Как появилась кисточка для рисования
История развития художественных кистей. Презентация к уроку МХК (Искусство) 9 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
История развития художественных кистей
Первые кисточки Принято считать, что первые кисточки появились в Китае, в то время когда появилась письменность. Не трудно догадаться, что основное их предназначение было для написания иероглифов. Делались кисти в то время, практически также как и сейчас.
Беличьи Кисти Беличий волос довольно тонкий, кончик кисточки остается всегда острым, и самое главное беличьи кисти отлично удерживают воду. 1613-1675 гг.
Кисти из пони Кисти из пони хороши для гуаши и туши. Обратите внимание: кисти из пони очень мягкие, не собираются в «хвостик».
Кисти из собаки Кисти из собаки упруги и хорошо впитывают краску.
Такие кисти обычно производят из волоса свиньи, он очень жесткий, поэтому для работы с красками на водной основе не очень пригоден. Кисти из щетины широко используют в масляной живописи. Кисти из щетины Кисти из козы жесткие, не имеют вершинки, а потому хорошо работают с клеями и водорастворимыми красками.
Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Кисти из барсучьего волоса
Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. Кисти из медвежьего волоса
Кисти песчаниковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. Кисти из песчаника
Синтетические кисти Для макияжа Совсем недавно синтетические кисти бесконтрольно разбрызгивали краску по поверхности основы. Но времена изменились: на помощь пришло волшебное синтетическое волокно, в основе которого лежат сложные полиэфиры. Волокно выдувается под давлением и может образовывать кончик, а также обладает вполне удовлетворительной эластичностью. Самое интересное, оно может быть собрано в пучки различных диаметров для создания капиллярного действия между нитями волокна.
Разнообразие форм кистей
Виды кистей Кажется, их создали специально, чтобы удивлять. В любом случае, если вы любите экспериментировать — вам они должны понравиться! Круглая жесткая кисть Необычные кисти Предназначена для работы над большими картинами, пригодится в декоративной работе
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-567920
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
НОД по рисованию «История кисточки»
Людмила Королёва
НОД по рисованию «История кисточки»
МКДОУ «Детский сад №1» г. Поворино
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству
Тема: «Волшебная кисточка»
Подготовила воспитатель IKK: Королёва Л. Ю.
• Расширить представления детей о профессии художника.
• Углубить знания детей об изобразительных материалах и способах рисования.
• Развивать зрительное внимание, воображение, мышление (анализ, поиск) и речь.
• Развивать мелкую моторику рук посредством рисования кистью.
• Закреплять навыки работы с кистью.
• Воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду.
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
• Воспитывать желание рисовать.
Оборудование и материалы: игровой материал «Художник и его помощники»; «Что для чего?», презентация «История кисточки», ноутбук, листы А4 с изображением лица человека по количеству детей, фото работ с аква-гримом,изобразительные материалы: краски гуашь, разные кисти, салфетки, стаканы с водой, запись спокойной музыки для рисования.
Предварительная работа: рассматривание картин, альбома «Творческие профессии», беседа по содержанию просмотренного,художественно-дидактические игры: «Пропавшие краски», «Картина», фантазии детей «Если бы я был художником», свободное рисование.
Ход занятия
1. Воспитатель просит детей отгадать о ком будут речь на занятии. Использует в качестве загадки ПАНТОМИМИКУ (показывает действия художника). Дети внимательно смотрят и отгадывают.
-Ребята, а чем занимается художник? (ответы детей).
А вы знаете, что нужно художнику для работы?
2. Дидактическая игра «Художник и его помощники»
Воспитатель раскладывает перед детьми разнородные предметы. Детям предлагается выбрать только те предметы, которые являются орудиями труда художника. Дети, по очереди, называют предмет изобразительного творчества и его назначение. (Бумага для рисования, краски, гуашь, восковые мелки, простой карандаш, палитра, кисти, емкость для воды, тряпочка).
Я люблю купаться в краске
Совершенно без опаски,
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу или тканому холсту,
Влево, вправо я гуляю,
Яркий след я оставляю.
Что это, ребята? (Кисть)
Ребята сегодня я вам расскажу о волшебном помощнике художника: кисточке.
Посмотрите интересную историю о волшебной кисточке.
И так, ребята, первые кисточки изобрели в Китае для рисования иероглифов.
Самые дорогие кисти делали из щетины соболя и лисицы; наиболее дешевые — из щетины кошки или крысы.
Пучок кисточки крепко перевязывался ниткой, его основание обмазывали канифолью и вставляли в прорезь бамбуковой палочки. Кисточка имела конусообразную форму, на ручке делались украшения из серебра и золота, хрусталя, панциря черепахи или слоновой кости. Кисти были очень дорогие.
В настоящее время появились синтетические кисточки, они стали доступны абсолютно всем. И используются для разных целей.
И так, какие кисточки бывают?
Бывают художественные кисти. Посмотрите, как они выглядят.
Художникам также без кисти нельзя.
Она, словно в танце волшебном скользя,
На сером холсте чудеса создает,
И труд ее скромный в картинах живет.
Также бывают малярные кисти. Вот как они выглядят.
Малярная кисть тоже очень нужна,
В домашнем ремонте поможет она.
Покрасит и стены, и пол свежей краской,
И станет в квартире красиво, как в сказке.
Ещё есть клеевые кисти. Вот так выглядят они.
При ремонте кисть для клея тоже очень важна,
Чтобы обоями стены оклеить она папе нужна.
Детям и дома, и на уроке труда
Кисть клеевая также необходима,
Ведь пальцем намазывать клей неудобно и не красиво.
Также есть косметические кисти. Вот они.
Мамы, как и дети, любят рисовать,
Только не на листе, а на своем лице,
И кисточки у них непростые – косметические!
А ещё бывают маникюрные кисточки.
Для маникюра кисточки используют маленькие, миниатюрные. И зовутся они маникюрные.
5. Посмотрите, что это на столе? Какие здесь разные кисти!
Как вы думаете, все ли кисти, нужны художнику? (Ответы детей)
Д/и «Что для чего?» Дети раскладывают все кисти по назначению. Воспитатель просит рассказать детей. Для чего нужна художественная кисть? Для чего нужна малярная кисть? Для чего нужны клеевые кисти? Для чего нужны косметические кисти? Что делают маникюрными кисточками?
Всегда я стать художником мечтала. (Жест мечтания, подперев голову рукой)
Поэтому я всюду рисовала. (Рисование в воздухе рукой, вытянутой вверх)
Ручкой на листе вот так (Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.)
Кистью на холсте вот так (Рисование в воздухе рукой, вытянутой вперед)
Карандашиком на парте (Рисование в воздухе рукой, на уровне груди)
И мелками на асфальте. (Рисование в воздухе рукой, на уровне пола)
Сапогами на снегу, (Рисование ногой по полу)
Коньками я черчу на льду. (Черчение по полу ногой)
На песочке прутиком, (Черчение в воздухе воображаемым прутиком на полу)
На дощечке гвоздиком. (Черчение в воздухе воображаемым гвоздиком)
Вот сколько есть способов рисовать!
6. Ребята, а вы знаете, на чем можно рисовать кистью? (на бумаге, ткани, деревянной дощечке, на лице человека). А рисованиена лице человека называется: «Аква-грим».
А сейчас я дотронусь до каждого из вас своей волшебной кисточкой и превращу в необычных художников.
«Кисточка, волшебница,
Девочек и мальчиков в волшебников преврати!»
Вы превратились в художников по аква-гриму. Дети подходят к столу с фотографиями по аква-гриму и рассматривают их, выбирают или придумывают свой образ, что они хотели бы нарисовать. Для этого вам надо выбрать подходящую кисть.
Воспитатель напоминает правила работы кистью: необходимо правильно держать кисть, кисть ведется по ворсу, краска набирается на кисть понемногу, лишнюю краску убрать о край баночки, чтобы не капала, после каждого цвета промывать кисть, после работы не оставлять кисточку в воде, а промыть хорошо кисточку и положить на салфетку.
Выбирают картинки с изображением лица человека и рисуют. Звучит спокойная музыка.
7. Рефлексия. Понравилось ли вам на занятии, что вы интересного сегодня узнали? Вы сегодня очень постарались, и у вас получилось очень красиво. Но чтобы стать настоящими художниками, нужно много тренироваться,поэтому, я дарю вам, кисточки.
Коллективное сочинение «История в лицах» (История о солдате) Тема: «История в лицах» (История о солдате) Автор работы: Дети 1-го дополнительного класса Руководитель: Савенкова Галина Владимировна.
Комплексное занятие в старшей группе «Необыкновенная история осеннего листочка». Игры по рисованию, математике-счет по порядку Ритуал приветствия. Утренний круг. (Дети вместе с воспитателем стоят кругу взявшись за руки). Воспитатель: Придумано кем – то просто и.
Конспект НОД «Мыльная история» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной группы «Мыльная история».
Конспект НОД по развитию речи «Лесная история» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Лесная история» Цель: учить определять место звука в слове и соотносить со схемой.
Конспект НОД в средней группе «История города Саранска» Конспект НОД. История города Саранска. Програмное содержание. Уточнить знания об истории родного города. Дать понятие о том, что такое.
Конспект НОД в средней группе «История русской матрешки» Конспект НОД в средней группе «История русской матрешки».Цель: знакомство детей с историей русской матрешки. Задачи: • Развивать эмоциональную.
Сценарий педагогического мероприятия. Квест-игра «Спасение Карандаша и Кисточки» в средней группе Цель: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник владения простейшими техническими приёмами работы с различными.
Мастер-класс для воспитателей «Подставка под кисточки» Подставка под кисточки. Легко и просто. Материалы:для изготовления подставки понадобиться: 1. Можно использовать открытку или картонную упаковку.
НОД «История бумаги» «ИСТОРИЯ БУМАГИ» Цель: уточнить и расширить представления детей о бумаге, е видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни.
НОД по ФМП и аппликации «История одного королевства» НОД по ФМП и аппликации Тема: «История одного королевства» Группа: Возраст 4года (средняя группа) Цель: Закрепить последовательность цифр.
Кисточка для рисования — история
Известно, что стоянки пещерных людей часто находят по наскальным рисункам. Картин, нарисованных углём, почти не сохранилось, но краситель из охры и животного жира оказался стойким. Уже тогда человек наносил его на камень с помощью кисти.
Мастера Ренессанса работали кистями собственного изготовления
Сложилось мнение, что первобытные художники рисовали по велению души и импровизировали. Возможно, было и такое. Но специалисты говорят, что во времена, когда человек ел ещё сырое мясо, техника рисования уже была на высоте. Сначала художник царапал резцом основные линии, а потом разукрашивал их кистью из шерсти животного или волокон растений.
«Фломастер» из кости
Смесь из охры и жира была жидкой только в нагретом состоянии, поэтому рисовали первобытные художники особыми кистями. Они использовали большие полые кости животных и, отрезав их концы, получали трубку, у одного конца которой художник закреплял срезанную со шкуры шерсть животного или мох (второй вариант был менее пригоден, зато проще в изготовлении). С другого конца трубки художник заливал краситель. Через некоторое время тот пропитывал прикреплённый клочок, и можно было творить. Конечно, такое первобытное устройство больше напоминает современный маркер, нежели кисть. Но иногда творцы не заморачивались с наполнением, а просто макали шерсть на кости в краситель и рисовали на скале. Неудивительно, что именно такую кисть считают бабушкой всех последующих. Одна из первых высокоразвитых цивилизаций зародилась в Древнем Египте. Все видели египетские миниатюры с уникальной техникой живописи. Для создания таких картин требовались иные кисти. Чаще всего их изготавливали из веточек или пальмовых волокон различной толщины. Для живописи, рисунка и письма применялись тростниковые палочки. Их концы тщательно обрабатывали ножом, благодаря чему придавалась необходимая форма.
Разумеется, в Древнем Египте кисти были нужны не только для рисования, но и для малярных работ. Египетские маляры пользовались другим инструментом, нежели художники. Специалисты выделяют три вида таких кистей: 1) пучки грубого волокна или веток, связанные вверху тонкой верёвкой таким способом, чтобы получилась ручка; 2) пучки более тонкого волокна (хотя и разной степени тонкости), сложенные пополам и перевязанные вдвое ниже места сгиба; 3) куски волокнистого дерева, которые колотили с одного конца до тех пор, пока волокна не расходились и не получалась бахрома. Конечно, некоторые из кистей, изготовленных перечисленными способами, больше напоминали щётки. Но ремесленник должен уметь работать с любым инструментом.
Помимо перечисленных видов работ в позднем периоде Древнего Египта появилась и другая живопись. Её представителями являются фаюм-ские портреты, получившие название по области Фаюм, лежащей на задворках Ливийской пустыни и заселённой египтянами. Это посмертные портреты усопших людей, заменившие посмертную маску. Все они выполнены в технике энкаустики, где минеральные краски имели восковую основу. Разновидностью энкаустики считают восковую темперу, характеризующуюся яркостью и насыщенностью красок. Рисовать такими красками можно было только в расплавленном виде. Хотя считается, что восковыми красками можно рисовать и без кистей, профессионалы работали только с кистями и каустериями (разогретыми металлическими стержнями с лопаточкой на конце). Кстати, в технике энкаустики были написаны и многие раннехристианские иконы.
Сокровище из Китая
В Древнем Китае бумагу, кисть, тушь и тушечницу называли «четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека». Для каждой из этих вещей был положен особый канон. Все оттого, что именно в этой стране получило неимоверное развитие искусство каллиграфии. В Китае это искусство называют философским учением и сравнивают с цигун. Ну а какая же каллиграфия без кистей?
Самая древняя из дошедших до нас каллиграфических кистей датирована периодом Сражающихся царств (403-221 год до н.э.). С того времени кисть многократно меняла свою форму. Классические китайские кисти, применяемые в каллиграфии и живописи гохуа, предназначаются для работы с тушью и минеральными красками. В зависимости от их предназначения каждая имеет различный вид и структуру ворса. Хотя в любой каллиграфической кисти используется только натуральный ворс. Сырьём для создания кисти является волос козла или зайца. Их шерсть отлично впитывает жидкость и удерживает её в достаточном количестве. При этом важно, чтобы кисть имела заострённый кончик, аккуратные волоски, округлую форму и завидную упругость. Классическую кисть делают только вручную. Её изготовление состоит из 70 этапов, в зависимости от стиля письма или живописи. В китайской традиции существует более 200 разновидностей этого инструмента. В прежние времена рукоятку кисти делали только из натуральных или драгоценных материалов. Встречаются кисти с рукоятками из нефрита, серебра, сандала, бамбука, слоновой кости, рога быка и т.д. Считается, что красивая кисть помогает художнику или писцу черпать вдохновение. Отсюда становится понятным, почему китайцы называли такие кисти сокровищами. Сегодня приобрести профессиональную кисть для каллиграфии в Китае несложно, но классические экземпляры по-прежнему стоят очень дорого.
Колонковая или беличья?
В наши дни кисти подразделяют прежде всего на два типа: художественные и малярные. Это разделение далеко не ново, ему тысячи лет.
Несомненно, развитие кисти протекало одновременно с развитием искусства живописи. В труде историка Ченнани от 1437 года приводятся данные об изготовлении кистей из хвостиков пушных животных. Сначала сырьё варят, потом связывают в пучки и вставляют в перья, служащие рукояткой. Как правило, использовали перья орла, гуся, курицы и даже голубя. Кисти из щетины тоже научились делать давно. Они хорошо подходили для работы с масляными красками и имели круглую или плоскую форму. Чаще всего использовали щетину домашней свиньи. Для прорисовки мелких деталей применялись кисти из куньего и колонкового волоса, красноватого или коричневого цвета. Также существовали мягкие кисти из волосков белки, египетского мангуста и козьего волоса. Больцен в своём сочинении от 1522 года упоминает изготовление кистей (Bensel) из беличьих хвостов. Эти кисти годились для акварельной живописи, ибо хорошо удерживали воду с красящим пигментом. Помимо беличьих, для работы акварелью использовались кисти из собольих хвостов, но их цена всегда была высока.
Тем не менее выдающиеся художники эпохи Ренессанса предпочитали не покупать, а сами делать и краски, и кисти. Например, голландский художник Герард Дау (1613-1675), отличавшийся высокой техникой живописи, работал только с кистями, изготовленными собственноручно.
Совсем другими характеристиками должны были обладать кисти для малярного дела. До XX века их делали из щетины. Причём использовалась более грубая и дешёвая щетина, нежели для художественных кистей. Позднее, в целях удешевления, в изготовлении малярных кистей применяли синтетические материалы.
Малярные кисти бывают нескольких видов: плоские, круглые, ракля, маховая и макловица. Плоская кисть удобна для получения гладкого и глянцевого покрытия, круглая — для окраски углов и стыков. А вот назначение ракли, маховой и макловицы знают немногие. Ракля — кисть для нанесения различных красок, грунтовок, клеёв и размывки побелки. Она имеет на рукоятке зажим для крепления на ведро. Маховую кисть используют для покраски стен, потолков и других больших поверхностей. Её диаметр, как правило, составляет 65 миллиметров, а длина волоса — до 180 миллиметров. Усовершенствованный вариант маховой кисти называют макловицей. По сравнению с предшественницей макловица отличается большей производительностью и качеством окраски.
Журнал: Загадки истории №26, июнь 2019 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Алексей Мартов
История кисти
Самый важный для живописи инструмент – кисть – пришел к нам из Древнего Китая. Правда, изначально главным ее предназначением было написание иероглифов, а не картин.
Кисти были как дорогими – из шерсти соболя и лисицы, так и дешевыми – из кошачьей или крысиной шерсти. Но, независимо от стоимости, владела кистями – как и умением обращаться с ними – лишь образованная знать.
Основание кисти делалось из бамбука и инкрустировалось драгоценными камнями и металлами, покрывалось эмалью и вообще всячески украшалось.
Изобретение кисти преобразило китайскую письменность до неузнаваемости: из скопления угловатых закорючек она превратилась в вид элитарного искусства, который глубоко почитается в странах Азии и по сей день. В Европе каллиграфия никогда не занимала столь почетного места – во многом это связано с тем, что здесь для письма изначально использовали перья.
Появлению кисти обязано своим возникновением и само искусство живописи. Как и каллиграфия, это занятие было привилегией высшей знати.
Сама история возникновения кисти насчитывает более трех тысяч лет. Первые живописные творения выполнялись на панцирях черепах и бычьих лопатках. Позднее в том же Древнем Китае была изобретена бумага (о ее истории мы поговорим в одной из следующих публикаций), и новые шедевры создавались уже на ней. И лишь намного, намного позже «рецепты» изготовления этих чудесных вещей дошли до Европы и получили там самое широкое распространение!