Как появилась мода на парики
История парика: от фараона до канекалона! Только самое интересное
В Древнем Египте носили парики голубого цвета, в Средние века за ношение искусственных волос могли отрубить голову, а сегодня они на пике популярности. За всю историю существования парики были на модном олимпе, падали с него и опять реабилитировались. В нашей статье мы расскажем о том, где изобрели парики, как и для чего их использовали и почему любовь к этим изделиям жива до сих пор. Только самое интересное и никаких скучных цифр.
С чего все начиналось
Про то, что парики изобрели в Древнем Египте, знает каждый, но не все в курсе, что первые «накладные волосы» носили еще первобытные мужчины, которые хотели внешне быть похожими на животных. Они украшали свою шевелюру перьями и звериной шерстью, поэтому если говорить о начале начал, то история парика стартует еще на заре человечества.
Парик является ровесником цивилизации. Мы узнаем об этом изобретении из документов Ассирии, Вавилона, Древнего Египта, Шумерского царства. Для чего был нужен парик в те далекие времена и почему он так полюбился древним людям? Есть два вполне логичных объяснения.
Из чего раньше делали парики
Изделия из натуральных человеческих волос могли себе позволить только фараоны и знать. Это были сложнейшие конструкции, изготовление которых занимало много времени и требовало особого мастерства. Классикой был черный цвет, но позже появились разноцветные парики – голубые и желтые.
Простые люди довольствовались париками из конского волоса, шерсти овец, яков, буйволов, на худой конец мастерили парики из пакли. Приходилось выкручиваться, потому что появиться в египетском обществе без парика могли себе позволить только приезжие иноземцы.
Как парики покорили мир
Мода на накладные волосы начала активно распространяться к середине первого тысячелетия до нашей эры. Парики завоевали Ближний Восток и страны Средиземного моря. Вдохновленные фараонами цари Персии носили великолепные модели со сложными укладками и драгоценностями в волосах.
Но дальше всех в своей любви к парикам пошел античный Рим. Модницы Римской империи скупали парики со всех уголков света – роскошные черные из экзотической Индии, рыжие и русые из немецких волос. Однако самыми дорогими стали белокурые скандинавские локоны.
Кстати, светлые парики в Риме носили в основном куртизанки, поскольку этот цвет ассоциировался с распущенностью. А вот темные волосы были признаком высокой нравственности.
Золотые времена париков
Они начались в XVI–XVII веках. И все благодаря английской королеве Елизавете I. После перенесенной оспы королева-девственница практически полностью потеряла свои красивые рыжие волосы. И единственным правильным решением в этой ситуации было надеть парик, что и было сделано. А придворным ничего другого не оставалось, как последовать примеру Ее Величества. Кстати, в королевском гардеробе насчитывалось более 80 париков различного цвета.
О модном триумфе королевы Англии быстро узнали во Франции, где правил Людовик XIV. Король-солнце имел внушительную лысину на голове, поэтому парик оказался как нельзя кстати. Но Людовик не ограничился только своей персоной – он обязал все знатное мужское сословие носить этот аксессуар. А в скором времени моду на искусственные прически «аллонж» с завитыми локонами переняли и французские дамы.
Длинные волосы были символом высокого статуса. Великосветские дамы сооружали на голове целые миниатюры с кораблями, цветами, фруктами, перьями, сотнями булавок и драгоценных камней. Иногда модницам приходилось ехать на бал в карете, сидя на полу, чтобы не испортить прическу.
Людовик XIV увеличил армию парикмахеров до 5 000 человек, чтобы обеспечить искусственными волосами всю знать. Кстати, именно тогда появилась профессия «парикмахер», что в переводе с немецкого означает «создавать парики».
Почему в Европе раньше ходили в париках
Потому что они такие красивые, стильные, удобные, практичные? Нет. Это можно сказать о современных изделиях из канекалона и термоволокна, но никак не о тех громоздких конструкциях, которые водружали на голову аристократы.
Так все-таки, зачем раньше носили парики? Оказывается, многие надевали их для того, чтобы скрыть смертельную венерическую болезнь, которая косила Европу не одну сотню лет. Сифилис стал проклятием европейских аристократов и простолюдинов, он не щадил королей и императоров. Выпадение волос было одним из ярко выраженных симптомов этого заболевания, поэтому ношение парика могло спасти от позора. А в скором времени парик вообще стал модной тенденцией.
Облысение становилось черным пятном на репутации, и людям приходилось идти на многое, чтобы скрыть потерю волос. Но парики были настолько привлекательны, что мода на них быстро распространилась. Длинные накладные волосы стали символом аристократии, поэтому каждый уважаемый гражданин имел минимум 3 парика:
Натуральные волосы очень ценились. Их даже срезали с головы казненных преступников, а обладатели густой шевелюры завещали свои локоны близким после смерти.
Вопрос гигиены
Если вернуться в прошлое и проанализировать, зачем раньше носили парики мужчины и женщины, можно найти еще одну вескую причину любви к этим аксессуарам. Вши были серьезной проблемой человечества до ХIХ века, поэтому люди избавлялись от собственных волос и тем самым решали вопрос гигиены. И хотя эти мелкие паразиты заводились даже в искусственных шевелюрах, избавиться от них было намного проще – достаточно было прокипятить парик.
История париков в Российской империи
Все знают, что моду на парики привез Петр I, который и сам носил простую короткую модель стоимостью 5 рублей (очень бюджетный вариант по тем временам). Русским женщинам европейские новинки сразу пришлись по душе, чиновники нехотя смирились с необходимостью носить искусственную шевелюру, духовенство восприняло нововведение в штыки. Но то, что парику в России быть, уже ни у кого не вызывало сомнений.
Петр решил организовать собственные парикмахерские мастерские, чтобы не зависеть от импорта. Производством париков занимались крепостные мастера, которые стали называться тупейными художниками.
В 1730-е годы Бирон вводит в России немецкую моду на более простые парики. На смену пышным конструкциям приходит «прусская коса». А уже при Екатерине II мужчины начинают носить «крысиный хвостик», обмотанный черной лентой.
Парик был также частью армейского обмундирования, но он требовал ухода, что в условиях военных походов было невозможным. Фаворит Екатерины, Григорий Потемкин предложил упразднить правило ношения париков в российской армии, и от этого аксессуара отказались. Но мода на парики продержалась вплоть до конца XVIII века.
Наши дни
После 200-летнего перерыва парики вновь реабилитировались и вернули свою популярность. Благодаря синтетическому буму в XX веке искусственные волосы стали не только доступным, но и весьма удобным решением для женщин и мужчин.
В 1957 году японским ученым удалось создать легчайшие волокна из водорослей, которые окрестили «новой шерстью» и дали название – канекалон. С этого момента началась новая история триумфа париков. В 70-х парики из канекалона вышли на мировой рынок и стали бестселлерами, а в 90-х американские супер-звезды использовали их для того, чтобы вдохновлять женщин всего мира на смелые эксперименты с внешностью.
Сегодня люди покупают и носят парики по самым разным причинам – скрыть отсутствие собственных волос, замаскировать последствия химиотерапии, кардинально изменить внешность, подчеркнуть свою индивидуальность. Не важно, как далеко заходят технологии, человек всегда будет стремиться к прекрасному. А значит парики вряд ли потеряют свою актуальность.
Как появилась мода на парики
ИСТОРИЯ ПАРИКА Первые известные науке изображения париков относятся к концу III династии Древнего Египта (примерно 2600 г. до н.э.). Однако, как полагают археологи, парики появились гораздо раньше. Парики прочно вошли в моду древнего высшего общества. Из-за жаркого климата египтянам приходилось очень серьезно относиться к гигиене. Чтобы не мучиться с волосами, они брились. Парики играли важную роль в торжествах и официальных церемониях. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра (около 1000 г. до н.э.) состоит из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. Внешняя часть парика изготовлена из каштановых человеческих волос, а в среднюю часть вплетено красновато-коричневое волокно, снятое с ветвей финиковой пальмы. Мужские парики древних египтян были пышнее и наряднее женских. Для их завивки использовали пчелиный воск. К середине I тысячелетия до н. э. мода на парики из Египта распространилась на страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Персидские цари носили парики, великолепием не уступавшие парикам фараонов. Большой популярностью пользовались парики у женщин Римской империи. В Древнем Риме темные волосы считались признаком порядочности и домовитости, поэтому куртизанки носили парики разных цветов. Отправляясь в публичный дом за девочками, жена императора Клавдия, нимфоманка Мессалина надевала светлый парик, чтобы быть неузнанной. Фаустина, жена императора Марка Аврелия (161-180 гг. н.э.), имела несколько сотен париков. В Рим привозили парики со всех концов света. Славились черные парики из далекой Индии. Однако самыми ценными считались немецкие волосы соломенного и рыжего цветов. Белокурые волосы шли на вес золота. Парики носили лысые императоры Оттон и Домициан, сумасброд Калигула, жестокий Каракалла, помешанный Элагабал. А Юлий Цезарь вместо парика носил лавровый венок: он был умнее тех, вместе взятых. Христианская церковь с первых лет своего существования к парикам заняла негативную позицию. Церковь находила парики посягательством на целомудрие у женщин, так как они предназначались для того, чтобы прекрасная половина человечества выглядела еще привлекательнее. Климент Александрийский, один из отцов церкви, примерно в 200 г. н.э. писал, что тот, кто носит парик, не может получить сан священника, ибо благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы. Его современник Тертуллиан высказывался еще безапелляционное: «Все парики являются личинами и измышлениями дьявола. Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека». Враждебное отношение к парикам привело к тому, что на Константинопольском соборе в 692 году ряд христиан за ношение их был отлучен от церкви. В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета. В Древней Японии, Китае, Корее парики носили знатные особы. Каждая эпоха вносила что-то свое в развитие парикмахерского искусства, в ХIV-ХVIII вв. мода на парики распространилась в Западной Европе при королевских дворах. Парики стали предметом торговли и обмена, так как дорого стоили. Во Франции, сыгравшей особую роль в истории парика, был издан специальный Королевский Указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации «цирюльников, банщиков, парильщиков», она была основана в 1292 г. в Западной Европе. Французский король Людовик XIII лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.) Людовик XIV носил парик с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При «короле-солнце» существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы. В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег. В ХVII в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и «хвостом» или косичкой сзади. Белый паричок уровнял все возрасты, так как его носили как молодые, так и старые придворные. Моду на пудреный парик ввел в Западной Европе прусский король Фридрих I, которому в эпоху рококо стали подражать другие короли. После революции во Франции в 1789 г. Парик как символ королевской власти был запрещен, его ношение могло стоить жизни его владельцу. В России парики ввел в моду Петр I. Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось. Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик за 5 рублей, что и тогда считалось дешево. Из-под парика выбивались длинные волосы. Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге. В 60-х годах XX века стали популярны парики из нейлона, винила и акрила. Но прогресс не стоит на месте, и в последнее время предпочтение отдается парикам из натурального волоса. Появившись снова в начале 80-х годов ХХ века парики, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Потребность в париках была так велика, что были изобретены специальные машины для их изготовления. В разных странах мира ученые, парикмахеры-модельеры, химики, дизайнеры работали над производством сырья, заменившего натуральный волос. Так появилось искусственное волокно, оно было получено в 80-х годах XX в. В 1938 г. после долгих экспериментов химики разработали и получили новое синтетическое волокно нейлон, при этом использовали не природный волокнистый материал, а синтезированный полимер с волокнообразующими свойствами. Волокна, заменившие натуральные волосы, можно разделить на три группы: акриловые, виниловые, полиамидные. Были созданы специальные мастерские с самым современным оборудованием. Подобные пастижерные мастерские работали в Италии, Франции, Германии, Корее, США, Японии. В России также были организованы пастижерные мастерские, которые работали на сырье, закупаемом за границей. При работе использовали искусственные волокна лафин и канекалон. Волокно канекалон очень напоминает по цвету естественные волосы. Канекалон в самом начале выпускался разных цветов (насчитывали до 42-х), при их смешивании получали новые дополнительные оттенки. В 60-х годах в Японии изобрели материал, который использовали для проборов, так как они напоминали кожу человека. В париках этот материал (специальная резина) пришивали на мантюр-основу парика, и при разделении пробора можно было видеть не тюль, а искусственную кожу. Форма прически влияла на рисунок мантюра, шапочку, которую делали из тюля, тесьмы. Позднее мантюры стали более удобными: это была не плотно прилегающая основа из тюля, а конструкция из бархатных лент и кружевных резинок, на которую нашивали трес. С годами модели мантюров совершенствовались, как и технологии и материалы для изготовления париков. Современные технологии и материалы делают парик практичным, легким и абсолютно естественным. Позже на пробор стали также ставить плотную прозрачную сетку, которая также имитирует кожу головы, но при этом пропускает воздух, т.е. кожа головы дышит, что особенно хорошо людям, которые лечат волосы и ожидают их рост. Также сетка более мягкая, чем резина, что позволяет парику максимально прилегать к голове и не менять форму головы. Индивидуально подобранный парик невозможно отличить от собственной шевелюры, что успешно используют люди, желающие кардинально изменить свой внешний облик либо скрыть проблемы с собственными волосами, не меняя свой прежний стиль. Статья подготовлена по материалам История париковПервые свидетельства существования париков относятся к III тысячелетию до н.э. Ношение париков было в моде у древних египтян. А при фараонах даже состояли специальные люди, в чьи обязанности входило следить за их изготовлением. Пышные прически были обязательны при любых торжественных мероприятиях. Причем женские парики были значительно более простыми и скромными по сравнению с мужскими. Со временем техника изготовления париков развивалась. При помощи воска научились создавать искусственные локоны. К примеру, найденный археологами парик, который датируется I тысячелетием до нашей эры, представлял собой множество завитых локонов, а также несколько длинных кос сзади. В середине Iтысячелетия до нашей эры мода на эти искусственные шевелюры охватила и страны Средиземноморья и Ближнего Востока. По своему великолепию они не уступали парикам египетских фараонов. Их также носили в Древней Греции. Чаще всего парики использовали в театральных постановках, причем для положительных персонажей выбирали светлые волосы, для злодеев – темные, рыжие надевали чаще всего комики. Во времена Римской империи парики были особенно модны среди женщин. Самыми дорогими считались белые волосы, ценились также парики рыжего и соломенного цветов. Лучшими черными париками считались индийские. В средние века в европейских странах носить парки было не принято. Более того, мужчины не носили даже длинные волосы. Новый этап в истории развития париков начался благодаря монархам. Например, в XVI веке Королева Великобритании Елизавета начала носить парики, чтобы с их помощью скрыть свои седеющие волосы. В ее распоряжении находилось около 80 париков! Кроме этого, искусственная шевелюра позволила Людовику XIV скрывать свои редкие волосы. Он так умело носил парики, что ввел моду на этот предмет гардероба на сто лет вперед. Причем недостаточно было иметь один экземпляр. Утром, как правило, носили темные парики, днем – коричневые. Для вечерних выходов оставляли парики с белыми волосами. Таким образом, знатная дама или кавалер должны были иметь как минимум три парика. Они стоили больших денег, поэтому более бедные люди делали их не из волос, а из конских хвостов и шерсти животных. История париков в России начинается с Петра I. Именно он начал первым носить искусственные волосы. Женщинам новая мода пришлась по душе, а вот духовенство категорически не приняло новое веянье. Сам же Петр I носил короткий парик, из под которого часто выглядывали длинные волосы. Причем сам парик стоил всего пять рублей и считался очень дешевым по тем временам. В 1722 году, находясь в походе, Петр остриг свои волосы и приказал сделать из них парик. В разные времена для изготовления париков использовали лен, кукурузу, водоросли, акрил, нейлон, винил и другие материалы. Сегодня в моде парики из натуральных волос. Стоят они довольно дорого, однако смотрятся при этом очень естественно. Парики из искусственных волос значительно дешевле. Стоимость одного такого экземпляра составляет около ста долларов. Они имеют ряд преимуществ. За такими париками значительно проще ухаживать: мыть, причесывать и так далее. Искусственные парики отлично подойдут активным людям, спортсменам. Однако по внешнему виду они не могут сравниться с париками из натуральных волос, которые будут незаметны и естественно выглядеть на его владельце. Зачем раньше дворяне носили парики?Пышный беленый парик с множеством буклей-кудряшек-локонов – неизменный атрибут дворянской моды XVII–XVIII столетий, причем равно популярный и среди мужчин, и среди женщин. Появились парики значительно раньше. Еще в Древнем Египте их использовали те, кто приносил свои волосы в жертву богам, в Римской Империи их носили многие рано облысевшие мужчины, а Елизавета Английская скрывала под ними свою седину. Но пика мода на парики достигла именно в так называемый Версальский период. И тому были не только эстетические, но и практические причины. Парики и ожерелье Венеры Нет, это совсем не украшение, хотя популярность «ожерелья» в эпоху Нового времени была немногим меньшей, чем у париков. И одно с другим было связано напрямую. Так романтично (а еще – болезнь Купидона) именовали в Европе того времени сифилис – страшную и зачастую смертельную болезнь. Отсутствие понятия о половой гигиене превратило это заболевание в настоящий бич дворянского сословия. А его последствия в виде выпадающих волос и язв на голове вполне можно было скрыть париком. Многие знатные сифилитики в своем желании скрыть наличие болезни шли дальше: в Британии существовал клуб безносых, члены которого носили носовые протезы, изготовленные из драгметаллов. Первыми сполна все достоинства париков оценили дамы. Я уже упоминал, что еще в XVI веке их начала носить английская королева. Ее примеру последовали и другие придворные. Парик, в отличие от натуральных волос, не требовал ежедневной укладки и мытья. Кроме того, он позволял брюнеткам и шатенкам легко превращаться в пепельных блондинок. Голову под париком зачастую брили наголо. Это также позволяло вывести вшей. Ну а от тех насекомых, что пытались «прижиться» в парике, избавлялись простым кипячением. В России, где дела с гигиеной в ту пору обстояли несколько лучше, чем в Европе, парики были модным аксессуаром, который ввели даже для военных в армии. Однако просуществовал он там недолго: уж слишком непрактичной оказалась эта деталь туалета на марше или в бою.
|