Как появилась балалайка в россии
История балалайки
Происхождение
По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному, мужицкому.
Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на подмостки концертных залов.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры. По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано отправлять в ссылку. На домрах любили играть скоморохи. Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто исчезнет.
Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.
Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья, постоянно менялась.
Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.
Расцвет балалайки
Из небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.
В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках. Произошло это при содействии императора Александра Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в красивый профессиональный инструмент.
Подозревал ли Василий Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.
Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом народности.
Кто придумал балалайку?
Какой музыкальный инструмент во всем мире прочно ассоциируется с Россией? С огромной долей вероятности в ответ на этот вопрос вам назовут балалайку – и будут правы. Казалось бы, столь узнаваемый символ страны должен был существовать у наших предков испокон веков, однако это не совсем так. Первые письменные упоминания о балалайке относятся к семнадцатому столетию. Музыкальный инструмент описан в московских хрониках 1688 года. Наибольшую популярность балалайка и вовсе обретет уже в XIX веке, превратившись из народного инструмента в главное светское развлечение.
Запрещенный инструмент
Гораздо старше балалайки другой инструмент – домра, хотя судьба ее на Руси незавидна. В 1648 году царь Алексей Михайлович объявил настоящую войну скоморохам, которые, по его мнению, неуважительно относились к представителям власти и духовенства. Поскольку шутливые песни скоморохи исполняли под аккомпанемент домры, то досталось и ей. Государь приказал инструменты «выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». За хранение домры можно было получить несколько ударов батогами. На несколько десятилетий инструмент выпал из народной жизни, однако со временем ему нашлась замена. Вместо домры научились мастерить балалайки, которые считались упрощенной версией некогда запрещенного инструмента.
Балалайка быстро распространилась по деревням и городам. Стоила она дешево – около 30 копеек, продавалась в каждой лавке. В XVIII веке трудно было найти крестьянский дом, в котором никто не умел играть на балалайке. Однако этот инструмент не воспринимали всерьез: балалайка ассоциировалась с примитивным и даже грубым искусством, овладение которым не требовало большого таланта и серьезного образования. В XIX веке, когда после повального увлечения западноевропейскими традициями зародилась мода на все русское, на балалайку обратили внимание профессиональные музыканты, однако не решались всерьез взяться за этот инструмент из-за его репутации «мужицкого» и «безвкусного». Вдохнуть в балалайку новую жизнь и сделать ее популярной среди представителей аристократии решился Василий Васильевич Андреев – музыкант-самоучка, выходец из купеческой семьи.
«Балалаечка во фраке»
В 1880-х годах Василий Андреев путешествовал по Италии. Там он обратил внимание, как уличный музыкант играет на мандолине, а затем тот же инструмент заметил на светском вечере в оркестре. Мандолина заставила Андреева вспомнить о трехструнке, на которой любил играть его дворовый. Тогда-то музыкант и решил, что балалайка заслуживает того, чтобы из «низкого» народного инструмента стать элитарным. По меткому выражению Петра Ильича Чайковского, Андреев положил жизнь на то, чтобы «одеть балалаечку во фрак». Первым делом он захотел изготовить инструмент не из дешевых материалов, а из горного клена, да еще и по авторскому эскизу. Когда Василий Андреев обратился к известному петербургскому мастеру скрипичных дел, тот подумал, что музыкант шутит. Тогда заказчик пошел на хитрость: посетил мастера вновь, достал простенькую балалайку, купленную на ярмарке, и виртуозно сыграл на ней народную песню. Пришлось мастеру сдаться и на условиях строжайшей анонимности выполнить необычный заказ. Дальнейшее признание «улучшенной версии» народного инструмента не заставило долго себя ждать. Андреев устраивал концерты, основал «Кружок любителей игры на балалайках», познакомил с инструментом царскую семью… И вот уже скрипичные мастера сами наперебой предлагали музыканту свои услуги.
Николай II писал Василию Андрееву: «Я вижу за вашим делом – дело государственного значения». В годы правления последнего императора балалайка превратилась в главное светское развлечение, и даже в воинских частях стали появляться оркестры балалаечников. Андреев тоже не сидел сложа руки – в конце века он создает оркестр из великорусских инструментов: балалаек, домр, гуслей. Музыкант сначала сам играл в оркестре, а потом выступал в качестве дирижера и давал сольные концерты. В 1913 году состоялось празднование символического двадцатипятилетнего юбилея балалайки в Мариинском театре. Сборы от концерта пошли на поддержку экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс. Федор Шаляпин после окончания мероприятия обратился к Андрееву: «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир». Но далеко не всем было известно, каких усилий стоило это музыканту. На содержание коллектива Василий Андреев отдал все наследство, доставшееся ему от отца. Несколько десятин леса и пашни он сдавал в аренду, но к концу 1890-х годов все равно испытывал проблемы с финансами. Несмотря на бешеную популярность Великорусского оркестра, субсидий для него он дождался лишь в 1914 году. Дела пошли лучше – 25 тысяч рублей в год по личному распоряжению императора оказались нелишними. Правда, долго наслаждаться привилегированным положением Андрееву не довелось. В 1918 году музыкант скончался, и в жизни оркестра вновь настали трудные времена.
Путешествие за границу
Великорусский оркестр впервые выступил за границей в 1889 году на Всемирной выставке. В Русском павильоне в Париже концерт произвел фурор: публика надолго запомнила балалайку, и с тех пор инструмент за рубежом стали воспринимать как символ России. Через три года Василий Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств, позднее – получил орден Почетного легиона. В иностранной прессе писали: «Андреев со своими балалайками сделал для России больше, чем русская дипломатия. Америка, родина джаза, континентальная Европа, родина классической музыки, превозносили гений Андреева, рукоплескали его золушке-балалайке».
В 1909 году солист Великорусского оркестра балалаечник Борис Трояновский был на гастролях в Англии и получил предложение выступить в Виндзорском замке. Там его слушателями стали ни много ни мало два короля – британский монарх Эдуард VII и португальский правитель Мануэл II. Короли с искренним удивлением признались, что не ожидали такого мастерского исполнения на столь простом инструменте. А вот самому Трояновскому по душе куда больше пришелся не вечер с королями, а поездка в Ясную Поляну ко Льву Толстому. После небольшого концерта писатель воскликнул: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!». Высокая оценка была дана по праву: современники называли Бориса Трояновского «русским Паганини». Он наравне с Василием Андреевым внес огромный вклад в популяризацию балалайки. Во время Первой мировой войны Трояновский постоянно выступал перед фронтовиками, а в годы Великой Отечественной – находился в блокадном Ленинграде и выступал в госпиталях и на предприятиях.
История балалайки – что это за инструмент такой и когда он появился
Балалайка относится к музыкальным инструментам, которые стали значимой частью народной культуры. Балалайка — что это такое: по одной версии, название произошло от глагола «балаболить», по другой – от тюркского «бала» — «дитя». В старину инструмент считался сугубо праздничным. О нем говорили: «Балалайка не играет, она разоряет». Поговорка значила, что, увлекшись игрой, человек забывает о важных делах, поэтому брать инструмент лучше только на праздники.
Что такое балалайка
Это народный русский музыкальный инструмент, относящийся к щипковому струнному типу. Упоминания о балалайке, которые предоставляют официальные документальные источники, датируется концом 17 века, хотя появился инструмент раньше.
Корпус в форме треугольника либо овала. Количество струн — 2-6. Играя на балалайке, обычно бряцают по струнам либо совершают тремоло.
История происхождения инструмента
Точно сказать, кто и где изобрел балалайку, когда она появилась, невозможно. В конце 17 века она воспринималась негативно, поскольку напоминала домру, игра на которой в то время была под запретом. Дело в том, что под домру напевали сатирические песенки о власть имущих и ситуации в государстве. Балалайку тоже многократно запрещали, столько же раз разрешали.
История создания балалайки имеет 2 версии. По первой, ее создали тюрки, у них балалайка использовалась для укачивания маленьких детей. По другой версии, это инструмент русских крестьян, использовавшийся на праздниках для увеселения.
Старинные балалайки выглядели не так, как современные. Изначально они были округлые, и только чуть меньше 3 столетий назад обрели знакомую нам треугольную форму. Самые первые изделия имели всего 5-7 ладов. В 18 веке балалайка стала настолько популярной, что вызывала интерес даже у дворянства. В конце 19 века русский музыкант Василий Андреев организовал ансамбль балалаечников. Он занимался совершенствованием конструкции инструмента, создавал экземпляры по своим чертежам.
Сегодня после непродолжительного упадка балалайка — популярный музыкальный инструмент, без которого не обходится ни один большой оркестр.
Общее описание и конструкция
Балалайка по конструкции родственна домре, гитаре, бандуре. Треугольная основа инструмента называется фартук. Его делают чаще всего из еловой или пихтовой древесины. От фартука отходит гриф, аналогичный ему по длине. Вдоль него тянутся струны, на нем находятся метки. Внешний край грифа изогнутый. На его конце находится лопатка — место размещения 3-х колок для регулировки струн.
На балалайке играют преимущественно веселые мелодии, отличающиеся частыми и высокими нотами.
Балалайки менялись в угоду времени. Современные изделия делятся на 3 вида в зависимости от назначения.
Академическая
Классический вид, применяемый в современности в оркестрах, на концертных выступлениях, в музыкальных школах. Инструмент оснащен панцирем.
Традиционная
Вид без панциря, чаще всего с металлическими струнами. Порожек находится ниже, что обеспечивает более мягкое звучание. Струны совсем мало отстают от грифа. Инструмент оптимален для выступления соло и для учебных целей. До конца 19 века был 6-струнным.
Электроакустическая
Звучит почти так же, как обычные инструменты, только для воспроизведения звука требуется электропитание. Выглядит инструмент более привлекательно. Звук можно изменить, если подключить специальные эффекты.
Строй
Пока в конце 19 века балалайка не стала оркестровым инструментом, у нее не было определенного строя. Каждый музыкант настраивал инструмент по своему усмотрению.
Все изменилось, когда балалайками занялся Василий Андреев. Он ввел академический строй: 2 унисонные струны «ми», третья «ля» выше на кварту, обе — «ми» и «ля» относятся к 1-ой октаве. Есть еще общепринятый народный строй: «соль» — «ми» — «до». Он прост в плане трезвучия, но делает проблематичной игру по струнам, не прижатым к ладу. Также существует более 20 местных национальных настроек.
Квартово-унисонный
При этом академическом строе тона звучания балалайки размера прима чередуются так: EEA. Промежутки — чистая прима, то есть без тонов, и кварта. Начало диапазона — «ми» 1-ой октавы. Инструмент размера секунда имеет строй ниже на квинту, а балалайка альт — на октаву. Диапазон инструмента прима, имеющего 24 лада, — 2 октавы и 5 полутонов: «ми» 1-ой октавы — «ля» 3-ей.
Терцовый
Он же народный строй. В его основе большое трезвучие: DF#A либо CEG.
Квартовый
Инструменты всех размеров, помимо примы, обладают строем, основанным на чистой кварте: EAD. Так же настраивается 3-струннная домра. Диапазон размера бас, имеющего 15 ладов, — 2 октавы и 1 полутон: «ми» большой октавы — «фа» 1-ой.
Размеры
Все размеры современных балалаек — результат труда Василия Андреева. По его чертежам и рекомендациям мастера Пасербский и Налимов изготавливали музыкальные инструменты. Пасербскому удалось запатентовать изобретенные им вариации в Германии.
Современные музыканты используют этот вид инструмента для исполнения соло и аккомпанемента. Особенность — усиленное натяжение струн: до 100 %, если сравнивать с размером прима.
Используется в оркестрах для фонового звучания. Звучит низко. Ширина большая, доходит до 80 см.
Контрабас
Обязательный оркестровый инструмент, издает басовые звуки: густые и протяжные. Поскольку он крупный, в длину достигает 1,7 м, то для игры его устанавливают вертикально с поддерживающим штырем.
Прима
Самый распространенный размер, самый компактный: 60-70 см. Используется для игры соло и обучающих целей.
Секунда
Звучит выше, чем прима. Обычно используется для создания тремоло. Подходит и для соло, и для аккомпанемента.
Распространенность
Балалайка и раньше на Руси, и сейчас в России, Украине, Беларуси остается популярным музыкальным инструментом. У туристов, посещающих Россию, это самый востребованный сувенир, помимо матрешки. Самое старое из сохранившихся изделий имеет возраст 130 лет, увидеть его можно в музее в Ульяновске. Активно популяризировал балалайку император Александр III, он даже отправил балалаечников на Парижскую выставку.
В современной России почти каждый крупный и средний город имеет народный оркестр, в котором непременно есть балалайка. И даже в далекой Японии знают о балалайке, любят играть на ней, создали группу балалаечников «Kitagawa Balalaika Orchestra».
Длительность обучения ребенка игре на балалайке составляет 5-7 лет. В среднем специальном учебном учреждении обучение длится 4 года, в вузе — 5 лет.
Настройка
Наиболее часто применяемые настройки:
Помимо вышеперечисленных, популярны некоторые региональные настройки. Многие балалаечники используют сразу несколько настроек, тем самым создают оригинальные мелодии.
Чем отличается от домры
Схожи инструменты тем, что являются щипковыми и старинными. Различий больше:
Как выбрать
При покупке балалайки необходимо обратить внимание на внешний вид и удобство использования. На музыкальном инструменте не должно быть царапин, трещин, отколовшихся кусков. Постучите по деке: она не должна потрескивать. Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть.
Проверьте качество каждой детали:
Уход и хранение инструмента
В процессе длительного использования постепенно загрязняется зона, где пальцы ударяют по струнам. Для очищения необходимы специальные чистящие и полирующие средства для музыкальных инструментов. Чтобы колки работали нормально, необходимо всю конструкцию периодически смазывать, протягивать винты.
Если некоторое время балалайка будет лежать без дела, следует ослабить натяжение струн. Разрыв струн возможен в следующих случаях:
Хранить балалайку следует в чехле. Недопустимо оставлять ее возле камина, радиатора отопления, в автомобиле. Нельзя хранить инструмент на балконе, лоджии, веранде, чердаке, в гараже.
Всё, что вы хотели знать о балалайке
Когда на Руси была придумана балалайка? Краткая история возникновения балалайки
Откуда взялось название балалайка? Почему балалайка – это символ России?
Почему балалайка треугольная? Отчего балалайка запрещена в Америке?
Когда в России появилась балалайка?
Первое письменное упоминание о балалайке датируется 13 июня 1688 года. Современный же вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
Какова история возникновения балалайки?
Несмотря на то, что «профессиональные» исследователи не могут определённо сказать, откуда на Руси взялась балалайка – то ли от татар, то ли от киргизов-кайсаков, то ли ещё от кого-то – тем не менее они по какой-то только им ведомой причине твёрдо уверены, что инструмент этот непременно заимствованный. Ну а как иначе? Ведь в представлении подобных «профессионалов» балалайка является настолько сложным инструментом, что русским мастерам, изготавливавшим гусли и цимбалы – такое изобретение сделать было попросту не под силу. И не важно, что весь мир считает балалайку русским изобретением, берущим своё начало от другого русского инструмента – домры. Главное ведь безапелляционно заявить, что балалайка заимствована, и точка.
Предшественница балалайки – домра (не путать с домброй) – долгое время была излюбленным музыкальным инструментом скоморохов. Однако в XVII веке в результате инициированной московским духовенством кампании по искоренению остатков ведической культуры, все народные музыкальные инструменты подверглись уничтожению. Желая сохранить домру, русский народ стал изготавливать её кустарно, значительно упростив конструкцию, в результате чего и появился прототип балалайки.
Придя на смену домре, балалайка быстро распространилась в народе, а затем и в более образованных кругах. Но примитивность и несовершенство самой конструкции, долгое время удерживали инструмент на уровне народного творчества (в распоряжении исполнителя того времени, было в прямом смысле 5 ладов и 7 нот). Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на её пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Увидев в ней огромный потенциал, Андреев усовершенствовал инструмент, максимально расширив его возможности. Теперь балалайки, подобно скрипкам, изготовлялись музыкальными мастерами из лучших пород дерева. Вскоре были созданы разновидности балалаек: секунда, альт, бас, контрабас. С этого момента начинается история профессионального исполнительства на инструменте, балалайка включается в систему профессионального музыкального образования.
Почему балалайка треугольная?
Хотя по факту ранняя балалайка являлась видоизмененной домрой, её корпус делали не полукруглым, а обрезанным снизу. Такое очертание кузову инструмента придавалось не в акустических целях, а для меньших трудностей при самодельном сооружении. Со временем корпус инструмента упростился до треугольной формы, которая в кустарном изготовлении более проста и удобна.
Почему балалайку назвали балалайкой?
Правда ли, что балалайка запрещена в США?
Запрет на производство или продажу балалаек в США – миф. В своё время с целью проверки данной информации одно из российских изданий обратилось с запросом сразу в несколько американских ведомств, а также просмотрело все находящиеся в свободном доступе санкционные документы минфина и минторга США. О балалайках на официальных сайтах – ни слова. Окончательную точку поставил пресс-секретарь посольства США в Москве Уильям Стивенс: «Мы не располагаем какой-либо информацией о существовании американского закона, запрещающего импорт, производство или продажу балалаек на территории нашей страны. Многие американские компании продают балалайки в США».
Почему балалайка считается символом России?
Балалайка, наряду с гармонью, является излюбленным музыкальным инструментом русского народа. Свою всемирную известность балалайка приобрела в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Концерты, которые дали музыканты кружка Василия Андреева в Русском павильоне, имели ошеломляющий успех, а трёхструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыкальной культуры. И хотя покупка балалайки – удовольствие не из дешёвых, тем не менее она продолжает оставаться одним из самых популярных подарков, которые иностранцы везут из России, проигрывая в массовости покупок разве что матрёшке и ушанке.
Балалайка – история самого узнаваемого русского народного инструмента
Самое первое упоминание балалайки было зафиксировано еще в 1688 году, но именно современная вариация инструмента, дошедшая до наших дней, появилась с 1883 года. Есть такое заблуждение, что балалайка была позаимствована от другого народа, может быть татар, а может быть киргизов. Но это не мешает тому, что балалайка признана именно русским инструментом и является первой ассоциацией у иностранцев о нашей стране.
Предшественницей балалайки считается домра, которой долгое время с удовольствием пользовались скоморохи. Продолжалось это до тех пор, пока в 17 веке московское духовенство не подвергло уничтожению все музыкальные инструменты. Народ не смог жить без музыки, мастера и даже простые люди стали изготавливать домру «кустарно», то есть самостоятельно.
Из этого факта и вытекает ответ на вопрос, почему балалайка имеет треугольную форму. При изготовлении самодельных инструментов по типу домры, их конструкцию сильно упрощали, делав корпус не закругленным, а просто обрезанным. Из-за несовершенства этой конструкции, инструмент еще долго оставался на уровне любительского творчества. Со временем корпус балалайки совсем упростился до треугольного и ее наконец-то признали и включили в систему музыкального образования. Теперь балалайки изготавливаются из лучших пород древесины и признаны народным инструментом.
За это можно поблагодарить Василия Андреева, страстного поклонника русской народной музыки, ведь это именно он разглядел потенциал в инструменте. Он усовершенствовал балалайку и расширил ее возможности, ведь у музыкантов имелось всего 5 ладов и 7 нот. В дальнейшем балалайка даже дала начала для других инструментов, таким образом, ее разновидностями стали аль, бас, секунда, и контрабас.
Что касается мировой славы, то балалайка впервые была продемонстрирована в Париже, на всемирной выставке спустя небольшой промежуток времени, в 1889 году. Выступления балалаечников в русском павильоне покорили всех гостей, и с того времени балалайка стала одним из главных символов русской культуры. Настоящая балалайка, можно сказать, не самый дешевый сувенир, но, несмотря на это, ежегодно иностранцы приобретают их в качестве памятного подарка, после поездки в России
В настоящее время обучиться игре на балалайке может каждый желающий. Такой инструмент есть в программах почти всех музыкальных школ, а взрослые могут освоить балалайку даже самостоятельно.
Купить балалайку можно в надежном магазине РФМИ (Раменская фабрика музыкальных инструментов), и эта компания не просто продает инструменты, она сама же является их изготовителем. Это большой плюс, так как есть возможность лично контролировать каждый этап создания нового инструмента и выбирать только качественные материалы. Таким образом, можно заказать уникальное изделие с доставкой по всей стране. Кроме балалаек можно приобрести домры и гусли, также собственного производства, из материалов высокого качества.