Как появилась бумага для дошкольников
НОД «История бумаги»
Светлана Отченашенко
НОД «История бумаги»
«ИСТОРИЯ БУМАГИ»
уточнить и расширить представления детей о бумаге, е видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека;
познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой;
развивать исследовательские действия, внимание, память, мышление;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Оборудование: прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.
Бумага: оберточная (подарочная, конфетные фантики); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетки, туалетная бумага, альбомная, копировальная. Предметы изготовленные из бумаги. Карандаши.
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети выходят в раздевалку. В это время пом. Вос-ля и дежурные готовят рабочие места к занятию.
Вос-ль. Показывает детям кораблик сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения В. Юркова «Бумажный кораблик».
«Кораблик непрочный, кораблик бумажный
Он в водном просторе, несется отважно.
К неведомым странам, в чужие места.
Вос-ль. Ребята, предлагаю вам отправится на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
Тогда смелее в путь.
Дети проходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
Вос-ль. В бумажной стране очень много бумаги. Перед вами разные виды бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Вся бумага одинаковая?
Дети: Нет.
Вос-ль. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
Поиграем в игру «Найди такую же полоску, как я». Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмёт один из листиков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдём такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончается.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).
Вос-ль. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей)
Из чего делают бумагу? (Ответы детей)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже ещё не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склееных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстрации) На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ иллюстрации) Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки)
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел её китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изготовления. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки)
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить её зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?
Дети перечисляют бумажные предметы.
Вос-ль. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Ответы детей.
Вос-ль. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
Ответы детей.
Вос-ль. Поиграем в игру «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательны. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шарф, яблоко, журнал).
Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.
«Она бывает докумнтом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоно,
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!»
Сейчас мы с вами будем исследователями и узнаем, какими свойствами обладает бумага.
1. Возмите газетный кусочек и опустите в воду. Что с ним происходит. (он намокает)
2. Возьмите картонную бумагу и с помощью ножниц поделите пополам. (режется, тяжело)
3. Возьмите гофрированный кусочек и пальчиками поделите на да кусочка, три. (рвётся)
4. Возьмите альбомную бумагу, положите на ладошку, сожмите. Что произошло с бумагой? (мнётся)
5. Вос-ль показывает сам
Возьму одну полоску, прижму её к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что случилось? (бумагу скрутило)
Бумага может скручиваться. Это тоже её свойство.
Какие свойства бумаги вы знаете?
У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу.
Вы встречались с ней раньше?
Как вы думаете для чего она нужна?
Сейчас мы это и увидим. Обследуем копировальную бумагу.
Какие стороны у бумаги?
Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листиков бумаги?
Ответы детей.
Дети складывают бумагу, рисуют по своему замыслу. Рассматривают работу.
Вос-ль. Сколько рисунков у вас получилось?
Как вам удалось это сделать?
Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Ответы детей.
Вос-ль. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.
Вам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?
Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь.
«Кораблик непрочный, кораблик бумажный
Он в водном просторе, несется отважно.
К неведомым странам, в чужие места.
(Дети выходят в раздевалку).
Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.
Проект «История семьи — история Отечества» Выполнили: дети старшей группы МБДОУ «Бобровский детский сад №5 «Сказка» Руководитель: Мельникова Светлана Николаевна Бобров 2017.
Конспект НОД «История электрической лампочки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Буденновска Буденновского района».
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОР НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием ЭОР. Тема: «История колоколов»Цель: Формирование у детей знаний.
«Оденем Ваню в русский костюм». Конспект НОД по рисованию на тему «История русского костюма» Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между.
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ с детьми от 2 до 3 лет «Игрушечная история» КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности с детьми в возрасте от 2 до 3 лет Тема: «Игрушечная история» Используемые образовательные.
Конспект НОД в средней группе «История города Ставрополя» Конспект НОД в средней группе «История города Ставрополя» ТЕМА: «История города Ставрополя» ЦЕЛЬ: 1. глубить знания детей об истории города;.
Конспект НОД «История города Михайловска» Тема: «История города Михайловска» Интеграция образовательных областей: «Познание» (духовно-нравственное воспитание). Задачи приоритетной.
Презентация «Как появилась бумага» для детей старшего дошкольного возраста
Антонина Николаевна Лысенко
Презентация «Как появилась бумага» для детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам презентацию «Как появилась бумага», которую я сделала для открытого занятия в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности «В мир бумаги». Надеюсь, что она кому – то поможет в работе с детьми.
1 слайд: Титульный лист.
2 слайд: Задолго до появления бумаги…в древности люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
3 слайд: В древней Греции писали на сырых глиняных плитках и дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой. Их неудобно было переносить и хранить. Они были тяжелые, хрупкие и легко ломались.
4 слайд: В древнем Египте на берегах реки Нил было найдено растение – папирус. Стебли его разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубочку. На папирусе рисовали и писали тонкими палочками. Длина такой книги была 100 шагов.
5 слайд: Пергамент впервые был изготовлен в государстве Пергам в Азии. Его делали из шкур телят и овец. Иногда книга, написанная на пергаменте, стоила дороже дома, потому что на ее изготовление уходило стадо телят или овец.
На что она была похожа?
Книга напоминала сундук.
6 слайд: На Руси писали на бересте. Это березовая кора. Сначала на ней писали грамоты, а потом и книги. Чем писали? Процарапывали костяным или железным писалом.
7 слайд: Бумагу впервые научился изготавливать в Китае изобретатель Цай Лунь. Клейкую массу из бамбука и воды раскатывали в плоский лист и сушили на солнце.
Конспект занятия по познавательному развитию «История возникновения бумаги» в подготовительной группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленушка»
Павинского муниципального района Костромской области
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «История возникновения бумаги».
Интегрированные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: познакомить детей с историей возникновения бумаги;
уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
способствовать развитию творческого мышления, познавательного интереса, воображения и творчества;
Развивающие:
развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду, режется, клеится, горит, сворачивается);
развивать мелкую моторику рук;
развивать активный и пассивный словарь по теме, подборе определений, в отгадывание загадок, в умение анализировать и делать выводы, обобщения.
развивать диалогическую речь;
воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, сундучок, квадратные листочки бумаги разных видов, емкости с водой, полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.). Листы бумаги для рисования и вырезания, шаблоны, копировальная бумага на каждого ребенка, таблица свойств бумаги, ватман с изображением ствола дерева, ножницы, клей, кисточки для клея.
Предварительная работа: экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части. Рассматривание разных видов книг, фотографий, книжек-самоделок. Обведение шаблонов, вырезывание по контуру.
Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок).
Наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей,
Практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности)
Игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика)
Аналитический метод (анализ работы детьми).
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Цель: Создать мотивацию на предстоящую деятельность
1. Организационный момент
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
Улыбки с радостью дарим мы вам.
-Дети, к нам кто то стучится. Это почтальон принёс посылка
-А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Дружу с карандашом
Заметочку на мне кладет.
-А здесь и письмо. Хотите узнать от кого?
-Пишет вам Незнайка, я хочу узнать что такое бумага и откуда она поялась. Помогите, мне пожалуйста! Я вас обязательно отблагодарю. Вас ждёт сюрприз. Большое спасибо. Незнайка.
Бумага
Цель: познакомить детей с историей возникновения бумаги;
-Дети послушайте рассказ о получении бумаги
СЛАЙД 2 Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу.
А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло.
СЛАЙД 3Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу
С начала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом!
-Ребята, а какие предметы сделанные из бумаги в нашей группе
Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги.
-Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери словечко».
Стакан из бумаги
Салфетка из бумаги
Цветы из бумаги
Конверт из бумаги
Пакет из бумаги
Коробка из бумаги
Игрушки из бумаги
Сумка из бумаги
Кукла из бумаги
Лента из бумаги
Новогодняя цепь из бумаги
Новогодний фонарик из бумаги
-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
-Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
-А прочная ли бумага? Мы сейчас проверим.
-А сейчас мы отправимся в мастерскую опытов. Вы согласны
-Вы, хотите там побывать?Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
Опыт 1. – А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? У всех.Сделаем вывод:
– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
В. –Возьмите карандаш и скрутите на него полоску бумаги. Теперь уберите карандаш. Что получилось?
Это тоже ее свойство.
– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло?
Сделаем вывод «Бумага намокает и распадается».
Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.
Вывод: бумага горит.
Воспитатель: Ребята посмотрите и вспомните, какие свойства бумаги вы узнали
– Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.
–А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает». Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
-Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойствах.
А вот у меня листочки и хочу предложить вам склеить книгу и отправить Незнайке
Вот какая замечательная книга у нас получилось. Дети, а как мы книгу Незнайке отправим?
Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской.Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки.
бумажный стакан;
бумажная салфетка;
бумажные цветы;
бумажный конверт
бумажный пакет
бумажная коробка
бумажные игрушки
бумажные сумки
бумажные куклы
бумажные ленты
бумажная новогодняя цепь
бумажная цепь
бумажный фонарик
потому что бумага рвётся, она непрочная
Бумага мнется
Бумага рвется
Бумага скрутилась.
Бумага может скручиваться.
Вся бумага намокла?
Бумага намокает и распадается».
Бумага мнется, рвется, намокает, скручивается, опасное свойство – бумага горит.
Цель: Подвести итог деятельности.
3. Заключительная часть.
– Интересно было в мастерской?
– А что нового вы узнали про бумагу?
– А как надо обращаться с бумагой и книгами?
-Что вы расскажете дома родителям?
-Незнайка вас благодарит и дарит вам вот такие красивые книги
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.
Конспект занятия по познавательному и физическому развитию «Школа пожарной безопасности» в подготовительной группе Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель. Расширять знания о профессии пожарного. Продолжать.
Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.
Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?» Цели. Научить различать животных по способу питания (травоядные, хищные, всеядные); Образовательные: обобщить, расширить, систематизировать.
Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Конспект занятия «Путешествие в прошлое бумаги» (старшая группа)
Евдокия Ткачёва
Конспект занятия «Путешествие в прошлое бумаги» (старшая группа)
Познакомить детей с истории возникновения бумаги.
Обогащать словарь детей следующими словами: береста, пергамент;
Развивать логическое мышление, речь.
Воспитывать у детей интерес к истории.
Материал к занятию: береста, кожа, бумага.
Ход ОД
-Ребята, что я держу в руках? (Лист бумаги.)
-Да это обыкновенный лист бумаги.
-А вы знаете, что раньше бумаги не было?
-Что было вместо нее?
-Итак, коллеги, откуда появилась бумага? Я должна сказать вам, что давно очень люди писали на бересте.
Дети отвечают на вопрос, если затрудняются, я помогаю им с ответом.
Дети отвечают на вопрос.
-Конечно, для того что бы писать, делать изделия для аппликации, изделия для отделки квартиры- обои, изделия для дома – салфетки, туалетная бумага и т. д.
Если дети затрудняются называть принадлежности, сделанные из бумаги. То я помогаю им вспомнить, что делают из бумаги.
-Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу уже пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. Очень важен сбор макулатуры.
Итог: Словесное поощрение детей, за активное участие на занятии.
Обобщающие вопросы по теме.
Конспект занятия «Путешествие в страну здоровья» (старшая группа) Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни. Задачи: Создать условия для формирования представления детей с понятием.
Фотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группа Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, продолжать знакомить детей с общественными зданиями города их.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.
Конспект итогового занятия «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа) «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа). Туева Татьяна Цель: Систематизировать представления детей об Антарктиде, как о самом чистом.
Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну математики — состав числа 7» (старшая группа) Задачи. Формировать представления детей о составе числа 7. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в рамках кружковой деятельности «Совята». Старшая группа Задачи: уточнить и расширить знания детей сове: особенностях внешнего вида, образе жизни. Продолжать учить скручивать полоску гофрированного.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.
Конспект занятия «Путешествие в страну бабочек» с презентацией. Старшая группа Тема: Путешествие в страну бабочек с презентацией. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, коммуникативное, речевое,.