Как появилась музыка для детей

Исследовательская работа ученика « Как появилась музыка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

КАК ПОЯВИЛАСЬ МУЗЫКА

Выполнил: Даутов Антон

руководитель: Ромашка Елена Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №7

Теоретическая часть. Когда появилась музыка? ………….… 4-9

Легенды о происхождении музыки…………………………..….4-5

Древние духовые инструменты, освоение человеческого голоса первые музыкальные композиции ……………………………….6-7

Начало музыкальной культуры на Руси …………………………8-9

Социологическое исследование в опросе моих одноклассников об отношении к музыке………………………………………………..10

Целительное влияние музыки на человеческий мозг……….……11

Композиция «Reguiem for a Dream» Клинт Мэнелла …………….12

Список использованной литературы ………………………….…..14

Приложение № 1 Музыкальные средства от всех болезней…15-16

Приложение № 2 Практическое задание по теме:

«Как появилась музыка» ………………………………….………17

Приложение № 3 Итоги практического исследования в форме

опроса в диаграммах ……………………………………. 18-20

Парадокс музыкального искусства: уходя корнями в животное начало в человеке, оно являет собой высшее проявление абстрактного мышления – поэтому музыка захватывает человека целиком, от низших уровней психики до высших.

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

Для достижения, поставленной цели я применил следующие методы исследования:

— изучение истории возникновения музыки; Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

— отношения моих сверстников к музыке;

— практически выяснить на личном примере влияние музыки на состояние окружающих в момент ее звучания в живом исполнении.

Решая поставленные задачи, мне стало очень интересно разобраться, как в древности люди пришли к тому, что есть музыка, как они научились понимать звуки, как появились первые музыкальные инструменты, а в последствии и музыкальные композиции. Ведь музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передаёт впечатления от окружающего нас мира. Она может вызывать у слушателей ощущение света или тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады… Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

Я решил провести социологическое исследование, среди своих одноклассников, на предмет понимания ими происхождения музыки, необходимости ее в нашей жизни, и вообще узнать, кому из моих сверстников в классе интересна музыка и какая.

Итак, начну по порядку. Когда возникла музыка? Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами.
Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе.

У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов. Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

Предполагают, что она произошла от тех звуков, которые существуют в природе: шелест леса, шум дождя, удары грома. Но есть и другое предположение — музыка возникла из человеческой речи: стоит только произнести слово нараспев. Человек прислушивался, наблюдал и в какой-то момент попробовал сам сочинять музыку. Возможно, он срезал тростник, проделал в нем отверстия, поднес к губам, подул — и получились звуки. А быть может, он сначала придумал простейшие ударные инструменты — отбивая ритм одной палочкой по другой. Или человек, находясь в приподнятом настроении, вдруг запел! Какой была самая первая мелодия, придуманная человеком? Сейчас мы можем только догадываться об этом.

В глубокой древности люди видели в музыке космическую силу, считали, что музыкальная гармония лежит в основе мироздания. Древние индийцы верили, что музыка влияет на судьбу человека. Ее связывали с законами космоса: тона сопоставляли с планетами, интервалы — с временами года. В Древних Китае, Египте, Греции музыкальные интервалы рассматривали подобно соотношению между планетами. Школа Пифагора (VI в. до н. э.), разработав учение о «музыке движущих сфер», видела музыкальное начало в мироздании, гармонии природы.

Одни звуки отождествлялись с космическими стихиями — водой, землей, огнем, воздухом; другие — с цветами, голосами птиц и животных. В Китае с разными тонами связывали разное общественное положение людей. Элементы музыкальной теории рассматривались как всеобщие космические законы. «Высокая» музыка противопоставлялась «низкой» — народной.

В Древней Индии, например, «высокая» музыка считалась «музыкой пути, знаний», бытовая же, народная, — музыкой земли, «почвенной».
Разделение происходило и в использовании музыкальных инструментов: во многих странах простым людям не разрешалось играть на музыкальных инструментах аристократических кругов общества. Но для аристократов музыка была только любительским занятием, быть профессиональным музыкантом считалось недостойным. Как правило, придворные музыканты были выходцами из низших слоев общества.
У индусов музыка служила средством магии для укрощения змей, слонов. Китайский философ Конфуций видел в музыке огромную воспитательную силу: некоторые песни вызвали у человека смирение и послушание. Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

В Древнем Египте ее считали средством очищения от страстей. Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

Древнегреческий философ Платон видел в музыке дисциплинирующую силу и поэтому был убежден, что государство должно строиться на законах музыки. Люди полагали, что Высшая — Великая — Музыка была в мироздании еще до того, как ее стал сочинять человек. «Музыка правит Вселенной», — так думали древние греки.
Еще в древности люди придавали огромное значение воздействию музыки на жизнь человека. У многих народов существовала строгая система создания музыки: в одних музыкальных ладах предписывалось сочинять мелодии для укрепления силы воли, мужества, призыва к действию, в других ладах — для возбуждения чувств человека и приведения его в экстаз. Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

В Древнем Китае, например, музыкальные лады по воздействию на человека разделялись так: в первом ладу сочинялась музыка, обращенная к Богу; в седьмом — для сопровождения выхода императора из гарема, в двенадцатом — для пирушек наследного принца.
В Древней Индии звучание музыки было тоже строго регламентировано, и конкретные мелодии исполнялись в соответствии с разными временами года, временем дня и состоянием погоды. Так, существовала музыка для утра или вечера, зимы или лета, солнечного или пасмурного дня.

Археологи не раз находили музыкальные инструменты каменного века – специально обработанные кости мамонта, издающие звук при ударе, костяные дудочки. Но если о музыкальной жизни наших предков мы можем только догадываться, то о многих племенах, живущих первобытным строем в позднейшие времена, известны достоверные факты. У многих таких народов юноша, чтобы получить статус взрослого мужчины – полноправного члена племени – должен был продемонстрировать не только силу, ловкость и охотничьи навыки, но и умение играть на флейте (в ряде случаев – не только ртом, но и носом) и исполнить мелодию собственного сочинения. Свистки делали из кости, дерева и глины. Из этого развилась флейта. Это очень древний инструмент, египтяне владели ею уже более 6000 лет назад.

Когда люди начали изготавливать музыкальные инструменты, точно неизвестно. Но в любом случае, чтобы это произошло, человек должен был освоить самый древний инструмент, по сей день считающийся самым совершенным – человеческий голос.

Главная особенность голоса (которая есть не только у нас, но и у всех высших животных) заключается в том, что он чутко реагирует на эмоциональное состояние своего носителя: стоит вам разволноваться – и интонации голоса пойдут вверх. Но есть и обратный эффект: если с вами говорят громко и пронзительно – вы начинаете возбуждаться. Таким образом, сформировался своеобразный биоакустический код, служащий для передачи эмоциональных состояний. При этом неважно, чем это состояние вызвано – передаётся «гнев вообще», «страдание вообще» и т.п. – эмоции обобщаются и абстрагируются.
От такого биоакустического кода до пения был один шаг. Самое древнее пение представляло собой то, что музыканты называют глиссандо – скольжение голосом. Впоследствии в нём выделились «точки» – звуки, обладающие определённой высотой – т.н. тоны. Последовательность таких тонов слагается в интонации, строящиеся по принципу эмоционального биоакустического кода.

Источник

Проектная деятельность музыкального руководителя «Как появилась музыка?»

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей Наталья Романова
Проектная деятельность музыкального руководителя «Как появилась музыка?»

Проект «Как появилась музыка

Паспорт проекта:

Вид проекта: исследовательский, детский.

Тема проекта: «Как появилась музыка (исследование мира музыки и звуков)

Продолжительность проекта: 1 год

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, медицинская сестра.

Интеграция образовательных областей: музыка, здоровье, социализация, труд, познание, коммуникация.

Цель проекта:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

1 Предоставить детям возможность исследовать звуковое богатство окружающего мира. Развивать акустический слух.

2 Через исследовательскую и информативно – поисковую деятельность дать представления о специфике восприятия музыки как звукового вида искусства, о роли слуха в ее восприятии.

3 Расширять музыкальный опыт детей.

4 Развивать познавательный интерес к окружающему, мыслительную активность воображения, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

Интеллектуально – личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира притупляют, потчуя детей «замороженными идеями», и, вместо того, чтобы творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать более современные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым руководством педагога, который будет направлять ребенка, а не подменять.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по развитию познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, выполнять работу до положительного результата.

План реализации проекта:

1 Создание ситуации для мотивации проекта.

2 Предложение детям заданий для обследования объекта исследования, подключив к этой работе родителей.

3 Проведение индивидуальных консультаций для родителей по организации и проведению исследований в домашних условиях.

4 Проведение индивидуальных бесед с детьми по предстоящей исследовательской работе в домашних условиях.

5 Исследовательская работа детей

6 Организация групповой презентации результатов данного проекта.

1 Расширятся знания детей о музыке как звуковом виде искусства

2Повысится интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию.

3Дети будут стремиться развивать свой слух, а также бережно относиться к своему здоровью

(беречь голосовые связки, барабанные перепонки).

Продукты проекта:

• Картотека опытов со звуками

• Описание результатов экспериментирования

Проектная папка

• Статья в газете ДОУ «Мы – исследователи!»

Лаборатория «Звучащий мир».

Наглядный и иллюстративный материал.

библиотека для детей и взрослых.

Музыкальные инструменты.

Календарно –тематический план:

сентябрь Распределение (встречи)

Работа с родителями

(работа экспериментальной лаборатории)

«Звучащий мир вокруг нас»

-консультация «Учимся слушать звуки окружающего мира»

Что такое музыка? (работа экспериментальной лаборатории)

-характеристика музыкальных звуков – 3

-выставка книг, рекомендуемая родителям для работы с детьми

-информация в «Музыкальном дневничке» о музыкальных сайтах для детей

Музыкальные инструменты (работа экспериментальной лаборатории)

-работа с индивидуальными мини-проектами детей «Барабан и его друзья», «Как появилась дудочка», «Что такое оркестр».

— помощь в создании самодельных музыкальных инструментов для детей

Как создается музыка

-история, графическая запись-2

-совместная работа с детьми по сочинению и озвучиванию музыкальных сказок

Для чего создается музыка

-для работы и отдыха

-фоновая музыка

-презентации совместных мини-проектов детей и родителей «Наша любимая музыка», «Музыка и настроение», «Церковная музыка»

Музыка народов мира

Написание родителями статей в газету и «Музыкальный дневничок» на тему «Как мы работали над проектом»

Музыкальные профессии

-музыкант

-профессии, связанные с музыкой

Приглашение для встречи с детьми родителей, чьи профессии связаны с музыкой

Музыка прошлого

музыка наших бабушек

-совместные посещения концертов народных ансамблей «Васильки», «Калиточка», «Воскресенье»

Музыка в современном мире

-известные музыканты и певцы

-презентация итогов проекта.

Консультация «Современные электронные музыкальные инструменты и игрушки»

-выставка «А что у нас!» (представление современных музыкальных игрушек, которыми дети играют дома).

Основные формы реализации проекта:

1Собранная информация о способах изобретения музыкальных инструментов, получения звуков; исторические сведения в форме мини – проектов

2Собранная библиотека художественной литературы на данную тему.

3Опыты со звуком и музыкальными инструментами (картотека)

4Работа с музыкальными инструментами (фото)

5Презентация результатов работы проекта (статья в газету)

Рекомендуемая литература для работы взрослых с детьми:

1Хиту Р. К. «В стране музыкальных инструментов» М. 1995г

2Экерт Я. «500 музыкальных загадок» М. 1971г

3Чукаш И. «Дудочка и барабан» М. 1983г

4Кленов А. «Секрет Страдивари» М. 1977г

5Абрамян Г «Солнечный круг» М. 1985г

6Михеева Л. М. «Музыкальный словарь в рассказах» М. 1985г

7 «Книга о музыке» Сост. О. Очаковская М. 1971г

8Гульянц Е. И. «Три сказки» М. 1977г

9 Хиту К. Р. «Петер в стране музыкальных инструментов» М. 1965г

1Т. Э. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» (сто секретов музыки) (Санкт –Петербург 2003г)

2Дубинина В. В «Уроки развития»( «Сфера» 2007г)

3Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» (Москва 2001г)

4Девятова Т. Н. «Звук – волшебник» («Линка – пресс» 2006г)

5 Куревина О. А. «Путешествие в прекрасное»( «Баласс»2001г)

6Гогоберидзе А. Г. «Музыкальноевоспитание детей дошкольного возраста: современные педагогические технологии» («Феникс»2006г)

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: деятельность музыкального руководителя Ни одно из искусств не обладает такой действенной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. А дошкольный.

Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Презентация опыта музыкального руководителя: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, направление «Музыка» Презентация опыта музыкального руководителя: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, направление «Музыка» В связи со стремительными.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов» Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа.

Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя ДОУ «Путешествие в сказочный мир балета» Кузьмина Н. Н., музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №12 Петродворцового района Санкт-Петербурга Проектная деятельность в практике.

Источник

Видеопрезентация для детей старшего дошкольного возраста «Откуда появилась музыка»

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей Таcлима Садыкова
Видеопрезентация для детей старшего дошкольного возраста «Откуда появилась музыка»

Беседа 1. «Откуда появилась музыка»

Ребята, сегодня мы поговорим с Вами о музыке, что такое музыка, как она зародилась.

Музыка – появилась еще тогда, когда на земле не было ни городов, ни поселков, ни деревень, но люди в те времена, не могли жить без музыки ни дня. Музыка сопровождала человека и в работе, и в бою, и в радости и печали. Люди сначала сами сочиняли музыку, в которой рассказывали о своей жизни, но постепенно появлялись различные музыкальные инструменты, на которых могли играть только музыканты, а музыку для них сочиняли композиторы.

Вам, конечно, знакомо это слово, композитор – человек, который пишет музыку. Каких композиторов вы знаете? Как же композитор пишет музыку? Правильно, он пишет музыку с помощью специальных знаков – нот. Так же, как писатель пишет рассказы и сказки с помощью букв и слов, композитор пишет свои истории с помощью нот. Но для того, чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь «прочитать». А для этого существуют музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах.

Давайте послушаем пьесу композитора П. И. Чайковского «Белые ночи» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении. Слушая, мысленно обдумайте свой будущий рисунок, затем попробуйте нарисовать то, что вы услышали и обязательно придумайте название своей работе.

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Музыкальный досуг «Спящая красавица» в рамках проекта «Классическая музыка детям» для старшего дошкольного возраста Музыкальный досуг «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (П. И. Чайковский и Ш. Перро) в рамках долгосрочного проекта «Классическая музыка детям» для старшего.

Презентация «Как появилась бумага» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю Вам презентацию «Как появилась бумага», которую я сделала для открытого занятия в старшей группе по познавательно.

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейПроект в речевой группе для детей старшего возраста «Откуда домик у улитки?» Видео Тема:«Откуда домик у улитки?»Тип проекта:групповой. Вид проекта:информационно-творческий. Срок реализации: 29.05-05.06 (краткосрочный) Участники.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Загадки на тему «Радио, музыка» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про радио, связь и музыку. Загадки про радио, радиоприёмник — интересные и познавательные. Они отражают представления.

Источник

Беседы о музыке как виде искусства, Откуда появилась музыка

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детей

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейБеседы о музыке как виде искусства

Откуда появилась музыка

Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое музыка и как она зародилась.

Так же как писатель пишет свои рассказы с помощью букв и слов, композитор сочиняет свои музыкальные истории с помощью нот. Но для того чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь «прочитать». Это могут сделать музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах. Давайте послушаем пьесу композитора «Охота» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении. (Дети слушают произведение, а затем делятся своими впечатлениями.)

Педагог. Дети, сегодня мы продолжаем разговор о музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка может рассказать нам множество интересных историй о том, что нас окружает и волнует. Но слышим мы не слова, а звуки. Музыкальные звуки — это кирпичики музыки. Для добычи звуков люди изобрели специальные музыкальные инструменты и научили их говорить. Вы уже знакомы с некоторыми музыкальными инструментами. Назовите их. (Дети называют знакомые музыкальные инструменты.)

Но звуки сами по себе ничего не означают. (Педагог проигрывает детям отдельные звуки на фортепиано, аккордеоне, металлофоне, дудочке.) А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, построит из этих кирпичиков музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки оживут, заговорят, расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Музыкальные звуки отличаются от простых звуков: они певучие, а в руках музыканта могут быть нежными и суровыми, протяжными и отрывистыми, грустными и веселыми. Они могут напоминать вздох или смех, испуганный вскрик или убаюкивающий напев. Музыкальные звуки очень многоликие и гибкие, их можно произносить на десятки ладов, поэтому они могут рассказывать нам о различных событиях. Давайте послушаем музыкальные пьесы и убедимся в том, какие разные бывают музыкальные звуки.

(Дети слушают отрывки музыкальных произведений «Сентябрь. Охота» из фортепианного цикла «Времена года» русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, отрывки из симфонической сказки Петя и волю Сергея Сергеевича Прокофьева.)

Что выражает музыка

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы с вами выяснили, что музыка рассказывает свои истории с помощью разнообразных музыкальных звуков. А сегодня мы поговорим о том, что может выражать музыка. Музыка способна раскрывать человеческие чувства, выражать разнообразные настроения. Мир человеческих чувств очень богат: радость, печаль, грусть, счастье, веселье, мечтательность, гнев, ненависть, тревога, взволнованность, беспокойство — все это может выразить музыка.

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейПослушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Веселый крестьянин» из Альбома для юношества (Педагог исполняет пьесу.)

Крестьянин возвращается с поля. Он хорошо поработал, и на душе у него легко и радостно. Бодрая и светлая мелодия этой пьесы рассказывает нам о том, как весело шагает крестьянин и, улыбаясь, поет песню. Нам легко было представить себе эту картинку, потому что композитор очень ярко передал в музыке настроение своего героя. Сочиняя эту пьесу, он сам словно видел, как весело шагает крестьянин по дороге домой.

А вот другая пьеса из этого же альбома — «Отзвуки театра». (Педагог исполняет пьесу.)

В жизни маленького героя произошло важное событие: он впервые побывал в театре, и спектакль произвел на него сильное впечатление. Мальчик вновь переживает увиденное, и его охватывает необычайное волнение. Слышите, как тревожно, а иногда грозно звучит мелодия? Музыка произведения очень хорошо выражает чувства героя.

(Беседу можно построить и на других произведениях, например пьесах разного характера из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.)

Беседы по слушанию музыки на усвоение жанров

Колыбельная песня: знакомство с жанром

Учить различать жанр колыбельной песни, обратив особое внимание на интонационную выразительность мелодии. Узнавать спокойный, ласковый характер музыки.

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с жанром колыбель ной песни. Кто из вас знает, что такое колыбельная песня? (дети отвечают, что колыбельную песню поет мама когда укладывает ребенка спать.) Правильно, колыбельная песня поется перед сном. Послушайте «Колыбельную» русского композитора Евгения Голубева. Она написана для одного инструмента — фортепиано, без голоса. Попробуйте определить характер музыки. Какие настроения, чувства она передает? (Исполняет пьесу.)

Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная.

Педагог. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте пьесу еще раз и скажите, почему композитор назвал ее «Колыбельная». (Исполняет фрагмент произведения.)

Дети. Пьеса так называется, потому что она спокойная, под нее можно убаюкивать маленького ребенка.

Педагог. Молодцы — вы правильно это подметили.

В «Колыбельной» Е. Голубева нет слов — это инструментальная музыка, но она, как и колыбельная песня, плавная, напевная.

Ребята, а как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети. Мама убаюкивает своего ребенка.

Педагог. Верно, мать качает своего малыша и поет ему ласковую песенку. Она очень любит свое дитя — так нежно звучит мелодия. А ребенок засыпает, и, наверное, ему приснится чудесный сон. (Показывает детям иллюстрации, читает стихи, подходящие к этой теме.)

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейКолыбельная песня в инструментальной вокальной музыке

Различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, дать детям представление о разновидностях колыбельных песен.

Дети. Она ласковая, нежная, спокойная, тихая.

Педагог. Верно. Сравним ее с «Колыбельной» Е. Голубева. Что общего между этими произведениями? (Исполняет пьесу Е. Голубева.)

Дети. Обе колыбельные спокойные, плавные, ласковые, тихие.

Педагог. Правильно, колыбельные обычно исполняются в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. А в чем же их отличие?

Дети. Первая колыбельная без слов, а вторая со словами.

Педагог. Вы видите, что мелодию в колыбельной пёсне может исполнять и голос, и какой-то один музыкальный инструмент, например фортепиано, как у Голубева. Колыбельная песня может быть со словами (вокальная) и без слов (инструментальная). Послушайте эти две колыбельные еще раз. (Исполняет их.)

А сейчас вы услышите колыбельную, которая звучит в сопровождении оркестра в опере «Садко». Оперу эту написал выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Опера — это спектакль, в котором герои не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере Римского-Корсакова главный герой Садко (гусляр и певец) во время своего плавания по морям попадает в подводное царство, где его полюбила морская царевна. Она не хочет отпускать Садко на землю, не хочет расставаться с ним и поет ему колыбельную, убаюкивая его. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передает. (Дети слушают аудиозапись.)

Дети. Музыка грустная, темная, звучит низко.

Педагог. Правильно, только я дополню вас: музыка таинственная, тревожная, протяжная, плачущая, сказочная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло — Садко ждет возвращения на берег, к людям.

А вот еще одна колыбельная для оркестра из симфонической сказки «Кикимора». Кикимора — злой сказочный, фантастический образ. Когда Кикимора была маленькой, она лежала в хрустальной колыбельке, а волшебный Кот-Баюн пел ей колыбельную песню. (Дети слушают аудиозапись. Свой рассказ педагог может сопровождать показом иллюстраций.)

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейТанец: знакомство с жанром. Вальс

Дать детям представление о танцевальном жанре. Учить различать жанр вальса, познакомить детей с вальсами различного характера.

Педагог. Ребята, вы знаете, что в музыке существуют различные жанры. С каким жанром вы уже знакомы? (дети отвечают, что они в жанре колыбельной песни.)

На прошлых занятиях вы познакомились с разновидностью жанра песни — колыбельной. А сегодня я вам расскажу о жанре танца. Вы, наверное, не раз видели, как танцуют люди. (Показывает рисунки, фотографии.)

Танец возник очень давно. Танцы бывают разные, их много, и у каждого танца своя музыка, свой характер. Сегодня вы познакомитесь с вальсом. Слово вальс в переводе с французского языка означает кружиться. Это плавный танец. Слушая его, чувствуешь чередование трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Послушайте Вальс норвежского композитора Эдварда Грига и скажите, какие чувства, настроения передает эта музыка.

Дети. Музыка грустная, плавная, нежная.

Педагог. Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, мягкая.

Послушайте ее еще раз. (Исполняет пьесу.)

Но вальсы очень разнообразны по характеру. Бывают вальсы радостные и грустные, веселые и спокойные, светлые, мечтательные и задумчивые, печальные. Сейчас мы с вами послушаем «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра. (Слушают аудиозапись.)

Как вы думаете, какой по характеру этот вальс?

Дети. Радостный, волшебный, светлый.

Педагог. Действительно, это радостный, благородный, изящный, праздничный, волшебный вальс, ведь танцуют его цветы в сказочном царстве сластей. Ребята, представьте себе, что вы тоже находитесь на балу и танцуете этот прекрасный вальс. (Звучит фрагмент «Вальса цветов» дети танцуют.)

Познакомить детей с жанром польки. Вызывать эмоциональный отклик на музыку веселого, шутливого, задорного характера. Узнавать и различать польку и вальс.

Педагог. Дети, сегодня мы продолжим знакомство с танцами и познакомимся с полькой. Полька — это подвижный, прыжковый танец, отрывистый, отчетливый, легкий, стремительный. Полька — чешский танец. В переводе с чешского языка «полька» означает «половина» ее основное движение — легкие полушаги. Послушайте детскую польку замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Какая она по характеру? (Исполняет польку.)

Дети. Веселая, звонкая, легкая, быстрая, под нее можно подскакивать.

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейПедагог. Правильно, музыка подвижная, шутливая, бодрая. Под нее весело, легко танцевать. Вы можете попробовать танцевать под эту музыку. (Исполняет «детскую польку« М. Глинки еще раз.)

Какое у вас было настроение, что вы чувствовали, когда танцевали польку?

Дети. Настроение радостное, веселое, хотелось улыбаться, смеяться, прыгать, скакать.

Марш: знакомство с жанром.

Учить детей определять жанр марша, выделять различный характер маршей.

Какого характера эта музыка?

Дети. Веселого, шутливого, бодрого.

Педагог. Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной.. Давайте еще раз послушаем эти два марша. (Исполняет произведения, уточняет их различный характер.)

Ребята, вы послушали марши, исполненные мною на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра. Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?

Что вы почувствовали, когда маршировали под музыку?

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейДети. Нам было радостно, весело.

Педагог. Ребята, вы узнали, что в музыке существуют различные жанры.

Какие музыкальные жанры вы знаете?

Дети. Веселые, грустные или ласковые нежные — как колыбельная.

Педагог. Правильно, песни бывают различного характера, мы с вами слушали колыбельные песни со словами и без слов. Но все колыбельные объединяет ласковая нисходящая интонация.

Пропеть под музыку: «А-а, А-а».

Послушайте «Колыбельную» С. Майкапара и расскажите об этой музыке. (Исполняет пьесу.)

Дети. Это ласковая, спокойная, грустная, нежная, убаюкивающая музыка, она без слов.

Педагог. А теперь вспомним жанр танца. Какие вы знаете танцы?

Педагог. Танцев существует очень много: бальные танцы (полонез, мазурка, вальс, полька, краковяк, кадриль и др.), народные танцы (русские, украинские, белорусские, грузинские и др.), современные танцы. Вы познакомились с вальсом и полькой. Послушайте

Лядова и Чайковского из детского альбома и сравните их. (Исполняет произведения.)

Дети. Вальс плавный, нежный, мягкий, грустный, под него можно кружиться, а полька веселая, быстрая, под нее можно скакать, прыгать.

Послушайте Прокофьева из сборника детская музыка и расскажите об этом жанре. (Исполняет произведение.)

Дети. Музыка марша четкая, бодрая, задорная, веселая, под нее можно шагать.

Как появилась музыка для детей. Смотреть фото Как появилась музыка для детей. Смотреть картинку Как появилась музыка для детей. Картинка про Как появилась музыка для детей. Фото Как появилась музыка для детейПедагог. Мы с вами слушали много маршей. Четкость и бодрость маршу придает восходящая интонация-мелодия.

Педагог. Ребята, а теперь мы поиграем в игру: вы получите карточки с изображением поющих, танцующих и марширующих детей; я буду исполнять музыку, а вы должны определить, какой это жанр, и поднять соответствующую карточку. (Проводит игру, после которой детям предлагается выразить через движения свое слышание различных жанров танцевальной музыки.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *