана затем, чтобы умирать за идеи правителей.
Но что будет, если простой человек воспротивится ходу вещей, восстанет против владыки? Вызов нарушает покой всадника из меди, и он в бешенстве гонится за безумцем, который пытается пойти против системы. Однако соль произведения в том, что громкий топот шагов не в силах заглушить шепот простого человека.
Критики по-своему отнеслись к произведению, представили его разную трактовку. Однако все они сошлись во мнении: поэт гениально передал ситуацию в обществе, которая будет понятна и актуальна для потомков. Поэма масштабна по своему глубокому содержанию. В ней нет эпилога, поэтому противоречия между государством и отдельно взятой личностью остаются открытыми.