Как появилась лошадь на земле
История происхождения лошадей
Сведения об эволюции этих животных получены в результате исследований ископаемых останков животных, которые признаны предками современных лошадей.
Предки лошади
В раннем эоцене (56–33,9 млн лет назад) в болотистых лесах на американском континенте, а также на территории нынешних Европы и Азии жили эогиппусы (гиракотерии) травоядные зверьки, которых считают первыми предками современных лошадей. Их рост составлял всего 25–50 см, на ногах было нечетное количество пальцев: по пять на длинных передних лапах и по три на задних. Некоторые пальцы имели миниатюрные копытца. В остальном эогиппусы также мало походили на современных скакунов: короткая шея с маленькой головой, выгнутая спина, длинный тонкий хвост.
В ходе эволюции внешний вид лошадей претерпел неоднократные трансформации. Изменяющиеся природные условия привели к появлению у животных новых умений, их ноги стали более приспособленными к бегу, а зубы к жеванию растительной пищи.
Древние лошади заселили Европу, Азию, Африку. Много позже от них произошли родственные виды: тарпаны, зебры, ослы. Эволюция этого вида закончилась около 3 млн лет назад с появлением современной лошади рода Equus (Экус). Ее ближайшим прямым предком считается тарпан дикая лошадь, которую можно было воочию увидеть в лесостепях Европы и Азии еще в конце XIX в. Причиной вымирания этих низкорослых коренастых быстроногих и выносливых существ в большой степени стала деятельность человека: распашка их пастбищных территорий, вытеснение стадами домашних животных и прямое истребление.
Настоящих тарпанов на земле не осталось, но существуют их потомки, в которых сохранились отдельные признаки диких лошадей. Благодаря последним экземплярам тарпанов, попавшим в зверинцы знатных людей и в дальнейшем скрещенным с рабочими крестьянскими лошадками, ученым удалось создать тарпаноидов, или тарпановидных коников. Они имеют много общих внешних признаков со своими дикими предками (низкорослость, дикую масть, короткую стоячую гриву, очень крепкие копыта), обладают такими же выносливостью и неприхотливостью. Этих животных можно увидеть и сегодня, например в Беловежской пуще.
Место происхождения лошадей
Основное видообразование лошадиных происходило в Северной Америке, откуда они потом по существовавшему некогда переходу-перешейку переселялись в Евразию и распространились по всему миру. Однако в самой Америке несколько тысяч лет назад (еще в плейстоцене) эти животные вымерли по непонятным причинам. Американский континент вновь увидел лошадей и ослов лишь во время европейской колонизации в XVI в.
История лошади: от мезозойских собачек до самых быстрых (24 фото)
Лошадь — животное не уникальное, но без всякого преувеличения выдающееся. Она необычайно вынослива, быстра и способна преодолевать самые разные преграды: перепрыгивать рвы и завалы, проходить через густой лес и идти по изрезанной горной местности. При этом лошади могут нести не только седока, но и весьма приличный груз. При правильном темпе передвижения лошадь может пройти в сутки около 40 километров, а выносливая скаковая лошадь — свыше 100 километров (рекорд суточного —309), после чего ей потребуется несколько дней отдыха.
Немного рекордов: на коротких дистанциях скаковые лошади развивают скорость около 70 километров в час. Максимальная высота, взятая лошадью в прыжке — барьер в 2,47 метра. Жеребец Самтинг перепрыгнул ров шириной 8,4 метра. А австралийский пастух Генри Перри поставил рекорд, проехав на лошади 22565 километров за 157 суток.
А начиналось всё прозаически. Лошади эволюционировали из зверушки Propaleotherium, жившей 50 миллионов лет назад. Развитие лошадей шло в основном на территории Северной Америки, а в Евразию они перебирались по ныне исчезнувшему сухопутному мосту. При этом лошадь в Северной и Южной Америке в итоге благополучно вымерла, и до её открытия Колумбом индейцы этого животного не знали. Кто-то спросит: «А как же мустанги?». Однако мустанги — это одичавшие потомки лошадей, завезённых испанцами в 16 веке.
Изображение лошади в пещере Ласка (16 век до н.э.).
В тех же Америках обитали и общие предки всех лошадей — гиракотерии (Hyracotherium). Зверушки были мелкие, высотой всего около 20 сантиметров, и больше напоминали собак. На передних лапах имелось 4 пальца, на задних — 3. Хвост был длинный, морда короткая, а зубы мелкие. Питались гиракотерии преимущественно фруктами и листьями.
Превращением этой собакоподобной мелюзги с мозгом не больше ягоды в лошадей мы обязаны, как ни странно, ухудшению климатических условий. Сорок миллионов лет назад климат Северной Америки стал более засушливым. На месте густых лесов появились открытые равнины — саванны. Они не давали надёжного укрытия от хищников, поэтому единственным выходом оставалось увеличение размеров тела и развиваемой им скорости. Пальцы срослись в копыта, тело выпрямилось, мозг увеличился в размерах. Сочной листвы тоже больше не было, и прото-лошади перешли на травяную диету, что сказалось на изменении строения зубов.
Сегодня насчитывается около десяти видов семейства лошадиных: зебры, онагры, куланы, кианги, дау. Некоторые исследователи считают, что ослы были одомашнены раньше лошадей (африканские дикие ослы — примерно в четвёртом тысячелетии до нашей эры). Ослы могут поднять 20-30% от собственного веса и довольно неприхотливы, поэтому они без всякого преувеличения были экономическими «двигателями» древнего мира, уступив пальму первенства лошадям лишь на рубеже эпох. К примеру, название города Дамаск с ассирийской клинописи переводится как «город ослов».
Сирийцы вывели как минимум три породы ослов — из них одна отличалась особой грацией походки, а потому весьма ценилась дамами. Греки ассоциировали ослов с богом Дионисом, свита которого часто разъезжала на этих животных. Когда Гера наслала на Диониса безумие, он зарубил собственного сына, приняв его за дерево, и опоил вином женщин Аргоса до потери разума, после чего те бежали в горы со своими младенцами, где и пожрали их. Бог алкоголя отправился верхом на осле к оракулу Зевса в Додоне, чтобы тот послушал шёпот листьев священного дуба и назвал ему противоядие. Верхом на ослах Дионис участвовал в гигантомахии (битве против гигантов), во время которой эти животные своим рёвом напугали гигантов и обратили их в бегство.
Ослы в Элладе были символами плодородия. Говорящий осёл Диониса победил бога Приапа в состязании по длине известных органов. Ослиное копыто облегчало созревание плода и родов у женщин. Череп ослицы, повешенный в саду, обеспечивал хороший урожай. Считалось также, что урожай винограда будет большим, если осёл съест с лозы хоть одну гроздь. А некоторые европейские народы верили, что хвост осла помогает от коклюша.
Почитание ослов сохранилось и в христианстве. Достаточно вспомнить, что Иисус въехал в Иерусалим именно на этом животном. Ослы могут видеть потусторонние силы — например, пророк Мухаммед учил, что правоверный, заслышав крик осла, должен скорее прятаться, потому что осёл видит шайтана.
В США ослы были малопопулярны. Во время «золотой лихорадки» их использовали шахтёры, которым необходимо было дёшево перевозить большие грузы. Когда же «лихорадка» прошла, животных попросту бросали, благодаря чему на юге США до сих пор живут дикие ослы. С выведением карликового осла (высотой около одного метра) этих животных стали держать дома, как собак или кошек.
Легендарное упрямство осла уходит корнями в его повышенный инстинкт самосохранения. Когда осёл напуган, заставить его сделать что-либо против воли невозможно. Ослов часто содержатся вместе с лошадьми, поскольку оказывают на них успокаивающий психологический эффект.
Осёл — существо универсальное, однако ему не справиться с целым рядом задач, где требуются лошади «узкой специализации». За тысячи лет человек вывел множество их пород. Для перевозки грузов были созданы огромные ломовые лошади. Рыцарские дестриэ, размерами превышающие боевых верблюдов, легко носили на себе закованных в латы всадников. С грузом в 1,5 тонны тяжеловозы способны рысью пробежать 2 километра менее чем за 5 минут. Мелкие и выносливые степные лошадки могли питаться, чем попало, и легко преодолевали любые препятствия. А в Исландии дошло до того, что местные рабочие лошади были обучены особому аллюру — «тельту», предотвращающему вытаптывание борозд на пашне.
И лошади, и ослы всегда были не только средством передвижения, но и источником пищи. Обычно экстренным, но иногда и регулярным. Возьмём, например, кумыс — кисло-сладкий тонизирующий напиток из кобыльего молока. Он появился около 5500 лет тому назад. Первыми делать кумыс стали кочевники монгольских степей. Большинство жителей внутренней Монголии страдают от непереносимости лактозы, а в кумысе во время брожения она распадается на молочную кислоту, этанол и двуокись углерода, что делает кумыс едва ли не единственным молочным напитком, который эти люди могут пить.
Кобылы доятся очень неохотно и дают не более 5 литров молока в день.
Кумыс считают лекарством от целого ряда заболеваний — в первую очередь бронхита, туберкулёза, анемии. Его свойства ценились так сильно, что, согласно легендам, невольники, делавшие кумыс, на всякий случай ослеплялись.
Кумыс — слабоалкогольный напиток, сильно отличающийся от прочего спиртного, — ведь его делают не из фруктов и не из зерна. Он может быть довольно крепким — до 4,5% спирта. В «Исповеди» Толстой писал, что находил укрытие от тягот жизни в кумысе. Этот напиток бывает только «живым». Из-за сложностей с доением кобыл промышленным способом настоящий кумыс получить практически невозможно, так что этот напиток до сих пор остаётся экзотикой.
Копыто лошади — роговая структура, аналогичная нашим ногтям. Она одевает лишь конец среднего пальца лошади. Факт: животное весом около 500 килограммов ходит, как акробат, на цыпочках. Дикие лошади обходятся без подков, поскольку они передвигаются сравнительно мало и в основном по мягкой земле. Съёмные защитные приспособления для копыт — гиппосандалии — первыми начали использовать, предположительно, римляне. Привычные нам подковы появились лишь в средневековье. Подкова — символ удачи: будучи повешенной концами вверх, она, как сосуд, «собирает» удачу.
Количество мифов о лошадях не поддаётся даже приблизительному исчислению. Они были основой и главным атрибутом большинства древних цивилизаций, поэтому упоминаются в легендах едва ли не чаще любого другого животного.
Как правило, мифических лошадей наделяли необычными качествами, связанными со скоростью. К примеру, крылатый конь Пегас (от греческого «бурное течение») был рождён от смертоносного чудовища — Медузы* Горгоны. Благодаря Пегасу герой Беллерофонт смог победить амазонок и Химеру, а однажды даже попытался достичь неба, но овод, посланный Зевсом, ужалил Пегаса и тот сбросил всадника вниз.
В скандинавской мифологии бог Локи превратился в кобылицу и сошёлся с гигантским конём Свальдифари. От их союза родился Слейпнир («скользящий») — восьминогий конь Одина, считавшийся самым быстрым в мире и при этом умевший скакать по воздуху.
В индуизме известен конь Учаишарава, принадлежавший Индре и родившийся при пахтаньи молочного океана (асуры и девы хотели добыть таким образом эликсир бессмертия, используя для взбивания молока огромную гору и короля змей вместо верёвки). Пожалуй, это один из немногих мифологических коней, главный атрибут которого — семь голов — не имел никакого отношения к скорости. Здесь можно вспомнить разве что единорога — образ целомудрия, рог которого имеет вполне приземлённую и недвусмысленную символику.
Наконец, выражение «троянский конь», ставшее крылатым благодаря хитрецу Одиссею. Он, как известно, предложил оставить троянцам огромного деревянного коня, внутри которого сидело, по разным источникам, от 100 до 9 лучших воинов-ахейцев. Некоторые исследователи считают, что эллины взяли город, когда троянцы разобрали часть городской стены, чтобы втащить туда огромный деревянный «подарок». А историки полагают, будто троянский конь был мощной стенобитной машиной, таран которой был увенчан металлической конской головой.
Несколько интересных фактов об этих удивительных созданиях:
— Подняв голову, лошадь может обеспечить обзор почти в 360 градусов (мёртвые зоны — прямо перед лбом и участок позади шеи).
— Самая дорогая лошадь — Сиэтл Дэнсер, скаковая однолетка, купленная в 1985 году за 13,1 миллиона долларов.
— Самая распространённая лошадиная кличка в мире — Чжу-хань. Так любят называть лошадей китайцы, а лошадей у них больше всех в мире.
— Самая быстрая лошадь в мире — скакун Хавкстер, преодолевший в 1989 году полторы мили за 2,22 минуты.
— Самое короткое название лошади — «Ук» (так называют лошадей кочевники внутренней Монголии). А самое длинное — «Оквила упара кламару коалу накла ната» (в переводе с языка перуанских индейцев мицран это означает «лысый гуанако белого человека, пришедшего с моря»).
— В средневековом Судане лошадь была второй по ценности вещью после раба.
— Столкнувшись с нашими дорогами, нацистам пришлось использовать больше лошадей, чем в Первую мировую.
— Святой Дунстан подковал Дьявола и взял за это с него обещание не входить в дома, где висит подкова.
— Самой крупной лошадью в истории был Мамонт (порода шайр, 1846 год). Его вес превышал 1,5 тонны.
Самая маленькая лошадь в мире — Дюймовочка. Рост 43 см., вес 17 кг.
Этот малыш на фото вскоре может занять ее место, когда ему стукнет 4 года, ибо именно этот возраст является минимальным для того, чтобы стать новым рекордсменом.
Лошадь — последний доживший до нашего времени род некогда обширного семейства лошадиных (Equus). Последний из вымерших в наше время представителей семейства лошадиных — квагга, родич зебры, истреблявшийся ради прочных шкур. Это, пожалуй, единственное вымершее животное, прирученное человеком (обычно одомашненные животные подвергаются разведению и не вымирают). Его использовали для охраны стад: квагги лучше других лошадей чувствовали опасность и предупреждали пастухов о приближении хищников громким криком «куаха». Последняя квагга умерла в 1883 году.
Лошади видят лишь два из трёх основных цветов. Вот так они видят красное и зелёное яблоко (внизу) по сравнению с людьми (вверх).
Сегодня мы увидели лишь надводную часть огромного исторического «айсберга», который представляют собой лошади. В наши дни многие городские жители видели лошадей лишь в парке или в цирке, хотя раньше люди имели с ними дело так же часто, как с огнём, одеждой или пищей. Железный конь идёт на смену не только крестьянской лошадке. Прогресс в буквальном смысле убивает всех лошадей — от простых тягловых до породистых, стоящих дороже любого автомобиля. Пройдёт совсем немного времени, и лошади исчезнут даже с ипподромов и окончательно поселятся в зоопарках. И в мифах.
* Медуза признана судом России иноагентом
Верховая езда и эволюция лошади
Когда умрет последний конь — мир рухнет, потому что самые лучшие люди — это кони.
Эволюция скелета лошадиных
Эволюция лошадей хорошо прослеживается по ископаемым, которые показывают, как небольшое (высота в холке 20 см), лесное животное гиракотерий, обладавшее пальцами вместо копыт, за 50 миллионов лет превратилось в крупных копытных обитателей открытых пространств. Основное видообразование происходило в пределах Северной Америки, откуда по существовавшему естественному мосту происходило их проникновение в Евразию, когда это было возможно в отсутствие Берингова пролива и до образования мощного ледникового щита. В Северной Америке лошади вымерли несколько тысяч лет назад, прежде чем в ходе европейской колонизации в XVI веке снова были ввезены представители видов домашняя лошадь и осёл. Одичавшие популяции ввезённых лошадей стали известны как мустанги. Подобный процесс имел место также в Австралии, в которой до этого никогда не было представителей рода лошадей.
Эволюция лошадей началась в эоцене, около 55 миллионов лет назад. В то время существовал гиракотерий — предок всех нынешних лошадей, маленький зверёк с высотой в плечах всего 20 см, разжёвывавший своими мелкими зубами листья и фрукты. Жил в лесах. Гиракотерий нисколько не напоминал сегодняшних лошадей. У этого зверька были выгнутая спина, короткая шея и морда, короткие ноги и длинный хвост. Его походка напоминала собачью, но у него уже имелись маленькие копыта. Череп и объём мозга были относительно малые. Имел 18 пар рёбер. На передних лапах было по четыре пальца, на задних — по три. Каждый палец имел коготь или копытца. Зубы мелкие, с низкими коронками. Имел 3 резца, 1 клык, 4 премоляра и 3 моляра на каждой стороне верхней и нижней челюсти. Возможно, что спасаться от хищников ему помогал маскировочный окрас. Около 50 миллионов лет назад из гиракотериев выделился род Orohippus (орогиппус). Прежде всего, изменились конечности (появились копытца, развились кости средних пальцев) и зубы (имели 3 премоляра и 4 моляра), орогиппус предпочитал более твёрдую растительную пищу. Имел 15 пар рёбер, маленькую гриву. Хвосты, обросшие редкими волосами, развевались на воздухе. Три миллиона лет спустя орогиппусы эволюционировали в новый род Epihippus (эпигиппус). Имел 2 премоляра и 5 коренных зубов.
40 миллионов лет назад сформировался род Mesohippus (мезогиппус). Высота в холке у этой лошади была около 60 см, спина более не была выгнутой, как у её предков, а ноги, шея и морда стали длиннее. Изменилось также строение его копыт. Увеличился размер мозговых полушарий. Именно на этом этапе лошади начинают утрачивать камуфляжную окраску — она сохраняется только на крупе.
Около 35 миллионов лет назад мезогиппус перешёл в род Miohippus, представители которого стали ещё больше, а их морды дополнительно вытянулись.
23 миллиона лет назад возник род Parahippus. У этого зверя были более приспособленные зубы и всего лишь по три пальца, сросшихся в копыто. Потомками парагиппусов стали представители рода Merychippus, появившиеся 17 млн лет назад. В холке достигали до одного метра. Их череп уже напоминал череп современных лошадей, а объём мозга значительно увеличился. Стал больше угол зрения, шея стала длиннее. Начинает развиваться лошадиное копыто. Род Merychippus разделился на несколько эволюционных линий, некоторые из которых вымерли.
Плиогиппус — первый однопалый предок лошади. Появился 10 млн лет назад.
Рост — приблизительно 1,2 м в холке. Имел сильные связки ног. Имел 19 пар рёбер. Окаменелости Pliohippus найдены в большинстве слоев миоцена в окрестностях Колорадо, Великих равнин США (штат Небраска и Дакота) и в Канаде.
После промежуточного звена под названием Dinohippus около 4 миллионов лет назад появились лошади рода Equus. Ранний Equus имел зеброидные полоски по телу и короткую голову, подобную ослиной. Окаменелости современных лошадей найдены на каждом континенте, кроме Австралии и Антарктиды. Ранние лошади были размером с пони.
Первые лошади появились приблизительно в конце ледникового периода около 9 тысяч лет назад. Сначала существовало только четыре типа примитивных лошадей. Три из них позже стали предками современных пород лошадей. Эти лошади были лишь отдаленно похожи на сегодняшних:
• лесная лошадь с мощным телосложением, крепкими ногами и грубой длинной шерстю. Лесные лошади давно вымерли, но их кровь течет в рабочих тяжеловозах.
• степная лошадь, прародительница лошади Пржевальского и Азиатской дикой лошади. Она имела большую длинноухую голову, прямостоящую гриву и сильное компактное тело.
• лошадь пустынь и плоскогорий, скорее всего предок пони и верховых лошадей – тарпан. Тарпаны отличались легким телом, довольно маленькой головой и длинными ногами. Еще 200 лет назад, прогуливаясь в степях Юго-Восточной России, можно было встретить тарпана, но их со временем безжалостно истребили. А совсем недавно произвели скрещивание жеребца лошади Пржевальского и кобылы польского конника и, как результат, получился жеребенок, невероятно похож на тарпана.
• лошадь тундры, которая жила на северо-востоке Сибири, но эта порода мало влияла на эволюцию лошадей, которые живут южнее полярного круга.
Приблизительно в начале одомашнивания лошадей, около 6 тысяч лето тому назад, развилось четыре типа лошадей.
• Первый тип был типом пони. Произошел он от лошадей плоскогорья. Этот тип был очень похож на эксмурского пони и именно от него пошли северные пони различных пород.
• Тип второй также был типом пони, но с более крепкой головой и мощным корпусом. Внешне он был похож на лошадь Пржевальского. Его современником является пони высокогорный.
• Третий – тип лошади, который эволюционировал от тарпана, жившего в то время в Центральной Азии. Лошади этого типа были тонкокостными и хорошо приспособленными к сильной жаре и бескрайним пустыням.
Наиболее вероятными его потомками являются ахалтекинцы.
• Четвертый тип – тип лошади. Лошади данного типа также подверглись влиянию тарпана, который в то время обитал в Западной Азии, и они также приспособились в тяжелой жизни в жарком климате. Эта лошадь была более мелкой и изящной. Это и позволило считать ее прародителем самой известной и популярной породы лошадей в мире – арабских скакунов.
Выясняя современный, т.е. отвечающий новейшим требованиям тип бойца-кавалериста, мы согласно группировке, сделанной маршалом Буденным, можем исходить из следующих четырех различных типов всадников:
— тяжелый всадник, «грузный человек на грузной лошади», закованный в тяжелые доспехи, латы рыцарей, кирасы кирасиров. Это — по удачному обозначению маршала Буденного — «подобие живого танка». Действие «накоротке», атака рысью и лишь под конец — бросок карьером на коротком расстоянии.
Действие грубым, лобовым ударом, «стенкой».
Недостатки: Малая маневренность и неспособность к пешему строю, для разведки и преследования врага.
Прекрасный образец такой атаки мастерски изображен французским живописцем Мейссонье, в его картине, представляющей «Фридландское сражение», а пером — в «Войне и Мире» — знаменитое описание Толстым стремительной атаки русских кавалергардов в сражении при Аустерлице.
— конница легкого типа. Сюда относится легкая конница древних восточных народов, древних эллинов, отчасти македонцев, персов, мавров; современные гусары и уланы.
Все это — легкие всадники, легко вооруженные, на легких и подбористых конях.
Манера действия: быстрота, маневренность. Атака распадается на ряд отдельных операций: натисков и отступлений. «Окружить врага, отрезать мелкие его части и вырубить их, при неудаче быстро рассыпаться и собраться вновь на другом направлении» (С.М. Буденный)
Недостатки: Малая пригодность для ведения боя в пешем строю. Образец подобных операций хорошо изображен Толстым в «Шенграбенском сражении» (в «Войне и мире»), живописно — бесконечно много раз в картинах, представляющих «групповые схватки» всадников разных народов и эпох, особенно в 17-19 века.
— «Конные пехотинцы». — Конь — более, как средство для передвижения, чем орудие боя, проводимого обычно в пешем строю, при котором склад коня или телосложение всадника особой роли не играет.
Именно к подобным «пехотинцам на коне» относятся древние эллины (не Македонцы!), римляне а из новейших — Буры.
Недостаток этой «ездящей пехоты» в том, что это, строго говоря, не конница, а именно пехота, мало приспособленная к бою на коне. «Вырождающаяся конница» — по выражению маршала Буденного. И, наконец
— «Средний тип» — Драгуны. Всадник, приспособленный к ведению боя мощным, сомкнутым ударом в конном строе и на положении пехотинца в рассыпном. Отсюда требования к внешним данным и коня, и всадника: не слишком грузные объемы и пропорции, условия, которые для лошади особенно успешно выполняются конями типа наших «Дончаков» и множество степных пород.
Этот последний тип кавалеристов, «средний» по обозначению Маршала Буденного, является самым жизнеспособным, наиболее универсальным, одинаково пригодным для «завязки» боя и для нанесения массовых ударов, для рекогносцировок, и для преследования врага.
Такая широта, универсальность требований конницы определяется по указанию маршала Буденного ее задачей: затруднить «создание сплошных фронтов», не дать войне маневренной, сделаться «позиционной».
Конница — носительница идеи «подвижных войск».
Конница — для «маневренной войны».
Эти два тезиса маршала Буденного, положенные в основание организация первой конной армии, блестяще оправдались в ее славном прошлом.
Обращаясь к наиболее простым, ближайшим выводам этой статьи, можно видеть, как различно было применение коня в различные эпохи, в разных странах, а порой в одно и то же время у того же самого народа. Как влияли на пути и формы применения коня в военном деле факторы или причины совершенно неожиданного свойства: стоит только вспомнить длительное игнорирование египтянами верховой езды, или упорное пренебрежение ею древними евреями.
И, как различно было применение коня, так же различны были и породы, часто отражавшие на своем облике этапы материальной и отчасти умственной культуры данной местности или эпохи.
Стоит сопоставить выхоленного арабского коня и беспородного степного гуннов, грузного коня эпохи рыцарства и стройного Ахал-Текинца, вероятного родоначальника и кровного араба, и английской скаковой и знаменитых Карабахов.
Но входить в детали описания или даже перечня пород военных, боевых коней — не может быть итогом нашего с вами общения по данной теме.
Тем более интересует иной вопрос: Соотношение и связь коня и всадника в ландшафтно-историческом разрезе.
И действительно, чем объяснить, что с незапамятных времен культура лошади оказывалась приуроченной к двум центрам: Южной Франции, Испании и к Ближнему Востоку?
Почему первейшими наездниками древности считались племена юго-восточных областей Европы, как сарматы и парфяне, а на юго-западной ее окраине — галлы или иберийцы?
Да не потому ли, что и там, и здесь, на крайнем юго-западе, как и в юго-восточном уголке Европы, или в прилегающих районах Азии, мы вправе видеть очаги одомашнения лошади за счет ее былых природных диких предков.
В необъятных табунах дикие лошади бродили некогда в степях Европы ледникового периода, как и ныне еще носятся они в снегах, или песках Джунгарии, у Кобдо, оттесненные туда распашкой степи, заселением пустыни.
И, как в жизни каждого из нас, действительное мастерство профессии слагается только на почве длительного опыта и ранних интересов, так в истории человечества культурные и бытовые навыки тем совершеннее и легче прививаются народам, или нациям, чем более они увязаны с природой края и чем более они созвучны не одним рассудочным, но и эмоциональным, чувственным влечениям его исконных обитателей.
И как нашим поморам, относительно недавно заселившим наш далекий Север, трудно конкурировать по мастерству с исконными «потомственными рыбаками» Каспия, как альпинистов рациональнее выращивать из жителей не тундры, а гористых стран, так и «природных конников», «потомственных кавалеристов», следует искать на родине коня, а не в местах его вторичного импорта или расселения.
И в этом смысле достижения русской конницы, точнее конницы нашей Великой Родины, нетрудно оттенить географическим ландшафтом.
По мастерству владения конем теперешние горцы и казаки,разве не наследники Сарматов и Парфян, ломивших стойкость римских легионов?
Не о кровной, племенной преемственности говорим мы здесь (хотя и в таковой, в происхождении от культурной нации, громившей римских деспотов, нет ничего зазорного!) — но о преемственности навыков, искусства верховой езды и — что не менее существенно — и важно — о наследовании страсти, мании к конному делу.
Что же удивительного, если в результате этой долгой культивации коня и всадника сложились те миллионы прирожденных «конников», которые, как древние сарматы и парфяне, проводили добрую пол-жизни на коне!
Неудивительно и то, что именно из них, из этого народа, вышли два тысячелетия спустя великие новаторы кавалерийской практики, создатели той «Первой Конной», от которой непосредственно зависела судьба «Южного Фронта»
Признавая историческую давность конских состязаний в Англии (практиковавшихся еще при короле Ричарде 1-ом), признавая именно за Англией решающую роль в развитии этого спорта, положительную (улучшение лошади) и отрицательную (поощрение азарта), — нелегко понять, каким путем доступная активно лишь ничтожнейшему меньшинству людей богатых, или их прислужников, жокеев и тренеров, практика езды и обращения с конем, могли сказаться на английской коннице, на массовом кавалеристе, а не только кучки аристократического офицерства.
Да и где, когда сказались эти «самые блестящие кавалерийские дела» в истории английских войн? Не падает ли большинство этих успехов конницы на время рыцарства и на его исходе, чтобы много позже выявиться на равнинах Фландрии во время первой империалистической войны.
Известно, между тем, что ценность конницы времен феодализма была связана с эпохой рыцарства, отнюдь не приуроченного к Англии, что самый тип его коней сложился под влиянием не «скачек» а «турниров», бывших достоянием лишь избранного меньшинства: известно, что во времена феодализма рыцарские, конюхи и слуги не участвовали в сражении, лишь помогая «господам» при облачении в доспехи и при смене боевых коней.
Когда же с угасанием рыцарства и с появлением наемников открыт был доступ к коннице и прочим класса населения, как в Англии во времена гражданских ее войн, то мы и здесь едва ли в праве усмотреть какую либо связь между победой кромвелевских эскадронов и их «преданностью спорту» конских скачек: битые повторно ставленники короля, так называемые «кавалеры», были более спортсменами, чем разночинные сторонники «великого диктатора».
В том виде, как веками культивировался конный спорт у англичан в форме активного участия в нем только «верхнего десятка тысяч» — роль этого спорта для военной конницы, как массового войска, неизбежно ограничена.
Насколько иначе слагалась школа верховой езды, культура лошади и увлечение конным делом на Востоке!
Долгими веками, на громадном протяжении от Дуная до Даурии усердно культивировалась лошадь, процветало увлечение конем, уменье пользоваться им, при том не как прерогатива феодалов и спортсменов, но как неотъемлемая часть народно-массового быта.
Что же удивительного, если страсть к коню, общение с конем и соответственные навыки так широко проникли в массы нашего народа, и не только там, где, как у горцев, давняя культура лошади граничат с ее культом, но и там, где роль ее гораздо более проста и прозаична?
Не потому ли именно на долю конницы повторно выпадала наиболее решающая роль на поворотных пунктах нашей многовековой истории!
От заолевших льдов Чудского озера и далей Куликова поля до Москвы 1812-го года, до Полтавы 1709-го, отсюда до Бородина двенадцатого года, — не ударами ли конницы определялся если не исход, то перелом сражений?
Попытайтесь мысленно лишить могучей конницы русскую рать на этих четырех-пяти трагических и славных поворотах ее прошлого, попробуйте лишить коней ее руководителей, и героические образы последних — Александра Невского, Дмитрия Донского, князя Пожарского, Петра Великого, Багратиона потеряются в своем реальном историческом и бытовом аспекте.
Но не то же ли и за последние сто тридцать лет?!
Лишите боевых коней фигуру Скобелева в замечательном отображении его пером и кистью братьев Верещагиных;
Существует древняя восточная пословица: «Когда человек падает духом, его конь не может скакать!»
Сложившаяся в глубочайшей древности в просторах беспредельных далей и свободной жизни кочевых народов, эта поговорка оправдалась в наши дни, в век Авиации и Радио.
В пережинаемые нами грозно-героические дни разгрома немцев под Москвой, на приступах к Можайску, на просторах придонских степей, Поволжья и Кубани, наша конница скакала потому неплохо, потому громила неизменно армии противников, что за испытанными качествами наших боевых коней — стоял великий, гневный и неугасимый дух народа.
На сегодняшний момент, перетерпев множество скрещиваний и изменений, выделяют около четырехсот пород лошадей. Все они делятся на три группы:
• первая группа – это породы лошадей, выведенных усилиями человека без создания специальных условий. Такие лошади являются идеальными работниками, так как невероятно выносливые и послушные.
• вторая группа – породы лошадей, также выведенные человеком, но с созданием условий, схожих с природными. Такие лошади также подходят для работы, так как имеют отличную работоспособность, но им присущи разные биологические качества, что позволяют делить их на пустынных, степных и горных.
• третья группа – породы лошадей сформировались путем природного отбора в природных условиях. Лошади данной группы, как правило, рабочие, но они не разделяются по продуктивности.
Кроме этого, также выводятся специальные породы лошадей, предназначенные конному спорту, туризму и для получения мяса.
Одними из самых известных и распространенных пород лошадей в наше время являются такие породы лошадей:
• орловская порода,
• арабская порода,
• донская порода и порода фриз.
Отличительными признаками орловской породы является высокая скорость на рыси. Такие лошади относятся к легкоупряжному типу благодаря отличному телосложению и высокому росту. Выделяют три типа лошадей орловской породы: массивный, промежуточный и легкий.
Арабская порода отличается выносливостью, плодовитостью и высокой скоростью бега. Выделяют три типа: кохейлан, хадбан, а также сиглави.
К кохейланам относят массивных лошадей, имеющих округлую форму, крепкое телосложение и выраженные глаза, а к сиглави – лошадей небольших размеров, конституции нежной, с преобладающей серой мастью. Хадбан – это преимущественно лошади с крепким телосложением, которые обладают высокой трудоспособностью.
Арабские лошади уникальные по своему строению, так как у них имеется пять позвонков на пояснице, в то время как у других пород их шесть, а также шестнадцать хвостовых позвонков (у других пород их восемнадцать). Ребер у арабских скакунов также меньше, чем у обычных пород, на одно.
Лошади фриз отличаются мощными когтистыми ногами со специфическими щетками, которые называют фризистостью, а также идеальной вороной мастью. Это идеальные лошади для любительской езды, спокойные и уравновешенные.
Донские лошади чаще всего отличаются независимым, но послушным характером, верностью, выносливостью и спокойствием.
Такие лошади идеальны для конного туризма благодаря выносливости, а также их часто используют в домашнем хозяйстве в качестве лошади для упряжи и тягача.
Скифы врываются в мир моих снов запоздало.
Под предводителем дикая лошадь заржала,
И уносились куда-то в пучину сомнений,
И не искали любви, тишины, вдохновенья.
Странная встреча, почти на границе разлуки,
Скифы летели, мелькали их руки и луки.
Стройные девы в плену и любви, и печали,
Наши сомненья и наши тревоги встречали.
Что это? Сон. Не пора ли уже просыпаться,
В голосе звон, в этом ливне чего нам бояться?
Смотрит мой брат, и просятся в полночи мимо
Снова скитальцы у стен покоренного Рима.
Пали империи, их даже боги бояться.
Вот ведь не верили, но не могли удержаться.
Так и в сомнении, и в тишине небывалой,
Кони и воины, где это с нами бывало.
В жизни какой, у какой и звезды и утехи,
Гордые скифы, мелькнули во сне и померкли,
Снова князья у огня, и в сиянии лунном,
Вижу тебя, ты такой и красивый и юный.
Падали звезды, им больше огня не хватало,
Луны и грозы веселая полночь встречала,
Только в тумане, в плену тишины и покоя,
Дивные кони выходят опять к водопою.